"Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15, 42-44).
"Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" (1 Кор. 15, 51-52).
"Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все" (Флп. 3, 20-21).
"Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим, 8, 11).
"Когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах" (Мк. 12, 25).
"Сеется тело душевное", то есть грубое и смертное, "восстает тело духовное" (1 Кор. 15, 44), каково Тело Господа после Воскресения, проходившее сквозь затворенные двери, не утомлявшееся и не имевшее нужды ни в пище, ни во сне, ни в питье. Преподобный Иоанн Дамаскин (113, 669).
В Воскресении, сказал богомудрый Павел, тела будут духовны (1 Кор. 15, 44) в следующих двух отношениях: в том, что сделаются легкими, эфирными, свободными от всякого страдания и тяготения, и в том, что уже будут водимы единым Духом Божиим. Хотя ныне и пребывает Он в телах, но выбор действий принадлежит душе. Тогда же тела в большей мере станут преемниками Духа. Если же кто спросит о телах грешника, то скажем, что и они будут духовны или потому, что по первому условию сделаются легкими и эфирными, или потому, что, мучимые огнем, не будут истреблены, или потому, что хотя и пожелают согрешить, но не смогут. (51, 132).
Как золотоносная земля, принимая в себя воду, делается грязью, а если перегорит в огне, превращается в золото и уже не станет терпеть того, что терпела прежде, так и тело, вступив в общение с бессмертием и нетлением, будет непреодолимо и недоступно для всех тех страданий, которые претерпевает сейчас. А если мы с благой признательностью размыслим о силе Того, Кто сотворил тело из ничего, то не будем иметь необходимости в рассуждениях... Преподобный Исидор Пелусиот (50, 307).
По Воскресении тело, изменяясь в нетленное, соединится с душой человеческой. Страсти же, тревожащие нас ныне, не восстанут с телами. Напротив, в нашей жизни наступит мирное состояние. Плотская мудрость не будет больше вызывать мятежи против души, в междоусобной брани противостоя закону ума страстными движениями, и, побуждая его грехом, водить, подобно какой-то пленнице. Естество сделается тогда чистым от всего подобного, и у обоих - у плоти и духа - будет одна мудрость, потому что всякое телесное расположение в естестве уничтожится (19, 25).
В День Преобразования, когда будут одушевлены мертвые, каждый из оживленных предстанет для отчета существом сложным, как прежде, состоящим из души и тела. Каков был смысл видения, посланного богодухновенному Иезекиилю, который восходил к великим созерцаниям, когда он увидел огромное поле, полное костей, и получил повеление изречь пророчество на них? И иные кости тотчас обрастали плотью, и то, что было разъединено и беспорядочно разбросано, соединялось одно с другим в порядке и согласии (Иез. 37, 1-12). Не достаточно ли ясно этими словами Писание доказывает оживление этой плоти? А думающие оспаривать то, о чем здесь речь, мне кажутся не только нечестивыми, но и глупыми... Ибо "воскресение", "оживление" и "преобразование" и все подобные слова относятся к телу, которое подвержено тлению, так как душа, рассматриваемая сама по себе, никогда не может воскреснуть, поскольку она не умирает, но бессмертна... Будучи же бессмертной, она имеет сообщником своих дел смертное (тело) и потому, во время воздаяния от Праведного Судии, снова вселится в своего спутника (силою Воссоздателя), чтобы с телом воспринять общие наказания или награды. Святитель Григорий Нисский (24, 82).
Ужасом будет объята смерть, и возвратит всю свою добычу, и не оставит ни одного мертвеца, не представив его в судилище. Земля получит повеление отделить прах умерших, и не останется ни одной пылинки, которая бы не явилась перед Судией (28, 104).
Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне, в самое короткое время все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери, того сделает совершеннолетним то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, мать которого умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает мать свою, а она узнает свое дитя... Равными воскресит Творец сынов Адамовых, как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В Воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни там будут высокие и славные, и одни уподобятся свету, другие - тьме (28, 105).
Возгорится милость Того, Кто дарует жизнь всему; и кости в гробах Он приведет в движение. Воскрешающим будет глас трубы Его, и звук ее отверзет двери шеола (28, 428).
Придет время, и это тленное облечется в нетление и неветшающее. Вечно жив Тот, Кто сотворил это тленное из ничего. По Его животворящему гласу оно воскреснет из гроба для Царства (28, 504).
По гласу Сына распадутся гробы, восстанут мертвые и воспоют хвалу. Новое солнце воссияет над умершими, и из гробов своих вознесут они хвалу Христу. Христос, снисходивший для нашего искупления, придет и для нашего Воскресения. Преподобный Ефрем Сирин (28, 513).
Если не воскреснет тело, то не воскреснет человек, потому что человек есть не только душа, но душа и тело (36, 478).
Бог не новые тела призовет к Воскресению, но обновит те же самые, истлевшие и превращенные в прах. Святитель Иоанн Златоуст (40, 216).
Как в начале из праха земного было уготовано тело и Его одушевил Бог... так при скончании этого века, повелением и силой Божиею, из праха и пепла восстанут человеческие тела, восприняв свои души... Преподобный Нил Синайский (48, 314).
Тою же плотью, в которой мы созданы Богом и жили в мире, по гласу Сына Божия в последнее время все воскреснем и примем по делам нашим или Жизнь Вечную, или мучение вечное. Святитель Димитрий Ростовский (ИЗ, 84).
"Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5, 28-29).
"Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим" (Апок. 20, 13).
"И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12, 2).
"Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной" (2 Мак. 7, 9).
"Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе" (1 Кор. 15, 41).
Как, ты скажешь, а разве настоящее тело не духовно? Духовно, но то будет гораздо более духовно. Ибо ныне обильная благодать Святого Духа часто вовсе удаляется от много согрешающих... А тогда не так, но постоянно Он будет пребывать в теле праведных, и будет Его власть, несмотря на пребывание самой души. Святитель Иоанн Златоуст (113, 669).
Представь себе сад, в котором плодоносные деревья всякого рода: груши, яблони, виноград с плодами и листьями; но и сад, и все деревья, и листья изменились и обратились в иное естество, и все прежнее сделалось световидным; так и люди изменятся в Воскресение, и челны их сделаются светлыми и светоносными... Как пшеница, посеянная на одном и том же поле, дает различные колосья, а потом все они собираются в одно гумно и ссыпаются в одну житницу, так представь себе, что и в Воскресение мертвых различной славой будут прославлены и отличены воскресшие, по их достоинству, по причастию уже здесь обитавшего в них Духа Божия. Это и значит: "звезда от звезды разнится в славе" (1 Кор. 15, 41) (113, 653).
"Тогда праведники,- говорит Писание,- воссияют, как солнце" (Мф. 13, 43) "и разумные будут сиять, как светила на тверди" (Дан. 12, 3). И Бог, предвидев человеческое неверие, малейшим светлячкам даровал способность летом светиться, чтобы люди, судя по тому, что видят, верили тому, чего ожидают. Тот, Который дает немного, может подать и все; Тот, Кто сотворил светлячка, тем более просветит праведного человека. Святитель Кирилл Иерусалимский (113, 669).
...В тот час Христос внезапно просияет, как самая блестящая молния, и ужаснет всю землю; страшно прозвучит с Неба труба и пробудит усопших. Небеса и силы их поколеблются, и вся земля, как вода в море, затрепещет от лица Славы Его, потому что страшный огонь потечет от лица Его, очищая землю от всего, что оскверняло ее. Смерть придет в бездействие, потому что плоть человеческая, услышав трубный звук, оживотворится. Чудное дело... видеть, как в этот час человеческие кости в неисчислимом количестве, подобно множеству рыб, кружащихся в море, в мгновение ока устремятся каждая к своему составу. Воскрешенные воскликнут: "Слава Собравшему и Воскресившему нас по человеколюбию Своему!" Тогда праведники возрадуются; со славой будут восхищены в сретение Бессмертному Жениху на облаках все любящие Его и старавшиеся исполнять Его волю. В какой мере каждый очистил здесь свое сердце, в такой увидит он тогда славу Его, и насколько желал Его здесь, настолько насытится Его любовью (27, 361).
Все приемлют тело, сообразное собственным делам. Тело праведных сияет в семь раз сильнее солнечного света, а тела грешников оказываются темными и исполненными зловония; и тело каждого показывает дела его, потому что каждый из нас свои дела носит в собственном теле (113, 665).
В великий день обновления восстанут все - и добрые, и злые... Но различно будет воздаяние, потому что каждому воздается по правде... каждый приходит и поселяется в той стране, какую сам уготовил... (28, 486).
Святые с Небесными Силами воспарят на высоту в сретение нашему Господу, когда Он придет; с Ним войдут они в брачный Чертог - принять награду в стране Жизни, которая выше всякого страха (28, 506).
Как солнце не чужим светом рассеивает тьму... так в день Воскресения просветятся праведники, и ризой их будет свет, покровом - сияние, и сами для себя они сделаются светозарными звездами. В тот же день... нечестивые облекутся в одежду всякой скверны, покроются всякою нечистотой и сами источат из себя тьму и мучение, подобно тому, как тело, одержимое недугом, из себя порождает жар и другие признаки болезни. Преподобный Ефрем Сирин (29, 286).
Когда сделаемся сынами Воскресения, тогда и мы будет удостоены видения лицом к лицу, тогда праведные удостоятся лицезрения Божия в радости, а грешники - в Суде, потому что всякий грех будет истреблен Судом Божиим (4, 264).
Те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечаток своих грехов; и может быть страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, которым будут увенчаны грешники. Святитель Василий Великий (4, 252).
Если душа прославлена уже ныне и вступила в единение с Духом, то и тело сподобится Воскресения (33, 6).
Что имеет теперь душа, то обнаружится тогда в теле (33, 55).
Воскресшие тела покроются иной - божественной - ризою и будут питаться небесною пищей (33, 100).
В Воскресение мертвых различной славой будут прославлены и отличены воскресшие, по заслугам,,по причастию еще здесь обитавшего в них Божия Духа. Преподобный Макарий Египетский (33, 389).
Тела грешников восстанут нетленными и бессмертными, но эта честь будет для них средством к наказанию и мучению: они восстанут для того, чтобы постоянно гореть; если тот огонь неугасим, то для него нужны неуничтожаемые тела (36, 479).
Если мы хорошо воспользуемся настоящей жизнью, тела воскреснут в большей славе, будут светлее неба, солнца и всего прочего и перейдут в высшее состояние (38, 781).
Хотя воскресение будет общим для всех, но воскреснут во славе только живущие праведно (39, 241).
Воскреснуть, конечно, должны все человеческие тела, но добрый воскреснет для жизни, а злой - для казни (40, 606).
Кто убежден, что воскреснет и даст тогда отчет о своих грехах, тот, хотя бы и не видел никакого другого знамения, по одному этому убеждению скоро обратится и постарается умилостивить Судию (42, 256).
Тот преимущественно верует, что Христос воскрес, кто смело идет на опасности, кто имеет общение в Его страданиях, так как имеет общение с Воскресшим и Живущим (45, 319).
Кто способен глубоко усвоить мысль о Воскресении, будет ли бояться смерти, станет ли страшиться чего-нибудь другого? Святитель Иоанн Златоуст (46, 55).
За смертью души, то есть за преступлением и грехом, последовала смерть тела, а с нею и тление, и превращение в прах. За телесной же смертью последовала смерть души вторая -.ее осуждение в ад. Так и за воскресением души, которое есть ее возвращение к Богу через исполнение Божественных заповедей, последует Воскресение тела, когда оно опять соединится с душою. За этим же Воскресением последует истинное бессмертие и Вечная Жизнь с Богом достойных того. Они сделались из плотских духовными и подобно Ангелам Божиим стали способными жить на Небе. Святитель Григорий Палама (70, 280).
Подобно тому, как сеется семя
пшеницы... ячменя и других злаков и
каждое по роду своему дает всход,
так и тела умирающих падают в землю,
какие они есть. Каждая же душа,
разрешившись от тела, в будущем
Воскресении мертвых по своему
достоинству находит покров, полный
света или тьмы. Чистые и
приобщившиеся света, возжегшие
свои светильники будут, конечно, в
невечернем свете. Но как увидят
Божественный свет нечистые, у
которых очи сердца слепы и полны
тьмы?.. Итак, ответь мне, когда они
станут просить после смерти, кто
услышит их и отверзет им очи, когда
они, увы, добровольно не хотели
прозреть и возжечь душевный
светильник? Потому их ожидает
беспросветная тьма.
Тела же тлеют и гниют и у святых, но
восстают, какими они посеяны.
Пшеница чистая, пшеница освященная
- святые сосуды Святого Духа, так
как они были наичистейшими, то и
восстают также прославленными,
сияющими, блистающими, как
Божественный свет, вселившийся в
них. Души святых воссияют тогда
светлее солнца и будут подобны
Владыке, Божественные законы
Которого они сохраняли. Тела же
грешных такими же восстают, какими
и они посеяны в землю: грязными,
зловонными, гниющими, сосудами
оскверненными, плевелами зла,
совершенно мрачными, как сделавшие
дела тьмы и бывшие орудиями
всевозможного зла лукавого
сеятеля. Но и они восстанут
бессмертными и духовными, однако
подобными тьме. Несчастные же души,
соединившись с ними, будучи и сами
мрачны и нечисты, сделаются
подобными диаволу, как подражавшие
его делам и сохранившие его
повеления. С ним они и будут
помещены в неугасимом огне, будучи
преданы тьме и тартару; они будут
низведены по достоинству,
соразмерно тяжести грехов каждого
и будут там пребывать во веки веков.
Святые же, напротив, поднимутся на
крыльях добродетелей в сретение
Владыки, и каждый по достоинству,
как кто предуготовил себя, будет
ближе или дальше от Создателя, и с
Ним пребудет в бесконечные веки,
ликуя и радуясь непостижимой
радостью. Преподобный Симеон
Новый Богослов (59, 218).
Как зимой мы не знаем, как расцветет и какой плод принесет злак или дерево, но весна все это покажет, так ныне мы не можем знать, что таится у кого внутри, в сердце и душе - добро или зло, благочестие или нечестие,- и часто принимаем доброго за злого, а злого за доброго; но в Воскресение откроется все. Святитель Тихон Задонский (104, 358).
Для тех, которые не поклонились ни зверю, ни иконе его, ни антихристу... не приняли ни на челах, ни на десницах начертаний врага Божия, но, усвоив себе ум Христов, постоянно выражали Его в образе мыслей и образе действий, не щадя крови своей для запечатления верности Христу, и потому воцарились со Христом,- для них нет смерти (110, 118).
"Когда же окончится тысяча лет" (Откр. 20, 7), исполнятся времена и созреет весь словесный плод земли,- последует Воскресение второе - Воскресение тел. После него усугубится блаженство праведников, благо - временно воскресших первым воскресением; усугубится после него смерть отверженных, лишившихся первого воскресения. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (110, 119).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |