Холодно в жизни. Люди все больше думают о себе. Не то чтобы помочь ближнему в горе и беде — больше стараются всячески вредить ему. И счастлив тот, кто обрел на земле земного утешителя от скорбей, и мудрого советчика в недоумениях, и целителя в недугах. Не страшна жизнь такому счастливому человеку. Горе у него — он терпит его мужественно и ободряет себя надеждой: вот пойду к руководителю моему, он, как шубу, снимет с меня горе. Недоумения не терзают его мыслей, потому что он открывает их своему руководителю и спокойно, беспрекословно поступает так, как тот решит. Не боится он болезней, потому что верует, что чудный его помощник и тут ему поможет. И живет он за таким помощником, как за каменной стеной.
Кто же может быть таким помощником, наставником, целителем человека? Только муж, полный благодати, высокою жизнию стяжавший от Бога великие дары. И мы видим, что время от времени Бог воздвизает великих иноков, которые, приблизившись к Богу, по Его святой воле всею душою служат спасению ближних. И непрерывные вереницы богомольцев тянутся к их пустынной келье в надежде помощи духовной. А что получают люди от таких благодатных старцев, это покажут несколько примеров из жизни Саровского старца о. Серафима. В 1822 году сильно заболел управляющий села Череватова Моляев. Зная веру своей жены в старца Серафима, он попросил ее съездить в Саров, узнать у старца, может он надеяться на выздоровление или нет. Когда Моляева приехала в Саров и подошла к келье о. Серафима, она узнала, что старец, затворившись в келье, никого не принимает. Несмотря на то что собравшаяся пред кельей толпа была велика, Моляева протиснулась через эту толпу к самой келье. Старец духом провидел, как она нуждается в нем. Он показался в дверях кельи и, не обращая внимания на прочий народ, сказал ей: "Дочь Аграфена, подойди ко мне скорее, потому что тебе надо поспешать домой". Когда она подошла к нему, старец, предупреждая ее слова, дал ей святой воды, антидора, красного вина, несколько сухарей и сказал: "Вот вези это скорей своему мужу". Он взял ее за руку, положил ее руку себе на плечо и дал осязать бывшея на нем вериги, сказал при этом: "Вот, дочь моя, сперва мне было тяжело носить это, но ныне весьма приятно. Спеши же теперь и помни мою тяжесть. Прощай!" С этими словами старец благословил ее и ушел опять в свою келью, где снова затворился и никого не принимал.
Дома Моляева нашла мужа при последнем издыхании. У него уже отнялся язык. Вспомнив о веригах, о которых настоятельно говорил старец, она поняла, что то было указание на ее вдовство. Только что она дала больному привезенного из Сарова красного вина с антидором и святой воды, как он заговорил и произнес: "Прости меня, святой отец. В последний раз получаю от тебя благословение". После того он еще благословил своих детей, простился с женой, произнес: "Велики дела отца Серафима"— и мирно отошел к Господу.
Лихачевский крестьянин Ефим Васильев однажды в 1831 году почувствовал такие приступы холеры, что еле мог доползти до кельи отца Серафима и молить его о помощи. Старец дал ему приложиться к образу Богоматери "Умиление", напоил его святою водою и дал съесть несколько частичек просфоры. Когда больной немного успокоился, он велел ему обойти вокруг монастыря и потом войти в собор. "Там,— сказал ему старец,— милосердие Божие исцелит тебя". Исполнив все это, больной возвратился в гостиницу совершенно здоровым.
Этот же крестьянин был свидетелем того, как несколько мужчин привели с величайшим усилием к сеням пустынной кельи старца одну бесноватую женщину, которая во всю дорогу упиралась и наконец упала у крыльца сеней, закинула назад голову и закричала: "Сожжет, сожжет!" Отец Серафим вышел из кельи и насильно, несмотря на то что женщина не хотела разжимать рот, влил ей туда несколько капель святой воды. В ту же минуту все увидели, что из ее рта вылетело как бы дымное облако. Когда же вслед за тем старец оградил ее крестным знамением, благословил ее, сотворил над ней молитву, она пришла в себя и сама стала молиться. С тех пор она была здорова.
У г. Никашина была странная болезнь. Как только он подвергался простуде, тотчас кровь бросалась ему в лицо и делалось напряжение жил, носовые нервы очень сильно раздражались. Сперва он ощущал странное щекотание в носу, а потом начинал без перерыва чихать. Такое изнурительное чихание продолжалось у него иногда целый день, иногда два, и вконец его обессиливало. Врачи, нижегородские и московские, пользовавшие его, говорили, что впоследствии может образоваться у него полип. Так как правильного лечения ему нельзя было вести, то болезнь усилилась. Никашин с женой собрался в Саров, надеясь получить помощь от великого старца Серафима. Когда они прибыли в Саров и прошли к старцу, он, благословив их, тотчас взял с печки бутыль с водой, приказал Никашину наклонить голову и начал сам поливать ее водою из бутылки. Потом он приказал ему умыться этой водой и подал ему со своей шеи полотенце, чтоб вытереться. С тех пор болезнь совершенно прошла.
Девица Наталья Евграфова, когда ей было от роду пять лет, была нечаянно облита кипятком и от сильных обжогов была в большой опасности. Врачебные средства не помогали. Тетка ее, по неосторожности которой приключилась беда, ужасно переживала и скорбела. Не зная, что делать, стала она мысленно призывать на помощь старца Серафима, который тогда был еще жив. Она принесла к девочке изображение старца и дала ей наставление, чтоб она и сама призывала его на помощь себе. Изображение старца поставили у девочки в головах, и, как умела, девочка мысленно молилась старцу и в первую же ночь увидала его во сне. Ей снилось, что она со своими родными приехала в Саровскую пустынь (где она еще никогда не бывала) и увидел ее там о. Серафим, который сказал ей: "Ты, малютка, будешь здорова, и бабушка твоя выздоровеет". (Бабушка девочки была в то время тоже больна.) Проснувшись после этого видения, Наталья уже не чувствовала никакой боли от обжога и вскоре совершенно выздоровела.
Через несколько времени она со своими родными отправилась в Саров. Когда они подходили к пустыньке старца, эти места, которые она видела в первый раз, казались девочке знакомыми. Потом она вспомнила, что все эти места видела она тогда во сне. Вот и отец Серафим. Взглянув на него, Наталья расплакалась радостными слезами: именно таким являлся он ей во сне. Ласково обратился к ней старец и сказал: "О, и малютка ко мне пришла!" При этом великий старец обнял девочку, поцеловал ее в голову и долго ласкал. Тут же находившаяся тетушка девочки, которая была причиною обжога и страдания девочки, но в то же время своею верою в помощь великого старца избавившая девочку от страданий, сказала теперь старцу: "Она, батюшка, во время болезни своей видела вас во сне, и вы ей сказали, что она выздоровеет". Как бы с удивлением выслушал старец эти слова, потом внезапно спросил маленькую Наташу: "А не хочешь ли луку? Он у меня сладкий". Угощая девочку луком, он еще спросил: "Что, сокровище мое, ведь лук-то сладок?"
Много лет спустя, когда жизнь Натальи стала совершенно горькою, она не раз поминала, что, кормя ее луком, старец предвещал ей ее горе как долю. И в этой доле ее поддерживала мысль, что великий старец на небе помнит о ней и не оставит ее на погибель.