Бог, сотворив человека, напечатлел в его природе знание закона - совесть. Если бы человек сохранил этот закон... не было бы необходимости позже давать другой, письменный. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Серен 53, 319).
Видишь, что совесть не дает согласия на греховные помыслы, но тотчас обличает их, ибо она не лжет,- обличая, она свидетельствует, что будет говорить пред лицом Божиим в день суда. Преподобный Макарий Египетский (33, 127).
Если же не захотим повиноваться совести, то она умолкнет и оставит нас, и мы впадем в руки наших врагов, которые уже не пощадят нас... (34, 31).
Кто попирает совесть, тот изгоняет из сердца добродетели. Преподобный авва Исаия (34, 94).
Ища исцеления, заботься о совести - делай то, что она тебе говорит. Преподобный Марк Подвижник (54, 14).
Будь внимателен к совести, чтобы она была твоим стражем и каждый раз показывала, во что ты впадаешь... (26, 595).
Грех низлагает совесть, а покаяние служит ей жезлом. Преподобный Ефрем Сирин (27, 155).
Бог устроил, чтобы совесть обличала нас с некоторыми промежутками времени, так как эти обличения весьма жестоки и уязвляют грешника сильнее всякого острия (35, 834).
Бог вложил в нас судилище неподкупное и никогда не изменяемое, хотя бы мы впали в глубину зла... Поэтому и сами порочные люди осуждают себя, и если кто-нибудь назовет их тем, что они на самом деле, стыдятся, гневаются и обижаются (46, 197).
И во время совершения греха, и прежде, и после совершения наша совесть является суровым обличителем. Святитель Иоанн Златоуст (45, 683).
Должно внимать себе - не перестала ли совесть обличать нас не из-за нашей чистоты, но как бы утомившись. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 70).
Бог отвращает тебя от грехов и в совести твоей зовет тебя: Человек, возвратись! "Уклоняйся от зла, и делай добро" (Пс. 36, 27). А что Он говорит тебе в совести, то и в Своем святом слове говорит. Непогрешимая совесть и слово Божие во всем согласны. Что говорит совесть, то и слово Божие; от чего совесть удерживает и отвращает, от того и Божие слово; за что совесть обличает, за то и Божие слово, и за что совесть хвалит, за то и Божие слово. Например: обличает тебя за воровство совесть - обличает за то и Божие слово; хвалит тебя совесть за милость, сотворенную ближнему твоему,- хвалит и Божие слово: "Блаженны милостивые" (Мф. 5, 7). Потому если совесть нас от чего отвращает и удерживает - это глас Божий, вопиющий внутри нас, отвращающий и удерживающий нас от зла! (104, 1917).
Христианам, если не хотят против слова Божия и самого Бога согрешить и так потерять милость Божию и подпасть праведному Его гневу, должно беречь свою чистую совесть от таких дел, которые ее уязвляют, беспокоят и лишают благоприятного мира: все то, за что в слове Божием возвещается гнев Божий, и совесть беспокоит и в страх приводит; она чувствует в себе тот грех, который вызывает гнев Божий. Поэтому нужно нам, христианин, внимать совести нашей и слову Божию и удаляться от плотских страстей, которые восстают на душу (1 Пет. 2, 11) (104, 1918).
Какое дело ни начинаешь, рассуждай, согласно ли оно совести и закону Божию и истинно ли тебе полезно. Если с законом Божиим сходно, начинай и делай; если ему противно, отвратись от него, чтобы не впасть в сети врага, который всегда ищет, как уловить человека. Не все тебе полезно, что кажется полезным, но только то, что согласно со здоровым разумом и словом Божиим. В начинании всякого дела призывай имя Господа Бога твоего и начинай с молитвой, да поможет тебе Господь начать и совершить. Святитель Тихон Задонский (104, 1922-1923).
"Когда язычники, не имеющие
закона, по природе законное делают,
то, не имея закона, они сами себе
закон; они показывают, что дело
закона у них написано в сердцах, о
чем свидетельствует совесть их и
мысли их, то обвиняющие, то
оправдывающие одна другую" (Рим.
2, 14-15).
Совесть едва ли может быть
истреблена в ком совсем. Может она
затмиться, поскольку не есть Бог, но
не может истребиться, поскольку она
от Бога. Она тотчас удерживает
дерзающую на беззаконие руку, а
если страсть сильнее и превозмочь
ее не может, то она наполняет душу
беспокойством, а лицо покрывает
стыдом. И потому-то человек, когда
собирается делать что против
совести, скрывается от людей - не
только посторонних, но и домашних,
ищет сокровеннейших углов и
вертепов, ищет темноты, по
свидетельству Евангелия:
"Всякий, делающий злое, ненавидит
свет и не идет к свету, чтобы не
обличились дела его, потому что они
злы" (Ин. 3, 20). О как тщетно человек
обманывает себя! Чем более он ищет
темноты, тем более сам обличает
себя; следовательно, тем более дает
совести свободы поразить его своим
правосудным определением. Нет
столь мрачного угла, где бы ее суда
можно было избежать, тем более
нельзя скрыться от суда Бога, очи
Которого безмерно светлее солнца и
проницают бездны. Совесть всякого -
неумолимый судья, беспристрастно
разбирает дело и осуждает или
оправдывает; а если кто и совесть
совсем потерял, что, кажется,
невозможно, тот тем несчастнее, что
потерял последнюю надежду на
исправление. Платон, митрополит
Московский (105, 158-159).
Совесть - естественный закон (108, 369).
Здоровое состояние и правильное действие совести возможно только в недрах Православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть, уклоняет ее от правильного действия. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 369).
Хранение совести многоразлично: человек должен сохранять ее в отношении к Богу, к ближнему и вещам. В отношении к Богу хранит совесть тот, кто не пренебрегает Его заповедями, и даже в том, чего не видят люди и чего никто не требует от нас, он хранит совесть в отношении к Богу втайне... И в том, чего никто не знает, кроме Бога и совести нашей, мы должны ее хранить. Хранение совести в отношении к ближнему требует не делать ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего,- делом, словом, видом или взглядом, ибо и видом, и даже взглядом можно оскорбить брата... Человек не должен делать ничего такого, о чем знает, что он делает это с намерением оскорбить ближнего (знает, не лукавя перед собой). Этим оскверняется его совесть... А хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещью, не допускать ей портиться и не бросать ее какнибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не надо пренебрегать этим, но нужно поднять вещь и положить ее на свое место (58, 52).
Ныне в нашей власти или засыпать совесть, или дать ей светиться и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша велит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем этим, тогда мы засыпаем ее, и она уже не может быть для нас явственной от тяжести, лежащей на ней. Если светильник горит за завесой, все становится плохо различимым... так после преступления мы не понимаем, что говорит нам совесть... Совесть - нечто Божественное... она всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем этого, если пренебрегаем ею и попираем ее. Преподобный авва Дорофей (58, 49).
Душа человеческая - невеста Христова. Как невеста украшается драгоценными уборами, бисером и жемчугом, чтобы понравиться жениху, так и душа человеческая должна украшать себя, как бисером и жемчугом, многими добрыми делами, чтобы ее возлюбил Христос. Но и чистая совесть есть украшение немалое. Ею, как прекрасным убором, украшались души святых апостолов, от лица которых апостол Павел говорит: "Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, а не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире" (2 Кор. 1, 12). А золотые уста [святителя Иоанна] говорят: "Как очам человеческим приятно видеть прекрасное лицо, так очам Божиим приятна чистая совесть". Святитель Димитрий Ростовский (103, 837).
Храни совесть по отношению к Богу: исполняй все повеления Божий - как видимые всем, так и никому не видимые... (108, 371).
Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения (108, 371).
Храни совесть по отношению к вещам, удаляясь от излишества, роскоши, небрежения, помня, что все вещи...- творения Божий, дары Божии человеку (108, 371).
Храни совесть по отношению к самому себе. Не забывай, что ты - образ и подобие Бога, что ты обязан представить этот образ в чистоте и святости Самому Богу (108, 371).
Покаяние, приличествующее благочестивому христианину, живущему посреди мира: сосчитывается ежедневно вечером со своей совестью (111, 453).
Говорит Писание: "Верный свидетель спасает души" (Притч. 14, 25). Свидетель верный - непорочная совесть: она избавит душу, внимающую ее советам, от согрешений до наступления смерти и от вечных мук по смерти. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 370).
Пришли однажды к авве Памво два брата. Один из них сказал ему: "Авва! я пощусь по два дня и ем только по два куска хлеба: спасу ли я этим душу мою?" "А я, авва,- сказал другой брат,- от своего рукоделия каждый день зарабатываю по два стручка, немного оставляю в пищу себе, а прочее отдаю в милостыню: спасусь я или погибну?" Авва не дал им ответа, хотя они долго просили его. Через четыре дня они хотели возвратиться в свое место, но клирики утешали их: "Не печальтесь, братия,- говорили они,- Бог не оставит вас без награды: у старца такой обычай, что не сразу говорит он, а только если ответ внушит ему Сам Бог". Братия вошли к старцу и сказали: "Помолись о нас, авва!" - "Вы хотите идти от нас?" - спросил старец. "Да",- отвечали они. Размышляя об их подвигах, авва писал на земле и говорил: "Памво постится по два дня и ест два куска хлеба: монах ли он поэтому? Нет! Памво зарабатывает два стручка и дает их в милостыню: монах ли он поэтому? Еще кет! Эти дела хороши, но если притом и совесть твоя будет безукоризненна перед ближним, тогда спасешься". Братия, довольные наставлением, ушли с радостью. Достопамятные сказания (79, 226).
Постараемся сохранить нашу совесть, пока мы находимся в этом мире. Не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле, не будем попирать ее ни в чем, хотя бы это было и самое малое. Знайте, что от пренебрежения этим малым и, в сущности, ничтожным мы переходим к пренебрежению великим. Преподобный авва Дорофей (58, 50).
Берегитесь, братия, пренебрегать и малым, берегитесь презирать его как малое и ничтожное; оно не малое, ибо через него образуется дурной навык. Будем же внимательны к себе, будем заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжелым, ибо и добродетели, и грехи начинаются от малого... Поэтому заповедует нам Господь блюсти свою совесть, как бы особенно увещевая каждого: Посмотри, что ты делаешь, несчастный! Опомнись, "мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним..." Потом указывает бедственные последствия от несоблюдения этой заповеди: "чтобы соперник не отдал бы тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу". А затем что? - "Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта" (Мф. 5, 25-26). Ибо совесть обличает нас во всем и показывает нам, что делать; и она же осудит нас в Будущем Веке. Поэтому и сказано: чтобы не отдал тебя судье... Преподобный Иоанн Лествичник (57, 51).
Видим, как люто и тяжко мучение злой совести. Иуда не стерпел мучения своей злой совести - и оттого удавился. Предпочел смерть жизни. Христианин! берегись раздражать совесть, чтобы не претерпеть иго же, но храни свою совесть, как хранишь свою жизнь. Нет злейшего мучителя, чем злая совесть. Берегись уязвлять ее и беспокоить грехами. Избери лучше умереть, чем согрешить против совести. Этого и обязанности христианина от тебя требуют (104, 1924).
Если зеркало чисто, то все ясно отражает и недостатки на лице - не только дальшие, но и малые видны в нем. Так и чистая совесть - и самые малые пороки усматривает, и покаянием, слезами и верою омывает их человек. Это рассуждение призывает тебя очувствоваться, вникнуть в закон Божий, который наши грехи показывает и обличает. И покаяться, и очистить совесть прилежным рассмотрением этого закона, покаянием и верой, и так начать новую жизнь, чтобы не раскрылись потом перед всем миром твои грехи, которые ныне ты сам один хочешь увидеть и познать и так очистить их (104, 1926).
Видишь, что запыленное или закопченное зеркало ничего не отражает, хотя в него и смотришь, но если хочешь в нем увидеть свое лицо и его недостатки, нужно протереть зеркало. Так и совесть человеческая: когда многими греховными пороками и беззаконной жизнью запачкана, человек в ней не замечает пороков, прилипших к душе, и так весь запачканный ходит и из греха в грех бесстрашно впадает. Бедственно и плачевно такое состояние! Не видит он скверны и мерзости своей. Но увидит, когда раскроются книги на позор всему миру, Ангелам и людям, и предстанут перед лицом его грехи его, как говорит :Вот: "Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои" (Пс. 49, 21). Святитель Тихон Задонский (104, 1928).
"Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не Сделалось бы известным и не обнаружилось бы" (Лк. 8, 17). Стало быть, как бы мы ни прятались со своими худыми делами, им, независимо от нас, ведется запись, которая в свое время и будет предъявлена. Что же это за хартия, на которой ведется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать - Она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим. Как же быть, если там записано много плохого? Надо изгладить написанное. Чем? Слезами покаяния. Эти слезы все смоют и никакого следа не останется от того плохого, что было записано. Если же не смоем, ТО на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властной в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердят его. Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится в мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от вездесущего Господа тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем - всему конец... Епископ Феофан Затворник(107, 364-365).
Обличителем и обвинителем каждого подсудимого (на Страшном Суде) будет его совесть, внезапно исцеленная от слепоты, от обаяния грехом... Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 455).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |