До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов... косности и тяжести... Облеченный в такое тело... человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению, к общению с Богом, которые сродны святым духам (110, 8).
Человек, облеченный в тело, был способен к жизни в раю, в котором ныне могут пребывать одни святые и одними своими душами, в который взойдут и тела святых по Воскресении. Тогда эти тела оставят в гробах свою тяжесть, усвоившуюся им по падении, станут духовными... явят в себе те свойства, которые им даны были при сотворении... Тогда люди снова вступят в разряд святых духов и в открытое общение с ними. Образец тела... тело и дух... видим в Теле Господа нашего Иисуса Христа после Его Воскресения (110, 9-11).
От земли было взято человеческое тело, но сотворено не для земли. Оно ниспало в тление, а сотворено было не для тления (111, 73).
По причине падения наше тело вступило в один разряд с телами животных; оно существует жизнью животных, жизнью своего падшего естества. Оно служит для души темницей и гробом (110, 8).
Недуги человеческого тела суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 415).
Когда Адам согрешил... тело сделалось смертным и страстным, в нем обнаружилось множество недостатков... Оно стало упрямым и необузданным конем. Но Христос посредством Крещения сделал тело для нас более легким, подняв его крылом Духа. Святитель Иоанн Златоуст (43, 624).
Отяготели сердца наши, прилепились к земле души наши: такое положение духа делает и тело дебелым, и мы остаемся чуждыми опытного познания, что плоть наша может возрадоваться о живом Боге (111, 76).
Желание Бога было изначала естественным нашему телу, сотворенному с желанием Бога. Желание Бога духовно и свято, духовным и святым было и тело (111, 253).
Телам нашим свойственна Божественная любовь. Освободившись от недуга греховности, им неестественного и враждебного, они еще во время земного странствования постоянно влекутся к Богу по естеству своему и действию Святого Духа... Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 254).
Христос повелел имеющим тело и находящимся в узах плоти умерщвлять тело (подчиняя его духу), прекращать волнение страстей. Нужно носить плоть и в то же время стараться сравниться с бесплотными Силами (37, 362).
Умертви тело твое (со страстями и похотями), распни его, и ты получишь венец мученичества. Святитель Иоанн Златоуст (46, 106).
Не будь рабом своих членов,чтобы твои члены властвовали над тобой. Употребляй их на дела благие, а не на лукавые - и ты будешь драгоценным стяжанием для твоего Владыки (25, 169).
Тела же святых на небе сияют ярче света, потому что терпели на земле произвольные скорби (26, 96).
Тело, которое утруждало себя в молитвах и трудах благочестия, в день Воскресения воспарит по воздуху и без посрамления будет взирать на своего Господа, с Ним войдет в чертог света и будет там приятно Ангелам и людям, которые на земле утруждали себя бдениями и молитвами. Преподобный Ефрем Сирин (28, 317).
Если тело способно к духовным ощущениям, если оно может вместе с .душой участвовать в благодатном утешении... то как же ему не воскреснуть для Жизни Вечной, по учению Писания? (108, 305).
Когда ум и сердце сделаются обителью Бога... тогда, естественно, делаются Его обителью и душа и тело. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 364).
Позаботься о твоем теле как о храме Божием. Позаботься о нем! Оно должно воскреснуть, а ты должен дать отчет Богу, что сделал ты со своим телом. Как ты заботишься об исцелении тела, когда оно заболеет, так позаботься о том, чтобы приготовить его к Воскресению очищением от всех страстей. Преподобный авва Исаия (82, 192-193).
Тело твое, христианин, есть храм Святого Духа, желающего обитать в тебе. Поэтому имей радение о храме, чтобы не оскорбить Обитающего в нем (27, 85).
Великий будет стыд и строгий суд осквернившему храм Господень - тело свое, если он не получит прощения покаянием и не омоет слезами своими нечистоты. Преподобный Ефрем Сирин (27, 86).
Те, кто плохо применяют это тело и обращают его на служение греху,- готовят себе смерть. Святитель Василий Великий (4, 270).
Тело, боящееся искушений, боящееся, как бы не подвергнуться страданию и не лишиться жизни, делается другом греха. Поэтому Дух Святой повелевает ему умереть, зная, что оно, если не умрет, не победит греха. Кто хочет, чтобы вселился в него Господь, тот понуждает тело свое служить Господу, трудиться в заповедях Духа. Преподобный Исаак Сирин (82, 267-268).
Кто верует, что тело его воскреснет в День Суда, тот должен очистить его от всякой скверны и порока (34, 80).
Горе нам, что наше тело, предназначенное для вечного света, мы привели к вечной тьме (34, 189).
Давай телу твоему необходимое, чтобы оно могло. пребывать в молитвах и подвигах. Преподобный авва Исаия (34, 205).
Блажен, кто любит святыню, как свет, и не осквернил пред Господом своего тела темными делами лукавого (25, 525).
Охраняй непорочность своего тела. Если сохранишь ее в любви Христовой, то сможешь преуспевать во всякой добродетели. Обитающий в тебе Святой Дух возрадуется о теле, о том, что храм Божий наполнен благоуханием невинности и праведных желаний, и укрепит тебя на всякое благое дело. Преподобный Ефрем Сирин (25, 591).
Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте нашего тела... Преподобный Иоанн Лествичник (57, 118).
Охраняющий тело свое от сластолюбия и от болезней имеет в нем сотрудника в служении высшему. Преподобный Максим Исповедник (68, 166).
Душа, не возделанная Евангельскими заповедями, и тело, не возделанное трудами благочестия, не способны быть храмом Божественной благодати, храмом Святого Духа (108. 526).
Тело мое не есть какая-либо неизменяемая, самостоятельная сущность... оно... явление непонятное, начинающееся рождением или зачатием... кончающееся смертью (112, 449).
Благоразумный и умеренный телесный подвиг освобождает тело от тяжести и дебелости, изощряет его силу, содержит его постоянно легким и способным к деятельности (111, 94).
Какое направление примут силы сердца, в такое направление устремляются силы тела, и преобразуется влечение тела, сообразно влечению сердца, из плотского и скотоподобного - в духовное, святое, ангелоподобное. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 243).
Чем тучнее тело, тем немощнее душа, а чем суше тело, тем сильнее душа... Чем более иссыхает тело, тем душа делается утонченнее. Чем утонченнее душа, тем она пламеннее. Авва Даниил (82, 91).
Кто хочет пощадить тело как единственное достояние, необходимое душе и содействующее ей в земной жизни, тот немного займется его нуждами, чтобы только поддерживать его и через умеренное попечение сохранить здоровым на служение душе, а не давать ему воли скакать от пресыщения... Если же позволим телу быть дерзким и ежедневно пресыщаться, как необузданному коню, то в конце концов увлеченные его порывами, будем повержены на землю (7, 284).
Если излишнее попечение о теле бесполезно для самого тела и вредно для души,.то покоряться и услуживать телу - явное безумие (7, 310).
Должно обуздывать и сдерживать тело, как порывы коня. Смятение, производимое им в душе, надо усмирять, поражая рассудком, как бичом, а не ослаблять вовсе узды сластолюбия и не пренебрегать тем, что ум увлекается им, подобно вознице, которого неудержимо несут необузданные кони. Святитель Василий Великий (7, 310).
Должен сказать вам, братья, что мы обязаны заботиться и о теле - этом родственнике нашем и сослужителе души. Хотя я и винил его, как врага, за то, что терплю от него, но я же и люблю его, как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним. По-христиански заботиться должно и о телах наших ближних не меньше, чем о собственном, остаемся мы сами здоровыми или подвержены тем же недугам. Святитель Григорий Богослов (12, 8).
Но кто (чрезмерно) заботится о теле, тот не может заботиться о душе. Преподобный авва Исаия (34, 78).
Не питай чрезмерно своего тела, чтобы оно не воздвигло на тебя браии. Не приучай его к плотским удовольствиям, чтобы не обратилось в тягость душе твоей и не низвергло ее в преисподнюю. Преподобный Ефрем Сирин (25, 108).
Но чем больше тело питается и тучнеет, тем более душа истощается и становится немощной. Святитель Иоанн Златоуст (45, 712).
Кто тело свое предает покою (на земле), тот в стране мира приему скорбь (55, 228).
Слава тела есть покорность целомудрию при помощи Божией. Преподобный Исаак Сирин (55, 365).
Кто победил свое тело? Тот, кто сокрушил свое сердце. А кто сокрушил свое сердце? Тот, кто отвергся себя самого... Преподобный Иоанн Лествичник (57, 129).
Обратим внимание на наше тело, от которого трезвенность ума находится в полной зависимости. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 268).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |