Заметки на полях
В этом разделе я собираюсь помещать краткие комментарии к событиям в банковской системе России и вокруг нее.
19.07.2001. Совет директоров АРКО продлил кредит Альфа-банку.
19 июля 2001 года Совет директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) на своем заседании решил пролонгировать выданный Альфа-банку кредит на срок до 2 лет.
Кредит в объеме 1 млрд. рублей был выдан Альфа-банку летом 1999 года по ставке в размере 50% от ставки рефинансирования ЦБ РФ (с 4 ноября 2000 года ставка составляет 25% годовых).
На рынке Альфа-банк такие ресурсы на такой срок мог бы привлечь под не менее чем 18%, наиболее вероятно, процентная ставка составила бы около 20% (для сравнения: в начале июня 2001 года Пробизнесбанк разместил 6-месячные облигации под 20,5% на сумму 150 млн. рублей). По кредиту АРКО расходы Альфа-банка составят всего 12,5%. Что эквивалентно экономии в размере не менее 5,5% пункта (55 млн. рублей). Именно в такую сумму можно оценить субсидию государства Альфа-банку.
Если же учесть, что реальные доходы, полученные за счет этих ресурсов, составят примерно 25% в год, то оценка объема дополнительного дохода в результате кредита АРКО поднимается до 125 млн. рублей в год (примерно $4 млн.).
Примечательно, что первоначально кредит выдавался на развитие филиалов Альфа-банка в регионах, которые в результате кризиса лишились полноценного банковского обслуживания. Теперь же обоснование пролонгации кредита со стороны Альфа-банка состояло в том, что региональные филиалы банка столкнулись с острой конкуренцией со стороны региональных банков и Сбербанка и пока не вышли на уровень безубыточности.
«Благодаря отсрочке кредита погашение последнего транша совпадает по времени с выходом наших филиалов на нулевой уровень рентабельности, -- сказал зампредседателя Альфа-банка Олег Сысуев газете «Время новостей». -- А это означает, что региональная банковская система в лице Альфа-банка будет успешно конкурировать со Сбербанком и, что очень важно, с мелкими региональными банками». Иными словами, как и в случае с деятельностью самой АРКО (см. рубрику "Горячее" - Реструктуризация банков АРКО не достигла заявленных целей"), и в данном случае первоначальные цели кредитования были полностью утрачены, и ныне государство помогает не развивать банковскую системы регионов, а одному банку конкурировать с другими.
Все это идет в разрез с "Концептуальными вопросами развития банковской системы Российской Федерации" - документом, принятым ЦБ и который весьма понравился МВФ, как я понял из общения с миссией МВФ в Москве. В этом документе прямо сказано в разделе "Принципы и сфера участия государства в реформировании банковской системы ", что государство "не допускает каких-либо привилегий для отдельных кредитных организаций или их клиентов". Действительно появление подобного документа, например, в 1995 году было бы невозможным, но в и в 2001 году его реализация остается маловероятной.
P.S. В том же документе сказано: "Воздействие государства на банковскую систему осуществляется главным образом путем формирования адекватной законодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций, контроля за исполнением требований законодательства и нормативных актов. Непосредственное влияние на функционирование банковской системы через участие в капитале кредитных организаций носит ограниченный характер с общей тенденцией к сокращению этого участия в перспективе".
В реальности за последние 2 года доля банков с государственным участием только росла, в том числе за счет вливания капитала в государственные банки - ВТБ, Российский банк Развития. В июле 2001 года было решено, что государство нарастить свою долю в капитале Сбербанка при следующей эмиссии, а вопрос о его приватизации снят с повестки дня. Вчера же, 18 июля 2001 года ЦБ РФ утвердил итоги третьей эмиссии акций Россельхозбанка в объеме 2 млрд. рублей. Как отмечается в пресс-релизе банка, его уставный капитал с учетом эмиссии составил 2,805 млрд. рублей. Согласно информации, всего с начала этого года уставный капитал банка увеличился в 7,5 раз.
Архив комментариев