ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Что такое человек?

Давайте подумаем о том, что такое существование человека, или о том, каким оно должно быть в общепринятом значении. Можно сказать, что жизнь человека состоит в постоянном решении им вопроса, как следует жить. Другими словами, человеческая жизнь — это бесконечный процесс самоформирования. В обществе человек живет, поддерживает связи с другими людьми, и эти взаимоотношения с другими людьми бывают проникнуты различными чувствами, такими, как злоба и пренебрежение в одном случае, любовь и уважение — в другом. Иными словами, здесь наблюдается прямая зависимость от того, как развивались отношения между конкретным индивидом и окружающими людьми, какие чувства испытывает в отношении индивида партнер, каким образом складывалась собственная жизнь индивида и т. д. Однако человек не должен находиться в односторонней полной зависимости от этих обстоятельств.

Человеком в полном смысле этого слова может быть лишь тот, кто осознанно готов к общению с любыми людьми, проявляя в отношении их чувства любви и уважения вне зависимости от того, как складывались взаимоотношения в прошлом и какие чувства питает к тебе партнер. Несомненно, что в душе каждого человека уживается сложный клубок противоречий: любовь и ненависть и так далее. Если жить по принципу — злом отвечать на зло, то это приведет мир к хаосу и гибели.

В «Сутре Лотоса», которую святой Нитирэн почитал как одну из высших сутр, излагающих учение Будды, рассказывается о следующем эпизоде.

Рекомендуем:

Получить автокредит еще никогда не было так просто! Автокредиты для физических лиц отличаются привлекательными условиями: быстрым принятием решения, минимальным пакетом документов, разнообразными и удобными способами погашения кредита.

В далеком прошлом жил бодисатва, которого звали Фуге, что означает «человек, который не относится пренебрежительно к другим». Этот бодисатва проповедовал, что любому человеку присуща святость Будды. Поэтому Фугё поклонялся людям. Последние же насмехались за это над бодисатвой и издевались над ним. Некоторые даже кидали в него камни и били палкой. Однако бодисатва неизменно проявлял уважение даже к тем людям, которые причиняли ему вред и так жестоко с ним обращались, и, несмотря ни на что, не отказывался от своих молитв.

В тексте Сутры проповедуется, что в лице бодисатвы Фугё в действительности предстает сам Будда в одном из прежних своих обликов. Тот факт, что в «Сутре Лотоса» описывается этот эпизод, свидетельствует о желании показать, каким должен быть в будущем Человек, исповедующий учение Будды. Однако я не хотел бы ограничиваться одним лишь изложением учения Будды. Я хотел на этом примере показать, каков должен быть подлинный облик Человека в широком смысле слова.

В Японии наиболее глубоко в дух «Сутры Лотоса» проник основоположник учения Нитирэн — святой Нитирэн, который учит, что самое главное в учении «Сутры Лотоса» выражено в эпизоде с бодисатвой Фугё, где дан истинный образ Человека, каким его проповедует Будда.

В своих действиях человек чаще всего руководствуется условиями окружения и отношением к нему партнеров. Если партнер тебя ненавидит, то со своей стороны ты относишься к партнеру также с ненавистью. Нередко партнер, заподозрив, что ты испытываешь к нему враждебность, тоже начинает проявлять враждебность в отношении тебя.

Таким образом, человек, который руководствуется условиями, зависящими от партнера и окружения, или своими сумасбродными идеями, — это человек со слабой жизненной позицией. Сильным человеком можно назвать лишь того, кто способен преодолевать трудные условия и, не поддаваясь влиянию враждебного окружения, проявлять добросердечие и уважение к людям. Именно в этом заключена настоящая сила человека.

В конечном счете, отвечая на вопрос: «Что такое человек?», я думаю, можно сказать, что настоящий человек — это тот, кто, несмотря на любые внешние условия и обстоятельства, субъективно сохраняет чувства доброжелательности и уважения по отношению к другим людям. В этом смысле война является самым крайним антиподом образа настоящего Человека.

С моей точки зрения, мы затрагиваем целый ряд актуальнейших проблем, которые касаются человеческой личности: что такое человек, каким должно быть его отношение к окружающему миру, к другим людям. В моем представлении эти вопросы составляют единую проблему современности: человек, человечество и судьбы мира.

Прежде всего мне хотелось бы обратить внимание на то, что отношение человека к другим людям, окружающему миру существенно зависит от того, каков этот мир, каковы эти люди. Очевидно, что мир древнего человека, о котором говорилось в учении Будды в упомянутой вами «Сутре Лотоса», и мир современного человека ставили перед представителями разных цивилизаций качественно различные задачи, требовали от них различных свойств и качеств. А в наш бурный XX век с его космическими скоростями, стремительно протекающими процессами перед человеком встают все более сложные в этом плане проблемы, возникают качественно новые условия, требующие глубокого переосмысления самих основ существования, жизни, общества. Все это не может не оказывать влияния на формирование как самих людей, так и их представлений, идеалов, ценностей. Именно с этих позиций я бы и рассмотрел нормы поведения, присущие современному человеку.

Я вполне согласен с вашими рассуждениями, что отношение человека к другим людям не должно определяться исключительно тем, каковы их индивидуальные особенности и качества. Сегодня каждому человеку приходится вступать в огромное количество связей, которые не могут эффективно реализоваться, если в обществе — будь то в рамках одной страны или в мировом сообществе — не гарантировано то, что можно определить как культура общения.

Я согласен с вами: отвечать злом на зло — значит повергнуть мир в хаос, привести его к гибели. Вместе с тем мир, который окружает нас, противоречив. В нем постоянно происходит борьба: слабого и сильного, угнетателя и угнетенного, правды и лжи. Интеллигентность, цивилизованность вовсе не означают бесстрастного отношения к добру и злу, к угнетателю и угнетаемому. Более того, как показывает весь опыт человечества, чтобы победить зло, недостаточно дать ему лишь морально негативную оценку. Нашей стране пришлось пережить самую разрушительную в истории войну. В ней советский народ потерял более 20 миллионов человеческих жизней, и если бы мы с оружием в руках не отстояли право на собственную свободу, независимость — просто на существование, это бы обернулось катастрофой не только для нашего государства, но и для всей мировой цивилизации.

Я вас хорошо понимаю. Если говорить о второй мировой войне, то японский милитаризм принес японскому народу самые огромные за всю историю существования Японии потери и лишения. Можно сказать, что в этой войне СССР, США, Франция и Великобритания выступили в защиту цивилизации. Однако, если разразится третья мировая война, то человечество погибнет.

Вот почему, как справедливо сказал в своем обращении к народу Соединенных Штатов Америки Михаил Сергеевич Горбачев, «советские люди привержены миру как высшей ценности, равной благу жизни. Идея мира выстрадана нами, она вошла в нашу плоть и кровь вместе с болью незаживающих ран и горечью невосполнимых утрат».

Сегодняшний день ставит перед нами в высшей степени серьезные и важные проблемы. Оставаться безучастным перед лицом вооруженного зла, не иметь мужества противостоять ему в конечном итоге означало бы способствовать гибели человечества. В момент, когда над земным шаром нависла угроза ядерной войны и, значит, всеуничтожения, это очевидно и неоспоримо. Вместе с тем сегодня, как никогда, перед людьми нашей планеты стоит задача научиться терпимости: в сложном и противоречивом мире на пороге XXI века мы должны учиться искусству жить в мире. Наше поколение должно взять на себя задачу покончить с нависшей над человечеством угрозой. Мы не имеем права перекладывать это дело на плечи наших детей.

РЕКЛАМА

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
   

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России
Архив новостей | Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2015. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.