"Что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам" (1 Ин. 3, 24).
"И в Нем научились... обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4, 21; 23-24).
"Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть" (2 Кор. 13, 5).
"Духа не угашайте..." (1 Фее. 5,
19). Обычно живет человек в
беспечности и нерадении о служении
Богу и спасении. Зовущая ко
спасению благодать пробуждает
спящего грешника. Он, вняв этому
зову с чувством покаяния, восходит
до решимости посвятить прочую свою
жизнь на дела богоугодные и тем
содействовать своему спасению. Это
решение обнаруживается ревностью,
которая становится мощной, когда
сочетается с нею Божественная
благодать, посредством
Божественных Таинств. С этой минуты
христианин начинает гореть духом,
то есть неослабно ревновать об
исполнении всего, на что совесть
указывает ему как на волю Божию. Это
горение духа можно поддерживать и
усиливать, можно и погасить.
Возгревается он более всего делами
любви к Богу и ближним,
составляющей существо этого духа -
верностью вообще всем заповедям
Божиим с покоем совести,
безжалостными к себе
душевно-телесными подвигами,
молитвой и богомыслием. Погашается
- отклонением внимания от Бога и дел
Божиих, неумеренным погружением в
заботы житейские, поблажками
чувственным удовольствиям,
плотоугодием в похоти,
пристрастиями. Погасни этот дух -
погаснет и жизнь христианская...
Святой Златоуст пространно
рассуждает об этом горении духа.
Приводим кратко его слова:
"Какая-то густая мгла, и мрак, и
облако разлиты над всей землей.
Указывая на это, апостол говорил:
"Вы были некогда тьма" (Еф. 5, 8).
Нас окружает, так сказать, ночь
безлунная, и мы среди этой ночи
ходим. Бог же дает нам ясную
лампаду, возжигая в душах наших
благодать Святого Духа. Но, приняв
этот свет, одни сделали его более
ярким и ясным, как, например, Павел,
как Петр, как все святые, а другие
погасили, как пять дев, как те,
которые потерпели кораблекрушение
в вере, как коринфский блудник, как
отпавшие галаты. Поэтому Павел
говорит теперь: "Духа не
угашайте", то есть дара, потому
что так обыкновенно называет он дар
Святого Духа. Погашает же его
нечистая жизнь. Ибо подобно тому,
как когда кто-либо нальет воды, или
бросит землю на свет светильника,
или даже, ничего такого не делая,
только выльет из него масло,
потухает свет, так потухает дар
благодати. Если ты привнес земное,
если ты предался заботам о текущих
делах, то ты уже погасил дух.
Угасает пламень и тогда, когда
недостает елея, именно когда не
творим милостыни. Так как он сам
пришел к тебе по милости Божией, то,
когда не находит в тебе этого плода,
отлетает от тебя. Ибо он не
пребывает в душе немилостивой.
Итак, не будем угашать его. Всякое
злое дело угашает этот свет: и
злоречие, и обиды, и все подобное.
Как бывает с огнем, что все чуждое
ему уничтожает его и все
родственное ему усиливает его, так
бывает и с этим светом".
Так обнаруживается
общехристианский благодатный дух,
за покаяние и веру нисходящий в
душу каждого в Таинстве Крещения
или возвращаемый в Таинстве
Покаяния. Огонь ревности
составляет существо его. Но
направления он может принимать
разные, смотря по лицам. У иного он
весь обращается на самоисправление
в строгих подвигах, у иного -
преимущественно на дела любви, у
иного - на благоустроение
христианского общества, у иного - на
распространение евангельского
учения проповедью, как, например, в
Аполлосе, который, "горя духом,
говорил и учил о Господе" (Деян. 18,
25).
Во всех этих направлениях не
угашать духа - значит не подавлять
его требований, внушений и
устремлений, а благоразумно
удовлетворять их, обращая все во
славу Божию, во спасение свое и
братии о Господе (117, 103-104).
"Утешайтесь надеждою; в скорби
будьте терпеливы, в молитве
постоянны" (Рим. 12, 12). Вот
признаки горения духа! "Кто горит
духом, тот усердно работает
Владыке, ожидает наслаждения
уповаемыми благами и преодолевает
встречающиеся искушения,
приражениям их противопоставляя
терпение и непрестанно призывая на
помощь Божественную благодать"
(Блаженный Феодорит). "Все это
служит к поддержанию этого огня (то
есть горения духа)" (Святой Иоанн
Златоуст).
"Утешайтесь надеждою". С
первой минуты пробуждения духа
благодатию сознание и стремление
человека переходит от твари к Богу,
от земного к небесному, от
временного к вечному. Там, в той
области, сокровище его, там и сердце
его. Здесь ничего он не ждет, все
надежды его по ту сторону. Отпадает
сердце его от здешнего, ничто из
этого не влечет его, ничего здесь не
ждет он, ничем не радуется. Радуется
будущим благам, которыми
несомненно надеется обладать. Это
преселение благ и надежд сердца
есть существенная черта
пробужденного и горящего духа. Оно
делает человека на самом деле
странником на земле, взыскующим
Отечества, Небесного Иерусалима.
Все христиане, как
облагодатствованные, должны быть
таковы. Поэтому апостол всем
предписывает и в другом месте:
"Если вы воскресли со Христом (то
есть если ожили вы духом благодатью
Христовой), то ищите горнего, где
Христос сидит одесную Бога; о
горнем помышляйте, а не о земном.
Ибо вы умерли (то есть умерли для
всего земного, тварного,
временного), и жизнь ваша сокрыта со
Христом в Боге" (Кол. 3, 1-3) (117,
104-105).
"Горя духом"... Мы все приняли благодать в Крещении и Миропомазании. Потому следовало бы нам гореть духом, который оживляется благодатью Святого Духа. Отчего же не можем сказать, что горим духом? Оттого что занимаемся более или исключительно душевным, житейским, гражданским, дух и заглох, хотя и дает знать о себе. Чтобы разжечь дух, надо сознавать неудовлетворительность направления нашей деятельности, особенно к земному и житейскому, углубляться размышлением в созерцание Божеского, святого, небесного и вечного, а главное - начать творить дела, именуемые духовными. И загорится дух: ибо всем этим возгреется дар благодати, живущий в нас. Так толкуют святые отцы и учители наши. Святой Златоуст, перечислив роды усиленной деятельности, прибавляет затем: "Если будешь иметь все перечисленное, то привлечешь Духа. А если пребудет в тебе Дух, то сделает тебя старательным ко всему перечисленному. Когда же воспламенен будешь Духом и любовию, тогда все сделается для тебя легким. Неужели ты не видел, как ужасен для всех вол, когда у него на хребте зажжен огонь? Так и ты сделаешься нестерпимым для диавола, если возьмешь оба эти факела" (то есть благодать Духа и любовь)... Полнее об этом слово блаженного Феодорита: "Духом апостол назвал дарование (благодати, возбуждающей дух наш) и повелел, чтобы усердие наше доставляло ему пищу, как дрова - огню (подразумевается: размышление о божественном и духовные дела). То же говорит он и в другом месте: "духа не угашайте" (1 Сол. 5, 19). Угашается же дух недостойными благодати, потому что, не имея чистого ока ума, не приемлют этого луча. Так для слепых свет становится тьмою и среди дня они служат мраку. Поэтому апостол повелевает нам гореть духом и иметь горячую любовь к божественному" (117, 105-106).
Возбужденного состояния пропустить без внимания нельзя, но можно не обратить на него должного внимания и, побыв в нем, опять низойти в обычное круговращение движений души и тела. Возбуждение не завершает дела обращения грешника, а только начинает, и после него предлежит труд над собою, и труд очень сложный. Все, впрочем, относящееся сюда, совершается в двух поворотах свободы: сначала в движении к себе, а потом от себя к Богу. В первом человек возвращает себе потерянную над собою власть, а во втором себя приносит в жертву Богу - жертву всесожжения свободы. В первом доходит он до решимости оставить грех, а во втором, приближаясь к Богу, дает обет принадлежать Ему Единому во все дни жизни своей (117, 106).
Святой Макарий Египетский говорит (Слово "О хранении сердца", гл. 12), что и приходящая к человеку благодать нимало "не связывает его воли принуждающей силой и не делает его неизменным в добре, хотел бы он или не хотел этого. Напротив, и присущая человеку Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека, согласуется или не согласуется она с благодатью". С этой минуты начинается сочетание свободы с благодатью. Извне воздействовала благодать - и стоит вовне. Входит она внутрь и начинает обладать частями духа не иначе как когда желанием своим открывает ей человек вход в себя или отверзает уста к принятию ее. Возжелает человек - и она готова с помощью. Сделать или утвердить в себе доброе сам человек не может, но желает его и напрягается; ради же этого желания благодать укрепляет за человеком желаемое добро. Все так и будет идти до окончательного возобладания человека над собою в добре и богоугождении (117, 106-107).
Тому, кто искал благодатной помощи и теперь чувствует посещение ее, такое желание должно быть присуще - то есть необходимо исправиться и приступить к этому сейчас же,- оно уже и руководило его во всех указанных трудах; но в состав его или к его совершенству и здесь прибавляется нечто. Есть желание мысленное: ум требует, и человек себя нудит; такое желание заправляет приготовительными трудами. Есть желание сочувственное: оно зарождается под действием благодатного возбуждения. Есть, наконец, желание деятельное: согласие воли сейчас приступить к делу восстания от падений; ему должно образоваться теперь, по благодатном возбуждении (117, 107).
Поэтому отстрани все, могущее погасить этот зачинающийся огонек, и окружи себя всем, что может питать его и довести до пламени. Уединись, молись и с самим собою поразмысли, как быть. Тот порядок жизни, занятий и трудов, какой указан уже и который принуждал ты себя проходить, ища благодати, есть самый благоприятный и для продления в себе ее начавшегося действия. Лучшие же из них в этом случае - уединение, молитва и размышление. Уединение будет собраннее, молитва глубже и размышление действеннее (117, 107).
Теперь рассуждение твое с собою будет не то, что было прежде. Без возбуждения оно обычно уклоняется в общность; теперь, напротив, подражая благодати и под руководством ее, оно все будет относить прямо к тебе самому, без всяких извинений и уклонений, будет обращать к тебе предметы сторонами, наиболее могущими действовать на тебя. Потому, собственно, ты в этом случае не столько размышлять будешь, сколько переходить от ощущения к ощущению. Епископ Феофан Затворник (117, 107).
Христиане - храмы Божии, святые, чистые и наполненные только тем, что нужно для служения Богу. Святитель Василий Великий (6, 413).
У христиан иные устремления, иной ум, они люди иного века, иного града, потому что Дух Божий пребывает в общении с душами. Преподобный авва Исаия (34, 114).
Христиане живут на земле, но выше всего земного; среди людей, но выше всего человеческого; связаны, но свободны; стесняемы, но ничем не удержимы; ничего не имеют в мире, но обладают всенадмирным; живут сугубой жизнью и одну презирают, а о другой заботятся; через умерщвление - бессмертны; через отрешение от твари - соединены с Богом. Они не знают любви страстной, но горят любовью Божественной, бесстрастной. Их наследие - Источник света и еще здесь Его озарения, ангельские псалмопения, всенощное стояние, переселение к Богу превосхищаемого ума; чистота и непрестанное очищение как не знающих меры в восхождении и обожении; их утесы и небеса, низложения и престолы; нагота и риза нетления; пустыня и торжество на Небесах; попрание удовольствий и наслаждение нескончаемое, неизреченное (11, 127).
Для душ возвышенных одно Отечество - духовный Иерусалим, а не здешние грады, которые заключены в тесные пределы и часто меняют своих обитателей; одно достоинство рода - хранить в себе Божий образ и уподобляться Первообразу, насколько это возможно узникам плоти и способным принять в себя только некоторые - струи добра; одно владычество - одерживать верх над лукавыми, не отдавать в плен души и не уступать победы в подвигах за благочестие, когда порок борется с добродетелью и мир разрушающийся - с миром вечным... и весь мир вооружается на Христа. Святитель Григорий Богослов (12, 260).
Каждый христианин подобен смоковнице, на которой Господь ищет внутреннего плода, а не лиственного украшения. Преподобный Макарий Египетский (33, 323).
Где находится Христос после
Своего Воскресения? Кто-либо
по-богословски скажет: Христос
везде, ибо Он Бог, везде сын и вся
исполняяй, как говорит и Церковь в
тропаре: "Во гробе плотски, во аде
же с душею, яко Бог. В раи же с
разбойником и на престоле был еси,
Христе, со Отцем и Духом, вся
исполняяй, неописанный". Небеса
не вмещают Христа, Бога нашего; вся
Вселенная не объемлет Его, и все
концы земли не ограничивают Его.
Поэтому Псалмопевец говорит:
"Куда пойду от Духа Твоего, и от
лица Твоего куда убегу? Взойду ли на
небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю
- и там Ты. Возьму ли крылья зари и
переселюсь на край моря - и там рука
Твоя поведет меня" (Пс. 138, 7, 10).
Христос Бог всемогущей силой Своей
везде находится: на небесах
соцарствует Отцу, во аде мучит
бесов, во вселенной хранит и
устраивает жизнь человеческую,
"ибо мы Им живем, и движемся, и
существуем" (Деян. 17, 28). Во всей
вселенной Он содержит все и
управляет всей тварью Своей, как
видимой, так и невидимой. Но если
Христос Бог наш и находится везде
Своей всемогущей и всесодержащей
силой, то благословением и
благодатью Своею Он не везде
присутствует: в одном месте есть, в
другом совсем не бывает, в ином был,
но ушел, сказав: "Се, оставляется
вам дом ваш пуст" (Мф. 23, 38). "Его
нет здесь - Он воскрес" (Мф. 28, 6).
Где же можно найти Его?
Псалмопевец говорит: "Господь во
святом храме Своем" (Пс. 10, 4);
следовательно, Христос Господь наш
по Воскресении Своем обитает во
святых храмах, созидаемых в честь
Его. На это можно было бы надеяться,
но доподлинно это не известно, ибо
первомученик Стефан говорит так:
"Соломон же построил Ему дом. Но
Всевышний не в рукотворенных
храмах живет, как говорит пророк:
"Небо - престол Мой, и земля -
подножие ног Моих. Какой дом
созиждете Мне, говорит Господь, или
какое место для покоя Моего? Не Моя
ли рука сотворила все сие?" (Деян.
7, 47-50).
"Всевышний не в рукотворенных
храмах живет",- говорит святой
Стефан (Деян. 7, 48). Где же тогда
нерукотворенный храм Вышнего?
Каждый человек, одухотворенный,
вразумленный и просвещенный Святым
Крещением,- вот храм Божий, как об
этом свидетельствует и апостол:
"Храм Божий свят; а этот храм - вы
(1 Кор. 3, 17); и еще: "Тела ваши суть
храм живущего в вас Святаго Духа"
(1 Кор. 6, 19). Если же каждый праведный
человек есть храм Божий, то, значит,
в каждом человеке можно искать
Христа, обитающего после
Воскресения, и тогда можно будет
сказать: "Он здесь", но и это
под сомнением и не доподлинно
известно.
Много есть просвещенных Крещением
и правоверных, но мало тех, в
которых обитал бы Христос, как в
истинном Своем храме. Ведь и вор
крещен, и разбойник, и прелюбодей;
ведь каждый злодей просвещен верой.
Но не ищи в них Христа: "Его нет
здесь". Разве давно когда-либо
был; разве только, когда вор еще был
младенцем. Когда же он пришел в
возраст и стал воровать, тотчас
отошел от него Христос: "Его нет
здесь. Он воскрес".
Иной с виду и кажется
добродетельным, но Бог знает, что в
тайниках его, ибо в одном месте
апостол говорит: "Ибо о том, что
они делают тайно, стыдно и
говорить" (Еф. 5, 12). Не скоро
найдется Христос и в этих людях:
"Его нет здесь".
...Нелегко найти драгоценный жемчуг
в глубине моря, золото и серебро в
земных недрах; так же трудно найти
Христа в людях, в которых бы Он мог
обитать, ибо, по словам Давида:
"Все уклонились, сделались равно
непотребными; нет делающего добро,
нет ни одного" (Пс. 13, 3). "Его нет
здесь".
Слова псалма: "Господь во храме
святом Своем" в старопечатной
Псалтири, а также и в Киевской
читаются так: "Господь в церкви
святой Своей", и это гораздо
правильнее, ибо иное есть храм и
иное - Церковь. Храм построен
руками, имеет каменные или
деревянные стены, он утвержден и
стоит на одном месте... Церковь же не
руками сотворена; не имеет она и
стен каменных, ибо Церковью
считается собрание верующих,
находящихся не на одном каком-либо
месте, но по всей вселенной.
Поэтому-то она и называется, и есть
Церковь Соборная, Апостольская. Она
простирается от начала до конца
вселенной и есть во всяком народе и
племени, какие только правоверно
славят Христа Бога. Основание этой
церкви - Сам Христос; стены - закон
Божий; столпы - апостолы,
евангелисты и учители; покров - Дух
Святой. Об этой-то Церкви у апостола
и пишется: "Вы - храм Бога
живого", как сказал Бог:
"вселюсь в них и буду ходить в
них; и буду их Богом, и они будут
Моим народом" (2 Кор. б, 16; Пс. 10, 3).
Поэтому если в псалме сказано:
"Господь в церкви святой
Своей", то нужно это понимать так,
что Господь обитает во множестве
Своих верующих; и если, по сказанным
прежде словам святого Стефана,
"не в рукотворенных храмах
живет", то, без сомнения, Он живет
в нерукотворенной Своей Церкви,
которую до конца возлюбил, которую
искупил Своею Кровию и за которую
Он положил душу Свою. Итак, в Церкви,
в собрании верующих, нужно искать
Христа, обитающего после Своего
Воскресения, ибо Он им сказал: "Я
с вами во все дни до скончания
века" (Мф. 28, 20).
...Я сказал, по Псалмопевцу, что
"Господь в церкви святой
Своей", в Церкви Святой,
Апостольской, правоверной,
простирающейся по всей вселенной,
хотя и притесняемой, и озлобляемой,
и терзаемой, однако препобеждающей,
которой даже и врата адовы не могут
одолеть. Я сказал, что в ней Господь,
поэтому и удаляющимся от нее нет
спасения.
Но все-таки я поищу Христа и в
другом месте, в особенности же в
сынах Церкви, ибо мнсгие и
православную истинную веру
содержат, и внутри Церкви
находятся, как будто держатся своей
матери, и даже не помышляют
отторгнуться от нее, а между тем они
чужды Христа. Святая Церковь, как
пшеничное поле: оно имеет и пшеницу,
и сорняки, но и то и другое - только
до жатвы. В Церкви Святой, значит,
есть и добрые, и злые, есть и
праведники, и грешники, есть и овцы,
и козлища. Церковь - как мать: она
питает и согревает не только добрых
своих чад, но и злых - добрых любя, а
злых терпя и милосердствуя о них. Я
же ищу Христа только в истинных
чадах Церкви, где Он находится
после Своего Воскресения: "Где
Он?"
Снова я спрошу у Псалмопевца, где
искать Господа нашего? Псалмопевец
говорит: "Господь окрест народа
своего", и еще: "Господь даст
силу народу Своему, Господь
благословит народ Свой миром"
(Пс. 124, 2; Пс. 28, 11). Но я и еще спрошу:
кто же эти люди Христа, Бога нашего?
Поистине всякий скажет, что люди
Христовы - это христиане. Итак,
будем искать Христа между
христианами и скажем: "Он
здесь".
Но опять приходится болеть сердцем,
ибо многие из нас только по имени
христиане, а по делам - хуже
язычников; только имя христианское,
а жизнь скотоподобная. Мы
ограждаемся крестом Христовым и
вторично распинаем Его, как
богоубийцы,- распинаем Его
скверными, мерзкими и нечистыми
делами. Мы поклоняемся иконе
Христовой, а Его драгоценную Кровь,
пролитую за нас, попираем ногами,
делая бесцельным и бесплодным Его
вольное страдание за нас. Мы
хвалимся именем христианским и это
же самое Его святое имя, нам данное,
оскорбляем. Будучи христианами,
живем не по-христиански. Что же?
Можно ли сказать, что здесь Христос?
Никогда! "Его здесь нет - Он
воскрес!" Святитель Димитрий
Ростовский (103, 275-280).
Христиане суть жилища Божии, как о том свидетельствует Святое Писание. "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим",- говорит Христос (Ин. 14, 23). И апостол: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3, 16). И еще: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор. б, 19). И еще: "Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них: и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2 Кор. 6, 16). И в прочих местах об этом свидетельствуется. О, как велико это преимущество христиан, что они - жилища Пресвятой Троицы и храм Бога живого!.. Это не что иное, как Царствие Божие иметь в себе (Лк. 17, 27). Блаженно и благословенно сердце, которое сподобилось стяжать это небесное сокровище! (104, 2140-2141).
Жизнь христиан в этом мире есть не что иное, как странствие и непрестанное шествие и поспешание к своему Отечеству, как говорит апостол: "не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего" (Евр. 13, 14). Поэтому они называются странниками и пришельцами в мире сем, как написано об Аврааме, Исааке и Иакове, которые говорили себе, что они "странники и пришельцы на земле" (Евр. 11, 13). А Давид говорит Господу: "странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои" (Пс. 38, 13). И в другом месте: "странник я на земле" (Пс. 118, 19). Если здешняя жизнь есть странствие наше, то непременно есть и уготованное нам Богом, Создателем нашим, Отечество, в котором после этого странствия можно будет упокоиться (104, 2176).
Адам, праотец наш, был поселен Богом в раю, и тогда был между Богом и созданием, между Небом и землей. И когда по совету лукавого духа обратился к созданию и вкусил от запретного плода, тогда отступил от Создателя своего. Ту любовь, которую он должен был иметь к своему Создателю, он обратил к Его творению и тем тяжко согрешил и погиб. Так христианин, банею Святого Крещения омытый и обновленный, поселен в Святой Церкви и пребывает между Богом и созданием, между Небом и землей. Бог говорит всем христианам: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1 Ин. 2, 15). Христианин, когда обращается к миру и земному, отвращается от Бога и Неба, и когда любит создания, отступает любовью от Создателя, и так сердцем своим отступает от Бога и прилепляется к созданию, и, как Адам, всегда простирает руку свою к запретному древу. Святитель Тихон Задонский (104, 2180-2181).
"Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом (Лк. 12, 14). Потом прибавил: "не заботьтесь" (Лк. 12, 22), что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил оставить мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющихся от всего житейского, и свобода от молвы и житейских уз составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет должное значение за гражданской властью и гражданскими порядками, не стирает этой черты и не дает христианам права уклоняться от ее хранения и утверждения в сердце. Сопоставь то и другое и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать свое сердце вне житейского. Как же это? Реши сам своей жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению этого следующим правилом: "наипаче ищите Царствия Божия" (Лк. 12, 31). Обрати всю заботу на то, чтобы Бог воцарился в тебе, и все житейское потеряет для тебя связывающее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести свои дела внешне, а внутреннее свое, сердце твое будет обладаемо чем-то иным. Но если вследствие этого родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова. Епископ Феофан Затворник (107, 378-380).
Руководителем христианина должен быть Дух Святой, как руководитель ветхого человека - плоть, кровь и дух лукавый (108, 501).
Только христианин может стяжать правильное познание, доступное человеку, о человеке, о духах святых и отверженных, о мире невидимом (111, 144).
Убеждение, доставляемое правильным изучением христианства, убеждение в существовании всего невидимого, преподаваемое христианством, гораздо сильнее, чем убеждение в существовании видимого, доставляемое чувствами (111, 145).
Истинного христианина Святой Дух созидает духовно и преобразует в жилище Божие. Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 166).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |