"Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16).
"Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Ин. 3, 36).
"Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную" (Ин. 6, 47).
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин. 5, 24).
"Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин. 6, 28-29).
"Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин. 20, 31).
"Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (Гал. 2, 16).
"Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1, 12).
"Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден" (1 Ин.5,1).
"Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса" (Гал. 3, 26).
"И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2, 20).
Слово: вера - одно по названию своему, впрочем, разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души, как говорит Господь: "слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит" (Ин. 5, 24). Другой род веры есть тот, который даруется Христом по благодати: "Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дарь исцелений" (1 Кор. 12, 8-9). Итак, эта даруемая Духом Святым по благодати вера есть не только научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет эту веру, скажет горе: "перейди отсюда туда", и она перейдет" (Мф. 17, 20). Святитель Кирилл Иерусалимский (113, 13).
Вера двояка. Есть вера от слышания (Рим. 10, 17). Слушая Божественное Писание, мы верим учению Святого Духа. Эта вера приходит в совершенство через исполнение всего узаконенного Христом, то есть когда мы истинно веруем, живем благочестиво и соблюдаем заповеди обновившего нас. Ибо кто не верует согласно с преданием кафолической церкви или через дурные дела сообщается с диаволом, тот неверный. Есть еще вера "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1), то есть твердая и несомненная надежда на данные нам от Бога обетования и на получение просимого нами. Преподобный Иоанн Дамаскин (113, 13).
Как глаза видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное. Преподобный Исаак Сирин (55, 390).
Вера открывает нам то, что истинно, и от искренней веры рождается любовь, потому что тот, кто истинно верит в Бога, никогда не согласится удалиться от любви. Святитель Иоанн Златоуст (45, 629).
Блажен тот пловец житейского моря, который часто устремляет взоры к небу... Взоры, для которых доступно небо, вера. Верой мы усматриваем духовное небо: учение Христово. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 431).
Слова, не постигаемые ведением, делаются понятными для нас при помощи веры. Для духовных тайн, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разум, Бог дал нам веру. Преподобный Исаак Сирии (113, 15).
Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его... Ибо какое умствование убедит нас, например, в Воскресении?.. Какими умствованиями может быть постигнуто рождение Бога Слова? От веры зависит и общение в страданиях. Если бы мы не уверовали, то и не страдали бы; если бы не веровали, что, пострадав со Христом, мы будем и царствовать с Ним, то не терпели бы страданий. Святитель Иоанн Златоуст (113, 15).
Живая вера открывает взорам души Бога: Слово Божие соединяет душу с Богом. Узревший таким образом Бога, ощутивший таким образом Бога усматривает свое ничтожество, исполняется неизреченным благоговением к Богу, ко всем делам Его, ко всем велениям Его, ко всему учению Его, стяжает смиренномудрие. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 324).
Как глаза не видят ничего умственного, так очи веры не видят ничего чувственного. Святитель Иоанн Златоуст (37, 290).
Падшее человечество приступает к святой истине верой; другого пути к ней нет. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 119).
Вера есть то, чего мы не видим или
умом не постигаем, но веруем, что
это есть. Так, не видим Бога, но
веруем, что Он есть (хотя из
создания мира познаем Его, но
познание это, как несовершенное,
вера довершает, и познаем всетаки
более от веры, чем от разума). Не
постигаем умом, как Бог един
естеством, но троичен в лицах, но
веруем, наставляемые словом Божиим.
Не видим Христа, Сына Божия, жизни
вечной, Небесного Царствия, но
веруем. Не постигаем умом
воскресения мертвых, в святейшей
Евхаристии Тела и Крови Христовых,
но вера в этом утверждает нас.
В этих и прочих тайнах Божиих разум
должен последовать вере, а не вера
разуму. То есть познание их не от
разума зависит, но от веры, и не
потому мы веруем, что познаем, но
потому познаем, что веруем. Итак
познание их не есть плод нашего
разума, но плод веры, которая
утверждается на твердом основании
Святого Божиего слова и истине, и
всемогуществе Божиих. Это для того
говорится, чтобы не испытывать умом
того, что требует единой веры, но
пленять разум в послушание Христу (2
Кор. 10, 5). Святитель Тихон
Задонский (104, 257-258).
Вера требует души бодрственной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих (46, 181).
Если ежедневные дела требуют веры, тем более - дела неизреченные и духовные (42, 163).
Вот признак веры истинной: когда обетования бывают выше человеческого понимания, а мы твердо уповаем на силу обещанного. Святитель Иоанн Златоуст (38, 396).
В рассуждении о сказанном Господом не нужно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом подвиг веры. Святитель Василий Великий (6, 313).
Помыслы обуревают наш ум, а вера надежнее якоря избавляет его от крушения, приводя его к полному убеждению, как корабль в тихую пристань (37, 279).
Так как Бог даровал нам блага, превышающие человеческое разумение, то Он по справедливости требует веры, потому что не может быть твердым тот, кто ищет объяснений (45, 399).
Вера есть щит, покрывающий тех, которые веруют, не испытывая. Когда же кто станет вдаваться в мудрствования, начнет обо всем умствовать и судить по-своему, для того вера не составляет собой щита, напротив, тогда мы об нее спотыкаемся. Вера все укрывает и осеняет таково должно быть ее свойство. Нельзя ее укоротить рассудком, в противном случае ноги или другая часть тела останутся открытыми, а щит должен быть достаточной величины. Святитель Иоанн Златоуст (45, 211).
"Уверовал и сам Симон и,
крестившись, не отходил от
Филиппа" (Деян. 8, 13).
И веровал и крестился, а ничего не
вышло из него. Надо думать, что в
строе веры его было что-то
недолжное. Вера искренняя есть
отрицание своего ума. Надо ум
обнажить и, как чистую доску,
представить вере, чтобы она
начертала себя на нем как есть, без
всякой примеси посторонних
изречений и положений. Когда в уме
остаются свои положения веры,
окажется в нем смесь положений; и
сознание будет путаться, между
действиями веры встречая и
мудрствования ума. Таков и был
Симонобразчик для всех еретиков.
Таковы и все, со своими
мудрствованиями вступающие в
область веры, как прежде, так и
теперь. Они путаются в вере, и
ничего из них не выходит, кроме
вреда, для себя, когда они остаются
безгласными, для других, когда не
удерживается в них одних эта
путаница, а прорывается наружу по
их жажде быть учителями. Отсюда
всегда выходят люди, страдающие
несчастной уверенностью в своей
непогрешимости и бедственным
позывом всех переделать на свой
лад. Епископ Феофан Затворник (107,
118-119).
...Душа, однажды и навсегда предавшая себя Богу верою и стяжавшая многими опытами познание содействия Божия, уже не заботится о себе. Связанная удивлением и молчанием, она не может возвратиться к средствам, которые представляет разум, и действовать ими, чтобы из-за их противоположного направления вере не лишиться Промышления Божия. Преподобный Исаак Сирин (82, 271).
Если Христос говорит, что даст Духа верующим в Него, то нет никакого сомнения, что не имеющие Духа еще не веруют в Него от чистого сердца. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 47).
Человеку, растленному умом, никак невозможно быть причастником веры: у него место веры занято лжеименным разумом (112, 362).
Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112,84).
Если мы станем все измерять своим пониманием и вовсе не предполагать даже и бытия того, что необъятно для мысли, исчезнет награда веры, исчезнет награда надежды. Как же бы мы после того достойны были тех наград, которые определены за веру в невидимое, мы, доверяющие лишь очевидному для мысли? Святитель Василий Великий (113, 15).
Вера не принимает умозаключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление. Святитель Иоанн Златоуст (46, 445).
Страшитесь отступления от веры, как начала всех зол... тот, кто верует в Господа, "как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек" (Пс. 124, 1). Твердое основание всех святых вера: ею они заключали уста львов и угашали пламень огненный. Преподобный Антоний Великий (82, 12).
Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется верующим. Оставь исследования и прими веру. Вера просвещает все, вера освящает все, вера делает человека достойным Духа Святого. Стефан,- говорится в Писании,- был "исполненный веры и силы" (Деян. 6, 8). Если бы прежде не воссияла вера, то не последовала бы и сила в этом святом муже. Где вера, там и сила, а где неверие, там немощь. Вера - начало благ, вера - источник благ. Прими же это оружие спасения. Святитель Иоанн Златоуст (113, 87).
В брани за веру да кончится служение твое на земле; венцом правды да заключится течение жизни твоей. Преподобный Ефрем Сирин (28, 134).
"Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1) - надо сделать, чтобы эти невидимые вещи, действительно, получили в нас свойственный им облик, получили имя, стали ведомы, как принесенная весть. Не то это значит, что нужно разгадывать тайны: нет, тайны навсегда останутся тайнами, сколько бы кто ни напрягался раскрыть их. Но хотя непонятно существо предмета и скрыты основания, усвой и содержи его по учению о нем, точными и определенными словами. Слово "познавать" означает не мудрование, а смиренное и беспрекословное принятие уроков святой веры. Епископ Феофан Затворник (113, 8).
Когда око веры, как свет, сияет в сердце у человека, тогда ясно, светло и чисто созерцает он и Агнца Божия, за нас закланного и даровавшего нам святое и пречистое Тело Свое для всегдашнего причащения... во оставление грехов. Преподобный Ефрем Сирин (27,384).
Одно дело - при достаточных
основаниях к вере требовать
видения, как бы в задаток, чтобы
потом поверить. Это не сообразно с
самим существом и достоинством
веры, подобно тому, как и между
людьми плохо верят, если требуют
задатка. Это дерзость, почти
неверие, хотя, может быть, не совсем
чуждое желания веровать. Это не
одобрено в Фоме. Но совсем другое
деловеровать без видения, и
вследствие послушания веры, как
дар, как награду, как подкрепление,
как живительное исцеление,
получить видение. Так Первомученик
Стефан веровал, исповедал веру
перед гонителями, предал себя
смертной опасности за веру и тогда
"увидел славу Божию и Иисуса,
стоящего одесную Бога" (Деян. 7, 55).
Нет никакой пользы видеть Господа
телесными очами, когда слеп ум,
когда вера - эта сила духовного
зренияне действует. Напротив, когда
действует вера, отверзаются Небеса,
становится зримым Сын одесную Отца,
везде сущий по Божеству и все
исполняющий, неизреченный (111,
273-274).
От веры - послушание, от послушания - смирение, от смирения - духовный разум, который - извещенная вера (111, 511).
Нужно предаться водительству веры. При этом водительстве в свое время, после значительных подвигов благочестия, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум духовный (111, 472).
Духовный разум состоит в познании истины верой. Сперва приобретается познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум откровением ему истины, которая - Христос (109, 138).
Ничто, никакое искушение, нанесенное людьми и духами, возникшее из падшего естества, не должны смутить. Источником непоколебимости и силы да будет вера в Бога... (112, 148).
Малодушие и смущение рождаются от неверия. Но как только подвижник прибегнет к вере - малодушие и смущение исчезают, как ночная тьма на восходе солнца. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 148).
Что значат эти слова: "Не
прикасайся ко Мне, ибо Я еще не
восшел к Отцу Моему" (Ин. 20, 17)? Ты,
видя Меня, считаешь только
человеком и еще не знаешь равенства
Моего с Отцом: не прикасайся ко Мне,
как к простому человеку, не
принимай Меня такой верой, но
познай во Мне Слово, равное Отцу.
Взойду к Отцу - и тогда прикасайся.
Для тебя Я взойду тогда, когда ты
примешь Меня как равного Отцу. Пока
же считаешь Меня меньшим, Я еще не
взошел к Отцу для тебя.
Да услышит Церковь, образом которой
была Мария, да услышит, что она
слышала. Все мы прикасаемся, когда
уверуем. Он уже восшел к Отцу, сидит
одесную Отца. Это исповедует ныне
вся Церковь, веруя в "возшедшаго
на небеса, и седяща одесную Отца".
Это слышат крещаемые и этому веруют
еще до Крещения. Когда они веруют.
Мария прикасается Христу. Это
понимание неясно, но спасительно:
оно закрыто для неверующих, а для
стучащего верою открыто. Сам
Господь Иисус Христос и там, и с
нами; и с Отцом, и в нас; и от Него не
отступает, и нас не оставляет; и
учит нас молиться, как Наставник, и
внимает нашей молитве вместе с
Отцом, как Сын. Блаженный
Августин (116, 683).
Апостол Павел говорит: "Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих" (1 Кор. 14, 22): то есть чудесный дар говорить разными неизученными языками ниспослан от Бога для людей, еще не уверовавших, чтобы через дарование знания языка преподать им наставление в вере и в то же время чудесным дарованием удостоверить их в Божественности веры. Но для тех, которые уже уверовали, это знамение не нужно. По мере того как Божественная вера распространялась на земле, чудесное дарование языков сокращалось. И, следовательно, исчезновение этого дарования не есть оскудение благодати, но прекращение нужды в нем. Господь не одобряет в верующих искания очевидных, удостоверяющих знамений, но приписывает особенное достоинство вере, которая их не требует: "Блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20, 29). Филарет, митрополит Московский (114, 61).
Мы, по воле Божией призванные во Христе Иисусе, оправдаемся не сами собой и не своей мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, но верой, которой Бог Вседержитель всех от века оправдывал. Святитель Климент Римский (113, 4).
Посредницей между Богом и людьми поставлена вера (в Спасителя), чтобы Бог, вместо всего другого, принимал одну эту веру в Него. Чтобы Бог, зная, что мы бедны и что совершенно ничего не можем принести Ему для своего спасения, кроме одной веры, за эту веру миловал нас и подавал нам оставление грехов и избавление от смерти и тления. Все это и дарует Он всем, кто от всей души верует во Христа Господа. И не это только, но и все, что обетовал в святом Евангелии, и что, конечно, получим через Него, то есть блага иной земли, которые наследуют кроткие с великим веселием и радостью сердец. Дарует все это, чтобы Христос соединился с нами, и через Него мы стали едиными с Богом и Отцом Его, сочетавшись в то же время и с Духом Святым. Все указанное мы, действительно, получаем, если верно соблюдаем то, что обещали соблюдать в святом Крещении, и уклоняемся от всего, от чего тогда отреклись. Когда соблюдаем мы все это и все заповеди Божии тогда мы - истинно верующие, показывающие веру от дел своих. И какой Он есть, такими святыми и совершенными и всецело небесными становимся и мы по благодати - чадами Бога Небесного, во всем подобными Ему, Христу Господу, кроме греха, как и Он сделался подобным нам (60, 297).
Вера во Христа - это новый рай. И Бог от сложения мира провидел всех, кто уверовал и уверует в Него, кого призвал и будет призывать до скончания мира, а призвав, оправдал и будет оправдывать; оправдав, прославил и будет прославлять, показывая их подобными образу славы Сына Своего через святое Крещение и благодать Святого Духа, таинственно соделывая их сынами Божиими и претворяя их в новых из ветхих и в бессмертных из смертных, с возложением на них заповедей, как возложил на Адама. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 240).
Вера таинственно соединяет душу верного со Христом, как невесту с женихом; о чем Пророк говорит от лица Господа: "Обручу тебя Мне в верности и ты познаешь Господа" (Ос. 2, 20). И Апо стол вторит: "Обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою" (2 Кор. 11, 2). Ради этого Христос такую верную душу очищает от греха и всякой скверны и делает ее святой, избавляет ее от духовных бедствий - проклятия, осуждения, смерти и всякого духовного неблагополучия. И вместо того подает Свои духовные блага: благословение, избавление и вечную жизнь. Об этом говорит апостол: Христос "сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор. 1,30). Эту верную душу - как жену, сняв с нее разодранное рубище и омыв от нечистоты,- облекает Он в чистую баграницу Своей правды, чтобы перед очами Его и Его Небесного Отца она явилась чистой, как царская дочь, духовно украшенной"в испещренной одежде" (Пс. 44, 15). И Святой Пророк, духом радуясь этому, восклицает: "Возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством" (Ис. 61, 10). Святитель Тихон Задонский (104, 255-256).
Вера во Христа - жизнь. Питающийся верою вкушает уже во время земного странствования вечную жизнь, назначенную праведникам по окончании этого странствования (108, 177).
(Вера) приближает человека к Богу и усвояет человека Богу. Она представит человека пред лицо Божие и поставит Его в последний день жизни этого мира - в начале вечного дня - одесную Престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствования Богу (111, 141).
"Блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20, 29). Этими словами Господь соединил с апостолами верующих всей земли и всех времен. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 141-142).
Зная, что Бог верен и всемогущ, веруй в Него,- и будешь причастником благ Его. Если же ты унываешь и пребываешь в бездействии, то не веруешь. Авва Евпрений (82, 123).
Душа без веры - сосуд, закрытый для благодати, а душа верующая - открытый. Вера открывает душу для принятия благодати. Филарет, митрополит Московский (113, 15).
Для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа. А для спасения верующих во Христа необходима жизнь по заповедям Божиим (111, 206).
Совершим наше земное странствие, неся светильник веры правой, веры живой. Этот светильник ведет нас в вечное Царство Божие. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 435).
Потому вера особенно и достойна удивления, что не только полезна и спасительна, но и удобна, весьма легка и для всех доступна. Святитель Иоанн Златоуст (43, 504).
Верующий во Христа если и умрет смертью греховной, то опять оживет покаянием... (108, 506).
Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства (111, 471).
По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная гибель... Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 504).
Вера... не достаточна для спасения, но, чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас. Святитель Иоанн Златоуст (45, 36).
Все добрые немощные человеческие дела, нисходившие в ад, заменены одним могущественным добрым делом: верой в Господа нашего Иисуса Христа. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 471).
Я здесь не говорю тебе, христианин, о той вере, которая состоит в познании и содержании правых догматов: эту веру имеют и беззаконно живущие христиане. Но говорю о вере сердечной, живой и спасающей. Этой веры нет в том, кто неисправно и не похристиански живет, хотя бы и исповедовал и проповедовал веру. Возьми в рассуждение, что Христос говорит: "Не можете служить Богу и маммоне" (Мф. 6, 24). Как служащие Богу уже не служат маммоне, так служащие маммоне уже не служат Богу. Богу и маммоне вместе служить невозможно, по слову Христову. Из этого заключаем, что и служащие всякому греху уже не служат Богу. А не служа Богу и веры не имеют, ибо без веры работать Богу невозможно. "А без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11, 6), учит апостол. Служить и угождать Богу одно и то же. Святитель Тихон Задонский (104, 278).
Вера и добрые дела неразрывно связаны. Вера нужна для добрых дел, но добрые дела совершаются не для веры, а посредством веры. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу. Потому что ради веры нисходит благодать Господа нашего Иисуса Христа на того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и великая благодать, у кого мало веры - мало и благодати. Нужно помнить, что одна вера, даже истинная и православная, не принесет никакой пользы тому, кто верует без добрых дел. Проявлением веры служит сила, исходящая от веры. Проявлением же силы служит ревность к заповедям Божиим и богоугодным делам. Ибо для оживотворения (выражения веры) необходима сила, обладая которой, можно это совершать. Поскольку невозможно угодить Богу без веры (но только добрыми делами по вере), то явно, что вера дает силу творить добрые и богоугодные дела по воле Божией. Вера же не только в том, чтобы веровать во Христа и во все слова Его, но больше в том, чтобы дерзать о Христе и в сердце носить уверенность, что силой Христовой мы можем и освободиться от зла, и совершить всякую добродетель. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 170).
Ни одно дело не может быть совершено надлежащим образом без благочестивой веры во Христа. ...Человеческие намерения в рассуждении доброго дела не совершаются без помощи свыше. Для совершения добродетели должны соединяться и человеческое усердие, и помощь, приходящая по вере свыше. Святитель Василий Великий (113, 15).
Вера во Христа, являемая и исповедуемая видимо и невидимо исполнением заповедей Христовых, содержит невредимый залог спасения. А тем, которые оставили мир для того, чтобы всецело посвятить себя Евангельской деятельности, доставляет христианское совершенство. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 505).
Кажутся мне цветущие добрыми делами и неведавшие Бога похожими на останки мертвецов, хотя и прекрасно одетых, но бесчувственных к прекрасному (36, 936).
Вера не должна быть лишена дел, чтобы не быть поругаемой; однако вера выше дел. Святитель Иоанн Златоуст (36, 973).
Предложу самому себе такой
вопрос: можно ли грешному человеку
тотчас сделаться святым и иметь
место со святыми? Ведь Давид
говорит: "Далеко от нечестивых
спасение" (Пс. 118, 155). Пока я буду
искать ответа на этот вопрос,
предложу вам послание апостола
Павла к Евреям. Он, изливая в главе
одиннадцатой все свое
боговдохновенное и благоразумное
исповедание святой веры, называет
ее прежде всего священником,
иереем, ибо ради нее Бог принял
Авелевы жертвы. Вера - это молодость
без старости, ибо Енох, восхищенный
ею, до сих пор живет и не состарился.
Вера есть ковчег, в котором спасся
Ной, Вера есть материнство, ибо
верою Сарра родила Исаака. Вера
есть и живая, бескровная жертва, ибо
верою Авраам принес сына своего
Исаака живым в жертву, не пролив
крови его, и была для него вера
ножнами для ножа, которым он хотел
заколоть своего сына. Вера есть око
умное, ибо знает, как нужно
благословить Иакова и как Исава.
Вера - пророк, ибо ею Иосиф
предсказал освобождение
израильтян из Египта. В Моисее была
вера в страх и бич на фараона и весь
Египет. Вера - дно морское,
проведшее Израиля посуху. В Иисусе
Навине вера - штурм, ломающий стены
Иерихонские. О как много великих
похвал святой вере написал апостол!
Посмотрим же еще со вниманием, как
апостол заканчивает свои похвалы:
"Верою Раав блудница ... не
погибла" (Евр. 11, 31). Вера, говорит
он, есть единственное спасение
грешнику или грешнице: "Верою
Раав блудница... не погибла".
Кто-нибудь здесь мог бы сказать
святому Павлу: "Святой Павел! Не
изнемог ли ты, написав похвалу вере?
Посмотри, хорошо ли ты пишешь и говоришь,
когда окаянную, нечистую блудницу
приравнял верному Авелю, чистому
Еноху, богоугодному Ною, достойным
патриархам Аврааму, Исааку и Иакову
и прочим святым праотцам? Неужели
ты не мог пропустить ее, не
вспоминать, не сравнивать с такими
великими святыми, не полагать в
один лик, в одно число блудницу и
Божиих угодников?"
Павел же святой, изрекший, что
"верою Раав блудница... не
погибла", то как бы удивляясь, то
радуясь и торжествуя о спасении
грешницы, присоединяет к такие
слова: "И что еще скажу?" (Евр. 11,
32), то есть что можно сказать больше?
Что может быть удивительнее и
славнее того, что и блудница среди
святых, нечистая причтена к чистым,
враждующая с Богом - к числу
угодников Божиих?
Рассуждая об этом блаженный
Феодорит говорит: "Поистине
удивительно это апостольское
слово, которым он иноплеменную
блудную жену приравнял Моисею,
Аврааму и прочим святым, чтобы
показать силу веры. Весьма дивно,-
говорит он,- что блудница имеет
равную похвалу со святыми".
Слушай же это, всякий грешник, и
уповай! Вот твердая надежда на
милость Божию для грешника,
восстающего от грехов!
Тотчас отбрось грех, сломан твой
злой обычай, попри ногами греховные
страсти, восстань покаянием,
обратись к Богу, начни каяться,
начни тотчас же, не откладывая.
Тогда сам апостол Павел поставит
тебя наравне с великими святыми,
как Раав блудницу поставил с
Моисеем, Авраамом и прочими.
Вот я уже ответил и отвечаю на
предложенный вопрос: можно ли
грешнику быть святым и иметь место
со святыми? "Далеко от нечестивых
спасение", далеко от грешников не
кающихся, а от тех, которые истинно
каются, от них спасение близко:
"Близок Господь ко всем
призывающим Его" (Пс. 144, 18), ко
всем призывающим истинно. Таких мы
дерзновенно можем написать между
святыми и назвать их новыми
святыми. Святитель Димитрий
Ростовский (103, 351-352).
Вера - мать всякого доброго дела, и ею человек достигает исполнения на себе обетований Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, по написанному: "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11, б). Преподобный Ефрем Сирин (26, 184).
Если кто, веруя во Христа, не являет дел, сообразных с верой, тот, как внимающий дурным учениям и плохо постигающий смысл Писания, сам себе высекает гробницу в камне (4, 312).
Если кто исповедует внешне Господа и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется, то он осужден, даже если по особому домостроительству даны были ему и духовные дарования (6, 313).
Пусть заповеди Божии живут с тобой, непрестанно сообщая тебе как бы свет и озарение для суждения о делах. Святитель Василий Великий (7, 64).
Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих. А свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести. Авва Исаия (82, 193).
Не станем считать одну веру достаточной для спасения. Будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы то и другое способствовало достижению совершенства (35, 596).
Мы еще младенцы, хотя бы тысячу лет пребывали в вере, если остаемся нетвердыми в ней, если не ведем сообразной с нею жизни (46, 88).
Одна вера не может ввести нас в Царство Небесное. Напротив, из-за нее-то особенно и будут осуждены те, которые ведут порочную жизнь (Лк. 12, 47; Ин. 15, 24). Святитель Иоанн Златоуст (42,571).
Не думай, что вера, если только можно назвать верой твою веру, обличаемую делами, сможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Принятый по благодати, по справед ливости должен изобиловать собственными преимуществами, чтобы не быть иначе уличенным в неблагодарности (51, 128).
Веру... должны проповедовать более дела, чем слова... Ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемо сокровенное. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 201).
Вера, не имеющая дел, не имеет Бога, животворящего ее. Она мертва как не стяжавшая того, о чем говорит Христос: "Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое: и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23), чтобы воскресить из мертвых душу посещением Своим и оживотворить того, кто сподобился это стяжать. Вот почему такая вера мертва, мертвы те, которые имеют ее без дел (60, 325).
Как ни орудия без художника, ни художник без орудий не могут сделать никакого сосуда, так ни вера без делания заповедей, ни делание заповедей без веры не обновляют и не воссоздают нас или не делают новыми из ветхих. Когда же стяжаем нераздвоенным сердцем веру и заповеди и сделаемся для Владыки Христа достойным сосудом, готовым для принятия духовного мира, тогда и Господь, положив тьму за кров Свой, обновляет в нас благодать Святого Духа, делает нас из ветхих новыми, воскрешает из мертвых, рассеивает тьму, проводит ум наш по ту сторону тьмы и дает ему благодать... (60, 408).
Верующий во Христа ничем другим не может доказать свою веру, кроме исполнения того, что заповедано Им, и удаления от того, что Им воспрещено (60, 262).
По мере веры мы получаем и помощь на творение волн Христовой. Творящий заповеди Христовы мерою исполнения их показывает и меру своей веры, потому что по мере веры посылается и благодать, дающая силы на дела по заповедям. И наоборот, кто не творит заповедей Христовых, тот мерою своего бездействия в отношении к заповедям показывает и меру неверия своего, потому что по мере неверия лишается и благодати, возбуждающей к делам по заповедям и помогающей в них (60, 265).
Кто верует, что Бог есть, тот помышляет о Нем все великое и славное, исповедуя, что Он один - Владыка, Господь и Творец всяческих, и что Он бессмертен, вечен, нетленен, непостижим и неизречен. Кто это знает и верует... тому как можно не предать себя на подвиги (благоугождения) Ему в жертву, по любви к Нему, чтобы сподобиться быть если не сыном Его и наследником, то хоть одним из верных рабов, стоящих близ Него. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 14).
"Кто будет веровать и креститься, спасен будет: а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16, 16). Истинность веры должен доказать нам образ нашей жизни. Мы только тогда можем быть истинно верующими, когда на деле исполняем данное при Крещении обещание отречься от сатаны и всех дел его и всего служения его. А потому каждый из вас пусть обратит пристальное внимание на самого себя. Если кто после крещения сохранил все обещания, тот истинно верующий. А если кто не соблюдает своего обещания, обратился на дела беззаконные и сердцем устремился к удовольствиям мира, тот должен оплакивать свои согрешения. Ибо премилосердный Господь приемлет в число верующих и того, кто обращается от пути заблуждения к истине. Он, принимая всех истинно кающихся, сглаживает Своим милосердием всякое наше беззаконие. Святитель Григорий Двоеслов (116, 687).
То, что мы истинно веруем Богу... пусть будет явлено на основании наших дел и соблюдения Божиих заповедей. А то что мы православно веруем в Бога, то есть прекрасно, утвержденно и благочестиво мыслим о Нем... (явим) тем, что мы единодушны, единомысленны, единоисповедны с Богоносными Отцами нашими. Как неложная вера в Бога проявляется не только в противлении плотским страстям и сетям лукавого, но и в противлении одержимым страстями людям, обольщающим и соувлекающим в неблагородные услаждения, так и православная вера в Единого Бога проявляется не только в противлении невежеству и внушениям супостата, но и в противлении нечестивым людям, тайком похищающим и увлекающим с собой в погибель. Величайшая же помощь в той и другой вере посылается не только от Бога и данной нам от Него силы разума, но и от добрых Ангелов и от благочестивых, живущих по Богу людей. Святитель Григорий Палама (65, 82).
Видишь на дереве сухую ветвь, которая потому засохла, что не имеет сока, оживляющего ее? И христианин становится иссохшей веткой, если не имеет живой веры, любовью и другими плодами проявляющей свою жизнеспособность. Такой не имеет части со Христом, который есть "истинная виноградная лоза" (Ин. 15, 1), и с истинными христианами, которые есть члены тела Его (Еф. 5, 30). Он чужд и надежды на вечную жизнь, пока остается таким. Такому Бог грозит судом Своим. "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3, 10). Это рассуждение учит тебя, христианин, осмотреться, имеешь ли веру, которая своими плодами, то есть добрыми делами, себя проявляет. Святитель Тихон Задонский (104, 301-302).
Вера в Евангелие должна быть живая, нужно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью (108, 499).
Не утвердившие и не возрастившие веру от слуха делами веры легко обольщаются учением лжи, лицемерно принимающей вид истины (109, 139).
Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и хранится делами веры и непорочностью совести (109, 137).
Спаситель мой. Насади в меня веру живую, доказываемую делами..., чтобы я стал способным к воскресению в духе моем. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 458).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |