Впоследствии название монастыря упростилось, и в нем осталось имя только одной из двух рек. Происхождение топонимов Сатис и Саровка нельзя считать до конца выясненным. Саровка - довольно поздняя форма названия реки. Раньше эту речку называли Сарова, а в наиболее старых документах - XVII и начала XVIII веков - Саров.* Считается, что Саров - слово мордовского происхождения. По одной версии основа сар означает «заболоченное, заосоченное место»1, по другой - эта же основа переводится как «разветвление, развилка, приток».2 Выяснение происхождения названия Сатис, по-видимому, представляет большую трудность. Есть версия, что Сатис - название тюркское, объясняемое с помощью двух татарских слов: саи - мелкая и тиз - быстрая.3
Еще сложнее вопрос о происхождении городища, на котором расположилась Саровская пустынь. К сожалению, к настоящему времени от этого городища не сохранились ни земляные валы, ни рвы, только сама земля его хранит для археологов остатки старины. Первым и самым важным источником об истории образования Саровской пустыни является сочинение ее основателя иеросхимонаха Иоанна, удостоенного впоследствии Саровскими монахами звания первоначальника. Сочинение называлось «Сказание о первом жительстве монахов и о построении церкви Пресвятой Богородицы, Живоносного Ее Источника, в пустыне, на Старом Городище, где ныне стоит общежительная Саровская пустынь» и было написано между 1710 и 1712 годами.** Вот как описывает первоначальник Иоанн место, где был им построен монастырь:
Между бо тех речек бяху горы зело высокия и на тех горах от древних лет от неких человек устроены грады земляные, и около их глубокие рвы ископаны. От самого же устия вверх тех речек, на горах тех устроены же три грады не велики, подле трех тех градов подряд четвертый град *Довольно распространенным в русском языке является прибавление к названию реки уменьшительного суффикса после того, как на ней появляется город. Для сравнения два примера таких перемен названий рек: Коломна - Коломенка, Орел - Орлик. ** Последняя дата, упомянутая в сочинении 19 декабря 1709 года. Кроме этого упоминается как существующая Преображенская церковь, которая в 1712-ом году сгорела. зело велик, яко же есть и ныне суть видимы иже их зрящими. Каковые же человецы прежде того в тех градах населены были и в кия времена, и како те грады созданы быша, отнюдь о том не известно*
«Градом» Иоанн называет огороженное земляными валами и рвами пространство. Таких градов (городов) Иоанн насчитывает четыре: три небольших и четвертый - «град зело велик». Первый из этих городов шел от места слияния Сатиса и Саровки до первого земляного вала. Второй город - между первым и вторыми валами и так далее. Четвертый город, заключенный между 3 и 4 валами, был действительно самым большим. Четвертый вал существовал еще в конце 1950-х - начале 1960-х годов и был уничтожен при строительстве современного центра города. Его длина составляла 1460 м.* Рассказывая в своем «Сказании» о первых постройках монахов- отшельников, Иоанн указывает их местоположение относительно валов и городов. Отсюда можно узнать названия, которыми пользовались монахи; четыре города они называли соответственно Первый, Средний, Третий и Большой.
Первая церковь монастыря, а за ней и другие постройки стали строиться в самом маленьком из всех - Среднем городе. Со временем монастырь рос, древние валы стали помехой новому строительству. Первым был срыт монахами второй вал городища, за ним последовали третий и первый. Четвертый же вал отстоял от монастыря на значительном расстоянии и ему не мешал. Его размеры и местоположение хорошо известны. Помимо планов конца 1940-х - начала 1950-х годов сохранились описания вала, сделанные в монастырские времена. Например, обмеры иеромонаха Порфирия, сделанные около 1888 года: ров около 4-го вала глубиной от 5 до 7 аршин (3,5-4,9 м), шириной 6-10 сажен (12-20 м) по верху. Сам вал высотой 3-5 аршин (2,1-3,5 м), толщиной 4-6 аршин (2,8-4,2 м).5 По другим данным высота вала достигала трех саженей (6 м) и более.6 Местоположение первого вала городища также не вызывает сомнения. Согласно упоминаниям в литературе о монастыре, он пересекал холм в том месте, где сейчас стоит колокольня. Видны остатки этого вала и на некоторых старых гравюрах, изображающих Саровскую пустынь.
А как проходили второй и третий валы? Их положение можно восстановить по замерам расстояний между валами, сделанными в начале XVIII века монахами, сохранившимся в монастырском архиве.
Чертеж около монастыря валам поперешным. А от сего угла большого валу по горе на низ по Сарову до валу на котором мост 500 сажен. А от сего валу от мосту до задних ворот монастырских 120 сажен, а от того валу поперег от Сарова к Сатису 50 сажен.
"Измерено по плану 1951 года. Саровское городище (наложение на современный план города)
А от ворот задних по Сарову по горе до валу где стоит церковь Преображения 59 сажен. А от сего валу до валу ж крайняго на котором стоят передния ворота монастырская 99 сажен. Всего от мосту до ворот 270 сажен. (...)*
(Мы приводим здесь этот не совсем удобочитаемый текст лишь для подтверждения правильности реконструкции городища. В документе опять фигурирует церковь Преображения, а значит, он относится к 1707-1712 годам, так как в 1707 эта церковь начала строиться). Именно это расположение валов воспроизведено на рисунке. В 1888 году Московское археологическое общество затребовало для составления археологической карты сведения об известных памятниках. Саровский иеромонах Порфирий дал описание городища, в котором указал другое расположение валов.
... 2-й город - от первого рва и вала до таковых же, проходивших также от Сатиса к Сарову - между нынешними житницею и конным двором. (...)
3-й город - от второго рва и вала до таковых же, шедших наискось от Сатиса к Сарову, за нынешним конным двором и каретником, которые в этом городе и стоят. * (...) В настоящее время уцелел только 4-й вал и ров.9
* Конный двор - это нынешнее здание по проспекту Мира, 28. Таким образом, Порфирий отодвигает второй и третий валы дальше к востоку. Очевидно, он не был знаком с документом начала XVIII века, которому мы склонны доверять все-таки больше.
Интересовал Саровского первоначальника Иоанна и вопрос о происхождении городища, о том, кем были его строители и населявшие его жители. В древние лета на сем месте и в сих градах быша человецы, поганые татары, или мордва, понеже бо много таких градов около сего града и в низовых странах обретается в пустых местах, яко же свидетельствует истинно, яко же зде, в сей пустыни Сатисо-градо-Саровской, сей град аки бы царственнейший был паче прочих, ...10
Иоанн упоминает об известных ему городищах в близких и дальних окрестностях Сарова, но другого такого крупного городища ему известно не было. (Заметим, что и современная археология не знает более крупного городища домонгольского времени у мордвы).
Сей же град, иже в сей Сатисо-градо-Саровской пустыни, о нем же зде начахом писати, от прочих всех тех вышеписанных, градов отличен, яко же выше речеся, аки бы стольный при тех является, понеже бо сей град величайший окладом и в себе иные пределы, си есть, грады имея, и по всему знатно, яко множество в нем и людей было ..."
Указал Иоанн и местное название городища.
Не известно бо есть, (как) сие место и грады древле нарицахуся, но в нынешние времена и лета человецы, которые то место ведающе,- Старым Городищем, как и в крепостях многих сие явствует, иного же наречения никакого не имеется.*
Однако в архиве Саровской пустыни сохранился документ еще более старого времени, где записано «иное наречение» этого места - Борисово городище. Документ этот - выпись из кадомских писцовых книг 1614-1615 гг., данная князю Осману Ивакаеву Акчурину на владение поместьями.
За служивым Османом мурзою Ивакаевым сыном князь Акчуриным жребий меж Сарову и Сатису на Борисовом городище 50 четвертей в поле...13 Но в монастырские времена этим названием уже не пользовались.* При отсутствии письменных источников археология становится тем единственным ключом, который может открыть нам тайну возникновения Саровского городища. Первая археологическая разведка в Сарове была проведена летом 1993 года Н.Н.Грибовым, В шурфе на территории монастыря (в Среднем городе) были обнаружены фрагменты керамики городецкой культуры железного века (VII в. до н. э. - V в. н. э.). Шурфовка проводилась также в Третьем и Большом городах, и везде были найдены предметы материальной культуры средневековой мордвы.
* А.И.Тарасов предположил, что это название связано с именем Бориса Константиновича, князя нижегородского и Городецкого, успешно ходившего в 1377 году походом на мордву («Саров». 22 августа 1992 г.). В последние годы Н.Н.Грибовым были проведены более масштабные раскопки на территории Большого города (на улице Пушкина). На исследованных участках были обнаружены остатки жилого сооружения, а также ремесленного комплекса, в котором жители древнего города занимались обработкой цветных металлов, выплавкой железа, гончарным и косторезным ремеслом. Все находки, сделанные на городище, позволили отнести его культурный слой к XII - первой половине XIII века.
Кроме того, недалеко от ремесленной зоны был раскопан некрополь (комплекс погребений), существовавший одновременно с поселением. Необычный и архаичный характер погребального обряда, который удалось восстановить по результатам раскопок, позволил предположить, что некрополь мог играть еще и роль некого религиозного центра, тем более, что находился он прямо на территории города. Среди находок попадались вещи иноземного происхождения - из Руси и Волжской Булгарии. Доля булгарской среди всей керамики - 7 %, что, возможно, свидетельствует о довольно тесных связях древнего Сарова с Булгарией, а может быть, о политической зависимости или о многонациональном составе населения.
При раскопках района ремесленных мастерских археологами было подмечено, что все постройки погибли в результате пожара и после этого не были восстановлены. Это делает правдоподобной гипотезу о том, что город погиб в результате вражеского нападения. Об этом же могут свидетельствовать найденные рядом с постройками разрозненные незахороненные человеческие кости со следами ударов холодного оружия. Интересно, что к такому же выводу пришел когда-то и первоначальник Иоанн, заметивший на городище следы древнего сражения.
... сей град (...) бяше и ратными вои осажден и бронею многою взят бысть, и аки бы от тоя брани и опусте он; являют се от сего, понеже со всех стран около града повсюду ископаны шанцы, ими же обычно ратным людем ко градом приступати, а под стенами градными во рвах множество костей и трупия иже в приступах сеченых человеков обретается. Вспомним, что вещей, датированных второй половиной XIII века, и более поздних при раскопках Саровского городища не обнаружено. Поэтому вероятной причиной его гибели является монгольское нашествие 1237- 1239 годов. Вся совокупность археологических данных позволила Н.Н.Грибову говорить об особом, не рядовом социально-экономическом статусе древнего Сарова. Об этом свидетельствуют следующие выделяемые им признаки: исключительно большая площадь поселения; наличие сложной системы укреплений; связи с крупными государствами того времени - Русью и Волжской Булгарией; наличие религиозно-культурного центра.'6 Все это значит, что Саровское городище являлось крупным центром мордвы домонгольского времени. Поэтому Н.Н.Грибов предположил связь исследованного им городища с мордовским князем Пургасом, упоминавшимся в русских летописях. Начало XIII века - время частых конфликтов русских с мордвой. Восточная граница Руси постепенно отодвигалась на восток. В 1221 году великий князь владимирский Юрий II Всеволодович основал крепость Нижний Новгород. Город был построен на мордовской земле, и это повлекло за собой новые неизбежные стычки. В 1229 году Юрий Всеволодович совершил поход на владения Пургаса.
Великыи княз Гюрги (...) вшед в землю Мордовъскую Пургасову волость пожгоша жито и потравиша и скот избиша полон послаша назад а Мордва вбегоша в лесы своя в тверди а кто не вбегл тех избиша наехавше Гюргеви молодии в четвертый день генваря.*
Из этих строк летописи можно сделать вывод, что у мордвы, населявшей в то время Пургасову волость, существовала некоторая система укрепленных городков, «твердей», в которых можно было укрыться от врага. В 1970-х годах В.Н.Мартьяновым были обследованы несколько городищ в южных районах Нижегородской области.18 По находкам они (Понетаевское, Хозинское, Федоровское городища) были отнесены им к Х-ХП векам. Эти городища также отличают сравнительно небольшие размеры, удаленность от оживленных путей, небольшая мощность культурного слоя, свидетельствующая о непродолжительности обитания на них людей. Мартьянов связал городища с упомянутыми в летописи мордовскими твердями и с Пургасовой волостью. Относительно же территории Пургасовой волости им была была выдвинута следующая гипотеза: с севера и востока ее ограничивает река Тёша, с юга Алатырь и Мокша, а с запада - Ока. При взгляде на карту видно, что Саров располагается если и не в центре этого района, то близ него. Так что предположение Грибова о том, что Саров мог быть центром Пургасовой волости, не лишено оснований.
Некоторые историки склонны считать Пургасову волость, упомянутую в русской летописи, формировавшимся средневековым государством мордвы.19 Слово «волость» указывает на то, что это уже была не просто племенная территория, а некий удел, централизованно управлявшийся князем. Во всяком случае, если это было и не государство в полном смысле слова, то некое протогосударственное образование, оформиться и укрепиться которому помешало монгольское нашествие.
Несмотря на то, что рассуждения о связи Саровского городища с Пургасовой волостью носят пока довольно умозрительный характер, несомненно то, что в прошлом городище являлось крупным центром средневековой мордвы. Более того, Саровское городище по своим размерам (около 40 га) среди известных современных ему мордовских городищ является крупнейшим. Итак, мы примерно знаем, как выглядело Саровское городище до заселения его монахами, а также можем, основываясь на данных современной археологии, предполагать, кто и когда на нем жил. Теперь рассмотрим наиболее распространенную «доархеологическую» версию о происхождении Саровского городища - легенду о городе Сараклыче.*
Откроем наиболее полную и основательную книгу по истории Саровской пустыни - «Саровская общежительная пустынь. Подробное описание», М., 1908 г., - в которой о месте, на котором возник монастырь, написано следующее:
В 1298 г. край этот покорен был татарами под предводительством Ширинского князя Бахмета,и на месте, где обитель, построен был ими укрепленный город Сараклыч. Мордва однако не переставала враждовать с татарами и осаждала Сараклыч. Наконец он был взят и разорен русскими в конце XIV столетия. С того времени место это опустело и носило название Старого городища. Последним владетелем Сараклыча и окрестных городов был князь Бехан; по взятии его, он со своими сородичами ушел за Мокшу, с него начинается родословная здешних князей землевладельцев.10
С некоторыми вариациями эта история пересказывается и в других изданиях о Саровском монастыре. О татарском происхождении Сарова говорится и в самой первой книге по истории пустыни, написанной игуменом Маркеллином (первое издание ее вышло в 1804 году). Название свое Пустыня получила от речек Сатиса и Саровы; а Градо прибавлено потому, что на сем месте был прежде сего Татарский город Сараклыч, и жил в нем (в лето от сотворения мира 6897, от Рождества Христова 1389-е, при Великом Князе Димитрии Ивановиче и сыне его Василии Димитриевиче), последний Владетель оного Князь Бехан, владевший по власти царя Золотой Орды и другими многими городами и разными селениями Татарскими и Мордовскими. От частых же на него нападений военных с сего места переселился он за реку Мокшу, где ныне село Кангуш, и тамо построил себе жилище, обведя оное земляным валом.*
Откуда же взялась версия о золотоордынском (татарском) городе, предшественнике Сарова? Ведь как мы помним, первоначальник Иоанн писал, что о происхождении городища «всех нынешних времен человеком отнюдь не ведомо». Ко времени написания своего «Сказания» Иоанн обитал на Старом Городище 15-20 лет, общался с окрестным населением, даже успел составить представление об археологических памятниках довольно широкой округи. А вот о Сараклыче ничего не знал. Странным это кажется потому, что в письменных * Сараклыч - татарское название, происходящее от двух слов: сары - желтый и кылыч -клинок. источниках золотоордынского и более позднего времени Сараклыч не упоминается, и сведения о нем могли попасть к монахам только через предания местных жителей, мордвы и татар.
Понятнее становится появление Сараклыча, если принять во внимание некоторые более поздние события. В первые два десятилетия существования Саровской пустыни настоятель Иоанн активно занимался приобретением для монастыря земель. Земельное законодательство и практика в те времена были чрезвычайно запутаны, но Иоанну, видимо, удавалось обходить и преодолевать трудности, в результате чего к концу 1720-х годов во владении монастыря оказались довольно крупные земельные площади. Основными продавцами земли монастырю были местные мелкие землевладельцы, потомки обедневших татарских дворянских родов. В 1721 году в Вотчинную Коллегию поступило прошение от помещиков братьев Полочениновых, в котором они высказывали свои претензии на некоторые земли Саровской пустыни и даже на ту их часть, на которой разместился сам монастырь (об этом подробнее ниже, в главе 4). Вотчинная коллегия решила спор так: чьи права на землю окажутся древнее, тот и прав. Дело приняло серьезный оборот, ведь в случае проигрыша ставилось под сомнение само право монастыря на существование. Для решения вопроса Иоанн лично выехал в Санкт- Петербург. Тогда-то и появились на свет генеалогические таблицы, в которых происхождение темниковских и кадомских мурз Сеид-Ахметовых, Адашевых, Кудашевых, Тенишевых, Янгалычевых и других выводилось Иоанном от бывшего последнего владельца Сараклыча князя Бехана Сараклычского22. Полочениновы не смогли представить документы, подтвердившие бы их права ранее 1389 года, и дело решилось в пользу Саровской пустыни. Произошло это в 1730 году, и с тех пор Сараклыч официально стал считаться предком Сарова. Вся эта история не может не вызывать сомнений в подлинности фигурировавших в деле родословных. Слишком многое - дело всей жизни Иоанна - было поставлено на карту в этом разбирательстве в Вотчинной Коллегии.
Изучавший эти родословные М.Г.Сафаргалиев отметил в них много путаницы.23 Тем не менее, он считал Бехана лицом историческим, правда, жившим раньше указанного Иоанном срока. Вспомним еще, что в рассказе о Бехане фигурирует село Кангуш (современное название Каньгуши) за Мокшей, близ которого Беханом была построена земляная крепость. В 1969 году археолог А.В.Циркин провел на городище у Каньгушей (Ельниковский район Мордовии) раскопки, в результате которых пришел к выводу, что городище относится к VII-IV векам до нашей эры, к Городецкой архе ологической культуре.24 Налицо, таким образом, типичная местная легенда, пытавшаяся исправить недостаток знаний вымышленными событиями. Еще один довод не в пользу легенды о Сараклыче.
Мы немного разобрались с происхождением даты 1389 год, согласно Маркеллину, год ухода татар из Сараклыча. Что же касается другой даты (1298 г.), с которой связывается основание Сараклыча, то в ранних документах и книгах по истории Саровской пустыни она не фигурирует. Впервые в связи с Саровом она встречается в книге Саровского иеромонаха Порфирия (уже упоминавшегося нами), посвященной жизнеописанию первоначальника Иоанна, изданной в 1892 году.
... край этот покорен татарами в 1298-м году, именно под предводительством ширинского князя Бахмета. К этому же времени, вероят- но, относится и построение Сараклыча?
Несомненно, эти сведения Порфирий почерпнул в «Бархатной книге», в которой собраны родословные русских дворянских фамилий, а именно в родословной князей Мещерских: В лето 6706 (1198) Князь Ширинский Бахмет Усейнов сын, пришел из большие Орды в Мещеру, и Мещеру воевал, и засел ее, и в Мещере родился у него сын Беклемиш.*
Что такое в данном случае Мещера? Где конкретно «засел» золотоордынский князь Бахмет? На эти вопросы нет точных ответов. Вызывает смущение и дата в «Бархатной книге» - 1198 год. В это время (до монгольского нашествия) еще не могло быть ни Орды, ни Бахмета. Кто-то предложил исправить год на 1298-й и таким образом убрать противоречие. Порфирий лишь предположил связь этого события с возникновением города Сараклыча. Последующие же переписчики и издатели книг о Саровской пустыни и жизнеописаний Серафима Саровского слово «вероятно», стоявшее в тексте у Порфирия, уже опустили, предположение превратив в утверждение.
Может сложиться впечатление, что автору сильно не нравится сама идея о городе Сараклыче. Это не так. Просто факты выстраиваются таким образом, что никак не подтверждают существования татарского города. В то же время нельзя отрицать то, что в определенный период истории местность вокруг будущего Сарова была в зависимости от Золотой Орды. Что же происходило здесь в то время, к сожалению, восстановить пока не удается. Возможно, когда-нибудь и будет получен ответ на этот важный вопрос.
В 1802 году на здании был надстроен второй этаж для «холодных чуланов», а в 1849 г. эти чуланы были также отделаны под больничные жилые кельи. В этом же здании находилась и богадельня, в ней жили люди на попечении монастыря, которые не являлись монахами. В 1825 году в богадельне жили 11 человек в возрасте от 51 до 78 лет, шестеро из них были из отставных солдат, двое - из крестьян. Среди девятерых больничных монахов в этом году пятеро также были из отставных военных.15 Таким образом государство через посредство монастырей заботилось о ветеранах военной службы.