Пришел к старцу один генерал и благодарил его за молитвы. При этом он рассказал ему: "Вашими молитвами я спасся во время турецкой кампании. Окруженный многими полками неприятелей, я оставался сам с одним только полком и видел, что мне ни укрепиться, ни двинуться ни взад, ни вперед. Не было никакой надежды на спасение. Я только твердил непрестанно: "Господи, помилуй молитвами старца Серафима", ел сухарики, данные мне вами в благословение, пил воду, и Бог охранил меня от врагов невредимым". Старец на это отвечал: "Великое средство ко спасению - вера, особенно же непрестанная сердечная молитва".
Высоко ставя пятую Заповедь, старец не позволял детям говорить против родителей, даже имевших несомненные недостатки. Один человек пришел к старцу с матерью, которая была предана пороку пьянства. Сын только хотел заговорить об этом, как о. Серафим зажал ему рукой рот и не дал произнести ему слова. Потом он, обращаясь к матери, сказал: "Отверзи уста свои" - и, когда она открыла рот, трижды дунул на нее. Отпуская ее, о. Серафим сказал: "Вот вам мое завещание. Не имейте в дому своем не только вина, но даже и посуды винной, так как (предсказал он матери) ты отселе не потерпишь более вина".
Если кто, спрашивая совета старца, впоследствии не исполнял этот совет, ему приходилось горько в том раскаиваться. Один рязанский помещик, служивший офицером, просил у старца благословения на вступление в брак. Старец указал ему невесту, назначенную ему Богом. Она жила неподалеку от него, и старец назвал ее по имени. Но тот объявил старцу, что женится на другой. "Тебе сия не принадлежит в радость, а в печаль и в слезы!" - ответил ему старец. Он женился по своему выбору, но не прошло и года, как овдовел. Вдовцом он был опять у старца, потом женился на особе, указанной в первый раз старцем, и жил с ней счастливо.
Старец соединял разошедшихся супругов. Супруги Тепловы разъехались вследствие семейных неприятностей. Муж жил в Пензе, а жена в Таганроге. Муж приехал в Саров. Только что старец взглянул на него, как стал говорить: "Зачем ты не живешь с женой? Ступай к ней, ступай!" Слова старца образумили его: он съездил за женой, был с ней в Киеве на богомолье, потом он поселился в деревне и жили они мирно и счастливо. Известная своим благочестием госпожа Колычева писала знаменитому затворнику Георгию после кончины о. Серафима: "Я видела письма их после известия о смерти старца. Они исполнены горести, что умер отец их и благодетель".
Одна мать потеряла из виду сына и в страшной горести отправилась к о. Серафиму. Старец сказал ей, чтоб она подождала в Сарове своего сына три дня. На четвертый день истомившаяся женщина опять пошла к старцу, чтоб проститься с ним. А у него в это время находился ее сын, и, взяв его за руку, о. Серафим подвел его к матери.
Одному иноку выпало на долю счастье слышать рассказ о. Серафима о восхищении его в райские обители. Старец говорил так: "Вот я тебе скажу об убогом Серафиме. Я усладился словом Господа моего Иисуса Христа, где Он говорит: "В дому Отца Моего обители мнози суть". На этих словах Христа Спасителя я, убогий, остановился, и возжелал видеть оные небесные обители, и молил Господа Иисуса Христа, чтоб показал мне эти обители. Господь не лишил меня Своей милости. Вот я был восхищен в эти небесные обители. Только не знаю, с телом ли или кроме тела. Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости, которые я там вкушал, сказать тебе невозможно". О. Серафим замолчал. Он поник головой, водя рукой около сердца. Лицо его до того просветлело, что нельзя было смотреть на него. Потом снова заговорил: "Если б ты знал, какая радость ожидает душу праведного на небе, ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения, клевету; если бы келья наша была полна червей и черви эти ели бы плоть нашу всю временную жизнь нашу, то надобно бы было на это согласиться, чтоб только не лишиться той небесной радости. Если сам святой Апостол Павел не мог изъяснить той небесной славы, то какой же другой язык человеческий может изъяснить красоту горнего селения?"
Помещица г-жа Еропкина передает свое впечатление от одного разговора со старцем: "Я удостоилась услышать от него утешительный рассказ о Царствии Небесном. Ни слов его, ни впечатления, сделанного им на меня в ту пору, я не в силах теперь передать в точности. Вид его лица был совершенно необыкновенный. Сквозь кожу у него проникал благодатный свет. В глазах у него выражались спокойствие и какой-то неземной восторг. Надо полагать, что он, по созерцательному состоянию духа, находился вне видимой природы, в святых небесных обителях, и передавал мне, каким блаженством наслаждаются праведники. Всего я не могла удержать в памяти, но знаю, что говорил он мне о трех святителях; Василии Великом, Григории Богослове, Иоанне Златоусте, в какой славе они там находятся. Подробно и живо описал красоту и торжество святой Февронии и многих других мучениц. Подобных живых рассказов я ни от кого не слыхала. Но он точно не весь высказался мне тогда и прибавил в заключение: "Ах радость моя, такое там блаженство, что и описать нельзя!" Вот еще что вспоминает в первое полугодие по кончине старца Серафима г-жа Колычева в письмах к известному затворнику Задонскому Георгию; "Мне, и в присутствии моем другим рассказывала генеральша Мавра Львовна Сипягина. Она была больна, чувствовала ужасную тоску и от болезни не могла в постные дни кушать пищи, положенной уставом Церкви. Когда она пришла к отцу Серафиму просить помощи, старец приказал ей напиться воды из его источника. Мавра Львовна напилась. Вдруг без всякого принуждения из ее гортани вышло множество желчи, и после сего она стала здорова. Многим даже в ранах о. Серафим приказывал окатиться водой из его источника. Все получали от этого исцеление и в различных болезнях. Жизнь батюшки Серафима и чудные дела Божий в нем меня радуют. А как вспомню о его переселении от здешних - глаза полны слез. В бытность у него я так была удивлена им, что нашлось мало о чем поговорить с ним о себе. Только лились неудержимо мои слезы".
Переходя к описанию последних лет жизни великого старца, следует заметить, что в эти годы он одевался несколько иначе, чем прежде. Он носил теперь подрясник из толстого черного сукна. Летом наверх накидывал белый холщовый балахон, а зимой он надевал теперь шубу и рукавицы. От дождя и жары он носил кожаную полумантию с вырезами для продевания. Обувь его составляли: для церкви - кожаные коты; зимой ходил в бахилях, летом - в лаптях. Отдыхал он в сенях или в келье. Спал, сидя на полу, спиной прислонясь к стене и протянув ноги. Иногда клал голову на кирпич или поленья. В самое же последнее время его жизни без ужаса нельзя было смотреть на его сон. Он становился на колени и, поддерживая руками голову, спал, опираясь локтями на пол, лицом к земле.
Небо стало для него действительно близкой, родной стихией. Когда за два года до кончины его офицер Каратаев спросил его, не надо ли передать чего его брату и курским родственникам, старец указал на лик Спасителя и Божией Матери и произнес с улыбкой; "Вот мои родные!" В эту пору своей жизни о. Серафим особенно усердно молился за всех христиан, усопших и живых. В келье о. Серафима горело много лампад и особенно много пуков восковых свеч большого и малого размера. Они были поставлены на круглых подносах, и от их горения в тесной келье была постоянная жара. О. Серафим сам объяснил значение этих свеч почитателю своему Мотовилову: "Я имею, как вам известно, многих особ, усердствующих ко мне и благотворящих моим сиротам (Дивееву). Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот когда я читаю правило свое, то и поминаю сначала их единожды. А так как по множеству имен я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует - тогда и времени мне недостало бы на совершение моего правила, - то я и ставлю эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных за несколько человек одну большую свечку, за иных же постоянно теплю лампады; и, где следует на правиле поминать их, говорю: "Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз, убогий, сии свещи и кандила". А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка или так простое мое усердие, ни на чем не основанное, то я приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал Глас Господа, глаголавшего к нему: "Моисее, Моисее, рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в нощи. Сия бо угодна есть предо Мною, и жертва благоприятна Ми есть ". Так вот почему Святая Церковь приняла в обычай возжигать во святых храмах и в домах верных христиан кандила или лампады пред иконами".
Трогательна была забота его об умерших. Он сам рассказывал следующее: "Умерли две монахини, бывшие обе игуменьями. Господь открыл мне, как души их были ведены по воздушным мытарствам, что на мытарствах они были истязаемы, потом осуждены. Трое суток молился я, убогий, прося о них Божию Матерь. Господь по своей благости молитвами Богородицы помиловал их; они прошли все воздушные мытарства и получили от Бога прощение".
Да, старец Серафим глубоко проник во все, невидимое нашему взору. Та преграда, что существует между земным и небесным, для него, кажется, не существовала. Еще в земном теле казался он бесплотным. Так, сохранился рассказ о том, как видели его на молитве поднявшимся на воздух. Княгиня Е.С.Ш. привезла к старцу больного своего племянника Я., приехавшего к ней из Петербурга. Его на кровати внесли в монастырскую ограду. Старец, как бы ожидая его, стоял у дверей своей кельи и просил, чтоб больного внесли к нему. Когда они остались вдвоем, о. Серафим сказал: "Ты, радость моя, молись, и я буду за тебя молиться. Только смотри: лежи, как лежишь, и в другую сторону не оборачивайся". Долго больной лежал, не оборачиваясь, послушный слову старца. Но наконец любопытство принудило его обернуться, посмотреть, что делает старец. Он увидел о. Серафима стоящим на воздухе в молитвенном положении. От неожиданности он вскрикнул. Старец, кончив молитву, подошел к нему и сказал: "Вот ты теперь будешь всем толковать, что Серафим святой, молится на воздухе. Господь тебя помилует. А ты смотри, огради себя молчанием и не открывай того никому до дня преставления моего. Иначе болезнь к тебе опять вернется".
Я. вышел от старца сам, хотя и опираясь на костыль. Когда его стали расспрашивать, что делал с ним старец, он упорно молчал. Совершенно оправившись, он вернулся в Петербург, где обыкновенно жил, потом снова отправился к тетке в деревню и узнал здесь о кончине великого старца. Тогда он открыл то, чему был свидетелем.
По всей России среди людей, сколько-нибудь ценивших благочестие, глубоко чтили отца Серафима. Все современные ему русские подвижники благочестия отзывались о нем как о великом духовном муже. Некоторые епископы писали к нему, спрашивали у него советов. Особенно почитал его Воронежский архиепископ Антоний, которого старец Серафим называл великим архиереем Божиим. Духом о. Серафим знал многих подвижников. Известно, например, его полное изумительной прозорливости отношение к Георгию, затворнику Задонскому, к затворнику Ачинскому (в Сибири) Даниилу Делие. Один посетитель затворника Георгия, увидев у него на стене незнакомый ему портрет, спросил, чей это портрет. Тогда Георгий рассказал ему замечательное проявление над ним прозорливости старца Серафима, который тогда уже скончался и которого изображал портрет.
Затворника долгое время смущал помысл, не перейти ли ему из Задонского монастыря в другой монастырь. Два года он боролся с этим помыслом, никому его не открывая. Однажды келейник его докладывает ему, что пришел странник с поручением от старца Саровского Серафима, которое он желает передать лично. Когда странник был допущен к затворнику, он сказал: "Отец Серафим приказал тебе сказать: стыдно-де, столько лет сидевши в затворе, побеждаться такими вражескими помыслами, чтобы оставить сие место. Никуда не ходи. Пресвятая Богородица велит тебе здесь оставаться". Сказав эти слова, престарелый странник поклонился и вышел. Некоторое время в глубочайшем изумлении от того, что о. Серафим издалека послал ему ответ на тайный помысел, неподвижно стоял затворник. Опомнясь, послал келейника вдогонку за ним, чтоб подробно расспросить его. Но ни в монастыре, ни за монастырем странника не могли уже найти.
За двадцать один месяц до кончины великому старцу Серафиму было дивное посещение Пречистой Девы Богородицы. Как многие, или, лучше сказать, большинство русских преподобных, старец Серафим отличался безграничным, умилительным благоговением к Богоматери. Пресвятая Владычица, начиная с того раза, что в детстве его обещала ему исцеление, неоднократно являлась своему избраннику. Особо же знаменательного посещения Владычицы мира, и уже наяву, старец сподобился в день Благовещения Пресвятой Богородицы, 25 марта 1831 года. Свидетельницей этого посещения былаДивеевская старица Евдокия. О. Серафим накануне знал о благодатном посещении.
Ранним утром в день Благовещения о. Серафим, накрыв инокиню своей мантией, стал читать каноны и акафисты. Затем сказал ей: "Не убойся, не устрашись... Благодать Божия к нам является".
Сделался шум вроде ветра, дверь кельи сама отворилась, засиял яркий свет, полилось благоухание, раздалось пение. Трепет наполнил инокиню. О. Серафим упал на колени и, воздевая руки к небу, произнес: "О Преблагословенная Пречистая Дева, Владычица Богородица!"
Впереди шли два ангела с ветвями в руках, усаженными только что расцветшими цветами. Они стали впереди. За ними шли святый Иоанн Предтеча и святый Иоанн Богослов в белой блистающей одежде. За ними шли Богоматерь и двенадцать дев. На Царице Небесной была мантия, как пишется на образе Скорбящей Божией Матери, несказанной красоты, застегнутая камнем, выложенным крестами. Поручи на Ее руках и епитрахиль, наложенная сверх платья и мантии, были тоже выложены крестами. Она казалась выше всех дев. На голове Ее сияла в крестах корона - и глаз не выносил света, озарявшего лик Пречистой. Девы шли за Ней попарно в венцах и были разного вида, но все великой красоты. Келья сделалась просторнее, и ее верх исполнился огней как бы от горящих свечей. Было яснее полудня, светлее солнца.
Долго инокиня была в трепетном забытьи. Когда же пришла в себя, о. Серафим стоял уже не на коленях, а на ногах перед Владычицей, и Она говорила с ним как с родным человеком... Девы сказали инокине свои имена и страдания за Христа. То были великомученицы Варвара и Екатерина, Марина и царица Ирина, Пелагия, Дорофея и Иулиания, первомученица Фекла, преподобные Евпраксия и Макрина, муче- ницы Анисия и Иустина.
Из беседы Пречистой Владычицы с о. Серафимом инокиня слышала: "Не оставь дев моих (Дивеевских)". Старец отвечал: "О, Владычице, я собираю их. Но сам собою не могу их управить". Царица Небесная сказала: "Я тебе, любимиче Мой, во всем помогу. Кто обидит их, тот будет поражен от Меня. Кто послужит им ради Господа, тот помяновен будет пред Богом". Благословляя старца, Владычица произнесла: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами".
Видение исчезло в одно мгновение. Старец говорил, что оно продолжалось четыре часа.
В последний год жизни великий старец крайне ослабел. Он не мог всякий день ходить в ближнюю пустыньку и в монастыре не мог принимать многих. Народ скорбел о том, и многим, чтоб видеть старца, приходилось подолгу жить в гостинице монастырской, чтоб насладиться благоуханием его последних бесед. Все так же сияли в старце дивные дары его: прозорливость, дар исцелений.
Замечательна одна из последних бесед старца, которую он имел с помещиком Богдановым за неделю до своего конца. В день Рождества Богданов очень рано пришел в пустую еще церковь и увидел, что о. Серафим сидел на полу правого клироса. Он после обедни попросил назначить ему время для беседы. На эту просьбу старец ответил: "Времени не надо назначать; святой Апостол Иаков, брат Божий, поучает: аще Господь восхощет и живы будем, сотворим сие и сие ". В тот же день, приготовив вопросы, уяснить которые он желал мнением старца, он пришел к нему в келью, и о. Серафим согласился беседовать с ним. Все время беседы он стоял, опершись на дубовый гроб, и держал в руках горящую восковую свечу.
На вопрос, продолжать ли службу или жить в деревне, старец ответил: "Ты еще молод - служи. Добро делай. Путь Господень все равно. Враг везде с тобой будет. Кто приобщается, везде спасен будет. А кто не приобщается - не мню" На вопрос, учить ли детей языкам и прочим наукам, старец ответил: "Что же худого знать что-нибудь?" В то же время в Богданове мелькнула мысль, что самому надо быть ученым, чтоб отвечать на это. А прозорливый старец тотчас молвил: "Где мне, младенцу, отвечать на это против твоего разума? Спроси кого поумней".
На вопрос, должно ли лечиться в болезнях, старец сказал: "Болезнь очищает грехи. Однако же воля твоя. Иди средним путем. Выше сил не берись. Упадешь, и враг посмеется тебе. Вот что делай: укоряют - не укоряй, гонят - терпи, хулят - хвали. Осуждай сам себя, так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душ; и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь. Эта подвиги больше, чем в Киев идти".
На вопрос, надо ли для поддержания своего звания вовлекаться в издержки, превышающие достатки человека, старец сказал: "Кто как может. Лучше, чем Бог послал. Хлеба и воды довольно для человека".
На вопрос, должно ли угождение людям доводить до несогласия с волей Божией, старец ответил: "За эту любовь многие погибли. Аще кто не творит добра, тот и согрешает. Надобно любить всех, а больше всего Бога".
На вопрос о том, как управлять подчиненными, о. Серафим ответил; "Милостями, облегчением трудов, а не ранами. Напои, накорми, будь справедлив. Аще Бог прощает, и ты прощай". Затем старец говорил: "Что облобызала и приняла Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Не забывай праздничных дней. Будь воздержан, ходи в церковь, разве немощи когда. Молись за всех: много этим добра сделаешь. Давай свечи, вино и елей в церковь. Милостыня много тебе блага сделает".
На вопрос о девстве и браке, старец сказал: "И девство славно, и брак благословен Богом. Только враг смущает все". Богданов спросил, можно ли есть скоромное по постам, если кому постная пища вредна и врачи требуют, чтоб ели скоромное. На это старец ответил: "Хлеб и вода никому не вредны. Как же люди по сто лет жили? Не о хлебе едином жив будет человек... А что Церковь положила на семи Вселенских соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит. Что врачи говорят про праведных, которые исцеляли от гниющих ран одним прикосновением?"
"Чем истребить гордость и приобресть смирение?" - спросил Богданов. "Молчанием,- отвечал старец. - Молчанием большие грехи побеждают".
Прощаясь с Богдановым, старец благодарил его "за посещение его убожества" и хотел поцеловать ему руку, кланяясь все ему до земли; наделил его сухариками, прося раздать их его подчиненным. Старец говорил на этот раз чрезвычайно поспешно. Не успевал Богданов прочесть записанный на бумажке вопрос, как уже следовал ответ.
То, что сказано старцем в этой беседе, представляет собою правила жизни для мирянина, идущего средним путем - без особых подвигов, но не забывающего о Боге. Свидевшись с истинным подвижником, старцем Тимоном, которого не видал двадцать лет, о. Серафим говорил ему: "Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии. Все где-нибудь да прозябнет, и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро". Благословляя при прощании исцеленную им за пять месяцев до кончины монахиню, которая спрашивала его, может ли она надеяться еще увидать его, старец, указывая рукой на небо, сказал: "Там увидимся. Там лучше, лучше, лучше!" Отец Серафим стал готовиться к концу. Он все реже и реже выходил в пустыньку, все менее принимал у себя. Его нередко видали в сенях. Он сидел у приготовленного им для себя гроба и размышлял о смерти и загробной участи. Часто он горько плакал. Теперь, прощаясь со многими, старец утвердительно говорил: "Мы не увидимся более с вами". Когда некоторые говорили о своем желании приехать в Саров Великим постом, старец отвечал: "Тогда двери мои затворятся. Вы меня не увидите". Старец все был бодр, но, видимо, жизненная сила догорала. "Жизнь моя сокращается,- говорил он некоторым,- духом я как бы сейчас родился. А телом по всему мертв".
В августе, за четыре месяца до конца о. Серафима, вновь назначенный в Тамбов преосвященный Арсений, впоследствии митрополит Киевский, был в Сарове и посетил о. Серафима. Старец поднес архиерею в подарок четки, пук восковых свечей, обернутых в холстину, бутылку деревянного масла и шерстяные чулки. Затем отдельно он принес ему бутылку красного церковного вина. Все это означало, что старец просит по смерти своей поминать себя... Свечи, масло и вино, сбереженные преосвященным, были употреблены на ту литургию, которую он совершил об упокоении старца, когда получили известие о кончине его. А прочие предметы преосвященный оставил у себя. Отец Серафим приказал послать некоторым лицам письма, приглашая их поспешить с приездом. Также поручил передать разным другим лицам, которые не могли приехать, нужные для них наставления. "Сами-то они меня не увидят",- объяснял старец. Перед Новым годом старец отмерил себе могилу у алтаря Успенского собора на месте, на котором когда-то, выйдя из затвора, положил камень. Как-то в эту пору один инок, изумляясь жизни о. Серафима, спросил его: "Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?"
"Потому, - отвечал о. Серафим, - что не имеем к тому решимости. Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие. Потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа Бога ныне та же, какая была и прежде. Ибо, по Слову Божию, Иисус Христос "вчера и днесь, той же и во веки". Эти слова можно считать как бы печатью жизни отца Серафима.
Да, он, в одном человеческом существе вместивший столько подвигов, на пространстве одной жизни соединивший в себе крепость, ревность, пыл как бы многих великих людей; да, он по правде доказал своей жизнью, что все та же благодать, вдохновлявшая первых великих преподобных, воспитавшая величай- ших мужей Церкви, и теперь, нисколько не оскудев, пребывает в Церкви, лишь бы искали люди черпать из этого источника, только бы имели решимость к Богу одному стремиться, Бога одного желать. Тем и велико значение отца Серафима, что в его лице заветная крепость прежних времен воскресла. Столь же высоко парил дух его, как у отцов первых христианских церквей. И потому столь же поразительна, выходя из всяких обычных рамок, была и жизнь его. Вот трогательный завет, переданный старцем одной дивеевской инокине и, конечно, относящийся и ко всем, чтущим его: "Когда меня не станет, ходите, матушка, ко мне на гробик. Ходите, как вам время есть. И чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни поскорбите, что ни случилось бы с вами, со всем придите ко мне на гробик. Да припав к земле, как к живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым, со мной говорите. И всегда для вас жив буду". Сестер Дивеевских старец поручал заступлению Царицы Небесной.
Наступил первый день 1833 года, пришедшийся на воскресенье. Отец Серафим приобщился за ранней обедней в дорогом ему храме Соловецких чудотворцев. И, чего не делал раньше, обошел все иконы, прикладываясь к каждой и ставя свечи. После службы он простился со всеми молившимися монахами, благословил, поцеловал и говорил: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся!" Три раза в этот день старец выходил на место, назначенное для погребения его, и долго смотрел в землю. Вечером было слышно, как он в келье своей поет пасхальные песни.
В конце ранней литургии 2 января отец Серафим был найден в своей келье почившим в молитвенном коленопреклоненном положении. Старца схоронили на выбранном им месте у стены Успенского собора, в приготовленном им задолго до смерти дубовом гробе. На грудь по его завещанию положили ему финифтяное изображение Преподобного Сергия. Впоследствии над гробом его был поставлен тяжелый памятник. В недавнее время вокруг могилы устроена часовня со стеклянными стенами. Там размещены большие картины, изображающие старца кормящим медведя, старца у ближней пустыньки, блаженную кончину старца и благодатное посещение его Пресвятой Богородицей.
Келья его в последние годы обведена храмом, в котором она служит алтарем. Обе пустыньки - избы из ближней и дальней пустынек - перенесены в Дивеев. В одной из них устроен алтарь, где хранятся разные предметы, принадлежавшие отцу Серафиму. В другой на память о старце раздают кусочки ржаного хлеба, как делал это он сам. Камень, на котором старец Серафим молился тысячу ночей, был разобран по кусочкам богомольцами на благословение. От него остался лишь небольшой кусок. Во многих русских благочестивых семьях можно встретить обломки этого камня с изображением на них молящегося коленопреклоненно на камне с воздетыми руками отца Серафима. Что-то трогающее до слез, привязывающее сердце какой-то невыразимой властью есть в существе дивного старца. Счастлив, кто будет призывать его! Справедлив отзыв о нем "великого архиерея Божия" архиепископа Антония Воронежского: "Он как пудовая свеча, всегда горит пред Госпо- дом - как прошедшею своею жизнью на земле, так и настоящим дерзновением пред Святою Троицею".
Немногие праведники прославлялись столь скоро после кончины своей, как о. Серафим. Все эти 70 лет, отделяющие нас от дня его преставления, полны проявлениями его жизни, его любви и сострадания. Вот некоторые из чудес старца. Из письма П.Т. Архипова из Москвы от 7 октября 1869 года: "Приношу мою искреннюю благодарность за присылку жене моей Марии Николаевне образа на финифти с изображением Богоматери и о. Серафима, молящегося пред Нею. Образ этот вручен был во время тяжкой болезни утром пришедшею монахинею. Жена моя за некоторое время пред этим видела во сне или даже наяву, ибо она была в безпамятстве, что о. Серафим хлопотал и заботился около нее, обливая ее теплою водою. Когда же она опомнилась, то вся была в поту. Тут ей дали присланный вами образ, и с сей минуты она начала выздоравливать, тогда как злая горячка вместе с пузырчатою рожей совершенно свели ее, было, в могилу. Я и каждый из членов моего семейства свидетельствуем, что молитва Преподобного о. Серафима велика пред Богом. Много, много было с нами чудных случаев, уверивших нас в его пред Богом заступлении". Письмо Марии Григорьевны Сабуровой: "Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Я удостоилась во время сильной тифозной горячки видеть угодника Божия о. Серафима в видении: будто бы я пришла в Саровскую пустынь и старец о. Серафим послал меня в Дивеевскую обитель. И когда в видении представилась пустынь, в ней недоконченный храм, а на воздухе над храмом я увидела икону Божией Матери, святой отец Серафим сказал мне от Имени Царицы Небесной, что я буду жива, болезнь моя не к смерти. Старец еще сказал: "И нынче у вас траура не будет, а в будущем, 1869 году будет траур". Это видение тут же, не пришедши еще в сознание, я рассказала всем присутствующим, а опамятовавшись, опять повторила видение. Все, что я видела, исполнилось. И траур в нашем семействе случился неожиданный через десять месяцев. Брат моего мужа, молодой человек, камергер Николай Дмитриевич Сабуров умер за границей. В виденном подписываюсь: М.Г. Сабурова. Свидетельницами при этом видении были: А.М. Языкова, Т. С. Узнанская, В. Г. Языкова".
Марфа Толстова, крестьянка Пензенского уезда, села Заянчкого, 50 лет отроду, была совершенно слепая четырнадцать лет и видела во сне старичка, повелевшего ей побывать в Сарове, где она получит исцеление. "Взгляни на меня! " - говорит ей старец во сне, и она ясно различала его. "Поди,- приказал он,- на Серафимов источник, умойся и, взяв из него воды, подымись на гору до камня; нагнувшись, помочи глаза и исцелишься от слепоты". 29 июня 1873 года исполнилось все сказанное: она в Сарове прозрела.
В октябре 1874 года было получено в Дивееве письмо нижегородской помещицы Каратаевой: она просила прислать масла из лампадки от образа о. Серафима. Это масло, привезенное из Дивеева, давала ей ее двоюродная сестра княгиня Чегодаева, и оно излечило Каратаеву от сильнейшего ревматизма. Княгиня А. С. Кугушева писала дивеевской игуменье Марии: "Вы не можете себе представить, какое страдание я выносила. Ухо мое и челюсть моя до того разболелись, что я ночи не спала и не могла уложить голову, чтоб успокоиться. Одно благодетельное средство - это полотенчико батюшки Серафима. Едва уложу его на больное место, как успокоится боль и я засну".
Письмо к дивеевской игуменье матери Марии В. С. Волкова: " Дивен Бог во святых Своих. 17-го числа сего месяца в моей семье совершилось, по молитвам батюшки о. Серафима, чудное по мгновению своему исцеление трехлетней внучки моей Ольги, которая, будучи весела и играя, вдруг впала в изнеможение, глаза ее помутились, она смотрела дико, как умалишенная, руки ее были сведены, и на делаемые ей вопросы, так как язык у ней отнялся, она не могла отвечать. Мать ее прибежала ко мне в слезах, растерянная и как сумасшедшая, прося меня дать ей чего-нибудь святого. Я немедленно велел принести водицы из источника отца Серафима и полученные мною от вас в память его раздаваемые сухарики дал моей больной, которая, сделав глотка три водицы, тотчас пришла в себя и стала говорить. А когда съела три размоченных в той же воде сухарика, то глаза ее и руки приняли свой постоянный вид и она начала смеяться и играть и по сие время здорова".
Протоиерей Арзамасского собора Светозарский писал в Дивеево 26 апреля 1873 г.: "Со второй недели минувшего поста постигло меня посещение Божие тяжкою простудою, от которой возникла нестерпимая боль внутри. На четвертой неделе она усилилась до такой степени, что я ожидал себе конца. С 16 марта на 17-е в часу первом по полуночи сам предстал угодник Божий видимо пред моею кроватью и на коленочках питал меня какою-то сладкою пищей вроде пирожков. Приказал мне сейчас же читать акафист Божьей Матери, который я знал изустно. Я читал твердо, а о. Серафим продолжал свое дело меня кормить и вдруг исчез, после чего в один момент болезнь моя уничтожилась".
И как обаятельно-милостив, ласков, заботлив великий старец в таких явлениях своих. И какие теперь потоки потекут от его благодеяний, знамений, исцелений! Дивный старец Серафим, помогай нам!