( В теме "Мир (2)" слово "мир" рассматривается в значении совокупности творения Божия. - Ред.)
Подлинно суетны по природе все
люди, у которых не было ведения о
Боге, которые из видимых
совершенств не могли познать
Сущего и, взирая на дела, не познали
Виновника, а почитали за богов,
правящих миром, или огонь, или
ветер, или движущийся воздух, или
звездный круг, или бурную воду, или
небесные светила. Если, пленяясь их
красотою, они почитали их за богов,
то должны были бы познать, сколько
лучше их Господь, ибо Он, Виновник
красоты, создал их. А если
удивлялись силе и действию их, то
должны были бы узнать из них,
сколько могущественнее тот. Кто
сотворил их; ибо от величия красоты
созданий сравнительно познается
Виновник бытия их (Прем. 13, 1-5).
Небо, земля, море - словом, весь мир,
эта великая и преславная книга
Божия, в которой открывается самим
безмолвием проповедуемый Бог, пока
этот мир стоит твердо и в мире с
самим собою, не выступая из
пределов своей природы, пока в нем
ни одно существо не восстает против
другого и не разрывает тех уз любви,
которыми все связал Художник -
Творческое Слово, до тех пор он
соответствует своему названию и
подлинно есть мир (космос)* и
красота несравненная, до тех пор
ничего нельзя представить себе
славнее и величественнее его. Но с
прекращением мира (ирини) и мир
(космос) перестает быть миром
(космос)... Но когда в мире вещество
возмутится само против себя и,
готовя разрушение своим смятением,
станет неукротимым или когда Бог, в
страх и наказание грешникам,
несколько нарушит стройный порядок
или наводнением моря, или
землетрясением, или
необыкновенными дождями, или
помрачением солнца, или
продолжительностью какого-нибудь
времени года, или извержением огня,
тогда нестроение и страх
разливаются на все, и среди
смятения открывается, сколь
благодетелен мир (ирини). Святитель
Григорий Богослов (11, 231-233).
* Слово "космос" образовано от глагола "космео" - украшать.
Небеса, движущиеся по Его
распоряжению, в мире повинуются
Ему; день и ночь совершают
определенное им течение, не
препятствуя друг другу. Солнце и
лики звезд, по Его велению,
согласно, без малейшего уклонения
проникают на назначенные им пути.
Плодоносящая земля, по Его воле, в
определенные времена производит
изобильную пищу людям, зверям и
всем находящимся на ней животным,
не замедляя и не изменяя ничего из
предписанного им. Неисследимые и
непостижимые области бездны и
преисподней держатся теми же
велениями. Беспредельное море, по
Его устроению соединенное в
большие водные массы, не выступает
за положенные ему преграды, но
делает так, как Он повелел. Ибо Он
сказал: "Доселе дойдешь... и здесь
предел надменным волнам твоим"
(Иов. 38, 11). Непроходимый для людей
океан и миры, за ним находящиеся,
управляются теми же повелениями
Господа. Времена года - весна, лето,
осень и зима мирно сменяются одно
другим. Определенные ветры, каждый
в свое время, беспрепятственно
совершают каждый свое служение.
Неиссякающие источники, созданные
для наслаждения и здравия,
непрестанно доставляют людям свою
влагу, необходимую для их жизни.
Наконец, малейшие животные мирно и
согласно составляют сожительства
между собою..
Всему этому повелел быть в мире
великий Создатель и Владыка всего.
Который благотворит всем, а
преимущественно нам, которые
прибегли к милосердию Его через
Господа нашего Иисуса Христа, Коему
слава и величие во веки веков. Святитель
Климент Римский (1, 86-87).
Как побуждается все к миру, когда многое удовлетворяется несогласием и разделением?.. В несогласии и разделении (заключается) своеобразие всего существующего. Но ни одно из существующих своеобразных (явлений природы) не стремится уничтожить другое... И этот мир, в совершенстве сохраняющийся по отношению к каждому отдельному своеобразному (явлению природы), мы называем равновесием. Ареопагитики. Об именах Божиих. Мigne, РG 3, 952 В,С.
Должен быть велик Тот, Кто из ничего сотворил такую великую машину, должен быть премудр Тот, Кто все сотворил так премудро. Должен быть добр Тот, Кто все доброе сотворил. Кто подал свет солнцу, луне и звездам. Тот Сам в Себе непременно есть еще лучший Свет. Кто дал разум человеку. Тот непременно имеет еще лучший разум... Как из книги познается разум сочинителя, из здания - мудрость архитектора, как отражается в зеркале чистый образ смотрящегося в него, так и из созданий и совершенства каждого из них познается Создатель (113, 158).
Как сочинитель книги из разума своего выносит слова и пишет их на бумаге, и так сочиняет книгу, и как бы из ничего делает нечто, так Премудрый и Всемогущий Создатель сотворил все, что писал в Своем Божественном разуме, чего пожелал, и как бы книгу, состоящую из двух листов, то есть неба и земли, сочинил. В этой книге видим Божие Всемогущество, Премудрость и Благость. Всемогущество, ибо Он сотворил все из ничего Своим пожеланием и Словом. Премудрость, ибо все сотворил премудро: "Все соделал Ты премудро" (Пс. 103, 24). Благость, ибо все не ради Себя, но ради нас сотворил. Добро щедро отдает само себя. Ибо Бог Сам ради Себя ничего не требует. Как прежде начала веков, так и ныне, и во веки веков. Он пребывает во всесовершенном блаженстве (104, 1049-1050).
Мир сотворен ради человека, но все вещи в мире - это следы Божии, они свидетельствуют о Боге; они, как ручьи, ведут человека к Жизни, Источнику Жизни, и показывают Его, и учат из Него черпать и освежать свои души; кто бы захотел пить из ручьев, видя самый Источник Жизни? Хороши создания, и очень хороши, но несравненно лучше Создатель, Который их сотворил хорошими. Созданное показывает Благость и Любовь Божию к нам и учит нас любить Бога, хвалить и благодарить Его как Создателя и Благодетеля своего. Они не требуют любви к самим себе, но как бы так говорят нам: мы сотворены Создателем для вашей пользы и вашего употребления, любите Того, Кто нас сотворил ради вас, а не нас самих, ибо мы сами любить вас не можем, и, употребляя нас ради своей пользы, благодарите Того, Кто дал нас вам (104, 1051).
Из этого ты узнаешь, христианин, что есть Бог-Творец, о Котором свидетельствуют создания, как мастерство о мастере. Все имеет от Него свое начало и бытие. Все повелением Божиим служит человеку. Человек, пользуясь Божиим созданием, непременно должен благодарить Бога, славить имя Его и усердно служить Ему. Заблуждаются, как слепые, те, которые этого долга не исполняют, и обличаются своей совестью как неблагодарные. Это им будет обличением на Суде Христовом, что пользовались Божиим добром, живя в мире, но Бога, Подателя добра, благодарить не хотели и не хотели служить Ему. Из этого можешь и себя рассмотреть, стараешься ли ты этот долг исполнять, чтобы не явиться неблагодарным Создателю твоему и не быть осужденным вместе с неблагодарными рабами в день Суда Христова. Святитель Тихон Задонский (104, 1054-1055).
Если мир имеет начало и сотворен, то спросим себя: Кто дал ему начало и Кто его Творец? Но чтобы ты, доискиваясь этого посредством человеческих умствований, не уклонился как-нибудь от истины, Моисей предварил тебя своим учением, вместо печати и ограждения нашим душам, наложив досточтимое имя Божие, когда сказал: "В начале сотворил Бог..." (Быт. 1, 1). Это блаженное Естество, эта неоскудевающая Благость, эта Красота возлюбленная и многовожделенная для всякого одаренного разумом существа, эта неприступная Мудрость - вот Кто сотворил в начале небо и землю! Святитель Василий Великий (4, 6).
Как только Благой и Преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку Благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его Благости, Он приводит из небытия в бытие и творит все без изъятия - как невидимое, так и видимое, также и человека, составленного из видимого и невидимого. Творит же Он, мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб, 1894, с. 44.
Высочайший Художник-Бог - во всем,
что должно было делать, пользуясь
Своею всемогущей силой, то есть
Сыном, ибо "все чрез Него начало
быть, и без Него ничто не начало
быть" (Ин. 1, 3), в начале и прежде
всего другого сотворил небо и землю
и призвал к бытию, хотя они никогда
не существовали. Если же, быть
может, кто-либо спросит, каким
образом и откуда, то он услышит от
нас следующее мудрое и поистине
превосходное слово: "Кто познал
ум Господень? Или кто был
советником Ему?" (Рим. 11, 34).
...В каждом из сотворенных дел
Зиждителем было Слово, и одно
только мановение Его давало бытие
всему. Святитель Кирилл
Александрийский. Творения, ч. 4, М.,
1886, с. 9-11.
Прежде всего веруй, что один Бог, все сотворивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет. Сам будучи необъятен, и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут. Пастырь Ерма. Памятники древней христианской письменности в русском переводе, т. 1, М., 1860, с. 254.
...Создатель сотворил один всецелый мир, чтобы устроение многих миров не привело к мысли о многих Создателях. Поскольку же творение одно, то веруем, что и Творец его один. Святитель Афанасий Великий. Творения, ч. 1, М., 1851, с. 65.
Поскольку египтяне обоготворили видимую тварь и израильтяне, прожив с ними долгое время, стали причастны этому же нечестию, то Моисей, по необходимости, предлагает им учение о твари и ясно учит, что тварь имеет начало бытия и что Творец есть Бог всяческих. Блаженный Феодорит Кирский. Творения, ч. 1. М., 1855, с. 7.
...Если Бог не один вечен и все прочее не от Него произошло, в таком случае Он и не Бог. И если мир совечен Богу, следовательно, равен Ему по бытию, то он равен Богу и по неизменяемости, и по бесконечности, и по всему, и значит, есть другой Бог. Но два вечные и совместные начала не могут быть допущены по представлениям здравого разума. Тертуллиан (епископ Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие, т. 2, СПб., 1851, с. 10-11).
Бог создал невидимый и видимый
мир; и душу и тело также сотворил Он.
...Некоторые говорят, что твари от
вечности сосуществовали'с Богом; но
это невозможно. Ибо как могут от
вечности сопребывать с Бесконечным
во всем - существа по всему конечные
и как они являются собственно
тварями, если совечны Творцу? Но так
говорят эллины, которые вводят Бога
как Творца не естества, а только
качеств. Мы же, признавая Бога
всемогущим, говорим, что Он Творец
не только качеств, но и естеств,
наделенных качествами. Если же так,
то твари от вечности не
существовали с Богом.
...Вседостаточный Бог произвел
твари из небытия в бытие не потому,
чтобы в чем-либо имел нужду, но
чтобы они, по мере своей
способности воспринять, причащаясь
Его блаженства, наслаждались и
чтобы Сам Он радовался делам Своим,
видя их радующимися и всегда
ненасытимо насыщающимися
ненасытимым. Преподобный Максим
Исповедник (68, 151, 155, 148).
... Самое творение указывает на
Сотворившего его, самое дело
объявляет о Том, Кто его произвел, и
мир проповедует Устроившего его.
Вся же Церковь по всему миру
получила это предание от апостолов.
Творец же мира есть Слово Божие, и
это Господь наш, Который в
последние времена сделался
человеком и существовал в этом
мире, невидимо содержит все
сотворенное и внедрен во всем
создании, потому что Слово Божие
всем управляет и располагает; и для
того Он видимо пришел к своим, и
стал плотию, и простерся на древе,
чтобы все восстановить в Себе. Святитель
Ириней Лионский. Сочинения. СПб., 1900,
с. 130-131, 485-486.
Прежде чем возник мир, был только Живой и Беспредельный Бог. Когда мир из небытия был вызван к бытию, Бог, конечно, не сделался ограниченным, вся полнота жизни и беспредельности осталась при Нем. Но эта полнота жизни и беспредельности выразилась и в тварях, живых и ограниченных, которых безмерно много и все одарены жизнью. Протоиерей Иоанн Сергиев, т. 1, М., 1894, с. 282-283.
Действием воли Божией сотворены миры, видимый и невидимый, сотворен и искуплен человек, совершены и совершаются все события, общественные и частные, из которых светит, как солнце с неба, Божия Благость, Божие Всемогущество, Божия Премудрость. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (109, 80).
Люди могут делать что-либо не из ничего, а при посредстве материи. Но Бог, собственно, и превосходит людей тем, что Он Сам призвал к бытию материю Своего создания, которая прежде не существовала. Святитель Ириней Лионский (113, 149).
Как горшечник, с одинаковым искусством сделавший тысячи сосудов, тем не истощил ни искусства, ни силы, так и Создатель этой вселенной, имея творческую силу, не только достаточную для одного мира, но бесконечно ее превосходящую, привел в бытие все величие видимого одним мановением воли (4, 6). Не из Себя творит Бог Свои создания, а Своей деятельностью приводит их в бытие, подобно тому как человек, обделывающий что-нибудь руками, не из себя производит свое дело. Святитель Василий Великий (113, 150).
Представлять, что Бог сформировал мир из готового вещества,- это значило бы приравнивать его творчество к человеческому искусству, которое всегда нуждается в каком-либо веществе (как, например, гончар нуждается в глине, строитель - в кирпиче и камне, плотник и кораблестроитель - в дереве, ткач - в шерсти, кожевник в коже, живописец - в краске и т. п.), и не понимать разницы между человеком и Богом, не понимать того, что невозможно образу иметь все то, что имеет Первообраз. Блаженный Феофилакт (113, 149).
Нужно представлять себе в Боге все в совокупности: волю, премудрость, могущество и сущность вещей. Если же это действительно так, то пусть никто не затрудняет себя, доискиваясь и спрашивая о веществе, как и откуда оно, подобно тем, которые говорят: если Бог невеществен, то откуда вещество? Как произошло количественное от неколичественного, зримое от незримого?.. На все подобные вопросы о веществе у нас один ответ: не надо предполагать, будто бы Премудрость Божия не всемогуща и Его Всемогущество не премудро. Напротив, должно держаться той мысли, что одно с другим неразрывно, что то и другое оказывается одним и тем же, так что вместе с одним усматривается и другое. Если же в одном и том же Бог есть премудрость и могущество, то Он не мог не знать, как найти вещество к созданию существ, и не мог не иметь нужного могущества, чтобы осуществить мысль. Святитель Григорий Нисский (113, 149).
Что было бы великого, если бы Бог
создал мир из готовой материи? И у
нас художник, получив от кого-либо
вещество, формирует из него что
угодно. Но могущество Бога в том и
проявляется, что Он из ничего
произвел все, что только пожелал.
... Бог привел все из небытия в бытие,
чтобы из творений было познаваемо
Его величие. Святитель Феофил
Антиохийский (епископ Макарий
(Булгаков), с. 14, 32).
Моисей, совершая на горе сорокадневный пост, видит Бога в ведении, как написано, а не в гадании, и беседует с Ним, и говорит как кто говорит со своим другом. Он научен Богом, и сам учит о Нем, учит, что Бог присносущен и ни от чего не зависит, но и не существующее признает как сущее, и из небытия приводит все в бытие, и не допускает, чтобы оно возвратилось в небытие,- Он, Который в начале мановением и единым желанием произвел из ничего все видимое творение. Святитель Григорий Палама (65, 69).
Если бы все произошло само собой
без Промысла, как утверждают
эпикурейцы, то надлежало бы всему
произойти однообразно и быть одним
и тем же, а не различным; во
вселенной, как в едином теле, всему
надлежало бы быть солнцем или
луной, а у людей целому телу
надлежало бы быть или рукой, или
глазом, или ногой. Но ничего этого
теперь нет; мы видим, что одно -
солнце, другое - луна, а иное - земля;
и в человеческих телах также одно -
нога, другое - рука, иное - голова. А
такой распорядок дает знать, что
все это произошло не само собой, и
даже показывает, что всему
предшествовала причина, из которой
можно познать и приведшего в
порядок, и сотворившего вселенную
Бога.
Если Бог не Сам - первопричина
вещества, а всякое существо творит
из вещества готового, то явно, что
Он бессилен, потому что ничего
действительного не в состоянии
произвести без вещества, подобно
тому, как и резчик по дереву, без
сомнения, не может сделать никакой
вещи без дерева. Святитель
Афанасий Великий (113, 149).
Вселенная сотворена, а не породил ее Бог из Самого Себя, чтобы быть ей тем же, чем является Он Сам. Напротив, Он создал ее из ничего, чтобы не было равного ни Тому, Кем она создана, ни Сыну Его, через Которого создана... Из ничего Бог сотворил все, а из Самого Себя Он не сотворил, но родил равного Себе, Которого мы именуем Сыном Божиим. Блаженный Августин (113, 150).
Не из сущности Божией произошел тварный мир, а волей и силой Божией приведен из небытия в бытие... Рождение состоит в том, что из сущности рождающего происходит рождаемое, равное ему по сущности. Творение же и создание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего или созидающего, и, без всякого сомнения, не подобно ему по сущности. Преподобный Иоанн Дамаскин (113, 150).
Из ничего создал (Бог мир) для прославления Своего величия. Тертуллиан (епископ Макарий (Булгаков), с. 32).
Итак, пусть никто не спрашивает, из какого вещества Бог произвел столь великие и удивительные создания; Он произвел все из ничего. Лактанций (епископ Макарий (Булгаков), с. 14.)
По свидетельству Писания, небо, земля, огонь, воздух и воды сотворены из ничего. Свет же, сотворенный в первый день, и все прочее, что сотворено после него, сотворено уже из того, что было прежде. Ибо когда Моисей говорит о сотворенном из ничего, он употребляет слово "сотворил": "сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1). Преподобный Ефрем Сирин. Творения, ч. 8, М., 1853, с. 259.
...В первый день Бог, по Своему всемогущему слову, сотворил все из небытия, а в остальные дни уже творит все из существовавшего (созданного в первый день). Святитель Иоанн Златоуст (40, 755).
Никто из людей не может ни объяснить надлежащим образом этого семидневного творения, ни изобразить всего Домостроительства его, хотя бы имел тысячу уст и тысячу языков; даже если бы кто жил тысячу лет на этом свете, и тогда не будет он в состоянии об этом сказать что-нибудь достойным образом по причине превосходящего величия и по богатству премудрости Божией, явленной в этом семидневном творении. Святитель Феофил Антиохийский. Сочинения древних христианских апологетов. М., 1867, с. 198-199.
Моисей... пишет, что мир и земля получили бытие и образовались в продолжение шести дней не по силам и законам, ныне действующим в природе, а по непосредственному слову Божиему. Но Всемогущий, без всякого сомнения, мог в самое короткое время - или даже мгновенно - произвести то, что по силам и законам природы образовалось бы только в течение столетий или тысячелетий. Эти силы и законы начали действовать в природе только с тех пор, как сама она, вместе с бытием, получила полное образование от Бога, а распространять действие их на предшествовавшее время, подчинять им всемогущество Самого Творца при первоначальном устроении неба и земли - неправомерно. Епископ Макарий (Булгаков), с. 100-101.
"И был вечер, и было утро: день
один" (Быт. 1, 5). Почему назван не
первым, но одним? Хотя
намеревающемуся говорить о втором
и третьем, и четвертом днях было бы
естественнее назвать первым тот
день, с которого начинаются
последующие, однако он назвал
одним. Или он определяет этим меру
дня и ночи, соединяя их в одни
сутки... И Моисей как бы так сказал:
мера двадцати четырех часов есть
продолжение одного дня, или
возвращение неба от одного знака к
тому же знаку совершается в один
день. ...Или главное этому основание
скрывается в таинственном
знаменовании, именно, что Бог,
устроив природу времени, мерою и
знамениями его положил продолжение
дней, и, измеряя время неделей,
повелевает, чтобы неделя,
исчисляющая движение времени,
всегда возвращалась сама на себя, а
также и седмицу наполнял один день,
семикратно сам на себя
возвращающийся. А образ круга
таков, что сам он с себя начинается
и сам в себе оканчивается. Конечно,
и век имеет то отличительное
свойство, что сам на себя
возвращается и нигде не
оканчивается.
Потому Моисей главу времени назвал
не первым, но одним днем, чтобы этот
день по самому наименованию имел
сродство с веком. Святитель
Василий Великий (4, 33-34).
Сам сотворил века - бывший прежде
веков. Которому божественный Давид
говорит: "От века и до века Ты -
Бог" (Пс. 89, 2-3) и божественный
апостол: "Чрез Которого и веки
сотворил" (Евр. 1, 2).
Однако должно знать, что слово
"век" обозначает весьма
многое. Веком называется и жизнь
каждого из людей. Веком называется
и тысяча лет. Называется веком вся
настоящая жизнь, веком - и Будущая,
бесконечная после Воскресения (Мф.
12, 32; Лк. 20, 35). Веком называется не
время и не какая-либо часть времени,
измеряемая движением и бегом
солнца, то есть составляемая днями
и ночами, но как бы некоторое
временное движение и расстояние,
которое тянется подле и вместе с
тем, что вечно. Ибо что именно есть
время для того, что находится в
зависимости от времени, этим для
вечного служит век.
Так говорят о семи веках этого мира,
то есть от сотворения неба и земли
до общего конца бытия людей и
Воскресения. Ибо есть, с одной
стороны, частный конец - смерть
каждого, с другой стороны, есть и
общий и совершенный конец, когда
будет Общее Воскресение людей.
Восьмой же век - Век Будущий.
Прежде же устроения мира, когда не
было и солнца, отделяющего день от
ночи, не было века, который можно
было измерять, но было как бы
некоторое временное движение и
расстояние, которое тянулось подле
и вместе с тем, что вечно, и в этом,
конечно, смысле век один, поскольку
и Бог называется Вечным. Но Он
называется и Предвечным, ибо Он
сотворил и самый век, потому что
Бог, один только Безначальный, Сам
есть Творец всего - как веков, так и
всего сущего. Ясно, что, говоря о
Боге, подразумеваю Отца и
Единородного Сына Его, Господа
нашего Иисуса Христа, и Всесвятого
Духа Его, Единого Бога нашего.
Говорят же и о веках веков,
поскольку и семь веков настоящего
мира обнимают много веков, то есть
человеческих жизней, и о веке одном,
который вмещает в себе все века. И
веком века называется нынешний век
и Будущий. А Вечная Жизнь и вечное
наказание указывают на
бесконечность Будущего Века. Ибо и
время после Воскресения не будет
исчисляться днями и ночами.
Напротив, будет один невечерний
день, так как Солнце Правды будет
светло сиять праведным; для
грешников же будет глубокая и
бесконечная ночь. ...Итак, Бог,
Который и все без изъятия сотворил
и существует прежде веков, есть
один Творец всех веков.
Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное
изложение православной веры, СПб.,
1894, с. 43-44.
Никто не должен думать, что слова о шестидневном творении есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы всё, что, по описанию, сотворено в продолжение шести дней, сотворено в одно мгновение или что в этом описании представлены лишь условные наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив, должно знать, что как небо и земля, сотворенные в начале, есть действительно небо и земля, а не что-либо иное подразумевается под этими словами, так и сказанное обо всем прочем, что сотворено и приведено в устройство после сотворения неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе этих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств. Преподобный Ефрем Сирин. Творения, ч. 8, М., 1853, с. 250.
...Мы должны думать так, что настоящие семь дней, составляя по примеру тех дней (дней творения) неделю, из повторения которой слагаются времена и каждый день которой продолжается от восхода до захода солнца, представляют собой некую смену творческих дней, но так, что не подобны им, а несомненно во многом от них отличны. Блаженный Августин, Творения, ч. 7, Киев, 1912, с. 268.
Бог сотворил все, видимое нами, в течение шести дней. Но первый день резко отличается от других, следующих за ним, а именно: в первый день Бог сотворил все из несуществующего, а начиная со второго дня Бог ничего уже не созидает из несуществующего, изменяет только, как благоугодно Его всемогущей воле, то, что было сотворено в первый день. Святитель Иоанн Златоуст (40, 737).
В первый день сотворено девять духовных природ в молчании (Ангельский мир) и одна природа словом; это - свет. Во второй день сотворена твердь. В третий день Бог произвел собрания вод и злаки, в четвертый - отделение света, в пятый - птиц, пресмыкающихся и рыб, в шестой - животных и человека. Преподобный Исаак Сирин (55, 78).
Вся природа сотворена в шесть дней: в первый день Бог создал свет; во второй - твердь; в третий, собрав воедино воды, образовал сушу; в четвертый - сотворил солнце, луну и звезды; в пятый - произвел животных, обитающих в воде и летающих по воздуху; в шестой - четвероногих на земле и наконец - человека. Святитель Афанасий Великий (епископ Макарий (Булгаков) с. 92-93).
Владыка Бог творит из не сущего и созидает из сущего: первое небо создал из не сущего, а второе сотворил из вод. Так привел в бытие и землю несуществовавшую, а ей повелел произращать деревья и семена. Он создал свет, как пожелал. Но как твердью разделил водное естество, часть поместив над твердью, а часть оставив под твердью, так по воле Своей разделил и свет, создав великие и малые светила. Блаженный Феодорит Кирский. Творения, ч. 1, М., 1855, с. 20.
"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1) - не пустую, конечно, и не совершенно лишенную всякой влаги, ибо земля была смешана с водой, и та и другая были тяжелее воздуха и всякого вида живого существа и растения; небо же - из различных светов и огней, из которых все оно состоит. Святитель Григорий Палама (65, 69).
В первый день Он сотворил высшие
небеса, землю, воды. Из этих стихий
образуются: лед, град, иней и роса.
Затем из служебных духов пред лицом
Его следуют: Ангелы, предстоящие
лицу Его, Ангелы Славы, ангелы
ветров, ангелы облаков и мрака,
снега, града и мороза; ангелы шума,
громов, молний, холода, жара, зимы,
осени, весны, лета и все духи,
присущие творениям Его,
находящимся на Небесах и на земле.
Далее - бездны: бездна подземная и
бездна хаоса и мрак. Потом следуют:
вечер и ночь, свет дня и утра. Эти
семь величайших дел сотворил Бог в
первый День.
Во второй же день (Бог сотворил)
твердь посреди вод и разделение
между водами, которые над твердью, и
водами, которые под твердью на
поверхности всей земли. Лишь это
одно сотворил Бог во второй день.
В третий день - моря, реки, источники
и озера, семена посева, растения,
деревья плодовитые и бесплодные,
леса. Эти четыре величайших дела
сотворил Бог в третий день.
В четвертый день - солнце, луну и
звезды. Эти три великих дела
сотворил Бог в четвертый день.
В пятый день - китов великих, рыб и
пресмыкающихся в водах, птиц
крылатых. Эти три великих дела
сотворил Бог в пятый день.
В шестой день - зверей, скот,
пресмыкающихся по земле и человека.
Эти четыре великих дела сотворил
Бог в шестой день.
И было всех дел, сотворенных Богом в
шесть дней, двадцать два. И окончил
Бог в шестой день все, что было на
небесах и на земле, в морях и
безднах, во свете и во мраке и во
всем прочем. Святитель
Епифаний Кипрский. Творения, ч. 6, М.,
1884, с. 252-253.
В начале Бог создал небо и землю, и
темную водную бездну или, как
говорят эллины, хаос, который есть
смешение стихий, в нем же земля была
безвидна и пуста, покрыта
бездонными водами и тьмою, как
говорит Писание: "И тьма над
бездною" (Быт. 1, 2). Создал же их
Всесильный Господь из ничего, и из
небытия привел в бытие, а от тех
потом произвел и прочие создания,
всё горнее и дольнее, творя шесть
дней...
...Созданная Богом первоматерия
стала начатком прочего творения.
Первоначальной материей небес была
вода, а земли - сгустившаяся тяжелая
масса. Потом повелением Божиим вода
была отделена от толщи, небо - от
земли, явился посреди воздух и
просиял огонь. И прочие творения
произошли по своему чину и времени. Святитель
Димитрий Ростовский. Летопись, М.,
1784, с. 1-2.
Небо есть то, что облекает как
видимые, так и невидимые творения.
Ибо внутри его заключаются и
ограничиваются и постигаемые
только умом силы Ангелов, и все то,
что подлежит чувствам. Неописуемо
же одно только Божество, Которое
все наполняет и все обнимает, и все
ограничивает, так как Оно - выше
всего и все сотворило.
...Конечно, что рождается, подлежит и
уничтожению, в соответствии с
последовательностью,
принадлежащей природе, также и
небеса, но благодатью Божией они и
содержатся, и сохраняются. Одно
только Божество по Своей природе - и
безначально, и бесконечно, поэтому
и сказано: "они погибнут, а Ты
пребудешь" (Пс. 101, 27). Однако
небеса будут уничтожены не до
конца, ибо "все они, как риза,
обветшают, и, как одежду, Ты
переменишь их, и изменятся" (Пс.
101, 27), и будет новое небо и новая
земля (Откр. 21, 1). ...Сам Он - Создатель
и Творец Ангелов, приведший их в
бытие из небытия, создавший их по
образу Своему бестелесной
природой, как бы некоторым духом и
невещественным огнем, как роворит
блаженный Давид: "Ты творишь
ангелами Твоими духов, служителями
Твоими - огонь пылающий" (Пс. 103, 4),
описывая их легкость и пламенность,
и пылкость, и весьма большую
проницательность, и
стремительность, с какой они и
желают Бога, я служат Ему, их
направленность ввысь и свободу от
всякого вещественного помышления.
Итак, Ангел есть сущность,
одаренная умом, всегда движущаяся,
обладающая свободной волей,
бестелесная, служащая Богу, но
благодати получившая для своей
природы бессмертие: вид и
определение этой сущности знает
один только Создатель. Бестелесной
же она называется и невещественной
по сравнению с нами, ибо все,
сопоставляемое с Богом, Который
один только несравним ни с чем,
оказывается и грубым, и
вещественным, потому что одно
только Божество поистине
невещественно и бестелесно. Итак,
Ангел есть природа разумная и
одаренная умом, и обладающая
свободной волей, изменчивая по
желанию, то есть способная к
изменению по доброй воле. Ибо все,
что создано, изменчиво, неизменно
же только то, что не сотворено. Ибо
все разумное одарено свободной
волей. Итак, Ангел, как природа,
одаренная разумом и умная, обладает
свободной волей, а как созданная -
изменчива, имея власть и
оставаться, и преуспевать в добре, и
изменяться в худшую сторону.
Он не способен к раскаянию, потому
что бестелесен. Ибо человек получил
раскаяние по причине немощи тела.
Он - бессмертен, не по природе, но по
благодати. Ибо все, что качалось,
также и имеет конец по своей
природе. Но один только Бог есть
вечно сущий, вернее же. Он даже выше,
чем вечность. Ибо Творец времен не
находится в зависимости от времени,
но Он - выше времени.
Ангелы - вторые, постигаемые только
умом светы, имеющие свет от первого
и безначального Света, не имеющие
нужды в языке и слухе, но без
произносимых слов сообщающие друг
Другу собственные мысли и решения.
Далее, все Ангелы сотворены через
Слово и достигли полноты при
содействии Святого Духа через
освящение, соответственно своему
достоинству и чину, имея участие в
свете и благодати.
Они - описуемые, ибо когда они
находятся на Небе, их нет на земле, и
посылаемые Богом на землю - они не
остаются на Небе, во они не
ограничиваются стенами и дверями, и
дверными запорами, и печатями, ибо
они - неограниченны.
Неограниченными же называются
потому, что они являются людям
достойным, которым Бог пожелает,
чтобы они являлись, не такими, какие
они есть, но в измененном виде,
смотря по тому, как могут
воспринять их видящие. Ибо по
природе и в собственном смысле
неограниченно только то, что не
создано. Ибо всякое создание
ограничивается создавшим его
Богом. Освящение они имеют извне, а
не от своего существа: от Духа;
пророчествуют они при содействии
божественной благодати; не имеют
нужды в браке, так как они не
являются смертными. А так как они
умны, то находятся в местах,
постигаемых только умом, описуемые
не телесным образом - ибо что
касается их природы, то они не
принимают такого вида, как тела, и
не имеют троякого измерения,- но
тем, что духовно присутствуют и
действуют, где бы ни было им
приказано, и не могут в одно и то же
время находиться здесь и там и
действовать.
Равны ли они по существу или
различаются друг от друга - не
знаем. Это знает один только
сотворивший их Бог, Который знает и
все. Различаются же они друг от
друга светом и положением - или
соответственно свету имеют
положение, или соответственно
положению участвуют в свете; и
освящают друг друга по причине
превосходства чина или природы. Но
ясно, что те Ангелы, которые стоят
выше, сообщают стоящим ниже и свет,
и знание.
Они - сильны и готовы к исполнению
Божественной воли, и вследствие
быстроты, присущей их природе,
тотчас повсюду оказываются, где бы
ни повелело божественное
мановение, и оберегают области
земли, и управляют народами и
странами, смотря по тому, как
повелено им Творцом, и
распоряжаются нашими делами, и
помогают нам. Вообще же и по
Божественной воле, и по
Божественному повелению они - выше
нас и всегда находятся около Бога.
Они - трудно склоняемы к злу, хотя не
непоколебимы, но теперь даже и
непоколебимы, не по природе, а по
благодати и привязанности к одному
только благу.
Они видят Бога, насколько для них
возможно, и это является их пищей.
Будучи выше нас как бестелесные и
свободные от всякой телесной
страсти, они, однако, не
бесстрастны, ибо бесстрастно одно
Божество.
Преображаются же они во что бы
только ни повелел Господь Бог и
таким образом являются людям и
открывают им Божественные тайны.
Они пребывают на Небе и имеют одно
занятие: воспевать хвалы Богу и
служить Его Божественной воле.
А как говорит святейший и
священнейший, и превосходнейший в
богословии Дионисий Ареопагит, все
богословие, то есть Божественное
Писание, назвало девять небесных
сущностей; божественный
священнонаставник разграничивает
их на три тройственных класса. И он
говорит, что первый класс - тот,
который всегда находится около
Бога и которому позволено быть
соединенным с Ним ближайшим
образом и непосредственно: класс
шестокрылых Серафимов, многоочитых
Херувимов и святейших Престолов.
Второй же - класс Господств, Сил и
Властей, а третий, и последний,-
класс Начал, Архангелов и Ангелов.
Некоторые, конечно, говорят, что
Ангелы произошли прежде всякой
твари, подобно тому как говорит
[святитель] Григорий Богослов:
Прежде всего Он вымышляет
ангельские и небесные Силы, и мысль
эта стала делом. Другие же говорят,
что они произошли после
возникновения первого неба. А что
они произошли прежде образования
человека, все согласны. Я же
соглашаюсь с Богословом. Ибо
надлежало, чтобы прежде всего была
создана постигаемая только умом
сущность и при таких
обстоятельствах - сущность,
воспринимаемая чувством, и тогда
уже человек, состоящий из той и
другой.
Те же, которые говорят, что Ангелы -
творцы какой бы то ни было сущности,
эти суть уста отца их - диавола. Ибо,
будучи творениями. Ангелы не есть
творцы. Создатель же всего и
Промыслитель, и Сохранитель есть
Бог, Который один только...
несотворен, и воспеваем, и
прославляем в Отце и Сыне и Святом
Духе.
...Из этих ангельских сил тот ангел,
который стоял во главе земного чина
и которому Бог вверил охрану земли,-
не родившись злым по природе, но
будучи добрым и произойдя для
благой цели, и совершенно не
восприняв в себя самого со стороны
Творца и следа порочности,- не
перенеся как света, так и чести,
которую ему даровал Творец, по
своей воле изменился из того, что
согласно с природой, в то, что
против природы. Он возгордился
против сотворившего его Бога,
пожелав воспротивиться Ему, и,
первым отпав от блага, оказался во
зле. Ибо зло и не есть что-либо
другое, кроме лишения блага,
подобно тому как и тьма - лишение
света. Ибо благо есть свет духовный,
а духовная тьма - зло. Итак, свет,
созданный Творцом и происшедший
хорошим, ибо "увидел Бог все, что
Он создал, и вот, хорошо весьма"
(Быт. 1, 31), по самовластному желанию
сделался тьмою. Но вместе с ним было
увлечено и последовало за ним, и
пало бесконечное множество
стоявших под его властью ангелов.
Итак, будучи одной и той же природы
с Ангелами, они сделались злыми,
добровольно отклонив расположение
сердца от блага к злу.
Далее, они не имеют ни власти, ни
силы в отношении к кому-либо, если
не получают позволения от Бога для
осуществления целей Его
Домостроительства, подобно тому
как это случилось с Иовом (Иов. 1, 12),
или таким образом, как написано в
Евангелии о свиньях (Мк. 5, 13). При
позволении же со стороны Бога они и
имеют силу, и изменяются, и
преображаются в тот вид, в какой
хотят, в соответствии со своим
воображением.
И будущего, конечно, не знают ни
Ангелы Божии, ни демоны. Однако они
предсказывают: Ангелы, когда Бог
открывает им и повелевает
предсказать, и поэтому то, что они
говорят, сбывается; предсказывают
же и демоны: иногда потому, что
видят то, что происходит вдали,
иногда же потому, что догадываются;
поэтому они часто и лгут, и им не
нужно верить, даже если они и много
раз говорят истину таким способом,
о каком мы сказали. Знают же они и
Писания.
Итак, всякий порок придуман ими,
также и нечистые страсти, и хотя им
позволено нападать на человека, но
поступать насильственно с кем-либо
они не имеют власти, ибо от нас
зависит выдержать нападение или не
выдержать; поэтому диаволу и его
Демонам, также и последователям его
уготован огонь неугасимый и вечное
наказание.
Должно же знать, что чем именно
служит для людей смерть, этим для
ангелов служит падение. Ибо после
падения для них невозможно
покаяние, подобно тому как и для
людей оно невозможно после смерти. Преподобный
Иоанн Дамаскин. Точное изложение
православной веры. СПб., 1894, с. 49-55.
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |