"Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедую Господу преступления мои", и Ты. снял с меня вину греха моего" (Пс. 31, 5).
Как человек, крещаемый человеком, то есть священником, просвещается благодатью Духа Святого, так и исповедующий в Покаянии грехи свои приемлет оставление их через священника благодатью Иисуса Христа. Святитель Афанасий Великий (113, 544).
О том, какие грехи прощать, не нужно и спрашивать, потому что Новый Завет не делает никакого различия и обещает отпущение всякого греха кающимся как должно. Святитель Василий Великий (8, 187).
Прошу вас, возлюбленнейшие братия, да исповедуем каждый свой грех, пока согрешивший находится еще в этой жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно Господу. Святитель Киприан Карфагенский (113, 544).
Кто может отпускать грехи, кроме одного Бога, Который также отпускает их через тех, кому дал власть отпускать? ...Это право предоставлено одним священникам. Люди совершают только служение во отпущение грехов, но не проявляют какой-либо собственной власти, ибо не в свое имя отпускают, а во имя Отца и Сына и Святого Духа; они просят. Бог дарует; человеческое здесь послушание, а милосердие принадлежит верховной власти. Святитель Амвросий Медиоланский (113, 544-545).
Ходатай Бога за людей человек Господь Иисус Христос даровал предстоятелям Церкви власть, чтобы они и преподавали освящение Покаяния кающимся, и через дверь примирения допускали их, очищенных спасительным удовлетворением, к приобщению Святых Таин. Но в этом деле непрестанно участвует Сам Спаситель. Святитель Лев, папа Римский (113, 545).
Помышления твои открывай не всем, но только тем, которые могут спасти твою душу (82, 22).
Не открывай своих помышлений всем, чтобы не ввести брата твоего в соблазн. Преподобный Антоний Великий (82, 31).
Никакого помысла вашего, никакой скорби, никакого пожелания, никакого подозрения на ближнего, производящих в вас смущение, не скрывайте; исповедайте их со всей искренностью вашему духовному отцу, и что услышите от него, старайтесь принимать с верой (82, 163).
Каждый помысел, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, и облегчится твоя брань. Из-за стыда не позволь себе скрыть ни одного такого помысла, потому что демоны находят себе место только в том человеке, который утаивает свои помыслы - как благие, так и лукавые (82, 169).
Если вопрошаешь о твоем помысле, то вопроси прежде чем исполнишь его. Спроси о нем в то самое время, как он борет тебя, будет ли это помысел о перемещении, или об обучении какому-либо рукоделию... или о совместном жительстве с некоторыми братиями, или о разлуке с ними. Вопрошай свободно обо всем этом, прежде чем приведешь помысел в исполнение (82, 180-181).
Прежде чем вопросишь старцев, помолись Богу: "Господи, Боже мой! Сотвори со мною милость и внуши отцам дать мне ответ по воле Твоей". Помолившись так, спроси отцов, исполни с верой то, что они скажут, и Бог успокоит тебя (82, 181).
Если ты немощен и преклонен к страстям, то не допускай братиям открывать тебе приходящие им страстные помыслы как бы достигшему бесстрастия, потому что это гибельно для души твоей (82, 183).
Не советуйся о помыслах твоих со всеми; советуйся о них только с твоими отцами. Иначе навлечешь себе скорбь и смущение (82, 184).
Умалчивание греховных помыслов - свидетельство искания похвал и срамной славы мира. Тот, кто искренне открывает страстные помыслы своим отцам, изгоняет эти помыслы. Преподобный авва Исаия (82, 202).
Не открывай совести твоей тому, к кому не расположено сердце твое. Преподобный Пимен Великий (82, 332).
Если тебя смущают скверные помыслы, не скрывай их, но тотчас говори о них твоему духовному отцу и обличай их. Чем более скрывает человек свои помыслы, тем более они умножаются, укрепляются и твердеют. Изречения безымянных старцев (82, 375).
Многие торгуют исповедью, нередко выставляя себя напоказ лучшими, чем есть. Другие промышляют покаянием, покупая им себе славу. Иные обращают покаяние в повод к гордыне и вместо прощения пишут на себя новое долговое обязательство (27, 185).
Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их. Напротив, Ему угодно, чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения (27, 368).
Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там перед всей вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? На деле мы отважны и бесстыдны, а когда должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим. Преподобный Ефрем Сирин (27, 369).
Объявляй свой грех не только как осуждающий себя, но и как ищущий оправдания посредством Покаяния, тогда ты будешь в состоянии побудить исповедующуюся душу не впадать более в те же грехи (35, 33).
Когда согрешишь, не выжидай обличения от другого, но прежде чем будешь обличен и обвинен, сам осуждай свои поступки, потому что если уже обличит тебя другой, твоя исповедь будет не твоим делом, но плодом стороннего обличения (35, 746).
Признание в грехах весьма способствует их исправлению; отрицание греха после совершения его становится тягчайшим из грехов (38, 180).
Истинное исповедание в том, чтобы, отвергнув грех от всей души... избегать его и никогда уже не возвращаться к нему (39, 879).
Если иерей получил власть отпускать грехи, совершенные против Бога, то гораздо скорее он может отпустить и изгладить грехи, совершенные против человека (46, 687).
Ничто столь не губительно для
греха, как его обличение и
осуждение, соединенное с покаянием
и слезами. Ты осудил свой грех? Этим
ты сложил с себя бремя. Кто говорит
это? Сам Судия - Бог. "Станем
судиться; говори ты, чтоб
оправдаться" (Ис. 43, 26). Почему,
скажи мне, ты стыдишься сказать о
грехах? Разве ты говоришь человеку,
который станет упрекать тебя? Разве
исповедуешься перед рабом, который
разгласит твои дела? Господу,
Промыслителю, Человеколюбцу, Врачу
показываешь ты рану. Разве Он,
Который знает наши дела еще до
совершения их, не будет знать, если
ты не скажешь? Разве грех от
обличения его делается тяжелее?
Напротив, легче. И Бог требует от
тебя признания не для того, чтобы
наказать, но чтобы простить; не для
того, чтобы Ему узнать грех твой,-
разве Он и без этого не знает? - но
для того, чтобы ты узнал, какой долг
Он прощает тебе. Он хочет показать
тебе величие Своей Благости для
того, чтобы ты непрестанно
благодарил Его, чтобы был
медлительнее на грех, ревностнее к
добродетели. Если же ты не скажешь о
величии долга, не узнаешь и
превосходства благодати. Я не
заставлю тебя, говорит Он, выходить
на середину зрелища и окружать себя
множеством свидетелей; Мне одному,
наедине, скажи грех, чтобы Я
уврачевал рану и избавил от
болезни.
Если бы кто из мирских судей
предложил кому-нибудь из пойманных
разбойников или грабителей открыть
свои преступления и таким образом
избавиться от наказания, то они
очень охотно приняли бы это,
презирая стыд ради своего спасения.
А здесь не бывает ничего такого, но
Бог и отпускает грехи, и не
заставляет высказывать их в
присутствии других, но требует
только одного, чтобы сам получающий
отпущение познал величие дара.
...Господь, зная слабость нашей
природы, когда мы, преткнувшись,
впадаем в какой-нибудь грех,
требует от нас только того, чтобы мы
не отчаивались, но отстали от
грехов и поспешили к исповеди. И
если это мы сделаем, Он обещает нам
скорое помилование, потому что Сам
говорит: "разве, упав, не встают и,
совратившись с дороги, не
возвращаются?" (Иер. 8, 4).
Если Он разбойника, бывшего на
кресте, удостоил благоволения
Своего, то тем более удостоит нас
Своего человеколюбия, если мы
захотим исповедаться в наших
прегрешениях.
Итак, чтобы и нам воспользоваться
Его человеколюбием, не устыдимся
исповедать свои грехи, ибо велика
сила исповеди и много может сделать
она. Вот и разбойник исповедался и
нашел открытый вход в рай.
Зная это, не пренебрежем
человеколюбием Господа, но, чтобы
нам не быть наказанными и не
подпасть суду, пусть каждый войдет
в свою совесть и, исследовав жизнь и
тщательно рассмотрев все грехи,
пусть осудит душу, сделавшую их,
пусть обуздает помыслы, укротит,
стеснит ум свой и накажет себя за
грехи строгим покаянием, слезами,
исповедью, постом и милостыней,
воздержанием и любовью, чтобы,
оставив здесь свои грехи, мы могли
отойти туда с полным дерзновением. Святитель
Иоанн Златоуст (113, 553).
Нет другого, более надежного пути к спасению, чем открывать свои помыслы опытным отцам, направляющим к добродетели, вместо того чтобы следовать собственному помыслу и рассуждению. Из-за неопытности и неискусности одного или нескольких не нужно опасаться открывать свои - помыслы более опытным отцам, ибо и они не по собственному побуждению, но по внушению от Бога и Божественного Писания заповедали младшим вопрошать старших. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Моисей 53, 198).
Мы не должны удивляться, если и после исповеди бываем боримы, ибо лучше бороться с нечистотой, чем с превозношением (57, 44).
Хотя бы мы и имели дар прозорливости, мы не должны предупреждать согрешивших объявлением их грехов, лучше побуждать их самих к исповеди. После исповедания мы должны удостаивать их большей, чем прежде, заботы и более свободного доступа к нам, ибо они более преуспели в вере и любви к нам. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 266).
Благоутробный, человеколюбивый и желающий нашего спасения Бог премудро поставил между нами и Собою Таинство Исповеди и Покаяния. Он дал каждому власть, если захочет, через Исповедь и Покаяние восстать от своего греховного падения и снова прийти в прежнее родство, славу и дерзновение, какие имел у Бога, снова стать наследником всех благ. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 299).
Не скрытничай (на исповеди), чтобы не остаться неисцеленным. Преподобный Феодор Студит (69, 377).
Исповедь есть Таинство святого
Покаяния, в котором человек через
вольное и смиренное исповедание
грехов получает от . милосердия
Божия прощение, согласно
написанному в псалмах: "я сказал:
"исповедаю Господу преступления
мои", и Ты снял с меня вину греха
моего" (Пс. 31, 5). Таинство же это
есть Таинство Божие, ибо от Самого
Бога исходит власть прощать людям
грехи, согласно написанному в
Евангелии: "кто может прощать
грехи, кроме одного Бога?" (Лк. 5,
21). Ему единому мы исповедуем свои
грехи, духовный отец является
слушателем и свидетелем нашей
исповеди и вместе с тем
установленным Богом судией и
разрешителем. Итак, никому не
должна быть известна эта тайна
Божия, кроме Самого всеведущего
Бога и духовного отца, как
свидетеля и слушателя дел,
исповеданных устами кающегося.
Это Таинство Божие запечатлено
печатью Самого Бога, то есть Духа
Святого, который завершает это
Таинство, как сказал Господь святым
апостолам: "примите Духа Святаго.
Кому простите грехи, тому
простятся" (Ин. 20, 22-23). Совершает
это Таинство Дух Святой через
иерея, как через орудие, прощая
исповеданные грехи и оправдывая
грешника разрешением, которое
произносится устами иерея. Этим,
как печатью, утверждается прощение
и оправдание и запечатлевается
тайна исповеди, и никто не должен
разрешать эту печать и делать
исповеданное известным людям,
согласно словам апостола: "Кто
будет обвинять избранных Божиих?
Бог оправдывает их. Кто
осуждает?" (Рим. 8, 33-34). То есть кто
имеет право обличать грехи рабов
Божиих, которых оправдал Бог ради
их исповедания и избрал в
наследники Царствия Своего ради их
покаяния? Если Бог оправдал,
человек пусть не осуждает. Если Бог
скрыл, человек да не обличает. Если
Бог утаил, человек да не объявляет.
Божие милосердие - как бы море, а
грехи наши - как камни, тяжело нас
угнетающие. Как брошенный в море
камень лежит в глубине, никому не
ведомый, так и грехи наши,
вверженные исповеданием в море
милосердия Божия, никому не могут
быть известны.
Духовный отец в этом Таинстве, как
заступающий место Самого Христа
Бога и Судии праведного, должен и
нрав Его проявлять. Как Христос Бог,
зная грехи всех, не обличает и
никому не объявляет прежде
последнего Своего Страшного Суда,
так и духовный отец, заступающий
место Христово, не должен объявлять
грехов, сказанных на исповеди, не
должен и обличать не только
добровольно, но и принуждаемый к
этому кем-либо силою.
Если бы какой властелин или суд
гражданский повелел или еще
кто-либо принуждал иерея сказать
какой-либо грех своего духовного
сына, если бы угрозами, муками и
смертью устрашал и убеждал открыть
чей-либо грех, то иерей должен
скорее умереть и мученическим
венцом венчаться, чем разрушить
печать исповеди и тайну Божию
предать известности, объявляя о
грехах своего духовного сына. Ибо
лучше отцу духовному за
необъявление исповеди принять
временную смерть от людей,
убивающих тело, души же не могущих
убить, чем быть наказанным Богом за
объявление вечной смертью.
Кроме того, отец духовный должен
заботиться еще и о том, чтобы не
только ни одним словом не дерзнуть
обличить своего духовного сына, но
даже знаком каким-нибудь не
подвергнуть его подозрениям
человеческим, чтобы не могли люди и
догадаться по чему-либо о его грехе.
Поэтому духовник не должен
налагать явной епитимии за тайный
грех, сказанный на исповеди. Потому
что если он наложит явную епитимию
за тайный грех, то многие начнут
доискиваться, за какой именно грех
наложена такая епитимия, а это
будет противно Таинству Божию и
печати исповедания.
Пусть знает духовный отец и то, что
по совершении исповеди он не должен
помнить грехов, исповеданных ему,
но обязан предавать их забвению и
не только не объявлять о них никому,
но даже и с самим своим духовным
сыном не беседовать потом о его
грехах, слышанных на исповеди,
разве только сам духовный сын
наедине вспомнил бы об
исповеданных прежде грехах, ища или
полезного поучения, или облегчения
епитимии, которой он не может
понести, или по иному какому случаю.
Если же какой неискусный иерей,
неистовствуя в гордыне или
тщеславном превозношении, дерзнет
обличать детей своих духовных и
объявлять перед людьми грехи их,
таковой, как богопротивник,
разоритель Таинства Божия и печати
Святого Духа, подпадает Страшному
Суду Божию и вечной казни. Его ждет
вечная мука с Иудой, предателем
Христовым, ибо открывающий тайну
Божию, то есть исповедь, и предающий
ее в ведение людям предает самого
Христа, находящегося в кающемся
человеке. Такой духовник уже не
духовник, но Иуда, Христов
предатель, и даже больше того - сам
сатана, клеветник братии нашей,
сверженный с Неба, от которого
великое горе людям; ибо горе, а не
спасение бывает от такого
духовника. Святитель Димитрий
Ростовский (103, 153-155).
Есть различие между грехами от немощи и грехами произвольными, преднамеренными грехами против совести. Грех от немощи, какой случается и с благочестивыми людьми, нужно обличать легко и ласково. Но грехи, творимые против совести и от произволения, а особенно застарелые и вошедшие в обычай, требуют жестокого и строгого обличения, как застарелая болезнь требует горького и сильного лекарства. Ибо такие грехи явно ведут к гибели грешников и от них нельзя освободить иначе как жестоким наказанием и помощью Божией. Таких грешников надо обличать строго, чтобы, как от грома, пробудились они от сна греховного и сотворили истинное покаяние. Надо везде говорить истину и не молчать о том, что должно говорить (104, 849).
Надо объявить исповедующемуся, чтобы всем простил, на кого имеет вражду, поскольку и Бог не прощает тому, кто сам не оставляет согрешений ближнему. Так учит Сам Христос: "если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 15). Пусть примирится со всеми, кого бы чем ни обидел, и если что похитил, пусть возвратит (104, 849-850).
Надо напоминать, чтобы (исповедующийся) сильно сожалел и сокрушался сердцем о том, что Бога, Творца своего, прогневал, поскольку устное исповедание без сердечного сокрушения не помогает. Кающемуся же с сожалением и сердечным сокрушением - говорить о милосердии Божием, которым Бог всех кающихся грешников объемлет (104, 850).
В исповеди поступай весьма осторожно: берегись, чтобы не привести грешника в отчаяние; также берегись, чтобы грешник не привык к греху. Грешник легко привыкает к греху, когда грех остается без наказания. Священник обычно говорит: "Бог простит, Бог простит". Но смотри, каково покаяние, истинно ли человек кается, обещает ли впредь отстать от греха? Также в отчаяние может прийти грешник, если иерей поступает с ним жестоко, показывая тяжесть греха, а о великом милосердии Божием не упоминая; в этом случае иерей должен и о праведном Суде Божием говорить некающимся грешникам, и кающимся истинно напоминать о неисповедимом милосердии Божием (104, 1325).
Многие называют себя грешными и многогрешными (без сомнения, всякий человек - грешник, по Писанию) (1 Ин. 1, 8), но от людей этого не терпят. Кто истинно, нелицемерно и в сердце своем называет себя грешником, тот всякое поношение легко претерпит и не проявит признаков гнева, ибо смирен. Святитель Тихон Задонский (104, 1647-1648).
"Признавайтесь друг пред
другом в проступках и молитесь друг
за друга, чтобы исцелиться: много
может усиленная молитва
праведного" (Иак. 5, 16). И рассудок
нам внушает, и слово Божие
сильнейшим образом склоняет нас,
чтобы мы раскаивались в своих
преступлениях. Покайтесь,
покайтесь. Этого спасительного
внушения никто не опровергает,
разве уж совершенно ослепленный
страстями и сожженный совестью.
Раскаяние есть осознание своего
преступления и сердечное сожаление
и терзание о нем с желанием, чтобы
предрасположить себя к лучшему, и с
боязнью, чтобы опять не
возвратиться к плохому. И как
отсюда видно, что преступление
усматривает во мне моя мысль, и
терзание мое производится в
сокровенной глубине моего сердца, и
стремление мое к лучшему, и боязнь,
как бы не впасть в прежнее
преступление, есть в душе моей, что
все подробно видит испытующий
сердца и утробы Бог, то на что же,
скажет кто-нибудь, сверх того еще
исповедь, то есть чтобы мне грехи
свои открывать и говорить о них
перед Церковью или служителем ее?
...Для того, душа кающаяся, что ты
проходишь разные степени покаяния:
то признаешь свои грехи, то о них
сожалеешь, то сокрушаешься,
вздыхаешь и плачешь, то в исповеди
преодолеваешь стыд, то
переламываешь привычку, то постом
себя изнуряешь, то молитвенный труд
переносишь, то от развращенных
людей, от которых отстаешь, терпишь
поношения и презрение. Это
различные степени покаяния.
...Нет, нет! - вопиешь ты, приступая к
исповеданию,- пока еще
долготерпение Божие не обнаружило
моих грехов, пойду я к церковному
служителю, к моему пастырю,
держащему в руках своих ключи
Царствия Небесного, пойду к нему и
сокровенно открою мою немощь;
покажу ему мои раны; исчислю ему мои
грехопадения; искренностью
засвидетельствую мое прямое
раскаяние; слезами смягчу свое
жестокосердие. Представлю себя
самоосужденным грешником, да
наставит он меня к лучшей жизни, да
ободрит милосердием Божиим, да
разрешит сладким евангельским
голосом и да вручит мне драгоценный
дар Тела и Крови Господа без моего
осуждения. Вот из какого святого
начала произошла исповедь, которая
и ныне в Церкви Христовой является
таинственным и нужным для
христианина действием!
Что же? соблюдают ли это христиане с
таким тщанием, как этого требует их
существенная польза и спасение?
Если они святы и никакому греху не
причастны, то, правда, не имеют в том
нужды, а должны только с Ангелами
воспевать радостную песнь
благодарения и хваления. Но если
они грешны, как это и есть на самом
деле, то почему пренебрегают столь
нужным лечением?
Рана всегда остается опасной, если
ее или не открыть врачу, или
запустить лечение. И в самих наших
житейских делах мы много бы
погрешали, если бы ни в чем ни от
кого не принимали ни советов, ни
наставлений, а только бы поступали
по одним своим мыслям; тем более в
управлении душой нашей нужны
советы и наставления. Исповедь
установлена, чтобы мы открыли свою
совесть духовнику или сердцеведцу
Богу. Открыв, докажем, что мы не
ожесточены во грехе, что есть в нас
надежда исправления, ибо ищем
исцеления. Открыв, получим совет,
каким образом впредь нам от греха
предостерегаться; открыв, примем
наставление, показывающее нам
права и действия суда Божия; открыв,
удостоимся милостивого прощения от
Того, Кто один "имеет власть на
земле прощать грехи" (Мф. 9, 6). А
этим успокоим дух свой, томимый
страстями и боязнью наказания. Платон,
митрополит Московский (105, 305-308).
Душа, знающая, что она обязана исповедать свои грехи... этой самой мыслью, как бы уздою, удерживается от повторения прежних согрешений (108, 101).
Кто исповедует свои грехи, от того они отступают, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества и не терпят обличения и позора (108, 102).
Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их - и вскоре освободишься из греховного плена, легко и радостно будешь следовать Господу Иисусу Христу (108, 102).
Таинством Исповеди решительно очищаются все грехи, сделанные словом, делом, помышлением (108, 102).
Телесное вожделение увядает от исповеди скорее, чем от поста и бдения (108, 490).
Душа того человека, который имеет обычай часто исповедовать свои согрешения, удерживается от согрешений воспоминанием о предстоящей исповеди; напротив, не исповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершаемые в потемках или ночью (109, 339).
Исповедание грехов необходимо, чтобы надлежащим образом раскаяться в прежних грехах и для того, чтобы предохранить себя на будущее время от падения в грехе (109, 392)
Помыслы, хотя и греховные, но мимоходящие, не привившиеся душе, не нуждаются в немедленной исповеди (112, 150).
Ничто, ничто так не помогает исцелению от раны, нанесенной смертным грехом, как частая исповедь. Ничто... не содействует так умерщвлению страсти... как тщательная исповедь всех проявлений ее. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 460).
Однажды, перед благовестом, преподобный Пафнутий Боровский сидел на церковной паперти и погрузился в дремоту. Внезапно ему представилось, будто открываются монастырские ворота и множество людей со свечами идут в церковь. Посреди них - князь Георгий Васильевич, который сперва поклонился храму Божию, а потом блаженному отцу. Поклонился и ему Пафнутий и сказал: "Ты уже преставился сын мой и князь?" - "Действительно так",- отвечал Георгий. "Каково же ныне тебе там?" - спросил опять Пафнутий. Тот отвечал: "Твоими святыми молитвами, отче, благое даровал мне Бог. Особенно же потому, что когда я шел против агарян, я у тебя чисто покаялся". Когда начал звонить пономарь, очнулся преподобный от чудного видения и прославил Бога. Этот богобоязненный князь Георгий, проживший в безбрачии до конца дней, часто приходил на исповедь к отцу Пафнутию и говорил своим близким: "Всякий раз, когда иду на исповедь к старцу, у меня колени подгибаются от страха". Троицкий Патерик (90, 244-245).
Исповедаюся Господу Богу
Вседержителю, в Святой Троице
славимому и поклоняемому, Отцу и
Сыну и Святому Духу, и
Преблагословенной Приснодеве
Богородице Марии, и, всем святым*
и тебе, честный отче, всех моих
грехов ихже зле содеях, мыслию,
словом, делом и всеми моими чувствы,
яко во гресех зачахся, во гресех
родихся, во гресех воспитахся, и во
гресех по Крещении даже до сего
часа пожил есмь. Исповедую такожде,
яко согреших зело гордостию,
тщетною славою, превозношением
тако очес, якоже и одежды и всех
деяний моих, завистию, ненавистию,
вожделением тако чести, якоже и
сребролюбия,
гневом,
печалию,
ленивством,
чревоизлишеством,
святотатством, неправедною
клятвою,
прелюбодеянием,
татьбою, граблением,
всяким видом любодеяния,
нечистотами всесквернейшими,
пьянством, объядением,
разглаголанием праздным,
плотским похотением, лобзанием,
осязанием нечистым и родительными
уды моими,
умным убийства желанием, [согреших]
в вере, надежди и любви, всегдашним
и Тела и Крови Господни недостойне
восприятием,
во увещаниях и ласкательствах
лукавых,
неведением,
небрежением,
в поползении даемых и приемлемых
даров,
в творении лихвы,
в начальстве злым устроением вещей
церковных,
недостаточным милостыни подаянием,
ожесточением ко убогим, в
странноприятии и угощении нищих,
во утеснении домочадцев, мне
порученных,
непосещением болящих, по заповеди
Евангельской, и в темнице сущих,
непогребением мертвых,
неодеянием убогих, ненасыщением
алчущих, ненапоением жаждущих,
денми праздничными Господними и
святым Его угодникам почитания
должныя чести и празднования
невоздаянием, и нетрезвенно часто в
тех пребыванием,
согласием на злое старейшине, не
помоществуя пред ним, ниже утешая
требующих, но и паче вреждая,
сильных старейшин и начальников
оклеветанием и хулением, и другом
благодетелем моим верности
несохранением и должного
повиновения неисполнением,
гордым в Церковь Божию хождением,
стоянием, сидением и возлежанием и
неподобным из нея исхождением, и
праздным в ней глаголанием,
беззаконным деянием, скверным с
прочими собеседованием, сосуды
священныя и святое служение
нечистым сердцем и скверными
руками осязанием, молитвы и
псалмопения и звание Божие
нерадиве в Церкви Божией творя,
помышлением всезлейшим,
размышлением и поучением
развращенным, и мнением ложным,
осуждением неразсудным,
согласием злым и советом
неправедным,
вожделением и услаждением
скверным,
во словесех праздных, излишних,
нечистых и досадительных,
во лжах, прелщениях, в клятвах
многоразличных, в непрестанных
оклеветаниях,
свары и раздоры разсевая, прочим
насмеваяся,
в глумлении праздном, в прении,
лести, в лукавстве, в шептании,
в суетной и тщетной радости и во
всех злых языка роптанием и
хулением, шутованием,
смехотворением,
злоглаголанием, укорением,
сквернословием, наруганием,
лицемерием,
похотением телесным, блудными
помышлении, во услаждениях
нечистых и согласием диаволу,
преступлением заповедей Божиих,
небрежением моего пребывания в
любви, яже к Богу и ближнему,
зрением, слухом, вкусом, обонянием,
осязанием похотным и нечистым
и во всех помышлениях, глаголаниях
изволением и деянием погибох.
Понеже в сих и прочих всех
беззакониях, елика аще немощь
человеческая противо Господа и
Создателя своего, или помышлением,
или словом, или делом, или
услаждением, или вожделением
согрешити может, аз согреших и
повинна себе пред лицем Божиим паче
всех человек познаваю и исповедую
сих всех и иных безчисленных моих
многих грехов, яже сотворих волею и
неволею, ведением или неведением,
сам собою и чрез других кого, или
соблажнением брата моего и яже
множества ради воспомянути и
познати я до себе невозмогох, а
елика памятовах, та изрекох.
О всех сих изреченных, и
безпамятства ради за множество и
неизреченных, каюся и жалею, и
повинна себе Господу Богу моему
быти представляю. И сего ради
смиренно молю Пресвятую и
Преблагословенную Деву Богородицу
и вся Небесныя Силы, и всех святых
угодников Божиих и тебе, честный
отче, иерею, пред ихже присутствием
сия вся исповедах, да в день Судный
будете ми свидетели противу
диавола, врага и неприятеля рода
человеческаго, яко сия вся аз
исповедах; и да помолитеся о мне
грешном Господу Богу моему.
И прошу тя, честный отче, яко
имущаго такую власть, данную тебе
от Христа Бога, во еже исповедавших
разрешати, отпущати и оставляти
грехи, да разрешиши мя от всех сих,
ихже изглаголах пред тобою, грехов
моих, и очистиши мя вся, и простиши,
и епитимию подаси ми за вся моя
согрешения; жалею бо истинно о моем
согрешении, имам волю каятися, и
впредь, елико возможно, через
Божественную помощь блюстися.
Прости мне, отче святый, и разреши; и
помолися о мне грешном. Аминь. (Булгаков
С. В. Настольная книга для
священно-церковно-служителя.
Харьков, 1900, с. 1012-1013).
* Таинство Покаяния для его совершения необходимо предполагает только грешника, исповедующего грехи свои. Господа, невидимо приемлющего исповедание грешника, и священника, как "свидетеля точию", видимо разрешающего или не разрешающего от грехов согласно Божественной воле Учредителя этого святого Таинства. Исповедание грехов в Таинстве Покаяния и пред святыми (наряду с Самим Господом) не относится к существу этого Таинства. - Примеч. Булгакова С. В.
Назначая епитимию, заботься не о длительности срока, а об исправлении души; если известно, что человек сокрушился или исправился, все сделано. Святитель Иоанн Златоуст (113, 541).
Отпущение грехов мы сопровождаем епитимиями по многим уважительным причинам. Во-первых, чтобы через добровольное страдание здесь грешнику освободиться от невольного, тяжкого наказания там, в другой жизни, ибо Господь ничем столько не умилостивляется, как добровольным страданием. Потому святой Григорий говорит "за слезы воздается человеколюбием". Во-вторых, чтобы истребить в грешнике те страстные вожделения плоти, которые порождают грех, ибо мы знаем, что противоположное врачуется противоположным. В-третьих, чтобы епитимия служила как бы узами или уздой для души и не давала ей снова приниматься за те же порочные дела, от которых она еще только очищается. В-четвертых, чтобы приучить к трудам и терпению, ибо добродетель есть дело трудов. В-пятых, чтобы нам видеть и знать: совершенно ли кающийся возненавидел грех? Но того, кто собирается уже отходить от мира, мы от всего этого освобождаем и отпускаем ему грехи, довольствуясь одной искренностью его раскаяния и чистосердечием обращения. Иеремия, патриарх Константинопольский (113, 541).
Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души. Святитель Иоанн Златоуст (46, 117).
По бесконечности совершенства бесконечны и образцы чистоты, поприще покаяния и очищения (111, 45).
Прежде дерзновенного вхождения на брак к Сыну Божию да позаботится (человек) о своей душевной ризе: она измывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченной милостью Господа при нашем покаянии (111, 129).
Сохраняя свою греховность, невозможно усвоиться Христу. Он усваивается одними чистыми, то есть такими, которые из нечистых сделались чистыми посредством покаяния (111, 181).
Надо сперва усмотреть свой грех, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 490).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |