<H2>Преподобный Серафим</h2>

V. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не ставят зажженный светильник под спуд и не может укрыться город, стоящий на вершине горы. Но для того, чтобы возжечь светильник, и для того, чтобы городу вознестись на вершину горы, для этого тре- буется положить много трудов, нужно совершить великую работу Господню.

Преподобный Серафим Саровский подвизался более сорока лет, делая эту работу. Какие труды, какие борения, какие искушения и трудности были на этом пути, мы уже видели в наших прошлых беседах, какое послушание, какое смирение, какое терпение, какая любовь ко Господу воспламеняла дух Преп. Серафима, не все сие видели.

И вот ныне пред нами открываются двери кельи Преподобного Серафима. Пред нами его труды, как светильник, светящий людям, перед нами город, который виден всем — это период старчества Преп. Се- рафима. Здесь ответ на все суемудрые вопросы о том, зачем нужен был его затвор, зачем были нужны все его труды и уединенные подвиги: пустыня, затвор и молчание. Все для того, чтобы душу отдать па служение Господу. Как Он распорядится этой душой — человеку думать не надлежит. Ты лишь думай о том, чтобы привести ее в достойный Господа порядок, чтобы ее отдать всю на служение Господу, потом уже Сам Господь укажет, как надлежит тебе служить людям.

Старческая деятельность Преподобного Серафима по времени невелика — восемь лет, а подготовлялся он к ней 16 лет в иночестве, 15 лет в отшель- ничестве и 15 лет в затворе — всего 46 лет. Внешняя жизнь старца Серафима была иной, чем в затворе. Каждый мог приходить к нему: братия во всякие часы, во всякое время, а люди мирские, посторонние — после ранней обедни и до восьми часов вечера.

В житии рассказывается, как принимал посетителей. После беседы Преп. Серафим покрывал эпитрахилью и заставлял повторять за собою следующие слова:

«Согрешил я, Господи, согрешил душою и телом, словом, умом, делом и помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, волею или неволею, ведением или неведе- нием».

И за сим читал разрешительную молитву, каковую читает священник на исповеди: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благо датию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо, вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию мне данной, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Помазывал он чело елеем из лампады и, целуя в уста приходившего к нему, говорил всегда: — Христос Воскресе, — и за сим давал прикладываться к иконе Божьей Матери. С самыми тяжкими духовными и житейскими затруднениями приходили к нему. Он был близок ко всей жизни, не гнушался нашими слабостями и житейскими заботами и скорбями. В житии рассказы- ваются трогательнейшие случаи таких к нему обращений с житейской нуждой. Однажды прибежал к Преподобному простой крестьянин с шапкой в руке, с растрепанными волосами и упал в ноги Преподобному:

— Батюшка, у меня лошадь украли, я теперь совсем нищий, не знаю чем кормить буду семью. А, го- ворят, ты угадываешь.

Преподобный Серафим ласково взял его за голову и, приложив к своей голове, сказал: — Огради себя молчанием и поспеши в такое-то село (назвал село). Когда будешь подходить к нему, свороти с дороги вправо и пройди задами четыре дома, там увидишь ты калиточку, войди в нее, отвяжи свою лошадь от колоды и выведи молча. Все так и исполнил и получил крестьянин свою лошадь. Прежде чем нам перейти к рассмотрению самого основного делания Преп. Серафима в этот период его жизни — разумею заботы его о Дивеевской обители,— нам надо подробно рассмотреть отношение его к семье Мантурова и Мотовилову.

Мантуров был богатый помещик. Он захворал тяжкой болезнью и был почти при смерти, уже начали выпадать у него от разложения кости из ноги. В таком состоянии крайнего изнеможения он приехал в Саровскую пустынь к Преподобному Серафиму. Преподобный Серафим встретил его словами: — Что пожаловал посмотреть на убогого Серафима?»

Мантуров со слезами стал просить его об исцелении. Тогда Преп. Серафим спросил его: — Веруешь ли ты в Бога?

И повторил это три раза: — Веруешь ли ты в Бога? Веруешь ли ты в Бога? Веруешь ли ты в Бога?»

И ответил ему болящий Мантуров: — Верую, верую.

— Радость моя, — сказал ему тогда Преподобный...*

VI. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не похоже ли наше отношение ко всему, что связано с жизнью Преподобного Серафима на некие вос- поминания наши о нем, как будто мы рассматриваем не житие его, а вспоминали то, что видели своими глазами.

Это то же чувство, которое испытывают решительно все, побывавшие сами в Саровской пусты- не. Не верится, что Преподобный Серафим жил сто лет тому назад.

Когда идешь по дороге от монастыря в дальнюю пустынь, проходишь источник или место, где на камне молился Преподобный Серафим, то кажется тебе, что ты посещаешь места, совсем недавно освященные благодатною его жизнью, таким близким, совсем близким кажется тебе Преп. Серафим. Отсюда и в нашем рассмотрении жизни его эта потребность подольше остановиться и поподробнее рассмотреть отдельные факты, наиболее значительные в жизни Проп. Серафима. В прошлую беседу нашу мною было сказано, что, прежде чем нам перейти к рассмотрению отношения Преп. Серафима в Дивеевской обители, мы должны подробнее рассмотреть его отношения к Мантуровым и Мотовилову. О Мантуровых мы говорили в прошлый раз. Ныне переходим к Мотовилову. Как знакомство и начало отношения к Мантуровым связано с исцелением от болезни, так же связано с исцелением начало и этих, более внутренних отношений с Мотовиловым. Мотовилов о своей болезни говорит так: «За год до пожалования мне заповеди о служении Божией Матери при Дивеевской обители великий старец Сера- фим исцелил меня от тяжких, неимоверно великих ревматических и других болезней с расслаблением всего тела и отнятием ног, скорченных и в коленках распухших, и с язвами пролежней на спине и боках, коими страдал неисцельно более трех лет. 1831 года 9 сентября батюшка отец Серафим одним словом исцелил меня от всех болезней моих». Преподобный Серафим исцелил Мотовилова. Для нас, почитающих Преп. Серафима и ведающих о его чудесах, это так же естественно, как сказать о человеке, умеющем говорить, что он сказал слово. Но рассмотрим подробно, как все это произошло, дабы нам воскресить перед собою живой образ Преп. Серафима.

Четверо принесли Мотовилова к Преп. Серафиму, а пятый поддерживал ему голову. В это время Преподобный Серафим сидел на лужайке на большой поваленной сосне, которая, как говорит Мотовилов, и сие время лежит на берегу Саровки. И вот на просьбу об исцелении, обращенную к Преподобному Серафиму, Преподобный сказал: — Да ведь я не доктор, к докторам надо относиться, когда хотят лечиться от болезней каких-нибудь...

— Я, — говорит Мотовилов, — ответил ему, что испробовал все лечения у докторов, был у самых известных, у самых прославленных и теперь надеюсь только на одного Господа Бога. И тогда Преподобный спросил: — А веруешь ли в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек, и в Пречистую Его Божию Матерь, что Она есть Приснодева? — Верую.

— А веруешь ли, что Господь, как прежде исцелял мгновенно, так и ныне легко и мгновенно может попрежнему исцелить требующих помощи. — Истинно верую всему этому всею душою моею и сердцем моим верую.

— А если веруете, то Вы и здоровы уже. — Как же здоров, — спросил я, — когда люди мои и Вы, батюшка, держите меня в руках?

— Нет, — сказал Преподобный, — Вы совершенно, всем телом вашим, теперь уже здоровы вконец.

Он приказал державшим меня на руках своих людям моим отойти от меня, а сам, взявши меня за пле- чи, приподнял от земли и, поставив на ноги, сказал мне:

— Крепче стойте, тверже утверждайтесь ими на земле, вот так, не робейте, вы совершенно здоровы теперь.

И потом прибавил, радостно смотря на меня: - — Вот видите ли, как хорошо вы теперь стоите. Я отвечал:

—Поневоле хорошо стою, потому что вы хорошо и крепко держите меня.

И он, отняв руки свои от меня, сказал: — Ну вот, уже и я теперь не держу вас, а вы и без меня все крепко же стоите. Взяв меня за руку одною рукою своею, а другою в плечи мои немного подталкивая, повел меня по траве и по неровной земле около большой сосны, гово- ря:

— Ну вот, ваше Боголюбие, как вы хорошо пошли. Я отвечал:

— Да потому, что Вы хорошо меня вести изволите.

— Нет, — сказал он мне, отняв от меня руку свою:

— Сам Господь совершенно исцелить вас изволил и Сама Божья Матерь о том Его упросила. Вы теперь и без меня пойдете и всегда хорошо ходить будете, идите же.

И стал толкать меня, чтобы я шел. — Да этак упаду я и ушибусь, — сказал я. — Нет, не ушибетесь, а твердо пойдете. И когда я почувствовал в себе какую-то свыше осенившую меня силу, приободрился немного и твердо пошел, то он вдруг остановил меня и сказал: — Довольно уже, — и спросил: — Что, теперь удостоверились вы, что Господь вас действительно исцелил?

И дал совет:

— Так как трехлетнее страдание Ваше тяжко изнурило вас, то вы теперь не вдруг помногу ходите, а постепенно, мало-помалу приучайтесь к хождению и берегите здоровье ваше как драгоценный дар Божий.

Мотовилов пошел в монастырь исцеленный. Люди его пошли отдельно лесом, славили Господа, а молва о том, что произошло исцеление, уже бежала вперед в монастырь. Там в монастыре вышли навстречу исцеленному Мотовилову и игумен, и иеромона- хи, которые поздравляли его с великой милостию Божией.

Вот как началось отношение Мотовилова с Преп. Серафимом. Могут ли отношения, начавшиеся так, пройти безразличными для человека, может ли совершившееся такое великое благодеяние Божье ос- таться безследным, коренным образом не изменить всю последующую жизнь человека? Какое для этого нужно было бы иметь каменное сердце и величайшее легкомыслие.

Мотовилов, пережив это чудо, сделался послушником Божьей Матери, как его называл Преподобный Серафим. Если отношения с Мантуровым были более делового характера, то отношения с Мотовиловым, напротив, имели знамение глубокое, внутреннее.

Именно ему Преп. Серафим раскрыл многие духовные тайны, и мы обязаны Мотовилову не только тем, что он сохранил многие предметы, оставшиеся после кончины Преп. Серафима, с любовию сохранив в Дивееве, даже некоторые выкупив у Саровских монахов, но он еще более имеет значение для нас тем, что сохранил ту духовную драгоценность, преподанную ему в беседах с Преп. Серафимом. Вот об этой внутренней стороне надлежит сказать нам. Преподобный Серафим говорил Мотовилову, что первейшей целью человеческой жизни есть стяжание Святаго Духа Божия. Что исполнение запове- дей, совершение богослужений, посты — все это есть как бы русла, по которым течет человеческая жизнь, дабы потом все это соединить в неком благодатном мире того духовного состояния, которое он именует стяжанием Духа Святаго Божия. Мы, обыкновенные смертные, по самому естеству нашей природы способны видеть отблески высшей Правды в разрознен- ных явлениях человеческой жизни.

Когда людей тянет мирская жизнь, это не всегда значит, что мир соблазняет их злом. Нет, видя в мирской жизни отблески правды, они принимают мир за полноту истины. Верующим, которые идут путем, указанным Святой Церковью, Господь открывается в созерцании красот мира, в молитве, в редкие исключительные моменты духовного подъема, особенно при Таинстве Святого Причащения. Это мину- ты светлого и лучезарного осияния благодатию Святаго Духа. Но вот как об этом состоянии свидетельствует необычайная беседа Преп. Серафима с Мотовиловым.

Мотовилов спросил Преп. Серафима, какое же будет доказательство, что Дух Святой пребывает в душе. Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

— Мы оба теперь, батюшка, в духе Божьем с тобой. Что же ты не смотришь на меня? Я отвечал:

— Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз Ваших молнии сыпятся. Лицо Ваше сделалось светлее солнца и у меня глаза ломит от боли. Отец Серафим сказал:

— Не устрашайтесь, Ваше Боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, что же вы чувствуете теперь, — спросил далее о. Серафим.

— Необыкновенно хорошо,— сказал я. — Да как же хорошо, что именно? Я отвечал:

— Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу...

— Что же еще чувствуете вы? — Необыкновенную радость во всем моем сердце.

— Что же еще чувствуете. Ваше Боголюбие? Я отвечал:

— Теплоту необыкновенную. — Как, батюшка, теплоту, да ведь мы в лесу сидим, теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает. Какая же может быть тут теплота? Завершая беседу Преподобный Серафим сказал:

— Вот что значит быть в полноте Духа Святаго, про которую святой Макарий Египетский пишет: «Я сам в полноте Духа Святаго...» Этою-то полнотою Духа Своего Святаго и нас, убогих, преисполнил теперь Господь... Ну уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше Боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святаго...

Разве мы в своей жизни не имеем подтверждения слов Преп. Серафима? Разве даже после наших бледных, скорее похожих на намек благодатных состоя- ний духа не теряет смысл и интерес внешняя материальная сторона жизни? Как понятны нам делаются слова Преп. Серафима!

Если бы надолго удержаться в этом состоянии, человеку не было бы никакого дела ни до еды, ни до питья, он не мог бы долее жить во плоти. Когда благодатная сила Божья осеняет человека, жизнь его во плоти здесь имеет только один смысл: идти дальше, по пути духовного совершенствования. Преподобный Серафим многое открывал Мотовилову из тайн будущего. Одно нам надлежит осо- бенно заметить. Это то, что касается судеб Церкви и мира. Говоря о том, что иногда отступает от человека благодать Божья, он указывает на причины сего. А потом говорит так:

— Есть еще причина и, можно сказать, беспричинная причина такой благодати Всесвятаго Духа изволить иногда оставлять даже человека богоносного, и это уже попускается от Самого Господа ис- пытывать силы лишь крайне укрепившегося в благодати Божьей человека. Так вот, такое же искушение, т.е. оставление благодати Божьей, будет допущено во всей вселенной во времена антихриста, когда все святые Божьи люди и Святая Церковь Божья Христова, лишь из них одних состоящая, как бы оставлены будут от защищения и помощи Божьей. Нечестивые же восторжествуют и возвеличатся над ними.

Т.е. будут такие времена антихриста, когда Церковь, уже в это время состоящая как бы исключитель- но из святых Божьих людей, будет, попущением Божием, совершенно оставлена от защищения, и тогда- то будут требоваться, дабы не отступать от Христа, вера и терпение святых.

«Но и в преддверии к такому состоянию, — говорит Преподобный Серафим,— подобные же тому безмерные искушения попускаются и будут попускаться и до этого времени на святых великих угодни- ков Божьих».

Вот что предрекает Преп. Серафим. Мы знаем, что сие предречение находится в полном соответствии с Словом Божьим, и все же в устах Преподоб- ного оно — это предречение — ближе продвигается к нам, как бы еще более нами усвояется. Почему оно важно нам? Мы не знаем времен и сроков, мы не предрекаем о скором пришествии антихриста. Даже Преп. Серафим, когда к нему некто обратился с этим вопросом о том, скоро ли будет второе пришествие, сказал:

— Ты слишком много думаешь об убогом Серафиме.

Кто же из нас дерзнет предсказать о времени? Но не сие важно нам в этом преречении, оно нас укрепляет в том, чтобы нам не искушаться и не соблазняться одной соблазнительной мыслью для человека: мыслью о том, что если все не веруют — значит, все правы.

Когда кругом безбожники, человека и самого тянет отречься от веры. И хотя бы эти все были погру- жены в самые безобразные пороки и этим воочию свидетельствовали, что не у них правда, все-таки слово все производит на человеческую душу какое-то соблазняющее впечатление. Неужели, дескать, все не- правы, а прав я один да еще какая-то кучка попов? Чтобы утверждаться пророчеством святых, укрепляющих нас в вере, что мы — малое стадо, идем верной дорогой.

Будущее Церкви с самых первых времен никогда не рисовалось как внешняя победа и торжество. Церковь, по Слову Божию, в последние времена будет ничтожной по своему количеству горсткой святых. Но эта Церковь встретит Христа, грядущего во славе. Аминь.