Просфорный корпус, в котором пекли и хранили просфоры (хлебцы, применяющиеся в литургии) построен в 1906 году. Раньше просфорная занимала меньшее помещение - под северо-западной башней.
Законченность и красоту архитектурному облику Саровской пустыни во многом придавали башни со шпилями, стоявшие по углам монастырской территории и над восточными проездными воротами. Таких башенок было пять, сохранились из них две, и ещё одна частично (северо-западная).
В начале XVIII века монастырь был окружён деревянной оградой, и угловые башни (если они имелись) были тоже деревянные. В 1753 году стали строить каменную ограду с «фасадной» западной стороны. С обоих концов ограды были построены две двухэтажные башни. Их строительство окончилось в 1756 году.
Угловые башни западной стороны монастыря - древнейшие из построек, сохранившихся в Сарове.
В 1789 году западная каменная ограда вместе с церковью Николая была сломана, и на её месте была построена колокольня с двумя двухэтажными корпусами - певческим и губернаторским. Поскольку новые здания оказались выше стоявшей ранее ограды и не гармонировали со сравнительно низкими угловыми башнями, высота башен была увеличена ещё на один этаж. Нижние этажи 1756 года - в плане четырёхугольные, а надстроенные позднее верхние - круглые, украшенные нарисованными высокими окнами.
Башни на восточной стороне монастыря не такие старые. Их строительство началось в 1782 году, и возводились они одновременно со всем комплексом зданий восточной стороны (рухлядной и жилым келейным корпусом). Стилевое единство с башнями западной стороны при этом было сохранено. Работами руководил иеромонах Вонифатий. Строительство шло этапами, и третьи этажи на восточных башнях были сооружены в 1802-1803 годах в связи с тем, что достраивались вторые этажи на прилегающих зданиях.
Саровские башни не имели официальных собственных имён. Обычно они назывались по местоположению: юго-западная, северовосточная и т.п. Но в документах иногда встречаются более короткие и удобные названия, связанные с хозяйственным использованием построек. Северо-западная башня называлась Просфорная, так как под ней находились просфорные кельи. Северо-восточная (снесённая) называлась Водяная - в ней наверху стоял бак с водой - часть системы монастырского водопровода. Юго-восточная башня носила прозвище Рухлядной башни, поскольку в ней жили трудившиеся при монастырском складе (рухлядной) монахи.22 Название юго-западной башни не найдено.
В помещении средней восточной башни (не уцелевшей), которая была над проездными воротами, находилась живописная мастерская. В Водяной башне внизу - свечная и столярная. Гостиничные корпуса в Саровской пустыни строились за пределами монастырского двора, с его западной стороны, откуда к Сарову шли основные подъездные дороги. Здания гостиниц образовывали короткую улицу, ведущую от колокольни вниз, к месту слияния Сатиса и Саровки.
Гостиницы для приезжавших поклониться монастырским святыням были важны для монастыря и числились среди первых построек, появившихся в Сарове. По описи 1738 года уже были четыре келии для богомольцев. В 1754 году были построены для приезжающих гостей покои изрядные и названы гостин двор. Иногда для гостиниц употреблялось также название «странноприимницы».
Гостиницу для ночлега путник выбирал в зависимости от своего
общественного положения. На северной стороне холма находились
гостиницы дворянская и купеческая, на южной - для простого народа, называвшиеся в монастырских документах чёрными (для «чёрного» люда). Наиболее почётных гостей размещали в самом монастыре:
духовных лиц - в архиерейском доме, мирян - в губернаторском корпусе. В конце XIX века, по подсчётам монахов, Саров посещали
ежегодно 50 тысяч человек. При этом размещение в гостинице и
питание богомольцев было бесплатным. В 1898 г. монастырь из своего бюджета на гостиницы выделил 10 тысяч рублей.' Некоторые
состоятельные люди платили за номера, но доход этот был значительно меньшим и не окупал затрат монастыря. В 1899 году, например, гостиничный сбор составил 1478 рублей.2
Дворянская гостиница
Первое каменное гостиничное здание за монастырской территорией - дворянская гостиница. Она была построена на месте деревянной в 1818-1822 годах. Гостиничные корпуса в Сарове были пронумерованы, этот имел № 1. В двухэтажной дворянской гостинице было 36 комнат: 32 номера и 4 комнаты для смотрителя, который назывался гостинник, и служащей братии. (В 1887 году, например, дворянской гостиницей заведовал гостинник иеродиакон Моисей; с ним обслуживали постояльцев 6 человек из монашествующей братии и один наёмный рабочий).3 Обстановка в номерах не отличалась особой роскошью: две кровати с постельным бельём и чистенькими одеялами, скатерть на столике, два стула*
В 1901 году к северной стороне здания была сделана одноэтажная пристройка. В ней разместилась кухня и кельи для повара с
послушником; в подвале - склад провизии. По свидетельству одного
из паломников, в дворянской гостинице подаётся обед гораздо лучше
монашеского и способный удовлетворить даже прихотливого посетителя. Напомним ещё раз, что всё это было бесплатно, но окупалось,
конечно, пожертвованиями, делавшимися паломниками в монастыре. (Сейчас в пристройке расположился музей «Саровская пустынь»).
Купеческая гостиница
Гостиница № 2. Эта гостиница не сохранилась. После 1946 года её снесли, на её месте магазин спорттоваров.
Купеческая гостиница была построена в 1847 году вместо деревянного стоявшего на том месте здания. Архитектором её был монах Михаил (Егор Михайлов). Номера в купеческой гостинице были не так комфортабельны, как в дворянской, и были рассчитаны на большее количество постояльцев. Одноэтажный корпус содержал 13 номеров, в каждой комнате были два стола и простые скамьи вдоль стен. Две комнаты занимала обслуживающая братия (4 человека).6
Рядом с купеческой гостиницей был обнесённый каменной оградой двор с деревянными постройками: кухней, сараем и несколькими летними номерами также для постояльцев.
Черные гостиницы
Корпусов чёрных гостиниц было три (гостиницы №№ 3, 4 и 5; два корпуса, занимаемые сейчас городским музеем, были соединены между собой только аркой). Западный корпус, ближайший к церкви Всех Святых, строился одновременно с ней в 1832-1834 годах. Восточный и центральный корпуса также построены в 1-ой половине XIX века. Чёрные гостиницы и подсобные помещения (сараи, лет няя столовая для богомольцев) образовывали замкнутый двор. Внутренняя обстановка в комнатах была такой же, как в купеческой гостинице: столы, скамьи вдоль стен.
В 1877 году к восточному корпусу был пристроен двухэтажный флигель, от чего этот корпус приобрёл форму буквы «г».
В 1890 году при реорганизации монастырской больницы был открыт приёмный покой со стационаром, который принимал на лечение монастырских рабочих и богомольцев. Находился он на первом этаже чёрной гостиницы (в ближайшем к монастырю восточном корпусе), что создавало определённые неудобства для больных. Поэтому в 1899 году приёмный покой был перенесён на второй этаж флигеля, а в 1900 году к зданию была сделана небольшая пристройка для отдельной лестницы на второй этаж. В приёмном покое было 10 больничных коек. Два раза в месяц его посещал уездный врач из Темникова, оставаясь в Сарове на 2-3 дня. Число посетителей приёмного покоя за год достигало шести тысяч. На лекарства и прочие материалы монастырская казна отпускала ежегодно 2 тысячи рублей (данные на 1903 год).7
После 1903 года количество паломников в Сарове резко подскочило. Появилась нужда в увеличении числа гостиничных мест. В 1905 году обсуждался проект слома чёрной гостиницы и постройки на её месте новой трёхэтажной.8 Но этого делать не стали. Новую гостиницу начали строить к западу от купеческой на месте кладбища, устроенного в 1888 году. Кладбище это было небольшим, и к моменту начала строительства на нём уже давно не хоронили, но полицейский надзиратель Саровской пустыни Дембровский, узнав о планах строительства, потребовал от игумена Иерофея объяснений по этому поводу. Выход был найден следующий: с благословения Тамбовского епископа Кирилла останки были перезахоронены на Всехсвятском кладбище, и таким образом площадка освобождена для строительства. Три новых гостиницы (сейчас в них административный корпус
ядерного центра, известный как «красный дом») выстроены таким образом, что их расположение подчёркивает рельеф склона холма, на котором они стоят. Ниже всех расположенный корпус имеет два этажа, средний - три, а самый верхний восточный корпус - четыре. Нижний двухэтажный корпус (корпус глаголем, то есть буквой «г») помещал в себе на первом этаже кухню, столовые и кладовые. Второй этаж предназначался для сухарной сушильни, сухарной кладовой, а также специального летнего помещения странноприимной в коей будут помещаться ученики посещающие обитель большими группами. Этот корпус был построен в 1911-1913 годах. Трехэтажный средний из трёх корпус (1911-1912) был предназначен для зимней столовой и номеров для приезжих. В четырехэтажном корпусе (1912-1914 гг.) были только гостиничные номера. Подрядчиком каменных работ был крестьянин из села Своробоярского Арзамасского уезда Александр Матвеевич Бочкарев. Со стороны монастыря за работой наблюдал смотритель иеродиакон Киприан.9 Если к западу от монастыря строились гостиницы, то к востоку от него обширную территорию занимали постройки хо- зяйственного назначения.
Конный двор
Самое крупное хозяйственное строение Саровской пустыни, конный двор, не всегда находился на этом месте. В XVIII веке он распола-
гался внутри монастыря в его юго-западном углу (тут сейчас детская
поликлиника). Здесь были ворота, от которых шёл съезд к Саровке. В
1801 году конный двор был вынесен за пределы монастырского двора,
но остался деревянным. В 1823-1826 годах было построено каменное
здание конного двора, частично сохранившееся до нашего времени.
Корпуса конного двора образовывали замкнутый прямоугольник 90 на
60 метров, от которого сейчас осталась только южная его половина,
северную часть снесли после 1946 года. В 1826 году новое здание было
занято и заселено, второй этаж на нём достраивался потом постепенно
и был не везде. Кроме собственно конюшен здесь помещались столярная, тележная, хомутная и бочарная мастерские, кладовые, сараи для
сена. До постройки отдельного экипажного склада на конном дворе
были каретные помещения. По описи 1898 года в монастырском «гараже» были: 15 летних повозок, 12 зимних, 33 телеги, 19 дрог лесных,
15 дровней, 2 возка, 15 саней
разъездных и 30 саней обшивных. Тут также хранились монастырские пожарные принадлежности. В этом же здании
жили и наёмные рабочие, обслуживавшие конный двор и его мастерские (которых в 1896 году,
к примеру, жило здесь 70 человек). В 1913 году на конном
дворе Саровской пустыни содержалось 85 лошадей. Кроме того
по различным хуторам и пустынкам их было ещё 89.2
Интересно, что по описи 1910 года конный двор оказался единственной постройкой в Саровской пустыни, крыша которой была выкрашена красной краской. Все остальные кровли, в том числе и церквей, были зелёными.3
Урожайные годы чередовались с неурожайными, и поэтому создание солидных запасов было жизненной необходимостью. Жизне- описание Серафима Саровского содержит, например, такой эпизод. Предвидя неурожаи, прозорливый Серафим посоветовал настоятелю монастыря запасти хлеба на шесть лет вперёд. Совет был принят, и Саровская пустынь благополучно пережила голодные годы.
Подтверждает запасливость Саровских монахов и монастырский архив. Так, на 3 июля 1913 года (то есть ещё до нового урожая) в житницах хранилось 49000 пудов хлеба, 4310 пудов муки, 5750 пудов пшена, 14500 пудов овса, 400 пудов гречки и 750 пудов гороха.4 В Саровской пустыни было три житницы. Первая - в подвале церкви Живоносного Источника. Вторая - каменная, построенная в 1815 году вместо деревянной, почти сразу за восточными воротами монастыря (снесена после 1946 года). Новая трехэтажная житница была построена в 1906 году.
Кузнечная мастерская входила в число наиболее важных в хозяйстве пустыни. Есть упоминание о том, что некогда ещё деревянная кузница стояла внутри монастыря у второго земляного вала, когда тот ещё был, то есть в начале XVIII века.5 Кузницу за монастырём построили в 1799 году, это было первое хозяйственное каменное здание. Собственно кузница с тремя кузнечными горнами находилась на первом этаже, а на втором этаже были помещения для рабочих и слесарная мастерская. В 1896 году здесь постоянно работали шесть кузнецов. Монастырское начальство ценило их труд, и поэтому кузнецы так же, как и некоторые другие категории квалифицированных рабочих, получали в год приличные деньги - от 50 до 180 рублей, в то время, как рабочие других специальностей 24-45 рублей (данные также за 1896 год) .6
В 1904 году в связи с резко возросшим числом посещавших Саров богомольцев здание было переделано под склад книг и икон, предназначавшихся для продажи. А кузницу перенесли в менее людное место - ближе к Саровке.
Между зданием кузницы и Рухлядной башней был ещё один корпус, называвшейся швальней. В нём работали портные и сапожники. Это здание было разобрано после 1946 года.
Первая баня в Саровской пустыни, о которой нам известно по старым документам, была построена в 1764 году на берегу Сатиса на месте, где потом была купеческая гостиница. Предназначалась она только для наёмных рабочих, жилища которых находились рядом - на месте нынешних зданий чёрной гостиницы. Монахам же в XVIII веке ходить в баню запрещалось. Настоятели монастыря, особенно Ефрем и Пахомий, придерживались строгого подвижнического устава монашества. Баня была отнесена в разряд плотских удовольствий, а ходивших в баню монахов обличали на общих собраниях братии. Баня для монашествующих появилась лишь в 1819 году. Настоял на её устройстве Тамбовский епископ Иона при посещении им Саровской пустыни.
Эта баня была деревянной и стояла на берегу Саровки. В 1827 году деревянное здание заменили на каменное.7
Топили баню два раза в неделю: для работников в субботу, а для братии - в пятницу (до 1859 года монашеским банным днём был четверг). Рядом с баней на Саровке была сделана запруда - для приёма дров. Предназначенный на дрова лес сплавляли по реке, и он застревал у этой запруды. Тогда воду спускали, дрова оставались на дне осушенного пруда, и их спокойно собирали.
По преданию все банщики в Саровской пустыни были глухие.8 Здание бани на Саровке не сохранилось. В 1905-1907 годах была построена новая баня по проекту архитектора Мочалова. В ней было два отделения - для монахов и для рабочих.9
Раньше была на правом берегу Саровки под монастырём, а с 1803 года - на левом. Неоднократно перестраивалась и усовершенствовалась. В 1899 году было выстроено каменное здание, разрушенное уже в советское время. При прачечной было сушильное помещение с печами, склад для белья.10 Сейчас на месте монастырской прачечной остатки фундамента.
Лесной промысел имел большое значение для хозяйства Саровской пустыни. Здание для лесной конторы монастыря было построено в 1908-1910 годах. Если смотреть на его фасад со стороны проспекта Мира, то слева от конторы расположено здание кладовых; справа - сход вниз также с кладовыми; ещё далее вправо - кузница и угольный склад (постройки 1903 года). Здания кладовых служили также жилыми для тех, кто в них работал.
Обширный комплекс зданий для склада экипажей и других хозяйственных предметов строился в 1905-1907 годах по проекту архитектора Мочалова (который в эти же годы строил также баню). В здани-
ях, примыкавших к крутому склону, были сделаны ледники и погреба для хранения продовольственных запасов.
13. Места, связанные с
Серафимом Саровским
Не будет большим преувеличением, если сказать, что большинство паломников, начиная с середины XIX века, приходили в Саров, чтобы посетить места, связанные с именем преподобного Серафима Саровского. Таких мест в Сарове было несколько. Некоторые обязательно посещавшиеся святыни были в самом монастыре. Это Успенский собор, в котором с 1903 года находились мощи святого; келья, в которой жил Серафим Саровский и над которой в 1903 году был поставлен храм; могила и часовня над ней у стены Успенского собора; наконец, Зосимо-Савватиевская церковь, в которой деревянный престол был изготовлен руками самого Серафима. Три чтимых паломниками памятных места находились за пределами монастыря, в его владениях, на правом берегу речки Саровки. Это ближняя пустынка с источником Серафима Саровского; место камня, на котором он молился тысячу ночей, и дальняя пустынка.
Окрестности монастыря раньше изобиловали родниками. Вот как описывает прогулку по берегу Саровки в 1823 году Дмитрий Деменков: К Саровке мы направили путь наш. Речка эта текущая в чаще густого бора, вся в родниках, - одни бегут, журчат по песку и камешкам, вьются между корнями дерев и с шумом падают в неё с берегов, другие со дна вырываются на поверхность её фонтанами, иные обрублены колодцами, и имеют воду чистую, как хрусталь и холодную, как лёд.
Выше по течению Саровки от монастыря насчитывалось когда-то семь родников (сейчас не осталось ни одного). Эти родники поддерживались в порядке и отмечались монахами: у одних стояли часовенки с икона- ми, у других - кресты. Источники были помещены в срубы; паломники пили из них воду, а некоторые люди всматривались в дно колодцев, пытаясь увидеть в воде лицо Серафима, который иногда по народному поверью, там показывался.
Самый известный и большой из родников у Саровки был шестой по счёту от монастыря - Серафимовский.2 Около этого источника некогда стояла икона с изображением Иоанна Богослова, отчего и сам источник назывался Богословским. В 1825 году в возрасте 66 лет Серафим вышел из затвора, который он соблюдал, находясь в течение 15 лет в своей монастырской келье. Постоянно жить в монастыре старец не захотел, а стал искать уединения за его пределами. Незадолго перед этим умер пустынник Дорофей, чья келья находилась в четверти версты от Богословского источника, и Серафим поселился в ней. День он проводил здесь, а на ночь, как правило, уходил в монастырь, до которого было две версты. В 1826 году Серафим пожелал переселиться ближе к источнику, и для него было сделано там новое жилище. Вот как описано оно в одном из житий преподобного:
...небольшой сруб, вышиной в три аршина, длиною в три и шириною в два. Сверху его накрывал скат на одну сторону. Не было в нем ни окон, ни двери. Вход же в этот срубец открыт был земляной со стороны горы, под стенкой.
В следующем году была сделана новая келья, уже с дверьми, печью, сенями. Эта келья и получила название «ближней пустынки» в отличие от дальней, в которой Серафим жил раньше - с 1794 по 1810 годы.
На ближней пустынке старец принимал посетителей и здесь же, пользуясь водой родника, стал исцелять больных. Первой исцелённой была, видимо, дивеевская сестра Прасковья Степановна Шаб- лыгина. 9 декабря 1825 года Серафим Саровский заставил её выпить студёной воды, чем вылечил у неё кашель.4 С тех пор и пошла слава о целительной силе колодца отца Серафима. При Серафиме источник был приведён в порядок, заключен в бревенчатый сруб, а дно его было выложено камнями.
После смерти Серафима Саровского источник, который уже стал называться его именем, начал привлекать множество паломников, в том числе и больных, желающих исцеления. Все жизнеописания Серафима, особенно изданные в 1903 году и приуроченные к его кано- низации, полны описаний чудес и исцелений водой его источника. Особенный наплыв народа был во время торжеств. Один из очевидцев описывает кучу костылей и протезов, валявшихся рядом с источником, брошенных выздоровевшими калеками за ненадобностью. Многие легенды живы и до сих пор. Одна из бывших монахинь Дивеевского монастыря рассказывала, что когда уже в советское время в воде источника решил искупаться какой-то представитель властей, то из крана на него хлынул кипяток.
В действительности вода источника во все времена года была довольно прохладной - 7-12° С. Особенно полезным считалось обливаться ею зимой на праздник Крещения. И, по рассказам, никто при этом не заболевал.
В 1890 году Саровский игумен Рафаил, выполняя распоряжение Святейшего Синода, приступил к обустройству мест паломничества, связанных с именем Серафима Саровского. Ни одно из этих мест не сохранилось к тому времени в первозданном виде. После смерти Серафима его кельи на ближней и дальней пустынках стараниями Н.А.Мотовилова были перевезены в Дивеево. Рафаилу пришлось всё строить заново. На месте ближней пустынки была поставлена копия. За образец строители взяли оригинал, находившийся в Дивееве. Над самым колодцем поставили деревянную часовню (освящена 19 июля 1890 года), а вода источника была отведена в специально сооружённую купальню.
Первоначальные размеры купальни были невелики, она состояла из двух отделений: мужского и женского. После торжеств в 1904 году, когда поток богомольцев вырос, купальня была расширена. Было сделано уже 4 отделения с 5 кранами в каждом. Два отделения были мужские и два женские: отдельно для простого народа и для «благородных». Саровка на протяжении около пятисот метров была отведена в новое русло.5 От источника к серафимовой келье шла наверх деревянная лестница. Рядом с источником был выстроен дом, где торговали книгами, иконами, церковной утварью, а также бутылочками с водой. Мемуары Саровских паломников сохранили для нас описания купания в Серафимовском источнике. Приведём здесь впечатления известного духовного писателя Евгения Поселянина. Он был в Сарове летом 1903 года, ещё до реконструкции купальни. Стемнело настолько, что я взял огня у монаха, находившегося при часовне, чтобы войти в купальню. Я был в ней один. По случаю позднего времени, все богомольны были уже в монастыре. Тем приятнее было мне без всякого рассеяния сознавать, что вот, наконец, я в том самом месте, о котором столько думал, к которому так давно и усердно стремился (...).
Купальня в Сарове устроена так, что в землю врыт сруб, глубиною обычных купален, но не имеющий вовсе воды. В одной из боковых стенок сруба есть кран, сделанный настолько высоко, чтобы под ним уместиться на коленях. Надо, установись под краном, самому повернуть его, и тогда на вас потечёт сильная струя ледяной воды, которая обрызгает тело, от которой захватывает дыхание. Признаюсь, как я ни был привычен к холодной воде, я не без замирания сердца отвёртывал кран и трижды подставлял всё тело под водную струю.
Но после ощущения страшного холода, когда выйдешь кверху и оденешься, какое благодатное чувство! Точно весь переродился, чувствуешь себя как-то, если можно так выразиться, наивно, точно стал ребёнком, счастливым, невинным, доверчивым. Во всём теле какая-то необыкновенная сила, а на душе благодатно, ничего как-то не жаль, чувствуешь себя охраняемым, защищаемым... Какое счастье, какая бодрость!6
При советской власти здания купальни и часовни были уничтожены и точное местонахождение их стёрлось в памяти людей, да и окружающий их пейзаж изменился неузнаваемо - сейчас это место в черте городской застройки. Остатки «царской купальни» были найдены весной 1992 года, они ждут решения своей участи.