<h2>Радость моя.</h2> По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского НИКОЛАЯ

РАДОСТЬ МОЯ

Сборник статей и исторических материалов посвященных 90-летию прославления и 160-летию блаженной кончины Преподобного Серафима Саровского.

Составлен православной общиной храма Всех Святых и философским-клубом г. Сарова.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Настоящий выпуск подготовлен к 90-летию про- славления и 160-летию блаженной кончины Преподобного Серафима. Открывает издание материал о возрождении в городе Сарове православной жизни и тех чудесных событиях, произошедших после возвращения верующим храма Всех Святых. В выпуске также включено одно из первых жизнеописаний старца Серафима, написанное иеромонахом Саровской пустыни о. Сергием сразу после успения старца. В Саровском монастыре рядом с батюшкой Серафимом молитвенные подвиги совершали многие подвижники — молчальник Марк, старец Назарий и другие.

Создателями свода жития старца Серафима в первую очередь были Николай Александрович Мотовилов, Николай Васильевич Елагин, архимандрит Серафим (Чичагов), Евгений Поселянин и Сергей Александрович Нилус. Статья О.Серафима (Чичагова) о кончине и погребении Старца является фрагментом «Летописи Серафиме-Дивеевского монастыря». Интересны воспоминания Елены Ивановны Мотовиловой о своем муже, «служке Серафимовом». Именно И. А. Мотовилову Преподобный Серафим доверил свои самые сокровенные мысли; предсказания и наставления.

В начале нынешнего века Саровская пустынь издавала духовно-просветительские листки. Материал одного из листков, посвященный старцу Серафиму приводится в. настоящем сборнике.

В селе Выездном рядом с Арзамасом еще недавно жила монахиня Серафимо-Дивеевского монастыря м. Серафима (Булгакова), которая оставила много воспоминаний о трагедии советского периода монастыря. В сборнике помещена часть ее воспоминаний.

Ко времени прославления Преподобного Серафима (1903 г.) относится письмо К. П. Победоносцева архимандриту. Серафиму (Чичагову) и Слово, сказанное епископом Парфением в храме Христа Спасителя, Статьи В. Ильина и Е. Четверухиной относятся ко времени, когда сбылись многие пророчества чудного Старца.

. Завершает выпуск статья нашего современника, американского подвижника, иеромонаха Серафима Роуза «Бог есть Огнь». Поиск истины привел его к Православию, короткая жизнь о. Серафима Роуза — ослепительная вспышка на духовно умирающем Западе.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ В САРОВЕ

Саровский монастырь окончательно был закрыт в 1927 году. И вот спустя 65 лет в апреле 1992 г. по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая в Саров прибыл священник Владимир Алясов. Действующего храма в городе к тому времени не было. Из семи храмов монастыря три главных были взорваны в 1951—1953 гг. Остальные храмы перестроены: в Троицком храме с конца 40-х годов разместился театр, в Церкви Иоанна Крестителя — один из отделов ВНИИЭФ, в храме Всех Святых — магазин, в храме Николая Чудотворца — телецентр.

Верующие жители Сарова давно просили руководство города и ядерного центра — ВНИИЭФ вернуть один из оставшихся храмов православному приходу. Первая Божественная Литургия состоялась в Сарове на Пасху 26 апреля 1992 г. и проходила на Монастырской площади под открытым небом. Затем богослужения велись в крохотной кладбищенской часовне, построенной в 1991 г. к празднику, перенесения в Дивеево мощей Преподобного Серафима. В часовне могли разместиться лишь священник и хор, а все прихожане стояли на паперти.

На Троицу для прихожан свершилось первое радостное и чудесное событие. Местная газета «Саров» об этом сообщила так: «14 июня в День Святой Троицы директором НИИЭФ В. А. Белугиным утвержден акт о передаче городскому православному приходу здания бывшей церкви Всех Святых, до недавнего времени хозяйственного магазина № 27». Переданный храм был хорошо известен паломникам.Один из них, посетивший Саровскую пустынь в начале нынешнего века, писал: «С западной стороны монастыря, уже вне стен его, стоит небольшая каменная златоглавая церковь во имя Всех Святых. Церковь эта построена позднее всех других (в 1834 г.) Она изящной архитектуры, внутренняя живопись стен и резной иконостас придают этой церкви светлый, веселый характер, хотя и не весело ее место, она помещена в ограде, служащей тихим пристанищем почивших о Господе братий обители и скончавшихся странников- богомольцев».

Строительство храма Всех Святых начиналось еще при батюшке Серафиме, когда он заканчивал свой земной путь. Летом и осенью 1992 г. з храме велись восстановительные работы, был разобран потолок и вновь взору открылась .прекрасная роспись купола храма, изображающая одну из сцен Апокалипсиса, несколько испорченная временем. Основные ремонтные работы были закончены к середине октября и в праздник Покрова Пресвятыя Богородицы в храме Всех Святых состоялись первые богослужения: Всенощное бдение, молебен.

Шла подготовка храма к освящению, заканчивались отделочные работы, и одновременно совершались богослужения. С каждым богослужением роспись купола храма стала просветляться, фигуры ангелов и святых старцев становились все четче и четче. Осталась лишь паутина трещин, но это только украсило роспись.

Наконец настало время установки креста над храмом. 22 ноября 1992 г. в храме шло воскресное богослужение. "Утром прибыл специальный автокран. Отцом Владимиром после обедницы крест был освящен. Все было готово к его воздвижению, ждали окончания службы. На дворе стояла сырая хмурая ноябрьская погода, уже три недели, как не показывалось солнце. Когда кончилось богослужение и все -прихожане вышли на улицу, кран начал медленно поднимать восьмиконечный крест с маковкой. На куполе крест уже ждали альпинисты. Когда крест достиг вершины купола, что- то произошло на южной стороне неба. Тучи потемнели, облака всклубились, образовался просвет и засияло солнце. Оно светило всего несколько минут, радуясь наконец-то появившемуся кресту над городом. Еще кран не успел отвести Стрелу, как небо опять затянулось серыми облаками и солнце Опять исчезло на несколько дней. Чудо было настолько очевидно, что многие люди плакали от радости, поздравляя друг друга, звучали церковные песнопения. Эта благодать снизошла на Саров несомненно по молитвам Преподобного Серафима.

Освящение престола храма Всех Святых состоялось в день памяти великой молитвенницы, блаженной Ксении Петербургской 6 февраля 1993 г. А за день до этого в город прибыл владыка Николай — митрополит Нижегородский и Арзамасский, а также игумения Дивеевского монастыря — Сергия ряд священнослужителей и клириков Нижегородской епархии. Освящение храма началось ранним утром следующего дняпри большом стечении верующих. После освящения храма перед началом первой Божественной Литургии одна из Цлрихожанок принесла икону батюшки Серафима. Преподобный как бы плыл перед глазами верующих к центру храма. Владыка Николай' так отметил это в своей телеграмме Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II: «Ваше Святейшество, в нынешний день совершенно освяще ние Всехсвятского храма бывшей Саровской обители. Возжежена литургическая лампада во Святых местах Преподобного Серафима, который прибыл к началу Литургии своим живописным образом».

Иеромонах Серафим РОУЗ

БОГ ЕСТЬ ОГНЬ

Бог есть огнь» — в этих словах избранник Божий преподобный Серафим Саровский напоминает нам не только о величии славы Божией, но и о наших собственных возможностях и'чаяниях, ибо никто не может приблизиться к Богу до тех пор, пока сам не станет огнем. Это не просто фигура речи, но духовная истина, засвидетельствованная жизнью многих святых. Христианских подвижников, которые должны были бы умереть зимой от морозов, согревала теплота внутреннего духовного огня, и даже мирянин Мотовилов по милости Божией сподобился ощутить тадун) теплоту в присутствии Преподобного Серафима и узреть святого как бы в центре ослепительного солнца.

Этот огонь, по словам преподобного Серафима, есть осязаемое проявление благодати Святого Духа. Он был дан апостолам во время Пятидесятницы и всякий раз дается каждому православному христианину при крещении. По нашей духовной слепоте и холодности мы не можем ни увидеть, ни почувствовать этого огня, исключая моменты особенно горячей молитвы и единения с Богом, но даже и в таких случаях в небольшой степени. Но никто не может приблизиться к Богу иначе как через этот огонь. Когда наши прародители были изгнаны из рая. Бог установил огненный меч, чтобы охранять Древо Жизни. И по сей день в молитвах перед Святым Причащением мы молимся о том, чтобы плод нового Древа Жизни —Пречистое Тело и Честная Кровь Господа нашего Иисуса Христа — не попалил нас за наше недостоинство. Преподобный Серафим говорил: «Бог наш есть огнь, попаляющий все нечистое," и никто нечистый телом или духом не может иметь части с Ним. Так,что низвергнутый до ада будет чувствовать только боль в присутствии Бога; он нечист, и Божественный Огнь сжигает его и мучает. Но тот огнь, который пожирает недостойного, может также и пожрать нечистоту и сделать достойными тех, кто, хотя к недостойны, любят Бога и желают стать Его сынами. Мы молимся перед Святым Причастием: «Да будет мне Пречиcтое Твое Тело и Честная Кровь Твоя, Господи, огнем к светом, пожигающим мерзость грехов и язвы страстей, просвещающим всего меня, да прославлю Твое Божество». Преподобный Серафим сравнивает христианина с горящей свечой. Которая воспламеняет другие свечи, причем ее собственный огонь не становиться от этого меньше, и так распространяются небесные сокровища Божественной благо дата. Таким и должен быть христианин— горящим любовью к Богу и желанием служить ему и исполненным огненного присутствия Святого Духа. Если он станет такой горящей свечей в этой жизни, то в будущей жизни он будет еще более великим. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 15,43). По нашему недостоинству мы даже не можем и помыслить о таком состоянии, ибо, как написано: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (I Кор. 2,9). Такое состояние есть цель и смысл христианской жизни — это то, для чего живет православный христианин. Короткой была постническая и молитвенная жизнь иеромонаха Серафима Роуза (1934—1982), на 48 году Господь призвал его к Себе. Он родился и вырос в типичной американской протестантской семье и пришел к православию после трудных поисков истины и ученых занятий. Своим обращением обязан о. игумену Герману. Хорошо усвоив учение древних подвижников Церкви Христовой, о. Серафим стремился подражать их аскетическим подвигам. Любитель безмолвия, он построил для себя небольшую келию у подножия горы, где прожил семь лет, занимаясь .молитвой, богословскими трудами и переводами.

Евгений ПОСЕЛЯНИН