Христос.

К тем, которые спрашивают: сотворена ли Ипостась Христа или несозданна?

Ипостась Бога Слова прежде воплощения была проста, и несложна, и бестелесна, и несозданна. А воплотившись, Она сделалась Ипостасью и для плоти и явилась сложной: из Божества, которое всегда имела, и из плоти, которую приняла; и носит свойства двух естеств, будучи познаваема в двух естествах. Поэтому одна и та же самая Ипостась - и несозданна по причине Божества, и сотворенна по причине человечества, видима и невидима, ибо иначе мы принуждены или разделять единого Христа, говоря о двух Ипостасях, или отрицать различие естеств и вводить превращение и слияние (гл. 5, с. 203).

О том, когда Христос был так назван?

Ум соединился с Богом Словом не прежде Воплощения от Девы и не с того времени был назван Христом, как некоторые ложно говорят. Это - нелепость пустых речей Оригена, который ввел догмат о предсуществовании душ. Мы же утверждаем, что Сын и Слово Божие сделалось Христом с тех пор, как вселилось во чреве Святой Приснодевы и, не изменившись, сделалось плотию, и плоть была помазана Божеством. Ибо это - помазание человечества, как говорит Григорий Богослов. А также и святейший Кирилл Александрийский пишет к царю Феодосию следующее: "Ибо я, со своей стороны, утверждаю, что не должны быть называемы Христом Иисусом ни Слово, Которое рождено от Бога без человечества, ни, в свою очередь, храм, рожденный от жены, если он не соединен со Словом. Ибо Слово, Которое от Бога, таинственным образом возымевшее общение с человечеством согласно с обусловленными целями Домостроительства соединением, мыслится Христом". И к царицам он так писал: "Некоторые говорят, что имя "Христос" приличествует даже взятому в отдельности и особо - Самому по Себе мыслимому и существующему, рожденному от Бога Отца, Слову. Мы же не так научены думать или говорить, ибо, когда Слово сделалось плотию, тогда Оно, говорим, и было названо Христом Иисусом. Ибо так как Оно было помазано от Бога и Отца "елеем радости" (Пс. 44, 8) или Духом, то посему, конечно, и называется Христом. А что помазание было совершено в человечестве, никто из тех, которые привыкли правильно думать, не мог бы усомниться". А также и всеславный Афанасий в слове о спасительном пришествии Христа говорит почти так: "Бог, Который существовал прежде, до пришествия во плоти, не был человеком, но был Богом у Бога, будучи невидимым и бесстрастным. Когда же Он сделался человеком, то по причине плоти принял Себе имя Христос, так как этому имени сопутствует страсть и также смерть".
А если Божественное Писание и говорит: "посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости" (Пс. 44, 8), то должно знать, что Божественное Писание часто употребляет прошедшее время вместо будущего, каково, например, это изречение: "После того Он явился на земле и обращался между людьми" (Вар. 3, 38). Ибо, когда это говорилось. Бог еще не явился и не вступил в соединение с людьми. Таково же изречение: "При реках Вавилона, там сидели мы и плакали" (Пс. 136, 1), ибо это еще не произошло (до произнесения данных слов) (гл. 6, с. 203-205).

К тем, которые спрашивают: два ли естества родила Святая Богородица и два ли естества висели на Кресте?

Agenhton (ageniton) и geniton (geniton), когда пишутся через одну букву n, суть свойства естества, что именно обозначает несозданное и сотворенное; но agenniton (agenniton) и genniton (genniton) - что именно произносится через две буквы nn, то есть рожденное и нерожденное, суть свойства не естества, а ипостаси. Божественное естество, конечно, несотворенно, или несозданно, а все то, что есть кроме Божеского естества, сотворенно или произведенно. Итак, в Божественном и несозданном естестве созерцается: нерожденность - в Отце, ибо Он не был рожден, рожденность же - в Сыне, ибо Он вечно рожден от Отца, а исхождение - во Святом Духе. Существа же, по времени первые из каждого вида живых существ, нерожденны, но не несотворенны, ибо они были произведены Творцом, а не родились от подобных. Ибо происхождение есть творение, а (рождение) в отношении к Богу есть происхождение единосущного Сына от одного только Отца; в отношении же к телам - происхождение единосущной ипостаси, бывающее от соединения как мужчины, так и женщины. Откуда мы узнаём, что рождение - свойство не естества, но ипостаси. Ибо если бы оно было свойством естества, то не созерцалось бы в одном и том же естестве рожденное и нерожденное. Итак, Святая Богородица родила Ипостась, познаваемую в двух естествах, по Божеству, конечно, безлетно рожденную от Отца, а в последние дни, в определенное время, воплотившуюся от Нее и рожденную плотски.
Если же вопрошающие стали бы темно говорить, что Родившийся от Святой Девы есть с двумя естествами, то мы скажем: да, с двумя естествами, ибо Один и Тот же - Бог и человек. Подобным образом и относительно распятия на Кресте, и Воскресения, и Вознесения. Ибо это составляет свойство не естества, а Ипостаси. Итак, Христос, будучи в двух естествах, пострадал и был распят на Кресте тем естеством, которое было способно к страданию, ибо плотию Он висел на Кресте, а не Божеством. Ибо в противном случае ответят ли они утвердительно, если бы мы спрашивали: два ли естества умерли? Нет, скажем мы. Итак, не два естества и были распяты. Но родился Христос, то есть Божественное Слово, Которое вочеловечилось, родился плотию, был распят плотию, пострадал плотию, умер плотию, в то время как Божество Его осталось бесстрастным (гл. 7, с. 205-206).

Каким образом Единородный Сын Божий называется перворожденным?

Перворожденный - тот, кто родился первым: или единородный, или старший из двух братьев. Итак, если бы Сын Божий назывался перворожденным, а единородным не назывался, то мы пришли бы к подозрению, что Он есть перворожденный из тварей, так как Сам был тварью. А так как Он называется и перворожденным, и единородным, то должно в отношении к Нему сохранить и то и другое. Мы,говорим, что Он есть "рожденный прежде всякой твари" (Кол. 1, 15), так как хотя и Сам Он - от Бога, также и тварь - от Бога, но Он Сам, Один только "бездетно" рожденный из сущности Бога и Отца, естественно будет назван Сыном единородным - перворожденным, а не первосозданным. Ибо тварь - не из сущности Отца, но Его волею приведена из небытия в бытие. "Первородным между многими братиями" (Рим. 8, 29) Он называется потому, что, будучи единороден, и от Матери (так как Он, подобно нам, причастен "плоти и крови" (Евр. 2, 14) и сделался человеком, а через Него и мы сделались сынами Божиими, будучи усыновлены через Крещение), Сам по естеству Сын Божий, Он сделался перворожденным между нами, которые по усыновлению и благодати сделались сынами Божиими и назвались Его братьями. Поэтому Он говорил: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему" (Ин. 20, 17). Не сказал: "Отцу нашему", но "Отцу Моему", без сомнения, по естеству, и "Отцу вашему" по благодати. И: "... и к Богу Моему, и Богу вашему" (Ин. 20, 17). И не сказал: "Богу нашему", но: "Богу Моему",- если ты, с помощью тонких мыслей, разделишь то, что видимо, от того, что понимается умом,- и "Богу вашему", как Творцу и Господу (гл. 8, с. 207-208).

предыдущий материал оглавление продолжение...