Untitled

1. Как выглядела Саровская пустынь

Сейчас гости прибывают в Саров на поезде, автомобиле или автобусе. Глазам приезжих открывается сперва вид новых жилых кварталов, окруживших за последние десятилетия свой исторический зародыш - комплекс Саровского монастыря. Но даже в таком окружении и наполовину утратив былую красоту, монастырь производит впечатление своим видом, доминирующим над окружающими его поймами. Лес, подступавший некогда к самым стенам пустыни, сейчас вырублен, и монастырь приобрел то, чего у него никогда не было - вид издалека. А раньше золотые маковки Саровской пустыни открывались путнику всегда неожиданно, после поворота к мосту через Сатис, уже вблизи самого монастыря.

Паломники подъезжали (или подходили) к Сарову по большой темниковско-арзамасской дороге. После поворота с дороги на Саров путь пролегал несколько километров по густому сосновому лесу, за верхушками которого никак не угадывалось расстояние, оставшееся до монастыря. На три версты от пустыни дорога идет просеком, где как в тесном коридоре совершенно скрылись от нас лучи солнечные, так что мы были освещены только узкою полосою неба, пролегавшего между вершинами колоссальных сосен. В то же время раздался звон колокола, призывавший к молитве пустынножителей, и разносясь в воздушных пространствах дремучего леса, напоминал, что одно небо и молитва должны занимать приближающегося к обители. - Но вот на холме забелелись каменные здания, у подошвы его между зеленеющими островами заструился Сатис, и монастырь, как огромный храм, открылся пред нами в благолепно-священной красе своей, с церквами, обнесенными двухэтажными кельями, с красивыми башнями и исполинскою колокольнею, высоко поднимающею над ним златую главу свою с сияющим на ней крестом. Сама природа, оградив темным лесом это пустынное место, хотела кажется скрыть его от мира, облагодетельствовав монашествующих всем, что только нужно для покойной и приятной жизни посвятивших себя уединению. (Д. Деменков, 1823 г.)

Глухой лес, начинаясь от пределов Тамбовской губернии, представлялся все более и более дремучим, по мере приближения к Саровской пустыни. Узкая дорога поворотила круто влево, от большого Темниковского пути, в самую чащу бора, и там еще три версты пролегала между вековых дерев, по глубокому песку. Должно было ожидать чего-либо необычайного в такой дикой глуши, созданной для жилища отшельников, и оно внезапно открылось сквозь редеющие ветви. С первым нечаянным звуком колокола, призывавшего к вечерне, столь же нечаянно прорезалась, между двух исполинских сосен, величавая колокольня, и вся белая обитель явилась изумленным взорам, посреди зеленой поляны, при устье двух малых речек, омывающих подножие ее пустынного холма. Зрелище было чудно; ярко облиты были все предметы вечерними лу- чами солнца. Я ждал убогой пустыни, и вот мне предстала великолепная лавра ... (А. Муравьев, 1849 г.)2

Сохранились подобного рода описания и относящиеся к более поздним временам - к началу XX века.

Строго говоря, процитированные нами отрывки вышли из-под пера паломников, прибывших в Саров с севера, со стороны Арзамаса. Те, кто ехал со стороны Темникова, сворачивали с большой дороги, не пересекая Сатиса у Ближней мельницы, оттуда по месту теперешней улицы Димитрова шла длинная прямая просека длиной около двух километров, выводившая прямо на монастырь.

С Темниковской большой дороги путь на Саровскую пустынь круто, под прямым углом, сворачивает в сторону. На распутье водружено Распятие, и от него в конце длинной просеки, все в том же мачтовом лесу, отвесной стеной оберегающем дорогу, смотрит - высится к далекому небу своей белой колокольней и позлащенными соборными главами благоговейный храм неугасимой молитвы к Богу. Это - Саров. (С. Ни- лус, 1900 г.)3

Но нам хотелось бы знать, как выглядела Саровская пустынь и в первые десятилетия своего существования. Во 2-й главе первой части мы попытались восстановить места расположения келий первых Саровских монахов. Во времена, когда в Сарове селились одиночки отшель- ники, их кельи возникали то в различных местах на холме, то в пойме Сатиса. Когда в начале 1700-х годов монашеское общежитие стало постоянным, пустынники стали ставить свои кельи под горой у родни- ков - так удобнее было вести хозяйство. В начале 1706 года перед тем, как строить первую церковь, обсуждали вопрос: где ставить храм? Либо под горой вблизи келий, либо же на холме, а впоследствии и сами кельи перенести наверх. Выбрали второй вариант. Монастырь расположился на холме на территории древнего городища.

В 1706 году была возведена и освящена первая в Саровской пустыни церковь Живоносного Источника. Сразу вслед за церковью стали строиться на холме и все остальные необходимые для монастыря здания: жилые братские кельи, хозяйственные службы, общая трапезная и т. д. В 1708 году была освящена еще одна церковь - Преображения Господня с двумя приделами: один - Николая чудотворца, другой - Зосимы и Савватия соловецких. Эта новая церковь была большей по размеру, чем первая и располагалась недалеко от нее в Среднем городе городища, в его юго-восточном углу близ второго вала (см. схему к 1-ой главе первой части). В это же время была освящена надвратная церковь Архангела Михаила. Весь монастырь в первые годы своего существования был деревянным, а его планировка в ее основных чертах уже была такой же, как сейчас. Западная ограда монастыря шла по первому валу городища. Не до конца еще уничтоженные валы и рвы придавали облику Саровской пустыни особый оттенок.

В 1712 году деревянный монастырь почти полностью сгорел и был восстановлен (но не были возобновлены церкви Архангела Михаила и Преображенская. Хотим обратить внимание на то, что все престолы в уничтоженных пожаром церквях были потом возобновлены в других храмах). Начало каменного строительства в Сарове относится к 1730 году, когда стала строиться церковь Успения.

21 декабря 1738 года Святейший Синод издал указ, согласно которому все монастыри должны были представить сведения об их местоположении, числе монашествующих, доходах, владениях и имевшихся в них постройках. Благодаря отчету, отправленному из Сарова в Синод, мы можем представить себе Саровскую пустынь в то далекое время.

Саровская пустынь, Темниковского уезда, расстоянием от г. Темникова в 30 верстах, от г. Арзамаса в 40 верстах, от села Кремёнок в 7 верстах, от деревни Балыкова в 6 верстах.

Церкви: деревянная в честь Живоносного Божия Матери источника с таковою - же колокольнею. Да в ней же (пустыне) строится каменная во имя Живоносного источника с приделы препод. отец Антония и Феодосия Киево-печерских, но оная еще не достроена, крыша же покрыта тесом. Да в пещерах копанная из камня церковь во имя всех Киево- печерских отец, в коей за ветхостию напрестольной одежды служба не совершается.

Келий: братские все деревянные с сенями и навесами для дров, числом 9 келий, от 2 до 3 сажен длины, и от 2 до 3 сажен ширины, с сенями. Прочие келий названы: больничная и при ней трапезная для больных; келья хлебная и поваренная; просфорня, столярня, портная, оконничная, келия с жерновами, где мелют муку и крупу; келия для ставки пчёл в ульях, четыре келий для богомольцев, 5 келий порожних, две келий казенных, две для рабочих, две на устье пещер. А всех келий 34. Житниц 4, амбаров 3, ледников и погребов два; один овин, две кузницы, 10 сараев, 4 сенницы, одна конюшня*

Обратимся теперь к рисунку, на котором изображен вид Саровской пустыни, наиболее ранний из известных нам. Несколько раз он был напечатан в дореволюционных книгах о монастыре, при этом указывалось, что вид относится к 1760-м годам. Очевидно, художник ошибся. Изображенный на рисунке вид Сарова не существовал никогда. С одной стороны, колокольня при церкви Живоносного Источника просуществовала только до 1746 года, в 1760-х годах ко локольня стояла уже рядом с Успенским собором. С другой стороны, церковь Иоанна Предтечи, (она есть на рисунке) начали строить в 1747-1749 гг., а освятили в 1752 году. Церковь Зосимы и Савватия и Успенский собор были закончены соответственно в 1745 и 1744 годах. Любопытно, что слева от ворот монастыря четко видны остатки земляного вала (которые можно обнаружить и на других, более поздних изображениях), от второго же вала, пересекавшего территорию монастыря между церковью Живоносного Источника и Успенским собором, уже нет и следа.

В словесном описании 1738 года не указано местоположение тех или иных жилых и хозяйственных построек. Однако из рисунка видно, что многие хозяйственные службы располагались в первой половине XVIII века на территории монастырского двора. В это время в мастерских и подсобках работали в основном ещё сами монашествующие. Со временем по мере роста числа монашеской братии большинство хозяйственных служб стали перемещаться за пределы жилой монастырской зоны, как правило, к востоку от монастыря. При хозяйственных службах строились жилые помещения, в которых селились наёмные рабочие. С западной стороны холма традиционно рас- полагались гостиницы для богомольцев.

Постепенно деревянные строения сменялись на каменные. В 1744 году, как уже говорилось, появилось в Сарове первое каменное здание - Успенский собор, а в 1745-м - вместе с церковью Зосимы и Савватия Соловецких - и первое каменное нецерковное здание - больница для больных и престарелых монахов. В 1758 году была построена каменная церковь Живоносного источника, в 1750 году - колокольня (ещё на старом месте, в середине монастырского двора). Последние деревянные здания в монастыре были заменены каменными в начале XIX века - в 1807-1814 годах выстроены кельи на северной стороне. Вскоре после этого были перестроены в камне гостиницы. Саровская пустынь сама себя обеспечивала кирпичом. Производство кирпичей («кирпичные сараи») распола- галось к востоку от монастыря, за конным двором.

Таким образом, к 1815 году Саровская пустынь стала полностью каменной. Это не значит, что в ней совсем не было деревянных строений. Строились и новые деревянные избы, сараи и т.п., но уже, как правило, в стороне от комплекса основных монастырских здании - ближе к Саровке или за ней, за конным двором.

В истории монастыря трудно найти период, когда что-нибудь не строилось или не перестраивалось и надстраивалось. Поэтому архитектурный ансамбль пустыни имеет разностилевой, несколько эклектичный вид. Разброс времени постройки сохранившихся монастырских зданий - 160 лет. (1756 год - самое старое здание и 1914 - самое новое). К нашему теперешнему сожалению, многие каменные здания постройки середины XVIII века в Сарове не сохранились по причине позднейших переделок и перестроек. Это прежняя колокольня, церковь Зосимы и Савватия, церковь Иоанна Предтечи, западная стена монастыря с воротами и надвратной церковью святого Николая. В заключение этого небольшого введения ко второй части книги хочется привести ещё один отрывок из цитировавшихся уже нами записок Дмитрия Деменкова (самых ранних известных нам впечатлений паломника в Саровской пустыни, относящихся к июню 1823 года). Это описание панорамы, открывшейся автору из угловой северо-западной башни.

... из угловой башни (...) прелестный вид Сатиса, который, широко разметав по зеленой равнине сребристые потоки свои, рисуется перед глазами с целым архипелагом островков, местами только закрываемых ближними деревьями. Стаи диких гусей, уток, куликов, рыболовов с оглушающим криком летали над водами его, кружили в воздухе и перекликались с эхом в глубине леса. Нигде не встречал я столько дичи как в Сарове: никем не тревожимая, она в безопасности и на раздолье водится здесь в неимоверном множестве.

Поразительный контраст с картиной, наблюдаемой ныне.

С этой церкви началась Саровская пустынь. Началась уже не как отшельнический скит, а как монастырь. Недаром дата ее освящения считается днём рождения Саровской обители и всегда торжественно отмечалась.

Во 2-й главе первой части мы уже коснулись того, сколь много сил и времени у первоначальника Иоанна заняло получение разрешения на строительство и освящение церкви в Сарове и отвода под неё земли. Этими делами Иоанн занимался в 1705 году. В челобитной о построении и освящении церкви Иоанн должен был указать её будущее имя. Специально для этого он отправился из Саровской пустыни в Арзамас, чтобы обговорить вопрос с его жителями, которых Иоанн собирался привлечь в качестве вкладчиков нового монастыря. И ови советоваша господскому быти храму, во имя Спаса Христа, инии же - во имя Пресвятыя Богородицы, ови же - коего либо от избранных святого храм воздвигнуты. И егда аз сие от человек оных слы шах несогласие, тогда ни единого отречения быти являшеся, точию един кий - либо храм во имя Пресвятыя Богородицы быти восхоте. И, по многом совещании, бых един в келье и седех писати челобитную и, егда достигох прошения, тогда пустих руку к начертанию о наречении храма и абие в прошении писах, я/со же помышлях, во имя Пресвятые Богородицы, Живоносного Ея Источника ...

Изображения саровской иконы Живоносного Источника у нас не осталось, но традиционно на иконе этого сюжета изображался круглый небольшой бассейн с целебной водой, вокруг которого располагаются фигуры людей, жаждущих исцеления. А над водой - Богородица с младенцем. Впервые храм Богородицы и её Живоносного Источника был построен в Константинополе в V веке. Этот храм стоял над источником, прославившимся своей целительной силой. Существует предположение, что на выбор названия храма Саровской пустыни повлияло его предполагаемое местоположение: у источника, который бил из-под земли под горою. Вокруг этого источника селились первые отшельники и он, таким образом, как бы символизировал исток, начало монастыря. А незадолго до написания челобитной с Иоанном произошёл случай, который им был воспринят как несомненный Божий знак. Монахи решили благоустроить источник, вычистить его и укрепить деревянным срубом. Когда три бревна первого венца этого сруба были уже уложены на место, сам Иоанн взял последнее четвёртое бревно, укрепил один его конец и, держа руками за противоположный, стал класть и его. Неожиданно из-под сруба появилась змея и быстро поползла по висящему в воздухе бревну прямо к Иоанну. Иоанн испугался, что змея может укусить его в руку, но отпустить бревно сразу не смог. В тот момент, когда он наконец положил бревно на место, змея юркнула вниз, и её голова оказалась раздавленной. Видевшие это монахи Саровской пустыни не смогли дать однозначное толкование увиденному и на некоторое время даже прервали работу.

Работа по строительству церкви началась 22 февраля 1706 года. Для заготовки брёвен Иоанн нанял в Кремёнках крепостного крестьянина Долгоруковых Андрея Лазаревича Зимняка с детьми. Как мы уже говорили, после некоторых раздумий решено было строить церковь не под горою у источника, а наверху на Старом Городище.* 27 апреля на месте строительства перед началом работы совершили молебен, а 28 апреля начали возводить храм. Многие люди помогали строительству кто чем мог. Некоторые деньгами, а у кого денег не было - тот просто работал, своими руками способствуя возведению * Идея Иоанна о строительстве храма над источником воплотилась позднее, когда в 1752 году была построена церковь Иоанна Предтечи. церкви. Специально, чтобы помочь, приехал из Арзамаса друг Иоанна, посадский человек Иван Васильевич Масленков. На строительство им было пожертвовано восемь рублей.

16 мая церковь была закончена «кроме главы и нутра». В этот же день на неё был поставлен деревянный крест. Главу на церкви делал мастер из села Елизарьево Степан Фёдоров.

Освящение церкви было назначено на 16 июня. Проводил его архимандрит Арзамасского Спасского монастыря Павел. Вместе с ним в Саровскую пустынь собрались многие жители города Арзамаса, помещики Арзамасского уезда, крестьяне. Приехавшие люди сделали вклады в новую церковь. Фёдор Данилович Головачёв, помещик из села Ездаково, привёз 4 колокола и «различного хлеба, и водок, и мёду на утешение братии». Упоминаются имена арзамасцев Ивана Сальникова, Михаила Петровича Милютина, Фёдора Яковлевича Цыбушева и многих других. Знакомый уже нам Иван Васильевич Масленков привёз главную в будущем святыню этого храма - икону Пресвя- той Богородицы, Живоносного Её Источника в серебряном окладе. Но и крестьяне тогож села Кременок обоих помещиков приложиша тщание велие; всем миром, собравши хлеба, свариша у себя в веси той пиво и привезоша его в пустыню; такожде и кийждо от себе различно приносяще, ови хлеб печеный, ини же крупы, друзии же масло и яйца, ини же су суды различные на потребу ... И по совершении освящения, поставлена всем бысть трапеза, - священному чину и господам в новоосвященной церкви, в трапезе, прочим же всем около церкви, на земле, повсюду на траве, понеже бо не бе тогда на том месте никакого строения, кроме тоя новопостроенныя церкви. И тако ядуще, пиюще, весе- лящеся, насытишася вси ...2

Монастырские книги отмечают необыкновенную быстроту строительства первой деревянной церкви. Все работы завершились за 50 дней. Но у такого быстрого строительства были и свои недостатки. Качество оказалось невысоким, и уже через 5 лет в 1711 году потребовался основательный ремонт с заменой многих брёвен.

Строились в монастыре другие церкви, но по замыслу Иоанна церковь Живоносного Источника должна была быть главным храмом Саровской пустыни. В 1712 году весь монастырь в результате пожара сгорел, только эта церковь не пострадала, что ещё раз убедило монахов в её особой святости. В 1730 году стали строить в Сарове первый каменный храм. По всем документам он готовился к освящению во имя Живоносного Источника, но в 1744 году он был освящён в честь Успения Богородицы епископом Нижегородским и Алатырским Димитрием, по его собственному решению. Почему епископ не пошёл навстречу желанию саровской братии, не известно. Когда Успенский собор к 1778 году был расширен и готовился ко вторичному освяще нию, уважавший заветы первоначальника строитель Ефрем предпринял опять попытку освятить его в честь Живоносного Источника. Но и на этот раз за главным храмом Сарова было оставлено имя Успенского. Таким образом, церковь Живоносного Источника оставалась главной церковью Сарова до 1744 года. В 1722 году в ней был сделан новый иконостас, пожертвованный князем Степаном Ивановичем Путятиным с женой Гликерией Иосифовной и сыном Алексеем, за 160 рублей.3 В 1748 году при настоятеле Филарете было начато строительство каменного здания церкви. Новое каменное здание было несколько смещено, по сравнению с прежним деревянным, к середине монастырской площади. На месте первой церкви, давшей начало Саровской пустыни, была установлена небольшая памятная башенка. Постройка была окончена к 1758 году, и 11 октября того же года церковь освятил епископ Тамбовский и Шацкий Пахомий. В 1764 году в церкви был сделан новый иконостас, который освятили 15 августа того же года.

В последующие годы церковь Живоносного Источника не раз подвергалась перестройке. В 1768 году решено было деревянную крышу заменить железной. Московский купец 1-й гильдии Григорий Васильевич Лихонин пожертвовал для этого 2 тысячи пудов железа. Это был первый вклад Лихонина в благоустройство Саровской пустыни, впоследствии он много ещё сделал для неё.

В 1808 году взамен деревянного крыльца к церкви был пристроен большой каменный притвор, украшенный колонами и фронтоном, а иконостас был вновь заменён на новый. После окончания работ церковь освятили 5 декабря 1808 года. В 1809 году храмовой иконе Пресвятой Богородицы, Живоносного Её Источника была сделана новая серебряная риза, украшенная жемчугом. В эти годы церковь Живоносного Источника выглядела довольно скромно рядом с недавно возникшими великолепными Успенским собором и колокольней. «Теплая соборная во имя Живоносного источника не представляет ничего особенно замечательного ...» (Д.Деменков, 1823 г.) Но в марте 1843 года игумен Исаия II начинает ещё одну, теперь уже последнюю переделку храма. Была изменена конструкция сводов и внутренняя планировка, заменена кровля, а вместо одной главы стало пять. 22 октября 1844 года в церкви начались прерванные на время ремонта богослужения, но отделочные работы продолжались. В 1845 году храм изнутри был расписан художником Семёном Серебряковым. В работе участвовали и дети художника, а сын его Александр самостоятельно писал для церкви большие картины. Семён Серебряков, уроженец Арзамаса, жил в Саровской пустыни, в которой впоследствии был пост- рижен с именем Иосиф.4 Его кисти принадлежит один из прижизненных портретов Серафима Саровского. В 1846 году в церкви был сделан новый иконостас, а старый перенесли в церковь Зосимы и Савватия. Работами по реконструкции церкви Живоносного Источника руководил мастер Егор Михайлов, ставший потом Саровским монахом Михаилом.

После 1845 года храм Живоносного Источника приобрёл свой окончательный вид и после этого серьёзным переделкам не подвергался. В отличие от «летнего», то есть неотапливаемого Успенского собора, церковь Живоносного Источника была отапливаемой, «тёплой». Поэтому зимой, когда Успенский собор не действовал, главные службы шли в ней, за что и получила она название «зимний собор». Обычно службы в церкви Живоносного Источника шли начиная с праздника Воздвижения (14 сентября старого стиля) и до Пасхи. Летом храм, как правило, был закрыт. В подвале церкви была устроена монастырская житница.

Размеры церкви были следующими: длина 16 саженей (34 метра), ширина 7 саженей (15 метров), высота вместе с куполом и крестом 20 саженей (43 метра).

Церковь Живоносного Источника не дожила до наших дней, в 1953 году она была взорвана.

3. Успенский собор

Его называли одним из великолепнейших русских соборов. Это была настоящая жемчужина Саровской пустыни - первая каменная постройка, главнейший и красивейший её храм с любопыт- ной историей, ас 1903 года - объект всероссийского паломничества, место, где хранились мощи святого Серафима Саровского.

Из всех церквей Сарова «лучшая - великолепный Успенский собор, представляющий по внешности некоторое подобие Великой церкви Киево-Печерской Лавры. Очень больших размеров, чрезвычайно высокий, он производит впечатление величавого и истинно-православного храма. Великолепен иконостас, чрезвычайной вышины, со множеством ярусов, точно уходящий прямо в небо; обширен и алтарь. Тут, в этом соборе всё богато и торжественно. В праздник Успения даже я, видавший не мало церковных богатств, был приятно поражён церковной роскошью Сарова». (Е.Поселянин, 1903 г.) Подготовка к постройке каменного храма в Саровской пустыни началась ещё при первоначальнике Иоанне в 1730 году. Но трагические для монастыря события (описанные в 5-й главе первой части), арест и смерть Иоанна надолго затянули строительство. Завершено оно было при настоятеле Дорофее в 1744 году. Большой денежный вклад в помощь строительству сделал московский купец Демидов, за что церковь получила среди монахов название Демидовской. Это был ещё не тот большой великолепный Успенский собор; первоначальная Демидовская церковь была довольно скромных размеров, с одной главой (длина её была с востока на запад около 15 метров).

Как мы уже сказали, по замыслу Иоанна и по желанию его преемника Дорофея первую каменную церковь, которая должна была стать главным храмом Саровской пустыни, надлежало освятить во имя Пресвятой Богородицы, Живоносного Её Источника (при этом первоначальная церковь Живоносного Источника подлежала, очевидно, сносу). Но приехавший для проведения освящения епископ Нижегородский и Алатырский Димитрий (Сеченов) не согласился с выбором братии. Что повлияло на его решение? Может быть он счёл это название чересчур экзотичным, особенно для сельской местности с преимущественно неправославным или недавно крестившимся населением? Ведь и в гораздо более поздние времена простолюдины богомольцы называли церковь, не разбираясь в тонкостях, «Живоносной Источницей».2 25 августа 1744 года новый храм был освящён во имя Успения Богородицы. 27 августа освятили в церкви придел в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

В 1769 году были расписаны изнутри стены собора. В том же году настоятель Ефрем неожиданно принимает решение расширить его. Уже упоминавшийся нами московский купец Г.ВЛихонин (годом раньше он пожертвовал железо на ремонт крыши церкви Живоносного Источника) согласился дать деньги на строительство каменных братских келий по периметру монастыря. (В это время каменных келий в Саровской пустыни не было даже у настоятеля. Только больница была каменной.) Для строительства уже был приготовлен бутовый камень для фундамента, был оформлен подряд на производство кирпича. Неожиданно Ефрем отменил этот проект и заявил, что в монастыре будет строиться большой летний храм, способный вместить несколько тысяч человек. Уже тогда по праздникам в Сарове собиралось большое число богомольцев, и имевшиеся несколько маленьких церквушек не могли принять всех желающих.

Лихонин возражать не стал, но у некоторой части монахов это решение настоятеля вызвало большой протест. В монастырских предани- ях сохранился любопытный эпизод. Перед началом земляных работ под руководством Ефрема была размечена строительная площадка, на которой положение будущих стен собора было помечено колышками. Утром следующего дня Ефрем обнаружил, что все колышки выдернуты и разметка уничтожена. Больших усилий стоило ему убедить монашескую братию в необходимости этого собора для пустыни.

В своём дневнике (по-монастырски - «келейных записках») строитель Ефрем записал:

1770 года в Генваре месяце, с согласия всего братства, оградное каменное строение как от братии, так и от соизволения вкладчика отменено, а вместо ограды приговорили к Соборной церкви приделать трапезу вместо прежней, пространнее, и чтоб приделаны были к ней вместо одного два придела по правую сторону святого Архистратига Михаила, а по левую преподобных отец Антония и Феодосия Печерских. И того же времени, с согласия же братского на оное строение в Контору Св. Синода в Москву, ради благословения на дело, и прошение было послано. На оное у Конторы и указ получен месяца Марта. Этот дневник настоятеля Ефрема посвящен в основном процессу строительства Успенского собора, о котором он говорит подробно, описывая день за днём.

Апреля месяца с 12 дня намеренное братством строение строится.(...) 24 дня Апреля стали в сараях темниковские кирпичники делать кирпич. 29 дня Апреля каменщики с Городца и прочие, - всего 20 человек, - все собралися.

Рядом с Демидовской Успенской соборной церковью с северной стороны стояла колокольня, в нижнем ярусе которой находилась небольшая церковь Архангела Михаила. Алтарь этой церкви приходился на место намеченной постройки, и его пришлось разобрать. (Именно поэтому второй придел в новом соборе предполагалось освятить во имя Архангела Михаила). В 1770 году был закончен фундамент из бутового камня на глубину от 4 до 7 аршин (2,8 - 4,9 м). Работа продолжалась до сентября, в холодное время года не строили.

1 771 г. Мая 1-го дня пришли к каменному делу Володимирцы. Мая 3 дня вступили в дело, стали 2-ые леса мостить. (...)

Мая 31 дня после завтрака доделана западная стена, и выровняли карниз над нижними окнами и тогоже 31-го дня пред обедом стали класть и ровнять до карниза полунощную стену. (...)

Июля 7-го и 8-го дела или работы не было. Работные ходили в Дивеево на праздник.

К осени 1771 года стены были выложены выше верхнего ряда окон. 1 772 года к строению церковному пришли каменщики. Маия 6 дня, 18 человек. (...)

19 день. Дождь был из утра, а потом вёдро, и весь день работа была. 20-е число. Недельной день был. (...)

С верха работою сошли Сентября 4-го дня. (...) Кроме подмазки оное каменное дело окончилося всё месяца Августа десятого дня 1 773 года. (...)

1774 года месяца Майя поставлены на новой церкви кресты с немалою трудностию. Потом шеи подмазаны, и куполы покрыты железом и выкрашены зеленью в месяце Июнии, в первых числах, вышеписанного года 1774-го. (...)

Июня 21 дня в перекрытии Успенской церкви от верхнего карниза с полунощной стороны подломилися подмостки, а на них были два плотника, Темниковские обыватели; Кирила Васильев,- знатный был плотник и верной Саровской обители служитель, - с лесом упал, убился до смерти и часа времени жив не был; да и другой плотник Федосей Михайлов разбился весьма больно и по малом времени умре.3

Архитектором Успенского собора был послушник Саровской пустыни Иван Фёдоров. Происходил он из купеческого сословия города Калуги и имел «художество колокольное» и «разум, остроту, понятие размера во всех строениях и любим был отцем строителем попремногу и братией». По окончании кладки стен, учитывая заслуги, его постригли в монахи. Иван Фёдоров был наречён монашеским именем Иоаким, а спустя непродолжительное время посвящён в иеромонахи.

К сожалению, отцу Иоакиму не суждено было дожить до окончания строительства, 4 июля 1775 года он умер. После смерти Иоакима руководство строительством было возложено на иеромонаха Питирима.* Питирим руководил также изготовлением и установкой в соборе иконостаса, сделанного по рисункам Иоакима.* * Известны также имена художников, писавших в собор иконы: Алексей Михайлов («житель калмыцкой нации») из Калуги, Афанасий и Иван Андреевы из Ярославля, арзамасец Семён Иванов и Саровский послушник Василий (в монашестве Вонифатий).4 Успенский собор ещё не был закончен, а от благотворителей уже стали поступать вклады для его украшения.

1776 года во Июлии месяце привезён в обитель в большую церковь поликандилон медной из Москвы, весом со всем убором 50 пуд.; приложил от усердия своего вкладчик Василий Васильевич, природою от евреев. В тоже время из Москвы-ж приложены от вкладчика Авраама Васильевича другие два поликандила; весу в них по 16 пуд., чтобы быть им подвешенным на обоих странах большого поликандила, в новой же церкви.5

В начале 1777 года все работы в новом храме были закончены, но его освящение было проведено только в 1778-м. 30 мая 1778 года скончался строитель Саровской пустыни Ефрем, нескольких месяцев не дожив до полного завершения главного дела своей жизни. Организацией освящения занимался уже преемник строителя Ефрема Пахомий. Собирались приурочить это событие к 15 августа, празднику Успения Богородицы, которому был посвящён храм. Проводить освящение должен был епископ Владимирский Иероним. Незадолго до назначенного срока во Владимире случился пожар. Настоятель Пахомий, опасаясь, что это может послужить поводом, чтобы ещё далее отложить освящение, послал даже во Владимир монастырских лошадей и повозки. Такая мера возымела своё действие: в Саров прислано было распоряжение ожидать прибытие преосвященного к назначенному сроку - 15 августа.

* Питирим - в миру Пётр Иванович Дружинин, по происхождению из курских купцов, родился 20 июня 1727 года. 20 марта 1763 г. был пострижен в монахи в Саровской пустыни. 19 сентября 1764 года был посвящен в иеромонахи. За заслуги в строительстве Успенского собора был назначен ктитором этого храма (ответственным за сбор средств на храм и его благоустройство). Умер 16 марта 1789 года. [См.: Авель (иеромонах), Общежительная Сароцская пустынь и достопамятные иноки в ней подвизавшиеся, М., 1884, стр. 80-83|

** В самом монастыре существовало предание, документально, правда, не подтвержденное, что иконостас Успенского собора был сделан по рисунку художника Растрелли. Напомним, что саровской братии хотелось ещё до освящения первой Демидовской церкви, чтобы главный храм в пустыни носил имя Живоносного Источника. Перед освящением нового Успенского собора ими опять было высказано пожелание, чтобы его освятить во имя Живоносного Источника. Но и на этот раз проводивший освящение архиерей решил, что Успенский собор более подходит Саровской пустыни.

На следующий день, 16 августа, епископ Иероним освятил в соборе правый придел Архангела Михаила, а после краткой поездки в Темников и Санаксарский монастырь 20 августа освятил и другой придел - левый - во имя преподобных Антония и Феодосия Киево- Печерских.

Красивый получился собор. Утверждают, что несколько храмов в губернии построены были по образцу Саровского Успенского. Это Успенский в Вышенской пустыни (1785 г.). Казанский в одноимённом монастыре в Тамбове (1794), Предтеченский в Трегуляевом монастыре (1799) и другие.6

Особенно необычным в Успенском соборе было то, что старая Демидовская Успенская церковь не была разрушена; большой новый храм был как бы пристроен к ней с западной стороны, и старая церковь стала его алтарём. А в алтаре старой церкви устроили ризницу. Такое оригинальное решение позволило сохранить в Сарове его первую каменную церковь, одновременно вдохнув в неё новую жизнь. Вот мнение священника И.А.Силоамского (1891 г.):

Современные архитекторы не задумываются над стариной и над воспоминанием исторических событий; нужно им выстроить что-либо новое, так ломай всё под корень. В Сарове же сметливость и природный ум строителей остановились над старою Успенской церковью, и когда потребовалось строить настоящий обширный собор, то старая церковь не пострадала, а пригодилась новому большому храму и сделалась для него как бы Святая Святых. Она вдвойне священна и по воспоминанию историческому, и по помещению в себе престола для приношения бескровной жертвы, и как хранилище всех сокровищ и священной утвари монастыря. Кто бы мог лучше придумать из церкви сделать алтарь для собора, а из прежнего алтаря ризницу монастыря? И по наружному стилю так это гармонично соединено, что никому и в голову не придёт, что здесь две церкви, слитые воедино.,7

В последующее время переделки Успенского собора были незначительны. В 1813 году иконы в алтаре (в старой Демидовской церкви) реставрировались кадомским иконописцем Павлом Фёдоровым." В 1818 году купол собора был выкрашен (изнутри) «по голубой земле золотыми репьями». В 1828 году в Сарове произошло стихийное бедствие, природа которого до конца не ясна. Вот как описал его современник: 1828 год. Март, 12 числа. В ]2-м часу, т.е. в полдень, во время службы, сделалось так пасмурно, что едва видно, потом осветила молния, и загремел глухой гром, от которого однако-же во всём монастыре дрожали стёкла и рамы, а у меня сама собою растворилась дверь; немного спустя опять повторилась молния и гром. На другой день усмотрели, что в Успенском соборе около среднего купола лопнули три связи, но стены ничем не повреждены; из чего заключили, что это были лёгкие подземные удары, ибо в то время во всех окнах трещали рамы.. В первые годы после того вверху западной стены храма заметна стала и трещина ...9

Землетрясение 12 марта 1828 года специалистам не известно. Можно предположить, что сотрясение носило локальный характер, его могло усугубить расположение храма - на холме. Несмотря на повреждения, Успенский собор стоял крепко и не внушал Саровским монахам больших опасений, однако в 1905 году западная стена была укреплена железными стяжками.10 Думается, что собор мог бы ещё простоять не один век, но наличие трещины послужило в 1951 году поводом для признания здания аварийным и его сноса. В 1820-х годах игумен Нифонт принимает решение украсить изнутри стены собора росписями. Эта работа была проведена в 1829-1831 годах и состоялась благодаря финансовой помощи экзарха Грузии Ионы (прислал на это дело 15 тысяч рублей) и астраханского помещика К.Ф.Фёдорова. Имена расписывавших собор художников нам не известны. Е.И.Бакаев предположил, что стены Успенского собора расписывал Александр Васильевич Ступин и его ученики. 1820-1830-е годы - время расцвета арзамасской школы живописи, основанной Ступиным." Живописцы мастерской Ступина много работали в Саровском монастыре, ими расписаны церкви Всех Святых (предположительно) и святого Николая. В архиве монастыря хранятся письма академика живописи Ступина, что также говорит о тесных связях Саровской пустыни с его художественной школой.12 Предположение об авторстве стенной живописи становится ещё более правдоподобным, поскольку в записках самого Ступина среди перечня его работ, сделанных им начиная с 1802 года, есть и упоминание иконостаса в соборе Саровской пустыни (без указания года, когда была сделана работа). Для трех иконостасов (в Успенском соборе три престола: основной и два в приделах) в его мастерской была сделана 21 икона, за что получено 1924 рубля.13 В 1836 году к западным дверям собора был приделан портик и позолочена алтарная глава. В 1838-1839 годах и остальные 5 глав были покрыты латунью и вызолочены. В 1851 году ризница собора (бывший алтарь Демидовской церкви) была расширена и к ней был пристроен с восточной стороны фронтон. После этого внешний вид Успенского собора больше не изменялся. Длина его была 41 метр, ширина 22 метра, высота до верхушки креста 59 метров. Над глав ным входом в собор под карнизом шла надпись: «Сей дом Отец созда, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Снятый обнови и прослави». Красив был собор и изнутри. Впечатление великолепия производил на паломников резной позолоченный пятиярусный иконостас, высота которого в середине была 19 метров и 27 метров по краям. Иконы Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи в нижнем ярусе были покрыты серебряными позолоченными окладами, украшенными драгоценными камнями. Особо чтимой была икона Успения Божией Матери, копия с чудотворной иконы Киево-Печерской лавры. Серебряная позолоченная риза на этой иконе весила 17 кг и была украшена алмазами и жемчугом. Икона Успения была подвешена к иконостасу на шнурах и иногда спускалась на них вниз, чтобы богомольцы могли к ней приложиться.14 Также в Успенском соборе находился образ Богоматери Иерусалимской - дар в Саровскую пустынь царевны Марии Алексеевны." Самый тяжёлый оклад - 38 кг - был на иконе Троицы. Он был пожертвован в монастырь в 1832 году александровским купцом М.М.Каленовым.16 Иконами были окружены и четыре каменные колонны, под- держивавшие своды храма. Между двумя южными колоннами в 1903 году была помещена рака с мощами преподобного Серафима. Стены собора покрывала живопись на сюжеты из Нового и Ветхого заветов, а в одном из углов собора можно было даже обнаружить картину на евангельский сюжет иностранной работы с латинской надписью.17 Много ценных богослужебных предметов хранилось в ризнице Успенского собора. Среди них - Евангелие, подаренное в пустынь в 1853 году Александром II (тогда ещё наследником престола). Оно было настолько велико, что выносили его во время службы два человека. Между церковными ценностями хранился в саровской ризнице «камень, выпавший из тучи близ града Устюга», присланный в Саров Владимирским епископом Павлом в 1769 году.18

Место вокруг Саровских соборов: зимнего - Живоносного Источника и летнего - Успенского, служило для захоронения настоятелей и наиболее видных монахов монастыря. У западной стены Успенского собора слева от входа были могилы его строителей: настоятеля Ефрема, иеромонахов Иоакима и Питирима. У стен храмов похоронили и некоторых благотворителей монастыря, тех, кто жил недалеко от Сарова. Среди них князь Фёдор Шахаев, помещики Соловцовы, отец и сын Полуектовы, княгиня Мария Ивановна Енгалычева и другие.'9 Незадолго до своей смерти место для будущей могилы выбрал себе Серафим Саровский. Оно было у южной стены алтаря Успенского собора, рядом с могилой схимника Марка. В 1890-1892 годах над могилами обоих старцев была сооружена чугунная решётчатая часовня, украшенная простыми и цветными стёклами.

Успенский собор был летним, то есть неотапливаемым. В холодное время года, до праздника Пасхи, службы проводились в церкви Живоносного Источника («зимнем соборе»). После того, как в Успенском соборе были помещены мощи св. Серафима, встал вопрос об устройстве в нём отопления, чтобы паломники, число которых после 1903 года многократно увеличилось, могли посещать собор круглый год. Как огромные волны прилива и отлива, входят и заходят в огромный Успенский храм толпы людей всех званий и состояний, но по преимуществу из простонародья, собравшихся со всех сторон необъятной России: тут были приезжие из Архангельска и Баку, из западного края и с самых отдалённых окраин Сибири. И эта волна народная вливается и отливает беспрерывно, когда сюда ни придёшь.19

В сентябре 1903 года были сложены 4 кафельные печи внутри собора, и с 1 октября начато отопление. Однако такой способ отопления был вскоре признан неудачным. Стала портиться настенная живопись и решено было заменить печное отопление паровым. Работы начались в 1904 году. Между архиерейским домом и трапезой был установлен котёл, из которого по трубам, проложенным под землёй, пар подавался в собор. Отопление было сделано к марту 1905 года. Работу провела техническая контора московского торгового дома «В.Залесский и В.Чаплин».21 Тогда же чугунный пол в соборе был заменён метлахскими плитами.

В 1906 году в соборе началась реставрация стенных росписей и внутреннего убранства. Перед началом работ был послан запрос на разрешение в Святейший Синод. К документу были приложены 50 фотографий живописи и иконостаса. Из Синода на имя Тамбовского епископа Иннокентия поступил указ.

Техническо-строительный комитет хозяйственного Управления при Святейшем Синоде, рассмотрев изложенное представление Вашего Преосвященства и приложенные к этому представлению фотографические снимки, признал, что стенная живопись Успенского собора Саровской пустыни имеет свои художественные достоинства, соответ- ствует общему стилю постройки, и что многие изображения, по-видимому оставшиеся без поновления со времени их написания (в период времени от 1829-1831 гг.), отличаются академическим, а не ремесленным пошибом в их исполнении и по сему, пострадав уже от времени, легко могут потерять свои художественные особенности при реставрации мастерами иконописцами без надлежащего наблюдения.

Вопрос был передан на рассмотрение Императорской Археологической комиссии, которая возложила обязанности по наблюдению за реставрацией на профессора Николая Владимировича Султанова.22 Реставрация стенной росписи была поручена московским художникам: Бажанову (живописные изображения) и Смирнову (орнаменты). 150 икон были отреставрированы поставщиком Двора Его Императорского Величества Василием Павловичем Гурьяновым. Одновременно с реставрацией живописи и икон заново позолотили иконостас. Эту работу проделал Петр Алексеевич Сизов. Иконостас был разобран, части, требующие золочения, были сняты и отвезены в Москву, где и было сделано покрытие. На позолоту пошло 27 кг золота стоимостью более 15 тысяч рублей (всего же на реставрацию Успенского собора в эти годы было потрачено около ста тысяч рублей). К 1909 году работа была закончена, но с Гурьяновым и Сизовым было заключено новое соглашение - на реставрацию иконостаса и живописи в алтаре Успенского собора. Это самая древняя часть собора (росписи стен датируются 1769 годам) и Императорская Археологическая комиссия забеспокоилась о качестве работ, так как профессор Султанов к этому времени уже закончил выполнение своих обязанностей по контролю за ремонтом. Министерство Императорского Двора Императорская Археологическая Комиссия 31 августа 1910 г. Санкт -Петербург о. Настоятелю Саровской пустыни Императорская Археологическая Комиссия покорнейше просит Ваше Вы- сокопреподобие не отказать и сообщить ей, было ли произведено предполо- женное возобновление иконостаса и живописи в алтаре Успенского собора и в Преображенской церкви Саровской пустыни и под чьим наблюдением. Настоятель Саровской пустыни 13 сентября 1910 г. Саров П.Т.К. Тамбовской губернии В Императорскую Археологическую Комиссию Вследствие бумаги Императорской Археологической Комиссии от 31 августа 1910 года за № 1532, честь имею сообщить Комиссии, что возобновление иконостаса и иконостаса в алтаре Успенского собора про- изведено без всяких изменений под наблюдением Поставщика Двора Его Императорского Величества, члена комиссии по осмотру и изучению памятников, иконописца и реставратора Василия Павловича Гурьяно- ва, а в Преображенской церкви, совсем малой и повреждённой пожа- ром, предположено произвести возобновление. Императорская Археологическая Комиссия 22 сентября 1910 г. Его Высокопреподобию о. Настоятелю Саровской пустыни игумену Иерофею Императорская Археологическая Комиссия вследствие отношения от 13 сентября 1910 г. считает долгом уведомить Ваше Высокопреподобие, что ею не было дано иконописцу Гурьянову поручения наблюдать за ис- правлением иконостаса и стенописи монастырских церквей, о чём вмес- те с сим доведено до сведения Святейшего Синода. Вместе с сим Комис- сия имеет честь предупредить Вас, что остающийся ремонт Преобра- женской церкви должен быть выполнен под наблюдением Председателя Тамбовской Архивной Комиссии А.Н.Нарцова, назначенного для наблюде- ния за ремонтом в монастырских зданиях г. Тамбовским Губернатором.и Вот достойный подражания пример отношения к памятникам старины. После закрытия монастыря собор стал ветшать. В 1951 году он был снесён. Формальный повод: от сейсмических сотрясений из-за проводившихся на производственных площадках ядерного центра взры- вов здание могло обрушиться. Что это - действительная забота о безо- пасности города или удобный предлог? Более вероятно второе. Недо- лго, с 1951 по 1955 годы стоял во главе ядерного центра А.С.Алексан- дров, но за это время «успел» уничтожить оба Саровских собора.24