Это Таинство называется Причащением, потому что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова, через него соединяемся со Христом (113, 527).
Хлеб и вино не есть образ
Тела и Крови Христа (да не будет!), но
самое Тело Господа обожествленное,
так как Сам Господь сказал: "сие
есть Тело Мое", не образ Тела, но
"Тело"; и не образ Крови, но
"Кровь". И прежде этого -
иудеям, что "если не будете есть
Плоти Сына Человеческого, и пить
Крови Его, то не будете иметь в себе
жизни... Ибо Плоть Моя истинно есть
пища, и Кровь Моя истинно есть
питие". И опять: "ядущий Меня
жить будет Мною" (Ин. 6, 53, 55, 57).
Поэтому да приступим со всяким
страхом и чистой совестью, и не
подлежащей сомнению верой, и это
для нас будет настолько полезно,
насколько мы веруем не сомневаясь.
Почтим же это Таинство всякой
чистотой, как душевной, так и
телесной, ибо оно - двояко. Да
приступим к нему со жгучей любовью,
и, сложив руки крестом, примем в
себя Тело Распятого! И, устремив
глаза, и уста, и чело, причастимся
Божественного угля, чтобы жар нашей
любви, воспламенившись от угля,
сжег наши грехи и осветил наши
сердца и чтобы, вследствие общения
с божественным огнем, мы
воспламенились и были
обожествлены. Исаия увидел уголь;
но уголь - не простое дерево, а
соединенное с огнем; так и Хлеб
Общения - не простой хлеб, но
соединенный с Божеством, не одно
естество, но одно, конечно,
принадлежит Телу, другое же -
соединенному с ним Божеству.
Поэтому то и другое вместе - не одно
естество, но два.
Мелхиседек, "священник Бога
Всевышнего", хлебом и вином
приветствовал Авраама,
возвращавшегося после поражения
иноплеменников (Быт. 14, 18). Та
трапеза прообразовала эту
таинственную Трапезу, как и тот
священник был образом и подобием
истинного Первосвященника - Христа.
Ибо "Ты, говорит Писание,
священник вовек по чину
Мелхиседека" (Пс. 109, 4). Хлебы
предложения изображали этот Хлеб.
Это - "чистая жертва", без
сомнения, и бескровная, которая, как
сказал Господь через пророка,
приносится Ему "от востока
солнца до запада" (Мал. 1, 11).
Тело и Кровь Христа переходят в
состав как нашей души, так и нашего
тела, не истощаясь, ни уничтожаясь,
они не выводятся из тела вместе с
остатками неусвоенной пищи (да не
будет!), но проникают в нашу
сущность и становятся охраной,
защитой от всякого вреда, очищением
от всякой нечистоты; если они
заметят неочищенное золото, то
очищают через испытание огнем,
чтобы в будущем веке мы не были
осуждены вместе с миром. Ибо они
очищают посредством болезней и
всякого рода угрожающих
происшествий, подобно тому, как
говорит божественный апостол:
"если бы мы судили сами себя, то
не были бы судимы. Будучи же судимы,
наказываемся от Господа, чтобы не
быть осужденными с миром" (1 Кор.
11, 31-32). И это означает, что он
говорит: поэтому тот, кто
причащается Тела и Крови Господа
"недостойно, тот ест и пьет
осуждение себе" (1 Кор. 11, 29).
Очищаясь через это, мы соединяемся
с Телом Господа и Духом Его и
делаемся Телом Христовым.
Этот Хлеб - начаток будущего Хлеба,
который есть насущный. Ибо слово
"насущный" обозначает или
будущий, то есть Хлеб будущего века,
или Хлеб, принимаемый для
сохранения нашего существа.
Следовательно, так или иначе. Им
надлежащим образом будет названо
Тело Господне. Ибо Плоть Господня
есть животворящий дух, потому что
она зачата от животворящего Духа и
"рожденное от Духа есть дух"
(Ин. 3, 6). Говорю же это, не уничтожая
естества Тела, но желая показать
животворность и божественность
его.
Если же некоторые и назвали хлеб и
вино образами Тела и Крови Господа,
как богоносный Василий, то сказали
(о хлебе и вине) не после их
освящения, но прежде освящения,
назвав так самое приношение.
Причащением же называется
(Таинство) потому, что через него мы
причащаемся Божества Иисуса. А
общением и называется, и поистине
является вследствие того, что через
него мы вступаем в общение со
Христом и принимаем участие как в
Его Плоти, так и в Его Божестве, и в
то же время через него вступаем в
общение и соединяемся друг с
другом. Ибо так как мы причащаемся
от единого Хлеба, то все делаемся
единым Телом Христовым и единой
Кровию, и членами друг друга,
составляя одно Тело со Христом.
Поэтому да станем всей силой
остерегаться, чтобы не принимать
Причащения от еретиков, ни давать
им. Ибо "не давайте святыни псам,-
говорит Господь,- и не бросайте
жемчуга вашего перед свиньями"
(Мф. 7, 6), чтобы нам не сделаться
участниками их искаженного учения
и осуждения их. Ибо если несомненно
бывает соединение со Христом и друг
с другом, то несомненно
произволением соединяемся и со
всеми теми, которые вместе с нами
причащаются. Ибо соединение это
происходит добровольно, не без
нашего согласия. И все мы есть
"одно тело", потому что
"причащаемся от одного хлеба"
(1 Кор. 10, 17), как говорит
божественный апостол.
Образами же будущих (хлеб и вино)
называются не потому, что они не
суть поистине Тело и Кровь Христа,
но потому, что теперь, конечно,
через них мы делаемся участниками
Божества Христова, а тогда духовным
образом - через одно только
лицезрение. Преподобный Иоанн
Дамаскин. Точное изложение
православной веры. СПб. 1894. Кн. 4, гл.
13, с. 223-226.
Как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, так этот, сверхъестественный, есть жизнь души. Святитель Киприан Карфагенский (113, 527).
Возлюбивший прекрасное сам будет прекрасен, потому что благодать Пребывающего в нем претворяет в Себя принявшего ее. Потому-то всегда Сущий предлагает нам Себя в снедь, чтобы мы, приняв Его в себя, сделались тем же, что Он. Ибо говорит:"Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (Ин. 6, 55). Потому кто любит эту Плоть, не бывает другом своей собственной плоти, и кто с любовью расположен к этой Крови, тот сделается чистым по крови чувственной. Ибо Плоть Слова и Кровь, какая в этой Плоти, имеют в себе не один какой-либо благодатный дар - они сладостны для вкушающих, они утоляют жаждущих и любовь любящих. Святитель Григорий Нисский (18, 341).
Причащение - это такой дар, который соединяет нас с Богом, Преподобный авва Исаия (34, 58).
Ты беседуешь в молитве с Богом, вкушая Тело Единородного Сына Его и пия Кровь Его,- веселись же в радовании, что удостоился стать храмом Его (25, 501).
Будь простодушно верным, со всею верой причащайся Пречистого Тела Владыки в полном убеждении, что истинно вкушаешь Самого Агнца. Тайны Христовы - бессмертный огонь. Потому не будь пытливым, чтобы не опалиться тебе в Причащении Таин (27, 384).
Не знаю, что мне делать с моими грехами, не видит мой ум, чем мне омыть и очистить себя. Если бы я вздумал омыться водами, то малы для меня моря и реки, недостаточны, чтобы очистить меня. Но если омою себя Кровию и водою из ребр Сына Божия, то очищусь, и изольются на меня щедроты Его (28, 305).
Кто вкушает Хлеба Небесного, тот, без сомнения, делается небесным (29, 166).
Духовен Хлеб сей, как и Даятель его; духовных оживотворяет он духовно. Преподобный Ефрем Сирин (29, 166).
Плоть - достославная, достопоклоняемая - оживотворяет людей, омертвевших в грехопадениях. Преподобный Нил Синайский (49, 229).
Приобщением называется Причастие Божественных Таин потому, что оно дарует нам единение со Христом и делает нас соучастниками Царства Его. Преподобный Исидор Пелусиот (50, 142).
Христиане приемлют как пищу для себя небесный огонь; он для них упокоение, он очищает и омывает, и освящает сердце их, он содействует их возрастанию, он для них воздух и жизнь. Преподобный Макарий Египетский (33, 107).
Готовящихся отойти отсюда, если они причастятся Таин с чистой совестью, при последнем дыхании окружают Ангелы и препровождают их ради принятых ими Таин (35, 471).
Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что... это Христос простирает к тебе руку (41, 521).
Если прикасающиеся к краю одежды Христа привлекали на себя чудодейственную силу, то не гораздо ли в большей мере привлекут ее приемлющие в себя всего Христа? Приступить же с верою - значит не только принять предложенное, но прикоснуть ся к нему с чистым сердцем, с таким расположением, как бы приступали к Самому Христу (41, 520).
Предлагаемое здесь - это спасительное исцеление наших ран, богатство неоскудевающее и доставляющее нам Царство Небесное (36, 403).
Причащаясь, мы не только делаемся участниками и сообщниками жизни во Христе, но соединяемся со Христом. Как Тело соединено со Христом, так и мы через этот Хлеб соединяемся с Ним (44, 236).
Чем делаются приобщающиеся? Телом Христовым - не многими телами, а одним Телом. Как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым, так что хотя в нем есть зерна, но их не видно и различие их незаметно по причине их соединения, так и мы соединяемся друг с другом и со Христом (44, 237).
Эта Трапеза есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь. Отойдя туда с этой Жертвой, мы с великим дерзновением вступим в священные обители, как бы огражденные со всех сторон золотым оружием. Но что я говорю о будущем? Это Таинство и здесь делает для тебя землю Небом (44, 242).
Через него (Таинство Причащения) мы становимся одним Телом со Христом; соединяемся с Ним, как тело с головою; Кровь же Его - избавление наших душ: ею омывается душа, ею украшается, ею возжигается (113, 527).
И ныне присутствует Христос, украшая эту Трапезу. Украсивший ее на вечери. Тот и теперь украшает ее. Ибо не человек прелагает хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, но Сам распятый за нас Христос. Во образе Христа стоит священник и приносит молитву, возвещая: "сие есть Тело Мое" (Мф. 26, 26). Совершает же все благодать и сила Божия (113, 524).
Приношение это, какой бы священник ни совершал его - Павел или Петр, есть то же самое, которое Христос преподал ученикам и которое ныне священники совершают; и это ничем не меньше, чем прежнее. Ибо и это освящают не люди, но Сам Тот, Кто освятил прежнее. Как слова, которые Христос провозгласил, есть те же самые, которые и ныне священник произносит, так и приношение то же. Святитель Иоанн Златоуст (113, 524).
Бог Слово, священно совершив в Самом Себе наше восстановление, Сам Себя потом принес за нас в Жертву через Крест и смерть. Он и всегда приносит в Жертву Пречистое Тело Свое и ежедневно предлагает его нам в питающую душу обильную Трапезу, чтобы, вкушая Тело Его и пия Пречистую Кровь Его, мы становились через Причастие лучше, чем были, соединяясь с ними, претворяясь из худшего в лучшее и соединяясь с сугубым Словом сугубо и телом и разумной душой, как с Воплощенным Богом и нам единосущным по плоти. Так что мы не свои, но соединены с Тем, Кто сделал нас причастными Себе через бессмертную Трапезу - сделал нас по Домостроительству тем, что есть Сам по естеству. Если, будучи испытаны в трудах добродетелей и пред очищены слезами, приступая, вкушаем от этого Хлеба и пием из этой Чаши, то сугубое Слово, соединяясь с двумя естествами нашими, в кротости нашей срастворяясь, всецело претворяет нас в Себя Самого, как Воплощенное и нам по человечеству единосущное. И всех боготворит и, как сообразных с Ним, Себе усвояет как Бог и единосущный Отцу. Если же приступаем, будучи срастворены с веществом страстей и осквернены скверной греховной, то Он, приближаясь к нам, естественным Ему сжигающим грехи огнем попаляет нас и жизненность нашу, вынуждаемый к этому не благоволением Благости Своей, а отвращением к нашему нечувствию. Преподобный Никита Стифат (70, 151).
Господь называет Себя Хлебом - по смыслу, открывающемуся сразу,- как сделавшийся для всех спасительной пищей. А в смысле таинственном - как вложивший закваску в человеческое естество, очистивший и как бы испекший его на огне Божества Своего и сделавшийся единым Лицом с Ним и единой достопоклоняемой Ипостасью. Преподобный Исидор Пелусиот (115, 794).
Ту самую Пренепорочную Плоть, которую принял Господь от Пречистой Богородицы Марии и в которой от Нее родился, Он преподает нам в Таинстве (Причащения). И вкушая ее, мы имеем внутри себя - разумеется, только достойно причащающиеся - всего Воплощенного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Пренепорочной Девы Марии, сидящего одесную Бога и Отца, по слову Его же Самого: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 56). Вселяясь же в нас. Он не познается сущим в нас телесно... но бестелесно присутствует в нас и соединяется с существом и естеством нашим неизреченно и нас обоготворяет, так как мы становимся соестественными Ему, плотью от плоти Его и от костей Его. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 396).
Страстной Четверг. Приступили к Чаше Господней, были на вечери у Господа: слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! Великий ныне день у Господа! Преславное торжество на Небе! ... Сколько лиц, облеченных в белую одежду оправдания, вкусили жизни Божественной и преискренне соединились с Господом! Обновилось Тело Господне - Тело Церкви - и облеклось в свойственную ей славу, скрытую от очей человеческих, но видную для очей ангельских. Поклонились Ангелы Первородному, когда Он введен был во вселенную в Силе Своей, а ныне поклонились Ему потому, что вселенная возводится снова к Нему Самому. Поклонились и воспели: "Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие" (Пс. 44, 7-8). Епископ Феофан Затворник (107, 57-58).
Итак, достойно причащайся, держа в
уме такое обращение к Богу:
Недостоин я. Господи, не только
причаститься Святых Твоих Таин, но
даже взглянуть на предивную и
преестественную Твою Трапезу.
Однако я приступаю не с тем, чтобы
прогневать Тебя, но дерзаю, уповая
на неизреченную милость Твою, ибо я
знаю, что Ты пришел не ради
праведных, но ради грешников.
Дерзаю причаститься, чтобы не
лишиться Причастия Твоего и не быть
съеденным мысленным волком. Дерзаю
приступить к Причащению потому еще,
что надеюсь на премилостивые слова
Твои, Господи, которые Ты изрек
Пречистыми Твоими устами: "хлеб
же, сходящий с небес, таков, что
ядущий его не умрет. Я хлеб живый,
сшедший с небес; ядущий хлеб сей
будет жить вовек" (Ин. 6, 50-51). И еще:
"Истинно, истинно говорю вам:
если не будете есть Плоти Сына
Человеческого и пить Крови Его, то
не будете иметь в себе жизни. Ядущий
Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет
жизнь вечную, и Я воскрешу его в
последний день" (Ин. 6, 53-54).
Надеясь и твердо уповая на эти
слова Твои, Господи, я причащаюсь,
будучи убежденным, что их изрек Ты
не для святых и праведных, но для
грешников. В главе из Евангелия, где
говорится о Причащении, не сказано,
что Господь говорил о нем ученикам
Своим, которые были святыми и
праведными. Он говорил с пришедшими
к Нему иудеями, которые были
грешниками" подобно мне. А
поскольку для грешников Ты
произнес эти слова, то и я, грешный,
усердно внимаю им и, положившись на
Твое превеликое милосердие, ем Тело
Твое и пью Кровь Твою (103, 170).
Чаша Господня есть Царство
Небесное, согласно слову Господа:
"Я завещаваю вам, как завещал Мне
Отец Мой, Царство, да ядите и пиете
за трапезою Моею" (Лк. 22, 29-30), а
того, кто не имеет Чаши Господней,
постигнет геенна, поглощающая
изгнанных из Царства.
Чаша Господня - это сообщество с
Ангелами. Древняя манна была
названа ангельским хлебом: "Хлеб
ангельский ел человек" (Пс. 77, 25)
не потому, конечно, что ее вкушали
Ангелы, ибо они, как бесплотные, не
нуждаются в пище, но потому, что
была приготовлена и свыше
ниспослана по повелению Божию
служением Ангелов. Тем более тот
Хлеб, о котором Господь говорит:
"Я есмь хлеб, сшедший с небес"
(Ин. 6, 41), эту манну, растворенную в
Чаше Господней, подобает назвать
ангельской пищей не потому, что
Ангелы ее вкушают и пьют, но потому,
что всегда они благоговейно ее
окружают, достойно почитают и
поклоняются ей. Потому и
причащающийся ее общается со
святыми Ангелами и делается для них
милым и любезным. Итак, Чаша
Господня - сообщество с Ангелами, а
без Чаши Господней с кем будет
сообщество, кроме бесов? Кого
чуждаются Ангелы, того похищают
бесы. Что, если бы спросить
кого-либо так: чего ты больше хочешь
- иметь ли Жизнь Вечную или смерть
вечную? Получить Царство Небесное
или геенну? Быть в обществе Ангелов
или бесов? Не знаю, найдется ли
такой, который сказал бы: "Мне
лучше смерть, чем жизнь; лучше
геенна, чем Царство; лучше бесы, чем
Ангелы". Не всякий ли скажет так:
"Лучше жизнь, чем смерть; лучше
Царство, чем геенна; лучше Ангелы,
чем бесы", ибо всякий человек
естественно и разумно больше
желает лучшего, а не худшего. Если
же, о человек, ты желаешь лучшего, то
почему пренебрегаешь Чашей
Господней? Если ты боишься вечной
смерти, то почему отвращаешься от
Вечной Жизни, находящейся в Чаше
Господней? Если геенны трепещешь,
то почему не ухватишься за Царство,
находящееся в Чаше Господней? Если
избегаешь бесов, почему не
приближаешься к Ангелам,
благоговейно окружающим Чашу
Господню?
В Чаше Господней и жизнь, и Царство,
и дружба с Ангелами. О как велико
приобретение Причащения от нее! Там
же, где не вкушается Чаша Господня,
там нет жизни, но смерть, нет
Царства, но геенна; там далеко
отстоят Ангелы, а бесы близко. О как
велико лишение оттого, что не
причащаются Чаши Господней! (103,
232-233).
Кто хочет получить оставление
своих грехов? Кто хочет, чтобы все
злое, сделанное от юности, все его
дела, слова и помышления были
прощены, оставлены и преданы
вечному забвению? Я думаю, что
всякий желает такого блага. Поэтому
я и говорю: если ты, человек, хочешь
оставления грехов, то почему
убегаешь от Причащения Чаши
Господней? Разве не слышишь, как Сам
Господь говорит: "приимите,
ядите... пейте... во оставление
грехов" (Мф. 26, 26-28)? Я знаю,
кто-либо так скажет: я недостоин, я
грешен, потому и не дерзаю
приступить к Причащению
Божественных Тайн. Ты хорошо
говоришь, называя себя грешником,
недостойным и недерзновенным, ибо
кто может быть в совершенстве
достоин? Никто из связавших себя
плотскими похотями и сластьми
недостоин приходить и приближаться
к Тебе, Царь Славы, как говорит об
этом совершающий литургию. Но ты
скверно делаешь, удаляясь и избегая
Причащения, ибо в псалмах пишется
так: "Удаляющие себя от Тебя
гибнут"
Это наше недостоинство бывает
двоякого рода: недостоинство
истинно кающихся и недостоинство
тех, которые или не искренне каются,
или вовсе не каются, или даже и
совсем не хотят каяться.
Недостоинство истинно кающихся
удостаивается Божественного
Причащения во оставление грехов,
ибо они просят, как недужные,
врачевства согласно слову
Христову: "не здоровые имеют
нужду во враче, но больные" (Мф. 9,
12).
Недостоинство же кающихся ложно
или же вовсе не кающихся не
удостаивается Божественного
Причащения, ибо написано: "Не
давайте святыни псам" (Мф. 7, 6).
Кто же это кающийся истинно и кто
кающийся ложно? Кающийся ложно есть
тот, кто не искренне исповедует
свои грехи перед Богом своему отцу
духовному, но скрывает их. Если же и
искренне исповедует, то не сожалеет
о соделанном зле. Впрочем, такой
иногда отчасти и жалеет, однако же
он не имеет в сердце своем твердого
намерения и не полагает в уме
твердого обещания не возвращаться
к прежним грехам, но по-прежнему
имеет надежду и желание делать то
же. Такой недостоин Божественного
Причащения. Пусть он не дерзнет, ибо
если он дерзнет приступить к
Причащению, будет пить и есть во
осуждение и, как в Иуду, войдет в
него после Хлеба сатана.
Кающийся же истинно есть тот,
который, исповедуя свои грехи и
жалея о них, полагает, надеясь на
помощь Божию, твердое намерение
никогда не возвращаться к своим
прежним делам и всячески хранить
себя от них. Такой удостаивается
как Божественного Причащения, так и
милосердия Божия, хотя бы он был
весьма и недостойным.
Примером такого сподобления при
несовершенном достоинстве может
быть преподобная Мария Египетская.
О ней пишется, что она настолько
была недостойна Божией милости
из-за своей грешной жизни, что даже
церковь не желала ее впустить
внутрь себя, о чем она после сама
рассказывала преподобному Зосиме
на исповеди: "Когда моя грешная
нога коснулась церковного порога,
то церковь, принимавшая всех, не
приняла меня, окаянной, но
появилось как бы воинство для того,
чтобы заградить вход, и возбранила
мне войти какая-то сила Божия".
Когда же эта грешница положила в
сердце своем истинное покаяние,
намерение и твердое обещание
никогда не возвращаться к греху, то
тотчас не только церковь ее
впустила внутрь себя, но в тот же
день она сподобилась Причащения
Божественных Таин, Тела и Крови
Христовых в церкви Иоанна Предтечи,
что при Иордане, как об этом
пространно пишется в житии этой
святой. Она еще ни удовлетворения
не сделала за грехи свои, ни
коснулась скорбного пустынного
жития и постнических подвигов; едва
день один прошел после ее скверной
жизни, но уже от нее, истинно
кающейся, не отнимается Чаша
Господня. Святитель Димитрий
Ростовский (103, 233-234).
Господь, заменив для нас Собою нашего праотца Адама, от которого мы рождаемся в смерть, сделавшись нашим родоначальником, заменяет плоть и кровь, заимствованные от Адама, Своею Плотию и Кровию (111, 117).
В Крови Христовой - Его Душа. Ясно ощущается при Причащении Святых Таин прикосновение Души Христовой к душе причащающегося, соединение Души Христовой с душой причащающегося (111, 121).
Достойное Причащение Святых Таин возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ее, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению Святой Церкви (111, 127).
По достоинству пищи, по тому действию, которое совершается от вкушения во вкушающих, Господь наименовал Плоть Свою единой истинной Пищей, а Кровь Свою - единственным истинным Питием обновленного искуплением человека (111, 244).
Обыкновенная пища сынов Ветхого Завета, общая им с бессловесными животными, истребляемая пищеварением и не могущая устранять смерти... не достойна наименования пищи, когда явился Хлеб насущный. Хлеб Небесный, Хлеб, уничтожающий смерть, преподающий Вечную Жизнь! Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 244-245).
Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон видел, как небесный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освящения, как этот огонь ходил по Святому Престолу, озаряя весь алтарь, окружая Святую Трапезу и священнодействующего Сергия. А когда Преподобный хотел причаститься Святых Таин, Божественный огонь свился "как бы некая чудная пелена" и вошел внутрь Святого Потира. Таким образом, угодник Божий причастился этого огня "неопально, как в древности неопально горела купина"... Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал. Но не укрылось от Преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись Святых Таин Христовых, он отошел от Святого Престола и спросил Симона: "Чего так устрашился дух твой, чадо мое?" - "Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобою, отче!" - отвечал тот. "Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни" ,- заповедал ему смиренный авва (90, 8-9).
В Кириллову обитель принесли человека, одержимого тяжкой болезнью, который только просил, чтобы его постригли перед смертью. Преподобный облек его в иноческий образ с именем Далмата. Через несколько дней стал он умирать и просил приобщения Святых Таин, но священник задержался с совершением литургии и, когда принес Святые Дары в келлию, больной уже скончался. Смущенный иерей поспешил сказать об этом преподобному. Святой Кирилл Белозерский очень огорчился. Он затворил оконце в своей келлии и стал на молитву. Немного спустя пришел келейник, служивший Далмату, и, постучав в оконце, сказал блаженному, что Далмат еще жив и просит причаститься. Немедленно послал Кирилл за священником, чтобы приобщить брата. Хотя тот был уверен, что Далмат уже умер, однако пошел. Но сколь велико было его удивление, когда увидел Далмата, сидящего на постели! Как только Далмат приобщился Святых Таин, он стал прощаться со всею братией и тихо отошел к Господу. Троицкий Патерик (90, 306-307).
В час приношения Бескровной Жертвы обуздывай свои помышления и чувства. Стой в страхе Божием, чтобы причаститься Святых Таин достойно и получить исцеление от Господа. Преподобный авва Исаия (82, 165).
Для достижения цели, с которой
приступаем к Божественному
Таинству Евхаристии, надлежит нам
иметь некие особые расположения,
совершать некие особые дела и
употреблять некие особые меры
прежде Причащения, во время
Причащения и после Причащения.
Прежде Причащения надлежит через
Таинство Покаяния и исповеди
очистить себя от всякой скверны
грехов, как смертных, так и не
смертных, и исполнить то, что на
исповеди наложит духовный отец,
соединяя с этим твердую решимость
от всего сердца, всею душою, всею
силою и всем помышлением служить
единому Господу Иисусу Христу и
делать только угодное Ему. В этом
Таинстве Он дает нам Свое Тело и
Свою Кровь, с Душою и Божеством, и
всею силою Воплощенного
Домостроительства. Помышляя же о
том, как ничтожно то, что даем мы
Ему, по сравнению с тем, что Он дает
нам, положим в сердце, по крайней
мере, усердно делать все для нас
возможное во славу Его. И если бы мы
владели самым высшим даром, какой
когда-либо приносили Ему земные и
небесные разумные твари, изъявим
готовность принести это без
размышления Его Божественному
величию.
Пожелав принять это Таинство, чтобы
силою его победить и поразить
врагов своих и Господних, с вечера
еще или даже раньше того начинай
помышлять, как сильно Спаситель
наш. Сын Божий, желает, чтобы ты с
принятием этого Таинства дал Ему
место в сердце своем, чтобы,
соединившись с тобою, помочь тебе
изгнать оттуда все твои страсти и
победить всех врагов твоих. Это
желание Господа нашего столь
велико и пламенно, что этого
никакой тварный ум не может
вместить в совершенстве.
Ты, впрочем, чтобы хоть
сколько-нибудь подойти к этому,
потрудись поглубже запечатлеть в
уме своем следующие два помышления.
Первое - как неизреченно радостно
Всеблагому Богу пребывать в
преискреннем общении с нами, что
удостоверяет сама священная
Премудрость: "радость моя была с
сынами человеческими" (Притч. 8,
31). И второе - как сильно ненавидит
Бог грех - и потому, что грех
препятствует соединению Его с нами,
столь для Него желательному, и
потому, что грех прямо
противоположен Божественным Его
совершенствам. Будучи по естеству
беспредельно благим и чистым
Светом, неизреченной красотой, не
может Он не гнушаться безмерно
грехом, который не что иное есть,
как крайнее зло, мрак, растление,
мерзость и стыд в душах наших. И это
Божие нетерпение греха столь
велико, что с самого его начала к
истреблению его и изглажению
следов его были направлены все
промыслительные о нас Божеские
действия и установления Ветхого и
Нового Завета, особенно же
предивное страдание Спасителя
нашего Иисуса Христа, Сына Божия...
... Уразумев из таких помышлений и
созерцаний, сколь великое желание
имеет Бог войти в сердце твое, чтобы
окончательно победить там твоих
врагов, которые есть и Его враги, ты
не сможешь не ощущать в себе живого
желания принять Его, да совершит Он
в тебе такое действие. Воодушевись
же, таким образом, полным мужеством
и, восприняв дерзновение от верной
надежды, что в тебя может прийти
небесный Архистратиг твой Иисус,
вызывай почаще на брань ту страсть,
которая беспокоит тебя и которую
желаешь преодолеть. И поражай ее
ненавистью, презрением и
отвращением, восстановляя в то же
время в себе молитвенное желание
противоположной ей добродетели с
готовностью и на соответственные
тому дела... Вот что следует тебе
делать перед Причастием. Утром же,
прежде Святого Причастия, пройди
одним взором ума все увлечения,
неправды и прегрешения, сделанные
тобою со времени предшествовавшего
Причащения и до сих пор, помянув
притом, с каким бесстрашием и
ослеплением все это делалось, как
будто не было у тебя Бога - Судии и
Воздаятеля, видевшего это, и чтобы
избавить тебя от таких дел,
поднявшего страшные страдания и
позорную смерть на Кресте, которые
ты попирал, когда, склоняясь на
грех, постыдные похоти свои ставил
выше воли Бога, Спасителя твоего. Да
покроется стыдом лицо души твоей
при сознании такой неблагодарности
и такого бесстрашия. Однако не
попусти себе быть потопленным этим
смущением и всякую безнадежность
далеко отбрось от себя. Вот
долготерпеливый Господь,
преклоняясь на милость раскаянием
твоим и изъявленной тобою
готовностью служить теперь Ему
одному, грядет к тебе и в тебя, чтобы
безмерной бездной Благости Своей
потопить и поглотить бездну твоей
неблагодарности, твоего бесстрашия
и маловерия. Приступи же к Нему со
смиренным чувством недостоинства,
но и с полной благой надеждой,
любовью и преданностью, уготовляя
Ему в сердце своем пространную
скинию, чтобы Он весь вселился в
тебя. Как и каким образом? Изгнанием
из сердца всякого помышления о
чем-либо тварном, а не только
пристрастия и сочувствия к тому, и
заключением двери его, да не войдет
в него ничто и никто, кроме Господа
(64, 213).
Вот чего требует Бог от
приступающих к Святым Тайнам:
1. Чтобы ты страдал сердцем об
оскорблении Его.
2. Чтобы ты более всего возненавидел
всякий грех - и большой и малый.
3. Чтобы ты всецело всего себя
предал Ему и со всем расположением
и сердечною любовью имел одно
попечение - всегда и во всем, во
всяком деле быть в воле Его и в
полной покорности Ему Единому.
4. Чтобы ты имел крепкую веру в Него
и твердо уповал, что Он помилует
тебя, очистит тебя от всех грехов
твоих и охранит от всех врагов
твоих, видимых и невидимых (64, 223).
Попекись затем день ото дня все более и более возрастать верою в силу этого Пресвятого Таинства Евхаристии и не переставай удивляться этому дивному Таинству, помышляя, как Бог под видом хлеба и вина являет тебе Себя и существенно бывает в тебе, чтобы сделать тебя наиболее святым, преподобным и блаженным, ибо "блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20, 29). И не желай в этой жизни, чтобы Бог явил Себя тебе под другим видом, кроме этого Таинства. Каждодневно преуспевай в ревностной готовности творить одну только волю Божию и в духовной мудрости, сделав ее царицей и правительницей всех дел - и душевных, и телесных. Всякий раз, когда причащаешься этой Бескровной Жертвы, и себя самого принеси в жертву Богу, то есть изъявляй полную готовность по любви к Господу, за нас пожертвовавшему Собой, терпеть всякую напасть, всякую скорбь и напраслину, какие могут встретиться в течение твоей добродетельной жизни. Преподобный Никодим Святогорец (64, 225).
Время приступить к Страшной
Трапезе. Приступим же все с
достойной мудростью и вниманием.
Пусть никто не будет Иудой, пусть
никто не будет злым, пусть никто не
скрывает в себе яда, нося одно на
устах, а другое в уме. Предстоит
Христос; Кто утвердил ту Трапезу,
Тот же теперь совершает и эту. Ибо
не человек претворяет предложенное
в Тело и Кровь Христову, но Сам
распятый за нас Христос, Священник
стоит, нося Его образ, и произносит
слова, а действует сила и благодать
Божия: "сие есть Тело Мое" (Мф.
26, 26),- сказал Он. Итак, пусть никто не
будет коварным, пусть никто не
питает злобы, пусть никто не имеет
яда в душе, чтобы не причащаться
"во осуждение". И тогда, после
принятия предложенного, в Иуду
вошел диавол, презрев не Тело
Господне, но презрев Иуду за его
бесстыдство, дабы ты знал, что на
тех, которые недостойно
причащаются Божественных Таин,
особенно нападает и часто
вселяется в них диавол, как и тогда
в Иуду. Ибо почести приносят пользу
достойным, а недостойно
пользующихся ими подвергают
большему наказанию. Говорю это не
для того, чтобы устрашить, но чтобы
предостеречь... Если ты имеешь
что-нибудь против врага, то оставь
гнев; исцели рану, прекрати вражду,
чтобы тебе получить пользу от этой
Трапезы, ибо ты приступаешь к
Страшной и Святой Жертве. Постыдись
Того, Кто приносится:предлежит
закланный Христос.
Почему Он заклан и для чего? Для
того, чтобы умиротворить небесное и
земное, чтобы сделать тебя другом
Ангелов, чтобы примирить тебя с
Богом, чтобы из врага и противника
сделать тебя другом. Он отдал душу
Свою за ненавидящих Его, а ты
остаешься враждующим против
подобного тебе? Как же ты можешь
приступить к Трапезе Мира? Он не
отказался даже умереть за тебя, а ты
не хочешь для себя самого оставить
гнев на подобного тебе? Как это
можно простить?
Он обидел меня, скажешь, и весьма
много отнял у меня. Что же? Ущерб
только в деньгах; он еще не уязвил
тебя так, как Иуда Христа. Однако
Христос самую Кровь Свою, которая
пролита, отдал для спасения
проливших ее.
Что можешь ты сказать подобного
этому? Если ты не прощаешь врага, то
не ему наносишь вред, а самому себе.
Ему ты часто можешь вредить в
настоящей жизни, а себя самого
делаешь безответным в будущий день.
Ибо ни от чего так не отвращается
Бог, как от человека злопамятного,
сердца надменного и души
раздражительной. Послушай же, что
говорит Он: "если ты принесешь
дар твой к жертвеннику и там
вспомнишь, что брат твой имеет
что-нибудь против тебя, оставь там
дар твой пред жертвенником, и пойди
прежде примирись с братом твоим, и
тогда приди и принеси дар твой"
(Мф. 5, 23-24).
Что ты говоришь: "Разве я могу
простить?" "Да,- говорит Он. -
Для мира с братом твоим принесена
эта Жертва". Поэтому если эта
Жертва принесена для мира твоего с
братом, а ты не заключаешь мира, то
напрасно участвуешь в этой Жертве;
бесполезным для тебя становится
это дело. Сделай же сначала то, для
чего принесена эта Жертва, тогда и
будешь с пользой причащаться ее.
Для того сошел Сын Божий, чтобы
примирить род наш с Господом; и не
только для этого пришел Он, но и для
того, чтобы и нас, совершающих это,
сделать причастниками имени Его.
"Блаженны,- говорит Он,-
миротворцы, ибо они будут наречены
сынами Божиими" (Мф. 5, 9). Что
сделал Единородный Сын Божий, то же
сделай и ты, по своим силам
человеческим став носителем мира и
для себя, и для других. Потому тебя,
миротворца, Он и называет сыном
Божиим; потому и во время
установления этой Жертвы Он не
упомянул ни о какой другой
заповеди, кроме примирения с
братом, тем выражая, что это важнее
всего... Итак, зная это, прекратим
всякий гнев и, очистив совесть свою,
со всем смирением и кротостью
приступим к Трапезе Христа.
Святитель Иоанн Златоуст (113, 536).
В час приношения (Бескровной Жертвы) сопротивляйся помыслам и чувствам твоим, чтобы стоять со страхом Божиим и Достойно причаститься Святых Таин и этим получить от Господа исцеление (34, 18).
Если хочешь причаститься Тела Христова, то храни себя, чтобы не было в сердце твоем гнева или ненависти. Преподобный авва Исаия (34, 205).
Кровь Агнца спасительна для тебя, если ты приступаешь к ней с верою, если чувства свои и помышления, через которые входит смерть вслед за грехом, помазуешь верою, как бы кровью, как Израиль мазал двери кровью. Ведь если страсть не войдет в тебя через глаза, слух, обоняние, вкус и осязание, а затем и через рассудок, тогда и смерть не овладеет тобою. Тогда ты, нося в теле умерщвление Иисуса Христа, будешь иметь и являющуюся в твоем теле Жизнь (42, 940).
Скорее душу свою положу, чем позволю причаститься Крови Владычней недостойно, и скорее пролью собственную кровь, чем позволю причаститься столь Страшной Крови недостойным образом. Святитель Иоанн Златоуст (46, 547).
С каким намерением должно вкушать Тело и пить Кровь Господню? В воспоминание Господня послушания даже до смерти, чтобы жить уже не для себя, но для Умершего за нас и Воскресшего. Святитель Василий Великий (6, 332).
Надо чистой душой принимать в себя сходящую свыше Пищу... которая есть несеянный Хлеб, сходящий свыше, обретаемый на земле. Святитель Григорий Нисский (17, 305).
Уверься и утвердись в вере, что в Святейшей Евхаристии истинно подается нам Тело Христово и Кровь Его, и это научит тебя, с каким страхом, почитанием и благоговением нужно приступать к этому великому Таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом и приуготовлением, и благоговением, к этой ли Божественной Трапезе приступая, не затрепещешь? Тогда будешь не много говорить в молитве, но одно повторять: "Помилуй, Господи! Очисти, Господи, не опали огнем, как траву сухую". Святая святым подаются, как возглашает на литургии иерей. И тут будешь удивляться Благости Божией, что Тело Христово и Его Пресвятая Кровь нам, бренным и недостойным, подаются в духовную пищу. И от сердца будешь благословлять и благодарить Его за это великое Таинство. И, помня это, будешь исправнее вести себя в жизни, не захочешь осквернить совесть и душу грехами, но всячески будешь стараться жить достойно христианина. Одно это будет отвращать тебя от всякого греха и подвигнет к добру (104, 1663-1664).
Грешникам нужно себя исправить, чтобы причащаться не в суд. Блудникам, прелюбодеям и осквернителям нужно переменить свое сердце и возлюбить чистоту, когда приступают к Пречистому Агнцу Христу. Гордым и высокоумным отложить бесовскую гордость и возлюбить смирение, когда приступают к Смиренному Христу. Злобным и дышащим огнем отмщения нужно оставить злобу и возлюбить кротость и незлобие, когда приближаются к Кроткому и Незлобивому Агнцу Божию... Клеветникам, злоречивым, хульникам исправить свой язык, ибо устами восприемлют Пречистое Тело Христово. Сребролюбцам нужно оставить маммону и возлюбить Бога, когда приступают к Сыну Божию, Который есть Любовь. Жестокосердньм и немилостивым следует переменить свой жестокий нрав и стараться быть милостивыми, когда приходят к Милостивому и Милосердному Господу... Пьяницам следует оставить пьянство и начать трезвую жизнь, если приобщаются Распятому и Умершему Христу. Словом, всякому должно исправить, очистить и обновить себя, чтобы неосужденно приступить. "Должно,- говорит Василий Великий,- приступающему к Телу и Крови Господним очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы не в суд есть и пить", и в воспоминание о том, Который за нас умер и воскрес, умереть для греха и мира, и самого себя, но ожить во Христе Иисусе (104, 1665-1666).
Как христиане должны приступать к Причащению Тела и Крови Христовой? Апостол говорит: "да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11, 28-29). Многие читают много молитв, псалмов и акафистов, но этого приготовления недостаточно. Ибо молитву от неисправного и неочищенного сердца не приемлет Бог. Страшно приступать неочистившемуся истинным покаянием; страшно и приступившему, причастившемуся снова оскверняться мирскими похотями: и то и другое страшно. Святитель Тихон Задонский (104, 1666-1667).
Прежде дерзновенного пришествия на брак к Сыну Божию да позаботится (человек) о своей душевной ризе: она омывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченной милостью Господа при нашем покаянии (111, 129).
Величие Таинства возлагает на нас соответствующие обязанности. Мы должны не только души, но и тела наши представить в жертву живую, святую, благоугодную Богу (111, 132).
Служитель Божий хотя еще борется со страстями, но уже достойно причащается Тела и Крови Христовых, когда причащается в сокрушении духа и в полном сознании своего недостоинства. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 133).
Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни Других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью (46, 153).
Время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистой совестью и безукоризненной жизнью (35, 554).
Не в том состоит дерзость, что часто приступают, но в том, что (приступают) недостойно, хотя бы даже кто-либо один раз во всю жизнь сделал это. Святитель Иоанн Златоуст (45, 656).
Хорошо и полезно каждый день приобщаться и принимать Святые Тело и Кровь. Христос ясно говорит: "ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную" (Ин. 6, 54)... Ибо кто сомневается, что быть непрестанно причастником жизни значит не что иное, как жить многообразно? Впрочем, мы приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, пяток и субботу, также и в иные дни, если бывает память какого-либо святого. Святитель Василий Великий (113, 533).
Многие, вижу, не часто причащаются: это дело диавола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто не часто причащается, дает большую власть над собой диаволу, и диавол волю над ним принимает и ведет его на все злое. Святитель Иоанн Златоуст (113, 533).
Причащаться Господа в Таинстве Тела и Крови можно только в определенное время, по возможности и усердию, но не чаще, однако, одного раза в день. Внутренне же, в духе, причащения Ему мы можем удостаиваться каждый час и каждое мгновение, то есть пребывать по благодати Его в непрестанном общении с Ним и, когда благоволит Он, сердцем ощущать это общение. Причастившись Тела и Крови Господа, по обетованию Его мы приемлем Его Самого. И Он вселяется в нас со всей Своей благодатью, давая и сердцу, готовому к тому, ощущать это. Истинные причастники всегда бывают после причастия в осязательно - благодатном состоянии: сердце вкушает тогда Господа духовно. Но так как мы и телом стеснены, и внешними делами, и отношениями связаны, в которых обязаны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабевает, заслоняется и скрывается. Скрывается ощущение вкушения Господа, но общение с Господом не прекращается, если, к несчастью, не произойдет какой грех, расстраивающий благодатное состояние. Со сладостью вкушения Господа ничто сравниться не может, поэтому ревнители, ощутив оскудение ее, спешат восстановить его в силе и, когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа,- это и есть духовное Причащение Господа. Оно имеет, таким образом, место между одним и другим Причащением Его в Святых Тайнах. Но оно может быть и непрерывно в том, кто всегда хранит сердце свое чистым и имеет непрерывное внимание и чувство к Господу. При всем том, однако, оно есть дар благодати, даруемой труженикам на пути Господнем, усердным и безжалостным к себе. Но если кто и по временам вкушает Господа в духе - это дар благодати. Нам принадлежит только жажда этого дара и алкание, и усердное взыскание. Есть, впрочем, дела, открывающие ему путь и содействующие принятию его, хотя он всегда приходит как бы нечаянно. Дела эти - чистая молитва с детским плачем из сердца и особые акты самоотвержения. В ряду добродетелей, когда нет на душе греха, когда нетерпимы бывают греховные мысли и чувства, то есть когда душа чиста и взывает к Богу, что может воспрепятствовать Господу, присущему, дать душе вкусить Себя, а душе ощутить это вкушение? Так и бывает, если только Господь не видит, что для блага души нужно несколько продлить эту алчбу и жажду неудовлетворенной. Между актами самоотвержения наиболее сильно в этом отношении: смиренное послушание и повержение себя под ноги всех, освобождение себя от стяжания, благодушное перенесение напраслин - все в духе полного предания себя в волю Божию. Такие деяния наиболее уподобляют человека Господу, и Господь присущий дает вкусить Себя душе его. И усердное и чистое исполнение всех заповедей Божиих имеет своим плодом вселение Господа в сердце с Отцом и Святым Духом (Ин. 14, 23). Духовное вкушение Господа не должно смешивать с мысленным воспоминанием о Причащении Его в Таинствах Тела и Крови, хотя бы это сопровождалось сильными духовными ощущениями и жаждущими порывами к действительному Причастию Его в Святых Тайнах. Не должно также с этим смешивать и того, что дается христианам в храме при совершении Таинства Евхаристии. Они удостаиваются освящения Божия и Божия благоволения как участвующие в принесении Бескровной Жертвы верою, готовностью жертвовать собой во славу Божию, сокрушением и по мере этих состояний, но это не то, что Причастие, хотя оно тут же может совершиться. Преподобный Никодим Святогорец (64, 226).
Мы должны считать себя недостойными Причащения Святого Тела Христова. Во-первых, потому, что величие этой небесной манны таково, что никто, обложенный бренной плотью, не принимает эту Святую Пищу по своей заслуге, а по незаслуженной милости Господней, Во-вторых, потому, что никто в брани с этим миром не может быть так осмотрителен, чтобы не уязвляли его хоть редкие и легкие стрелы грехов, ибо невозможно, чтобы человек не согрешил или по неведению, или по нерадению, или по легкомыслию, или по увлечению, или по рассеянности помыслов, или по какой-либо нужде, или по забвению (53, 574).
Мы не должны устраняться от Причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками. Но с еще большей и большей жаждой надо спешить к нему для исцеления души и очищения духа. Однако причащаться надо с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы еще более желали излечения наших ран. А иначе и раз в год нельзя достойно принимать Причащение. Так некоторые и делают: живя в монастырях, они так высоко оценивают достоинство, освящение и благотворность небесных Таинств, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные. А лучше бы Думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше проявляют гордости, чем смирения, как им кажется, потому что когда все-таки принимают их раз в год, то считают себя достойными принятия. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый день Господень* принимали их для уврачевания наших недугов, чем, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны их. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Феона 53, 605).
* Господень день - в греческом и латинском языках название воскресного дня.
"Если не будете есть Плоти Сына
Человеческого и пить Крови Его, то
не будете иметь в себе жизни" (Ин.
6, 53). Христианин! Вот жертвенник
открыт перед тобой, бессмертная
пища на нем предложена, как
порфирой, обагряется он священной
Кровию, слава небесная его осияла.
Из этого святилища сладчайший глас
взывает к тебе: "Со страхом
Божиим и верою приступи... Приди,
приблизься, отверзи уста, насладись
Божественной Пищей, вкуси от Чаши
жизни: ее подает тебе
благодетельная десница Небесного
Отца".
...Но что видим? С ужасом видим... что
некоторые или ожесточенные, или
ослепленные, или расслабленные, или
не знаю, как их и назвать, при всем
том не только часто, но и однажды в
год не приступают. О греховность
наша, о несчастье Церкви!
Где благодарные Христовы дети? Где
общая Трапеза? Где Хлеб, съедаемый
вместе, где Чаша, выпитая совместно?
Где апостольское единодушное
пребывание в Преломлении Хлеба?
Здесь я вижу столько неисправности,
как нигде больше. Смерть Христову
немногие поминают; некоторые и не
знают, зачем это Таинство
установлено. Таким образом, первый
признак христианства уничтожается;
так в забвение приходит у нас
Христос: едва-едва единожды в год
соберемся вспомнить Его, да и то не
знаю как. Вижу горячность,
удивляюсь благочестию, да видишь и
ты, Христе! Проливалась некогда
Твоя Кровь, но и ныне едва не
презирается нами. Христос в
глубоком молчании у нас сокровен:
Трапеза, им установленная, за одни
обряды считается у нас; смотрим на
нее, но не вкушаем. Почему же не
приступаем? "Вкусите, и увидите,
как благ Господь!" (Пс. 33, 9). Или
недостойны вы? Но для того тем более
и должно приступать: раз недостойны
- чтобы сделаться достойными и,
своих дел не имея, прибегнуть к
заслугам Христовым. Тот человек ест
и пьет в осуждение, который не
рассуждает о себе. Я рассуждаю о
себе, и когда нахожу себя
недостойным, грешным и осужденным,
тем более прихожу к Тому, Который
грешников принимает и, призывая,
успокаивает обремененных грехами.
Бог преклонил Небеса, чтобы меня,
падшего, восстановить. Он унизил
Свое величие до принятия образа
раба, чтобы меня вознести. Он
претерпел мучительные страдания,
чтобы меня исцелить. Он принял
позорную смерть, чтобы меня
оживить. Это доказательство Его
любви ко мне, какой под солнцем
никогда не бывало. Пойду в
святилище Твое вместе с учениками
Твоими, с братией моей. Исчислю с
ними все Твои благодеяния;
воспоминанием о них утешу и освящу
себя; воспою Тебе песнь
благодарности; буду наслаждаться
Твоим бесценным, при смерти Твоей
оставленным мне наследием. Приму
Священный Хлеб, как самое Пречистое
Тело Твое... Приму Божественную
Кровь... Этим великим действием я
одновременно и благодеяния Твои
воспоминаю, и изъявляю мою
возможную благодарность, и
неизреченно исцеляю себя во
оставление моих грехов и в Жизнь
Вечную. Платон, митрополит
Московский (106, 87-93).
Бог тебе не враг, а врач - исцелить тебя, а не погубить хочет. Зачем же избегаешь Его Божественной Чаши? Лучше тебе, приняв духовное лечение, исцелиться, чем, избегая лечения, в большие греховные болезни впасть и погибнуть. Святитель Димитрий Ростовский (113, 534).
Приобщаться Святых Христовых Животворящих Таин заповедую... во все четыре поста и двунадесятые праздники, даже велю и в большие праздничные дни; чем чаще, тем и лучше... Потому что благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни был недостоин и грешен человек, но лишь только в смиренном сознании всегреховности своей приступит к Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов,- и будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется! Преподобный Серафим Саровский. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903, с. 463.
Ты ради меня явился на земле от
Девы,
Прежде всех веков пребывающий не
видимым,
И соделался плотию и человеком
показался,
Неприступным светом одеянный,
И всеми считался ограниченным,
Ты, совершенно невместимый,
Которого никакое слово не в
состоянии выразить.
Ум же, напрягаясь, схватывает Тебя
через любовь
И не может удержать, поражаемый
страхом,
И снова ищет, палимый внутри.
Вообразив же Тебя на мгновение в
сиянии Твоем,
Он с трепетом убегает и радуется
радостью.
Ибо не может человеческая природа
выносить того,
Чтобы ясно созерцать всего Тебя -
Христа моего,
Хотя и веруем мы, что всего Тебя
воспринимаем
Через Духа, которого подаешь Ты,
Боже мой,
И Пречистую Кровь и Плоть Твою,
Приобщаясь которых мы исповедуем,
что держим
И вкушаем Тебя, Боже, нераздельно
И неслиянно; ибо Ты не причастен
Тлению или скверне, но и мне
сообщаешь
Нетленную чистоту Твою, Слове,
И отмываешь скверну пороков моих,
И прогоняешь мрак беззаконий моих,
И очищаешь позор сердца моего,
И утончаешь грубость злобы моей,
И светом творишь меня, прежде
омраченного,
Соделывая меня обоюдно* прекрасным
И озаряя меня светом бессмертия.
И я изумляюсь и возгораюсь внутри,
Желая Тебе Самому поклониться.
Когда же я, несчастный, помышляю об
этом,
То, о чудо! нахожу Тебя в себе
Пребывающим, движущимся, говорящим
И делающим меня тогда безгласным
От изумления перед неприступною
славою.
Итак, меня обнимает ужас и
недоумение,
Так как содержащего все дланию
Я вижу в сердце своем содержимым.
Но, о чудная милость Твоя, Христе
мой!
Сколь безмерно снисхождение Твое,
Слове!
Зачем пришел Ты к нищете моей?
И как вошел в оскверненную храмину
Ты, во свете неприступном
обитающий. Боже мой?
Как Ты сохраняешь ее неопалимою,
Будучи огнем нестерпимым для
смертной природы?
Что же сотворю я достойное Твоей
славы
И что найду для столь великой любви?
Что принесу Тебе, таковою славою
И честию прославившему меня,
недостойного?
Ибо меня, на которого люди не
считают достойным смотреть,
А тем более ни говорить, ни
разделять трапезу
Совершенно не хотят со мною,
несчастнейшим,
Ты, питающий всякое дыхание и
естество,
Неприступный для Серафимов,
Создатель, Творец и Владыка всех,
Не только зришь, и говоришь со мною
и питаешь меня,
Но и Плоть Твою существенным
образом
Сподобил меня и держать, и вкушать,
И пить Кровь Твою всесвятую,
Которую ради меня излиял Ты,
закланный,
Поставив меня служителем и
литургом, и таинником
Этих Таин, меня, которого Ты знаешь,
Всеведущий, прежде нежели веки
сотворил
И прежде чем произвел что-либо из
невидимого,
Ибо видимое Ты составил
впоследствии,
Знаешь как грешника, блудника,
мытаря,
Разбойника, сделавшегося
самоубийцей,**
Презревшего добро, делателя
беззакония
И преступника всех Твоих заповедей,
Итак, Ты знаешь, что это истинно.
Как явлюсь я пред Тобою, Христе мой?
Как приближусь к Трапезе Твоей?
Как буду держать Пречистое Тело
Твое,
Имея руки совершенно оскверненные?
Как воспою Тебя? Как буду ходатаем
за других,
Не имея ни добрых дел от веры,
Ни любви к Тебе, ни дерзновения,
Но будучи сам должником, как Ты
знаешь,
Многими талантами, многими
беззакониями.
Недоумевает ум, бессилен язык,
И никакого слова не нахожу я,
Спаситель,
Чтобы поведать о делах Твоей
благости,
Которые Ты сотворил на мне, рабе
Твоем.
Ибо внутри меня горит как бы огонь,
И я не могу молчать, не вынося
Великого бремени даров Твоих.
Ты, сотворивший птиц, щебечущих
разными голосами,
Даруй и мне, недостойному, слово,
Дабы всем письменно и неписьменно
Поведал я о том, что Ты соделал на
мне
По беспредельной милости, Боже мой,
И по одному человеколюбию Твоему,
Ибо превыше ума, страшно и велико
то,
Что подал Ты мне, страннику,
Неученому, нищему, лишенному
дерзновения
И всяким человеком отверженному,
Родители мои не питали ко мне
естественной любви.
Братья и друзья мои все насмехались
надо мною;
Утверждая, что любят меня, они
говорили совершенно ложно.
Сродники, посторонние и мирские
начальники
Тем более отвращались от меня, не
желая меня видеть,
Чем более хотели погубить меня со
своими беззакониями,
Часто желал я безгрешной славы,
Но не нашел еще ее в настоящей
жизни,
Ибо мирская слава, как я убедился,
Без всякого другого деяния есть уже
грех.
Сколько раз я хотел быть любимым
людьми
И стать к ним близким и откровенным,
Но из благомыслящих никто не терпел
меня.
Другие же, напротив, желали видеть и
знать меня,
Но я убегал от них как от делателей
зла.
Итак, все это, Владыко, и иное,
большее того,
Чего не могу я ни рассказать, ни
припомнить,
Ты, промышляя, соделал на мне,
блудном,
Чтобы извлечь меня из пропасти и
мирской тьмы
И страшной прелести наслаждений
этой жизни.
Добрые люди бегали от меня из-за
моего внешнего вида,
А от злых я убегал по своему
произволению,
Ибо они любили, как сказано, мирскую
славу и богатство,
Великолепные одежды и изнеженные
нравы.
О себе же я не знаю и не ведаю, что
мне изречь и сказать Тебе.
Ибо боюсь и говорить, и писать об
этом,
Чтобы не впасть в противоречие
словам своим и не согрешить,
И будет тогда неизгладимым ложно
написанное.
Когда призывал меня кто-либо к
делам безумия
И грехам поистине прелестного мира
сего,
Сердце мое все сжималось внутри
И как бы скрывалось, стыдясь себя
самого.
Будучи твердо сдерживаемо
Твоею Божественною рукою.
Любил и я все прочее житейское,
Что увеселяет зрение и услаждает
гортань,
И украшает это тленное тело;
Но мерзостные деяния и
сладострастные желания
Ты изгладил из сердца моего, Боже
мой,
И ненависть к ним вложил в мою душу.
Хотя произволением своим я и
прилежал к ним,
Но Ты делал так, что или желания мои
были неисполнимы,
Или, напротив, действия мои
нежеланными,
Что, конечно, было величайшим чудом.
По Божественному смотрению Своему
Ты отделил меня от всех:
От царей, князей и богатых мира
сего.
Много, много раз, когда я
Склонялся уже волею к этим вещам,
Сам Ты не попускал состояться
Соизволению моему на что-либо из
этого.
Иных, говоривших мне
О прославлении и обогащении в
жизни,
Я ненавистью, Владыко, возненавидел
от сердца,
Так что даже в беседу никогда не
вступал с ними;
И тогда они, напротив, взбесившись,
сильно били меня палками,
Другие же укоряли и злословили меня
пред всеми,
Называя меня делателем всякого
беззакония
И желая отвратить меня от правого
пути,
Ибо я избегал этих деяний, чтобы не
быть злословимым,
А они злословили меня, чтобы я
пришел к таковым деяниям.
Обещающим же дать мне славу мира
сего
Ты дал мне, Спаситель мой, отвечать
таким образом:
Если бы ты обладал всею славою мира
И на главе твоей был бы царский
венец,
А на ногах твоих пурпуровая обувь
И над всем этим ты внезапно сделал
бы меня господином,
Сам же стал простецом, желая быть
рабом моим,
То к лукавому мудрованию твоему
Я отнюдь не приобщился бы и не
снизошел в этой жизни.
Но какая хартия вместила бы Твои
благодеяния
И великие Твои блага, которые Ты
соделал на мне?
Ибо если бы мне даны были тьмы
языков и рук,
То и тогда я не мог бы изречь или
описать все,
Потому что их бездна, конечно, по
бесчисленному множеству,
И они недомысленны по величию
славы;
И я изнемогаю мыслию и надрываюсь
сердцем своим,
Что не могу поведать о Тебе, Боже
мой.
Ибо когда помыслю я, несчастный, что
сделал я,
И сколько раз Ты помогал мне, от
чего избавлял меня
И от сколь великих бед,
Спаситель мой, человеколюбиво
спасал,
Не вспоминая зол, которые я соделал,
Но, как бы сотворившего много и
великого добра
И чистого от святой матери-купели,
Так воспринял меня, так почтил,
Так украсил меня царскою одеждою;
То весь объят бываю трепетом
И прихожу в исступление от радости,
Становлюсь безгласным и сильно
расслабеваю,
Так как Бог-Творец мира дан мне,
Человеку мерзкому и
отвратительному для всех
Людей и бесов, как соделавшемуся
уже
И превзошедшему совершением
непристойнейших дел
И этих последних.
Увы мне, постыдному и скверному,
И как я буду говорить еще?
По безмерному благоутробию
Ты соединился со мною,
Человеколюбче,
Великий в непорочности, еще больший
святостию,
Несравненный в могуществе и
неизобразимый в славе,
И снизошел свыше от безмерной
высоты
До последних врат ада грехов моих,
До мрака нищеты моей
И разрушенной моей храмины,
От многих беззаконий
И величайшего нерадения
Совершенно запущенной и
оскверненной,
Ты, Который сперва воскресил меня,
долу лежащего,
И поставил на камне
Божественных заповедей Твоих
И, омыв, очистил от тины пороков
моих,
И облек в хитон светлее снега,
И вымел загрязненную храмину,
И, войдя в нее, стал обитать, о
Христе, Боже мой!
Потом Ты соделал меня престолом
Божества Твоего,
Жилищем неприступной Твоей славы и
царства,
Светильником, имеющим внутри
Неугасимый и Божественный свет,
Сосудом поистине прекрасного
жемчуга,
Полем, на котором скрыто сокровище
мира,
Источником, пьющие из которого
никогда не жаждут
И который десятикратно источает
весьма обильную воду
И с верою пьющих ее соделывает
бессмертными,
Раем, имеющим посреди древо жизни,
И землею, объемлющею Тебя, для всех
невместимого,
Которого я взыскал некогда от всего
сердца своего,
Желая всегда слушать Твое слово.
Ибо если и прежде ум мой не мог
вообразить
Тебя чисто, будучи совершенно
осквернен,
Ни глаза мои не могли увидеть, ни
слух - услышать,
Ни сердце мое воспринять
Божественных восхождений,
Но от одного слуха душа моя вся
приходила в изумление,
Поражаясь страхом и трепетом,
То и теперь она изумляется, видя
Тебя внутри себя
И созерцая Тебя, как бы в зеркале,
поскольку даешь Ты ей видеть
Всего Себя во всей вселенной и
всего вне ее,
И, напротив, внутри себя всего Тебя
усматривая,
Всего непостижимого в Божественном
Божестве Твоем,
Для всех невидимого и сокровенного.
Тебя, неприступного и доступного,
для кого Ты изволил,
Подобно тому, как Сам Ты восхотел
Человеколюбиво явиться на земле,
Тебя, для Херувимов и Серафимов и
всех Ангелов
Неприступного и страшного сиянием
Божественного естества,
Среди людей видя доступным,
Она вся совершенно приходит в
исступление.
Но еще более она изумляется
Твоей благости и человеколюбию,
Так как Ты очищаешь нечистые души, и
ум просвещаешь,
И обнимаешь земную и вещественную
сущность,
И возжигаешь великое пламя
Божественной любви,
И как бы огонь, ввергаешь в меня
Божественное желание любви,
И уготовляешь меня достигать до
третьего неба,
И делаешь. Спаситель, способным
восхищаться в рай,
В котором я слышу неизреченные и
страшные глаголы,
Которых невозможно пересказать
смертным
Или поведать словесно.
Тебе же, Христе, подобает честь,
слава и величие,
И вечная держава, как Владыке всего
мира,
Со Отцом и Духом - по естеству
Пресвятым,
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Симеон Новый
Богослов (59, 169-177)***
* То есть по душе и по телу, вне и
внутри.
** Здесь преподобный Симеон сам себя
разоблачает, ибо те грехи, которые в
других словах (гимнах) он
приписывает себе, как будто
совершенные им телесно, он
понимает, очевидно, мысленно (в
духовном смысле) по чрезвычайному
смирению.- Примеч. пер.
*** Гимн 39. Благодарение и
исповедание с богословием, и о даре
и причастии Святого Духа.
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |