Когда ты слышишь: "смерть души", не подумай, что душа умирает подобно телу. Нет, она бессмертна. Смерть души есть грех и вечное мучение. Поэтому и Христос говорит: "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10, 28). Погибшее остается только в удалении от лица Того, Кто погубил (113, 701).
Смерть души - нечестие и беззаконная жизнь (36, 832).
Как многие из живых бывают мертвыми, зарыв, как в могилу, свою душу в тело, так многие из скончавшихся живут, блистая правдой (46, 318).
Есть смерть телесная, есть и духовная. Подвергнуться первой не страшно и не грешно, потому что это дело природы, а не доброй воли, следствие первого грехопадения... Другая же смерть - духовная, так как происходит от воли, подвергает ответственности и не имеет никакого извинения. Святитель Иоанн Златоуст (44, 32).
Хотя человеческая душа поистине называется бессмертной, и она имеет своего рода смерть... Смерть бывает тогда, когда душу оставляет Бог... За этой смертью следует ещё смерть, которая в Божественном Писании называется второю. Её Спаситель имел в виду, когда сказал: "бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10, 28). Эта смерть тягостнее и ужаснее всех зол, ибо она состоит не в отделении души от тела, а в соединении их для вечного мучения. Блаженный Августин (113, 701).
Душа, уклонившаяся от своего непорочного естества, умирает. Душа, достигшая христианского совершенства, пребывает в этом естестве. Если же она обратится к действиям, противным естеству, то немедленно умирает. Преподобный авва Исаия (82, 230-231).
Без Духа Божия - душа мертва и без Духа не может делать того, что Божие (33, 231).
Как душа есть жизнь тела, так и в вечном и небесном мире жизнь души есть Дух Божий (33, 233).
Истинная смерть - в сердце, и она сокровенна, ею умирает внутренний человек. Преподобный Макарий Египетский (33, 130).
Когда человек, оставив всеплодие благ, по преслушанию насытился тлетворным плодом, имя же этому плоду - смертный грех, тогда немедленно умер для лучшей жизни, божественную жизнь обменяв на неразумную и скотскую. И поскольку однажды примесилась к естеству смерть, она вошла в рождающихся по преемственности. От этого и нас приняла в себя мертвенная жизнь, так как сама жизнь наша некоторым образом умерла. Ибо в прямом смысле мертва жизнь наша, лишенная бессмертия. Поэтому между двумя этими жизнями занимает середину тот, кто осознает себя между двумя жизнями, чтобы истреблением худшей доставить победу не потерпевшей изменения. И как человек тем, что умер для истинной жизни, впал в эту мертвую жизнь, так, когда умирает для этой мертвой и скотской жизни, проставляется в жизнь всегда живую. И поэтому несомненно, что невозможно прийти в блаженную жизнь, не умертвив себя для греха. Святитель Григорий Нисский (19, 303).
Растление души есть уклонение на распутия от прямой и правой мудрости; именно правая мудрость и растлилась и развратилась, пожелав всего злого. Ибо когда правые помыслы развращаются, тотчас, как тернии и волчцы, прорастают в душе семена зла. Таким образом, как в мертвом теле плодятся черви, так в душе, лишившейся Божественной благодати, расплодились, будто черви: зависть, лукавство, ложь, ненависть, вражда, брань, злопамятство, клевета, гнев, ярость, печаль, тщеславие, месть, гордыня, спесь, немилостивость, лихоимство, хищение, неправда, неразумная похоть, наушничество, пересуды, спорливость, поношения, осмеяния, славолюбие, клятвопреступления, проклятия, богозабвение, дерзость, бесстыдство и всякое другое зло, ненавистное Богу; так что человек перестал быть образом и подобием Божиим, как создан вначале, а начал быть образом и подобием диавола, от которого всякое зло. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 45).
Никакая смерть так не страшна, как смерть нечестивого грешника. Нечестие его возжигает неугасимый пламень, отчаяние и безнадежность. Избави нас, Господи, от такой смерти и помилуй по благости Твоей. Преподобный Ефрем Сирин (28, 509).
Смерть бывает "троякая": телесная, духовная и вечная. Телесная смерть состоит в разлучении души от тела. Эта смерть - общая всем, праведным и грешным, и неминуема, как видим. Об этой смерти говорит Божие Слово: "человекам положено однажды умереть" (Евр. 9, 27). Вторая смерть - вечная, которой осужденные грешники вечно будут умирать, но никогда не смогут умереть; пожелают обратиться в ничто из-за жестокого и нестерпимого мучения, но не смогут. Об этой смерти говорит Христос: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Апок. 21, 8). Третья смерть - духовная, которой мертвы все, не верующие во Христа, истинную Жизнь и Источник Жизни. Также и христиане, исповедующие Бога и Христа, Сына Божия, но живущие беззаконно, мертвы этой смертью. Святитель Тихон Задонский (104, 1865).
Знаете ли вы, что такое душевная
смерть? Душевная смерть - это
тяжкий, смертный грех, за который
человек будет вечно мучиться в аду.
Почему же тяжкий грех является
смертью для души? А потому что он
отнимает у души Бога, которым
только она и может жить, ибо как
жизнью тела является душа, так и
жизнью души является Бог, и как тело
без души мертво, так и душа без Бога
тоже мертва. И хотя грешный человек
ходит, будучи живым по телу, но душа
его, не имеющая Бога - своей жизни,
мертва. Потому-то святой Каллист,
патриарх Цареградский, и говорит:
"Многие в живом теле имеют
мертвую душу, погребенную как бы во
гробе". Гробом является тело, а
мертвецом - душа. Гроб ходит, а душа
в нем бездыханна, то есть безбожна,
ибо не имеет в себе Бога. Таким
образом, живое тело носит в себе
мёртвую душу.
Если кто не верит сказанному мной,
тот пусть послушает слова Самого
Господа. Он явился некогда Своему
возлюбленному ученику Иоанну и
сказал ему: "Ангелу Сардинской
церкви напиши: ... знаю твои дела; ты
носишь имя, будто жив, но ты
мертв" (Апок. 3, 1). Внемлем словам
Господним: человека достойного,
святого, с чином Ангела, "Ангела
Сардийской церкви", Он называет
живым, но считает его мертвым: "ты
носишь имя, будто жив, но ты
мертв". Именем жив, а на самом
деле мертв; именем свят, а делами
мертв; именем Ангел, а делами
подобен не Ангелу, но супостату. Он
жив телом, но мертв душой. Почему же?
Причину этого объясняет Сам же
Господь: "ибо Я не нахожу, чтобы
дела твои были совершенны пред
Богом Моим" (Апок. 3, 2). О как это
страшно и ужасно! Тот земной Ангел
имел некоторые добрые дела, имел,
по-видимому, и житие святое,
считался и назывался людьми
Ангелом, и даже Сам Господь не
отнимает у него ангельских титулов
и называет его Ангелом. Но
поскольку он не совершенно
добродетелен, не совершенно свят,
не совершенно Ангел во плоти, а
только по имени и мнению Ангел, свят
и добродетелен, по делам же совсем
иное, поэтому-то и считает его Бог
мертвым. Что же можем думать о себе
мы, грешные, не имеющие ни одного
доброго дела, но валяющиеся в
непрестанных грехах, как свиньи в
болоте? Какими мы явимся перед
Богом, как не мертвыми? Не скажет ли
и нам Господь эти слова: "ты
носишь имя, будто жив, но ты
мертв"? (103, 262-263).
...Почему же опоздал Иаир? Потому,
что он был нерадив и ленив.
Разболелась дочь его. Он же слышит,
что в их город пришел Великий Врач,
исцеляющий всякие болезни словом
или прикосновением, да еще и
безвозмездно, не требуя ничего,
кроме веры в Господа нашего Иисуса
Христа; и говорит себе Иаир: пойду и
я к Тому Врачу, поклонюсь Ему и
попрошу, чтобы Он пришел в мой дом и
исцелил мою единственную дочь.
Доброе подумал Иаир, но не сделал
этого тотчас: будучи нерадивым и
ленивым, он день ото дня, час от часа
откладывал прийти к Иисусу, говоря:
завтра пойду. Когда утро наступало,
он снова говорил: завтра пойду, а
потом снова: завтра пойду. Когда он
так откладывал со дня на день,
болезнь в отроковице усилилась, и
пришел к его дочери смертный час, и
она умерла. Здесь мне есть дело к
Иаиру.
В лице его дочери, болевшей и
умершей, показан образ нашей
душевной смерти. Ибо когда к
человеку или случайно, или от
естественной слабости, или от
диавольского искушения придет
какое-либо греховное желание, тогда
душа его болеет. И как больной телом
находится между надеждой и
отчаянием, ибо он то надеется еще
выздороветь, то, не надеясь
выздороветь, ожидает смерти, так и
душа находится между совершением
греха и воздержанием от него. Она
колеблется смущением, как трость
ветром, когда, с одной стороны,
совесть возбраняет грех, а с другой
- греховное желание влечет его к
замышленному злому делу. Когда он в
этом сомнении начинает понемногу
склоняться больше к желанию,
толкающему его на грех, нежели к
совести, запрещающей грех, тогда и
начинается болезнь, и он болеет,
пока не родит беззаконие. Когда же
он придет к начаткам греховным, то
начинает умирать; когда же наконец
совершится грех, тогда отнимается
от него благодать, и он делается
мертвым. Ибо как душа является
жизнью тела, гак и благодать
является жизнью для души, и как тело
становится мертвым после ухода
души, так и душа становится мертвой
после отнятия у нее через грех
Божией благодати. В лице самого
Иаира показан образ нашего
нерадения, показан пример того, что
мы ищем духовного врача для нашей
души не в ту пору, когда она
начинает болеть греховным
желанием, не в ту, когда она уже
начинает и умирать, то есть
касаться греховного тела, и даже не
в ту, когда она уже умирает. Когда
же? В этом отношении мы даже хуже
Иаира. Ведь он обратился к Иисусу
тогда, когда умирала его дочь, или,
как говорит святой Матфей, когда
только что скончалась. Мы же не
спешим обратиться к Иисусу и молить
Его о воскрешении нашей души даже в
том случае, когда она уже давно
умерла и оледенела, когда она
запахла греховной мертвечиной и
сгнила. Мы даже увеличиваем каждый
день ее мертвенность, повторяя те
же грехопадения. Мы не заботимся о
том, чтобы покаянием воскреснуть от
духовной смерти в благодатную
жизнь, но откладываем наше покаяние
от утра и до утра, день ото дня и час
от часа. Молодой откладывает
покаяние до старости, а старый
откладывает до того времени, когда
начнет болеть к смерти: тогда,
говорит, покаюсь. О безумный!
Неужели тогда хочешь покаяться,
когда совершенно изнеможешь и
духом, и телом? (103, 540-541).
Смерть души есть разлучение с
Богом, то есть лишение присутствия
благодати Божией, бывающее через
смертный грех. Ибо как для тела
жизнь есть душа, так для души жизнь -
Бог. И как после разлучения души с
телом тело умирает, так и при
отступлении от души благодати
Божией душа становится мертвой.
Согласно с этим святой Каллист
говорит: "Многие имеют в живом
теле мертвые души, как бы
погребенные во гробе". Внемлем:
он называет тело грешного человека
живым гробом для мертвой души. И
правда! Ибо и Христос Господь,
обличая лицемерных фарисеев,
говорит в Евангелии:
"уподобляетесь окрашенным
гробам, которые снаружи кажутся
красивыми, а внутри полны костей
мертвых и всякой нечистоты" (Мф.
23, 27).
По какой же причине благодать Божия
отходит от души (как душа от тела) и
делает душу мертвой? Всем известно,
что причина этого - грех. Ибо как в
тела человеческие телесная смерть
вошла через грех Адама, так через
грех же входит в наши души смерть
душевная. Смерть телесная вошла,
однажды через грех Адамов, а смерть
душевная входит много раз через
наши согрешения. Сколько раз мы
согрешаем, и согрешаем тяжкими
смертными грехами, столько же раз
благодать Божия отнимается от душ
наших, и наши души становятся
мертвыми. Вот в чем заключается
смерть душевная.
Что же есть воскресение души?
Воскресение души есть возвращение
благодати Божией к душе
человеческой. Ибо как во время
Общего Воскресения, когда души
возвратятся к своим телам, тотчас
же все тела оживут, так и в
настоящей нашей грешной жизни,
когда благодать Божия возвращается
к душам нашим, тотчас же души наши
оживотворяются. И в этом состоит
воскресение души. Святитель
Димитрий Ростовский (103, 983).
Нечувствие насаждается в душу враждебным Богу миром и враждебными Богу падшими ангелами... при содействии нашего произволения. Оно возрастает и укрепляется жизнью по началам мира; оно возрастает и укрепляется от последования падшим разуму и воле, от оставления служения Богу и от небрежного служения Богу (111, 153).
Состояние мнимого спокойствия святые отцы называют нечувствием, умерщвлением души, смертью ума прежде смерти тела (112, 374).
Нечувствие тем страшно, что обладаемый им не понимает своего бедственного состояния: он обольщен и ослеплен самомнением и самодовольством (112, 377).
Гибель наша совершилась через уничтожение нашего общения с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и восстановлении общения с Богом (109, 328).
Падением изменились и душа и тело человеческое... Падение было для них вместе и смертью... Смерть есть только разлучение души с телом, прежде того уже умерщвленных отступлением от них Истинной Жизни, Бога (110, 8).
Горестно наше состояние... Оно - вечная смерть, врачуемая и уничтожаемая Господом Иисусом, Который есть Воскресение и Жизнь (108, 230).
Забывая о смерти телесной, мы умираем смертью душевной (112, 120-123).
Человек есть существо падшее. Он низвергнут на землю из рая, ибо привлек к себе смерть преступлением заповеди Божией. Смерть по преступлении поразила душу человека и неисцелимо заразила его тело (112, 125).
Душа, не приносящая плода о Христе, пребывающая в падшем естестве своем, приносящая бесплодный плод естественного добра и довольствующаяся им, не привлекает Божественного попечения о себе. Она в свое время отсекается смертью (112, 133).
Пристрастие к земле умерщвляет душу вечной смертью. Оживляется же душа словом Божиим, которое ... возносит мысли и чувства ее к Небу (112, 323).
Соблазны, когда немощный человек стоит перед ними лицом к лицу, убивают его вечной смертью (112, 431).
Верующему во Христа невозможно умереть вечной смертью иначе как отречением от Христа (112, 437).
Горе мне, если дух при разлучении с телом окажется умерщвленным вечной смертью. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 458).
Воскресение души - это ее соединение с Жизнью, Которая есть Христос. Как тело мертвое, если не воспримет и не сольется с душою неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так и - душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная. И только тогда, как соединится она с Богом и таким образом воскреснет силой Христовой, она удостоится узреть мысленное и таинственно - домостроительное Воскресение Христово (60, 256).
Через общение, восприятие и причастие Богочеловека Иисуса душа опять оживляется и воспринимает свое первоначальное нетление силой и благодатью Святого Духа, приемлемого через общение с Иисусом, и проявляет признаки новой жизни, полученной ею, начиная служить Богу в преподобии и правде пред очами Его, а не людей (60, 47).
Воскресению Христову верят многие, но мало таких, которые бы чисто видели его. Те же, которые не видят так Воскресения Христова, не могут поклоняться Иисусу Христу как Господу. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 346).
Не попускай, чтобы душа умерла от голода, но питай ее словом Божиим, псалмами, пением и песнями духовными, чтением Священного Писания, постом, бдениями, слезами и милостыней, надеждой и помышлением о благах будущих, вечных и нетленных. Все это и подобное ему есть пища и жизнь для души. Преподобный Ефрем Сирин (27, 366).
Жизнь души - служение Богу и достойные этого служения нравы (36, 832).
Как телу ты доставляешь различные одежды... так не попускай и душе ходить нагою - без добрых дел, одень и ее в приличную одежду (38, 199).
Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбивый - милосердным, жестокий - кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом Воскресения Будущего... Грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая, Евангельская (43, 600).
Такова жизнь духа: она уже не покоряется смерти, но губит и истребляет смерть и сохраняет бессмертным то, что получила (43, 651).
Целомудрие и правда - вот красота души, а мужество и благоразумие - это ее здоровье. Святитель Иоанн Златоуст (45, 152).
Воскресение души, умерщвленной грехами, совершается здесь, к да она возрождается в жизнь делами правды. Под умерщвлением души нужно понимать делание худого, а не уничтожение в небытие. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 25).
"Иисус пошел в город,
называемый Наин; и с Ним шли многие
из учеников Его и множество народа.
Когда же Он приблизился к городским
воротам, тут выносили умершего,
единственного сына у матери, а она
была вдова; и много народа шло с нею
из города. Увидев ее, Господь
сжалился над нею и сказал ей: не
плачь. И, подойдя, прикоснулся к
Одру" (Лк. 7, 11-14). Возлюбленные о
Христе братия! Кто из нас не видит
из слов Евангелия, как плачущая о
своем сыне мать преклонила
милосердного Бога, мать, сердце
которой раздиралось от скорби о
смерти ее единственного сына, на
погребение которого, из уважения к
ней, собралось множество народа?
Конечно, это женщина была не из
числа обыкновенных, ибо
сподобилась видеть своего сына
воскресшим. Что же это значит? Не то
ли, что и все сыны Святой
Православной Церкви должны быть
совершенно уверены в своем Будущем
Воскресении? Спаситель потому и
запретил женщине плакать, что хотел
воскресить ее сына.
Умершего несли на деревянном одре,
'который от прикосновения
Спасителя получил животворную
силу, в знамение того, что всякий
человек может спастись посредством
Животворящего Крестного Древа.
Несшие бренное тело на погребение,
услышав слово Божие, тотчас
остановились. Братия, не те же ли и
мы мертвецы? Не лежим ли и мы
бездыханными на одре душевных
недугов, когда нашу внутренность
палит огонь сладострастия; когда в
нас хладеет усердие к Богу; когда
телесные немощи расслабляют в нас
силы душевные или когда мы питаем в
сердце своем нечистые помыслы? Вот
кто нас несет на погребение, вот что
приближает нас ко гробу!
Хотя смерть лишает умершего всякой
надежды возвратиться к жизни, хотя
тело его опускается в могилу, но
Слово Божие столь животворно, столь
сильно, что может возвратить жизнь
и бездыханному телу, ибо едва
Спаситель сказал: "юноша! тебе
говорю, встань!" (Лк. 7, 14), юноша
поднялся, оставил гроб, начал
говорить и возвратился к матери. Но
какой это гроб, братия? Не наши ли
это злые нравы? Не тот ли это гроб, о
котором говорит Писание:
"гортань их - открытый гроб"
(Пс. 5, 10), из которого выходят гнилые
и мертвые слова? Христианин! от
этого гроба освобождает тебя Иисус
Христос; из этого гроба
чувственности и ты должен восстать,
как только услышишь слово Божие.
Когда мы не стараемся омыть свои
грехи слезами покаяния, тогда
матерь наша, Святая Церковь,
оплакивает нас так же, как наинская
вдовица оплакивала своего
единородного сына. Видя, что мы
обременены смертными грехами,
стремимся к вечной смерти, она
скорбит духом и болезнует о нашей
гибели, потому что мы называемся
утробою ее, как это видно из слов
апостола, который говорит: "Так,
брат, дай мне воспользоваться от
тебя в Господе; успокой мое сердце в
Господе" (Флм. 1, 20). Мы плоть от
плоти и кость от костей ее, и когда
эта любящая мать сокрушается о нас,
то с нею нам сострадает много
народа. Христианин, встань с одра
твоих душевных недугов, восстань из
гроба твоей духовной мертвенности.
И тогда несущие хоронить тебя
остановятся, тогда и ты произнесешь
слова Жизни Вечной - и все убоятся,
ибо пример одного может послужить к
исправлению многих; все прославят
Бога, даровавшего нам Свою великую
милость и избавившего нас от вечной
смерти. Святитель Амвросий
Медиоланский (115, 684-685).
Каким образом тяжкий, смертный и
великий грех отнимает от души Бога,
Которым подобает ей жить, и делает
душу мертвой, это ясно видно на
примере блудного сына, о котором
рассказывается в евангельской
притче. Когда он возвратился к отцу,
то отец сказал о нем: "этот сын
мой был мертв и ожил" (Лк. 15, 24).
"У некоторого человека было два
сына", говорится в Евангелии (Лк.
15, 11), Подобно этому и Бог, ставший
человеком по Своему человеколюбию,
тоже имеет два разумных создания,
Ангела и человека, как двух сыновей.
Ангел есть Его старший сын,
созданный прежде человека и
поставленный выше человека и по
месту, и по благодати. Человек же
является младшим сыном и был
сотворен после, однако если он
умален чем от Ангелов, то умален не
много: "Не много Ты умалил его
пред Ангелами" (Пс. 8, б).
Младший сын, пока жил при отце и не
был блудным, но отчим сыном, был
достойным наследником. Но когда он
"пошел в дальнюю сторону и там
расточил имение свое, живя
распутно" (Л к. 15, 13), тогда был
назван блудным сыном, а вместе и
мертвым. Подобно этому и человек,
пока держится Бога, Творца и Жизнодавца
своего, Которым живет и движется, и
существует, до тех пор он не
является перед Богом мертвой душой,
до тех пор в его душе живет Бог, до
тех пор душу его оживляет Божия
благодать. Но как только человек
отторгнется от Бога и от
добродетельной жизни, подобающей
истинному христианину, как только
уклонится к скверным беззакониям,
тотчас отъемлется Бог от души его,
отходит от него со Своей
животворной благодатью, отходит,
как пчела, прогоняемая дымом,
прогоняемый смрадом греховным, и
становится та душа мертвой. О таком
человеке можно сказать, что он
мертв: "ты носишь имя, будто жив,
но ты мертв" (Апок. 3, 1).
"Как ветвь не может приносить
плода сама собою, если не будет на
лозе: так и вы, если не будете во
Мне" (Ин. 15, 4).
"И не станем снова полагать
основание обращению от мертвых
дел" (Евр. б, 1); и Иуда был
чудотворец, пока не впал в грех
сребролюбия. Иаков Пустынник был
чудотворцем, пока не впал в
плотский грех с девицей, которую
освободил от беснования. Иерей
Сарпикий был мучеником, а как
только ожесточился злобой и не
простил брата, тотчас был отторгнут
от Христа.
Подобно этому и душа жива и
действенна, пока не отторгнется за
грехи от Бога; когда же за
грехопадение отторгнется от Бога,
тотчас делается мертвой и
недейственной. Такому мертвецу, то
есть душе, умерщвленной грехами, не
подобает ли воскреснуть? Подобает,
и даже не однажды, но часто. Только
один раз будет Воскресение мертвых
тел, которого мы ожидаем в
Последний День, согласно Символу:
"Чаю воскресения мертвых, и жизни
будущаго века"; воскресение же
души повторяется часто. Что же
является воскресением души? Святое
Покаяние, ибо как грех есть смерть
для души, так покаяние есть
воскресение для души. Ведь и о
блудном сыне, когда он с покаянием
обратился к отцу,' сказано: "этот
сын мой был мертв и ожил" (Лк. 15, 24).
Пока он был вдали от отца, в стране
греховной, он был мертвым, когда же
возвратился, покаявшись, тотчас
воскрес душой: "был мертв и
ожил". Мы сказали, что это
воскресение часто повторяется с
душой, ибо когда человек согрешает,
то умирает душой, а когда кается,-
воскресает, согласно этим словам:
сколько раз падешь, столько и
восстань, и спасешься.
Итак, настоящий праздник
Воскресения Христова учит нас
воскреснуть от душевной смерти, то
есть покаяться в грехах; учит не
просто воскреснуть, но воскреснуть
по примеру Христа, как учит апостол:
"Христос, воскреснув из мертвых,
уже не умирает: смерть уже не имеет
над Ним. власти" (Рим. 6, 9). Подобно
этому и нам нужно "ходить в
обновленной жизни" (Рим. 6, 4) (103,
263-264).
Поистине великое и превеликое
чудо в том, что Господь Христос
воскресил четверодневного
мертвеца, уже начавшего гнить, но
еще большим чудом Христовым
является то, что великого грешника,
умершего душой и уже гниющего
долгое время в злом обычае, как во
гробе, Он воскрешает от смерти и
приводит его к Вечной Жизни на
Небесах. Воскресить тело - это
свойство Божиего всемогущества,
воскресить же душу, то есть
восставить к покаянию грешника от
смертных грехов и привести его к
праведности,- это свойство не
только всемогущества Божия, но и
премногого милосердия и превеликой
мудрости. Однако ни мудрость Божия,
ни милосердие Божие и ни
всемогущество Божие не смогут
воскресить душу грешника, если
только сам грешник не захочет того.
Не напрасно Бог в одном месте
говорит грешнику так: тебя без тебя
Я смог создать, но спасти тебя без
тебя не могу. Не спрашивал Я ни у
кого, как создать тебя: захотел - и
создал тебя. Как же спасти тебя, Я
спрашиваю у тебя самого, как
спрашивал и у расслабленного.
Хочешь ли быть здоровым? Хочешь ли
спастись? Если ты сам хочешь, то
премудрость Моя наставит тебя,
милосердие Мое помилует тебя, а
всемогущество Мое поможет тебе и
спасет тебя. Если же ты сам не
хочешь спасения, если ты сам
убегаешь от Вечной Жизни, если ты
гибель свою любишь больше спасения,
то ни мудрость Моя, ни милосердие
Мое, ни всемогущество Мое не
помогут тебе. Может ли теплый воск
прилепиться ко льду? Никак не может!
Так и милосердие Мое, мудрость Моя и
все могущество Мое не могут
пристать к тебе, если сердце твое
холодно, как лед, и нисколько не
имеет теплоты спасительного
желания. Когда же ты только
захочешь спастись, Я с радостью
помогу тебе. Тогда возрадуются и
восторжествуют о тебе Мои Ангелы:
"бывает радость у Ангелов Божиих
и об одном грешнике кающемся" (Лк.
15, 10).
Итак, теперь ясно видно, насколько
большее торжество и чудо Христово -
воскресить душу грешника, умершую
грехами, чем воскресить
четверодневного мертвеца.
Господь наш Иисус Христос
воскресил Лазаря от смерти
телесной, но Лазарь снова умер, хотя
и через много лет. Когда же Он
воскресил душу грешной женщины,
плакавшей у Его ног, то эта душа
пребыла уже бессмертной. Та,
которая, подобно скотам, работала
бессловесным похотям, сделалась
сообщницей Ангелов... Будем твердо
помнить, что Он радуется и
торжествует не столько о
воскресении Лазаря из мертвых,
сколько о том, что предвидел
спасение многих грешников, которых
Он Своею благодатью воскресит от
смерти душевной. Святитель
Димитрий Ростовский (103, 244-245).
Воскрес Христос; надо и нам воскреснуть со Христом, чтобы и на Небо вознестись с Ним. Двоякое есть воскресение: телесное и душевное. Телесное Воскресение будет в Последний День; об этом говорим в святом Символе веры: "Чаю воскресения мертвых". Душевно воскреснуть - значит отстать от грехов, и отвратиться от суеты мира, и быть в истинном покаянии и вере, подвизаться против всякого греха, творить волю Небесного Отца, жить Его правдою и следовать Христу, Сыну Божию, смирением, любовью, кротостью и терпением. Это и есть новая тварь, о которой говорит апостол: "кто во Христе, тот новая тварь" (2 Кор. 5, 17); новый человек, обновленный покаянием и верой, истинный христианин, живой член Христов и наследник Царствия Божия. Святитель Тихон Задонский (104, 362-363).
Первое воскресение совершается при посредстве двух Таинств, Крещения и Покаяния... Совершитель воскресения - Дух Святой (110, 18).
Воскресает в человеке, приготовленном к тому, Христос, и гроб - сердце снова претворяется в храм Божий. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой,- в этом таинственном и вместе существенном воскресении Твоем заключается мое спасение. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 156).
"И увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти" (Ис. 66, 24).
"И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10, 28).
"Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон" (Лк. 13, 28).
"И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк. 9, 47, 48).
"Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению" (Мк. 3, 29).
"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф. 7, 13).
"Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды" (Лк. 13, 27).
"Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы" (2 Пет. 2, 17).
"Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 8, 12).
"А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 25, 30).
"Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мф. 3, 12). "А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков" (Апок. 20, 10).
"Боязливых же и неверных, и Скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Апок. 21, 8).
"Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти" (Апок. 2, 11).
Бог не нам, но диаволу и ангелам его назначил мучения, мы же сами, великими своими пороками, делаем себя наследниками этих великих мук, и то, что угрожало лютому змию, будем добровольно терпеть мы, люди (27, 81).
Придет этот страшный день, когда не перестанешь плакать и взывать в огне от претерпеваемых мучений, и никто не даст тебе ответа, никто не сжалится над твоей душой (27, 222).
Там огонь неугасимый, там червь неумирающий, и темное дно ада, и бессмертный вопль и плач, и скрежет зубов. Нет конца этим страданиям. Нет освобождения по смерти. Никакой вымысел, никакое искусство не избавят от страшных мучений. Теперь можно избежать его, если послушаем голоса Господа и Бога нашего, Который, по избытку Своего человеколюбия, Сам проповедал, Сам научил сынов человеческих совершенству во всяком слове и во всяком деле, чтобы мы, сделавшись послушными Ему, избавились от мучений и сподобились благ. Итак, необходимо с великим смиренномудрием сохранять слова Господни, потому что соблюдение заповедей Господних есть совершенство. Сделавшиеся ревнителями заповедей Божиих твердо восходили к совершенству, в правоте сердца ожидая Господа и ежедневно представляя себе Его славное пришествие и восседание Его на престоле славы, когда отлучит Он праведных от грешных и каждому воздаст по делам его (27, 235).
Ад есть нескончаемое мучение, есть непроницаемая светом тьма и безотрадная геенна, есть неусыпающий червь, немолчное рыдание, непрестанный скрежет, неисцелимая скорбь, нелицеприятный судья, беспощадный служитель, горький и вечный плач (27, 245).
Как же мы избежим огня вечного, тьмы кромешной, скрежета зубов, червя неусыпающего и всех прочих объявленных мучений, проживая дни свои в покое и роскоши, в лени и расслаблении, в нерадении и соизволяя на неуместные, суетные, нечистые и гнусные помыслы? Как избежим вечного плача, проводя все время жизни своей во всегдашнем смехе и равнодушии? (27, 264)
Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля и плача его не вынесут основания вселенной. Преподобный Ефрем Сирин (27, 412).
Гордость сердца ненавистна Богу, Ангелам и святым Его. Имеющий в себе гордость - причастник диаволу. По причине гордости преклонились небеса и поколебались основания земли, возмутились бездны, пришли в смятение Ангелы и претворились в демонов. Прогневан гордостью Всемогущий; Он повелел бездне низвергнуть из себя огонь и огненному морю вскипеть огненным волнением. По причине гордости Он учредил ад и муки; по причине гордости учреждены темницы и биение, которыми терзается диавол за гордость сердца своего. По причине гордости устроена преисподняя, сотворен червь неумирающий и неусыпающий. Преподобный Антоний Великий (82, 16).
Если же сойдем в ад, где никто не может исповедаться (Пс. 6, 6: "во аде же кто исповестся Тебе") и откуда никто не освободит нас... неизбежно будем в стеснении и глубоком мраке и, при полном отсутствии утешителей, будем терпеть бесконечное наказание, став несгораемой пищей для всепожирающего пламени (35, 164).
Геенны мы должны бояться и страшиться не из-за того неугасимого огня, страшных наказаний и нескончаемых мучений, но потому, что оскорбляем столь благого Господа и становимся недостойными Его благоволения; так и в Царство Небесное надо спешить из любви к Нему, чтобы наслаждаться Его благодатию (38, 223).
Из ада никого не выпускают, и заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которое и описать невозможно (41, 458).
Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то - где и в каком месте скрывается... Писание об этом не говорит. По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира (43, 850).
Один день мрака (в аду) ужаснее всех зол жизни. Святитель Иоанн Златоуст (45, 943).
"Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25, 41),- сказал Господь... Стоящие по левую сторону удалились от Бога и потеряли истинную жизнь. Потерпят они и большее зло, которое выражается в том, что они будут причислены к бесам и преданы огню. Каким же ужасным должен быть этот огонь, который сжигает и души находящихся в телах, и бестелесных духов мучит, и в то же время сохраняет бессмертными, и от которого наш земной огонь растает, согласно написанному: "разгоревшиеся стихии растают" (2 Пет. 3, 12)?! Какое нестерпимое страдание - никогда не ждать освобождения, ибо тот огонь неугасим... Этот огонь... подобен реке, все далее и далее уносящей от Бога, потому Христос не сказал: "уйдите", но "идите", то есть непрестанно удаляйтесь от Меня, проклятые... в огонь, уготованный не вам, но диаволу и ангелам его. Ибо не в этом была Моя первоначальная воля, не для этого Я сотворил вас, не для вас создал этот огонь; этот неугасимый огонь зажжен для неизменных в состоянии зла бесов, к которым и вас причислила ваша, подобная им, нераскаянная воля (65, 53).
Как бесполезен, как безотраден будет тот не имеющий конца плач! При отсутствии всякой благой надежды и при отчаянии в спасении невольное обличение и угрызения совести в обличенных и осужденных будет плачем безмерно увеличивать предстоящую муку. Святитель Григорий Палама (69, 274).
Грешник еще более будет терзаться душой и раздираться сердцем - безмерно и бесконечно, взирая на славу святых, желая ее и видя себя лишенным ее на вечные веки. Преподобный Феодор Студит (69, 183).
"Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23, 38),- сказал Господь об Иерусалиме. .Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра, но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не допустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того, но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к очищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может явиться таким же и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и во зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же они могут остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец - а ему прийти неизбежно,- куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж конечно, куда-нибудь вне светлой области, определенной для потрудившихся над собой для очищения своей нечистоты. Вот и ад! Неисправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных мучений в нем, а сами грешники. Если бы не было нераскаянных грешников, не было бы и ада. Господь очень желает, чтобы не было грешников, затем Он и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтобы никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад этому; Он и открыл об аде для того, чтобы всякий поостерегся попасть туда. Епископ Феофан Затворник (116, 168-169).
Отчуждение от Бога, вечные муки в аду, вечное общение с диаволом и диаволоподобными людьми, пламя, холод, мрак геенны - вот что достойно называться скорбью (108, 551).
Преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни при сохранении жизни (110, 125).
Человек, отчуждивший себя от Бога во времени, стяжавший все богопротивные свойства, добровольно отвергший усвоение Богу, естественно, отходит по кончине своей в страну, обреченную в жилище существ, отверженных Богом. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 232).
Однажды авва Макарий нашел в пустыне лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая была у него в руке, к черепу, череп издал голос. Старец сказал ему: "Кто ты?" Череп отвечал: "Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты - авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия. Когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение". Старец спросил: "В чем состоит это утешение?" Череп отвечал: "Насколько отстоит небо от земли, столько огня под ногами нашими и над нашими головами. Мы стоим посреди огня, и никто из нас не поставлен так, чтобы видел лицо ближнего своего. Но когда ты молишься за нас, мы получаем возможность видеть друг друга". Тогда старец, обливаясь слезами, сказал: "Горе тому дню, в который родился человек, если только таково утешение в муке! А есть ли мука, более тяжкая, чем эта?" Череп отвечал: "Ниже нас мука больше". Старец сказал: "Кто в ней?" Череп: "Нам, не знавшим Бога, оказывается хоть некоторое милосердие, но те, которые познали Бога, и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас". После этой беседы старец предал череп земле. Отечник (82, 311-312).
У некоего игумена в монастыре было двадцать иноков. Один из них был ленив, не соблюдал постов и был особенно невоздержан на язык. Старец-игумен постоянно уговаривал его исправиться и даже умолял об этом. "Брат,- говорил он ему,- позаботься о твоей душе: ведь ты не бессмертный, а потому и муки не миновать тебе, если не опомнишься". Инок же шел наперекор старцу, не обращал внимания на его слова и в таком небрежении скончался. Сильно загрустил сострадательный старец о душе его и стал молиться: "Господи, Иисусе Христе, Истинный Бог наш, покажи мне, где теперь душа инока?". Он часто просил об этом Бога и наконец был услышан. Однажды напал на него какой-то ужас, и он увидел огненную реку и множество людей в ней, опаляемых огнем и громко стонавших. К величайшему огорчению, между ними увидел он и своего ученика, умершего в небрежении, погружённого по горло в пламя. "Не ради ли того, чтобы ты избежал этой муки, я умолял тебя,- воскликнул тогда игумен,- чтобы ты хоть сколько-нибудь позаботился о душе своей? Видишь ли теперь, до чего ты довел себя?" - "О, отче,- отвечал инок,- слава Богу и за то еще, что по твоим молитвам получила отраду хоть голова моя!" Достопамятные сказания... (79, 220).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |