Милосердного и человеколюбивого Бог принимает и любит, и если это будет праведник - сплетает ему светлейшие венцы, а если грешник - прощает ему грехи в награду за сострадание к подобному себе рабу. Святитель Иоанн Златоуст (37, 408).
Бог близок к каждому из нас, когда добрые дела приближают Вас к Нему, и далек от нас, когда, приближаясь к гибели, мы сами Удаляем себя от Него (5, 314).
Господь сказал: "Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто" (Лк. 11, 41). Неужели сколько бы кто ни грешил, все очищается милостыней? Сама связь с предыдущими словами объясняет сказанное. Прежде Он сказал: "Внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства" (Лк. 11, 39) и потом добавил: "Подавайте лучше милостыню... тогда все будет у вас чисто", то есть все то, в чем грешим и лукавим, грабя и лихоимствуя. Это же выражает и Закхей словами: "Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19, 8). Потому все подобные грехи, которые могут быть заглажены и за которые можно воздать чем-либо в несколько раз большим, очищаются этим способом. Этот способ не сам по себе достаточен к очищению, но предварительно имеет нужду в Божием милосердии и в Крови Христовой, которою "имеем искупление" (Еф. 1, 7) и от всех других грехов, творя за всякий грех "достойные плоды покаяния" (Лк. 3, 8). Святитель Василий Великий (116, 136).
Очистив себя милосердием, отрем этим прекрасным платом нечистоту душевную и убелимся - одни, как волна, другие, как снег (Ис. 1, 18), по мере нашего добросердечия. Святитель Григорий Богослов (12, 43).
Если нам надлежит взойти в горнее, то обнищаем... Способ указывает псалом: "Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки" (Пс. 111, 9). Кто вступил в общение с нищим, тот уподобил себя Обнищавшему ради нас. Господь обнищал, чтобы и ты не убоялся нищеты, но Обнищавший ради нас царствует над всею тварью. Поэтому если и ты обнищаешь (благодетельствуя нуждающимся) с Обнищавшим, то будешь и царствовать вместе с Царствующим (18, 374).
Не все для плоти, поживем несколько и для Бога. Ибо ощущение и услаждение от пищи получает малая часть плоти - гортань, а пища, перегнив в желудке, наконец извергается. Милосердие же и благотворительность - дела, любезные Богу, и если обитают в человеке, то обожествляют его и уподобляют Всеблагому, чтобы он стал образом Первого и Чистого и всякий ум превосходящего Существа. Какой же конец обещан такой ревности? Здесь - добрая надежда и радостное ожидание, а потом, когда, оставив скоропреходящую плоть, облачимся в нетление,- блаженная жизнь, не прекращающаяся и не гибнущая, где уготованы некие дивные и ныне не известные наслаждения. Святитель Григорий Нисский (23, 406).
Кто собирает в свою сокровищницу молитвы и дела милосердия, тот богатеет в Бога. Преподобный Ефрем Сирин (25, 161).
Все, что сделаешь ради Бога, будет сопутствовать и помогать во время нужды. Преподобный авва Исаия (34, 91).
Милостыня - это царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей к небесным сводам, наилучшая защитница (36, 326).
Великое дело - милостыня, возлюби ее: ничего нет равного ей, она может и грехи загладить, и избавить от Суда (36, 328).
Сам Бог повелел подавать милостыню не для того, чтобы только насыщать бедных, но чтобы и подающие получили благодеяние, и даже больше, чем первые (37, 270).
(Истинна) милостыня, когда даешь ее с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем даешь (37, 271).
Оставив неуместную пытливость, подавайте милостыню всем нуждающимся и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в день будущего Суда великой милостыни и снисхождения от Бога (37, 276).
Желая избавиться милостыней от болезни душевной и от многих греховных ран, ты должен оказывать ее со всем усердием (37, 284).
В милостыне... ты бросаешь серебро, а получаешь прощение грехов, даешь деньги, а собираешь дерзновение к Богу, доставляешь хлеб и одежду и за это тебе приготовляется Царство Небесное и бесчисленные блага (37, 293).
Подавать деньги могут многие, а чтобы самому служить нуждающемуся и делать это с готовностью, любовью и братской расположенностью,- для этого нужна душа высокая, великая и мудрая (37, 346).
Смотри не на достоинство нуждающегося в помощи, а только на нужду, хотя бы он был ничтожен, низок и презрен; Христос вменяет тебе это в награду так, как бы Он Сам через нуждающегося получил благодеяние (37, 347).
Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброй совестью, и когда переселится отсюда, найдет великую милость у Судии и услышит блаженные слова: "Приидите, благословенные Отца Моего" (Мф. 25, 34) (38, 33).
Ничто другое не может так избавить нас от огня гееннского, как щедрая милостыня (38, 336).
Милостыня так плодотворна, что не только очищает грехи, но отгоняет и самую смерть (38, 592).
Нет ничего хуже нечестия, нет ничего несчастнее беззакония против Бога, нет ничего нечестивее хулы на Бога. Но и такое беззаконие может загладить милостыня, если грешник не продолжает своей хулы, но исправляет грех покаянием (39, 711).
Будем же воспламенять в себе любовь к будущим благам, потому что великая слава ожидает праведников, какой невозможно изобразить словом: они, восприняв нетленные тела по Воскресении, прославятся и будут царствовать вместе со Христом (40, 504). Если хочешь сделаться равным апостолам - ничто не препятствует: довольно для тебя истинно исполнить одну добродетель - милостыню, чтобы ни в чем не быть скуднее апостолов (41, 487).
Милостыня еще яснее открывается по окончании мира, по смерти человека, сияет и обнаруживает свои действия... Она Делает тебя сильнее мудрецов и ораторов. Люди, знаменитые по своей мудрости и ораторству, имеют у себя много завистников, а за тех, которые прославили себя милосердием, бесчисленное множество людей приносят молитвы (41, 541).
Нуждающиеся - врачи наших душ, благодетели и предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность и примиряешь себя с Богом (42, 779).
Многие получили помощь от милостыни, совершаемой за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение (43, 206).
Не напрасны бывают приношения за умерших, не напрасны молитвы, не напрасны милостыни. Все это установил Дух, желая, чтобы мы помогали друг другу (43, 207).
Милостыня - пища души. И как вино и хлеб служат на пищу и веселие тела, так и милостыня с молитвой является исцелением и радостью для души (43, 960).
Милостыня есть благо и Божий дар, и подаяние милостыни уподобляет нас, по возможности, Самому Богу (44, 619).
Милостыня - это великая красота и драгоценность, великий дар и великое благо... Смотри, сколько добра происходит отсюда: подающий милостыню как должно научается презирать деньги, научившийся этому исторг корень зла. Потому-то он делает добро не столько другим, сколько себе, и не только потому, что милостыне принадлежит воздаяние и награда, но потому, что душа делается мудрой и высокой. Приучившись к этому, дающий сделал великий шаг к Небу и уничтожил великие поводы к вражде, зависти, ссоре и печали (45, 222).
Когда ты видишь человека, который творит милостыню и совершает тысячу добрых дел, и таким образом сокрушает силу диавола, подвергается же затем искушениям и опасностям, не смущайся этим: потому он и подвергается искушениям, что слишком сильный удар наносит диаволу. Святитель Иоанн Златоуст (46, 640).
Блажен, кто многим делает добро, он на Суде найдет многих защитников. Преподобный Нил Синайский (48, 255).
Богатство часто может служить ко благу, по слову апостола, который в настоящем веке заповедует быть щедрыми, общительными, собирающими себе сокровище, которое должно стать добрым основанием для будущего, чтобы достичь истинной жизни (1 Тим. 6, 17-19). И, по Евангелию, оно полезно тем, которые приобретают себе друзей богатством неправедным (то есть вещественным) (Лк. 16, 9). Но то же самое богатство обращается и во зло, если собирается ради него самого или для роскоши, а не употребляется в пользу нуждающимся. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Феодор 53, 263).
Когда внутри тебя - милость, тогда изображается в тебе святая красота, которою ты уподобляешься Богу (55, 14).
Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня (55, 286).
Кто милует ближнего, тот Попечителем о себе имеет Бога (55, 295).
Хочешь ли умом своим быть в общении с Богом, приняв в себя ощущение одного наслаждения, не порабощенного чувством? - Послужи милостыне. Преподобный Исаак Сирин (56, 14).
Тело и душу нужно умывать слезами, они тогда появятся на глазах молящегося и постящегося, когда сердце его преисполнится милости к ближним, сострадания ко всему человечеству без исключения (108, 160).
Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за Друзей, делает человека богоподобным (108, 522).
На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви (111, 42).
Покаяние для ожесточенного сердца невозможно; надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда объемлется и преисполняется сердце милостью, тогда только оно способно к покаянияю... (111, 43).
Свойственно милости рождать веру и вере - милость (111, 236).
Таинство Искупления основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству (111, 245).
Оставление нами согрешений ближним нашим есть признак, что Дух Божий вселился в нас, царствует в нас, управляет, руководит нашей волей. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 246).
Господь Сам сказал: "блаженнее
давать, нежели принимать" (Деян.
20, 35). Когда томимому голодом дают
пищу или дрожащему от холода теплую
одежду, не чувствует ли он себя в то
время счастливым? Но Господь
уверяет нас, что в то же время
блаженнее тот, кто дает. Где можно
найти это блаженство? В боголюбивом
и человеколюбивом Сердце. В чем
состоит это блаженство? В чувстве
делаемого и сделанного добра, в
свидетельстве совести об
исполнении в нас воли Божией, в
радости о ближнем, нами
обрадованном. Человек, сохраняя в
себе - хоть не в совершенстве - образ
Всеблагого Бога, по которому
сотворен, радуется обо всем добром
даже когда только слышит о нем,
поэтому естественно
блаженствовать ему, когда сам
делает добро. Сверх этого
внутреннего блаженства слово Божие
обещает человеку
благотворительному еще и
благополучие по особенному
провидению Божию: "В день
бедствия избавит его Господь.
Господь сохранит его" (Пс. 40, 2-3).
Мы не можем ясно видеть, какими
средствами достигает этого
Провидение, потому что не можем
проследить все пути Его, но что
верно и чудесно достигает,- это
видим на примерах, особенно ясных в
Священной истории.
Авраам сражается за бедствующих,
бескорыстно избавляет пленников,
человеколюбиво принимает
странников; и Провидение всегда
хранит его богатым и сильным,
всегда избавляет от опасностей; и
он, без сомнения, удостаивается
блаженного Божия посещения, по
замечанию апостола, именно за свое
страннолюбие (Евр. 13, 2). Иов, по
благотворительности, был оком для
слепых, ногой для хромых, отцом для
немощных (Иов 29, 15-16). И хотя на него
самого, после богатства и славы,
попущен был лютый день нищеты,
лишения детей, болезни,
оскорбления, уничижения, но
Господь, избавив его, благословил
"последние дни Иова более, нежели
прежние" (Иов 42, 12), "и дал
Господь Иову вдвое больше того, что
он имел прежде" (Иов 42, 10).
Товит "делал много благодеяний
братьям" (Тов.1, 3) - дает хлебы
алчущим и одеяние нагим, погребает
бедственно умерших (Тов. 1, 17) - и за
это от врагов своего народа
подвергается разграблению имения и
опасности для жизни. Освободившись
от опасности, дерзает на прежний
Подвиг и, по нечаянному случаю,
бывшему следствием этого подвига,
лишается зрения и впадает в нищету.
Где же обещанное благотворящему
словом Божиим избавление в день
бедствия? Оно несколько медлит для
того, чтобы явиться тем более
чудным. Ангел Рафаил ведет сына
Товитова, доставляет ему
счастливое супружество, богатство,
средство для возвращения отцу
зрения и событиями больше, нежели
словами, учит Товита, Едну, Товию - и
нас, какое благо молитва с постом,
милостыней и правдой, что лучше
творить милостыню, чем собирать
золото. Филарет, митрополит
Московский (114, 521-522).
Святой Вонифатий, епископ Ферийский, был чрезвычайно милостив к бедным. Будучи еще юношей и живя с матерью, он нередко возвращался домой без верхней, а то и без нижней одежды, потому что отдавал ее нищим. Мать за это часто бранила его: "Безрассудно поступаешь, сын мой. Ведь ты сам нищий, где же тебе и других нищих одевать?" Но все это было еще только началом скорбей матери от сына. Однажды он тайно вошел в житницу, где были запасы хлеба на целый год, и весь хлеб роздал нищим. Мать пришла в отчаяние. Она сначала горько плакала, потом начала биться головой о стену и кричать: "Горе мне! где теперь я добуду хлеба на целый год?" Вонифатий подошел к матери и стал умолять ее, чтобы она оставила житницу. Потом пал на колени и стал пламенно молиться, чтобы Господь услышал его и утешил его мать. Молитва юноши была услышана, и что же? Житница оказалась переполненной пшеницей. Радости матери не было границ. Увидев великое чудо Божие и то, как щедро вознагражден был сын ее, она с тех пор не возбраняла ему раздавать милостыню, кому и сколько хочет,- и прославила Господа. Не лишним считаем добавить, что в свое время Вонифатий за свою святую жизнь сподобился и святительского сана. Пролог в поучениях (81, 289-290).
В праздник Святой Троицы собралось много богомольцев в Махрищскую обитель. Игумен Варлаам заботился, чтобы не был нарушен устав гостеприимства преподобного Стефана, и после службы пошел помолиться на гроб его, с верой к нему взывая: "Знаю, о преподобный, что если только хочешь, ты можешь нам помочь своими молитвами и малыми хлебами насытить множество народа". Сказав это, он велел трапезному брату Симону положить весь хлеб на трапезу, хотя и в малых ломтях. Народу было так много, что не могла вместить ни трапезная, ни даже келлии, и некоторые расположились на монастырском дворе. Трапезник роптал на игумена, говоря сам в себе: "Можно ли таким малым количеством хлеба насытить такое множество? А на утро нам самим не останется ни крохи". Но Господь, насытивший некогда в пустыне пятью хлебами пять тысяч народа, явил и здесь Свое знамение. Игумен, по обычаю, сотворил молитву перед началом трапезы и благословил народ. И что же? Не только насытились псе участники дивной трапезы, но и с избытком осталось множество хлеба и пития в сосудах не только на один день, но больше чем на три месяца вперед. Братия прославили Господа, дивного во святых Своих, и его угодника Стефана. Троицкий Патерик (90, 339-340).
Авраамий, будущий святой Афанасий Афонский, был необыкновенно милостив и сострадателен к нищим своим братиям и все, что получал от родных и друзей, передавал в руки нищих и бедных. Если же не имел ничего, что мог бы дать им, то снимал с себя нижнее платье и отдавал его, а сам оставался в одном верхнем одеянии, лишь бы только прикрыть свое тело. Слуги, видя это, докладывали богатой родственнице святого Афанасия, и она присылала ему новую одежду, но и с этой он поступал так же... Афонский Патерик (84, 77).
Мы потому забываем о добрых делах, что и благополучием пользуемся неумеренно и, называя себя грешниками, говорим это неискренне. Святитель Иоанн Златоуст (35, 162).
Немилостивый подвижник - бесплодное дерево. Преподобный Исаак Сирин (55, 414).
Без любви и милости всякое дело нечисто. Если кто хранит девство, если постится или пребывает в бдении, если молится и принимает бедных, если строит церкви или делает что-либо иное, большее, без любви, все это вменится ни во что перед Богом, потому что не угодно Ему. Итак, ничего не предпринимай без любви. Преподобный Ефрем Сирин (26, 352).
Без милостыни и молитва бесплодна, без нее все нечисто, все бесполезно, без нее теряется большая часть добродетели (14, 763).
Приходил (нуждающийся) и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христос, чтобы и мне, имеющему нужду в Твоей помощи, не отойти от Тебя, ничего не получив... Ибо кто не дал, тот пусть не надеется и получить. Святитель Григорий Богослов (15, 205).
Вы, сотворенные разумными и
имеющими ум, который служит
истолкователем и учителем
Божественных повелений, не
обольщайтесь преходящим.
Приобретите то, что никогда вас не
оставит, определите меру полезного
для жизни. Не все, но часть вашего
имущества пусть принадлежит
(нуждающимся), любезным Богу. Ибо
все принадлежит Богу, общему Отцу.
Мы же, как бы родные братья; братьям
же всего лучше и справедливее
разделить наследство поровну...
Если же кто захотел бы стать
господином всего вообще, лишая
братьев части... тот злой тиран,
дикарь, злобный зверь, радостно
отверзающий пасть только на пищу;
такой даже более жесток, чем звери.
Ибо и волк допускает волка к еде, и
собаки вместе терзают труп; он же,
ненасытный, никого из
единоутробных не допускает к
участию в богатстве. Тебе
достаточно умеренного стола; не
погружайся в это море
необузданного пиршества. Ибо тебе
угрожает жестокое кораблекрушение,
сокрушающее не о подводные камни,
но ввергающее в глубочайшую тьму,
откуда никогда не выходят. Святитель
Григорий Нисский (23, 406).
Не уделять из своего имущества - такое же похищение. Если мы не подаем милостыни, будем наказаны наравне с похитителями (35, 805).
Если ты богат, подумай, что дашь отчет: на блудниц ты истратил деньги или на бедных; на тунеядцев и льстецов или на нуждающихся; на распутство или на человеколюбие; на удовольствия, лакомства и пьянство или на помощь несчастным? (37, 7).
Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы ты употребил это только в свою пользу? Нет, не для этого, но для того, чтобы, по апостольскому (и евангельскому) увещанию, твой избыток восполнял недостаток других (38, 186).
Человек, который умер, не употребив богатства своего (как должно), нисколько не отличается от бессловесного животного; он не познал чести, данной ему от Бога, и уподобился скотам, для которых смерть есть конец жизни (39, 252).
Мы всеми силами стараемся приобрести землю и за несколько Десятин земли и домов не только не жалеем денег, но даже проливаем кровь; для приобретения же Неба не хотим пожертвовать и избытками, между тем как могли бы купить его за малую цену и купив, обладать им вечно. Потому-то мы и подвергнемся крайнему наказанию, если придем туда нагими и нищими, и не за свою только бедность (в милостыне) будем терпеть несносные мучения, но и за то особенно, что и других вовлекаем в подобное состояние. В самом деле, если язычники увидят, что и мы (христиане), сподобившись великих таинств, привязаны к земному, то тем более сами будут прилепляться к нему. Этим мы собираем сильнейший огонь на свою голову. Нам надлежало бы учить их презирать все, а мы, вместо того, больше всех возбуждаем в них пристрастие к богатству. Как же мы можем спастись, когда должны будем подвергнуться истязанию за гибель других? (41, 129).
Не закапывай в землю (или в свое чрево и плоть) ни золота, ни чего-либо другого подобного, потому что сокровище ты собираешь для червя, тли и для воров. Хотя бы ты и сберег его от истребления ими, но не сохранишь своего сердца от порабощения и прилепления ко всему земному, потому что где будет сокровище твое, там будет и сердце твое (41, 236).
Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится (41, 541).
Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком (41, 542).
Горе тебе, немилосердие, и ученикам твоим. Горе тебе, жестокость, и тем, кем ты владеешь! Какая польза для тебя в том, что ты удаляешь от Бога такое множество людей? Послушай же, что отвечает немилосердие: дело мое - выкапывать пропасти, запирать двери, осквернять одежды, затворять сердце, чтобы оно не знало милосердия. Прибыль для меня - приобретать множество друзей и предавать их гибели. Радость для меня - привлекать возможно большее число учеников, чтобы ниспослать их в ад. Когда те, кто находился по левую сторону, предстали посрамленными и подверглись поношению и обвинению, я торжествовало. Когда их ниспослали в огонь вечный, который я уготовало им, я возвеселилось. Когда они, низвергаемые демонами, рыдая, удалились, и я вместе толкало их и радовалось... Мое дело - затворять двери перед людьми и не позволять им достичь Вечной Жизни. Святитель Иоанн Златоуст (43, 876).
Кто пренебрегает нуждающимися, тот не узрит света. Преподобный Исаак Сирин (55, 253).
Большого плача достойны те, которые имеют и удерживают сокровища, превышающие ежедневные потребности, или еще стараются их увеличить, те, которым заповедано любить ближних, как самого себя, но они даже и за прах земной его не признают! Не означает ли это, что серебро и золото мы возлюбили больше, чем братьев? Но обратимся и покаемся, и, помогая нуждам бедствующей в нашей среде братии, сделаем их участниками того имущества, которым обладаем. И если мы не решимся боголюбиво израсходовать все наше имущество, то хотя бы немилосердно не задержим все при себе. Но смирим себя пред Богом и получим от Него прощение, ибо Его человеколюбие восполняет наш недостаток. Но только поступим так, чтобы не пришлось... услышать страшные слова: "идите от Меня, проклятые" (Мф. 25, 41). О, как много это заключает в себе: удалитесь от жизни, будьте исключены от наслаждения и лишены света (65, 52).
Сотворим себе милость тем, что окажем милость братиям; через сострадание приобретем сострадание; сделаем добро, дабы нам было благо. Воздаяние будет соответствовать нашим делам, но только наши добродетели: человеколюбие, любовь, милосердие И сострадание ни по достоинству, ни по мере не равняются награде. Ибо ты даешь из того, чем обладает человек, и, насколько человек в силах, делаешь добро. Воспринимаешь же сторицею из неиссякаемых Божественных сокровищ и Вечную Жизнь. Ты будешь облагодетельствован из того и насколько может облагодетельствовать Бог: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку" (1 Кор. 2, 9). Итак, проявим усердие, дабы получить богатство милости, немногими деньгами купим вечное наследие. Святитель Григорий Палама (65, 54).
Милость - великая добродетель, которой человек уподобляется милостивому Богу. "Милостивые... помилованы будут" (Мф. 5, 7). За милость обещается Царство Небесное (Мф. 25, 34). Кто милует нищего, взаймы дает Богу, от Которого в будущем веке воспримет непременное воздаяние. Чем больше милость, тем большая награда будет за нее: "Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2 Кор. 9, 6). "Суд без милости не оказавшему милости" (Иак. 2, 13). И Христос немилостивых отсылает в огонь вечный. Если Христос отсылает в огонь вечный немилостивых, которые не дают от своего, что будет тем, которые чужое добро грабят? (104, 1039-1040).
Когда земледелец сеет и мечет семена свои в землю, тогда глупый человек, не знающий какой плод прорастает из семени, смеется над этим, думая, что земледелец напрасно губит семена, бросая их в землю. Но земледелец, имея надежду, что семя его, брошенное в землю, принесет ему больший плод, чем посеяно, не перестает сеять. Так и несмысленные, глупые люди, видя, что христианин расточает имение и дает убогим, смеются, думая, что он губит свое имение. Люди думают, что только то имение не погибает, которое истрачено на видимое, то есть на суету и прихоти мира сего. Потому они и сами не на милостыню, но на плотские похоти тратят имения свои, а над теми, которые расточают и дают убогим, смеются. Смейся, человек, смейся, но после горько восплачешь и возрыдаешь (104, 1042-1043).
Внимай, что из того следует, когда в нужде отказываешь ближнему? Тебе до него нужды нет, другой, подобный тебе, то же скажет, третий также отречется, а он в том бедствии погибнет. Что же потом? Берегись, чтобы его гибель не зачтена была праведным Судом Божиим тебе и другим, отрекшимся от него. О, сколько на свете убийц, которые не руками, но своим немилосердием и бесчеловечным отказом убивают людей, но думают о себе, что они чисты. Ибо не только тот убийца судится, кто убивает ближнего, но и тот, кто не избавляет бедствующего от смерти, а может избавить: если бы он подал руку помощи бедствующему, не постигла бы его смерть. Святитель Тихон Задонский (104, 1217).
Многими скорбями и болезнями исполнено наше тело. Потому, зная немощь своего естества, не будем гордыми и несострадательными, но взаимным состраданием умилостивим Создателя, Который посылает болезни и исцеляет, низводит в ад и возводит из ада (26, 514).
Прекрасная помощь тебе в день Суда, если ты оказывал здесь сострадание людям. Преподобный Ефрем Сирин (27, 246).
Покажи, что ты по великой доброте души желаешь собственное благо сделать общим: закинь приятную уду сострадания и таким образом извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом (35, 764).
Смотри, как велика милостыня: Бог сравнивает сострадательного человека с Самим Собою (Лк. 6, 36) (36, 909).
Чтобы не подпасть совершенному осуждению, будем сострадательны к людям. Так мы сделаемся достойными благ на земле и на Небе (41, 480).
Будем иметь душу сострадательную, будем иметь сердце, способное сочувствовать страждущим; не будем жестокими и бесчеловечными. Даже если ты не можешь оказать никакой помощи - плачь, скорби, сетуй о случившемся, и это не останется бесполезным для тебя. Мы должны сострадать тем, которые праведно наказываются Богом, и еще более тем, которые несправедливо терпят от людей (43, 38).
Бог наказывает, а я должен сострадать? Да, этого желает Наказывающий. Он Сам не радуется, когда наказывает, но тоже весьма скорбит. Если же и Сам Наказывающий не радуется, не радуйся и ты. Но, скажешь, когда наказывает справедливо, то, конечно, не надо скорбеть? Надо скорбеть о том, что они сделались достойными наказания (43, 381).
Не чуждайся сострадания потому, что сам далек от несчастья. Когда твой ближний терпит зло, ты должен его несчастье считать общим. Разделяй с ближним слезы, чтобы облегчить печаль его; разделяй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и самому раньше его получить пользу,- плач делает милостивым, а радость очищает от зависти и недоброжелательства (43, 768).
Кто не хочет сострадать другим, пострадает сам (45, 810).
Будем сострадательны, будем милосердны, чтобы таким образом угодить Богу и достичь благ, обещанных любящим Его (46, 852).
Жалей ближнего и сжалится над тобой Бог (46, 851).
Если ты упражняешься даже в высшей мудрости, а о других погибающих нерадишь, то не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом. Святитель Иоанн Златоуст (46, 472).
Да не будет речи о том, трудно ли дело, которое нужно совершить (для человека), но о том, полезно ли оно для совершающих. И если польза велика, не нужно обращать внимания на трудность... ибо даже в самой жизни сочувствие к несчастным полезно для здоровых. Ибо для всех благоразумных милосердие есть прекрасный залог, который мы вверяем другим при их несчастьях. Поскольку одна природа управляет всем человечеством и никто не имеет прочного ручательства в постоянстве своего благополучия, должно постоянно помнить евангельское увещание: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7, 12). Итак, пока благополучно плаваешь, простирай руку потерпевшему крушение. Одно для всех море, одни мятущиеся волны, подводные камни, утесы, скалы и прочие опасности житейского мореплавания одинаково страшат плавателей. Пока ты не страдаешь, пока безопасно переплывать море жизни, не проходи немилосердно мимо потерпевшего крушение. Кто порукою тебе в постоянстве благополучного плавания? Ты не достиг еще пристани упокоения. Твоя жизнь еще не дошла до берега, ты еще носишься по морю жизни. Каким проявишь себя к потерпевшему несчастье, такими будут и спутники твоего плавания. Да устремимся все вместе к пристани упокоения, благополучно направляемые в предстоящем житейском плавании Духом Святым! Да пребудет с нами исполнение заповедей и кормило любви, верно направляемое, тогда мы достигнем земли обетованной, где находится великий град. Художник и Зиждитель которого есть Бог наш. Святитель Григорий Нисский (23, 432).
Сострадай неудачливым, ибо это ведет к мудрости (48, 246).
Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть и о себе, ибо все мы повинны во грехах и подлежим наказанию (48, 253).
Не будь жесток, чтобы не испытать на себе гнева Божия, хотя и представляется тебе, что ты пламенеешь ревностью благочестия (49, 104).
Смотри, чтобы за несострадательность не быть тебе преданным... какому-либо неожиданному и непереносимому искушению. Преподобный Нил Синайский (49, 104).
Не нужно провожать слезами доблестного воина, идущего на брань (где он может претерпеть раны и смерть), потому что он возвратится победителем... Надо плакать о тех, которые выходят на разбой и человекоубийство, особенно когда совершают злодеяние и потом, когда бывают наказаны. Вот почему Христос, когда шел на Крест как победитель, не только не одобрил плачущих жен, но и запретил им плакать. Известно, что сострадание Доставляет утешение страдающему невольно, а страдающему по своей воле оно обидно... Христос добровольно шел на страдание, чтобы уничтожить смерть и низложить диавола, а женщины плакали о том, Кого справедливо было прославлять и сопровождать рукоплесканиями... Непозволительно было оплакивать победителя греха, спешившего не только умертвить и связать диавола, но и освободить плененных им. Преподобный Исидор Пелусиот (116, 603).
В скиту один из братий впал в согрешение и был отлучен от Церкви иеромонахом-настоятелем. Когда брат выходил из церкви, авва Виссарион встал и пошел с ним, сказав: "И я - грешник". Авва Виссарион (82, 79).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |