Учащий должен поставить себе целью - всех возвести "в меру полного возраста Христова" (Еф. 4, 13), и притом каждого в собственном его призвании. Святитель Василий Великий (6, 399).
Цель учения - открыть душу, вырвать ее у мира и предать Богу; сохранить образ Божий, если он цел; поддержать, если он в опасности; обновить, если поврежден; вселить Христа в сердца Духом; короче сказать, того, кто призван к Горнему миру,- сделать богом и причастником горнего блаженства. Святитель Григорий Богослов (11, 30).
Учи ближнего не тому пути, который отводит в мир, но тому, который вводит в Царство Небесное. Преподобный Ефрем Сирин (25, 219).
Благоговейный и скромный иерей, к закону присоединив страх и скромность растворив властью, насколько это зависит от него, изгоняет всякое помышление о грехе в подчиненных ему; внимающих слову врачуя словом, и непослушных умудряя наказаниями по законам, и этим ведя к тому, чтобы впредь не грешили. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 41).
В Церкви, совмещающей в себе
благодатные средства спасения,
должны быть известные лица,
которые, действуя по ее разуму,
этими средствами доставляли бы от
ее лица другим нужное ко спасению.
Они и есть. Это пастыри,
составляющие священноначальное
епископство и подначальное
священство, которое есть
расширение епископства...
Святые делаются святыми через
пастырей. Не то это значит, чтобы им
принадлежала собственная сила или
они были источниками сил, но то, что
они стоят на середине, на переходе
от земли к Небу, и то людей возводят
к Богу, то Бога к людям преклоняют.
Что делал Иоанн Креститель? Людей
приводил к Богу. То же теперь делают
пастыри, по воле Господа...
...Епископство - корень пастырства.
Оно изливает благодать от Бога
через Священство на весь мир,
особенно же на верующих. Так, никто
не приходит к Богу и от Него не
получает милостей иначе как через
священные лица, посредством
известных учреждений, содержимых
Церковью. ...Дело пастыря есть дело
апостольское, и дух пастыря должен
быть апостольский. Это - живая и
деятельная ревность о спасении душ.
Епископ Феофан Затворник.
Начертание христианского
нравоучения. М., 1891, с. 401-402, 495.
Читаем у евангелиста Иоанна, что Христос, после восстания из мертвых, троекратно вопрошал Петра: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня?", и Петр отвечал: "Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя". Тогда Христос сказал ему: "Паси овец Моих" (Ин. 21, 15-17). Из этого видим, что пастыри, когда хотят проявить свою любовь ко Христу, должны проявить ее на деле - пасти овец Его. Христос любит Своих овец, ибо стяжал их Кровию Своею. Поэтому если кто хочет любить Христа, как каждый должен, тот должен любить овец Его, и пасти их, и представить их Ему целыми, не нерадеть о них, как делают наемники. Святитель Тихон Задонский (104, 1336).
Попечение о стаде Христовом является преимущественным признаком любви к самому Христу, так как для этого нужна мужественная душа (43, 833).
Учитель имеет нужду в благодати Божией и мире. Если он без них будет управлять народом, то все распадется и погибнет за отсутствием у него кормила. Хотя бы он и был опытным в управлении, но если не будет иметь этого кормила - благодати и мира от Бога, то потопит корабль и плывущих (45, 843).
Если не можешь обратить сотни, позаботься о десятке; если и десяти не можешь, не пренебрегай и пятью; если и пять не можешь, не презирай и одного. Бог определяет венцы, сообразуясь не с числом исправленных, а с намерением исправляющих. Святитель Иоанн Златоуст (46, 526).
Руководители - пастыри и учители, которых Господь дал Церкви (Еф. 4, 11-13), и их устами Сам изрекает необходимое всякому направляющее указание, (изрекает) тем, кто обращается к ним с верой и молитвенным обращением к Господу. Истину эту знают самоотверженно идущие путем Господним и без жалости к себе ведущие брань с врагами спасения. Они в своих пастырях всегда встречают помощь и вразумление, когда, смотря со стороны, и ожидать бы ее нельзя было. Ибо не к людям приходят, а к Господу, всегда готовому руководить и вразумлять через этих людей всякого, искренне и с верой ищущего у Него помощи. Епископ Феофан Затворник (107, 18-19).
"Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники" (Ин. 10, 8), сказано не о пророках и не о Законе (как хотелось бы отвергающим Ветхий Завет, которым руководились к вере и мы, уверовавшие, услышав от Христа указания на Писания, свидетельствующие о Нем), но о лжепророках, о которых Он Сам сказал: "Я не посылал пророков сих, а они сами побежали" (Иер. 23, 21). Ибо не сказал: все, сколько их послано, но: "сколько их ни приходило"; пророки же были посланы. Моисею было сказано: "пойди: Я пошлю тебя к фараону" (Исх. 3, 10). И Исаия слышал "голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня" (Ис. 6, 8). А лжепророки и пытавшиеся стать начальниками и предстоятелями, каковы были Февда, Иуда Галилеянин (Деян. 5, 36-37) и Египтянин, предводитель разбойников (Деян. 21, 38), не были посылаемы, но чтобы себя показать, сами себя поставив и домогаясь права начальствовать, убегали из дома. Что о них сказано Господом, явствует из последующих слов: "Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить" (Ин. 10, 10), потому что все, которые послушались их, вознамерившись исказить Истину, были умерщвлены и погибли, угаснув скорее прозвучавшего слова. Преподобный Исидор Пелусиот (116, 123-124).
Наставник - это человек, который на земле представляет Спасителя, стал посредником между Богом и людьми и священнодействует перед Богом во спасение покорных ему (8, 377).
Подражай Небесному Жениху, низлагай восстания невидимых врагов... изгоняя их сперва из своей души, чтобы они не имели в тебе никакой части, а потом - из сердца тех, которые прибегают к тебе (8, 33).
Пастыри - насадители Божиих ростков, не насаждают ничего инородного Виноградной Лозе, то есть Христу, ничего бесплодного, но со всяким старанием улучшают то, что прививается к Лозе и обещает плод. Святитель Василий Великий (6, 416).
Всякий духовный наставник должен быть только слугою Жениха Небесного, должен приводить души к Нему, а не к себе. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 519).
Истинный добрый пастырь узнается
по трем признакам, указанным в
святом Евангелии. Во-первых,
пастырь добрый входит во двор овчий
через дверь, а не проникает туда
как-нибудь иначе: "кто не дверью
входит во двор овчий, но перелазит
инуде, тот вор и разбойник; а
входящий дверью есть пастырь
овцам" (Ин. 10, 2). Бывают и такие
пастыри, которые входят во двор
словесных овец не через двери. Но
что же такое двери двора овчего? Сам
Христос, который говорит о Себе:
"Я есмь дверь: кто войдет Мною,
тот спасется, и войдет, и выйдет, и
пажить найдет" (Ин. 10, 9). Но кто
входит этими дверьми во двор овчий
на честь пастырства? Тот, кто
избирается и возводится в
иерархический сан по благоволению
Самого Христа.
Второй признак доброго пастыря тот,
что он ходит перед овцами, а не
позади овец, как говорит Христос в
Евангелии: "И когда выведет своих
овец, идет перед ними" (Ин. 10, 4).
Что же означает, что пастырь должен
ходить впереди овец? Что он обязан
быть первым во всех добродетелях, а
не отставать от всех, что он должен
служить примером для овец, а не овцы
для него. Каждому из пастырей
апостол завещает: "будь образцом
для верных в слове, в житии, в любви,
в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4,
12).
Третий признак доброго пастыря: он
полагает душу свою за врученных ему
овец, по слову Господа: "пастырь
добрый полагает жизнь свою за
овец" (Ин. 10, 11). И если пастырю
повелевается не щадить души своей
для овец, то тем более подобает ему
не жалеть имения своего, а
употреблять его на милостыню овцам
- нищим и убогим, сирым и вдовицам,
больным и странникам. Святитель
Димитрий Ростовский (103, 622-624).
Архиерейский сан уподоблен в
Божественном Писании небесным
светилам. Так, Сирах о
ветхозаконном архиерее Симоне
говорит: "Как утренняя звезда
среди облаков, как луна полная во
днях, как солнце, сияющее над храмом
Всевышнего" (Сир. 50, 6-7). О
новоблагодатных же архиереях Сам
Господь говорит в Евангелии: "Вы -
свет мира (как небесные светила,
озаряющие мир)... Так да светит свет
ваш пред людьми" (Мф. 5, 14, 16).
Христова Церковь на земле есть как
бы Небо, ибо как на Небе живет Бог,
окружаемый Ангелами, так и на земле
Он живет в Своей Церкви,
прославляемый людьми, как говорит
Давид: "Господь во святом храме
Своем" (Пс. 10, 4), "хвала Ему в
собрании святых" (Пс. 149, 1). И как
небо украшено и сияет своими
светилами, так и Церковь сияет
своими светилами - пастырями и
учителями, из которых одни сияют,
как звезды, другие - как луна, а иные
- как солнце, каждый соответственно
чину, чести и званию и по мере
своего совершенства в
добродетельной жизни и духовной
мудрости.
Небесные светила, поставленные
Божиим Промыслом на безмерной
высоте, отстоят далеко от земли. И
архиереи занимают на церковном
небе не низкое, а высочайшее место,
будучи образом Сына Божия, и много
отличаются от своих подчиненных
святыней и властью. Ибо те, которые
управляются архиереем, суть овцы, а
архиерей - пастырь; те - чада, а он -
отец; те - ученики, а он - учитель; те -
люди, а он - ангел по своей чистой и
святой жизни. Святитель Димитрий
Ростовский (103, 783-784).
Пастырям сказано: "Вы свет мира" (Мф. 5, 14). Когда свет померкнет, чем просветиться людям? Пастырям сказано: "Вы - соль земли" (Мф. 5, 13). Когда соль потеряет силу, чем людям себя растворить? О возлюбленный пастырь! Ты свет мира; свети же не только словом, но и жизнью своей. Ты соль земли; берегись потерять силу, да не потеряют ее и прочие, глядя на тебя. "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5, 16). Вступил ты, возлюбленный, в звание и должность апостольскую - подражай же апостолам учением и житием, чтобы с ними участвовать в вечери и многих повести за собой. Святитель Тихон Задонский (104, 1321).
Однажды преподобный Ефрем Сирин, живший в пустыне, стал просить Бога открыть ему, насколько преуспел в духовном делании святитель Василий Великий. Молитва его была услышана, и он узрел огненный столп, простиравшийся от земли до неба. И при этом услышал голос: "Ефрем! Ефрем! Как велик огненный столп, который ты видел, так велик и Василий". Тогда Ефрем, взяв с собой переводчика, который знал греческий язык, пошел с ним в Кесарию, где Василий Великий был архиепископом. Прибыли они в Кесарию в самый праздник Богоявления Господня, и Ефрем тотчас мое отправился в церковь, где служил Василий. Увидев его в великой славе и чести, окруженного сонмом священнослужителей, Ефрем воскликнул к своему спутнику: "Напрасно мы с тобой трудились, брат! Таким ли я ожидал его видеть! Может ли он быть велик перед Господом, когда находится в таком чине и почестях? Нет, напрасно мы понесли тяготу дневную и зной! Я только удивляюсь, как такой человек может быть подобен столпу огненному". А между тем Василий Великий послал архидиакона позвать Ефрема в алтарь. Когда архидиакон передал Ефрему приглашение Владыки, Ефрем сказал: "Владыка, должно быть, ошибся: мы странники, и он нас не знает" - и остался на своем месте. Началась проповедь. И что же? Во все время ее преподобный, к ужасу своему, видел .как бы язык огненный, исходящий из уст святителя Василия. После проповеди, архиепископ сказал архидиакону: "Пойди, скажи пришельцу, к которому я посылал тебя: "Господин Ефрем, войди во святой алтарь". Архидиакон сказал. Тогда преподобный воскликнул: "Воистину велик Василий! Сам Дух Святой вещает устами его!" Когда же, после литургии, он увидел архиепископа, тот сказал ему: "Я рад видеть тебя, умножившего в пустыне учеников Христовых и изгоняющего бесов именем Христовым. Но зачем ты пришел видеть меня? Ведь я_человек грешный". Ефрем был поражен. Но затем, причастившись Святых Таин из рук святителя Василия, он обратился к нему с просьбой, чтобы тот испросил ему понимание греческого языка. Архиепископ испросил ему это знание в молитве и посвятил его в диаконы, а потом и в пресвитеры. Пролог в поучениях (81, 424-426).
... Пастырь должен быть во всех добродетелях как представитель духовного Царства Христова и как образец для паствы, особенно же в тех добродетелях, которые всегда должны сопровождать истинную ревность и имеют почти непрестанное упражнение в его трудах. Это - отеческая, внимательная и сострадательная попечительность, степенность, чистота, трезвость, осмотрительность, благодушие, мужество, сострадание, снисходительность, бескорыстие. Епископ Феофан Затворник.Начертание христианского нравоучения. М., 1891, с. 496.
Когда научишься всему, что Господь заповедал, ты приобретешь многих подражателей. Святитель Иоанн Златоуст (45, 614).
Пастыри должны тщательно поучать людей, порученных им, как их увещевает святой Петр: "пасите Божие стадо" (1 Пет. 5, 2). Пасется же Божие стадо словом Божиим и Его Святыми тайнами. И Павел святой к тому же их побуждает: "внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28). И снова написал Тимофею, и в его лице к святому пастырю: "проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4, 2). Ибо пастыри вступили в должность апостольскую и непременно должны им следовать. Те по всей вселенной проповедовали слово Божие, а пастыри каждый на своих местах должны это духовное сокровище открывать людям. Ибо погрешают пастыри, которые забывают этот долг. Святитель Тихон Задонский (104, 1325-1326).
Немалый ущерб готовит себе пастырь, который спит вне. овчего двора, потому что сон пастырей - радость волкам. Преподобный Ефрем Сирин (25, 146).
"Горе вам... что затворяете Царство Небесное человекам" (Мф. 23, 13). Это сказано архиереям, которые и сами не учат народ спасительному пути, и священников не заставляют это делать; сказано священникам, которые оставляют народ в небрежении, не заботясь объяснять им, что нужно для спасения души. От этого народ пребывает в слепоте, и одна часть остается в уверенности, что идет правильно; другая хоть и замечает, что у нее не так идет дело, но не идет, куда следует, потому что не знает, как и куда идти. От этого разные нелепые понятия в народе... от этого легко находит доступ к нему и всякое злое учение. Священник обычно думает, что у него в приходе все исправно, и хватается за дело только тогда, когда это зло уж разрастается и выходит наружу. Но тогда уж ничего не поделаешь. Священник первым делом своей совести должен считать - совершенствовать взрослых в познании христианской веры, а юное поколение готовить с первых сознательных лет, объясняя им то, что им нужно и можно знать, когда и как будет удобней. Епископ Феофан Затворник (116, 397).
Благоразумный служитель не будет нерадив к своему делу, и боящийся Господа не соблазнит братий своих (25, 180).
Равнодушием своим не будем причинять вред мирянам, но делами научим их уважать благочестие. Преподобный Ефрем Сирин (26, 625).
Напрасно учит тот, у кого дела не соответствуют учению. Преподобный авва Исаия (34, 181).
Как могут сохранить пастыри невредимым и здоровым Тело Христово, ведущее борьбу не с телами, но с невидимыми силами, если не будут иметь добродетель, значительно превосходящую человеческую, и знать всякое лечение, полезное для души? Святитель Иоанн Златоуст (35, 453). Наставники, старающиеся вести жизнь, достойную учителей, не только не должны заслужить упреки, но да украшаются божественными преимуществами. Ибо первое требуется от всякого, а последнее - от достигших верха добродетели, которые если и не говорят ничего, самим безмолвием, взывающим громче слова, наставляют учеников, не слух их услаждая, но просвещая души. Считающие, что от учителя не требуется ничего, кроме слов, только утруждают слух и достойны насмешки, а сияющие делами, хотя и подвизаются в молчании, назидают души (50, 278).
Почему ты не остаешься начальником, но оказываешься под началом у порока? Знай, что понесешь большее наказание, ибо сам делаешь то, что призван был воспрещать другим (50, 299).
Да не думают о себе иные из возведенных на учительскую кафедру, что они, как распоряжающиеся подвигом других, сами свободны от подвигов. Да не считают они достаточным для себя только провозглашать победивших. Они сами должны быть подвижниками, увенчанными за достоинство и всякую добродетель, и тогда пусть поощряют подвизающихся и провозглашают победивших (51, 291).
Если возведенные в степень священного служения, даже преуспевая... едва могут принести пользу (потому что подначальные меньше замечают преуспевания их, как они ни велики, а лучше видят погрешности, как они ни малы), то живущие беспечно и нимало не помышляющие о подчиненных какому пороку не положат начало в тех, кто думает иметь оправдание собственных грехопадений в грехах начальствующих и безбоязненно пускается на всякое беззаконие? Поэтому имеющим священный сан надо быть особенно заботливыми, так как они обязаны дать отчет и за себя, и за подчиненных (52, 344).
Почему ты так упорно держишься зла? Почему изо всех сил оскорбляешь добродетель? Зачем оскверняешь храм? Почему не трепещешь, кощунствуя над Божественными священнодействиями? Почему людей, обращающих внимание на твою жизнь, заставляешь думать, что они терпят ущерб и в самих тайнодействиях?.. Если не боишься Бога, потому что пока долготерпит, уважай хотя бы людей; если не страшишься Суда, то домогайся хотя бы доброго о тебе мнения; если думаешь, что ничего не будет после ухода из этой жизни (об этом громко вопиют... твои поступки), убойся хотя бы людского осмеяния. Если же и это ставишь ни во что, устрашись хотя бы низложения... Видя, как ты нечистыми руками касаешься Священных Таинств, все бегут прочь, решаясь лучше оставаться несподобившимися Таинств, чем принять из нечистых и скверных рук Пречистые Дары... Как назвать тебя, приближаясь к истине? И что сказать тебе, чтобы избавить тебя от безумия? Что написать, чтобы заставить тебя прекратить непотребство? Или перестань делать [беззаконные] дела, или отлучи себя от Священной Трапезы, чтобы питомцы Церкви безбоязненно приступали к Божественным Тайнам, без которых невозможно спастись (52, 476).
Как ты, непотребный, освящаешь других? Как ты, нечистый, очищаешь? Как ты, раболепный, приуготовляешь сынов Божиих? Тебе самому нужно очиститься и потом очищать; не святотатствовать и тогда уже стать священником. ...Перестань губить не только свою душу, но и многие другие, за которые умер Христос. Помысли, к чему клонится это зло, когда тех, кого искупил Христос, отдав за них не золото, но Честную Кровь Свою, ты губишь своею жизнью. Преподобный Исидор Пелусиот (50, 329).
Когда падает высокое дерево, стоящее посреди мелкого леса, то далеко слышно его падение. И много мелкого леса, стоящего вокруг, оно сокрушит. Так, когда в великий грех впадет пастырь или какой-нибудь другой наставник, далеко будет слышно о падении его, и многих это соблазнит. Невозможно, воистину невозможно утаиться падениям пастыря и наставника, как бы они ни скрывали их (104, 1355-1356).
Горе пастырю, если он соблазнами своими открывает пасомым путь к беззакониям (104, 15).
Сан или честь есть иго, наложенное на христианина, которое нужно носить во славу имени Божия и пользу ближнего. Нужно быть разумным и мудрым, быть лучше других тому, кто хочет управлять людьми, кто должен являть образ доброго жития для многих, что требуется от облеченного саном. Овца овец не пасет, но человек, одаренный разумом; и тьма тьму не просвещает, но свет; и слепец слепца не ведет, но зрячий. Неразумный и неисправный человек, приемлющий начальство, подобен бесноватому, взявшему нож, которым и себя и других ранит и закалывает. О таком сказано в притче: "может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?" (Лк. 6, 39). Надо научиться прежде управлять собой, а потом других принимать в подчинение. Святитель Тихон Задонский (104, 1611-1612).
Если сохранишь любовь - преуспеешь во всех своих делах, вселится в тебя благодать Божия, и она, как источник, будет источать на всех целебные силы, и благоухание ее возвеселит твое сердце (25, 594).
Вы, настоятели-подвижники, не по страсти гнева или высокоумия наказывайте необразованных и младенчествующих братий, но по Христову человеколюбию, для их духовной пользы, в надежде оказать помощь ведомым у. Царствию Небесному. Преподобный Ефрем Сирин (27, 335).
Ты не можешь убеждать знамениями. Убеждай тем, чем можешь: человеколюбием, помощью, кротостью, лаской и всем другим. Святитель Иоанн Златоуст (43, 177).
Программа начальствующих всех родов: растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь и бойся быть страшилищем для других. Епископ Феофан Затворник (107, 30).
Какое нужно великодушие иметь настоятелю, какое самоотвержение! Нужно полное забвение своего "я", чтобы эта угловатая и резкая буква не ранила, тем более не убивала никого из ближних. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 439).
Тебе вверена душа! Потому весьма тревись; великого внимания требует дело; не пренебрегай им (26, 145).
Будь крайне трезвен, когда сеешь семя Господа своего, чтобы враг не подмешал свои плевелы, потому что у него в обычае и посредством добра делать зло (25, 130).
Не пренебрегайте духовным служением и под предлогом телесных нужд не будьте нерадивы к Божией службе. Преподобный Ефрем Сирин (30, 462).
Никогда не изнемогай и не расслабляйся от нерадения, так чтобы и самому не падать, и для других не сделаться виновником греха. Святитель Макарий Египетский (33, 343).
Корабль Церкви волнуют постоянные бури; эти бури не только вторгаются извне, но зарождаются и внутри, и требуют от священника великой внутренней внимательности и тщательности. Святитель Иоанн Златоуст (35, 432)
Весьма смешно брать на себя власть над другими тому, кто не в состоянии властвовать собой. Кто не только не подчинил себе своих неистовствующих страстей, но и дал им свободу делать все, что хотят и могут, тот [воистину] будет смешон, покушаясь исправить других. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 316).
Умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волей Духа Божия, не может совершаться падшей волей наставника, когда сам наставник еще порабощен страстями (112, 71-75).
Те старцы, которые принимают на себя роль... древних святых старцев, не имея их духовных дарований, пусть знают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом и иноческом делании - послушании - ложные... это самообольщение и бесовская прелесть (112, 72).
Скромное отношение советника к наставляемому - совсем другое, чем старца к безусловному послушнику, рабу о Господе. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 80).
Пастырь, видишь, каким разумным и мудрым подобает быть тебе, начальнику на брани духовной! Если на видимой брани, где люди с людьми и плоть с плотью сражаются, требуются искусные и мудрые начальники, тем более на брани духовной, где происходит брань людей с демонами, и брань плоти и крови против духов невидимых и хитрых, должны быть разумные и мудрые начальники. О пастырь! Тебе подобает быть особенно умудренным в слове Божием, ибо ты должен других наставлять и умудрять, тебе особенно нужно препоясаться мечом глагола Божия и облечься во всеоружие и бодрствовать, и осторожно поступать на этой брани, на которой супостат тебя особенно уязвляет и пытается низложить, и так себя и прочих, врученных тебе, хранить. От руки твоей будут взысканы христианские души. Помни это, возлюбленный, и вложи в сердце твое, и не дремли, стоя на страже Господней. Святитель Тихон Задонский (104, 1332-1333).
[Пастырь] не должен знать даже меры в добре, и в восхождении к совершенству считать не то, что приобретено, но то, что не достигнуто. Пройденное надо всегда обращать в ступень к высшему. Не должен пастырь и высоко думать о себе, если он и многих превосходит, но признавать укором, если в чем-то не соответствует сану. Ему нужно измерять свои успехи заповедью, а не примером ближних [порочных или несколько преуспевших в добродетели]. Нельзя на малых весах взвешивать добродетель, которою мы обязаны Великому, от Которого все и для Которого все. Святитель Григорий Богослов (11, 25).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |