Считай себя храмом Божиим и старайся не хранить в сердце мысленных идолов (34, 324).
Каждый должен вести борьбу с помыслами, чтобы в его сердце воссиял Христос. Преподобный авва Исаия (34, 275).
Надо не только бдительно наблюдать за помыслами, но, по возможности, удаляться от близкого общения с тем, что более всего приводит нам на память страсти, тревожит и смущает рассудок и производит в душе брани и борения. Ибо ту брань, которая невольно постигает нас, принимать на себя необходимо, но безрассудно воздвигать самим против себя произвольную брань. Святитель Василий Великий (8, 331).
Оставляя не только дурные, но и все земные помыслы, мы должны устремлять ум к небесным предметам и, как слуги, быть там, где Господь наш. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53 556).
Ты хочешь владеть своей душой? Отовсюду приведи себя в безопасность, чтобы не погрязнуть в сластолюбивых помыслах и не потерпеть крушения в пристани (26, 105).
Как положившие только начало, будем ежедневно приводить в порядок свои помыслы, ибо таким образом более укрепимся в силах. Преподобный Ефрем Сирин (26, 194).
Мы должны знать, что есть три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас. От Бога бывают, когда Он удостаивает нас посетить просвещением Святого Духа, возбуждая нас к высшему преуспеянию, и вразумляет нас спасительным сокрушением о том, что мы мало преуспели, или, пребывая в беспечности, были побеждены чем-либо, или когда открывает нам небесные тайны, обращает волю и намерение наши к лучшему... От диавола происходят помыслы, когда он старается низложить нас как услаждением пороками, так и тайными обольщениями, с тонкой хитростью ложно представляя зло под видом добра и преобразуясь перед нами в Ангела света... А от нас помыслы происходят, когда естество вспоминает то, что мы делаем, или сделали, или слышали... Эту троякую причину мы постоянно должны наблюдать, и все помыслы, возникающие в нашем сердце, зорко рассматривать, сначала исследуя происхождение их, причины и виновников, чтобы можно было знать, как мы должны относиться к ним, смотря по достоинству внушивших их, чтобы нам сделаться искусными... Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 182).
Будем избегать недоброго помышления, потому что помышление судится наравне с поступком (26, 460).
Как дева, обрученная мужу, если ее обольстит другой, делается оскверненной в очах мужа, так и душа, увлекаемая нечистыми помыслами и дающая на них согласие, осквернена перед Небесным Женихом своим - Христом (27, 33).
Часто человек не может совершить грех по многим причинам, и страх перед людьми нередко предотвращает грех; помышления же совершаются безбоязненно и без труда. Так, например, нередко кто-нибудь из вас обращал невоздержный взор и увлекался своим помыслом, но тотчас проходил мимо. Такой уподобляется подстреленной серне, которая убегает от ловцов, но уносит в себе вонзенную стрелу. Ибо кто из вас побежден помыслом, тот уже нецеломудрен перед Богом. Если бы не страх людской и не стыд, человек вместе с душой своей часто растлевал бы и тело. Потому он не увенчается уже как целомудренный, но если не покается, непрестанно будет нести наказание (27, 142).
Если нечистый помысел найдет себе вход в душу твою, он представляется ей сладостным и занимает ее собою, чтобы умертвить; и делается лукавый помысел как бы сетью в душе, если не будет изгнан молитвой, слезами, воздержанием и бдением (27, 373).
Всех порочных помыслов восемь: первый помысел - чревоугодия, второй - блуда, третий - сребролюбия, четвертый - гнева, пятый - печали, шестой - уныния, седьмой - тщеславия, восьмой - гордости. Не в нашей воле, чтобы все эти помыслы тревожили или не тревожили нас, но чтобы они пребывали или не пребывали в нас, и возбуждали или не возбуждали страсти - это в нашей воле. Но одно дело - приражение, иное - сдружение, иное - страсть, иное - борьба, иное - соизволение, приближающее к делу и уподобляющее ему, иное - само дело, иное - пленение. Приражение есть простое напоминание, делаемое врагом, например: делай то или то; и это в нашей воле. Сдружение же есть принятие помысла, внушаемого врагом, и как бы занятие им, и соединенное с удовольствием собеседование с ним, происходящее по нашему произволению. Страсть есть привычка к помыслу, внушаемому врагом, и как бы постоянное помышление о нем и мечтание. Борьба есть противление помыслу, склоняющаяся к истреблению страсти в помысле или к соизволению на страстный помысел... Пленение есть принужденное, невольное увлечение сердца, которым обладает предубеждение и долговременная привычка. Соизволение есть изъявление в помысле согласия на страсть, а исполнение - само действие по согласию на страстный помысел. Потому, кто... своим противоречием и твердостью в самом начале отражает от себя помысел, тот сразу пресекает все остальное. Истребляется же чревоугодие - воздержанием, блуд - Божественной любовью и влечением к будущим благам, гнев - добросердечием и любовью ко всем, мирская печаль - духовной радостью, сребролюбие - состраданием к бедным; уныние - терпением, твердостью и благодарностью Богу, тщеславие - тайным деланием добродетелей и постоянной молитвой с сердечным сокрушением; гордость - тем, чтобы никого не осуждать и не уничижать, подобно фарисею, но почитать себя последним из всех. Таким образом, ум, освободившись от страстей и вознесшись к Богу, еще здесь начинает блаженную жизнь в бесстрастии и истинном ведении, предстоя свету Святой и Блаженной Троицы, просияв вместе с Ангелами на беспредельные веки. Преподобный Ефрем Сирин (27, 390).
Лукавые помыслы, начавшись в душе, остановившись в сердце, не ограничиваются ими,- они выходят из сердца и как бы вырастают из него, проникая плоть и являясь наружу. Святитель Василий Великий (5, 289).
В человеке проносятся душевные и греховные помышления, и если греховному помышлению удастся утвердиться, оно задерживает душу и препятствует ей приблизиться к Богу и одержать победу над грехом. Преподобный Макарий Египетский (33, 10).
Познается дерево по плодам, и устроение ума - по помыслам, в которых он пребывает. По устроению ума познается состояние души (82, 192).
Хульные помыслы отвергай, не обращая на них внимания, и они исчезнут; они расстраивают только того, кто боится их (82,200).
Не связывай себя делами мира, и помысел твой будет безмолвствовать в тебе (82, 203).
Царство Божие есть истребление всякого греха. В сердце, в котором водворилось Царство Божие, хотя враги стараются насеять зло, принося греховные помыслы, но помыслы эти, не находя в человеке сочувствия, не приносят никакого плода. Авва Исаия (82, 211).
Понудь себя к непрестанному труду молитвы перед Богом в сердце, носящем помысел чистый, исполненный умиления, и Бог сохранит твой ум от нечистых и скверных помыслов. Преподобный Исаак Сирин (82, 249).
Находящегося (в искушении помыслом) можно уподобить человеку, имеющему огонь по левую сторону от себя и сосуд с водой по правую; когда он загорится огнем, то берет воду из сосуда и угашает огонь. (Огонь - семя врага, а вода - повержение себя перед Богом) (82, 334). Примечание епископа Игнатия (Брянчанинова)
Этот способ борьбы против
греховных помыслов очень действен
и может быть употребляем, когда
монах находится один в келлии. Его
употребляла с успехом преподобная
Мария Египетская.
Если кто, набрав змей или
скорпионов, вложит их в сосуд и
залепит, то они скоро умрут, так и
злые помышления, посеянные
демонами, уничтожаются терпением.
Преподобный Пимен Великий (82, 342).
Будь привратником сердца своего, чтобы не входили в него чуждые, постоянно спрашивая приходящие помыслы: наш ли ты, или от врагов наших? Авва Стратигий (82, 356).
Боримый любодеянием подобен человеку, который идет мимо базара, ощущает запахи различных яств, вареных и жареных. Кто хочет, входит туда и ест, а кто не хочет, тот проходит мимо, мимоходом восприняв только запах. Так и ты отвергни от себя смрад скверных помыслов и, встав, помолись: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне и прогони борющих меня врагов. Так поступай и по отношению ко всем диавольским прилогам и мыслям. Мы не можем запретить греховным помыслам, чтобы они не приходили к нам, но можем противиться им (82, 383).
Брат спросил старца: "Что мне делать? Многие помышлений беспокоят меня, и я не знаю, как отразить их". Старец отвечал: "Не борись против всех помыслов, но против одного: потому что у каждого монаха все помышления имеют одну какую-либо главу. Необходимо рассмотреть, где эта глава, и бороться против нее; тогда будут подавлены и остальные, зависящие от нее помышления. Изречения безымянных старцев (82, 390).
Со многими людьми бывает такое
искушение от хульного духа, что,
смущаемые хульными помыслами, они
не знают, что им делать, и приходят в
отчаяние, считая, что это их грех, и
думая, что они сами виноваты в тех
лютых и мерзких помыслах.
Хульный помысел есть искушение для
человека богобоязненного и
особенно смущает его, когда он
творит молитву или делает что-либо
доброе. Хульные помыслы не находят
на человека, валяющегося в смертных
грехах, нерадивого, не
богобоязненного, ленивого и
небрегущего о своем спасении. Они
нападают на тех, кто живет
добродетельно, в трудах покаяния и
в любви Божией.
Этим хульным искушением диавол
ведет человека к тому, чтобы
устрашить его. Или, если он свободен
от иных грехов, чтобы возмутить его
совесть. Если он в покаянии, то
чтобы прервать его покаяние. Если
же от добродетели восходит к
добродетели, то чтобы остановить и
низвергнуть его. Но если диавол не
успеет в этом, он стремится хотя бы
оскорбить и смутить его. Однако
умный пусть рассуждает.
Пусть не думает, что эти мысли
принадлежат ему и от него самого
происходят, но что они приносятся
диаволом, который есть их начало и
изобретатель. Ибо как могут
исходить от нашего сердца и воли те
хулы, которые мы ненавидим, и скорее
желали бы себе болезни, чем таких
мыслей? В этом состоит истинное
удостоверение, что не от нашего
произволения рождаются хулы,
потому что мы их не любим и не
желаем.
Всякий угнетенный хульными
помыслами пусть не вменяет их себе
в грех, но считает их за особое
искушение, ибо чем больше кто будет
вменять в грех себе хульные
помыслы, тем более утешит своего
врага диавола, который потому уже
будет торжествовать, что чью-либо
совесть смутил будто грехом. Если
бы кто сидел связанный посреди
богохульствующих людей, слышал их
речи против Бога, Таин Христовых,
Пречистой Богородицы и всех святых
и хотел бы убежать от них, чтобы не
слышать этих речей, но не мог,
потому что связан, и не мог бы даже
заткнуть ушей,- скажи мне, был бы он
грешен оттого, что нехотя слышит их
хульные речи? Воистину не только не
имел бы никакого греха, но и великой
похвалы сподобился бы от Бога,
потому что, будучи связан и не имея
возможности убежать, он с тяжестью
в душе слушал их богохульные слова.
Подобное бывает и с теми, которых
диавол угнетает хульными
помыслами, когда они ни убежать от
них не могут, ни избавиться от них,
ни отрястись от нечистого духа, ко
торый бесстыдно и беспрестанно
наводит на них хульные помыслы хотя
они не хотят их, не любят и даже
ненавидят их. Ведь не только
никакого греха не будут они иметь
от этих мыслей, но и большую
благодать заслуживают у Бога.
Нужно молить Господа Бога, чтобы Он
удалил это искушение отогнал
хульного духа. А если этого не
случится, то терпеть кротко и с
благодарностью, помня, что не от
гнева, но от благодати Божией
попущено было это искушение для
того, чтобы мы оказались в нем
терпеливыми и несмущенными. И
апостол Павел терпел нечто
подобное, когда говорил о
пакостнике, данном ему, о котором он
троекратно молился и не получал
просимого, ибо услышал: "Довольно
для тебя благодати Моей" (2 Кор. 12,
9). Некто из великих старцев часто
говорил про себя: "Не соизволяю,
не соизволяю". И когда что-либо
делал: ходил ли, или сидел, или
работал, или читал, или молился, то
многократно повторял эти слова.
Услышав это, ученик его спросил:
"Скажи мне, авва, зачем ты часто
говоришь это слово?". Отец
ответил: "Когда какой-либо злой
помысел приходит в мой ум, и я
ощущаю его, тогда говорю ему, что не
принимаю его, и тотчас злой помысел
убегает и пропадает без вести".
Когда страдаешь от хульного духа,
как только найдут на тебя хульные
помыслы и нечистые, ты легко можешь
избавиться от них и отогнать их от
тебя этим словом: "Не
принимаю". Не принимаю, диавол,
твои хуления! Твои они, а не мои
мерзости; я же не только не принимаю
их, но и ненавижу. Поэтому пусть
никто не смущается и не
отчаивается, имея наваждения от
помыслов хульных, зная, что они нам
более на пользу, чем на соблазн, а
самим бесам на посрамление (103, 97-99).
Если придет хульная мысль на Бога,
читай: "Верую во единаго Бога" -
до конца. И если возможно, сотвори
несколько метаний или поклонов.
Если придет хульная мысль на
Пречистые Тайны Христовы, читай:
"Верую, Господи, и исповедую, яко
Ты еси воистинну Христос" - до
конца, и сотвори поклоны.
Если придет хульная мысль на
Пречистую Богородицу, то читай
какую-либо молитву к Пречистой
Богородице - или "Под Твое
Благоутробие", или "Богородице
Дево, радуйся", или какой-либо
тропарь богородичный, с поклонами,
говоря: "Пресвятая Богородице,
спаси мя, грешнаго".
Если придет хульная мысль на какого-либо
святого, читай: "Моли Бога о мне
грешном, святой (имя рек), яко аз по
Бозе , к тебе прибегаю, скорому
помощнику и молитвеннику о душах
наших". И сотвори поклоны, говоря:
"Святый (имя рек), моли Бога о мне
грешном". Если придет хульная
мысль на какую-либо икону, сотвори
перед той иконой пятнадцать
поклонов или сколько можешь, молясь
тому, кто изображен на ней, и таким
образом ты с Божией помощью ни во
что обратишь хульные мысли.
Святитель Димитрий Ростовский (103,
101).
Погибели предшествует гордость (Притч. 16, 18). Стало быть, не допускай злых мыслей, и не будет падений. Между тем, о чем' больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощав их или направлять к разумным занятиям. А между тем в этой внутренней суматохе подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но наше горе в том, что за последнее почти никто не берется, а все, как связанные, ведутся на зло. Епископ Феофан Затворник (107, 84-85).
Как слово Божие, греховным помыслом презренное и неисполненное, так и совесть, тем же раздраженная, суд Божий и гнев Его возвещает человеку. И человек будет судиться не только за дела и слова, но и за злые помыслы, на страшном Христовом суде... Прелюбодействует уже тот, кто питает в сердце нечистые мысли: "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца" (1 Ин. 3, 15), и всякий, кто питает злобу на ближнего и хочет ему повредить или его убить, хотя и не убивает на деле. И тот есть вор и хищник, который желает чужую вещь похитить, хотя и не похищает, и тот пьяница, который хочет упиваться, хотя и не упивается... Этот грех совершается против десятой заповеди: "Не желай"... (Исх. 20, 17). И хотя такой человек не делает ближнему зла, но хочет сделать, и так грешит против Божия повеления. Ибо Бог как говорит к душе и сердцу, так и смотрит, куда клонится сердце человека, и по тому его судит. Христианину не только не должно делать, но и хотеть зла, если он не хочет против слова Божия и своей совести согрешить, и так ее уязвить, и подпасть суду Божию (104, 1492).
Начало борьбы с грехом - сопротивление помыслам (104, 1496).
Христианин должен выйти из мира помышлениями (104, 1496).
Надо отсекать помыслы, ибо они делают бесплодной духовную жизнь (104,1497).
Ежели кто стоит против дурных мыслей, борется и подвизается, отвергая их, и не соизволяет им, и призывает на помощь Избавителя Своего Иисуса, и просит от Него избавления, тот мало-помалу от них избавляется. И душа, как тело от болезней, исцеляется от немощи своей и получает здоровье (104, 1499-1500).
Очищение ума от суетных помыслов есть жертва, благоприятная Богу. Святитель Тихон Задонский (104, 1502).
Отражение греховных помыслов и ощущений совершается при посредстве молитвы; оно есть делание, соединенное с молитвой, неразлучное от молитвы, постоянно нуждающееся в содействии и действии молитвы (109,157).
Отвергай благие, по внешнему виду, помышления и светлые, по внешнему виду, разумения, приходящие к тебе во время молитвы, отвлекающие от молитвы (109, 166).
Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отнимутся мир и тишина у сердца (108, 263).
Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силой помыслы, насеваемые общим врагом человечества? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласной, внимательной молитвой, произнося слова неспешно, с умилением (109, 185-186).
Поучение вообще, в особенности Иисусова молитва, служит превосходным оружием против греховных помыслов (109, 194).
Разнообразные воспаления крови от действия различных демонских помыслов и мечтаний и есть тот огненный меч, который дан при нашем падении падшему херувиму,- вращая его в нас, он не позволяет нам войти в таинственный Божий рай духовных помышлений и ощущений (109, 214-215).
Пока молитва расхищается чуждыми помыслами, до тех пор подвиг ее совершается с трудом, со скорбью, с понуждением и усилием, до тех пор молящийся не допускается перед Лицо Божие (109,323).
Оружие врага - помысел и мечтание греха (110, 160).
Против усиленного и учащенного нападения греховных помыслов и ощущений, называемого... бранью, для новоначального нет лучшего оружия, чем исповедь (112, 149).
Обильное нашествие помыслов и мечтательность всегда приводят кровь в усиленное неестественное движение (112, 269).
Греховные помыслы, будучи приняты и усвоены уму, входят в образ мыслей или разум и лишают его правильности, а греховные чувства, закоснев в сердце, делаются как бы его природным свойством (112, 298).
Преподобный Нил Сорский... предлагает следующий способ борьбы с греховными помыслами, разумеется когда брань не сильно действует и уступает этому способу. Этот способ заключается в том, чтобы лукавые помыслы превратить в благие, и добродетелями подменивать, так сказать, страсти (112, 344).
Когда явятся тебе помыслы и мечтания греховные, нисколько не обращай на них внимания. Лишь заметишь их, крепче затвори ум в слова молитвы... (112, 355).
Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел: и явно греховный, и по наружности праведный (112, 356).
Собеседованием и смешением с помыслами, принадлежащими области сатанинской... созерцанием мыслей и мечтаний, приносимых демонами, повреждается душевное око (112, 362).
Плод лжепророка - помысла, возникшего под влиянием падения и лукавых духов - нравственное расстройство и гибель человека. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 414).
В фиваиде некий старец безмолвствовал в пещере. У него был ученик-подвижник. Старец имел обычай по вечерам поучать ученика и делать ему душеполезные наставления; после наставления он молился и отпускал ученика спать. Случилось, что посетили их некоторые благочестивые миряне, которым было известно великое воздержание старца; получив от него утешение, они ушли. По отшествии их, вечером старец опять сел по обычаю и занялся поучением и наставлением брата. Во время беседы напал на него сон, а брат стоял, ожидая, чтобы старец проснулся и сотворил по обычаю молитву над ним. Старец не просыпался. Ученик, сидя долго, был побеждаем помышлениями потихоньку уйти и лечь спать, но он понудил себя, противостал помышлению и остался. После этого сон начал склонять его, но он не ушел. До семи раз повторялось с ним такое колебание, но он с твердостью воспротивился ему. По прошествии уже полуночи проснулся старец и; увидев ученика сидящим близ себя, сказал: "Отчего ты до сих пор не ушел?". Ученик ответил: "Оттого отец, что ты не отпустил меня". Старец спросил: "Почему ты не разбудил меня?" - "Я не осмелился беспокоить тебя". Они встали и начали отправлять утреню; по окончании утрени старец отпустил ученика. Оставшись один, старец пришел в исступление. И вот некто показывает ему место прославленное, в нем трон и над троном семь венцов. Старец спросил того, кто показывал ему это: "Кому все это принадлежит?" Тот ответил: "Ученику твоему даровал Бог и место это, и трон за его жительство; а семь венцов он заслужил в эту ночь". Услышав это, старец удивился; весь трепетный, позвал он ученика и спросил его: "Скажи мне, что сделал ты этой ночью?" Он отвечал: "Прости меня, отец! я ничего не сделал". Старец, думая, что он не говорит по смирению, сказал: "Поверь, я не успокоюсь, если не скажешь мне, что сделал или что помышлял ты ночью". Брат, не зная за собой никакого дела, не находил, что сказать, и потому отвечал старцу: "Прости меня, отец! Я ничего не сделал, разве только то, что до семи раз был склоняем помышлениями уйти и лечь спать, но не пошел, потому что не был отпущен тобой по обычаю". Старец, услышав это, тотчас понял, что ученик столько раз был увенчан Богом, сколько раз противостал помышлениям. Он ничего из виденного не возвестил брату, чтобы не нанести ему вреда, но поведал это духовным отцам. Научимся, что за победу и над малыми помышлениями Бог венчает нас. Благо человеку понуждать себя ради Бога во всяком деле. "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12) (82, 495-496).
Брат сказал авве Пимену: "Меня одолевают помыслы, и я бедствую от них". Старец вывел его из келлии на воздух и сказал ему: "Распростри полы одежды твоей, и удержи ветры". Брат отвечал: "Я не могу сделать этого". Старец ответил: "Не помешаешь ты и приходить помышлениям, но твое дело - противиться им". Отечник (82, 345).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |