Христос.

СЫН БОЖИЙ

Перейдем к именам Сына... Мне кажется, что Он именуется "Сыном" потому, что Он тождествен с Отцом по сущности, и не только тождествен, но и от Отца.
"Единородным" (Ин. 1, 18) - потому что Он не только Единый и Единого и Единственно Единый, но и единственным образом, а не как тела.
"Словом" (Ин. 1, 1) - потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом и потому, что Его. А иной бы сказал, может быть, что относится к Отцу, как определение к определяемому, потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший (таково значение слова "видевший") (Ин. 14, 9) Сына познал и Отца, и Сын есть сокращенное и удобное изображение Отчего естества, так как и всякое порождение есть безмолвное слово родившего. Но не погрешит в слове и тот, кто скажет, что Сын именуется Словом как соприсущий всему сущему. Ибо что стоит не Словом?
"Премудростью" (1 Кор. 1. 25) - как ведение Божеских и человеческих дел. Ибо Сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного Им?
"Силою" (1 Кор. 1, 25) - как Охранитель тварей и Податель сил к продолжению бытия.
"Истиной" (Ин. 14, 6) - как единое, а не множественное по естеству (ибо истинное единственно, а ложь многолика); как чистая печать и не ложный образ Отца.
"Образом" (2 Кор. 4, 4) - как Единосущный и потому что Он от Отца, а не Отец от Него, ибо самая природа образа состоит в том, чтобы быть подражанием первообразу и тому, чьим образом он называется. Впрочем, здесь больше обыкновенного образа, ибо там и недвижимое бывает образом движимого, а здесь живого Бога - живой Образ, более имеющий с Ним сходства, нежели... всякое порождение с родившим. Ибо такова природа существ простых, что они не могут в одном быть схожими, а в другом несхожими, напротив, целое бывает изображением целого, и притом более похожим, нежели слепок.
"Светом" (Ин. 8, 12) - как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех - тьма, то ведение и жизнь Божественная - свет.
"Жизнью" (Ин. 14, 6) - потому что Он свет, опора и осуществление всякой разумной природы. "Ибо мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17, 28), по двоякой силе вдохновения - и по дыханию жизни, которое Он вдохнул во всех, и по Духу Святому, Которого, дает вмещающим, и по мере того как отверзает уста разум.
"Праведностью" (1 Кор. 1, 30) - потому что разделяет по достоинству, правдиво судит и тех, которые под законом, и тех, которые под благодатью, и душу, и тело, чтобы душа начальствовала, а тело состояло под начальством, чтобы лучшее владычествовало над худшим, а худшее не восставало против лучшего.
"Освящением" (1 Кор. 1, 30) - как чистота, чтобы чистое вмещаемо было чистотою.
"Искуплением" (1 Кор. 1, 30) - как освобождающий нас, содержимых под грехом, как Давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную.
"Воскресением" (Ин. 11, 25) - как переселяющий нас отсюда и, умерщвленных грехом, вводящий в жизнь.
Эти имена принадлежат еще вообще и Сущему выше нас, и Сущему ради нас: собственно же нам свойственные и принадлежащие, воспринятые Им по человечеству, есть следующие:
"Человек" (1 Тим. 2, 5), чтобы невместимый иначе для телесного - по причине необъемлемости естества - не только сделался вместимым через тело, но и освятил собою человека, сделавшись как бы закваскою для целого смешения, всего человека освободил от осуждения, соединив с Собою осужденное, став за всех всем, что проникала смерть. А общее из всего этого есть Человек, по умосозерцаемому видимый Бог.
"Сын Человеческий" (Ин. 3, 13) - и через Адама, и через Деву, от которых родился (от одного как от праотца, от другой как от Матери) и по закону, и сверх законов рождения.
"Христос" - по Божеству, ибо само помазание освящает человечество не действием своим, как в других помазанниках, но всецелым присутствием Помазующего. И следствие этого помазания то, что Помазующий именуется человеком, а помазуемое делается Богом.
"Путь" (Ин. 14, 6) - как через Себя ведущий нас.
"Дверь" (Ин. 10, 9) - как вводитель.
"Пастырь" (Ин. 10, 11) - как вселяющий на "злачных пажитях", воспитывающий на "водах тихих" (Пс. 22, 2). Защищающий от зверей, обращающий заблудшего, отыскивающий погибшего, обвязывающий сокрушившегося, сберегающий крепкого (Иез. 34) и пастырским искусством собирающий в тамошнюю ограду.
"Овца" (Ис. 53, 7) - как заколение.
"Агнец" (1 Пет. 1, 19) - как совершенный.
"Первосвященник" (Евр. 4, 14) - как дарующий нам доступ.
"Мелхиседек" (Евр. 5, 6) - как рожденный без матери по естеству высшему, чем наше, и без отца - по естеству нашему как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано: "род Его кто изъяснит"? (Ис. 53, 8); как царь Салима, то есть мира, как царь правды и как приемлющий десятину от патриархов, которые мужественно подвизались против лукавых сил.
Имеешь перед собою наименования Сына - шествуй по ним, и если они высоки, то шествуй божественно, а если телесны, то подобострастно, лучше же сказать, совершенно божественно, чтобы и тебе стать богом, восшедшим от земли через Снисшедшего ради нас свыше. А более всего и прежде всего наблюдай сказанное - и не погрешишь в высоких и низких наименованиях. "Иисус Христос вчера и сегодня" телесно "Тот же", духовно "и во веки" (Евр. 13, 8) веков. Святитель Григорий Богослов (13, 98).

предыдущий материал оглавление продолжение...