Untitled

Камень Серафима Саровского

На расстоянии нескольких сот метров от Серафимовского источника располагался камень, к которому Серафим, согласно преданию, приходил и молился 1000 ночей подряд, постоянно живя на дальней пустынке. Молясь, он ставил перед собой на росшее рядом дерево икону Св. Троицы. Изображение Серафима, молящегося на камне перед иконой - одно из самых распространённых канонических изображений святого. (На большинстве картин ошибочно рисуется икона Божией Матери Умиление, перед которой много лет спустя он умер и которая на самом деле находилась в его монастырской келье). Молящимся на камне изображён Серафим Саровский и в скульптуре В.Клыкова, установленной на дальней пустынке.

Подлинный камень Серафима Саровского до нашего времени не сохранился. Сохранились только его осколки, почитающиеся как святыни. А сам камень был разбит после смерти Серафима (по некоторым сведениям - взорван порохом7), и наиболее крупные куски его были перевезены в Дивеево. Мелкие куски были также разобраны богомольцами. Использовались камни следующим образом: на них лили воду, когда она стекала с камня, её собирали и пили.8 От дерева, на котором когда-то стояла икона, паломники стали отщипывать кусочки, из-за чего дерево засохло. Это дерево (сосна) стояло с западной стороны от камня. Вообще, связанные с преподобным Серафимом святыни сильно страдали от чересчур ретивых паломников. Многие посещавшие Саров люди стремились увезти с собой что-нибудь отсюда, при этом они часто не ограничивались тем, что предлагали им монастырские лавочки (иконки, книжки, бутылочки с водой источника или с маслом, освящённым в келье или у раки Серафима Саровского, традиционные сухарики). Некоторые выкапывали вблизи серафимовых пустынок молодые сосенки, желая посадить их у своего дома в память о совершённом паломничестве. Странное впечатление производили деревянные кресты, поставленные неподалёку от дальней и ближней пустынок сильно изрезанные ножами и изгрызенные зубами не в меру усердствующих богомольнее.9 В Дивеевском монастыре, где стояли подлинные кельи с ближней и дальней пустынки Серафима Саровского, монахини вынуждены были обить их клеёнкой, чтобы народ не растаскивал дерево по щепочкам.

В 1890 году, когда места паломничества приводились в порядок, на старое место камня был положен другой, похожий на оригинал. Рядом с ним был поставлен крест, а сверху - сень (шатёр) с крестом на резных колоннах с перилами, наподобие часовни. Такая же сень с крестом была сделана над пнём засохшего дерева.* На самом камне были ясно видны два углубления. Утверждалось, что это следы, протёртые коленями Серафима за время молитв.

В советское время сень и сам камень были уничтожены, как и всё, связанное со святым Серафимом.

* В 1990 году были обнаружены две подлинные деревянные колонны этой сени, они хранятся в музее «Саровская пустынь». Интересное явление произошло после того, как в 1948 году периметр вокруг Сарова - ядерного центра - был обнесён колючей проволокой и места прежнего поклонения стали недоступны для паломников. Слава знаменитого камня Серафима Саровского как бы сама собой перешла к камням Большому и Малому Медведям, лежащим в лесах у посёлка Лесозавод. До того, как была открыта церковь в Дивееве, сотни людей приходили поклониться этим камням - поклониться именно Серафиму Саровскому, с которым народная молва их связала. Аналогичная история произошла и с Серафимовским источником. Верующие стали посещать источник на реке Сатис у посёлка Новостройка, который не имеет никакого исторического значения, но лишь символизирует в глазах и памяти людей связь имени преподобного Серафима с целительной родниковой водой.

Камень, лежащий сейчас у дороги из Сарова на Протяжку, - уже третий по счёту на этом месте. Он был установлен 31 июля 1991 года накануне приезда в Саров патриарха Алексия II во время торжеств по случаю второго обретения мощей святого Серафима.

Дальняя пустынка

Серафим Саровский стал на путь пустынножительства в 1794 году в возрасте 35 лет. Традиционно Саровские пустынники селились вдоль Саровки, к их кельям вела лесная дорога, связывавшая монастырь с Пурдошанской дорогой (ведшей из Пурдошек в Кремёнки). В первый свой уход из монастыря Серафим выбрал место для жилья также на берегу Саровки, в пяти верстах от монастыря. Небольшая деревянная келья Серафима состояла из одной комнаты и сеней, к которым было приделано крыльцо. Рядом с кельей был разбит огород, окружённый забором.

После смерти старца дом на дальней пустынке разобрали и перевезли в Дивеево, и из него был сделан алтарь деревянной Преображенской церкви (не сохранилась).

В начале 1890-х годов келья на дальней пустынке была восстановлена, но дом уже отличался по виду и размеру от того, что был во времена Серафима. Он был разделён на две части. В одной попытались восстановить прежнюю обстановку, стены же были украшены картинами, изображавшими преподобного. Под полом был устроен кирпичный подвал, якобы аналогичный тому, в котором Серафим уединялся для молитвы (хотя прижизненных свидетельств таких молитв и существования такого подвала нет). Подвал был сверху накрыт стеклянным колпаком для удобства обозрения. В другой половине дома помещались работавшие при пустынке монахи, поддерживавшие там чистоту и порядок. В 1904 году для находившейся при пустынке братии был построен отдельный дом.10 В крутом берегу Саровки была небольшая пещера, в которой, по преданию (также не подтверждённому прижизненными свидетельствами), Серафим Саровский иногда молился.* Недалеко от дальней пустынки находилось деревянное распятие, поставленное на месте нападения на Серафима разбойников 12 сентября 1804 года.

Самый домик - «пустынька» стоит среди поляны, на не высоком холмике. Пройдя чрез сени в порядочных размеров келью, мы и здесь видим небольшой овальный камень, на котором подвижник молился 1000 дней у себя в кельи. Но и этот камень не настоящий, а копия, настоящий - же хранится в Дивееве. Под полом избушки, между стеной и печкой, оказывается маленький «тайничек», куда старец укрывался от посетителей, настойчиво иногда его искавших. Тут, в память старца, подражая его обычаю, монах раздаёт каждому посетителю по горсточке ржаных сухариков. И в этой «пустыньке» есть огород старца с вскопанными грядами, на которых ныне садят картофель. Кроме того, на спуске к р. Саровке руками Серафима была вырыта пещерка, куда он также по временам уединялся. Она настолько тесна, что впускают человека по 2 по 3. Впрочем, говорят, она была длиннее, но в настоящее время, в предупреждение обвала, большая часть её засыпана. Богомольны охотно берут из пещерки, кому удастся, горсть землицы (песку). (В.Попов, июнь 1904 года)." Поляна, на которой некогда была дальняя пустынка, известна нам благодаря верующим людям, которые не дали зарасти тропинке к одному из наиболее святых сейчас мест России. В 1991 году на дальней пустынке поставлен памятник преподобному Серафиму работы скульптора Вячеслава Клыкова.

Когда были разрушены все места в Саровском лесу, связанные с жизнью Серафима Саровского, точно не известно. Е.Апушкина, совершившая паломничество в Саров в 1936 году, уже не застала ничего - были снесены купальня, часовня и все остальные строения, не осталось следа и от камня, но источник действовал.12

* Аналогичная пещерка была сделана и у ближней пустынки. Не она ли стала причиной появления легенды о том, что пещеры в монастыре доходили до этого места?

14. Владения Саровской пустыни

ЕСЛИ о зданиях, особенно церквях, можно прочитать в книгах по истории Саровской пустыни, справочных изданиях, то о владениях монастыря, его хозяйстве, игравших исключительно важную роль в жизни Сарова, сведения в книгах скудны, однообразны и даже отдалённо не дают представления о том, как формировались и управлялись монастырские земли.

А владения Саровская пустынь имела немалые. По статистике конца XIX века она занимала по размерам земельных владений среди российских монастырей второе место после Соловецкого. Суммарные размеры всех владений - 263 кв. км - превосходили общую площадь двух таких европейских государств как Лихтенштейн (157 кв. км) и Сан-Марино (61 кв. км).

История развития землевладения Саровской пустыни сложна и неоднозначна для оценок. Опись дел монастырского архива показывает, что первые 100-120 лет существования монастыря - это непрерывный ряд договоров, разбирательств и споров по земельному вопросу. Саровские настоятели неуклонно придерживались линии на расширение владений, предвидя, что это составит основу экономической силы обители.

Основные владения были приобретены монастырём в первые несколько десятилетий его существования, при первоначальнике Иоанне. Более подробно этот вопрос был нами освещён в 4-й главе. Напомним, что началось всё в 1705 году с тридцати десятин, подаренных монастырю стольником князем Даниилом Ивановичем Кугушевым, а к 1729 году в Саровской пустыни уже хранились несколько десятков купчих и иных документов, свидетельствовавших о приобретённых землях. Постепенно из разрозненных участков путём сложных обменов и взаимных уступок с другими землевладельцами сформировался единый сплошной массив земли, примыкающий к монастырю (так называемая «Саровская дача» или «дача единственного владения»). Активная и жёсткая политика монастыря в отношении своих владений неизбежно приводила к спорам, о них мы уже не раз рассказывали на страницах книги. Для придания законности приобретениям по просьбе монастыря в 1749 году было проведено межевание его владений. Это было так называемое «своекоштное» межевание, то есть производилось оно на коште (за счёт средств) самого монастыря. Другое межевание состоялось в 1780-х годах во время Генерального межевания, проводившегося по всей стране. К 1818-1819 годам относятся последние приобретения Саровской пустыни.

Лесное хозяйство

Лес занимал 92% площади монастырских угодий. Это было главное богатство Саровской пустыни. В 1899 году, к примеру, лес принёс монастырю доходов 72 тысячи рублей, что составило 58% всех денежных поступлений.

К концу XIX - началу XX века лесное хозяйство Саровской пустыни представляло собой образцовое, хорошо организованное производство. Лес был разбит на участки, разделён просеками, вырубка велась планомерно, для возобновления леса содержались питомники. Чтобы следить за лесом и охранять его от повреждений и воровских порубок, по всей территории лесных дач были построены десятки лесных кордонов и пустынок, основные из которых показа *Деревня Дербишево прекратила своё существование в 1971 году. * Дача на карте не показана. ***Находилась внутри выгонной земли города Темникова. ны на карте. (Пустынка - термин монастырский. В пустынке постоянно жил кто-нибудь из монастырской братии. Лесной кордон мог быть обитаемым лишь временно и служить для ночёвок обходчиков и особых рабочих - полесовщиков).

Промышленная разработка лесов Саровскими монахами началось после 1782 года. Поворотным моментом стал правительственный указ, разрешивший рубку корабельных лесов, ранее считавшихся заповедными. К таким заповедным лесам относился и лес Саровский.

Широко поставленное дело потребовало и нового подхода к охране леса. До начала разработки постоянных лесных кордонов в мо- настырских владениях не существовало. Первые постоянные пустынки, упомянутые в документах, были связаны с рыболовством. Это пустынка на озере Инорка и у впадения Сатиса в Мокшу (Сатисский двор). Они впервые упомянуты в 1763 году, но наверное существовали и раньше. Также для рыболовства были упоминающиеся в 1765 году дом на озере Казерки и в 1773 г. Ватажка на Мокше .*

Мы не раз уже упоминали о постоянных конфликтах Саровских монахов с крестьянскими общинами из-за прав на пользование пашнями, сенокосами, рыбными ловлями и лесными угодьями. Несмотря на документально подтверждённые и закреплённые в судебном порядке права монастыря, крестьяне продолжали рубить лес, ловить рыбу там, где делали это их отцы и деды. Поэтому первые лесные кордоны - зимницы были поставлены в тех местах, где во владения Саровской пустыни проходили основные подъездные дороги: на Арге**, Филипповке, Варламовке***, на Романовом Стану.' К первым пустынкам в саровской лесной даче относится и Чернореченский постоялый двор, известный с 1778 года. Он был построен на въезде во владения монастыря по большой темниковской дороге.2 Число монастырских лесных кордонов не было постоянным; с течением времени некоторые из них упразднялись, вместо них появлялись новые. Интересная деталь: уже после закрытия монастыря * Ватажкой называлась раньше рыболовецкая артель, а также место, где она базировалась. Поэтому Сатисский двор называли иногда Сатисской Ватажкой, а Мокшапская Ватажка в некоторых документах фигурирует как Новая Ватажка, Малая Ватажка или просто Ватажка. (См.: ЦГА РМ, ф, 1, оп. 1, д. 991).

** Арга впервые упомянута в 1815 году. Ввиду удалённости от монастыря эта пустынка использовалась также «для временного помещения монашеской братии по проступкам против устава обители». После закрытия монастыря использовалась как кордон Мордовского заповедника. До недавнего времени на Арге сохранялся трехэтажный рубленый дом постройки 1875 года. (См.: ЦГА РМ, ф. 1, оп. 1, д. 991, л. 167; д. 1177) *** Первое упоминание Варлаамовой пустынки (Варламовки) отностися к 1792 году. Название свое получила, по преданию, от имени монаха Варлаама, в обязанности которого и те времена входили поездки в Аксёл для покупки хлеба (дорога в Аксёл шла через это место). Пруд па реке Глинке неподалёку от Варлаамовой пустынки был построен в 1867 году (См.ЦГА РМ. ф. 1, оп. 1, д. 991, л. 166; д. 1121) многие обжитые монахами места так и остались обитаемыми, превратившись в обыкновенные деревни и посёлки. Некоторые из этих населённых пунктов существуют и сейчас. Так образовались посёлки Нижний Сатис (из Сатисского двора Саровской пустыни), Харино (из Нижне-Ужовской мельницы), Восстанье, Романовский (бывший Романов Стан), Пильна (Лесопильная мельница), Филипповка, Протяжка. Некоторые бывшие монастырские лесные пустынки были превращены в кордоны Мордовского заповедника, организованного в 1936 году. Это Портомойка, Средняя мельница, Арга, Новенская. После того, как лес был срублен, его надо было доставить к месту обработки или продажи. В лесу для транспортировки бревен прорубались специальные лесовозные дороги - «сабаны», вели они к рекам, по которым сплавлялись дальше. Сплавными были речки Сатис, Саровка, Глинка, Ольховка. Для облегчения лесосплава больших брёвен русла этих рек прокапывались, углублялись, спрямлялись. Удобно было производить лесосплав во время паводка, для сплава же леса в межень воды в наших реках было маловато. Для накопления воды строились пруды. Именно с этой целью и были устроены сохранившиеся до сих пор пруды на Протяжке (на реке Саровке), Филипповке (на Филипповом ручье), на Варламовке ( не речке Глинке) и на Шилокшанском ручье (этот пруд сейчас носит название Гадово озеро). В монастырские времена прудов было больше, были ещё пруды на Саровке выше Протяжки и на Ольховке. В нужный момент у этих прудов открывались шлюзы, вода в реке подни малась и проводился сплав. Были на реках ещё пруды при мельницах. Одна из этих мельниц имела прямое отношение к лесному хозяйству.

Приводившаяся в действие водой Лесопильная мельница (Пильная мельница, Пильна) начала строиться на Сатисе в 1789 году, и в 1790 году она заработала. Оборудование на ней было английское, и в самом устройстве её помогали англичане. Правда, в 1792 году мельница горела и восстанавливалась уже самими монахами без посторонней помощи.3 В 1820-х годах на Пильне ежегодно обрабатывали 2000 - 2300 бревен, доход от продажи досок составлял 2300 - 3000 рублей.4 Высоко ценился труд квалифицированных рабочих на распиловке бревен - в первой четверти XIX века мастер на ней получал 80- 150 рублей в год.5

Лесопильная мельница неоднократно горела. После последнего пожара в 1882 году её уже не восстановили. Вместо неё с 1880 года на этом месте был устроен конный завод. В 1887 году на Пильне жили 6 человек монастырской братии, 40 наёмных рабочих и пятеро мальчиков сирот, несколько десятков которых в общей сложности содержались при монастыре, одновременно проходя обучение ремёслам.6 Велось здесь в сатисской пойме и сельское хозяйство: в 1896 году обрабатывалось 80 десятин, которые засевались рожью, овсом, картофелем. Была пасека. Несмотря на смену хозяйственного профиля, пустынка сохранила своё первоначальное название. Это же название - Пильна - носил и посёлок, образовавшийся здесь после закрытия Саровской пустыни.

Основным же лесопромышленным товаром были не доски, а лес - кругляк. Его продавали в самом Сарове, а также сплавляли по рекам до Мокши и Оки - вплоть до Павлова.

Таким образом, лесное хозяйство Саровской пустыни представляло собой отлаженную отрасль монастырской деятельности. Оно было организовано с выгодой для монастыря и с пользой для природы, запасы леса были ограничены и чрезмерная его эксплуатация нанесла бы урон благосостоянию Сарова.

Приведенное ниже письмо настоятеля Иерофея епископу показывает, что в Сарове беспокоились не только о сохранности самих лесов, но и их обитателей.

Вверенная мне пустынь своими обительскими силами охраняет свою лесную дачу, охраняя дачу от похищения леса, вместе с этим охраняет и от самовольных охот, а в особенности непременный и обязательный долг обители охранять дачу от самовольных охот на медведей, это последнее охранение есть завет святого Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Преподобный при жизни своей в пустынных лесных келиях из своих рук кормил хлебом медведей и преподавал их - медведей - не убивать в Саровской лесной даче, этот завет Св. Преподобного Серафима обитель сохраняла и сохраняет более ста лет, не допуская в своей лесной даче охоты на медведей, последние действительно никого и никогда не обижали и не делали вреда.

За последнее время в Саровской лесной даче производство самовольных охот на медведей повторяется не однократно. Что же касается привлечения виновных к законной ответственности, то Саровская пустынь не удовлетворяется по ее уставным заветам и не ограждается от самовольных охот на будущее время: во-первых, что штраф за самовольную охоту незначительный, да и существо дела не в вознаграждении каком-либо, а в сохранении завета Преподобного Серафима. Обитель зиждется на исполнении Св. Отцов учений, наставлений и сохранении заветов первоначальника ее, Св. Преподобного Серафима и старцев, всякий завет Св. Преподобного Серафима для обители есть слава и попечение. Поэтому завет Св. Преп. Серафима без помощи высшей власти и начальства сохранить и выполнить как в настоящее вре- мя, так равно и в будущее время - явилось бы не малым затруднением и препятствием.1

Сельское хозяйство

Земледелием Саровские монахи занимались всегда, с первых лет существования монастыря. Постепенно ими осваивались, расчищались новые пахотные земли. Так, если в 1818 году площадь под пашней составляла 177 десятин, то в 1896 - уже более тысячи, из них - около 700 десятин отдавалось в аренду крестьянам, остальное обрабатывалось монастырём.

Что и где сеяли, видно из таблицы, в которую сведены архивные данные за 1896 год.8 Основными сельскохозяйственными культурами здесь были рожь, овёс, просо, картофель. В документах за 1898 год встречаем также коноплю и клевер. За 1899-й - кормовую свёклу. Урожайность в современных единицах составляла: ржи - 12 центнеров с гектара, овса - 13 ц/га. По наблюдению В.Б.Смирновой, Саровской пустыни принадлежит определённая заслуга в распространении в нашей местности картофеля. В монастырских документах его посадки начинают упоминаться с 1789 года.

Основные обрабатываемые участки земли находились у Лесопильной пустынки, Сарминской мельницы, хутора Сечи (у реки Вич кинзы) и на Филипповке. Нынешние почти уже заросшие лесом Филипповские поля - это то, что осталось от монастырских пашен. Сама Филиппова пустынка находилась на третьем, последнем поле, на первом поле был небольшой полевой хутор. Первое упоминание Филипповки - 1822 год. В 1896 году здесь постоянно жили 28 рабочих, несколько человек монастырской братии и мальчики - сироты. В 1906 году на Филипповке был построен постоялый двор для проходивших мимо в Саров богомольцев - тут проходила дорога на Пур дошки и Краснослободск.9

В конце 1920-х - начале 30-х годов на оставленные монахами земли пришли крестьяне и основали деревню - Филипповку. В 1931 году там значился «Филиппов» колхоз из 20 дворов с населением 116 человек; преобладающая национальность - мордва.10

Летом 1947 года филипповские колхозники в количестве 102 человек были выселены за пределы строившегося периметра - на земли колхоза «Новь» Пурдошанского района рядом с деревней Поповка. Название Филипповка за деревней сохранилось.

Саровская пустынь не имела крепостных крестьян, обработкой занимались наёмные рабочие. Постоянные сельскохозяйственные работники получали в конце прошлого века 35-40 рублей в год, подённые - по 15-50 копеек в сутки. Агротехника была на уровне соседних крестьянских хозяйств: посев ручной, уборка серпом и косой, молотьба конной молотилкой. Ежегодно удобрялось назозом 40 десятин, по 7 возов на десятину, что, конечно, недостаточно.

Собственное производство хлеба не могло удовлетворить монастырские потребности. Подсчитав общий урожай ржи 1896 года, получим сумму 6,5 тысяч пудов. А к примеру, в июле 1913 года в монастырских житницах хранилось хлеба 49 тысяч пудов, не считая муки и крупы. Значительная доля денежных доходов пустыни шла на закупку продовольствия, которое потреблялось не только монахами, но и тысячами паломников, которых кормили в монастырских столовых. Занимались в Сарове и огородничеством. Огороды были вблизи монастыря в поймах Сатиса и Саровки. С конца XVIII века монахи стали разводить свой скот. Скотные дворы были на Маслихе и Средней мельнице, на Лесопильной был конный завод. В 1896 году общее поголовье скота составляло 166 лошадей и 575 голов крупного рогатого скота. Около 30 быков ежегодно продавалось.

Издавна были в Сарове традиции пчеловодства. Ещё в самом раннем описании Саровской пустыни 1738 года упоминается среди прочих построек и «келия для ставки пчёл в ульях». В конце XIX века во владениях монастыря было 7 пасек, на которых держали более 400 пчелиных семей.

Мукомольные мельницы

Содержание мукомольных водяных мельниц было важной стороной хозяйственной деятельности Саровской пустыни. На этих мельницах перемалывалось как собственное зерно монастырских урожаев, так и закупавшееся на стороне. Приносили доход также помол крестьянского зерна за плату и отдача мельниц в аренду.

По монастырским документам нам известно о девяти мельницах, существовавших в разное время, находившихся во владении Саровского монастыря. В XIX - начале XX века из них осталось пять - это Ближняя и Средняя мельницы на Сатисе, одна мельница на Сарме и две на Ужовке. В XVIII веке, каждая в течение недолгого времени, были также ещё три мельницы на Сатисе: Нижняя, Масленкова и «на колене» и одна на Вичкинзе. Кроме того, в число мельниц обычно включали и Лесопильную, поскольку и она приводилась в движение течением воды.

Ближняя мельница находилась у места, где реку Сатис пересекала большая дорога, ведшая из Темникова в Арзамас. Сейчас здесь городская плотина. Название своё мельница получила из-за того, что находилась ближе других к монастырю - в двух верстах. По-видимому, это была самая старая из всех мельниц. Точный год её постройки не известен, но известно, что она существовала ещё до 1700 года, то есть до возникновения Саровской пустыни. На эту мельницу часто наведывались первые Саровские отшельники, в том числе и Саровский первоначальник Иоанн. Именно здесь, в частности, состоялась его встреча с будущим первым постриженником Саровской пустыни Иваном Корелиным, в то время раскольником. До перехода в монастырское владение Ближняя мельница принадлежала помещикам Татищевым, владевшим землей и крстьянами в Кремёнках. Вскоре на мельницу стали претендовать и Саровские монахи. В 1747 и 1748 годах состоялись договоры - «полюбовные записи» - Саровского монастыря с Ульяной Татищевой, по которым мельницы Ближняя и «на колене» оставались в её владении. Однако в Сарове не теряли надежды приобрести мельницу в собственность. Для этого были куплены участки земли у Кремёнок, Балыкова и Рузанова, которые в 1789 - 1790 годах обменяли с Татищевыми на землю, прилегавшую к Сатису от мельницы до устья Вичкинзы. В результате такого обмена и сама Ближняя мельница перешла к Саровской пустыни. Иногда эту мельницу называли также «большой»." Мололи здесь и хлеб приезжавших крестьян, для ночлега которых была построена специальная изба. Доход от работы мельницы в 1899 году составил 769 рублей.12 При мельнице держали пасеку. В 1907 году здесь начали строить паровую лесопилку.

Средняя мельница была построена в 1753 году рядом с переездом через реку у дороги из Сарова в Аламасово.13 Названа была Средней, так как в то время Саровской пустыни принадлежали ещё две мельницы на Сатисе - Нижняя и находившаяся по течению выше Масленкова. Обе эти мельницы были упразднены за ненадобностью в 1790-х годах после того, как к Сарову перешла Ближняя мельница, но название Средней за мельницей сохранилось.

В 1897 году здесь был устроен скотный двор для выращивания скота на продажу. Жили в то время на мельнице около 10 человек братии и рабочих, доход от работы в 1899 году составил 475 рублей. Сейчас на Средней мельнице кордон Мордовского заповедника. Масленкова мельница название своё получила от предположительного прежнего её хозяина - Ивана Васильевича Масленкова, жителя Арзамаса, принимавшего деятельное участие в создании Саровской пустыни. В 1758 году мельница числится принадлежащей монастырю. Существовала она недолго. По документам Генерального межевания (около 1783 г.) мельница уже значится как скотный двор, а в 1798 году была окончательно разобрана. Одной из причин её упразднения было подтопление лугов, нужных для выпаса скота. В 1795 году при строителе Исаие скотный двор был значительно расширен, на Масленковой пустынке была заведена пасека.

В 1796 году впервые в монастырских записях появляется название Маслиха. Получилось оно, видимо, из комбинации первоначального названия пустынки и масла, которое начала производить монастырская маслобойня. Маслиха XVIII века находилась не там, где сейчас (на холме), а ниже по течению Сатиса на низком берегу.* В 1900-1905 годах деревянные постройки скотного двора стали заменяться каменными. Теперь здесь больница. Два одноэтажных здания на территории современного больничного городка стоят с монастырских времён.

* Вывод сделан Н.Н.Грибовым по археологическим данным. Мельница на колене, то есть на излучине реки, находилась примерно в километре ниже впадения Вичкинзы. Время постройки и упразднения её не известно, известно лишь, что в 1749 году она принадлежала Татищевым. Есть в монастырском архиве и упоминание о мельнице на реке Вичкинзе. построенной в 1763 году по распоряжению Саровского строителя Ефрема, но по описям Генерального межевания она уже не значится.

Нижняя мельница иначе называлась Ждановской или мельницей на Гришкином переезде. Располагалась близ теперешней деревни Беленки. В 1749 году принадлежала подьячему села Дивеева Ивану Жданову, а в 1757 году перешла во владение Саровской пустыни. После приобретения Ближней мельницы надобность в Нижней отпала, её стали отдавать в аренду, а в 1798 году разобрали.'4

Сарминская мельница. Купчие на землю вдоль реки Сармы у села Сарминский Майдан датируются 1720 и 1726 годами. В 1753 году на Сарме была выстроена мельница близ места, где сейчас через реку проходит шоссейная дорога на Вознесенск. Этот участок монастырской земли назывался Сарминской или «повёрстной» дачей, поскольку он протянулся от мельницы по версте вниз, вверх по течению и в сторону. Права на владение дачей и мельницей Саровской пустынью оспаривались крестьянами Сарминского Майдана. Окончательно утвердило мельницу за монастырём решение Сената только в 1818 году. Кроме обычного мукомольного постава на Сарминской мельнице была ещё и крупорушка. Доход от мельницы в 1899 году составил 697 рублей, при этом было перемолото своей ржи 39 четвертей, чужой - 5000* . За тот же год находим и такую запись: «проса и гречки 5 лет не работали вследствие неурожая».15 Мельницы Нижне-Ужовская (Харина) и Верхне-Ужовская (Рогожина) располагались на левом притоке Мокши Ужовке, неподалёку от села Старый Город. Нижняя мельница стояла на дороге из Темникова в Кадом, сейчас здесь деревня Харино, остался пруд. Обе мельницы на протяжении многих лет являлись предметом тяжбы со старогородским помещиком Угрюмовым и по несколько раз переходили из рук в руки. Окончательно были утверждены за Саровской пустынью в 1802 году по решению земского суда.16

В 1899 г. принесли дохода: Нижне-Ужовская - 115 рублей (переработано 2000 четвертей ржи); Верхне-Ужовская - 185 руб. (3000 четв.) * Четверть - мера объема, равная 210 литрам, впрочем, эта единица в зависимости от времени и местности сильно варьировалась.

15. Монастырские подворья

Содержание многоотраслевого монастырского хозяйства требовало постоянных связей с торговыми и промышленными центрами. Монастырь многое производил сам, но и покупал многие необходимые вещи на стороне. Не мог обеспечить он себя и продовольствием. Поэтому с первых лет существования Саровской пусты- ни начали появляться подворья в других городах, выполнявшие роль представительств и гостиниц. Многим монахам приходилось постоянно жить на подворьях, поэтому часто при них появлялись часовни и церкви, в которых монахами совершались предусматриваемые уставом молитвы. Саровские подворья были открыты в близлежащих Арзамасе и Темникове. Спустя некоторое время были приобретены дома в Москве, губернском центре Тамбове и в некоторых крупных сёлах (Глухове, Аксёле).

Бесспорно, арзамасское подворье старейшее из всех. Саровская пустынь возникла как отшельнический скит Арзамасского Введенского монастыря, монахом, а одно время и настоятелем которого был Саровский первоначальник Иоанн. (Сам Введенский монастырь не сохранился. В 1764 году он был закрыт, а его главная Введенская церковь впоследствии стала обычной приходской и после революции была разрушена. Сейчас на месте бывшего Введенского монастыря в Арзамасе сквер с памятником Ленину в самом центре исторической части города у Соборной площади).

Первое упоминание о подворье относится к 1707 году, когда прошло меньше года с момента официального открытия Саровской пус- тыни. Властям города Арзамаса от саровской братии была направлена челобитная с просьбой разрешить строительство в Арзамасе часовни. ...Монахи (Саровские) кормятся своими трудами и мирским подаянием; служба у них бывает повседневная, а на свечи и ладан и на вино церков- ное ради собирания той пустыни монахи приходят в гАрзамас и собирают по мирским людям Христовым именем, и того собирания свеч и ладану и вина церковного бывает по оскуду ... Вели, Государь, богомольцам твоим в гАрзамасе, ради собирания в церковь Божию на свечи и ладан и на вино церковное и на прочую церковную утварь, построить часовню.

Под челобитной подписались, кроме саровской братии, более пятидесяти жителей Арзамаса, и разрешение было получено. Часовня была готова 28 апреля 1707 года. Вскоре после этого у Иоанна появилась мысль переделать часовню в церковь, но арзамасские власти выступили против. Часовня стояла у самой крепостной стены, и из соображений пожарной безопасности ... арзамасский воевода, для пожарного времени, той церкви строить не велел для того, что де город Арзамас (то есть крепостная стена) деревянный.2 Тогда при помощи своих арзамасских вкладчиков Саровская пустынь приобрела двор с постройками и огородом в другом месте, куда перенесли и часовню. Через некоторое время, по-видимому, эту часовню удалось-таки переделать в церковь.

1711 г. генваря 9 отпущен антиминс по благословенной грамоте в Саровскую пустынь в новопостроенную церковь во имя Иоанна Воинственника, взял антиминс строитель иеромонах Исаакий. Сослужило службу Арзамасское подворье и в трудную годину. В 1774 году отряды пугачевцев заняли Темников, и напуганная угрозой захвата монастыря, монастырская братия (около 70 человек) вечером 9 августа оставила Саров и укрылась в Арзамасе на подворье и в Высокогорской пустыни, которая в то время была приписана к Саровской. В обители остались лишь некоторые престарелые монахи, которым тяжело было бы перенести дорогу, в том числе и 80-летний настоятель Ефрем.

Судя по монастырским документам, в 1913 году на подворье были проведены строительно-ремонтные работы.4

Подворье и часовня при нем существовали вплоть до последних лет монастыря. Часовня в настоящее время не сохранилась.* Большие монастырские доходы тратились не только на нужды монастыря и церкви. В конце 1880-х годов церковными властями было принято решение о создании при Саровской пустыни церковно-приходского училища, которое бы содержалось за счёт средств монастыря. Организация училища была поручена вновь назначенному Саровскому игумену Рафаилу. Однако решение это оказалось неудачным. Двухэтажное деревянное здание для школы было построено вблизи монастыря в 1882 году, но из-за отсутствия учеников школа так и не была открыта. Выход был найден - школу перенесли в Темников, где потенциальные ученики имелись в достаточном количестве. В 1896 году было куплено здание за 6 тысяч рублей. В том же году надворным советником В.Д.- Милидеевым был завещан Саровской пустыни примыкающий к подворью участок земли для построек и огорода. (Не совсем пока ясно, находилось ли прежде этого существовавшее в Темникове подворье и вновь открытая школа территориально в одном месте).

*Найти бывшее саровское подворье помогли сотрудники Арзамасского историко-художественного музея. Современный адрес подворья ул. Урицкого, дом 4. 30 октября 1898 года двухклассное церковно-приходское училище приняло первых 40 учеников. В 1907 году в школе уже было 50 пансионеров (обучавшихся на средства Саровской пустыни) и примерно такое же количество вольно-приходящих учеников. В штате было три учителя, а четвёртый - приходящий законоучитель-священник. В год на содержание школы тратилось 5 тысяч рублей.5 Здание в Темникове по улице Первомайской, дом 21 до сих пор некоторые пожилые люди называют «Саровским подворьем» или «саровской школой». Школа располагалась в нём и в советское время, а сейчас там жилой дом.*

Подворье в Москве было приобретено в 1811 году. В 1811 году куплен большой каменный дом у статского советника Клинта на Покровке. Петроверигинский и Космодемьянский переулок, с землёю и надворным строением.

Космодемьянский переулок сейчас переименован в Старосадский. Современный адрес бывшего Саровского подворья в Москве - Старосадский пер., дом 6 (на углу с Петроверигским переулком, не поменявшим своего названия). В 1860 году территория подворья расширилась за счёт участка, пожертвованного Сарову коммерции советником Василием Александровичем Кокоревым.

В 1910-х годах появился план строительства на месте старого подворья большого пятиэтажного доходного дома. Здание строилось в послед- ние предреволюционные годы и получилось немного скромнее в отделке, чем было предусмотрено проектом.7 Сейчас здесь жилой дом.