Когда будешь читать, смотри, чтобы не отвлек тебя враг, нанося тебе обиду, подвергая тебя испытаниям и говоря: "Прежде сделай вот это дело"... Это он внушает, чтобы удержать тебя от чтения и приобретения пользы. Когда диавол увидит человека, читающего с напряжением и с пользой, он нападает этими и многими иными средствами, чтобы препятствовать ему. Святитель Григорий Богослов (15, 448).
Не для того дано Писание, чтобы мы имели его в книгах, но чтобы начертали его в сердцах наших (52, 210).
Если пожелаешь с доброй мыслью и разумно читать Священное Писание, то будешь исполняться не только любви к Божественной мудрости, но и той преданности догматам, на которой основан подобный небесному образ жизни. Преподобный Исидор Пелусиот (51,422).
Тот, у кого Божественное Писание (только) на устах, не может постичь таинственную и Божественную славу и силу, скрытую в нем, если не будет исполнять заповедей Божиих и не сподобится получить Утешителя, Духа истины. Который раскрыл бы перед ним слова Божественного Писания... и показал ему таинственную славу, сокровенную в них, силу и блага Божии, скрытые в них, и Вечную Жизнь, преисполненную тех благ, которые скрыты и неведомы для всех, уклоняющихся от заповедей Божиих. И достойно сокрыты, ибо они предали все чувства мирской суете, пристрастились к обманчивым благам настоящей жизни и омрачились умом и потому не могут вознестись ввысь, чтобы помышлять о духовной красоте неизреченных благ Божиих. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 447).
Писание пророческое и апостольское имеет в себе некую особую силу, так что читающие и познающие его со вниманием чувствуют на себе его духовное воздействие. И получают поощрение к благочестию, к презрению мира и к желанию небесных благ, живое утешение в печалях и скорбях, обращаются к истинному покаянию. "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12)... Читаем в истории церковной, что многие язычники, читая Священное Писание, обратились к истинному Богу, и приняли веру Христову, и сделались достойными христианами, о чем свидетельствует и обращение всех народов. Это происходит от силы и действия духовного, сокровенного в Священном Писании. Ибо оно дано нам от Бога ради спасения нашего: "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин. 20, 31) (104, 1789).
Слово Божие есть правило нашей веры, как говорит святой Пророк: "Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей" (Пс. 118, 105). Святое Писание истолковали и разъяснили Богоносные отцы и церковные учителя. Полезно для понимания его прочитывать их книги (104, 1798).
Просвещаемся мы с помощью Божией от Святого Писания. В нем открывается нашему познанию Бог со свойствами Его и Его святой волей, изображен ветхий и новый человек, или путь к спасению и гибели. Там увидишь, что встречает всякого из нас после смерти или в вечности. Убедись истинно, что Святое Писание есть слово Божие, и оно обращено к тебе, как и ко всякому человеку. Дано оно тебе для получения вечного спасения: поэтому ищи спасения в Слове Божием. Перестань любопытствовать, что делается в этом или другом месте; позаботься узнать, при помощи Слова Божия, что делается в душе твоей, к какой ты идешь окончательной цели, к гибели или к спасению, на каком пути ты находишься, на пути праведных или на пути нечестивых (82, 358).
Святое Писание дано нам от Бога для нашего спасения и прославления имени Божия: для этого нужно его и читать, и поучаться, и внимать ему. А когда ради прославления нашего читаем и тщимся его знать, то оно не только не в пользу, но и во вред нам будет. Причина этому такая: поскольку от дарования Божиего ищем своей, а не Божией славы, мы привлекаем и присваиваем себе то, что принадлежит одному Богу. Надо тщеславие и прочую суету выбросить из сердца, когда хотим словом Божиим и Его светом просветиться. Бог видит глубину сердца человеческого зачем и для какой цели читает Его святое слово человек: для славы Божией, для пользы своей и ближнего или для своего тщеславия - и такое чтение не обращается ему на пользу, а во вред. Когда человек чтением его и пониманием... ищет славы Божией и пользы своей и ближнего, для чего слово Божие и дано, тогда он просвещается и приходит к цели-то есть к спасению души своей и ближних. Когда же ищет того, чтобы мудрым показаться и называться учителем, то в букве, а не в силе будет искусен. И хотя другим может помочь словом, но для себя никакой пользы не получит. Ибо всякое Божие дарование обращается нам во вред, если от него не Божией, а своей славы ищем. Только Дающий достоин славы за дары, а приемлющим достаточно пользы для себя и других от тех дарований. Читай же Святое Писание и молись, чтобы им просветиться. Но читай ради спасения, а не ради изощрения ума, языка и словопрений, иначе словам научен будешь, но мудр не будешь (104, 1840-1841).
Познание Бога Христа - суть духовной мудрости (104, 188). Не тот знает Бога, кто много о Нем говорит и учит, а живет несогласно с учением, но тот, кто живет благочестиво, боится Бога, любит Его и соблюдает Его заповеди (104, 191).
От истинного познания Бога и Христа, Сына Божия, начинается истинная и живая вера, необходимая для вечного спасения. Доказательство же истинности познания Бога - благочестивая христианская жизнь, без которой нет познания, есть только суетное и пустое хвастовство. Святой Апостол учит: "А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины" (1 Ин. 2, 3-4). Напрасно хвалятся познанием Бога те христиане, которые "делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу" (Тит. 1, 16). Познание Бога заключает в себе познание Его святой воли, благоволения и Его Божественных свойств, которые открываются в Его святом Слове. Если кто действительно познает это, непременно должно последовать и его собственное изменение к лучшему, покаяние и благочестивая жизнь (104, 192-193).
Кто, ощутив сердцем всемогущество Божие, которое творит все из ничего, не убоится Его и не смирится перед Ним? Кто, познав вездесущие Божие, не отдает Ему, как вездесущему, достойной чести, и решится перед Ним грешить? Перед царем не осмелится бесчинствовать, решится ли перед Богом, Царем всемогущим и страшным? Нет, будет всегда осторожен и, будто пригвожденный, окажется неподвижным ко всякому злу. Кто, зная Его всеведение и Его правду, не убоится Его праведного суда и не подвигнется к истинному покаянию? Подумай и о прочих Его свойствах и увидишь, что от познания их последует истинное покаяние, благочестие и почитание. Бог не может быть познан и не почитаем. Знать Бога и не почитать Его от сердца - было бы противоречием... ибо познав высочайшее добро, нельзя Его не любить. Все от природы стремятся к добру, желают и любят его. Хотя многие любят зло, но если оно принимает вид добра. Зло как зло любить невозможно, и всякий от него убегает. И чем более человек познает Бога, тем более почитает Его; и тем более познает, чем более рассуждает о Его божественных свойствах и поучается в Его святом слове. Однако всегда нужно помнить, что познать Бога - без Бога мы не можем. Поэтому надо Ему молиться, чтобы Он Сам просветил нас Своим познанием. Святитель Тихон Задонский (104, 188-189).
Среди иерусалимских царей были два, противоположных нравом друг другу: Иосия и сын его Иехония. Иосия случайно нашел книгу Закона Божия, случайно, ибо прежние цари-идолопоклонники истребили книги Закона Божия в церкви Соломоновой. Иосия нашел книгу и прочитал ее, и смягчилось сердце его и смирился, и разодрал одежды свои, и плакал перед Богом (2 Пар. 34, 27) - он явил образ покаяния. Не так поступил сын его Иехония. Он, когда ему прочитали книгу святого пророка Иеремии о Законе Божием, не только не умилился, но разгневался и, разодрав книгу, сжег все листы в огне. Одно и то же чтение Закона Божия одному послужило на пользу, другому на развращение. Святитель Димитрий Ростовский (103, 855).
Закон, изложенный в Новом Завете, ...изложен в Ветхом в образах и иносказаниях (112, 266).
Подобно действию естественного добра действие Ветхого Завета. Уклонение от него до пришествия Христова было отступлением от Бога; желание остаться при нем после пришествия Христа сделалось отступлением от Бога (109, 332).
При господстве Ветхого Завета человек обращался к Богу, Которого он еще не знал определенно. При господстве Нового Завета человеку, в преизобильное дополнение к прежнему обращению, предоставляется возможность обращаться к Богочеловеку, как ходатаю между Богом и людьми... Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 30-31).
Брат спросил авву Антония; что делать мне, чтобы обрести милосердие у Бога? Святой старец сказал ему: "Что скажу тебе, то сохраняй тщательно: где бы ты ни был, имей Бога перед очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания; остерегись скоро оставлять место, в котором ты живешь, каково бы это место ни было" Преподобный Антоний Великий (82, 35).
Чтение Писания - великая защита от греха. Незнание Писания - великая стремнина и глубокая пропасть (82, 107).
Приобретение христианских книг имеющими для этого средства - необходимо; одно зрение этих книг останавливает в нас стремление к греху, пробуждает стремление к добродетели. Авва Епифаний (82, 108).
Если возникает между вами вопрос о значении какого-либо изречения Писаний, то знающий значение этого изречения да объяснит его смиренно, по силе своей, не настаивая на своем мнении, и успокоит брата с любовью (82, 179).
Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот порабощен страстью любопытства и мысленным пленением (82, 183-184).
Кто понимает и исполняет слова Писания по своему разуму, упорно настаивая, что именно так должно понимать и исполнять их, тот не знает славы и богатства Божиих. Напротив того, кто и понимая говорит: не знаю с точностью Слова Божия, потому что я ограниченный человек, тот воздает славу Богу. В нем будет обитать слава Божия соответственно его преуспеянию и смиренномудрию. Авва Исаия (82, 184).
Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию вселенной, чтобы обрести содействие силы Промысла о всяком роде и чтобы ум твой погрузился в чудеса Божии. Преподобный Исаак Сирин (55, 282).
Почему Господь омыл ученикам ноги? Этим Он не только омыл, но сообщил апостолам Божественную силу. Поскольку змею было сказано: "Ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3, 15), то есть отравлять весь образ жизни, то Господь омыл ноги учеников в ознаменование очищения духовных путей. Почему Он и говорит: "Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью" (Лк. 10, 19). А Исаия сказал: "Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость" (Ис 52, 7). Апостолы Христовы, пройдя весь мир, действительно разрушили диавольскую силу, утвердили всюду мир и благовествовали нам радость небесную. Господь касался ног апостольских, чтобы укрепить земные и слабые ноги, которым предстояло пройти всю вселенную. Великий врач коснулся пяты, о которой в начале был изречен суд, чтобы не дать господствовать яду духовного змея. Поэтому пята, укрепленная прикосновением рук Господних, попрала сатану, соблазнившего вначале прародителей. Таким образом, исполнилось предсказание Деворы пророчицы: "Попирай, душа моя, силу" (Суд. 5, 21), и Давида, который, воспевая победную песнь, воскликнул: "Падают под ноги мои, ...'как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их" (Пс. 17. 39, 43). "Даю вам власть наступать",- сказал Господь,- чтобы губитель более вас не попирал и не соблазнял. Преподобный Нил Синайский (116, 477-478).
Закон хотя и ради того был дан, чтобы оправдать человека, однако не мог его оправдать, не по вине закона, но по немощи человеческой; ибо никто не мог его совершенно исполнить, как написано: "все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3, 23),- и так с оправданием своим отступил от нас. "С оправданием",- говорю,- ибо что касается исполнения его, то и ныне христиане должны его исполнять, ему повиноваться и жить по правилу и учению его. Иначе, кто не хочет жить по правилу его, тот не избежит проклятия и осуждения, объявленных законом. А когда закон с оправданием от нас отступил - ибо человек делами закона "не оправдается" (Гал. 2, 16), поскольку не может его исполнить,- закон тем самым отсылает нас к Евангелию и, как немощных, поручает Христу, проповедуемому в Евангелии. Во Христе же верующий человек получает "оправдание даром, по благодати Его" (Рим. 3, 24). В этом, кажется, смысле апостол написал: "закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою" (Гал. 3, 24). Ибо кроме того что учит, что делать и чего не делать, и так старается отвести нас от грехов - как бы взяв за руку, он ведет нас ко Христу, как неисправных и немощных. Чему закон учит нас, того мы не делаем, и в этом он обличает нас и осуждает, а не оправдывает, устрашает, а не утешает, немощь нашу показывает нам, а не исцеляет ее. И тем самым закон как бы убеждает нас искать другого содействия, через которое мы можем избавиться от греховности нашей. В такой тесноте совести мы побуждаемся прибегнуть к милостивому Божиему обещанию во Христе Иисусе, к Его святому Евангелию и Христу, в Евангелии откровенному и проповедуемому. Не сотворивших закона, но верующих в Него Христос оправдывает даром, исцеляет от недостоинства и греховности, как Сам говорит: "Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8, 36),- и так, не имея возможности оправдаться законом, оправдаемся верою (Гал. 3, 24). Ибо Христос принял на Себя осуждение закона,- которому мы, как грешники, преступившие закон, подлежали,- чтобы даровать нам благословение: "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо" (1 Пет. 2, 24). Чтобы даровать нам правду Свою по вере, Бог "не знавшего греха... сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2 Кор. 5, 21) (104, 783,784).
1) Закон, то есть писанный, дан был
Моисеем (ибо на сердцах он и у
прародителей наших, Адама и Евы, был
написан, Евангелие же произошло
через Христа, как писал святой
евангелист: "Закон дан чрез
Моисея; благодать же и истина
произошли чрез Иисуса Христа"
(Ин. 1, 17).
2) Закон дает заповеди, что мы должны
делать и чего не делать,- Евангелие
проповедует отпущение грехов,
благодать Божию и заслуги
Христовы". "Так возлюбил Бог
мир, что отдал Сына Своего
Единородного, дабы всякий верующий
в Него не погиб, но имел жизнь
вечную" (Ин. 3, 16).
3) Закон учит, что делать и от чего
отвращаться, но не подает помощи к
действию - Евангелие обещает
благодать Святого Духа, Который на
сердцах верующих пишет закон и в
них действует (Иер.31,33).
4) Закон показывает грех, "законом
познаётся грех" (Рим. 3, 20); закон
обличает согрешившего, обвиняет,
устрашает, возвещает ему гнев Божий
(Рим. 4, 15), проклятием поражает его и
осуждает (Гал. 3, 10), но не исцеляет от
греха. Евангелие прикрывает грех,
излечивает греховную немощь,
боящихся гнева Божия ободряет и
утешает, обещает верующим
благодать и вечную жизнь.
5) Закон необходим людям, не имеющим
страха Божия, неправедным,
небрежным, нечестивым, которых
нужно устрашать, сокрушать и
приводить к покаянию. "Уже и
секира при корне дерев лежит:
всякое дерево, не приносящее
доброго плода, срубают и бросают в
огонь" (Мф. 3, 10). Евангелие
проповедуется слушающимся,
сокрушенным страхом Божиим и
печалью о грехах, жаждущим милости
Божией и утешения. Поэтому Христос
говорит: "Он помазал Меня
благовествовать нищим, и послал
Меня исцелять сокрушенных
сердцем" (Лк. 4, 18) (104, 676-677).
Видишь, христианин, к кому обращено Евангелие с утешением своимне блудникам, не прелюбодеям, не ворам, хищникам и грабителям и прочим людям, беззаконно живущим. Им говорится: "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль" (Иак. 4, 9). Когда это сотворят, тогда и они Евангелием, как пищей после поста, будут утешаться, тогда к их уязвленному сердцу приложится Евангелие, как живительный пластырь к ране. К кому же обращено Евангелие? Ответ: к грешникам, от грехов обратившимся к Богу, сожалеющим о грехах, боящимся суда Божия, сокрушенным печалью, ищущим милости Божией и со смирением к Нему припадающим, которым сказано: "покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1, 15). Видим, что прежде предлагается покаяние, а потом Евангелие. Без покаяния Евангелие не поможет. Евангелие приносит нам утешение, но зачем утешение тому, кто не имеет печального и сокрушенного сердца (104, 678-679).
Евангелие и житие Христово есть свет. Все, что этому свету противоположно в нас, есть тьма. Как ставим зеркало перед лицом своим... так нужно ставить души перед зеркалом Евангелия и жития Христова и все противоположное им очищать, как порок, покаянием и сокрушением сердца. "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни",- говорит Господь (Ин. 8, 12) Святитель Тихон Задонский (104, 1793-1794).
"Какой конец непокоряющимся
Евангелию?" (1 Пет. 4, 17).
Евангельское свойство,
действительно служащее обращению
сердца человеческого, есть дух
снисхождения и кротости. Если
правда, а в этом действительно
можно не сомневаться, что человек
больше отзывается на ласку, чем на
страх, на кротость, чем на
строгость, на снисхождение, чем на
насильственное требование, то
нигде мы не найдем, чтобы это с
большей святостью было хранимо, как
в учении Евангелия. Мы в нем слышим,
что призываются все труждающиеся и
обремененные в совести, чтобы они
могли быть успокоены. Мы в нем
слышим, что Бог, промышляя о птице,
цветке, траве, Свое попечение о
человеке простирает так далеко, что
и все волосы на голове его сочтены.
Мы в нем слышим, что Отец Небесный
любит нас, что Он приходит в
непорочное сердце и в нем творит
Себе обитель. Мы слышим, что
грешники самым добрым образом
призываются к покаянию. Мы видим,
что не отвергнуто покаяние мытаря,
не презираемы слезы блудницы,
принято обращение Закхея. Мы видим,
что удержано желание низвести
огонь с неба на грешный город,
милостиво выслушан сердечный вопль
разбойника. Мы видим Самого
Основателя нашей веры, молящегося
на кресте за распявших Его.
Чье сердце столь ожесточенно, что
такими примерами не будет тронуто,
если оно имеет хотя бы малое
чувство своей вины перед Богом?
Из этого нельзя заключить, что
снисхождение простирается даже до
послабления. Нет, оно относится
только к человеку кающемуся и
ищущему исправления. А
ожесточенный в злости своей этим
снисхождением благодати
пользоваться не имеет права, ибо он
его и почувствовать не может.
С этим соединяется и другое
свойство Евангелия - быть утешением
в случае смущения совести,
искушений, страдании и в смертный
час. Совести, смущаемой страхом
суда Божиего, Евангелие
благовествует мир, купленный
кровью Сына Божиего и
приобретенный снисхождением на
землю Живущего на Небесах. Во время
искушений напоминает, что как
искушается серебро в огне, так
сердца праведных у Бога; и нет сына,
которого не наказывает отец. При
сильном же их нападении велит
апостольской трубе звучать в наших
ушах: "Вас постигло искушение не
иное, как человеческое; и верен Бог,
Который не попустит вам быть
искушаемыми сверх сил" (1 Кор. 10,
13). В случае неповинных страданий
утешает нас великим примером
Пострадавшего за нас и говорящего
нам с креста: "Если мир вас
ненавидит, знайте, что Меня прежде
вас возненавидел" (Ин. 15, 18). Во
время же смертного часа, утешает
тем, что смерть есть переход и
обретение лучшей жизни; что она
есть достижение черты, за которой
увенчиваются славно подвизавшиеся;
что она есть столь блаженная
частица времени, в которую очи наши
перестают видеть суету мирских
изменений и соблазнов. ...Евангелие
несомненно утверждает нас в
надежде будущих благ; и это
обещание тем действеннее в нашем
сердце, что оно и с разумом
согласно, и отвечает бессмертию
души.
Кроме того, ...Евангелие содержит в
себе силу, побуждающую к
добродетели. Оно стремится
расположить человека к добру и все
его склонности принести в жертву
святости. Конец завещания есть, по
словам апостола, любовь от чистого
сердца, благая совесть и
нелицемерная вера. И для этого
Евангелие убеждает всякого, что без
добрых дел невозможно удостоиться
блаженства и видения Бога, что
любовь как первое средство к
благодати, так и цель веры, что
добро мы должны не меньше любить и
исполнять, даже если бы за него были
гонимы. Откуда еще мы можем
научиться истинному пониманию
самих себя? Из той же священной
книги, которую начертал Бог перстом
Своим.
Она открывает наш подлинный образ и
подобие. Она не запрещает нам
стараться о просвещении мыслей и
непорочности нравов. Она не
запрещает искать справедливых
приобретений, но предписывает
пределы, чтобы заботы наши не были
бесконечны. Она не воспрещает
стремиться к чести, но определяет,
как ее искать, и на что употреблять.
Она не воспрещает нам покой, но тот,
который человек имеет по трудам
своим, состоящий во удовлетворении
тем, что он ни себе, ни другим не
бесполезен.
Когда же так велика Евангельская
сила, почему многие не только не
приемлют это учение, но и
противятся ему и гонят? На это
справедливо ответим, что это
происходит от невнимания, от
предубеждения, от упрямства,
подкрепляемого самолюбием, от
развращенной жизни и от суетного
мудрствования. Платон, митрополит
Московский (105, 235-245).
(Савл) всей душой враждовал с
Богом, однако по совести, а не по
внушению страстей, он был убежден,
что борется во имя Божие. Он должен
был погибнуть или каким-либо
образом быть вразумленным от
Самого Бога. Ибо его дух считал себя
утвержденным в Самом Боге и его
совесть свидетельствовала о
непорочности перед Ним. Его дух не
мог быть доступен никакому другому
вразумлению, любое другое было бы
гораздо слабее, чем внутренняя
опора его заблуждения. Поэтому
Павел был призван "не человеками
и не через человека", как он сам
говорит, "но Иисусом Христом и
Богом Отцем, воскресившим Его из
мертвых" (Гал. 1, 1). "Савл же, еще
дыша угрозами и убийством на
учеников Господа, пришел к
первосвященнику и выпросил у него
письма в Дамаск... Когда же он шел и
приближался к Дамаску, внезапно
осиял его свет с неба, Он упал на
землю и услышал голос, говорящий
ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
Он сказал: кто Ты, Господи? Господь
же сказал: Я Иисус, Которого ты
гонишь" (Деян. 9, 1-5)... И теперь все,
что раньше направляло Савла против
христианства за иудейство, должно
было помочь ему тем полнее
обратиться от иудейства к Христу и
предаться Его истине и благодати.
Если Савл всей душой был предан
заблуждению, принимаемому им за
истину Божию, то после явления ему
непосредственно и лично самой
истины и премудрости Божией -
Христа с тем большим
самопожертвованием он предался
этой самосущей истине - Христу.
"Господи! что повелишь мне
делать?" (Деян. 9, 6), с трепетом
отозвался он на глас Господа сразу
же, как узнал, Кого он гнал в лице
христиан. "Что для меня было
преимуществом, то ради Христа я
почел тщетою. Да и все почитаю
тщетою ради превосходства познания
Христа Иисуса, Господа моего: для
Него я от всего отказался, и все
почитаю за сор, чтобы приобрести
Христа... чтобы познать Его, и силу
воскресения Его, и участие в
страданиях Его, сообразуясь смерти
Его, чтобы достигнуть воскресения
мертвых" (Флп.3, 7-11). Если Савл,
принимавший ложь мертвого
иудейства за живую истину Божию,
был недоступен для вразумления ни
словом, ни подвигами, ни чудесами
учеников Христовых, никем и ничем,
кроме Самого Бога - Иисуса Христа,
то после непосредственного
познания и видения самого лица
Божественной истины - ему не нужно
было уже знать никаких других
правил об обстоятельствах
учреждения Евхаристии, когда в
Апостольской Церкви ежедневно
преломляли таинственный Хлеб. Но
Павел так говорит об Евхаристии:
"я от Самого Господа принял то,
что и вам передал, что Господь Иисус
в ту ночь, в которую предан был, взял
хлеб и, возблагодарив,
преломил"... и так далее (1 Кор. 11,23).
С тех пор, как Бог благоволил
открыть ему Сына Своего, он "не
стал советоваться с плотью и
кровью" и истине Христовой
"научился не от человека но через
откровение Иисуса Христа" (Гал. 1,
12, 15-16). Не то это значив чтобы Павел
уже не принимал во внимание и к
руководству ничего слышанного от
очевидцев Христовых,
проповеданного другими апостолами.
Напротив, он же сам говорит о себе:
"Ходил же по откровению, и
предложил там, и особо
знаменитейшим, благовествование,
проповедуемое мною язычникам, не
напрасно ли я подвизаюсь и
подвизался" (Гал. 2, 2). Но дело в
том, что Павел ничем слышанным или
принятым от других не пользовался и
не руководство вался без
удостоверения от
непосредственного откровения...
Павел и призван был
непосредственно от Бога и вступил в
незаходимый для него свет
непосредственных откровений
Божиих с назначением просвещать
мир этим светом, короче говоря,- из
гонителя сделался
боговдохновенным апостолом. Живое
и скорбное сознание боговраждебных
дел до апостольской его жизни
упрочивало в нем смирение - это
внутреннее основание духовного
совершенства и усиливало ревность
в прохождении апостольского
поприща силою Святого Духа. То и
другое выражается в следующих
словах Апостола: "После всех
явился и мне, как некоему извергу.
Ибо я наименьший из апостолов, и
недостоин называться Апостолом,
потому что гнал церковь Божию. Но
благодатию Божиею есмь то, что есмь;
и благодать Его во мне не была
тщетна, но я более всех их
потрудился: не я, впрочем, а
благодать Божия, которая со мною"
(1 Кор. 15, 8-10).
Мало того, сами прежние заблуждения
Савла, по озарении души его светом
Христовой благодати и истины,
превратились для Павла, по
премудрому устроению Промысла, уже
как бы в некоторое предуготовление
к главным предметам и делам его
апостольского служения. Так, ложь
правды законной - или поставляемой
от самого человека вместо правды
Божией - попущено было Савлу
развить до последней крайности - до
гонения на Христа и Его Церковь, и
тогдато открылась и дарована ему от
Христа истинная правда,
единственно по милости,
покрывающей и заглаждающей все
вины и поставляющей гонителя в
апостола. Именно через это он и
оказался готовым к полному
вразумлению от Духа Святого в той
истине, что человек оправдывается
не законом, не через внешне
буквальное исполнение законного
долга, но благодатию, приемлемой
через деятельное послушание живой
веры. Действительно, в первом же
апостольском путешествии он ясно и
определенно изрекает эту истину:
"И во всем, в чем вы не могли
оправдаться законом Моисеевым,
оправдывается Им всякий
верующий" (Деян. 13, 39).
Савл, ратуя за ветхозаветные
постановления, оказался враждебным
существу откровений ветхозаветных
- Христу, Который позже во всем
свете открылся ему. Так устроилась
в его духе полная готовность к
восприятию от Духа истины тех
откровений, что ветхозаветные
образные учреждения и обряды,
совершенно затемненные в своем
существенном значении, уже стали
негодны и что они должны быть
отменены, когда явилась сама
спасительная истина,- что в Ветхом
Завете предызображена тайна
Христова. Архимандрит Феодор.
Несколько статей о святом апостоле
Павле. СПб., 1860. (114, 274-276).
Раскрывая для чтения книгу - святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы... (108, 108)
Молись в сокрушении духа Господу, чтобы Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в Законе Его, который Евангелие (108,108).
При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей - ищи увидеть непогрешительную святую Истину (108, 108).
Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия: читай Его делами. Это - книга жизни, и надо читать ее жизнью (108, 108).
Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного врача - Евангелие (108,109).
Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу... тогда и деятельность твоя удобно сделается Евангельской (108, 109).
Точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать собственными усилиями: это - дар Христов (108, 111).
Евангелие есть изображение свойств нового человека, который Господь с небес. Этот новый человек - Бог по естеству (108, 111).
Дух Святой, вселившись в истинного и верного служителя Своего, делает его и совершенным читателем, и истинным исполнителем Евангелия (108, 111).
Писания Отцов соединяются все в Евангелии, все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа, источник и конец всех их - Святое Евангелие (108, 113).
Сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие (108,113).
Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом (108, 119).
Когда приступишь к исполнению велений Евангелия, тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки - твое собственное плотское состояние... и падшие духи (108,125).
Постоянным уклонением от зла и исполнением Евангельских добродетелей - в чем заключается все Евангельское нравоучение, достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу (108, 130).
Верный Слову Божию.., действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов.., малопомалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы... (108, 232).
С достоверностью можно утверждать, что руководствующийся в жизни Евангелием не остановится принести полное удостоверение в том, что он не знает за собой ни одного доброго дела (108, 309).
Надо покаяться, оставить греховную жизнь, чтобы сделаться способным приступить к Евангелию. Чтобы принять Евангелие, надо в Него уверовать (108, 497).
Евангелие как откровение Бога, превысшего всякого постижения, недоступно для падшего разума человеческого. Необъятный разум Божий объемлется верою (108, 497).
Слушай Евангелие, говорящее тебе, и святых отцов, объясняющих Евангелие, слушай их внимательно и мало-помалу вселится в тебя живая вера... (108, 506).
В человеке от жительства по Евангелию является, как бы естественно заповеданное Евангелием, покаяние (111, 10).
Что значит последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела (111, 95).
Святое Евангелие можно уподобить зеркалу. Каждый из нас, если захочет, увидит в нем состояние души своей и то всемогущее исцеление, которое предлагается всемогущим Врачом - Богом (111,344).
Евангелие лишает человека того, чем он владеет неправильно (111,432).
Евангелие научает нас, что падением стяжали мы лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был природного достоинства, как бы ни был изощрен ученостью мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, остается лжеименным разумом (111, 472).
Евангелие - тот вертоград, в котором может найти Христа Мария верная душа, пребывающая в покаянии... за городом,вне любви к миру (111, 508).
Исполнение Евангельских заповедей вводит человека в истинное Богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются Евангельские заповеди (109, 360).
Изучая Евангелие, стараясь исполнять Его веления делами, словами, помышлениями, ты будешь последовать завещанию Господа и нравственному преданию Православной Церкви (112, 37).
Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах советуйся с Евангелием (112, 77).
Евангельское чтение есть единственный источник всех истинных христианских, богоугодных добродетелей (112, 270).
Надо постоянно внимать себе, проверять свое поведение и душевное состояние по Евангелию. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 298).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |