"Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и оплевания" (Ис. 50, 6).
"Тростью будут бить по ланите судью Израилева" (Мих. 5, 1).
"Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил" (Деян. 3, 18).
"Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Лк. 9, 58).
"Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее" (Ин. 8, 59).
"Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их" (Ин. 10, 39).
"И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать" (Мф. 26, 37).
"Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Мф. 26, 38).
"И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лк. 22, 44).
"Тогда воины и тысяченачальник и служители иудейские взяли Иисуса и связали Его" (Ин. 18, 12).
"И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!" (Мф. 27, 29).
"Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его" (Лк. 22, 63).
"Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам" (Мф. 26, 67).
"И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему" (Мк. 15, 19).
"И говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам" (Ин. 19, 3).
"И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа" (Ин. 19, 17).
"Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить" (Мф. 27, 34).
"Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус" (Лк. 23, 36).
"Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его" (Ин. 19, 29).
"И первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него" (Мф. 27, 41-42).
"Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого" (Лк. 23, 36-37).
"А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: "Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27, 46). "Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух" (Лк. 23, 46).
"Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух" (Ин. 19, 30).
Какое большое обнищание - Богу быть в образе раба! Какое большое смирение - Царю существ прийти в общение с нашим нищим естеством! Царь царствующих. Господь господствующих волею облекся в рабский образ; Судия вселенной делается данником владычествующих; Господь твари обитает в вертепе... Чистый и Всецелый приемлет на себя скверну естества человеческого, понеся на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру вольной нищеты? Жизнь вкушает смерть; Судия ведется на судилище; Господь жизни всего сущего подвергается приговору судии; Царь всей премирной силы не отклоняет от Себя рук исполнителей казни. В этом образе... да будет видима тобою мера смиренномудрия (18, 368).
Мы исповедуем, что Божество находилось в Страждущем и что бесстрастное естество не подвергалось страданиям... если Божество не имеет нужды ни в рождении, ни в воскресении, то очевидно, что и страдание Христа совершилось не так, как будто бы страдало Само Божество, но так, что Оно находилось в Страждущем и по единении с Ним усваивало Себе Его страдания. Ибо естество Божеское, соответственно соединившись как с телом, так и с душой и соделавшись одно с каждым из них, поскольку "дары и призвание Божие непреложны", как говорит Писание (Рим. 11, 29), ни от одного из них не отделяется, но всегда пребывает в неразрывной связи с ними, потому что ничто не может отделить от соединения с Богом... Святитель Григорий Нисский (23, 187).
Спаситель наш Господь Иисус Христос добровольное страдание, мучение и распятие от неизреченной любви к своему созданию, человеку, истинно претерпел, а не мечтательно, не Божеством, но только человечеством распялся и погребся. Святитель Димитрий Ростовский (114, 83).
В чем же состоит похвала о Кресте? В том, что Христос ради меня принял образ раба и ради меня претерпел страдания,- ради меня, бывшего рабом, врагом и неблагодарным; и так возлюбил меня, что предал Себя на смерть. Что еще можно найти, равное этому? Святитель Иоанн Златоуст (44, 813).
Когда Он говорит: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27, 46), Он говорит это от нашего лица. Потому что Он, "приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" и далее (Флп. 2, 7-8), и, как говорит Исаия, "Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни" (Ис. 53, 4),- поэтому Он и не за Себя страдает, но за нас; и не Он Сам оставлен был Богом, но мы, ибо для нас, оставленных, Он и пришел в мир. Святитель Афанасий Великий (113, 210).
Что значат эти слова? "Отче Мой!
если возможно..." (Мф. 26, 39), отклони
Крест. ...Разве Он не знает, возможно
это или невозможно? ...Хотя такие
выражения свойственны незнающему,
ибо частица "если" выражает
обыкновенно неуверенность, но не
должно останавливаться на словах, а
нужно обращаться к мыслям и
узнавать цель говорящего, и
причину, и время и, сообразив все
это, находить, таким образом,
заключающийся в них смысл.
Неизреченная Премудрость, Тот,
Который знает Отца так, как Отец
знает Сына, как мог не знать этого?
Знание страданий не больше знания
существа Божия, которое Он один
точно знает: "Как Отец знает Меня,
так и Я знаю Отца" (Ин. 10, 15).
И что я говорю о Единородном Сыне
Божием? И пророки, по-видимому, не
знали этого, но они точно знали и
предсказывали с великой
уверенностью, что это должно быть,
что это непременно будет. Если же
пророки знали и о Кресте, и о
причине Креста, и о том, что
совершено Крестом, и о погребении, и
о Воскресении, и о Вознесении, и о
предательстве, и о судилище и все
это с точностью описали, то как не
знает об этом Сам пославший их и
повелевший возвестить это? Кто из
здравомыслящих может сказать это?
Видишь ли, что не должно
останавливать внимание на одних
словах.
Здесь не только это возбуждает
недоумение, но и последующие слова
возбуждают еще большее недоумение.
Ибо что говорит Он? "Отче Мой!
если возможно, да минует Меня чаша
сия" (Мф. 26, 39). Здесь
представляется, будто Он не только
не знает, но и отказывается от
Креста. Ибо эти слова значат: если
можно, говорит, то Я хотел бы не
подвергаться распятию на Кресте и
умерщвлению. Но если бы Он не хотел,
то разве трудно было остановить
тех, которые приступали к Нему? А
теперь, видишь, Он Сам спешит к
этому: когда- приступали к Нему, Он
сказал: "Кого ищете? Ему отвечали:
Иисуса Назорея. Иисус говорит им:
Это Я... Они отступили назад и пали
на землю" (Ин. 18, 5-6). Так, Он
сначала ослепил их и показал, что Он
мог избежать, а потом и предал Себя,
чтобы ты знал, что Он не по
необходимости, или принуждению, или
насилию приступивших подвергся
этому, но добровольно, по
собственному предызбранию и
желанию и по давнему приготовлению
к этому. Он просит избавить Его и от
смерти, проявляя Свое человечество
и немощь природы, которая не может
без страдания лишиться настоящей
жизни. Подлинно, если бы Он не
говорил ничего такого, то еретик
мог бы сказать: если Он был
человеком, то Ему надлежало и
испытать свойственное человеку.
Что же именно? То, чтобы,
приближаясь к распятию на Кресте,
страшиться, и скорбеть, и не без
скорби лишиться настоящей жизни,
ибо в природу вложена любовь к
настоящей жизни. Поэтому Он, желая
показать Свое истинное облечение
плотью и удостоверить в истине
этого Домостроительства, с великою
ясностью обнаруживает Свои
страдания. Это одна причина; но есть
и другая, не меньше этой. Какая же
именно? Он хотел научить нас
молиться, и Сам молился
по-человечески, не по Божеству:
Божество не причастно страданию, Он
молился, чтобы научить нас просить
об избавлении от бедствий, но если
это будет невозможно, то с любовью
принимать угодное Богу. Потому Он и
сказал: "Впрочем не как Я хочу, но
как Ты" (Мф. 26, 39), не потому, что
иная воля Его и иная Отца, но чтобы
научить людей, хотя бы они
бедствовали, хотя бы трепетали,
хотя бы угрожала им опасность, хотя
бы не хотелось им расставаться с
настоящей жизнью, несмотря на это,
предпочитать собственной воле волю
Божию. Святитель Иоанн Златоуст
(116, 546-547).
Если "надлежало пострадать
Христу" (Лк. 24, 26), то почему
наказаны распявшие?
..."Надлежало пострадать" -
указывает на вольное избрание
страдания и на Божественное
Домостроительство, но не извиняет
действовавших, потому что
злонамеренность нечестивых не была
Божественным изволением. Она
старалась даже разрушить то, что
домостроительствовал Бог. Поэтому
в злодеях действовало нечестие, а
Богом совершено премудрое
Домостроительство и освобождение
людей; лукавство распинателей
обращено в благодеяние
человеческому роду, и плоть ехидны
употреблена на приготовление
лекарства. Преподобный Исидор
Пелусиот (116, 686-687).
Да остановится здесь всякий
человек, проходящий путь этой
скорбной жизни, да посмотрит и
увидит, есть ли страдание, подобное
страданию Господа нашего Иисуса
Христа, носящего наши грехи, о
котором пророк говорит: "Он грехи
наши Сам вознес телом Своим на
древо" (1 Пет. 2, 24). ... Есть ли столь
жестокий варвар, столь
немилосердный разбойник, как здесь,
где раб Владыку, тварь Создателя,
человек Бога так связывает,
бесчестит, обнажает, мучит и
бесчеловечно умерщвляет:
"Умертвили, повесив на древе"
(Деян. 5, 30). Каждый, кто многими
скорбями, тесным и прискорбным
путем старается войти в Небо,
остановись здесь, посмотри и
увидишь, есть ли такая скорбь, как
скорбь Того, который говорит:
"Душа Моя скорбит смертельно"
(Мф. 26, 38). О вы, проходящие мимо!
Обернитесь и посмотрите на не
имеющего ни вида, ни красоты,
вспомните, как "предали Его
первосвященники и начальники наши
для осуждения" смертного и
распяли Его (Лк. 24, 20). Обернитесь и
посмотрите! Скажу словами
Августина: "Сын Божий ко Кресту
ведется; тернием венчается
пришедший уничтожить тернии
грешных; связывается разрешающий
на древе связанных; распинается
возводящий низверженных; уксусом
напояется источник жизни; Тот,
который определил некогда за
совершенный в раю грех матери в
болезнях рождать чад, Сам теперь,
как мать, страждет, порождая нас
кровию и водою: "Дети мои, для
которых я снова в муках рождения,
доколе не изобразится в вас
Христос!" (Гал. 4, 19); в печали, в
болезнях и муках рождает нас:
"Как беременная женщина при
наступлении родов мучится, вопит от
болей своих" (Ис. 26, 17); ...о вы,
проходящие мимо, обернитесь и
посмотрите! Как бы с
многострадальным Иовом говорит:
"Помилуйте Меня, помилуйте Меня
вы, друзья мои!" (Иов. 19, 21), то есть
соболезнуйте, сострадайте Мне,
сжальтесь надо Мною все взирающие
на Меня!
Но увы! "Ждал сострадания, но нет
его,- утешителей, но не нахожу"
(Пс. 68, 21). "Гнушаются Мною все
наперсники Мои, и те, которых я
любил, обратились против Меня"
(Иов. 19, 19). "И услышали трое друзей
Иова о всех этих несчастьях,
постигших его, и пошли каждый из
своего места... и сошлись, чтоб идти
вместе сетовать с ним и утешать его.
И, подняв глаза свои издали, они не
узнали его; и возвысили голос свой и
зарыдали; и разодрал каждый верхнюю
одежду свою, и бросали пыль над
головами своими к небу. И сидели с
ним на земле семь дней и семь ночей;
и никто не говорил ему ни слова, ибо
видели, что страдание его весьма
велико" (Иов 2, 11-13).
Видим мы, как велико страдание и
мысленного нашего Иова - Христа
Спасителя. Кто верный друг,
поспешите прийти к Тому, Кто
называет нас истинными друзьями:
"Вы друзья Мои", (Ин. 15, 14), чтобы
Он не сказал: "Друзья Мои и
искренние отступили от язвы Моей, и
ближние мои стоят вдали (Пс. 37, 12)!
Кто Его друг, пусть сядет рядом с
Ним набожным размышлением о Его
страстях, не медля, семь дней и семь
ночей, как друзья Иова, но в этот же
самый настоящий час, чтобы не
сказал Он и нам, как Петру: "Так ли
не могли вы один час бодрствовать
со Мною?" (Мф. 26, 40). Кто истинно
любит Его, раздери не ризы, но
сердце твое для Того, Кто дал сердце
Свое ради тебя на раны; пролей капли
слез ради Того, Кто пролил ради тебя
Кровь Свою! Теперь в этой Его
великой беде и страдании покажи
себя Его другом, чтобы и Он в твоей
беде оказался Благодетелем! (103,
885-887).
Сердцем страдал Создатель, взирая на злобу человеческую. "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт. б, 5-б). Если только видя злодеяния наши, восскорбел Бог в сердце Своем, то какую же, скажите мне, скорбь ощущает Он в Себе теперь, когда не только взирает на злодеяния наши, но и взял их на Себя, все грехи, все беззакония, все преступления целого света воспринял на Себя: "Берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29)? Не внутри только, но и вне невыносимую и нестерпимую выносит и терпит боль. Он жалуется у Псалмопевца: "Истощилась в печали жизнь моя" (Пс. 30, 11). Он испытывает боль во всех членах тела Своего, ибо мы все члены наши обратили ко греху: боль в голове - потому что беззакония наши "превысили голову" нашу (Пс. 37, 5); боль в очах - потому что очи наши мы "устремили... на землю" (Пс. 16, 11); боль в устах и языке - потому что уста наши мы "открываем на злословие" и язык наш "сплетает коварство" (Пс. 49, 19), боль в руках - потому что руки наши осмелились сорвать запретный плод; боль в сердце - потому что из сердца нашего исходят помышления злые (Мф. 15, 19); боль во внутренностях - потому что проклятие вошло "как вода, во внутренность" нашу (Пс. 108, 18); боль в ногах - потому что ноги наши уклонились от пути правого; страдает весь, ибо всякий из нас одержим бесчисленными страстями и возлежит на ложе зла. Зло наше возложило Его на болезненное ложе крестное, говорит Иоанн Дамаскин. Это мы все ложе Его обратили в болезнь Его; это мы, зачав болезнь, родили беззаконие. Наши греховные раны нанесли болезненные раны Христу, Спасителю нашему. Ты страдаешь. Господи, говорит святой Амвросий, и мучишься не Твоими, но моими ранами, не Твоею смертью, но моей немощью. В лице каждого грешника Давид жаловался: "Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь" (Пс. 114, 3). Избавляя нас от этих адских мук и сетей смертных, Христос Спаситель Сам принял на Себя болезни и сети (103, 887-888).
"Иисус вышел с учениками Своими
за поток Кедрон" (Ин. 18, 1). "И
было к нему (Илии) слово Господне:
пойди отсюда и обратись на восток и
скройся у потока Хорафа, что против
Иордана; из этого потока ты будешь
пить" (3 Цар. 17, 2-4). После хлеба на
вечери спешит Христос Спаситель
наш к воде - к потоку: "Из потока
на пути будет пить" (Пс. 109, 7).
Учители церковные, объясняя слова
Давидовы: "Поток прошел бы над
душею нашею" (Пс. 123, 4), называют
потоком гонения, скорби и беды. Вот
через какой поток идет наш Господь -
через гонения, через скорби:
"Начал скорбеть и тосковать"
(Мф. 26, 37)... Вот от какого "потока
на пути будет пить, и потому
вознесет главу" (Пс. 109, 7), когда
будет вознесен на Крест. Идет через
поток скорбей, чтобы и нам оставить
в нем Свои следы. "Пути в водах
многих" - во многих скорбях, чтобы
и мы путем многих скорбей шли за Ним
к Небесному Царствию; чтобы поток
бед прошла душа наша, то есть
"воду непостоянную" гонений,
преследований, нападений от мира,
плоти и диавола.
Бежит Давид от сына Авессалома
через поток (2 Цар. 15, 23) с плачем, со
скорбью: преследует и здесь злобный
Авессалом, а грешник - Отца своего,
который породил его водою и духом.
Идет и Господь через тот же поток со
скорбью, говоря: "Объяли Меня
муки смертные и потоки беззакония
устрашили Меня" (Пс. 17, 5), ибо из-за
потоков беззаконий наших переходит
Он поток страданий (103, 889-890).
Но бывает ли у какого-нибудь человека столь тяжкое делание, столь скорбная работа, столь трудное дело, как у Того, Кто сделался Человеком ради человеколюбия, Кто явился на земле и жил среди людей. Кого Пилат показывает народу со словами: "се, Человек" (Ин. 19, 5),- делание Господа нашего Иисуса Христа, "нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася, Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна", Который говорит: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5, 17)? Что же это? "Спасение содея посреде земли, Христе Боже, на Кресте Пречистыя Свои руце простер!" О, сколь трудное дело, сколь великое делание, сколь тяжкая работа, в которой и слезами, и кровавым потом, и самой кровию обливается Делатель! (103, 890-891).
Он говорит: "Душа Моя скорбит
смертельно" (Мф. 26, 38), ибо ожидает
страдания и поношения. Зовет
невеста Жениха своего: "Пусть
придет возлюбленный мой в сад свой
и вкушает сладкие плоды его"
(Песн. 4, 16). Но каким же плодом
питается Возлюбленный? Тем, который
вкусил Адам в раю и за которым
последовали обнажение, изгнание и
смерть. Ибо и здесь мысленный наш
Адам претерпел обнажение: "Сняли
с Него багряницу" (Мф. 27, 31) и
изгнание: "вывели вон из
виноградника" (Мф. 21, 39), и смерть
уже наступает. Вкусил Адам яблоко в
раю, и теперь он испытывает кислоту
и горечь этого яблока, вкушает не
сладкие, но горькие плоды, говоря:
"Пресыщает меня горестями"
(Иов 9, 18). Горестью исполняется в
этом винограднике наш Спаситель,
взирая на содомские яблоки, на
гоморрские гроздья: "Ибо
виноград их от виноградной лозы
Содомской и с полей Гоморрских;
ягоды их ягоды ядовитые, грозды их
горькие" (Втор. 32, 32).
Много в том винограднике
трудолюбивый Делатель трудится,
ибо, собрав все терния греховные,
все тяжести беззаконий наших в одно
место, возлагает их на плечи Свои,
чтобы вынести их вон, и, отягченный
ими, сетует: "Беззакония мои
превысили голову Мою, как тяжелое
бремя отяготели на Мне" (Пс. 37, 5); и
так отяготели, что Я должен уже
упасть на землю от этой тяжести. Святитель
Димитрий Ростовский (103, 891-892).
Подобало бы удивиться, что Царь
славы не устыдился претерпеть
столь бесчестные страдания и
смерть, чтобы облечься в Свою
прежнюю славу. Но не дивно то, что
слава Господня явилась подобно
заре в тех самых страданиях, ибо
Грядущий на вольную страсть сказал:
"Ныне прославился Сын
Человеческий" (Ин. 13, 31). Если бы
так кто-либо сказал: Господи, Ты
идешь на страдание и бесчестие, а
говоришь, что Ты прославлен; может
быть, после когда-нибудь будешь
прославлен? - то это было бы неверно,
ибо самое страдание уже является и
славой, как говорит об этом и один
из отцов: "Славою Сына является
Крест, как и для Отца славою
является Сын". Крест, смерть - вот
слава Сына, ибо это корень, начало и
мать Его прославления. Бесчестие
порождает честь, Крест порождает
славу, и славу не только для Самого
Господа, но и нам, Его рабам, сынам
Восточной Церкви. Его вольными
страданиями прославляемся и мы, как
воспевает мать наша, Святая
Церковь: "Аще ят был еси, Христе,
от беззаконных мужей, но Ты ми еси
Бог, и не постыждуся; биен был еси по
плещема, и не отметаюся; на Кресте
пригвожден был еси, , и не утаю;
Воскресением Твоим хвалюся, смерть
бо Твоя - живот мой".
Высок лик апостолов, высок и лик
пророков; не низкий чин и учителей,
преподобных, девственников,
пустынников и прочих святых; однако
же все они своего совершенства
достигли не без малых страданий.
Примером же для них всех явился
Господь наш Иисус Христос. Он был
Пророк, ибо предсказывал будущее - о
разорении Иерусалима и о дне
Страшного Суда. Он был и Апостол,
ибо, будучи послан от Бога Отца,
ходил с проповедью повсюду. Был Он и
Врач безвозмездный, и весь народ
хотел прикоснуться к Нему и
исцелиться от своих недугов. Он был
и постник, и пустынник, ибо
"возведен был Духом в пустыню"
(Мф. 4, 1) и постился сорок дней. Он был
и великий Чудотворец, воскрешавший
мертвых. Но не здесь Он утвердил
венец Царствия Своего, венец славы
Своей. Где же? В страдании, в венце
терновом, в излиянии Крови Своей:
"Сыну Человеческому много должно
пострадать" (Мр. 9, 12), чтобы войти
в славу Свою. Вот вы видите, как
царствует терние, как страдание
порождает славу. Видите, что и для
Самого Господа был не какой иной
путь к вечной славе, как только в
страданиях. Итак, "видим Иисуса
за приятие смерти славою и честию
венчанна".
Слышите, о возлюбленные, что даже и
Христу, Господу нашему, хотевшему
войти в Свою настоящую, собственную
славу, подобало так много
пострадать. Что же сказать о нас?
Какие труды, какие подвиги нужны
нам, хотящим войти не в свою, но в
чужую славу? В чужую, ибо отчуждили
мы себя от нее своими грехами:
"Отчуждени быша грешницы от
ложесн". Святитель Димитрий
Ростовский (103, 255-257).
Небо и земля и все, что на них, да славословят вместе с нами Возвеличившего наш род, потому что Он обновил образ Свой в нас, изгладил грехи наши, дал нам имя Свое и все покорил нам. Преподобный Ефрем Сирин (28, 279).
(Господь) родился на этой земле, умер, подвергшись козням и мукам, и освободил весь мир Крестом - всему этому должно веровать. Нужна великая и славная вера, чтобы веровать, что от Креста - оружия смерти произошла свобода и от смерти - жизнь, наполнившая всю вселенную. Святитель Иоанн Златоуст (40, 168).
Распятие Христа Господа и собор Архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил есть всякой радости провозвестник и носитель. Распятие же Христово есть радость и отрада всех грешников. Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной Правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень Креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит перед Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение - в крестной смерти Господа. На Кресте разодрано рукописание всех грехов. И всякий, кто принимает это с полной верой, делается причастным этому таинству помилования. С созреванием этой веры созревает и уверенность в помиловании, и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест - источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода Архангел, благовествующий радость. Епископ Феофан Затворник (107, 97-98).
"Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Пет. 2, 24).
Бог, став человеком, страждет, как человек, и обнищевает до восприятия плоти, чтобы мы обогатились Его нищетою (14, 144).
Во имя кого и зачем пролита за нас эта Кровь - святая и преславная Кровь Бога, и Архиерея, и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение - Отец приемлет (Жертву) не потому, что требовал ее или имел в ней нужду, но по Домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силой, и возвел нас к Себе через Сына, посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому Он оказывается во всем покорным (14, 175).
Немногие капли Крови воссозидают целый мир и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связуя нас воедино. Святитель Григорий Богослов (14, 183).
Погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех. Сын Божий, не пришел положить конец смерти (2, 202).
Господь, после того как доказал Свое Божество делами, приносит жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой (Тело), ...чтобы всех сделать свободными от ответственности за древнее преступление. О Себе же, в Своем нетленном Теле явив начало общего Воскресения, доказал, что Он выше и смерти... Итак, Тело, поскольку оно имело общую со всеми телами сущность и было Телом человеческим, хотя по необычайному чуду образовалось из одной Девы... Однако, будучи смертным, по закону подобных тел, подверглось смерти. По причине же снисхождения в него Слова не потерпело свойственного телесной природе тления... И чудным образом в одном и том же совершилось и то и другое: и смерть всех приведена в исполнение в Господнем Теле, и уничтожены Им смерть и тление ради сущего в Нем Слова (2, 216).
Бог Слово потерпел поругание от людей, чтобы мы наследовали бессмертие. Святитель Афанасий Великий (2, 260).
Наш человеколюбивый Спаситель добровольно воспринял оскорбительное и бесчестное для Себя, чтобы спасти . гибнущего от обмана; снизошел в нашу жизнь, поскольку провидел и славное восхождение из нее, согласился умереть по человечеству, поскольку заранее знал и о Воскресении (24, 60).
Христос избавил нас Своею Кровию от смерти и грехов: Он и искупил нас, и не обнаружил никакого превозношения в отношении к искупленным, призывая мертвых к жизни, исцеляя всякую болезнь душ и телес. Святитель Григорий Нисский (24, 450).
Творец, сжалившись над нашим родом, послал к нам Врача душ и телес, воздвигнув от Отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил принять "образ раба" (Флп. 2, 7) и родиться от Девы, жить вместе с нами и претерпеть все наши (скорби), чтобы нашу природу, повергнутую на землю множеством грехов, возвести от земли на Небо (Ин. 3, 16) (38, 269).
Эта смерть (Господа) спасла погибавшую вселенную; эта смерть соединила Небо с землей; эта смерть разрушила власть диавола, сделала людей ангелами и сынами Божиими; эта смерть возвела наше естество на Царский престол (45, 764).
Когда пришел Христос и умер за жизнь мира, то смерть уже не называется смертью, а сном и успением (36, 438).
Он из любви к нам все претерпел: изшедши из самых... Отеческих недр, благоволил принять образ раба, испытать все человеческие (страдания), потерпеть озлобление и бесчестие от иудеев, наконец, принял Крест и позорную смерть, чтобы посредством веры в Него избавить нас, пресмыкавшихся по земле и обремененных бесчисленным множеством тяжких грехов (38, 370).
Для того снизошел Единородный Сын Божий, чтобы нас возвести и поставить выше Небес (39, 566).
Если кто-либо из неверных спросит тебя: почему распят Христос? - скажи: чтобы распять диавола (36, 896).
Во Христе, в Его Жертве мы имеем спасение, и все, что было до Его пришествия, мы познаем как предуготовление к этому пришествию... Святитель Иоанн Златоуст (42, 927).
Если бы мы жили на земле тысячи лет, и то мы ничем не могли бы воздать за эту Божию милость - одно заушение Спасителя (125, 316).
Десница Твоя пробита гвоздями за то, что я простер ее к запретному плоду (28, 193).
За меня. Господи, Ты воспринял язвы и по благоволению ко мне заключился во гробе! Будь и теперь милостив ко мне, Господи, и избавь от Суда (28, 193).
Ты, Господи, сделался Жертвой за нас, чтобы Своею Кровию загладить нашу вину. Ты сделался ради нас Священником, чтобы кроплением Своей Крови очистить нас (28, 340).
Христос видел, как страшна смерть для человеческого рода, поэтому Сам снисшел, по милосердию Своему, вкусил смерть, чтобы и мы смелее встречали смерть (28, 487).
Ради плененного Адама пришел Ты в нашу страну, Господи, как соглядатай, и извел его из стана того крепкого, который обольстил и увлек его (28, 143).
Благодарение Благому, освободившему наш род от рабства диаволу и смерти и примирившему нас с горними сонмами, которые гневались на нас за нашу неправду (28, 279).
И грех, и смерть отъял от смертных Господь всяческих, и род человеческий не работает уже державе смерти. И вот доказательство этому представлено на земле во святых, а вечность подтвердит это покоем, исполненным блаженства (28, 396).
С Адама началась смерть, и течение ее простерлось до Христа. Христос упразднил державу ее, отнял жало у греха, и во всех родах проповедуется, что смерть во Христе побеждена человечеством (28, 505).
Вот, Ты приносишься в Жертву на Трапезе нашей и орошаешь уста наши. Тобою молитва наша да взойдет к Отцу. Благословение Тебе от всех, Милосердный во всем (28, 340).
На уничижение пришел (Господь), чтобы всем даровать жизнь; хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою (29, 173).
Смерть Христа сделалась для нас спасением, и смертью Его навсегда умерщвлен грех (31, 142).
Он умер Своим Телом для нашего мира, чтобы Своим Телом оживить нас для Своего мира (32, 327).
Завеса разодралась, чтобы открылось, что Господь отнял царство у иудеев и отдал народу, который приносил плоды (32, 319).
Господь сделался Защитником истины... и молчал перед Пилатом, потому что Истина подверглась насилию (32, 298).
Христос победил смерть, когда возведен был на Крест. Преподобный Ефрем Сирин (32, 308).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |