Ипостась Бога Слова прежде воплощения была проста, и несложна, и бестелесна, и несозданна. А воплотившись, Она сделалась Ипостасью и для плоти и явилась сложной: из Божества, которое всегда имела, и из плоти, которую приняла; и носит свойства двух естеств, будучи познаваема в двух естествах. Поэтому одна и та же самая Ипостась - и несозданна по причине Божества, и сотворенна по причине человечества, видима и невидима, ибо иначе мы принуждены или разделять единого Христа, говоря о двух Ипостасях, или отрицать различие естеств и вводить превращение и слияние (гл. 5, с. 203).
Ум соединился с Богом Словом не
прежде Воплощения от Девы и не с
того времени был назван Христом,
как некоторые ложно говорят. Это -
нелепость пустых речей Оригена,
который ввел догмат о
предсуществовании душ. Мы же
утверждаем, что Сын и Слово Божие
сделалось Христом с тех пор, как
вселилось во чреве Святой
Приснодевы и, не изменившись,
сделалось плотию, и плоть была
помазана Божеством. Ибо это -
помазание человечества, как
говорит Григорий Богослов. А также
и святейший Кирилл Александрийский
пишет к царю Феодосию следующее:
"Ибо я, со своей стороны,
утверждаю, что не должны быть
называемы Христом Иисусом ни Слово,
Которое рождено от Бога без
человечества, ни, в свою очередь,
храм, рожденный от жены, если он не
соединен со Словом. Ибо Слово,
Которое от Бога, таинственным
образом возымевшее общение с
человечеством согласно с
обусловленными целями
Домостроительства соединением,
мыслится Христом". И к царицам он
так писал: "Некоторые говорят,
что имя "Христос"
приличествует даже взятому в
отдельности и особо - Самому по Себе
мыслимому и существующему,
рожденному от Бога Отца, Слову. Мы
же не так научены думать или
говорить, ибо, когда Слово
сделалось плотию, тогда Оно,
говорим, и было названо Христом
Иисусом. Ибо так как Оно было
помазано от Бога и Отца "елеем
радости" (Пс. 44, 8) или Духом, то
посему, конечно, и называется
Христом. А что помазание было
совершено в человечестве, никто из
тех, которые привыкли правильно
думать, не мог бы усомниться". А
также и всеславный Афанасий в слове
о спасительном пришествии Христа
говорит почти так: "Бог, Который
существовал прежде, до пришествия
во плоти, не был человеком, но был
Богом у Бога, будучи невидимым и
бесстрастным. Когда же Он сделался
человеком, то по причине плоти
принял Себе имя Христос, так как
этому имени сопутствует страсть и
также смерть".
А если Божественное Писание и
говорит: "посему помазал Тебя,
Боже, Бог Твой елеем радости" (Пс.
44, 8), то должно знать, что
Божественное Писание часто
употребляет прошедшее время вместо
будущего, каково, например, это
изречение: "После того Он явился
на земле и обращался между
людьми" (Вар. 3, 38). Ибо, когда это
говорилось. Бог еще не явился и не
вступил в соединение с людьми.
Таково же изречение: "При реках
Вавилона, там сидели мы и
плакали" (Пс. 136, 1), ибо это еще не
произошло (до произнесения данных
слов) (гл. 6, с. 203-205).
Agenhton (ageniton) и geniton (geniton), когда пишутся
через одну букву n,
суть свойства естества, что именно
обозначает несозданное и
сотворенное; но agenniton (agenniton)
и genniton (genniton) - что
именно произносится через две
буквы nn, то есть
рожденное и нерожденное, суть
свойства не естества, а ипостаси.
Божественное естество, конечно,
несотворенно, или несозданно, а все
то, что есть кроме Божеского
естества, сотворенно или
произведенно. Итак, в Божественном
и несозданном естестве
созерцается: нерожденность - в Отце,
ибо Он не был рожден, рожденность же
- в Сыне, ибо Он вечно рожден от Отца,
а исхождение - во Святом Духе.
Существа же, по времени первые из
каждого вида живых существ,
нерожденны, но не несотворенны, ибо
они были произведены Творцом, а не
родились от подобных. Ибо
происхождение есть творение, а
(рождение) в отношении к Богу есть
происхождение единосущного Сына от
одного только Отца; в отношении же к
телам - происхождение единосущной
ипостаси, бывающее от соединения
как мужчины, так и женщины. Откуда
мы узнаём, что рождение - свойство
не естества, но ипостаси. Ибо если
бы оно было свойством естества, то
не созерцалось бы в одном и том же
естестве рожденное и нерожденное.
Итак, Святая Богородица родила
Ипостась, познаваемую в двух
естествах, по Божеству, конечно,
безлетно рожденную от Отца, а в
последние дни, в определенное
время, воплотившуюся от Нее и
рожденную плотски.
Если же вопрошающие стали бы темно
говорить, что Родившийся от Святой
Девы есть с двумя естествами, то мы
скажем: да, с двумя естествами, ибо
Один и Тот же - Бог и человек.
Подобным образом и относительно
распятия на Кресте, и Воскресения, и
Вознесения. Ибо это составляет
свойство не естества, а Ипостаси.
Итак, Христос, будучи в двух
естествах, пострадал и был распят
на Кресте тем естеством, которое
было способно к страданию, ибо
плотию Он висел на Кресте, а не
Божеством. Ибо в противном случае
ответят ли они утвердительно, если
бы мы спрашивали: два ли естества
умерли? Нет, скажем мы. Итак, не два
естества и были распяты. Но родился
Христос, то есть Божественное
Слово, Которое вочеловечилось,
родился плотию, был распят плотию,
пострадал плотию, умер плотию, в то
время как Божество Его осталось
бесстрастным (гл. 7, с. 205-206).
Перворожденный - тот, кто родился первым: или единородный, или старший из двух братьев. Итак, если бы Сын Божий назывался перворожденным, а единородным не назывался, то мы пришли бы к подозрению, что Он есть перворожденный из тварей, так как Сам был тварью. А так как Он называется и перворожденным, и единородным, то должно в отношении к Нему сохранить и то и другое. Мы,говорим, что Он есть "рожденный прежде всякой твари" (Кол. 1, 15), так как хотя и Сам Он - от Бога, также и тварь - от Бога, но Он Сам, Один только "бездетно" рожденный из сущности Бога и Отца, естественно будет назван Сыном единородным - перворожденным, а не первосозданным. Ибо тварь - не из сущности Отца, но Его волею приведена из небытия в бытие. "Первородным между многими братиями" (Рим. 8, 29) Он называется потому, что, будучи единороден, и от Матери (так как Он, подобно нам, причастен "плоти и крови" (Евр. 2, 14) и сделался человеком, а через Него и мы сделались сынами Божиими, будучи усыновлены через Крещение), Сам по естеству Сын Божий, Он сделался перворожденным между нами, которые по усыновлению и благодати сделались сынами Божиими и назвались Его братьями. Поэтому Он говорил: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему" (Ин. 20, 17). Не сказал: "Отцу нашему", но "Отцу Моему", без сомнения, по естеству, и "Отцу вашему" по благодати. И: "... и к Богу Моему, и Богу вашему" (Ин. 20, 17). И не сказал: "Богу нашему", но: "Богу Моему",- если ты, с помощью тонких мыслей, разделишь то, что видимо, от того, что понимается умом,- и "Богу вашему", как Творцу и Господу (гл. 8, с. 207-208).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |