Между двумя корпусами келий северной стороны выделяется бывший корпус Саровских настоятелей, после торжеств 1903 года переименованный в царский дворец. Строилось это здание вместе с рядом стоящими кельями в 1807-1814 годах (до тех пор настоятели в Саровской пустыни жили в деревянных кельях). Помещение состояло из двух комнат с двумя сенями и двумя выходами: один на монастырскую площадь, другой - в сторону Сатиса.2 От задних дверей вниз в пойму реки шла деревянная лестница. В 1892 году над настоятельским корпусом был сделан второй этаж, игуменские покои были уве- личены до четырех комнат.3
В 1903 году это лучшее в Сарове помещение было приготовлено для императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны Царская чета занимала комнаты верхнего этажа, а внизу жили дядя Николая II великий князь Сергей Александрович с женой великой княгиней Елизаветой Фёдоровной.
Трое суток прожил Николай II в Саровской пустыни, но после этого бывший настоятельский корпус был превращён в музей, и вся внутренняя обстановка оставлена в неприкосновенности. Для игумена были построены новые кельи с похожим ризалитом немного вос- точнее прежних.
Всех паломников в царский дворец не пускали, посетить его считалось удачей.4
Каменные братские кельи на южной стороне монастыря строились при настоятеле Пахомии. В 1779 году были построены кельи от юго-западной башни до трапезной (постройка эта была начата ещё при предшественнике Пахомия Ефреме). Архитектором был иеромонах Вонифатий. Корпус снесён сравнительно недавно, а на его месте построена детская поликлиника. Остался лишь небольшой фрагмент, по которому можно судить об архитектуре целой постройки - трансформаторная будка.
По окончании строительства этого келейного корпуса в 1779 году были разобраны деревянные кельи от архиерейского дома до рухлядной, и также начато строительство одноэтажного каменного келей- ного корпуса, которое было закончено в 1786 году. В 1897 году была разобрана часть этих келий, прилегающая к архиерейскому дому, и на их месте начали строить церковь Серафима Саровского. Кельи между Рухлядной башней и церковью были разобраны уже после её освящения и вместо них в 1905-1907 годах появился двухэтажный корпус из неоштукатуренного красного кирпича. Верхний этаж его был жилым, а нижний служил ризницей и мастерскими.
Дом для «приезда знатных духовных особ» построен в 1783 году. В отсутствие архиереев сюда пускали некоторых паломников, чтобы показать им своего рода картинную галерею - собрание живописных портретов настоятелей Саровской пустыни, её наиболее чтимых подвижников, а также некоторых великих князей, царей и архиереев, видимо, принимавших участие в судьбе монастыря.
При самом входе встретил нас сонм подвижников настоятелей, начертанный довольно искусной кистью (...). Назидателен обычай сохранять изображения духовных предков, в основанных ими обителях, как сохранялись в древних замках лики их могущественных владельцев. Здесь нет чувства какой либо суетной кичливости, но простое благочестивое желание мысленно жить с отжившими.
В июле 1903 года во время приезда в Саров царской семьи в
архиерейском доме останавливалась мать Николая II вдовствующая
императрица Мария Фёдоровна, а также его младшая сестра великая
княгиня Ольга Александровна со своим мужем герцогом Ольденбургским.
Трапеза, келарня, хлебня, квасоварня и погреба
Братская трапезная (или трапеза, как говорили в Сарове) и сопутствующие ей сооружения, в которых готовили пищу и хранили припасы, всегда располагались на южной стороне холма между жилыми кельями. Саровская пустынь жила по общежительному уставу, а это значит, что и стол у монахов был общий. Первое упоминание об этих постройках относится к 1713 году, когда г-н Михаил Михайлович Аргамаков сделал келью хлебную6, помогая восстановлению монастыря после пожара.
Нынешнее здание трапезы состоит из двух частей - старой и новой. Старая часть, выходящая во внутренний двор монастыря, была построена при настоятеле Ефреме в 1764-1776 годах. Строительство тянулось так долго из-за того, что параллельно строился Успенский собор, оттянувший на себя основные ресурсы монастыря. Рядом с трапезным помещением одновременно были построены хлебня и келарня* (келарский корпус) с погребами над ними. При Пахомии в 1780 году прямо над обрывом к Саровке были сложены каменные ледники и квасоварня.
Трапеза была рассчитана на сто человек и очень скоро в связи с ростом числа братии стала тесна. В 1828 году, при Нифонте, к прежнему зданию поверх ледников был пристроен большой светлый зал * Келарь - заведующий монастырским хозяйством. с круглым чашеобразным потолком. Роспись потолка была сделана на сюжет Евангелия, в котором описано, как Христос насытил пять тысяч человек пятью хлебами. Строительством этой новой трапезы занимался Егор Михайлов. В 1836 году к трапезе было пристроено каменное крыльцо, от которого сейчас сохранились ступени.
Кончился братский молебен и братия из собора идёт, в предшествии игумена и в преднесении большой просфоры (панагии) в честь Божия Матери, при пении тропарей, в трапезу. Там уже собрались и богомольцы, и послушники, бывшие на других службах. (...) Во время обеда, не смотря на многолюдство, такая царствует тишина, что каждое слово читающего поучение монаха слышно отчётливо. Изредка только прерывается благоговейное молчание ударом кандии, которая возвещает послушникам о перемене блюд, и послушники, подавая новое блюдо, произносят Иисусову молитву, а на неё все отвечают: «Аминь».,7
Во время трапезы очередной монах читал, стоя у аналоя, жития святых и другие церковные книги. Служил большой зал не только для еды, но и при необходимости для общих собраний монахов. Любопытно было бы восстановить и монастырское меню. Например, известно, что чай с сахаром вошли в употребление в 1820-х годах. До тех пор монахи собирали разные травы: дикую мяту, зверобой, липовый цвет и другие, сушили их, а потом варили с мёдом сбитень. Первые головы сахара (заморской соли) были подарены саровцам Тамбовским епископом Феофилом, и большинство монахов не знали, что это такое. Нифонт распорядился выдать каждому в трапезе по кусочку. «Некоторые пососали эту соль и поставили на свои тарелки, другие взяли в карман, а иные и вовсе оставили нетрогая»* Что же касается самой еды, то паломники, которым довелось участвовать в трапезе, отмечали, например, что пища «лучше, чем в других монастырях, но не роскошная, и также одинаковая для всех»9, и кроме этого «весьма скромная, но вкусная и питательная».'0 Во время праздника Успения в 1903 году один из гостей записал: «После обедни была трапеза, очень обильная. Перед всяким монахом лежала на столе, на деревянной тарелке очень большая порция икры». (Вот уж действительно: скромно, но вкусно и питательно). Заметим, что упомянутую деревянную посуду вытачивали в самом монастыре, её подлинные образцы есть в музее «Саровская пустынь».
Некоторое представление о монастырском столе может дать опись содержимого Саровских погребов в июле 1913 года. В числе прочего в них хранилось:
осетра солёного 44 пуда,
судака малосольного 45 пудов,
судака свежего 11 пудов,
севрюги 226 пудов,
осетра 240 пудов,
судака сухого 100 пудов,
масла скоромного 85 пудов,
масла постного 470 пудов,
мёду в рухлядной 381 пуд.12
Высокую оценку искусству Саровских поваров и хлебопёков дал известный русский философ и писатель В.Розанов, посетивший Саровскую пустынь в 1904 году.
Булки там чудные - вдвое больше петербургских (5 коп.), и до того нежно тесто, какого в Петербурге не найдёшь, да я думаю - и нигде. (...) Чтобы досказать всё о Сарове: чудный там квас! 13 И действительно, Саровские квасы были знамениты, их готовили один раз в году, в марте, ставили в бочках в погреба, засыпая их льдом и снегом, и пили потом весь год.
Богадельня - более позднее назначение этого здания. Первоначально же оно было предназначено для монастырской больницы. Это не была больница в современном понимании этого слова, то есть лечебное учреждение (до конца XIX века в Сарове вообще не было своего лекаря). В больнице жили монахи, которые по возрасту или самочувствию не могли обслуживать себя сами. В 1733 году, напри мер, таких монахов жило в Саровской больнице 5 человек.14 В 1778 году вышел указ Синода, в котором регламентировалось зачисление монашествующих в больницу. Минимальный возраст для зачисления в больничные монахи по старости устанавливался в 60 лет. Если монах был болен и неспособен работать до достижения этого возраста, то для зачисления его в больницу требовалось освидетельствование его врачами и епархиальным архиереем или его доверенным лицом. Первая каменная больница в Саровской пустыни была построена в 1745 году рядом с церковью Зосимы и Савватия, в которую ходили монахи, жившие в больнице и которая поэтому считалась церковью «больничной». Это здание не сохранилось; в 1780-е годы больница и больничная церковь были перестроены. Новая больница, построенная в 1784-1785 годах по проекту иеромонаха Вонифатия, имела один этаж и непосредственно соединялась с новой церковью Зосимы и Савватия, чтобы больные имели возможность посещать храм не выходя из помещения.
В 1793 году вышел указ, разрешавший иметь в Саровской пустыни 10 монахов в больнице помимо основного штата монастыря. В 1798 году штат больничных монахов был увеличен с 10 до 13 человек, при этом правительство выделяло на их содержание 120 рублей. При игумене Иосифе принято было решение разделить больницу и богадельню. Последняя осталась на старом месте, а под больницу был переоборудован так называемый певческий корпус на западной стороне монастыря.
Больница. Губернаторский корпус
Колокольня и стоящие по обеим сторонам от неё два двухэтажных корпуса строились по одному проекту, в одно время и впоследствии не перестраивались. Прежде на этом месте была каменная ограда с угловыми башнями, воротами и надвратной церковью святого Николая. Ещё раньше здесь проходил первый земляной вал Саровского городища. Оба корпуса стали строиться одновременно с колокольней в 1789 году, но закончены были раньше, чем она, при строителе Пахомии, а значит - не позднее 1794 года. Северный из корпу- сов служил гостиницей для посещавших монастырь высокопоставленных лиц и назывался губернаторским. Позднее, в документе 1910 года этот корпус был назван казначейским16, что может говорить также и о другом его использовании.
Южный корпус носил название певческого.17 В 1888 году решено было в него перевести братскую больницу, и в 1891 году больница открылась. Она была оборудована уже в соответствии с требованиями времени. Помимо покоев для больных монахов на 12 кроватей, в ней были аптека, лаборатория, помещения для врача, фельдшера, прислуги и своя отдельная кухня. Заболевшие монахи и богомольцы получали медицинскую помощь отдельно. Для богомольцев работала амбулатория и небольшой стационарный приемный покой с двумя отделениями на 8 кроватей. Вход монашествующих в женское отделение был запрещен, и в случае необходимости ухода за больными к ним приставляли кого-нибудь из богомолок. Все саровское здравоохранение, в том числе и выдача лекарств, было бесплатным. По данным за 1894 год на него монастырем было потрачено 4800 рублей. В этом году к монастырскому врачу обратились 3500 человек, пришедших в Саров.18
На втором этаже больницы была устроена маленькая больничная церковь святого великомученика целителя Пантелеимона. 20 октября 1892 года её освятил игумен Рафаил. В 1887 году с внешней сто роны здания была открыта лавочка для торговли иконами, книгами и другими товарами для паломников. (Доход от её работы в 1899 году составил 3452 рубля 80 копеек.19)
Корпуса восточной стороны монастыря, как и большинство других построек, возводились не сразу. До 1782 года монастырь с востока был огорожен деревянным забором с проездными воротами посередине и деревянной башней над ними. В 1782 году вместо деревянной ограды был построен одноэтажный ряд каменных келий с тремя башнями: двумя угловыми и одной в середине над проездными воротами. Архитектором этих зданий был иеромонах Вонифатий.
Старая ограда была разобрана, но красивую надвратную деревянную башенку в монастыре решили сохранить «в воспоминание как древность». Её перенесли и установили в начале третьего земляного вала, ещё существовавшего в то время. Но вскоре и здесь башня стала помехой новому хозяйственному строительству. В 1800 году башню опять передвинули - на дальний четвёртый вал, поставив на каменный фундамент. Под башней сделали проезд через вал, при этом и сама она не пустовала - в валу сделали кладовые для хранения смолы, а в башне сидел сторож. (Место расположения башни показано на схеме в 1-ой главе первой части.)20 Постепенно история появления этой башни на валу стала забываться, а самый вид её наводил на мысли о глубокой старине. Поэтому в монастыре и среди его гостей появились слухи, что башня сохранилась ещё со времён татар, ведь и сам вал монастырская традиция связывала с татарским Сараклычом. Через несколько лет после постройки каменных корпусов на восточной стороне, в 1798 - 1800 годах, был сделан на них второй этаж, а в 1802 - 1803 годах соответственно увеличена высота всех трёх восточных башен. К сожалению, северо-восточная и проездная башни не сохранились. Они, как и корпус жилых келий между ними, были разрушены при прокладке проспекта Мира. В сохранившемся южном крыле помещался склад - «рухлядная». Хранилось в ней разнообразное монастырское имущество, в том числе нескоропортящиеся продукты (постное масло, сушёные грибы, мёд), одежда. В общежительном Саровской монастыре монахам не полагалось иметь личные вещи. Одежда выдавалась им по мере надобности, а после их смерти снова поступала в рухлядную. Присматривали за порядком специальные рухлядные монахи, которые жили здесь же - в башне. В Саровской пустыни существовал обычай осенью, на праздник Покрова, бедным людям раздавать тёплые вещи из монастырских хранилищ. Подтверждение этому находим среди бумаг Саровского архива. Из приходно-расходной книги за 1818 год:
Куплено в ярманке иеродиаконом Александром для раздачи бедным шуб 330 на сумму 1089 рублей.