Господь никогда не отказывает в дарах. Если же и отказывает иногда до времени - отказывает для того, чтобы дар стал драгоценнее для приемлющих и чтобы приемлющий был прилежнее в молитве (29, 245).
Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно (29, 243).
Господь - премудрый Раздаятель. Он заботится о пользе просящего и, если видит, что просимое вредно или, по крайней мере, бесполезно ему,- не исполняет просимого и отказывает в мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву, и тот, чья молитва не исполняется, получает от Господа столь же спасительный дар, как и тот, чья молитва бывает исполнена (28, 225).
Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель, Он дарит нам Свою любовь и являет нам милосердие Свое. А потому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом, не оставляет нас без весьма полезного дара; тем самым, что устраняет от нас вредное, Он отверзает уже нам дверь щедрот Своих. В этом Подателе не находит себе места неразумие просящего: немудрому, который по простоте своей, вопреки разуму, просит вредного для себя, Бог подает премудро. Отказывает же в дарах тому, кто не исполняет Его повелений. Всякий другой образ действия был бы неразумием для всеведения Подателя. Поэтому будь уверен, что всякое прошение, которое не бывает исполнено, несомненно, вредно, а то прошение, которое услышано,- полезно. Дарующий праведен и благ и не оставит твоих прошений неисполненными, потому что в благости Его нет злобы и в правде Его - зависти. Если Он медлит с исполнением, то не потому, что раскаивается в обетовании, напротив. Он хочет видеть твое терпение. Преподобный Ефрем Сирин (28, 226).
Прежде всего надо знать, что не всего, чего хотим, позволительно нам просить и что не во всяком случае мы умеем просить полезного (8, 285).
С великой осмотрительностью должно делать прошения, сообразуя их с волей Божией. А неуслышанным надо знать, что необходимо или терпение, или усиление молитвы. Святитель Василий Великий (8, 286).
Бывает иногда полезнее не получить. Если бы для нас не было часто полезно не получить. Бог, несомненно, дал бы; между тем не получить с пользою - значит получить (46, 484).
Мы бываем. не услышаны еще и тогда, когда молимся, продолжая оставаться в грехах. Святитель Иоанн Златоуст (46, 485).
Иногда немедленно бывает услышано наше прошение, иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас, то есть не скоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения (108, 142).
Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, Который по неведомым причинам оставил твое прошение неисполненным. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 142).
Молитвою не наводи на себя негодование, но проси того, что достойно Бога. А прося достойного, не отступай, пока не получишь (8, 322).
В молитве должно просить не исполнения собственной своей воли, но предоставлять все Богу, домостроительствующему полезно. Святитель Василий Великий (10, 250).
Если дела твои не благоугодны Богу, то не проси у Него великих дарований, чтобы не прийти в положение человека, который искушает Бога. Молитва твоя должна быть сообразна с жительством твоим... Желание каждого человека выказывается его "деятельностью. К чему устремлено его тщание, о том он должен подвизаться и в молитве. Желающий великого не должен упражняться в маловажном (82, 251).
Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без прошения нашего, по Своему промышлению, что дает не только Своим и возлюбленным, но и чуждым познания Его. Преподобный Исаак Сирин (82, 250).
Невозможно, чтобы просящие от Бога целомудрия, и справедливости, и кротости, и честности не получили согласно своей молитве (36, 832).
Если нам заповедуется воздерживаться от житейских благ даже когда они есть, то как оказываемся мы жалки и несчастны, если просим у Бога того, что Он повелел отвергать. Святитель Иоанн Златоуст (46, 495).
В молитве проси только правды и Царствия, то есть добродетели и ведения, а прочее все приложится тебе (Мф. 6, 33) (47, 180).
Молись, во-первых, об очищении от страстей; во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления. Преподобный Нил Синайский (47, 179).
По чистоте вашей будьте жертвенником Божиим, соделайте священником внутреннего человека... (82, 180).
Предметы молитвы нашей должны быть духовные и вечные, а не временные и вещественные. Основная и первоначальная молитва должна состоять из прошений о прощении грехов (108, 516).
Не будь безрассуден в прошениях, чтобы не прогневать Бога малодушием твоим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного - унижает Его (108, 151).
Проси того, что считаешь себе нужным и полезным, но исполнение и неисполнение твоего прошения предоставляй воле Божией... (109, 167).
Воспрещено нам плотское многословие и витийство в молитве; воспрещены прошения о земных благах и преимуществах, прошения, которыми только и преисполнены молитвы язычников и подобных язычникам плотских людей. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 249).
Поскольку Господь учит:
"Молитесь, чтобы не впасть в
искушение" (Лк. 22, 40), то должно ли
молиться и о том, чтобы не впадать в
телесные страсти, и, если кто впадет
в них, как должен переносить?
Господь не различил качество
искушения, но вообще повелел:
"Молитесь, чтобы не впасть в
искушение". А тот, кто впал в
искушение, должен просить у Господа
с искушением и избытия, "чтобы вы
могли перенести" (1 Кор. 10, 13),
чтобы исполнилось и над нами:
"претерпевший же до конца
спасется" (Мф. 24, 13). Святитель
Василий Великий (116, 548).
Изрядное училище молитвы и благочестия есть скорбь и страдание. Израильтяне, будучи в Египте и от приставников фараона-мучителя терпя озлобления, прилежно молились и взывали к Богу, как Сам Господь сказал о них: "Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его" (Исх. 3, 7). Анна, мать Самуила-пророка, будучи из-за бесплодия в поношении и тесноте, и скорби, сердечно молилась Богу и услышана Богом (1 Цар. 1). О том, как скорби и гонения побуждали царя Давида к сердечной молитве, свидетельствуют его псалмы... Так скорбь научает сердечной молитве! Когда мы усерднее молимся, как не во время болезни, беды, напасти, искушения, в нашествии иноплеменников, во время голода, моровой заразы и прочего бедствия, которое грозит нам смертью? Тогда из глубины сердца исходит и восстает молитва. Святитель Тихон Задонский (104, 1131-1132).
Ученики плывут по морю; поднимается буря и ставит их в опасное положение, а Господь спит. Взывают к Нему: "Господи, спаси!", и Он одним словом укрощает бурю... И каждый человек, и народы, и Церковь - плывут по морю жизни сами, силами, в них вложенными, естественными и сверхъестественными, по порядкам. Богом заведенным. Господь почивает, хотя и пребывает среди движущихся событий; Сам же действовать начинает тогда, когда угрожает неминуемая беда, грозящая отклонить события от божественных планов. Он всюду есть, все хранит, все согревает веянием любви Своей, но действовать предоставляет Своим тварям силами, им данными, по законам и порядкам, Им повсюду заведенным и хранимым. Он не лично вседействующ, хотя все от Него, и без Него ничего не бывает. Всегда готов Он и Сам воздействовать, когда это нужно, по Его беспредельной премудрости и правде. Молитва - приемник Божиих действий. Но самая лучшая молитва: "Господи! Тебе все ведомо: сотвори со мною, как изволишь!". Епископ Феофан Затворник (115, 659).
Во время скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию (111, 326).
Когда окружат скорби, нужно учащать молитву, чтобы привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 549).
В чем состоит служение Богу? Не в чем ином, как в устранении из ума всего чуждого, когда славословим Бога. Да не будет в нас услаждения чем-либо земным в то время, как мы молимся Ему! Да не будет в нас злобы в то время, как воспеваем Его! Да не будет в нас ненависти к ближнему в то время, когда поклоняемся Ему! Да не будет в нас лукавого рвения в то время, как устремляем ум наш к Нему! Да не движется срамная похоть в членах наших в то время, когда занимаемся памятью Божией. Всем этим душа омрачается, содержится в плену и, имея эти страсти в себе, не может приносить чистого служения Богу. Они возбраняют ей на воздухе, то есть возбуждая помыслы и мечтания, не допускают ее предстать Богу и совершать таинственное служение Ему, молясь Ему от сладостного действия Божественной любви с услаждением сердца, в святой воле Божией, причем душа бывает просвещаема Богом. Не отсекая упомянутых страстей духовным разумом, ум находится постоянно в омрачении и не может преуспеть в Боге. Преподобный авва Исаия (82, 225-226).
Молиться надо так, чтобы ум был всецело собран и напряжен. Должно призывать Бога со скорбящей душой и не говорить лишних слов, не растягивать молитву, а говорить немного простых слов, потому что не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание. Если ты растянешь свою речь, то часто можешь рассеяться вниманием и дать диаволу возможность совершенно бесстрашно подойти к тебе и обольстить, отвлечь твою мысль от того, что ты говоришь... (43, 965).
Когда бодрствуешь в молитве, помышляй не об усталости, причиняемой бодрствованием, а о дерзновении, доставляемом молитвой (36, 758).
Зная коварство диавола, постараемся особенно во время молитвы отгонять его, как будто бы мы видели его присутствующим и стоящим перед нашими глазами; постараемся удалять от себя всякий помысел, смущающий душу нашу, напрягать все свои силы и творить усердную молитву так, чтобы не только язык произносил слова, но и душа вместе со словами восходила к Богу (38, 320).
И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее? (37, 472).
Кто беспечен и невнимателен к тому, что говорит в молитве, тот взывает не к Богу, но говорит тщетно и напрасно (39, 494).
Мы не знаем как следует пользы от молитвы, потому что не внимаем ей со всем усердием и не упражняемся в ней по законам Божиим (39, 13).
Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву. Святитель Иоанн Златоуст (44, 519).
Тщательность в молитве приносит много даров. Только каждый пусть молится со вниманием и правой совестью, никак не блуждая мыслью по произволу и не воздавая молитву, как бы необходимый, невольный долг, но исполняя ею любовь и желание души... и Сам Господь внушит просящим, как молиться... Итак, прилежный к молитве должен просить ее и знать, что в столь важном деле он со многим старанием и усилием должен выдержать тяжкую борьбу, поскольку с особенной силой нападает на них дух злобы, стремясь ниспровергнуть наше старание. Отсюда ослабление тела и души, изнеженность, беззаботность, нерадение и все прочее, что губит душу, терзаемую по частям и предающуюся врагу своему. Итак, нужно, чтобы душою управлял разум, как мудрый кормчий, указывая прямой путь к горней пристани и предавая душу неповрежденной вверившему ее Богу. Святитель Григорий Нисский (23, 280).
Когда стоишь, совершая молитвы, ум твой да внимает силе слов, и думай, что ты предстоишь Богу, истязающему сердца и утробы. Когда восстанешь от сна, прежде всего прославь Бога устами твоими, потом начни правило легко и тихо, вспоминая греховность твою и воздыхая о ней, вспоминая ожидающую тебя вечную муку. Авва Силуан (82, 354-355).
Молитва, совершаемая с небрежением и леностью,- празднословие. Преподобный Антоний Великий (82, 27).
Отцы наши прилежали внимательной молитве в безмолвии, а мы заботимся о приготовлении пищи и о рукоделии. Авва Афанасий (82, 72).
Прилежная молитва скоро исправляет ум. Изречения безымяниых старцев (82, 395).
Чистота сердца доказывается нерассеянной молитвой. Преподобный авва Исаия (82, 216).
Душа молитвы - внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва (108, 146).
Произнося слова молитвы неспешно, не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы (108, 146).
Ум во время молитвы должно со всею тщательностью сохранять безвидным... образы, если их допустит ум в молитве, сделаются непроницаемой завесой, стеной между умом и Богом (108, 147).
Непарительность, доступная человеку, даруется Богом в свое время такому подвижнику молитвы, который постоянством и усердием в подвиге докажет искренность своего желания стяжать молитву (108, 262).
Страсти - эти нравственные недуги человека - служат основной причиной развлечения при молитве (108, 262).
Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие (108, 243).
Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к Себе зрение ума и желание сердца (109, 166).
От деятельности по своей воле и по своему разуму немедленно явится попечительность о себе, предстанут уму различные соображения... уничтожат внимательную молитву (108, 279).
Свойственно молитве открывать в падшем естестве сокровенные признаки его падения и впечатления, произведенные произвольными согрешениями (108, 290).
Рассеянность скрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетную пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы (109, 164-165).
Затвори двери келлии твоей от людей, приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений... затвори двери сердца от ощущений греховных и помолись (109, 171).
Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел - и явно греховный, и праведный по наружности (112, 356).
Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве. Тогда похвально количество, когда оно приводит к качеству... Качество истинной молитвы состоит в том, что ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму (109, 163).
Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца (112, 105).
Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе (109, 163).
Научимся сперва молиться внимательно устной и гласной молитвой, тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети (109, 183).
Хочешь ли преуспеть в умной и сердечной молитве? Научись внимать устной и гласной: внимательная устная молитва сама собою переходит в умную и сердечную (109, 185).
Положим в основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между монашескими подвигами... внимательную гласную молитву, за которую милосердный Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную, сердечную, благодатную (109, 188).
Внимательная молитва служит признаком, что сердце расторгло нити пристрастий и потому уже свободно направляется к Богу, прилепляется к Нему, усваивается Ему (111, 257).
Состояние глубокого постоянного внимания при молитве происходит от прикосновения Божественной благодати к духу нашему. Дарование благодатного внимания молящемуся есть первоначальное духовное Божие дарование (111, 339).
Дару внимательной молитвы обыкновенно предшествуют особенные скорби и потрясения душевные, низводящие дух наш в глубину сознания нищеты и ничтожности своей (109, 284).
Молитва нуждается в неотлучном соприсутствии и содействии внимания. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося, при отсутствии внимания она чужда молящемуся (112, 98).
То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения или от посторонних помыслов и мечтаний, есть дар благодати Божией. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 98).
Рассказывал некий ученик об отце своем. Однажды мы совершали правило; я читал псалмы и пропустил одно слово, не заметив этого. Когда мы окончили службу, старец сказал мне: "Я, совершая служение, представляю себе, что предо мною горит огонь, и ум мой не может уклониться вправо или влево. Где же был твой ум, когда ты читал псалмы и пропустил слово? Разве ты не знаешь, что, молясь, ты стоишь перед Богом и говоришь Богу?" (82, 436).
Поведали об Иоанне: когда он возвращался с жатвы, то ходил сперва к старцам для молитвы и назидания; потом упражнялся в псалмопении; после этого переходил уже к молитве. Такую постепенность в занятиях он считал нужной для приведения ума в то состояние, в котором он находился до выхода из келлии. Отечник (82, 288).
Одному безмолвствующему в пустыне, когда он прилежно молился, явились демоны и в продолжение двух недель играли им, как мячом, бросали его вверх и подхватывали на рогожу. Однако они никак не смогли отвлечь его ум от пламенной молитвы. Преподобный Нил Синайский (47, 194).
Только тогда молитва становится
победоносным оружием в невидимой
(духовной) брани, когда сделается
настоящей, то есть внедрится в
сердце и начнет непрестанно в нем
действовать. С этого момента она
делается непроницаемой,
непреодолимой и непроходимой
оградою души, не допускающей к ней
ни стрел вражеских, ни страстных
нападок плоти, ни обольщений со
стороны прелестного мира. Самым
присутствием своим в сердце она
пресекает невидимую брань.
Почему и внушаю тебе: поспеши
привить к сердцу действие молитвы и
попекись о том, чтобы она была там в
непрестанном движении. Ибо это то
же, что сказать: сделай так и без
борьбы будешь победителем, это так
Действительно и бывает. Но пока
дойдет твоя молитва до такой силы,
враги не дадут тебе покоя, тебе и
минуты не обойтись без брани.
Поможет ли тут молитва? Конечно, и
более чем всякое другое оружие
Духовной брани. Она всегда
привлекает Божию помощь, и сила
Божия отражает врагов, только пусть
будет она усердна и предана в волю
Божию. Место ее - в самом начале
противоборства вражеским
нападениям. Вот как это бывает:
когда внимание, как неусыпный
страж, дает знать о подступах
врагов и почувствует стрелы их, то
есть или помысел страстный, или
движения страсти появятся внутри,
ревнующий о спасении дух, осознав в
этом злобное вражеское дело,
напряжением своих сил нещадно
отражает это от сердца, не давая
туда проникнуть, и почти
одновременно внутренне возносится
молитвой ко Господу, призывая Его
на помощь. Помощь приходит, враги
рассеиваются, и брань стихает. Преподобный
Никодим Святогорец (64, 209).
Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозрелым плодом, потому что такая молитва без души (82, 254).
В молитвенном делании рабов нет мира мысли; нет в свободе чад мятежного смущения (82, 268).
Произноси стихи псалмопения твоего не как бы заимствуя слова из иного и не прими намерения непрестанно умножать дело моления твоего, чтобы не лишиться совершенно умиления и радости в молитве, но говори эти слова в молении твоем как бы сам из себя, с умилением, с постижением смысла их, как истинно понимающий свое дело. Преподобный Исаак Сирин (82, 269).
"Изливайте пред Ним сердце
ваше" (Пс. 61, 9). Бог с душою,
любящей Его, беседует просто, да и в
беседе Он нужды не имеет. Ибо
говорит не ушам, но сердцу, а потому
и душе, любящей Его, дает такой
чудный язык, который ничего не
говорит, а Бог глаголы его слышит.
Таков был язык Анны, матери
Самуиловой, о которой Слово Божие
говорит: "Уста ее только
двигались, и не было слышно голоса
ее" (1 Цар. 1, 13). Что за чудное это
движение уст? Что за молчаливая
беседа? Однако Бог так молитву
Аннину слышал, как бы она
громогласно к Нему взывала. То же
видим мы и на пророке Моисее. Вел он
Израиль из Египта и вошел в
расступившееся море, увидел
фараона и всю силу его, гонящихся по
следам их. В этом случае не только
уста Моисеевы, но и сердце его было
стеснено. Он никаких слов устами не
произносил, однако послушай, что
Бог говорит Моисею: "что ты
вопиешь ко Мне?" (Исх. 14, 15). Боже
чудотворящий! Моисей молчит, и Ты
говоришь ему: "Что ты вопиешь ко
мне?" Конечно, слышал Бог слова
сердца Моисея, которые были
громогласнее, чем слова уст всего
народа.
Пусть невозможно, чтобы внутренняя
горячность духа через какие-нибудь
наружные знаки себя не проявляла,
как, например, почти нельзя, чтобы
от крепкого сокрушения сердца не
потекли слезы или не открылось бы
воздыхание; кроме того, наружные
знаки благочестивого моления могут
быть полезны к возбуждению других,
особенно когда молитва совершается
в общем собрании, однако при всем
том сердце прежде, нежели тело, да
преклоняет колена свои; сердце
прежде, нежели руки, да возносится к
Богу; сердце прежде, нежели очи, да
проливает слезы; сердце прежде,
нежели одежды, да раздирается;
сердце прежде, нежели язык, да
беседует.
Молиться надо со вниманием, и
сердцем больше, нежели языком,
чтобы не были сказаны и о нас эти
неприятные слова: "приближаются
ко Мне люди сии устами своими, и
чтут Меня языком, сердце же их
далеко отстоит от Меня; но тщетно
чтут Меня" (Мф. 15, 8). Видели мы, что
такую сердечную молитву имел
Моисей... О молитва, которая так
тесно связывает человека с Богом!
Вот живой молитвы пример! Надо нам
быть пораженными стыдом и срамотою,
когда подумаем о своих молитвах.
Сколько перед собою разложим мы
книг, сколько наговорим слов,
сколько лицемерных воздыханий,
сколько проворных поклонов,- и при
всех этих действиях не чувствуем в
себе никакого сокрушенного удара!
Читаем много молитв, да так, как бы
произносило их бездушное тело или
на несколько часов заведенный язык.
Хотим, чтобы Бог внял нашей молитве,
когда не внимаем ей мы сами. Такая
молитва поистине превращается в
грех. Итак, надо молиться сердцем
больше, чем языком. Платон,
митрополит Московский (105, 309-313).
Иаир при всех, припав к ногам
Спасителя, гласно молил Господа об
исцелении дочери своей и был
услышан. Господь, ничего не сказав,
тотчас встал и пошел к нему. На пути
к Иаиру была исцелена кровоточивая
жена, конечно, тоже не без молитвы с
ее стороны, хотя она и не взывала
словом и не падала ниц к ногам
Господа; у нее была сердечная
молитва веры. Господь услышал ее и
дал исцеление. Тут все совершилось
сокровенно. Кровоточивая сердцем
обратилась к Господу; Господь
слышал этот вопль сердца и
удовлетворил прошение. У этой жены
и у Иаира молитва, по существу, одна,
хотя и можно различать в них
некоторые степени. Такие-то
молитвы, полные веры, упования и
преданности, никогда не бывают не
услышаны.
Говорят иногда: "Молюсь, молюсь, а
молитва моя все-таки не
слышится". Но потрудись взойти в
меру молитвы безотказной - и
увидишь, почему она не услышана.
Будешь ли ты в молитвенном
положении, как Иаир, или в простом,
обычном, как все окружающие,
подобно кровоточивой,- когда
подвигнется в сердце твоем
настоящая молитва, она, несомненно,
войдет к Господу и преклонит Его на
милость. Все дело в том, как дойти до
такой молитвы. Трудись - и дойдешь.
Все чины молитвенные имеют целью
возвести молитвенников в такую
меру молитвы, и все, которые разумно
проходят этот молитвенный курс,
достигают цели своей (107, 377-378).
Господь дал молитву, общую для
всех, совместив в ней все нужды
наши, духовные и телесные,
внутренние и внешние, вечные и
временные. Но так как в одной
молитве нельзя совместить всего, о
чем приходится молиться Богу в
жизни, то после молитвы общей дано
правило на случай частных о
чем-либо прошений: "просите, и
дано будет вам; ищите, и найдете;
стучите, и отворят вам" (Лк. 11, 1-10).
В церкви Божией так и делается:
христиане все вместе молятся об
общих нуждах, но каждый частно
излагает пред Господом свои нужды и
потребности. Вместе молимся в
храмах по установленным
чинопоследованиям, которые все
суть ничто иное, как разъясненная и
в разных видах изложенная молитва
Господня; а частно, дома, всякий, как
умеет, просит Господа о своем. И в
храме можно молиться о своем, и дома
можно молиться общею молитвой.
Об одном только надо заботиться:
чтобы, когда стоим на молитве - дома
ли, или в церкви, у нас на душе была
действительная молитва,
действительное обращение и
восхождение ума и сердца нашего к
Богу. Как кто сумеет, пусть делает
это. Не стой, как статуя, и не
бормочи молитву, как заведенная
машинка, играющая песни. Сколько ни
стой так и сколько ни бормочи, нет У
тебя молитвы, когда ум блуждает и
сердце полно суетных чувств. Уж
если стоишь на молитве, приладился
к ней, что стоит тебе и ум и сердце
привлечь сюда же? И влеки их, хотя бы
они Упорствовать стали. Тогда
составится молитва настоящая и
привлечет милость Божию и Божие
обетование молитве: просите и
дастся, исполнится. Не дается часто
оттого, что прошения нет, а только
просительное положение. Епископ
Феофан Затворник (107, 358-360).
Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит "в духе и истине" (Ин. 4, 23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать. Потому ничему так не должно обучаться, как истинной молитве. Бог смотрит на сердце, а не на слова наши и внимает воздыханию сердечному, а не глаголанию устному. "Господи! научи нас молиться" (Лк. 11, 1). Святитель Тихон Задонский (104, 1106).
Степень любви нашей к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния (111, 257).
Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главнейшей заповеди (112, 93).
Делается человек способным к любви Божией от исполнения любви к ближнему, а состояние же стремления всем существом к Богу возводится молитвою (108, 518).
Молитва есть деятельное выражение любви инока к Богу (112, 92).
Возносящийся к Богу чистою и частою молитвою стяжает живую веру в Бога, ею видит Его и перелетает, как крылатый, через все превратности и бедствия земной жизни (111, 353).
По некотором преуспеянии (в молитве) приходит ощущение тишины, смирения, любви к Богу и ближним без различия добрых от злых, терпение скорбей как попущении и врачеваний Божиих... Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна... отличается отличием бесконечным от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее (108, 293).
Когда чувствуешь сухость, ожесточение, не оставляй молитвы: за ожидание твое и подвиг против сердечного нечувствия низойдет к тебе милость Божия, состоящая в умилении (109, 164).
Ум молится словами, сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы, не стяжет ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать ему плачем. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (82, 414).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |