Братия, будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа и поклоняться ему. Покорим себя Ему и постараемся исполнять волю Его во всякое мгновение... Будем веровать в Него и поклоняться Ему, чтобы царствовать с Ним и в вечности наслаждаться Его благами... Будем веровать в Него от всего сердца и жить по заповедям Его, потому что "вера, если не имеет дел, мертва" (Иак, 2, 17). И Он помилует нас в Царствии Своем, когда окончим странствие, определенное нам в этом мире. Преподобный Антоний Великий (82, 11).
Для того мы и называемся верными, чтобы, оставляя немощь дольных помыслов, восходить на высоту веры и в ее учении полагать свое высшее благо. Святитель Иоанн Златоуст (42, 162).
Вера есть готовность умереть ради Христа за Его заповедь, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь; готовность нищету вменять в богатство, безвестность и ничтожество - в истинную славу и знаменитость; уверенность - в то время как ничего не имеешь,- что всем обладаешь. Особенно же вера есть стяжание неисследимого богатства познания Христа и способность смотреть на все видимое, как на прах или дым (61, 508).
Вера во Христа - не только пренебрежение к удовольствиям жизни, но и терпеливое и благодушное терпение всякого искушения, печалей, скорбей и неприятных случайностей, пока Бог не благоволит призреть на нас. Преподобный Симеон Новый Богослов (61,508).
От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу - мир помыслов и спокойствие сердца (111, 533).
Верующий живой верою в Бога с самоотвержением предается Богу, пребывает несмущенным при всех искушениях, наносимых духами злобы, видит в духах лишь слепые орудия Промысла Божия... (112, 336).
Авраам служил Богу духом и истиной, и потому потомство Авраама - духовное, оно состоит из всех людей, стяжавших истинную веру в Бога (111, 384).
Ничтожное, незаметное упование на что-либо вне Бога может остановить ход преуспеяния, в котором и вождь, и ноги, и крылья вера в Бога (109, 297).
Кто же не верует в Сына Божия? Не только тот, кто открыто решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями (108, 497).
Только при посредстве живой веры может человек отречься от мнимых достоинств своего падшего естества, стать учеником и последователем Господа разумом и деятельностью, подобающими обновленному естеству. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 207).
В Петре всегда видна самая пламенная вера. Так, когда Иисус спрашивал учеников, за кого принимают Его люди, он исповедал Его Сыном Божиим. Когда Господь открыл Свою волю идти на страдания, он возражает Ему, заблуждаясь по неразумению, но не заблуждаясь по любви, па которой не хотел, чтобы умер исповеданный им Сын Божий. На Фавор с Иисусом он взошел в числе первых. Когда повели Иисуса на суд к архиерею, он один вошел в архиерейский двор. Грех отречения своего от Господа, происшедший от внезапного страха, он сразу омыл горькими слезами. Блаженный Иероним (115, 787-788).
Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль - река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее (25, 139).
Всем сердцем своим веруй в Господа и во всякое время обретешь благодать (25, 214).
Вера есть дерево, на котором почивают Божественные дары. Преподобный Ефрем Сирин (32, 108).
Действующие в борьбе с врагами верою, воодушевляют сердце свое мужеством. Прежде чем вступить в борьбу с врагом, они уже основали себя на святом камне, который есть Христос. Авва Исаия (82,229).
Вера делает человека, сотворенного из земли, собеседником Божиим (36, 936).
Вера возвышает нашу душу, не допускает ее угнетаться никакими из настоящих бедствий, облегчает труды надеждой на будущее (37, 279).
Вера есть священный якорь, укрепляющий душу. Вера тогда особенно и обнаруживается, когда среди затруднительных обстоятельств убеждает питать благие надежды, прекращая смятение помыслов (39, 348).
Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения и успокаивающая душу в великой тишине (40, 569).
Веровать во Христа - дело немаловажное, и для этого нужны не человеческие умствования, но откровение свыше и душа, с благодарностью принимающая откровение (42, 296).
Великое благо - вера, когда она бывает от горячего сердца, от многой любви и пламенной души; она прикрывает ничтожество человеческое и, оставляя земные умствования, мудрствует о вещах небесных. Даже более: чего мудрость человеческая обрести не может, она с избытком постигает и совершает (42, 425).
Вера - якорь обуреваемой природы, тихая пристань человечества, ясное зеркало невидимого, лучший учитель о Единосущной Троице (42, 735).
Вера - седалище души, основание жизни, бессмертный корень; Животворящий корень веры - Отец, неувядающая ветвь - Сын, бессмертный плод - Дух Святой (43, 986).
Вера открывает даже врата смерти, заключает небо, изменяет пределы природы, превращает пламень в росу и притупляет жало смерти (44, 935).
Воюют ли в нас помыслы - двинем вперед веру. Обуревают ли нас нечистые пожелания - призовем на помощь веру. Находимся ли в трудных обстоятельствах и несчастии - будем искать утешения в вере. Вера есть то, чем оберегается всякое оружие; если ее нет, то и оружие тотчас сокрушится (45, 212).
Вера пребывает с имеющими ее. Она не обманывает обладающего ею, не изменяет приобретшему ее; она не может быть похищена ворами, недоступна для грабителей, ее охраняет Бог, ради нее с готовностью дарующий всем все необходимое. Святитель Иоанн Златоуст (46, 899).
Сокровищ веры не вмещают ни земля, ни небо (55, 127).
Вера есть дверь таинств (55, 390).
Верой называю зажигающуюся в душе от света благодати, подкрепляющую сердце свидетельством ума, чтобы не колебалось оно в несомненности надежды. Преподобный Исаак Сириин (55, 137).
Плод нашей христианской веры есть здоровье души. Затем Бог стал человеком, чтобы душа через Него могла воспринять свое здоровье. Следовательно, у кого душа не здорова, тот еще не стал настоящим христианином. Здоровою же душа делается силой Божественной и светом благодати, даруемой Христом за веру. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 68).
Человек, духовно рассуждающий, подобен дереву. Древо зависит от корня: каков корень, таково и дерево. А что в древе корень, то в человеке, духовно рассуждающем, вера: какова вера, таков и человек. Чем больше корень распространяется и углубляется, тем больше древо растет и возвышается, тем более распространяются ветви его и умножаются плоды. Так, чем больше вера в человеке углубляется и умножается, тем более человек духовно растет, возвышается и тем больше духовных плодов приносит. Такого духовного человека называют великим, хотя бы он был молод, или был самого низкого звания, или был всеми унижаем и оскорбляем (104, 262).
Явный знак светильника веры, горящего в сердце человеческом, есть духовная радость, ощущаемая в сердце, радость о Духе Святом, радость о Боге. Об этой радости говорится в Псалмах: "Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому" (Пс. 83, 3). Ибо где вера в Бога, там и любовь к Богу, где любовь к Богу, там и радость о Боге. Что любим, тому и радуемся. Святитель Тихон Задонский (104, 273).
Безмерное наслаждение, рождаемое верой, поглощает тяжесть скорби, так что во время страданий ощущается только одно наслаждение (108, 177).
Вера - мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лестница к престолу Любви (108, 505).
Вера - орудие победы над миром - есть вместе и орудие победы над падшими ангелами (111, 100).
Пока действует вера и человек руководствуется Евангельскими заповедями, в нем сияет духовный разум (111, 192).
Стяжавший веру стяжал Бога деятелем своим, встал превыше всех ухищрений не только человеческих, но и демонских. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 299).
Вера - крыло молитвы, не имея этого крыла, моя молитва опять возвратится в недро мое (57, 228).
Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит (57, 229).
Вера получает и то, на что не смеет надеяться, как показал пример благоразумного разбойника на кресте. Преподобный Иоанн Лествичник (113, 15).
Вера определяет себе, что хочет,
согласно словам святого Амвросия:
"Вера имеет постольку, поскольку
(человек) верует". Кто мало
верует, тот мало и получает. Кто же
больше верует, тот и получает
больше. Кто верует, что в нем
совершится Промысл Божий, это
будет; кто же не верует - не будет.
Если кто, усердно и прилежно молясь,
верует, что молитвы его слышит Бог,
то, действительно, Он и слышит, а кто
не верует, того не слышит. Если кто
верует, что получит то, чего просит,
то получит это, если же не верует -
не получит. "Вера имеет столько,
сколько (человек) верует". Итак,
каждый может избирать себе, чего
хочет получить из рук Господних,
ибо все благое, все дорогое, все
самое желанное - в руках Его. Хочет
ли кто долго жить: "долгота дней в
деснице Его". Хочет ли быть
богатым и славным, "в шуице Его
богатство и слава". Хочет ли
великого могущества и великой
власти, "десница Господня высока,
десница Господня творит силу"
(Пс. 117, 16). Но все это - временные
блага; лучше же искать вечных благ,
чем временных. Ибо о временных в
одном месте говорится так:
"Просите, и не получаете, потому
что просите не на добро, а чтобы
употребить для ваших вожделений"
(Иак. 4, 3).
Здесь я напомню случай со святым
Петром. Святой Петр некогда захотел
быть чудотворцем прежде времени,
хотел ходить по водам, когда еще
вера у него была скудна. Он молил
Господа: "Господи! если это Ты,
повели мне прийти к Тебе по воде"
(Мф. 14, 28). Внемлем, чего просит Петр.
Он просит о неугодном, временном,
действенном только до тех пор, пока
он не дойдет до Иисуса. Но Господь
по его просьбе повелевает ему и
попускает это: "И, выйдя из лодки,
Петр пошел по воде" (Мф. 14, 29).
Святой Петр! Не ищи меры выше себя:
лучше с другими апостолами быть в
ладье. Зачем ходить по водам, если
ты и в ладье можешь приблизиться к
Иисусу? Если же ты дерзнул и
утвердился ногами на воде, то не
сомневайся и не бойся, но иди с
верой, как и те, о которых говорит
святой Павел: "Верою перешли они
Чермное море, как по суше" (Евр. 11,
29). Усомнился святой Петр, оскудела
вера его, стал он маловерным: увидел
сильное волнение, испугался и стал
утопать. Видишь, Петр, что принесло
тебе твое желание, твоя просьба о
ненужном, кратковременном и
незначительном? Не желай быть
лучше, выше и более святым, чем
другие, не гордись собой: вот эти
люди сидят в ладье, а я хожу по
водам. Что же делает Петр, когда
случилось с ним это несчастье? Он
взывает ко Христу: "Господи!
спаси меня" (Мф. 14, 30). Хорошо ты
делаешь, святой Петр, что в
несчастии ищешь не иной помощи, но
только Божией. Иисус же тотчас
простер руку, взял его и сказал
"маловерный! зачем ты
усомнился?" (Мф. 14, 31). Посмотрим же
теперь, что получил Петр из рук
Иисуса? Прежде он просил временного
счастья, просил возможности ходить
по водам и получил это. Поскольку же
счастье это было временным, то
скоро и ушло от него, оставив его
утопать. Нет временного счастья, в
котором можно было бы не утонуть.
После Петр исправился, будучи
наказан бедой: он попросил у
Господа спасения, а спасение крайне
необходимо и вечно. Он возопил:
"Господи! спаси меня" и получил
спасение, которого просил, то есть
скорое избавление от гибели. Он
спасен был рукою Иисусовой не
только от потопления водного, но и
от потопления в неверии, и после
этого он был уже самым твердым в
вере. Вот что получил Петр из рук
Господа.
Будем же и мы подражать святому
Петру, но только не в первой
просьбе, а во второй. Прежде всего
мы осмотримся: где мы находимся и
где мы ходим? Мы ходим или плаваем в
ладье тела нашего по морю мира сего,
ибо мир этот поистине есть море. В
чем же заключается наше плавание
или хождение по этому бушующему
морю? Поистине в том, что мы тонем,
ибо какая бы волна искушения ни
нашла на нас, мы тотчас погружаемся
с вопиющим: "Вошел во глубину вод,
и быстрое течение их увлекает
меня" (Пс. 68, 3). В таких случаях
греховного погружения будем и мы
прибегать к уязвленным рукам
Христовым с воплем: "Господи!
спаси нас, погибаем" (Мф. 8, 25). Святитель
Димитрий Ростовский (103, 268-269).
"По вере вашей да будет вам", (Мф. 9, 29), сказал Господь двум слепцам, и тотчас отверзлись очи их. Насколько веры, настолько даруется Божеская сила. Вера есть приемник и вместилище благодати. Как легкие у одного бывают большие, а у другого маленькие, и те больше принимают воздуха, а эти меньше, так и вера у иного большая, у другого маленькая, и та больше принимает даров от Господа, а эта меньше. Бог есть всюду, все объемлет и содержит и любит обитать в душах человеческих. Но Он входит в душу не насильно, хотя и всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собой или права быть хозяином в себе. Кто раскрывает себя верой, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит Он, хотя и близок всем. Господи! Приложи нам веру, ибо и вера - Твой дар. Из нас же всякий должен исповедать: "Я же беден и нищ" (Пс. 69, 6). Епископ Феофан Затворник (107, 214-215).
Начальная причина молитвы - вера (108, 141).
Вера - основание молитвы. Кто уверует в Бога, как должно веровать, тот непременно обратится к Богу молитвой и не отступит от молитвы, пока не получит обетовании Божиих, пока не усвоится Богу, не соединится с Ним (111, 340).
Приготовлением (к молитве) служат отвержение попечении силой веры в Бога, силой покорности воле Божией, сознание своей греховности и истекающие из этого сознания сокрушение и смирение духа (112, 95).
Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая различные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Учись из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоем. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 109).
"Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них" (Деян. 5, 15)....Слух о дивных делах, совершаемых апостолами, то есть о том, что они исцеляют больных всякого рода, распространился и по селам и городам, окружающим Иерусалим. Поэтому "сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все" (Деян. 5, 16). Как в то время, когда Господь проповедовал на земле Евангелие, со всех сторон приносили к Нему больных и одержимых нечистыми духами, и Он исцелял их, так теперь к апостолам приносят больных и одержимых нечистыми духами, и апостолы исцеляют их. В этом обилии чудес, совершаемых апостолами, мы видим исполнение слор. Спасителя: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду" (Ин. 14, 12). Евгевий, архиепископ Могилевский (114, 211-212).
Основание веры - духовная нищета и безмерная любовь к Богу. Преподобный Макарий Египетский (33, 330).
Вначале уверовать и покориться призыву зависит от нашего благорасположения. А после того как вера уже внедрена, мы нуждаемся в помощи Святого Духа, чтобы она пребывала постоянной, непоколебимой и неизменной (37, 281).
Если мы желаем иметь твердую веру, то должны вести чистую жизнь, которая и располагает Духа пребывать в нас и поддерживать силу веры (37, 285).
Как Крест прославлен страданиями, так и вера святых возвышается от гонений и прославляется от страданий. Святитель Иоанн Златоуст (39, 912).
Мужи евангельские и апостольские вполне чувствовали, что всякое добро совершается не иначе как с помощью Господа. Они исповедали, что своими силами или свободой воли они не могут сохранить невредимой даже свою веру. И поэтому молили Господа то помочь ей, то даровать ее. Если, таким образом, вера Петр; имела нужду в помощи Божией, чтобы не ослабеть, то кто будет столь самонадеян и слеп, что для сохранения ее в себе думал бы не иметь нужды в непрестанном содействии Божием? Тем более, что Сам Господь в Евангелии сказал: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне" (Ин. 15, 4), и еще: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Пинуфий 53, 219).
Несомненность веры в людях, высоких душою, открывается по мере того, как нравы их делаются внимательными к жизни по заповедям Господним (55, 140).
Вера требует единого, чистого и простого образа мыслей, далекого от всякого ухищрения и изыскания способов (доказательства). Преподобный Исаак Сирии (55, 125).
Плод веры - святой и невечерний свет. Свет же, в свою очередь, прилагает и умножает веру. Чем сильнее воссияет свет, тем более возрастает вера и восходит на высоту. И наоборот, посколь ку возрастает вера, постольку явно множится плод Духа. Плод же Духа - любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 336).
Живая вера есть дар Божий, подобный некоему божественному семени, которое сеется во время Крещения. Это и есть то семя, от которого человек называется рожденным от Бога (104, 253-254).
Истинная вера, как искра, зажженная от Духа Святого в сердце человеческом, разгорается теплотой любви. Эта божественная искра раздувается и разгорается с Божией помощью чтением или слушанием Божиего слова, размышлением о прежде бывших делах Божиих, молитвой, причащением святых Христовых Тайн. И проявляет себя, как доброе дерево, сладкими плодами любви: терпением, кротостью, милосердием, верностью, воздержанием, братолюбием, миролюбием и прочими христианскими добродетелями. Это плоды доброго дерева, это приметы доброго сердца, очищенного верой Христовой, это свидетели живущих "не по плоти, но по духу" (Рим. 8, 1) (104, 308-309).
Укрепляется и умножается святая вера причащением пресвятых Христовых Таин. Ибо "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом", говорит святой Павел (1 Кор. 6, 17). И Христос говорит: "Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 56); и "кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин. 15, 5). Как человеческая плоть укрепляется и растет от естественной пищи, так вера Христова, зачавшаяся в сердце человеческом, укрепляется и растет таинственной пищей святейшего Тела и Крови Христовой. Ибо Тело и Кровь Христовы - животворящие, и кто приобщается их достойно, духовно оживотворяется и исцеляется от немощей душевных (104, 310).
Что светильник в доме, то живая вера в сердце человеческом. Светильник зажигается человеком: светильник веры зажигается от Духа Святого через слышанное слово Божие: "вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10, 17). Когда светильник горит и сияет, в доме все ясно, и живущие в нем все видят, и ходящие не спотыкаются, и всякий делает свое дело, потому что от светильника всем светло. Так, когда светильник веры сияет в сердце, человек все духовное ясно видит: Бога невидимого - как видимого, и прочее невидимое - как видимое, и творит дела, достойные христианского звания. Когда нет светильника - в доме темно, и когда нет светильника веры в сердце человеческом там тоже только тьма и всякое заблуждение (104, 258-259).
Вера подлежит многим искушениям, посреди толиких бедствий нужно ее беречь и хранить, как душу свою или жизнь, или еще более. Ибо должны мы и жизнью нашей пренебречь при случае, чтобы сохранить веру. Ибо если душу или жизнь ради веры погубим, то обретем жизнь вечную в будущем веке, как говорит Христос "Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк.8, 35) (104,316).
Где нет любви, там нет веры (104, 287).
Благодарность Богу за всякое благодеяние - признак живой веры. Святитель Тихон Задонский (104, 290).
Какова вера сотника! Удивила Самого Господа (Мф. 8, 5-10). Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всесильным владыкой и повелителем всего сущего. Потому он и просил: "Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой" (Мф. 8, 8), веруя, что все Ему подвластно, и все слушается мановения Его. Такой же веры и от всех требовал Господь, такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка, и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить, и просить с верой. Будем же просить ее, по крайней мере, с чувством нужды в ней, просить постоянно, усердно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим (107, 188).
Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел в ней всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? (Лк. 7, 2-10). Евангелие не указывает как, а говорит только о вере его и о том, как похвалил его Господь. Путь веры - тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это святой апостол, называя веру Божиим даром. Вера, действительно, есть Божий дар, но неверующие не безответны; а если не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара - он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать есть то же, что тратить напрасно. Как душа делается свободной принять дары веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Ничего удивительного. По крайней мере, все знают, что безверие всегда от духа гордого, и что вера более всего требует покорности ума под свое иго (107, 353-354).
Чтобы в сердце зачалась евангельская вера, необходимо предварительно познать свою немощь и живо восчувствовать гнев Божий, проклятие, суд и осуждение, определенное грешникам. Тогда уже в сердце, как огнем очищенном и предуготовленном этим страхом, зачинается и вера от Духа Святого. Епископ Феофан Затворник (113, 17).
К вере способна только та душа, которая решительным произволением отверглась греха, направила всю волю и силу свою к Божественному добру (108, 497).
Живая вера - шествие в мир духовный, в мир Божий. Не может пребывать она в том, кто пригвожден к миру дольнему, где господствуют плоть и грех (108,498).
Слушай Евангелие, говорящее тебе, и святых отцов, объясняющих Евангелие, слушай их внимательно, и мало-помалу вселится в тебя живая вера (108, 506).
Уверовать в Бога и в Евангелие могут все; деятельную веру стяжают подвижники Христовы; живая вера есть дар Божий, достояние одних Святых Божиих (111, 12).
Свойственно милости рождать веру, и вере - милость (111, 236).
Вера... ведет к благодарению Бога и от благодарения усугубляется вера (111, 287).
Вера является в человеке от исполнения Евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 84).
Вот что рассказывал авва Коприй. Соседняя с монастырем страна была бесплодна, и владевшие ею поселяне, посеяв хлеб, едва собирали его вдвое больше, чем сеяли. Ибо червь, зарождаясь в колосе, повреждал всю жатву. Земледельцы, оглашённые нами и сделавшиеся христианами, просили нас помолиться о жатве. Я сказал им: если вы имеете веру в Бога, то и эта пустыня будет плодоносить. Они немедленно набрали песка и принесли к нам, прося нашего благословения. Когда я помолился, чтобы было по их вере, они посеяли его на полях вместе с хлебом. И вдруг земля их стала плодоноснее всякой земли в Египте. Привыкнув это делать, они ежегодно приходят к нам с прежней просьбой. Лавсаик (74, 176-177).
Святой Феодосии, игумен монастыря Пресвятой Богородицы близ Иерусалима, как говорит описатель его жития, был оком для слепых, вождем для хромых, покровом для бездомных, одеждой для нагих. Он посещал больных, приходивших к нему кормил и давал одежду. Он завел в монастыре обычай кормить ежегодно по сто человек. Однажды случилось так, что монастырь оску дел съестными припасами, а народа за милостыней собралось много. Увидев нищих, иноки пришли в уныние и доложили святому Феодосию, что хлеба нет. Выслушав это Преподобный с гневом взглянул на них и, укорив в маловерии, приказал тотчас отворить ворота и впустить пришедших. Когда все бедные сели за стол, он велел ученикам кормить их. Зная, что житница пуста, иноки с поникшими головами пошли к ней. Но каково же было их удивление, когда они нашли ее полной хлебов! Все прославили Бога и похвалили веру раба Его. В другой раз, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, собралось тоже много нищих, а кормить их опять было нечем. Преподобный так же, как и в первый раз, не потерял веры. Воззрев на небо, он благословил оставшиеся в ничтожном количестве хлебы и затем велел раздавать их народу. И все ели и насытились, остатками наполнили множество корзин и, высушив их на солнце, долгое время питались ими. Был и еще чудесный случай в жизни Преподобного. Однажды, накануне дня Пасхи, вследствие обильной раздачи милостыни к празднику, сами иноки остались без еды. Они стали жаловаться Преподобному, что ничего не имеют к празднику. Преподобный утешил их и ска зал: "Бог, сотворивший чудеса с отцами нашими и прокормивший израильтян в пустыне, сотворит и с нами милость, только терпите и веруйте". А вечером в Великую Субботу некто на двух мулах прибыл в монастырь и привез всяких съестных припасов с избытком. И снова все ниоки прославил Бога. Пролог в поучениях (81, 368-369).
Кто уверовал в Бога, тот не должен колебаться сомнением, что потерпит лишение во время своего служения. Маловерный же, не имея твердого упования на Бога, осуждается как неверный. Преподобный Ефрем Сирин (26, 496).
"Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Лк. 18, 17). Как же это - принимать как дитя? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумывании. Рассудочный анализ не приложим к области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает на части, а жизни не видит, так и рассудок, сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые всецело удовлетворяют всем потребностям естества нашего и обязуют сознание, совесть, сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отступать от нее. Тут происходит то же, что со вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна, и принимает ее: химия ни прежде, ни после не поможет ему в этом убеждении, убеждение его основано на личном и непосредственном опыте. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она верна. Как же после того вера будет верой разумной? В том и разумность веры, чтобы непосредственно знать, что она верна. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное, надмевает и отгоняет благодать Божию, а это в христианстве самое большое зло. Епископ Феофан Затворник (107, 401-403).
Когда ощущаем всемогущество Божие в сердце нашем, тогда отгоняется сомнение в Божественных Его тайнах, умом непостижимых. Ибо всемогущий Бог все может сделать, что открыл и обещал. Так, разум не верит в воскресение мертвых. Но ощущая всемогущество Божие и укрепляясь в вере, без сомнения надеется на него, в уверенности, что Создавший всё тем более может собрать силой и словом Своим и оживить рассыпанный прах телес наших. "Он... повелел, и сотворились" (Пс. 148, 5). Он скажет, и все будет, повелит, и все воссоздастся, что обещано в слове Его. Этим утверждайся, христианская душа, потому что Богу все возможно. Святитель Тихон Задонский (104, 1936).
"После восьми дней опять были в
доме ученики Его, и Фома с ними.
Пришел Иисус, когда двери были
заперты, стал посреди них и сказал:
мир вам! Потом говорит Фоме: подай
перст твой сюда и посмотри руки Мои;
подай руку твою и вложи в ребра Мои;
и не будь неверующим, но
верующим" (Ин. 20, 26-27).
Опять чудесно при запертых дверях
Христос является ученикам. И
теперь, в присутствии Фомы, так же,
как в его отсутствие, становится
посреди них, чтобы исцелить
маловерие ученика, и произносит
обычное слово, подавая им благо
мира.
Заметь здесь, что евангелист не
просто поведал происшествие, но с
намерением прибавил: "после
восьми дней" и то, что собраны
были все в одном месте. Этот восьмой
день не может быть другим, как
воскресным. Ибо "во едину от
суббот", то есть в день
воскресный, Господь явился прочим
ученикам, а потом, со включением в
счет этого дня, в восьмой день
собравшиеся ученики вместе с Фомой
опять подобным образом видят
Господа. В восьмой День бывают и
собрания в церквах, где при дверях
затворенных - видимо и вместе
невидимо - является всем Христос.
Невидимо приходит Он как Бог, а
видимо - в теле; ибо предлагает нам
для осязания плоть Свою, чтобы
твердо веровали в то, что Он истинно
воздвиг Свой Храм. А что обещание
таинственного благословения есть
некоторое исповедание Воскресения
Христа, это доказывается словами
Самого Христа. Разделяя
преломленный хлеб, Он говорил:
"Сие есть тело Мое, которое за вас
предается; сие творите в Мое
воспоминание" (Лк. 22, 19).
Следовательно, причастие таинства
и есть некое исповедание и
воспоминание того, что для нас и за
нас Господь умер и воскрес и
исполняет нас за то Божественным
благословением. Убоимся же
неверности, осязав Христа, но
явимся твердыми и постоянными,
чуждыми всякого сомнения.
При этом внимательные пусть
припомнят Магдалину, которой
возбранено было прикасаться
Христу. "Не прикасайся ко мне,-
сказал Он ей,- ибо Я еще не восшел к
Отцу Моему" (Ин. 20, 17). Фоме же
позволяется и осязать ребра и раны
от гвоздей потрогать. Почему так?
Первой не позволено прикасаться,
как еще не освященной благодатью
Духа, потому что до Вознесения
Господа на Небо не нисходил еще на
всех Дух. А Фоме позволялось, так
как он вместе с другими апостолами
получил Духа. Ибо хотя он
отсутствовал, но и на него
простерлась щедрость Дающего.
Еще мне кажется достойным
рассуждения следующее. Фома осязал
ребро Спасителя, внимательно
испытал рану от воинского копья,
тщательно осмотрел раны от гвоздей.
Как же, скажут, в теле нетленном
явились знаки разрушения? Ибо раны
на руках и ногах и прободение
оружием есть знаки повреждения
тела. А тело Христово,
преображенное в нетление, должно
было сбросить вместе с
повреждением и все, что относится к
повреждению. Неужели хромой и в
другой жизни будет хромать? Или
кривой воскреснет с одним глазом? И
как освободимся от тления, если
происходящие от него болезни
останутся в наших телах?
На этот вопрос мы скажем следующее:
после Воскресения не будет в людях
никаких остатков повреждения,
никаких признаков, предшествующих
ему или следующих за ним. "Сеется
в уничижении, восстает в славе",
как говорит апостол Павел,-
"сеется в немощи, восстает в
силе" (1 Кор. 15, 43). Что же другое
значит восстать в силе и славе, как
не то, что всякая немощь, всякое
бесчестие повреждения будут
удалены, и род человеческий
возвратится к истинному нетлению?
Но Фома требовал этого для своей
уверенности, и Господь наш Иисус
Христос, чтобы не подать нам
никакого повода к маловерию, так и
является, как Фома требовал. Это для
того, чтобы мы правильно поняли
таинство Воскресения, то есть
веровали бы, что воскресло не
другое тело, а то самое, которое
умерло на кресте.
"Фома сказал Ему в ответ: Господь
мой и Бог мой!" (Ин. 20, 28). Так
быстро и ревностно исповедовал
Христа тот, кто прежде казался
медлительным! Когда Господь
показал раны от гвоздей и ребро
Свое, дух Фомы, освободившись от
всякого недоумения, утвердился. Но
скажет кто-либо: почему так или
подобными знаками приводится к
вере ум учеников? Не достаточно ли
было узнавания Христа - увидеть
рост, знакомые черты лица? Но это
было бы еще сомнительно. Ибо они
могли подумать, что некий дух
принял образ Спасителя, и к этой
мысли легко привело бы их само
прохождение через запертые двери,
потому что земное тело по своей
природе требует соответствующего
себе входа. Итак, необходимо было,
чтобы Господь наш Иисус Христос
обнажил свой бок и раны и показал
кровавые знаки плоти, чтобы
утвердить учеников.
Когда же удален всякий повод к
сомнению, Фома справедливо
воскликнул: "Господь мой и Бог
мой!". Ибо кто Господь всех по
естеству, тот по необходимости,
есть Бог истинный, и наоборот: кто
Бог по естеству, тот необходимо и
господствует над всеми. То и другое
говорится с членом, то есть с такой
частицей на греческом языке,
которая означает определенность,
особенность, чтобы всякий понял,
что Он называется Господом и Богом
не по подобию Ангелов, а в
собственном смысле. Фома называет
Его - как сына Бога истинного - Самим
Господом Богом. И сам Спаситель,
слыша это от ученика, не порицает
его, не отвергает, а хвалит и
приемлет, даже повелевая другим
также проповедовать: "Идите,
научите все народы" (Мф. 28, 19). Из
этого видно, что и от нас желает
Господь такого же исповедования,
какое произнес Фома. Ибо Он по
естеству Господь и Бог и после того,
как принял человечество. Замечаем
также и то, что ученик, осязавший
руки и ноги и ребра, исповедал Его,
не разделяя Еммануила на двух
сынов, ибо един Господь Иисус
Христос, по Писанию.
"Ты поверил, потому что увидел
Меня; блаженны невидевшие и
уверовавшие" (Ин. 20, 29). Слова
Спасителя исполнены великого
провидения и приносят нам
величайшую пользу. Для большего
уверования показав ученикам Свое
пронзенное ребро и раны от гвоздей,
принял и пищу, хотя не имел в том
нужды, чтобы не оставить никакого
повода к неверию, Он заботится и о
нас. Ибо знал, что будут такие,
которые не станут признавать
воскресение мертвых и скажут: и мы
желаем видеть и осязать, как Фома.
Это падение предотвращает Христос,
когда говорит: "блаженны
невидевшие и уверовавшие". И
справедливо, ибо для видевшего нет
никакого повода к сомнению. Но кто
верует тому, чего не видит, а слышит
о том от учителей, тот более
совершенно почитает того, в кого
верует. Блаженны все, кто уверовали
по проповеди апостолов, очевидных
свидетелей и служителей Слова. Им
должны мы веровать, если желаем
получить жизнь вечную и жить в
селениях Небесных. Святитель
Кирилл Александрийский (116, 688-690).
Многим из христиан (суеверие) кажется делом безвредным - склонять к нему слух, собирать приметы, слушать истолкователей примет. Чихнул кто-нибудь на слове говорят: и это имеет значение. Кого-нибудь сзади назвали по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда - все это помеха. И люди весьма серьезные, ожидающие Судию с небес, легко впадают в этот вредный порок. Но слушай: отвержен народ, предавшийся этому (5, 90).
Это враг издевается над человеком: если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром,- он отскочит, отвернется, зажмурит глаза. Что бедственней такой жизни - все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу к Богу? Святитель Василий Великий (5,91).
Если есть (суеверия) у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез (44, 122).
Суевериясмешное и забавное внушение сатаны, впрочем только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся. Святитель Иоанн Златоуст (44, 121).
Суеверие в мирских людях сопротивляется вере в Промысл Божий. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 193).
Суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера. Святитель Тихон Задонский (104, 2058).
Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы. Преподобный Ефрем Сирин (27, 371).
Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления (35, 659).
Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души. Святитель Иоанн Златоуст (46, 576).
Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами. Святитель Василий Великий (5,259).
У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения, карты и многое другое. И если какой-нибудь род предвидения, вследствие какого-либо обмана, признан истинным, демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предложения. И на всякую ложную примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам. Одним из видов обмана был и обман чревовещателей, в которых верили, что их чародейство может души умерших снова привлекать в здешнюю жизнь. Преподобный Григорий Нисский (20, 194).
Добровольно не прибегайте к гадателям, но если вас привлекают к этому другие, и тогда не соглашайтесь... Человек всегда желает знать невидимое, особенно желает заранее знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство... Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия (40, 109).
Гадатель - это злой демон, который говорит из чрева женщин чревовещательниц и этим странным действием старается ложное сделать достоверным; говорит же он не естественным образом, а из живота, и этим людей невежественных повергает в изумление, заставляя поверить, что он говорит истину (40, 110).
Что, например, значит гадание по звездам? Не что иное как ложь и путаница, при которых все происходит наугад и не только на глаз, но и бессмысленно. Святитель Иоанн Златоуст (41, 758).
Особенно сильное впечатление
произвел случай с иудейскими
заклинателями на ту часть
языческого населения Ефеса,
которая вместе со жречеством
составляла его верхние слои -
ефесских чародеев. Суеверие Ефеса
создало особый класс людей, которые
исключительно занимались
волхвованиями и магией. Магическое
искусство тут сложилось в систему,
в Ефесе появилась магическая
литература; у занимавшихся
чародейством были свои книги. Эти
книги содержали в себе все
достояние долговременного
развития магического искусства:
тут были и правила волхвований, и
заклинательные чародейские
формулы. Магия, как тайное
искусство, была известна только
ограниченному числу посвященных,
владевших и этими драгоценными
книгами.
Проповедь святого Павла, его
чудотворная сила, действовавшая в
его платках и повязках, сильное
внимание, возбуждаемое им в Ефесе,-
все это уже давно обращало на себя
пристальное внимание магов. Но вот
бесноватый обличил
злоупотребления именем Иисуса и
открыто засвидетельствовал Его
могущество. Слух о случае с
сыновьями Скевы достиг и чародеев.
Этот факт окончательно решил их
сомнения о Христе, тщета язычества
и чародейства, совершенное
превосходство проповедуемой
святым Павлом веры стали для них
явными. ...Главная ефесская площадь
была полна народа. А в центре
площади, где оставалось свободное
место, возвышался большой костер.
Ефесские маги решили торжественно
сжечь драгоценные свои книги,
публично отрекаясь от прежних
заблуждений,- во славу Иисуса
Христа и христианства.
Пергаментные свитки свалили на
дрова, и вспыхнул зажженный факелом
костер. Долго горели драгоценные
свитки, долго стояла толпа у костра.
Этот костер для нее был лучшей
проповедью о силе Христовой.
Архимандрит Григорий (114, 490-491).
Один монах случайно увидел гадательную книгу и, из любопытства разбирая тайны сатанинского гадания, невольно увлекся ими. В одну ночь перед ним встал черный человек исполинского роста и сказал: "Ты меня призывал вот я. Что тебе угодно, я все исполню, только поклонись мне". "Господу Богу моему поклоняюсь и Ему Единому служу!"ответил монах."Зачем же призывал меня, узнавая мои тайны?". С этими словами сатана сильно ударил монаха по щеке и исчез. От боли и страха инок проснулся. Щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась, а опухоль совершенно обезобразила инока. Об этом узнал преподобный Дионисий и сразу пришел к несчастному. Помолившись Господу и Божией Матери, святой Дионисий помазал инока елеем. Тот исцелился и прославил Бога. Афонский Патерик (85, 48).
Один египтянин предался страсти к благородной женщине, которая была замужем. Не сумев обольстить ее, египтянин пришел к чародею и говорит ему: "Или заставь ее любить меня, или сделай так, чтобы муж ее бросил". Чародей взял с него хорошую плату и употребил все свои чары и заклинания. Но, не сумев возбудить любви в ее сердце, он сделал так, что всем, кто смотрел на нее, она казалась лошадью. Муж ее, придя домой, ужаснулся и повел жену к святому Макарию Египетскому. Авва Макарий благословил воду, облил ею женщину с головы до ног и чары тотчас разрушились. Святой Макарий сказал ей: "Никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин. Несчастие случилось с тобой оттого, что ты уже пять недель не приступаешь к пречистым Тайнам Спасителя нашего". Лавсаик (74, 51).
Жил в Царьграде вельможа, имевший единственную дочь, которую хотел посвятить служению Богу. Диавол же возбудил в одном из слуг страсть к ней. Слуга, желая жениться на ней, пришел к чародею просить совета. Чародей свел его с сатаной, который спросил: "Веруешь ли в меня, отрекаешься ли от Господа Христа?" И получив положительный ответ, приказал юноше написать отречение на бумаге. Юноша исполнил повеление. А сатана возбудил в девице страсть к юноше. Девица вынудила отца выдать ее замуж за этого слугу. Когда же ей стала известна причина ее страсти, она ужаснулась и убедила мужа пойти к святому Василию Великому. Святой, получив полное признание от юноши, удалил его в одну из келлий и заповедовал ему молитву и пост. И сам стал молиться за юношу. Прошло несколько дней. Святой Василий спросил его, как он себя чувствует. "Нахожусь в великой беде, отче, ответил юноша, бесы совершенно не дают мне покоя!". Святой ободрил несчастного, перекрестил его и оставил одного. Прошло сорок дней, юноша сказал: "Слава Богу, отче, ныне я видел себя победившим диавола". После этого святой Василий собрал весь клир церковный и множество христиан и провел с ними всю ночь на молитве. На другой день юношу привели в церковь с пением псалмов. Тут диавол со страшной силой напал на него, и он стал кричать: "Святитель Христов, помоги мне!". Святитель сказал диаволу: "Неужели тебе недостаточно твоей погибели, еще и других мучаешь!". Диавол ответил: "Обижаешь меня, Василий! Не я пришел к нему, а он ко мне. И его отречение, которое у меня в руке, я покажу общему Судие!". Святой Василий сказал: "Благословен Господь мой! Не сведут к земле все эти люди простертых к небу рук до тех пор, пока не возвратишь мне рукописи юноши!". И, обратившись к народу, повелел поднять руки к небу и молить со слезами: "Господи, помилуй!". Народ исполнил повеление Святителя. И вдруг, к изумлению всех, из-под церковного купола слетело рукописание грехов юноши. Святой Василий взял его и спросил юношу, его ли это отречение. И, уверившись в этом, разорвал рукописание, ввел юношу в церковь и причастил его. Пролог в поучениях (81, 3,5).
Брат преподобного Иосифа Волоколамского, отец Вассиан (впоследствии архиепископ Ростовский) передал рассказ одного крестьянина: "Долгое время я был тяжело болен, всегда молился и призывал на помощь святого великомученика Никиту. Родственники советовали мне пригласить чародея. Но я отказался и продолжал усердно просить святого Никиту о помощи. В одну ночь слышу, двери дома отворились и входит светлый муж, обращаясь ко мне со словами: "Встань и выйди ко мне" - "Не могу, господин мой, я расслаблен",- ответил я. Он повторил: "Встань!" И вдруг я почувствовал себя здоровым, вскочил с постели и поклонился Пришельцу. Когда я вставал с земли, то увидел черного человека с огненным мечом в руке. Он хотел ударить меня, но светоносный муж остановил его: "Не его, но тех кто ходил к чародею". Черный человек исчез. Я спросил Пришельца: "Кто ты?"и услышал в ответ: "Я мученик Христов Никита и послан Христом исцелить тебя за то, что ты не согласился призвать чародея, но возлагал надежду на Бога. И вот Бог прилагает к твоей жизни еще 25 лет". После этих слов мученик стал невидим. С теми же людьми, которые посещали чародея, случилось несчастье: ночью их умертвил тот черный человек с огненным мечом. Волоколамский патерик (92, 180).
По сошествии с горы Преображения Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии как причине, по которой больной не был исцелен учениками (Лк. 9, 37-41). Чье бы ни было это неверие отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов,видно только, что неверие затворяет дверь милостивой защите и помощи Божиим, а вера отверзает ее. Господь сказал отцу: насколько мо жешь веровать, настолько и получишь. Вера не есть дело одной мысли и ума, а обнимает все существо человека. Она включает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражены буквально. Кто кому верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает, потому обращается к нему с нераздвоенной мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится с пустыми руками. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно обращено. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила такого расположения, когда оно обращено к Господу, Всемогущему, Всеведущему и хотящему подать нам всякое благо. И истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чегонибудь не имеем и, прося этого, не получаем, значит, у нас нет должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши, на вопрос о вере, взмолился: "Верую, Господи. помоги моему неверию" (Мк. 9, 24). Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры, и кому, следовательно, не нужно молиться: Господи, помоги моему неверию? Когда бы вера была у нас сильна, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям, и что ни взошло бы нам на сердце,- а взойти могло бы при этом одно приятное Господу, все это получали бы мы без отказа и отсрочки (107, 386-388).
Вера, придя к прозревавшему слепцу, просветила его умные очи, и он ясно видит истину (Ин. 9). Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: что ты о Нем, даровавшем зрение, скажешь? "Это пророк", ответил он (Ин.9, 17), то есть посланник Божий, облеченный чудодейственной силой. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжников не хочет видеть этой верности и ищет способ уклониться от ее последствий. А так как это не удается, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: "Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник". Простота веры не умеет связать этих понятий - грешность и чудодейственность и выражает это открыто: "Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу". Что можно сказать против такого неведения? Но логика фарисеев упряма и, при всей очевидности, не стыдится утверждать, что не знает, откуда пришел отверзший очи слепому. "Это и удивительно говорит им здравая логика веры, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего" (Ин. 9, 17-33). Казалось бы, ничего не оставалось, как преклониться перед силой такого заключения. Но фарисейская ученость терпеть не может здравой логики веры и изгоняет ее вон (107, 141-143).
Прибыв в Назарет, Господь не нашел там веры. Видимая простота Его помешала назареянам прозреть невидимую славу Его и Божество. Не то же ли бывает и с нами? Христианские догматы на вид очень просты. Для ума, входящего внутрь их, они представляют всеобъемлющую, стройную, завершенную в себе систему, которой не порождал и породить не может ни один тварный ум. Гордость ума, бросив беглый взгляд на простоту евангельскую, отвращается от нее и начинает сама строить здание познания (107, 202-203).
У кого есть искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. Пример - святой апостол Павел. Он искренне любил истину, всей душой был предан тому, что считал истинным, без всякой корысти. Потому, как только была ему указана истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это ветхое, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, зримо явленному истинным... Истина о Христе ясна как день: взыщи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. "Неверующий уже осужден" (Ин. 3, 18). За что же? За то, что когда кругом свет, он остается во тьме (107, 109-110).
"Нечестивый падет от нечестия своего" (Притч. 11, 5). Нечестие есть неправильное отношение к Богу или забвение Его. Некоторые люди, будучи теснимы напором подобных мыслей и желая, однако, быть справедливыми, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, наблюдающий, обязывающий и требующий отчета. И что же? Совесть ежедневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только перед людьми успешно являют себя праведными. Невнимательные к себе пропускают мимо внутренний разлад со своей совестью, внимательные же кое-как управляются с ним. О, если бы кто-либо из них добросовестно взглянул на этот разлад и разобрал, откуда он и как его уладить. (107, 72-73).
"Не верите Мне, верьте делам Моим" (Ин. 10, 38), говорит Господь. Дела Господни были явны всем, и Он мог указать на них гласно. Это - исцеление болезней, изгнание бесов, власть над природой, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они ясно доказывали, что Иисус Христос - от Бога, и что слово Его - истина. Для нас к тем делам присоединились еще Его дивная смерть, Воскресение, Вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные духовные дары в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, не перестающие действовать в Церкви Божией. Все это - дела Господа. Поэтому можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и, поверив, прими всю Его истину. Епископ Феофан Затворник (107, 140-141).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |