Христос.

СЫН БОЖИЙ

Перейдем к именам Сына... Мне кажется, что Он именуется "Сыном" потому, что Он тождествен с Отцом по сущности, и не только тождествен, но и от Отца.
"Единородным" (Ин. 1, 18) - потому что Он не только Единый и Единого и Единственно Единый, но и единственным образом, а не как тела.
"Словом" (Ин. 1, 1) - потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом и потому, что Его. А иной бы сказал, может быть, что относится к Отцу, как определение к определяемому, потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший (таково значение слова "видевший") (Ин. 14, 9) Сына познал и Отца, и Сын есть сокращенное и удобное изображение Отчего естества, так как и всякое порождение есть безмолвное слово родившего. Но не погрешит в слове и тот, кто скажет, что Сын именуется Словом как соприсущий всему сущему. Ибо что стоит не Словом?
"Премудростью" (1 Кор. 1. 25) - как ведение Божеских и человеческих дел. Ибо Сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного Им?
"Силою" (1 Кор. 1, 25) - как Охранитель тварей и Податель сил к продолжению бытия.
"Истиной" (Ин. 14, 6) - как единое, а не множественное по естеству (ибо истинное единственно, а ложь многолика); как чистая печать и не ложный образ Отца.
"Образом" (2 Кор. 4, 4) - как Единосущный и потому что Он от Отца, а не Отец от Него, ибо самая природа образа состоит в том, чтобы быть подражанием первообразу и тому, чьим образом он называется. Впрочем, здесь больше обыкновенного образа, ибо там и недвижимое бывает образом движимого, а здесь живого Бога - живой Образ, более имеющий с Ним сходства, нежели... всякое порождение с родившим. Ибо такова природа существ простых, что они не могут в одном быть схожими, а в другом несхожими, напротив, целое бывает изображением целого, и притом более похожим, нежели слепок.
"Светом" (Ин. 8, 12) - как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех - тьма, то ведение и жизнь Божественная - свет.
"Жизнью" (Ин. 14, 6) - потому что Он свет, опора и осуществление всякой разумной природы. "Ибо мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17, 28), по двоякой силе вдохновения - и по дыханию жизни, которое Он вдохнул во всех, и по Духу Святому, Которого, дает вмещающим, и по мере того как отверзает уста разум.
"Праведностью" (1 Кор. 1, 30) - потому что разделяет по достоинству, правдиво судит и тех, которые под законом, и тех, которые под благодатью, и душу, и тело, чтобы душа начальствовала, а тело состояло под начальством, чтобы лучшее владычествовало над худшим, а худшее не восставало против лучшего.
"Освящением" (1 Кор. 1, 30) - как чистота, чтобы чистое вмещаемо было чистотою.
"Искуплением" (1 Кор. 1, 30) - как освобождающий нас, содержимых под грехом, как Давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную.
"Воскресением" (Ин. 11, 25) - как переселяющий нас отсюда и, умерщвленных грехом, вводящий в жизнь.
Эти имена принадлежат еще вообще и Сущему выше нас, и Сущему ради нас: собственно же нам свойственные и принадлежащие, воспринятые Им по человечеству, есть следующие:
"Человек" (1 Тим. 2, 5), чтобы невместимый иначе для телесного - по причине необъемлемости естества - не только сделался вместимым через тело, но и освятил собою человека, сделавшись как бы закваскою для целого смешения, всего человека освободил от осуждения, соединив с Собою осужденное, став за всех всем, что проникала смерть. А общее из всего этого есть Человек, по умосозерцаемому видимый Бог.
"Сын Человеческий" (Ин. 3, 13) - и через Адама, и через Деву, от которых родился (от одного как от праотца, от другой как от Матери) и по закону, и сверх законов рождения.
"Христос" - по Божеству, ибо само помазание освящает человечество не действием своим, как в других помазанниках, но всецелым присутствием Помазующего. И следствие этого помазания то, что Помазующий именуется человеком, а помазуемое делается Богом.
"Путь" (Ин. 14, 6) - как через Себя ведущий нас.
"Дверь" (Ин. 10, 9) - как вводитель.
"Пастырь" (Ин. 10, 11) - как вселяющий на "злачных пажитях", воспитывающий на "водах тихих" (Пс. 22, 2). Защищающий от зверей, обращающий заблудшего, отыскивающий погибшего, обвязывающий сокрушившегося, сберегающий крепкого (Иез. 34) и пастырским искусством собирающий в тамошнюю ограду.
"Овца" (Ис. 53, 7) - как заколение.
"Агнец" (1 Пет. 1, 19) - как совершенный.
"Первосвященник" (Евр. 4, 14) - как дарующий нам доступ.
"Мелхиседек" (Евр. 5, 6) - как рожденный без матери по естеству высшему, чем наше, и без отца - по естеству нашему как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано: "род Его кто изъяснит"? (Ис. 53, 8); как царь Салима, то есть мира, как царь правды и как приемлющий десятину от патриархов, которые мужественно подвизались против лукавых сил.
Имеешь перед собою наименования Сына - шествуй по ним, и если они высоки, то шествуй божественно, а если телесны, то подобострастно, лучше же сказать, совершенно божественно, чтобы и тебе стать богом, восшедшим от земли через Снисшедшего ради нас свыше. А более всего и прежде всего наблюдай сказанное - и не погрешишь в высоких и низких наименованиях. "Иисус Христос вчера и сегодня" телесно "Тот же", духовно "и во веки" (Евр. 13, 8) веков. Святитель Григорий Богослов (13, 98).

предыдущий материал оглавление продолжение...
Для вас недорого ремени из натуральной кожи крокодила по смешным ценам.