Пока мы не имеем терпения, души
наши как бы не наши, а чужие, ибо без
терпения мы не можем быть
уверенными в спасении; терпение же
есть верный признак, что мы получим
спасение. Как много страдал наш
Владыка, чтобы избавить от работы
вражией род человеческий! Он спас
нас Своею Кровию. Мы же, желая
спасти свои души от гибельной руки
чужого, хотим ли претерпеть хоть
немного? Терпи - и обрящешь душу
свою, которую погубил грехами.
Ты не обладаешь ничем, даже самим
собой, если живешь без терпения;
терпя же, становишься господином и
владыкой самого себя. Святой
Григорий Богослов говорит:
"Терпением мы приобретаем души
наши, ибо когда мы сами учимся
обладать собой, то начинаем
приобретать то, что в нас самих"
(Беседа 35 на Евангелие от Луки). То
есть он как бы сказал: по естеству и
бытию мы владыки на земле, однако мы
не владыки самим себе, если не
обладаем собой. Не обладаем же
потому, что не приобретаем себя
терпением, а отчуждаемся от себя,
позволяя себе работать для мира и
мирских греховных вожделений, и
потому мир обладает нами, а не мы
собою (103, 615).
Терпение - не простое терпение, ибо многие страдают за дело, по своей вине, а терпение в скорбях, случающихся без вины и приемлемых ради любви Божией,- такое терпение приятно и похвально в очах Божиих, как говорит святой апостол Петр: "...если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые" (1 Пет. 3, 17). "Ибо то угодно Богу, если кто помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны" (1 Пет. 2, 19-21) (103, 748-749).
Саул преследует Давида; Давид, спасаясь от гневной ярости Саула и рук убийцы, скрылся в попавшейся на пути глубокой пещере. Саул, идущий за ним неподалеку, утрудившись в пути и желая скрыться от солнечного зноя и отдохнуть, вошел в ту же пещеру, не зная, что там находится Давид, и уснул в ней. И один из бывших с Давидом прошептал ему: "Вот день, о котором говорил тебе Господь: „вот Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно"". Но Давид отверг его совет: "Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню". Сказав это, он подошел к спящему Саулу, отрезал только воскрылие одежды его и снова скрылся в пещере. Когда Саул, проснувшись и не зная ничего о Давиде, вышел, чтобы продолжать путь, Давид также вышел из пещеры и закричал вслед ему: "Господин мой, царь!" Царь обернулся, а Давид поклонился ему до земли и, показав воскрылие одежды его, сказал: "...Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере... но я пощадил тебя и сказал: "не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа". Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства... а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее". И сказал ему еще много умилительных слов (как написано в книге Царств), от которых прошел гнев у Саула, согревшегося от холода, как бы углями огненными, терпеливым незлобием Давидовым и его благородством, то есть тем, что Давид не убил его. Согревшись, говорю, от холода нелюбви и несправедливой вражды, умиленный, он сказал: "Твой ли это голос, сын мой Давид? И возвысил Саул голос свой, и плакал" (1 Цар. 24, 3-17). Мы видим здесь, как терпение Давида и его благодеяние, то есть то, что он не убил врага своего, привело Саула к умилению и раскаянию и превратило его из врага в друга. Ибо он назвал того, кого гнал, сыном своим и плакал, видя его неповинность и свою несправедливую вражду. Рассуждая об этом, святой Златоуст говорит: "Как внезапна эта перемена! Прежде не хотел Саул называть Давида и по имени, так как самое имя его было ненавистно Саулу, теперь же и в родство произвел Давида, назвал его сыном. Кто может быть блаженнее Давида? Он сделал отцом своим убийцу, претворил волка в овцу, печь гнева исполнил обильной росой и угасил пламень ярости" (Слово "О Давиде и Сауле", "Маргарит"). Отсюда мы видим, что незлобивое терпение, соединенное с благодеянием, как огненные угли, согревает врага и из недруга делает его другом. Как велика польза человеку от терпения! Как хорошо следовать евангельскому совету: "Терпением вашим спасайте души ваши" (Лк. 21, 19) (103, 753-754).
Терпение есть та плодородная земля, на которой произрастает всякая добродетель. Вспомните евангельскую притчу о сеявшем семя на поле своем: "...иное упало при дороге... иное упало на камень... иное упало между тернием... а иное упало на добрую землю" (Лк. 8, 5-8). Те семена, которые упали при пути, на камнях и в тернии, погибли, и только одно из них, упавшее на хорошую землю, принесло обильный плод. Что же это за добрая, хорошая земля? Послушаем, как объясняет это Христос: семя, "упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это. Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" (Лк. 8, 15). Послушаем эти слова: "приносят плод в терпении". Терпение есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел (103, 754-755).
Терпение имейте ко всем, "никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками... Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром",- говорит апостол (Рим. 12, 17-21). Если кто-либо один будет зол, всякий другой да будет благ; если один будет безумен, всякий другой да будет разумен; если же оба будут безумны, яры, оба будут злы, то зло пребудет неразрушимым, средостение вражды непоколебимым: "Терпение нужно вам,- говорит апостол,- чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное" (Евр. 10, 36). Ибо когда мы много раз омрачаемся самолюбием и самоугождением, то проясняемся скорбью и терпением. Когда честью и славой возносимся, то бесчестием и поруганием человеческим смиряемся. Когда прахом сладострастия и плотоугодия посыпаемся, то уничижением и поношением омываемся. Поэтому не раздражайся сильно на оскорбляющего тебя, но раздражайся больше на свой грех, возбуждающий сердце твое против него. Святитель Димитрий Ростовский (103, 1067-1068).
Терпение есть добродетель, которая во всякой приключившейся неприятности, печали и скорби предается воле Божией и готово лучше все выстрадать, чем согрешить перед Богом. Или терпение есть добродетель, укрепляющая сердце в крестном подвиге, и сохраняющая от. негодования и ропота, и научающая во всем предаваться воле Божией: это не что иное, как сама вера, подвизающаяся против самолюбия плоти и покоряющая ее в послушание воле Божией (104, 2078).
Душе благочестивой, живущей в этом мире, везде чужая сторона, везде и беспокойство, пока не пойдет она к своему Небесному Отечеству. Там она сладко упокоится после трудов и подвигов, и притом вечно, а не временно. Но и здесь, в этом мире, если хочешь иметь покой, нигде не сможешь найти его, если не будешь иметь терпения. Предайся терпению - и будешь иметь покой внутри себя, хотя и много будут тебя беспокоить извне (104, 2083-2084).
Какую великую пользу приносит терпение в обществе и всяком звании! Терпением сохраняется любовь и согласие между властями и подвластными, между родителями и детьми, между господами и рабами, между братьями, между друзьями, между соседями, между покупающими и продающими, так что без терпения никакого добра быть не может. От нетерпения муж с женой, брат с братом, друг с другом ссорятся и враждуют там, где должно быть миру и согласию. От нетерпения господин раба, отец сына, муж жену, властелин подвластного мучает и бьет. От нетерпения в пострадавших возникает злой умысел на бьющих; отсюда бывает, что раб господина, жена мужа, подвластный властелина, сын злого отца готов убить и убивает, и много такого зла случается. Терпение же все зло пресекает. Нетерпение разоряет дома, села, города и государства, ибо от нетерпения - несогласие, от несогласия - ссора и брань, от брани - кровопролитие и убийство в людях, составляющих общество. Терпение все это зло предотвращает. Ибо где терпение, там нет ссоры и брани (104, 2084-2085).
Большее и высочайшее терпение есть не чувствовать обиды и болезни в своем сердце. Такой подлинно умер для мира, плоти и греха, а живет во Христе. Такой ни похвалой не возносится, ни поношением не. оскорбляется; как в благополучии, так и в злополучии ровен, постоянен, тих и кроток. Преблагополучное это состояние сердца (104, 2086-2087).
Помяни, сколько ты от юности согрешал перед Богом, но терпел тебя Господь. Что, если бы Бог поступил с тобою по правде Своей? Давно бы душа твоя сошла в ад. Как Бог долго терпел тебя и делал тебе по милости Своей, так и ты делай ближнему твоему (104, 2088).
Желающим жить благочестиво нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо "по причине умножения беззакония" во многих уже охладела любовь (Мф. 24, 12) (104, 2090).
Терпеть или не терпеть и роптать в страдании, но не миновать того, что нам определил суд Божий, а нетерпением уничтожается воздаяние. Терпением облегчается страдание. Посмотри на тех, кто находится в долговременной болезни: они так притерпелись к этой болезни, что как бы не чувствуют ее; напротив, нетерпением умножается болезнь (104, 2091-2092).
Всякая душа, помня свои грехи перед Богом, считает себя недостойной Его благодеяния, однако не отчаивается в милости Его, как благого и милосердного Отца, несомненно веруя Его милостивому обещанию. И отсюда видишь, как сильна память о грехах обуздать гордость и поощрить к смирению и сознанию своего недостоинства. И воистину, чего человек сам по себе достоин как грешник, разве только казни? Все, что ни получает человек от Бога - пищу, одеяние и прочие блага, получает даром, не по достоинству своему, но по одной милости. Его. Поэтому человек должен терпеть, когда Бог не подает ему благ Своих, поскольку Бог его не обидит. Подает ли нам Бог блага Свои - подает даром, отнимает ли блага у нас - Свои отнимает, и отнимает праведно и в нашу пользу, да познаем блага его и Его, Благодетеля, из благ Его (104, 2092).
Святое Евангелие учит нас, что Христос, Царь наш и Подвигоположник, когда в подвиг за нас вступил, не чем иным победил наших врагов, как терпением креста, то есть всякого страдания... С терпением начал, с терпением проходил, с терпением и окончил Свою святую и многострадальную жизнь на земле. Начал в самом младенчестве нести крест, гонимый беззаконным Иродом,- начало разрушаться и темное царство нашего врага - диавола. Терпел Он за истину хулы и поношения от беззаконных - претерпевал удары врагов истины. Предстал неправедному суду, был судим неправедно Судия всех - осужден и князь мира сего, как сказал Он Сам: "...князь мира сего осужден" (Ин. 16, 11). Господь был пригвожден на Кресте - уязвился и пал наш супостат. Так был низложен наш клеветник, и повержен на землю, как мертвец, и даровалась нам победа над ним. Всесильному и страшному Победителю Христу, Царю нашему, последовали апостолы, мученики и все святые и побежденного врага мужественно одолели силою Победителя. Этот образ победы подал наш Избавитель, чтобы и мы побеждали врага наших душ не чем иным, как терпением (104, 2094).
Иисус же говорил, повествует святой евангелист: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23, 34). О долготерпение Твое, Владыко, милостивый наш Искупитель! О неисповедимая любовь и милосердие к грешникам! И в таком страшном мучении не столько за себя, сколько о гибели грешников, да еще явных врагов, страдаешь!.. Благословен Ты, Господи, показавший нам образ такого терпения! Да постыдится человеческая гордость, не терпящая слова поношения и укора, и ропщущая, и жаждущая отмщения брату (104, 2095).
Бог повелевает нам делать добро, и терпеть обиды, и не воздавать злом за зло; диавол советует противоположное. Когда делаем добро и терпим, повинуемся Богу, а противимся диаволу, который учит злу и отводит нас от терпения. И так, побежденный терпением, как побитый палкой пес, он убежит от нас. Тогда Бог будет стоять за нас и от нас его будет прогонять. Об этом и святой Златоуст говорит: "Диавола нужно побеждать терпением". Хочешь ли не уступать и противиться диаволу? Уступай людям, и не противься им, и не воздавай злом за зло. "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12, 21). Это славная победа, более славная, чем победить многие тысячи людей. На этот подвиг и победу Христос с Неба смотрит благоприятно; о ней радуются Ангелы; ее ублажают люди; ее все Писания хвалят и возвещают в роды родов (104, 2096-2097).
Лучше во всем, что бы ни случилось неприятное, отдаваться на волю Божию, без которой ничего не бывает, и все терпеть без негодования, ропота и с охотой, чем без желания и с негодованием. Ибо первое - дело послушания, покорности и добродетели, второе - непослушания, непокорности и порока. Первое - дело духа, покоряющегося воле Господа своего, второе - противящегося. Дело верного раба Божия - и полагать в себе, и говорить так: чего хочет Бог мой, того хочу и я. Хочет, чтобы я был в болезни, хочу и я, хочет, чтобы я был в нищете, хочу и я, хочет, чтобы я терпел безмолвие, хочу и я, хочет, чтобы я был в темнице, или в заточении, или умер, хочу и я, претерплю, что бы ни случилось, да будет воля Господня. Он мне дал эту чашу - выпью ее. Но притом знай, что даже если и хотения твоего не будет, и роптать будешь, однако будешь пить, но с большей горечью и без всякой пользы (104, 2098-2099).
Терпение укрепляется молитвой, которая испрашивает Божию помощь в несении наложенного креста. Как страждущие дети говорят о печали своей родителям и от них получают утешение или как друг своему верному другу сообщает о сердечной скорби и оттого чувствует, на сердце некую отраду, так и мы чувствуем облегчение нашей печали, когда Богу, Который есть "Отец милосердия и Бог всякого утешения" (2 Кор. 1, 3), сообщаем нашу печаль в молитве. Святитель Тихон Задонский (104, 2100).
"И поручили Варнаве идти в
Антиохию. Он, прибыв и увидев
благодать Божию, возрадовался и
убеждал всех держаться Господа
искренним сердцем" (Деян. 11, 22-23).
Когда святые апостолы, находясь в
Иерусалиме, услышали, что в
Антиохии не только иудеи, но и
язычники начали принимать веру во
Иисуса Христа, они - надо полагать,
для удостоверения в этом желанном
событии, а в случае подлинности его
и для утверждения верующих -
послали Варнаву в Антиохию.
Святой Варнава, придя в Антиохию и
видев благодать Божию, то есть по
благодати Божией принятую и
содержимую антиохийцами веру
Христову, возрадовался. Велика была
радость святого Варнавы особенно
потому, что, сверх ожидания, вновь
приняли веру Христову и язычники.
Велика и та радость, когда вера,
давно принятая, верно сохраняется,
ибо как есть препятствия
насаждению вновь веры Христовой,
так есть препятствия и сохранению
ее в первоначальной чистоте и силе,
хотя, впрочем, она может победить и
те и другие. Поэтому и святой
Варнава не совершенно предался
радости о верующих, но и заботился о
них, и убеждал всех держаться
Господа искренним сердцем, терпеть
о Господе. Что значит терпеть о
Господе? К мысли о терпении ближе
всего мысль о бедствиях и
страданиях. Поэтому терпеть о
Господе - значит великодушно
переносить бедствия и страдания за
веру в Господа. Подлинно, этот род
терпения заповедует Господь наш,
когда говорит Своим
последователям: "Предаст же брат
брата на смерть, и отец - сына; и
восстанут дети на родителей, и
умертвят их; и будете ненавидимы
всеми за имя Мое; претерпевший же до
конца спасется" (Мф. 10, 21-22). Так
терпели о Господе святые мученики!
Но Господь обещает спасение только
претерпевшему до конца;
мученичества же прекращаются -
прекращается и терпение этого рода,
и нужно далее изыскивать, что
значит терпеть о Господе, хотя бы не
было бедствий и страданий,
испытывающих терпение. В слове
Божием находим, что терпеть о
Господе иногда значит прилежно и
неослабно молиться, пока не
умилостивим Бога и не будем
услышаны: "Твердо уповал я на
Господа, и Он приклонился ко мне и
услышал вопль мой" (Пс. 39, 2). Кроме
того, и вообще люди мужественные и
постоянные в подвигах благочестия
называются терпящими о Господе, что
можно видеть в следующем изречении:
"Надеющиеся на Господа обновятся
в силе: поднимут крылья, как орлы,
потекут и не устанут" (Ис. 40, 31).
Все эти виды благочестивого
терпения, или одним словом,
постоянство в вере, заповедовал
святой Варнава антиохийским
христианам, когда молил их - не
только по необходимости, по
требованию обстоятельств, но
искренним сердцем терпеть о
Господе.
Если и не воздвигаются ныне на
последователей Христовых гонения,
производящие мученичество, и ныне,
однако, как и всегда, "многими
скорбями надлежит нам войти в
Царствие Божие" (Деян. 14, 22). Итак,
посылается ли на тебя бедствие и
скорбь, и при тщательном испытании
своей совести ты познаешь в этом
наказание за грехи, терпи о Господе
и говори с Псалмопевцем:
"Праведен Ты, Господи, и
справедливы суды Твои... Благо мне,
что я пострадал, дабы научиться
уставам Твоим" (Пс. 118, 137, 71). Если
же и не замечаешь того, что по твоей
вине навлечено на тебя бедствие,
которое постигает тебя, и тогда
терпи о Господе и говори с Иовом:
"Господь дал. Господь и взял; да
будет имя Господне
благословенно!" (Иов 1, 21).
Учит тебя благодать Божия молиться
Богу об избавлении от бед, просить
Его помощи в нуждах, особенно
духовных, относящихся ко спасению
твоей души и к вечному блаженству,-
берегись и в этом святом упражнении
непостоянства и нетерпеливости.
Господь заповедал нам "всегда
молиться и не унывать" (Лк. 18. 1), то
есть не тяготиться молитвой, но
пребывать в ней неослабно. Видишь
ли плод твоей молитвы? Усугуби ее
благодарением Богу, который
"насыщает благами желание
твое" (Пс. 102, 5). Не получаешь
просимого? Признавай
несовершенство молитвы твоей и
продолжай ее с новым усердием,
помышляя, что Всеблагой Отец
Небесный если видимо не исполняет
твоего желания, то, без сомнения,
невидимо печется о благе твоем
более, чем ты можешь познать и
вообразить. Так и в молитве терпи о
Господе.
Какой бы ты ни предпринял
благочестивый подвиг, в какой бы ни
начал упражняться добродетели, не
изменяй принятому однажды благому
намерению. И хотя бы предстояли
тебе препятствия, хотя бы казалось
тебе, что успех не соответствует
твоему ожиданию, не отчаивайся, не
малодушествуй. И напротив, хотя бы
показалось тебе, что ты преуспел в
добром деле и подвиге, не ленись, не
будь беспечен, признавая себя
неключимым рабом, даже если и все
повеленное сотворил, ибо и в этом
случае ты сделал только должное (Лк.
17, 10) и потому не имел бы еще права
остаться без дела. Таким образом, в
трудности подвига уповай на
Господа и терпи о Господе; в успехе
не полагайся на себя и тоже терпи о
Господе. Филарет, митрополит
Московский (114, 350-351).
"Претерпевший же до конца спасется" (Мф. 24, 13). А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко, стало быть, и спасение у нас под руками. Претерпи все до конца - и будешь спасен. Надо, однако, терпеть умея, а то можно протерпеть и никакой пользы не получить. Во-первых, блюди святую веру и веди безукоризненную жизнь по вере, всякий же случающийся грех тотчас очищай покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя, что все, исходящее от Господа, посылается Им во благо нашим душам; за все искренне благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жажду ее как питья, хотя горького, но целительного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенести. По-христиански ли ты претерпишь ее или не по-христиански - все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропот не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, осознай себя стоящим еще и не такой беды, осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего (107, 174-175).
"Претерпевший же до конца спасется" (Мф. 24, 13). Но не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то и жизнь эта, чтобы терпеть, и всякий что-нибудь терпит, и терпит до самого конца. Но терпение не идет впрок, если оно не бывает ради Господа и святого Евангелия Его. Вступи на путь веры и заповедей Евангельских - поводы к терпению умножатся, но терпение с этой минуты начнет плодоносить венцы, и то терпение, которое до сих пор было пусто, сделается плодоносным. Таким ослеплением помрачает нас враг, что только то терпение и представляет тяжелым и невыполнимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего не стоящим, хотя оно тяжелее и безотраднее того, которое несут борющиеся со страстями и противящиеся врагу! А мы слепы и не видим этого... Трудимся, терпим и выбиваемся из сил ради врага, на свою же погибель (107, 246-247).
В притче о двух сыновьях второй из них проворно сказал: "Иду ... и не пошел" (Мф. 21, 30). Это образ всех скороспелых благих намерений, которые привести в исполнение потом недостает постоянства воли и терпения. Легкое сердце тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах. Эта немощь встречается почти у всех. Как же избежать такой несостоятельности перед самим собою и перед другими? А вот как: не начинай ничего, не обдумав и не рассчитав, что на предпринятое хватит сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по показанию тех же внушений Господа в притчах, чтобы вооружиться заранее самоотверженностью и терпением. Посмотри, есть ли у тебя эти опоры всех тружеников в добре, и если есть - начинай дело, а если нет, то заранее запасись ими. Если запасешься, то что бы ни встретилось на пути к исполнению намерения, все перетерпишь и преодолеешь и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что если дело трудновато - брось его, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобой никогда такого, чтобы ты сказал: "Иду", а потом не пошел. Епископ Феофан Затворник (116, 373).
От одного отвержения имений и вещей ничего не приобретешь, если не претерпишь до конца искушения и скорби ради Бога (108, 328).
По отношению к всемогущей и всесвятой воле Божией не может быть иных соответствующих чувств в человеке, кроме неограниченного благоговения и столь же неограниченной покорности. Из этих чувств, когда они сделаются достоянием человека, составляется терпение (108, 331).
Какой напасти, какого оскорбления великодушно не претерпит желающий умереть за Христа! (108, 354).
Терпеливое несение креста есть истинное зрение и сознание своего греха. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя (108, 356-357).
С креста своего славословь Господа, отвергая всякий помысел жалобы и ропота как преступление и богохульство (108, 357).
В постоянном уповании на Бога надо великодушно претерпевать скорби от страстей, возникающих из падшего естества, от братии, от врагов-демонов (108, 518).
Только тот может увидеть плод Духа - на древе своей души, кто возрастит этот святой, нежный плод многим и мужественным терпением (109, 9).
Крест - терпение в Господе всех огорчений и напастей, которые будут попущены Промыслом Божиим (109, 106).
За терпение и постоянство получаем дар молитвы (109, 167).
Терпение скорбей с благодарением Богу, с признанием себя достойным скорби, с признанием попущенной скорби именно тем спасительным врачевством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знамение истинного покаяния (109, 398).
Опытный земледелец не предается унынию и малодушию, когда увидит, что поле его покрывается сорняками,- с терпением... и трудом он выдергивает их. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 435).
Один брат жил в общежитии, в послушании, и был любим пятью братиями, но не любим одним братом. Из-за нерасположения одного брата он вышел из того монастыря и перешел в другой. Здесь полюбили его восемь братий, а два возненавидели. Он вышел из этого монастыря, вступил в третий, в котором семь братий были расположены к нему, а пять не расположены. Брат убежал и оттуда. Он пришел к некоторому монастырю и, прежде чем войти в него, сел и так рассуждал сам с собою: "Если я буду повиноваться помыслу своему, то не останется места во вселенной, куда бы мне перейти, поэтому отныне даю обещание терпеть". Потом он вынул бумагу и написал на ней для себя: "Ты вышел из нескольких монастырей, не терпя ропота и укорений; здесь будут делать тебе неприятностей больше, чем в тех монастырях. Вспомни все поводы, побудившие тебя выходить; все эти поводы ты найдешь и здесь; будешь ли терпеть?" В ответ он написал: "Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, буду терпеть". Записку свил он в свиток, вложил в свой пояс и, помолившись, вошел в монастырь. По прошествии короткого времени он услышал ропот братий на себя. Когда он огорчался, он вынимал записку и прочитывал свой обет. При этом он говорил себе: ты дал обещание Богу, проси же у Него помощи. Таким образом брат получал утешение. Невидимый враг, возмущенный терпением брата, внушил прочим монахам пытливую мысль узнать, что читает брат, утешающее его. Они начали говорить: "Пришелец-монах - волшебник: прочитывает что-то и избавляется от смущения". Наконец они пошли к игумену и сказали ему: "Мы не можем жить с этим братом: он колдун, носит в поясе колдовство, если хочешь, чтобы он остался, отпусти нас из монастыря". Игумен был муж духовный. Зная смирение брата, он понял, что наговорили на него по зависти, внушенной диаволом, и потому отвечал монахам: "Пойдите, помолитесь, и я помолюсь, а по истечении трех дней дам вам ответ". Однажды, когда брат спал, игумен тихо расстегнул его пояс и прочитал записку; потом положил ее на прежнее место и застегнул пояс. После трех дней монахи пришли к игумену и спросили его: скажи нам, как ты хочешь поступить с волхвом? Игумен отвечал: "Позовите его". Когда он пришел, игумен сказал ему: "Зачем ты соблазняешь братию?" Брат отвечал: "Согрешил, простите и помолитесь за меня". Игумен, обратясь к братии, спросил: "В чем приносили вы жалобу на него? Что он сделал?" Монахи отвечали: "Он волхв, у него в поясе колдовство". Игумен сказал брату: "Покажи твое колдовство". Брат отвечал: "Я согрешил, прости меня". Игумен сказал на это: "Возьмите у него колдовство его". Брат не давал расстегнуть пояса своею, но это сделали и вынули записку. Записку отец отдал диакону и велел прочитать вслух всем, говоря: "Да постыдится диавол, учащий людей колдовству". Когда же прочитано было написанное в записке: "во имя Иисуса Христа, Сына Божия, терплю",- тогда постыжены были братия. Они поклонились игумену до земли, говоря: "Мы согрешили, прости нас". Отец сказал им: "Что вы кланяетесь мне? Поклонитесь Богу и поклонитесь в ноги этому брату". А брату сказал: "Помолись за них, чтобы им был прощен грех". И помолился брат Богу за братий (82, 432-434).
Некий старец жил в монастыре вне Александрии. Старец этот был очень вспыльчив и малодушен. Один юный монах, наслышавшись о нем, дал обет перед Богом: "Господи! за все злое, сделанное мною, я пойду и буду жить с этим старцем, претерпевая от него все и служа ему, как раб". Так он и поступил. Старец поступал с ним, как с псом, ежедневно издеваясь над ним. Бог призрел на терпение брата. После шести лет жизни его со старцем он увидел во сне, что некто держит в руке длинный свиток. Явившийся сказал: "Вот половину твоего долга изгладил Владыка! Позаботься и о прочем". По соседству жил другой старец духовный и слышал всегда, как малодушествует старец и'оскорбляет брата, как брат кланяется ему в ноги, а старец не прощает. Встречая молодого монаха, духовный старец говаривал ему: "Что, чадо? Как прошел день? Приобрели ли мы что? Изгладили ли что из свитка?" Брат, зная, что старец духовен, не скрывал от него тайн своих, но отвечал: "Да, отец, сегодня мы немного потрудились". Когда же он проводил день спокойно, не будучи ни обруган, ни оплеван, ни бит, ни изгнан, то приходил к духовному старцу вечером, плача и говоря: "Увы, авва! нынешний день был несчастлив: мы ничего не приобрели, провели день спокойно". По прошествии других шести лет брат скончался. И поведал духовный старец, что он видел брата предстоящим Богу в лике мучеников, с великим дерзновением молящегося Богу о старце своем: "Господи! как Ты помиловал меня при его помощи, так помилуй и его по Благости Твоей и ради меня, раба Твоего". По истечении сорока дней брат взял к себе и старца в место упокоения. Вот какое дерзновение имеют к Богу терпящие скорби ради Него (82, 434-435).
Некий брат приходил в келлию великого старца и крал у него жизненные припасы. Старец видел это. Он не обличил брата, но занялся более рукоделием, говоря: "Думаю, что этот брат нуждается". И нес старец тяжкую скорбь, терпя большой недостаток в хлебе. Когда старец умирал, братия окружили его. Он, увидев между ними брата, который постоянно крал у него хлеб, сказал ему: "Подойди ко мне, брат!". Брат исполнил это. Тогда старец схватил руки его, начал целовать их, говоря: "Благодарю эти руки! при посредстве их я надеюсь войти в Царство Небесное". От этих слов брат умилился, принес покаяние и сделался строгим монахом по примеру старца, действия которого его вразумили (82, 458-459).
Некий старец безмолвствовал в пустыне. Келлия его стояла далеко от воды, за двадцать миль. Однажды, идя за водой, он устал и сказал себе: "Зачем мне переносить этот труд? Переселюсь и буду жить около воды". Размышляя так, он оглянулся и увидел кого-то, следующего за ним. Старец спросил его: "Кто ты?" - "Я - Ангел Господень,- отвечал тот,- посланный считать шаги твои, чтобы за каждый шаг ты получил воздаяние". Старец укрепился духом и уже терпеливо ходил за водой. Отечник (82, 493).
Авва Павел Комит и Тимофей, брат его, жили в Скиту. По разным случаям бывали между ними разногласия. Однажды авва Павел спросил брата: "Долго ли нам жить так?" Авва Тимофей ответил: "0кажи милость, потерпи, когда я буду оскорблять тебя, а когда ты станешь оскорблять меня, то я буду терпеть". Поступая так, в остальные дни они были покойны. Достопамятные сказания (79, 238).
Если впадешь в малодушие - молись. Молись со страхом и трепетом, молись усердно, бодренно и трезвенно. Так подобает молиться тем более, что невидимые враги наши лукаво и неусыпно действуют: они особенно стараются препятствовать такому совершению молитвы. Авва Евагрий (82, 113).
Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не допускают ей видеть свет Божий. Преподобный авва Исаия (82, 147).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |