"Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижим Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих..." (Ис. 53, 1-7).
"Придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь" (Ис. 59, 20).
"Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли... ибо искупил Господь Иакова... Так говорит Господь, искупивший тебя" (Ис. 44, 22-24).
"Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души... но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня" (Пс. 48, 8-9, 16).
"...Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде" (Рим. 3, 23-25).
"Если кровь тельцов и козлов и пепел телицы через окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!" (Евр. 9, 13-14).
"Он есть ходатай Нового Завета, чтобы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное" (Евр. 9, 15).
Христос "дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам" (Тит. 2, 14).
"...мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его" (Еф. 1, 7).
"Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления" (Еф. 4, 30).
Иисус Христос называется
Архиереем, потому что в Своем теле
принес Самого Себя в жертву Отцу за
род человеческий; Сам священник,
Сам и жертва. Он принес Себя,
священнодействуя за весь мир.
Он принес в жертву Самого Себя,
чтобы через принесение
совершеннейшей и живой жертвы за
весь мир упразднить ветхозаветное
жертвоприношение. Сам жертва. Сам
жертвоприношение, Сам жертвенник,
Сам Бог, Сам человек, Сам царь, Сам
первосвященник. Сам овца, Сам агнец,
сделавшийся всем ради нас. Святитель
Епифаний Кипрский (113, 304).
Кому и для чего пролита эта излившаяся за нас великая и преславная Кровь Бога, и Архиерея, и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданного под грех, сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не кому иному, как содержащему все в Своей власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает не только от Бога, но и Самого Бога; за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить нас! А если Отцу, то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине Кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из этого видно, что приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по Домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силой, и возвел нас к Себе через Сына, посредствующего и всеустрояющего в честь Отца, Которому Он во всем покорствующий? Святитель Григорий Нисский (113, 304).
Он умирает, приемля за нас смерть, и за нас приносит Себя в жертву Отцу, ибо мы согрешили перед Отцом и Ему надлежало принять цену искупления за нас, чтобы таким образом нам освободиться от осуждения. Но отнюдь не мучителю рода человеческого принесена Кровь Господа. Преподобный Иоанн Дамаскин (113, 304).
Христос искупил нас Кровию Своею и предал душу Свою за наши души и Плоть Свою за нашу плоть. Святитель Ириней Лионский (114, 303).
Христос именуется
"искуплением" (1 Кор. 1, 30) как
освобождающий нас, содержимых под
грехом, как давший Себя за нас в
искупление, в очистительную жертву
за вселенную.
Он был жертва, но и Архиерей; жрец,
но и Бог; принес в дар Богу Кровь, но
очистил весь мир; вознесен на Крест,
но ко Кресту пригвоздил грех.
Он стал человеком для нас. Он
воспринял худшее, чтобы дать
лучшее; обнищал, чтобы нам
обогатиться Его нищетою; принял
образ раба, чтобы нам получить
свободу; снизошел, чтобы нам
вознестись, был искушен, чтобы нам
победить; претерпел бесславие,
чтобы нас прославить; умер, чтобы
спасти; вознесся, чтобы привлечь к
Себе поверженных грехом.
За каждый наш долг совершено
воздаяние особо Тем, Кто превыше
нас; и открылось новое таинство -
человеколюбивое Божие смотрение о
падшем через непослушание. Для
этого - рождение и Дева, для этого -
ясли и Вифлеем; рождение вместо
создания, Дева вместо жены, Вифлеем
вместо Эдема; ясли вместо рая, малое
и видимое вместо великого и
сокровенного... Для этого Иисус
приемлет Крещение и свидетельство
свыше, для этого Он постился, был
искушаем и победил победившего. Для
этого изгоняются демоны,
исцеляются болезни и великое дело
проповеди поручается малым и
совершается ими... Для этого Древо
за древо и руки за руку; руки,
мужественно распростертые,- за
руку, простертую невоздержанно,
руки пригвожденные - за руку
своевольную; руки, соединяющие
воедино концы мира,- за руку,
извергшую Адама. Для этого
вознесение на Крест - за падение,
желчь - за вкушение, терновый венец -
за худое владычество, смерть - за
смерть (113, 303).
Христос Сам Себя приносит Богу, чтобы Ему Самому исхитить нас у обладавшего нами и чтобы взамен падшего принят был помазанный, потому что Помазующий неуловим (12, 47).
Христос, будучи Богом, Начальником Жизни, превысшим века, всегда всецелым образом бессмертного Отца, принял образ раба, вкусил смерть, вторично встретил жизнь, чтобы от рабства и от уз смерти избавить меня, возвращающегося к лучшей жизни. Святитель Григорий Богослов (14, 304).
Не могла искупить нас кровь пророков, не искупил нас Петр или Павел, только Тот мог искупить нас Своею смертию. Кто есть и Бог и человек, ибо этого никогда не в состоянии был бы сделать простой человек. Святитель Амвросий Медиоланский (113, 303).
Что может человек найти столь ценное, чтобы дать в искупление своей души? Но нашлось одно, равноценное всем людям вместе, что и дано в цену искупления души нашей: это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Святитель Василий Великий (113, 303).
Мы были врагами из-за греха, и Бог
определил смерть грешнику. Чему же
из двух надлежало быть: надлежало
ли по правосудию умертвить, или по
человеколюбию нарушить
определение? Но помысли о
Премудрости Божией: Он сохранил и
истину определения, и силу
человеколюбия. Христос "грехи
наши Сам вознес телом Своим на
древо, дабы мы, избавившись от
грехов, жили для правды" (1 Пет. 2,
24).
Не удивляйтесь тому, что мир весь
искуплен: ибо Тот, Кто умер за мир,
не был простой человек, но
Единородный Сын Божий... Грех одного
человека, Адама, мог нанести смерть
миру. Если же прегрешением одного
(Рим. 5, 17) смерть воцарилась в мире,
то не воцарится ли жизнь Правдою
Единого? И если тогда из-за вкушения
от древа изгнаны из рая, то тем
более не войдут ли ныне посредством
Древа Иисусова верующие в рай? Если
первосозданный из земли нанес
всемирную смерть, то Создавший его
из земли не может ли принести Жизни
Вечной, Сам будучи Жизнью? Если
Финеес, в ревности умертвивший
совершающего беззаконие человека,
прекратил гнев Божий (Чис. 25, 8), то
Иисус, не другого умертвив, но Сам
"предавший Себя для искупления
всех" (1 Тим. 2, 6), неужели не может
утолить гнева на людей? Святитель
Кирилл Иерусалимский (113, 303).
Надлежало наконец всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди были повинны смерти, что преимущественно и было причиной пришествия Иисуса Христа на землю). Поэтому Он, доказав Свою Божественность делами, принес наконец и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего тела, чтобы через это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления, а с другой - явить Себя победителем смерти и нетление Своего собственного тела сделать начатком всеобщего воскресения... Смерть была необходима; непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что нужно было уплатить общий долг, лежавший на всех людях. Для этой цели Слово, бессмертное по Своей природе, восприняло смертную плоть, чтобы ее, как Свою собственную плоть, принести в жертву за всех людей и чтобы плотию претерпеть за всех смерть (113, 304).
Слову Божию - истинной Жизни - как неприлично было Самому нанести смерть телу Своему, так несвойственно было избегать смерти, наносимой другими, и не преследовать смерти до истребления (2, 219).
Тело (Христа) умерло не по немощи естества вселившегося Слова, но для уничтожения в нем смерти силою Спасителя (2, 224).
Хотя умерло тело для искупления всех, но не видело тления, ибо воскресло всецелым, потому что было телом не кого-либо другого, но Самой Жизни (2, 219).
Людей обратившихся в тление. Господь снова возвратил в нетление и оживотворил их от смерти присоединением к Себе тела, и благодатию воскресения уничтожил в них смерть, как солому огонь (2, 201).
(Спаситель) как на смерть принес за всех тело, так телом же опять проложил всем путь и к восхождению на Небо (2, 223).
Господь Иисус Христос научил вселенную ведению Отца, упразднил смерть и обетованием даровал всем нетление Воскресения... В начаток этого воскресения Он воскресил собственное Свое тело и явил в крестном знамении памятник победы над смертью и ее разрушительностью. Святитель Афанасий Великий (2, 232).
Для того и пришел Господь, чтобы изгнать диавола и возвратить Себе Свой собственный дом и храм - человека (33, 3).
Христос один совершил великое и спасительное искупление и уврачевание души (33, 172).
Христос пришел и взял грех мира, то есть иссушил нечистый источник душевных помышлений (33, 172).
Христос освободил душу от рабства и извел ее из тьмы, прославив ее Своим собственным светом (33, 172).
Для того и было Пришествие и Промышление Господне, чтобы нас, порабощенных, повинных и подчинившихся пороку, освободить и сделать победителями смерти и греха. Преподобный Макарий Египетский (33, 204).
Творец, сжалившись над нашим родом, послал нам Врача душ и телес, воздвигнув от Отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил принять "образ раба" (Флп. 2, 7) и родиться от Девы, жить вместе с нами и претерпеть все наши нужды, чтобы нашу природу, поверженную в прах множествами грехов, возвести от земли на небо (38, 269).
Кровь Христа стала общим очищением целой вселенной 35, 565).
Христос есть самый Источник, самый Корень всех благ, самосущая Жизнь, самобытный Свет, самоотверженная Истина. Он не удерживает обилия благ в Себе Самом, но изливает их на всех... (42, 90).
Во Христе мы были освобождены от наказания, совлекшись всякого зла: были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека; были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним; вошли в состав Его Плоти и соединились с Ним так, как тело с головою... Мы получили не только врачевство, соответствующее нашей ране, но и здоровье, красоту, честь, славу и такие достоинства, которые гораздо выше нашей природы. Каждый из этих даров мог бы сам по себе истребить смерть. А когда они все открыто стекаются вместе, тогда смерть истребляется с корнем и не может уже появиться ни следа ее, ни тени... Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, если на нее излито целое море благодатных даров. Святитель Иоанн Златоуст (43, 596).
Весь Твой путь, Господи, пройден ради множества кающихся; все учение Твое, Господи,- великое упование грешников (28, 143).
Ради меня вознесло Тебя Древо на Голгофе; смерть Твоя да будет для меня крыльями, чтобы я мог воспарить к Отцу Твоему (28, 136).
Благодарение Благому, Освободившему род наш от рабства диаволу и смерти и примирившему нас с горними сонмами, которые гневались на нас за нашу неправду (28, 279).
Ты, Христос, умилостивительная Жертва, закланная на вершине Голгофы в очищение грехов Адамовых, прими жертву и молитву нашу и яви щедроты Твои всем нам (28, 301).
На уничижение пришел (Единородный Сын Божий), чтобы всем даровать жизнь; хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою. Преподобный Ефрем Сирин (28, 173).
Бог сотворил сперва все видимое и невидимое, потом человека. Сотворил Он человека по образу и по подобию Своему, почтил достоинством царя над видимой тварью и поместил в раю. Чувства человека были в состоянии непорочности, соответственно непорочному естеству его. Когда же он послушался обольстителя, тогда чувства его извратились, перешли в состояние противоестественное: человек извергнут из состояния славы. Господь, по великой любви Своей к нашему роду, сотворил милость с ним. "Слово стало плотию" (Ин. 1, 14), стало человеком в полном смысле слова, подобным нам по всему, кроме греха. В Себе Он возвратил извращенное естество к естеству первоначальному, таким образом Он спас человека. Он отверз ему заключенный рай, оживляя Святым Воскресением последователей Своих, ходящих в заповедях, преподанных Им человечеству. Он даровал нам силу победить тех, которые лишили нас славы нашей. Он передал нам святое служение Богу и чистый закон, чтобы человек, при посредстве их, мог восходить в то естественное состояние, в котором сотворен Бог. Стремящийся прийти в естественное состояние отсекает все свои плотские пожелания, чтобы доставить естественное преобладание духу над плотью. Преподобный авва Исаия (82, 172-173).
Мы пали через прародительское
грехопадение и попали в
безысходную пагубу. Спасение наше
должно состоять в избавлении нас от
этой пагубы. Пагуба наша состоит в
двух видах зла:
- во-первых, в том, что мы прогневали
Бога нарушением воли Его, потеряли
Его благоволение и подпали под
законную клятву;
- во-вторых, в повреждении и
расстройстве нашего естества
грехом или в потере истинной жизни
и вкушении смерти.
Поэтому для спасения нашего
необходимы:
- во-первых, умилостивление Бога,
снятие с нас законной клятвы и
возвращение нам Божия
благоволения;
- во-вторых, оживотворение нас,
умерщвление грехов, или дарование
нам новой жизни.
Если Бог пребудет
неумилостивленным, мы не можем
получить от Него никакой милости;
если не получим милости, не
сподобимся благодати; если не
сподобимся благодати, не сможем
иметь новой жизни. И то и другое
необходимо: и снятие клятвы, и
обновление нашего естества. Ибо
если бы мы и получили каким-либо
образом прощение и помилование, но
остались необновленными, мы от
этого не получили бы никакой
пользы, потому что без обновления
мы непрестанно пребывали бы в
греховном настроении и непрестанно
источали бы из себя грехи, а через
грехи снова подвергались бы
осуждению и немилости или все
оставались бы в том же пагубном
состоянии. То и другое необходимо,
но ни то ни другое не может
состояться без воплощения Бога.
Первая основа нашею искупления -
умилостивление Бога, снятие с нас
клятвы законной и возвращение нам
Божия благоволения невозможна без
воплощения Бога. Для снятия вины
греха и клятвы требуется полное
удовлетворение правды Божией,
оскорбленной грехом, или полное
оправдание. Полное же оправдание,
или полное удовлетворение Правде
Божией, состоит не в принесении
только умилостивительной жертвы за
грех, но и в обогащении милуемого
делами правды, чтобы ими наполнить
время жизни, проведенной в грехе,
которое при помиловании остается
пустым. Ибо закон Правды Божией
требует, чтобы жизнь человека не
только от грехов была свободна, но и
наполнилась делами правды, как это
показано в притче о талантах, где
раб, зарывший талант в землю,
осуждается не за употребление
таланта во зло, а за то, что ничего
не приобрел на него.
Но достаточную жертву за грех мог
принести только Богочеловек, или
Бог воплотившийся.
Будем ли внимать чувствам грешника,
стоящего перед Богом с ясным
сознанием Божией Правды и своей
греховности, или созерцать Бога,
Который желал бы помиловать этого
грешника,- в том и другом случае
увидим некое средостение,
преграждающее путь нисхождению
помилования от Бога на грешника и
восхождению надежды на помилование
от лица грешника к престолу
милосердия Божия.
Потому, когда он приступает к Богу,
это чувство не только делает его
безответным перед Ним, но подавляет
совершенной безнадежностью.
Следовательно, для сближения
грешника с Богом и Бога с грешником
необходимо разрушить такое
средостение, необходимо чтобы
между Богом и человеком восстало
некое иное посредство, которое от
очей Правды Божией скрывало бы грех
человека, а от очей грешника -
Правду Божию, посредство, ради
которого Бог видел бы грешника
избавленным от вины и достойным
помилования перед лицом самой
Правды, а человек воззрел на Бога,
как на уже умилостивленного и
готового миловать грешника;
необходима жертва умилостивления,
которая, удовлетворяя правде
Божией и умиротворяя душу грешника,
примиряла бы Бога с человеком и
человека с Богом. Какая же это
жертва? В чем она? И как может
явиться с такой безмерной силой
умилостивления?
Жертва эта есть смерть, и смерть
человека. Она вначале определена
Правдой Божией в казнь за грех; ее
предлагает Бог и кающийся грешник,
взывая: возьми жизнь, только
помилуй и спаси, хотя тут же
чувствует, что его смерть не
властна спасти его.
Чья же это будет смерть?
Очевидно, что такой
умилостивительной жертвой не может
быть смерть моя, другого, третьего и
вообще кого-либо из рода
человеческого, ибо моя, и другого, и
третьего, и всякого вообще из людей
смерть есть кара за грех и ничего
умилостивляющего не представляет.
К тому же мы - люди - все без изъятия
сами имеем нужду в своей жертве и
ею, еще живые, ищем помилования и
оправдания и, чтобы улучшить
спасение, еще живые должны быть
ради нее оправданы и помилованы.
Поэтому умилостивительной жертвой
за грех может быть смерть только
такого человека, который был бы
изъят из круга людей, не переставая
быть человеком. А это как возможно?
Не иначе как если он не будет
принадлежать себе, не будет особое
самостоятельное лицо, как всякий
другой человек в среде людей, но
принадлежать другому, высшему
существу, которое восприняло бы его
в свою личность, ипостасно
соединилось с ним, или
вочеловечилось, и умерло его
смертью. Это была бы смерть
человеческая, никому из круга людей
не принадлежащая. Если же
умилостивляющей и оправдывающей
жертвой не может быть смерть моя,
другого, третьего и вообще
кого-либо из людей, а между тем
условием помилования и оправдания
все же пребывает смерть
человеческая, то и я, и другой, и
третий, и вообще всякий человек не
можем быть помилованы и оправданы
иначе как через усвоение себе
чьей-либо чужой смерти. А в таком
случае она сама в том, другом,
умирающем по-человечески, от
которого заимствуется, не должна
быть следствием вины или как-либо
причастна ей, иначе за нее нельзя
будет оправдать других. Потому
опять она, будучи человеческой
смертью, не должна принадлежать
человеческому лицу, так как всякая
принадлежащая человеку смерть есть
наказание, а принадлежать другому
лицу, которое было бы свято
совершеннейшей святостью, то есть
умилостивляющая и оправдывающая
смерть человеческая возможна не
иначе как если какое святейшее
существо, восприняв человека в свою
личность, умрет им, чтобы таким
образом, изъяв смерть человека
из-под закона виновности, сообщить
ей возможность быть усвояемою
другим.
Далее, если помилование и
оправдание человека возможно
только через усвоение ему чужой
невинной смерти, лица же, имеющие
нужду в помиловании и оправдании,
есть вообще все люди, которые живут,
жили и будут жить, весь род
человеческий во всех временах и
местах, то для их помилования и
оправдания необходимо или устроить
столько невинных смертей, сколько
людей или даже сколько было
грехопадений или явить одну такую
смерть, сила которой простиралась
бы на все времена и места и
покрывала бы все грехопадения всех
людей. От всемилостивого и
премудрого Бога, устрояющего
спасение наше, возможно только
последнее.
Как же это могло бы устроиться? Как
смерть человеческая, сама по себе
незначительная, может стяжать
такую всеобъемлющую силу? Не иначе
как если она будет принадлежать
лицу, везде и всегда сущему,
принадлежать Богу, то есть если Сам
Бог благоволит принять в Свою
личность человеческое естество и,
умерев его смертью, сообщить ей
всеобъемлющее и вечное значение,
ибо тогда она будет Божеской
смертью.
Наконец, это смерть, по силе своей
простираясь на весь род
человеческий и на все времена, по
цене должна соответствовать
бесконечной Правде Божией,
оскорбленной грехом, иметь
беспредельное значение, как
беспределен Бог, чего стяжать она
опять иначе не может, как будучи
усвоена Богом, или сделавшись
смертью Бога, а это будет, когда Бог,
восприняв на Себя человеческое
естество, умрет его смертью (умрет,
конечно, не по Божеству Своему, а по
человечеству, нераздельно
воспринятому Им в одно
Богочеловеческое лицо)...
Вторая основа христианской жизни,
неразлучная с первой, есть живой
союз с телом церкви, которой
Господь - глава, живитель и
движитель. Господь наш Иисус
Христос, Бог и Спаситель, совершив
на земле о нас Божественное
смотрение, вознесся на Небеса и
ниспослал от Отца Всесвятого Духа,
потом с Ним, по благоволению Отца,
через святых апостолов устроил на
земле святую Церковь под Своим
главенством. И в ней совместил все
необходимое для нашего спасения и
сообразной с ним жизни, так что
теперь через нее уже ищущие
спасения получают от Него и
искупление с отпущением грехов, и
освящение с новой Жизнью. В ней
поданы нам все Божественные силы, и
знание, и благочестие и дарованы
честные и великие обетования. И
если мы в силу этого постараемся
украситься всякой добродетелью, то
нам, без сомнения, обильно
преподается вход в вечное Царство
Господа нашего и Спаса Иисуса
Христа (2 Пет. 1, 3-11). Святая Церковь и
есть новое человечество, от нового
родоначальника Христа Господа. Епископ
Феофан Затворник (113, 306).
Что побудило Сына Божия, Господа нашего, прийти в мир, воплотиться, страдать и умереть за нас? Известно из Святого Писания, что все люди, сколько их ни было, и есть, и будет, согрешили перед Богом. "Все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3, 23). Писание заключило всех под грехом. "Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3, 10 и Пс. 13, 4). Следовательно, все люди оказались под проклятием как законопреступники и следовало всем по силе проклятия быть преданными вечной казни и мучениям, как этого требует проклятие закона. Христос, Сын Божий, от этого проклятия искупил нас - не "серебром или золотом... но драгоценною Кровию" и Своею смертью (1 Пет. 1, 18-19), как написал апостол: "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе") (Гал. 3, 13). Итак, Христос сделался ради нас клятвою, чтобы нам подать благословение, принял на Себя и грехи наши, чтобы по вере подать нам Свою Правду, следовательно, и от вечной казни, которая следует за проклятием, избавил нас и отворил вечное блаженство, которое следует за благословением Божиим. Так поет Ему Святая Церковь: "Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе". Видишь, что побудило Христа претерпеть распятие и умереть за нас: Его неизреченная любовь к нам, наша обреченность и вечная гибель, которой мы все подлежали. Святитель Тихон Задонский (104, 2072-2073).
Достоинство каждого христианина составляет Искупитель, и тот из людей выше других по своему достоинству, кто существеннее усвоил себе Искупителя (108, 349).
Без покаяния невозможно ни признать Искупителя, ни пребывать в исповедании Искупителя. Покаяние есть сознание своего падения, сделавшего человеческое естество непотребным, оскверненным и потому постоянно нуждающимся в Искупителе. Искупителем, всесовершенным и всесвятым, заменяется падший человек, исповедующий Искупителя (108, 509).
Бог Троица, при искуплении образа Своего - человека, дал такую возможность к преуспеянию в усовершении подобия, что подобие обращается в соединение образа с Подлинником, бедной твари с всесовершенным Творцом ее (109, 135).
Врата вечные и пути непроходимые открылись перед Господом нашим Иисусом Христом, который, восприняв вольную смерть, сошел Пресвятою Душою Своею и неразлучившимся с нею Божеством в ад, сокрушил его и врата, и опоры, освободил его пленников, потом, воскресив Свое Тело, прошел уже с Ним пространство поднебесной, Небо, Небеса и вступил на престол Божества (110, 135).
Непостижимой премудростью Божией по искуплении рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом предоставлена людям свобода в избрании жизни и смерти, в принятии Искупителя и искупления или в отвержении их (110, 135).
Цель пришествия Христа на землю состояла в том, чтобы освободить человеческие души от обладавшего ими греха и восстановить в нас падший Божественный образ (111, 53).
Господь, заменив для нас Собою нашего праотца Адама, от которого рождаемся в смерть, сделавшись нашим родоначальником, заменяет плоть и кровь, заимствованные от Адама, Своею Плотию и Кровию (111, 117).
Сын Божий по естеству, вочеловечившись и сделавшись родоначальником людей, сделал их сынами Божиими по благодати (111, 119).
При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий бесчисленные и неизреченные благодеяния, совершено не только искупление людей - совершено усыновление их Богу (111, 138).
Плодом благословения Божия, доставленного Богочеловеком человечеству, сделалось примирение людей с Богом, усвоение естеству человеческому - естества Божия, при посредстве усвоения естеству Божию - естества человеческого, естеству Творца - естества твари (111, 211).
Таинство искупления основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству (111, 245).
Бог, принявший на Себя человечество, не взысканный и не призванный людьми, Сам, по Своей неизреченной благости, пришел взыскать и спасти род человеческий, погибший по причине отчуждения и удаления от Бога, пришел взыскать и спасти каждого человека, увлеченного в погибель грехом, лишь бы этот человек не отверг ищущего и желающего спасти его Бога (111, 344).
Богочеловек, как искупительная Жертва, принял на себя все человеческие немощи - последствия падения - кроме греха, чтобы, искупив человечество, избавить его от бремени этих немощей, явить его в обновленном состоянии, явить его без тех немощей, которые привлечены в наше естество падением (111, 399).
.Нет греха человеческого, которого бы не могла смыть Кровь Господа Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа (111, 466).
Всю надежду покаяние возлагает на Искупителя. Одни заслуги Искупителя имеют всю цену, необъятную цену! Без цены, без малейшей цены человеческие добродетели! Они заимствуют цену от веры в Искупителя, когда они - выражение этой веры и исполнение воли Искупителя (111, 466).
Страшно запятнать мысль ложью: кровь человеческая не в силах омыть этих пятен лжи. Для такого омовения человечество нуждалось в Крови Богочеловека (111, 480).
Земля - изгнание наше, потому-то Искупитель возводит принявших Его искупление с земли на Небо (111, 492).
Всякий верующий в Спасителя по необходимости должен сознавать и исповедовать свое падение и свое состояние изгнания на земле, он должен сознавать и исповедовать это самой жизнью... иначе он не может признать как следует Искупителя! Потому что Искупитель и Спаситель нужен только для падших и погибших... Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 125-126).
Предвечное и неописанное Слово
Божие, Вседержитель и Всемогущий
Сын, мог бы и без Воплощения
избавить человека от тления, смерти
и рабства диаволу, ибо все держится
словом силы Его и все послушно
Божественной Его власти, как
говорит Иеремия. "Для Тебя ничего
нет невозможного" (Иер. 32, 17); и
власти Творца не может
противостоять сила твари, и нет
ничего сильнее Вседержителя. Но
наиболее соответствовало нашему
естеству и немощи и отвечало
Совершителю Воплощение Слова
Божия, как способ, заключающий в
себе и принцип правосудия, без чего
ничто не совершается Богом:
"Господь праведен, любит правду;
лице Его видит праведника" (Пс. 10,
7). Но поскольку человек в начале был
оставлен Богом, потому что сам Его
оставил и добровольно доверился
начальнику зла (диаволу), лживо
советовавшему противоположное
(заповеди Божией), то справедливо и
был отдан ему. И таким образом, по
зависти лукавого и по
справедливому допущению Благого
(Бога), человек ввел в мир смерть. И,
вследствие превосходящей злобы
начальника зла, смерть стала
сугубой: не только естественной, но
и насильственной.
Поскольку мы справедливо были
преданы в рабство диаволу и смерти,
то долженствовало, конечно, чтобы и
возвращение человеческого рода в
свободу и жизнь было совершено
Богом по принципу правды. Не только
Божественным Правосудием человек
был отдан в рабство
позавидовавшему ему диаволу, но и
сам диавол, попирая праведность,
беззаконно став любителем власти и
самодержавия, лучше же сказать,
тирании, противящимся правде,
насилием действовал против
человека. Итак, Богу было угодно
сначала принципом правды низложить
диавола, поскольку тот является ее
нарушителем, а затем уже и силою
(низложить его) в день Воскресения и
Будущего Суда. Ибо это наилучший
порядок: чтобы правда
предшествовала силе, и есть дело
поистине божественного и благого
владычества, а не тирании, где
правда могла бы лишь следовать за
силой. Здесь есть некая параллель:
как от начала человекоубийца
диавол восстал на нас по зависти и
ненависти, так Начальник жизни
подвигся за нас по преизбытку
человеколюбия и благости. Тот
беззаконно жаждал уничтожения
Божией твари, а Творец сильно желал
спасти Свое творение. Тот, действуя
беззаконием и обманом, достиг
победы и падения человека, но
Избавитель в праведности и
премудрости нанес полное поражение
начальнику зла и совершил
обновление Своего создания. Итак,
Бог мог бы действовать силой, но не
сделал этого, а поступил, как это
соответствовало ему: действуя
принципом правды. На основании же
этого самый принцип Правды
(Правосудия) приобрел особое
значение именно по той причине, что
она была предпочтена со стороны
Того, Кто обладает непобедимой
силой. Ибо подобало и людей научить,
чтобы они делами являли
праведность ныне в это тленное
время, чтобы во время бессмертия,
приняв силу, уже не могли ее
потерять.
К тому же нужно было, чтобы
побежденное стало победителем
победившего и чтобы перехитривший
был перехитрен. Для этого же было
необходимо, чтобы человек стал
непричастен греху. А это
невозможно, ибо "кто родится
чистым от нечистого? Ни один" (Иов
14, 4-5) и кто может сказать "Я
очистил мое сердце"? (Притч. 20, 9).
Никто не безгрешен, кроме Бога. По
этой причине сущее от Бога - Бог
Слово, сущее от Него от Вечности, но
и в Нем пребывающее - (потому что
невозможно и немыслимо представить
себе когда-либо Бога без Слова) - и с
Ним сущее, будучи Единым Богом (так,
солнечное сияние не какой-нибудь
иной свет и солнечный луч не
исходит от какого-либо иного солнца
- они есть свет и луч этого солнца).
По этой-то причине единый
безгрешный Сын и Слово Божие стал
Сыном Человеческим, неизменный по
Божеству, безупречный по
человечеству. Он, как предвозвестил
Исаия, "не сделал греха, и не было
лжи во устах Его" (Ис. 53, 9). И не
только это, но Он был единственным,
не зачатым в беззакониях и не
рожденным в грехах, как это
свидетельствовал Давид о самом
себе, лучше же сказать, о всяком
человеке. Потому что плотское
вожделение, независимое от воли и
явно враждебное закону духа (хотя у
целомудренных силой воли и
держится в рабстве и позволяется
только в целях деторождения), от
начала привносит осуждение, будучи
тлением, и называется так, и
рождает, конечно, для истления, и
является страстным движением
человека, не сознающего чести,
которую наше естество приняло от
Бога, но потом уподобилось
животным.
Поэтому Бог не только стал
Человеком, но и рожден от Святой
Девы, которая выше скверных
помышлений, происходящих от плоти,
как это было предсказано пророками.
Зачатие произошло не по воле плоти,
но наитием Святого Духа.
Благовещение (Архангела) и вера
(Пресвятой Девы) явились причиной
обитания Бога, а не согласие и опыт
страстного вожделения, ибо ничто
подобное было невозможно для
Пресвятой Девы по Ее молитве и
духовному радованию. "Се, Раба
Господня; да будет Мне по слову
твоему" (Лк. 1, 38),- сказала
благовестителю Ангелу непорочная
Дева, зачавшая и родившая. И
Победитель диавола - Человек,
будучи Богочеловеком, принял
только корень (то есть лишь самое
естество) человеческого рода, но не
грех, будучи единственным. Который
не был зачат в беззакониях, и не был
рожденным во грехах, то есть а
плотском услаждении страсти и
нечистых помыслах (человеческого)
естества, загрязнившегося
вследствие преступления. Он рожден
в полном смысле слова совершенно
чистым и непорочным. И не ради Себя
имел Он нужду в этой чистоте, но
ради нас. И таким образом Он
воистину стал Новым Адамом, не
стареющим, чтобы ветхого Адама в
Себе Самом и через Себя воссоздать
и навеки сохранить юным, будучи в
силах совершенно преодолеть
старость. Ибо и первый Адам создан
Богом непорочным и был юным, пока,
добровольно доверившись диаволу и
обратившись к плотским услаждениям
и подпав скверне греха, не
состарился и не впал в состояние,
которое было противно естеству.
Потому не рукою только чудесным
образом Владыка его обновил, но и
усваивает его в Самом Себе, не
только восприняв человеческое
естество, спасая его от падения, но
и всецело облекаясь в него
непостижимым образом и нераздельно
соединившись с ним и родившись,
будучи Богом и вместе Человеком;
родившись действительно от
женщины, чтобы возвысить естество,
созданное Им, но украденное по
злому умыслу лукавого; от Девы же
(родившись) для того, чтобы сделать
нового человека. Ибо, если бы Он
происходил от семени, тогда Он не
был бы Начальником и Вождем новой и
нестареющей жизни, и, если бы Он был
старой чеканки. Он не мог бы
воспринять в Себе полноту чистого
Божества и сделать (Свою) плоть
неисчерпаемым источником
освящения, так чтобы преизбытком
силы смыть прародительское
осквернение и стать достаточным
для освящения всех последующих.
Потому не Ангел и не человек, но Сам
Господь благоволил по великой
милости спасти нас и воссоздать,
пребывая неизменно Богом, став же
совершенным, по нашему образу,
Человеком.
Рождается от Святой Девы
единственный от века неповинный
греху, единственный достойный того,
чтобы не. быть оставленным Богом. И
прежде чем познать зло, Он избирает
добро, как это сказано в
пророчестве. И живет совершенно
непорочно Тот, Кто справедливо не
заслужил оставления Богом,
поскольку и Сам Он не оставил Бога
(как первый Адам оставил Его,
преступив заповедь). Будучи
Исполнителем каждой Божией
заповеди, всего закона Божиего, по
этому самому Он справедливо был
свободен от диавольского рабства.
И, таким образом, некогда
победивший человека диавол
побежден Человеком, и некогда
победивший созданное по образу
Божиему естество и потому весьма
превозносящийся низвергается, и
человек восстает от душевной и
истинной смерти - той смерти,
которою он умер немедленно после
того, как вкусил от запретного
древа, смерти, которой угрожал Бог
Адаму прежде преслушания, сказав:
"В день, в которой ты вкусишь от
него, смертью умрешь" (Быт. 2, 17).
Поэтому после преслушания мы были
осуждены на смерть тела, поскольку
тогда Бог так сказал Адаму: "Прах
ты, и в прах возвратишься" (Быт. 3,
19) Ибо как оставление тела душой и
отделение ее от него является
смертью тела, так и оставление души
Богом и отделение ее от Него
является смертью души, хотя иным
образом она и остается бессмертной;
ибо, несмотря на то, что она,
отделенная от Бога, становится
гнусной и непотребной, даже более
чем труп, она не растворяется после
смерти, как тело, потому что бытие
ее независимо от состава элементов.
Это же можно видеть и на
неодушевленных вещах, ибо те из них,
которые проще, более прочны.
Поэтому разумная душа, будучи
отделена от Бога, не только
становится инертной в отношении
благой деятельности, но и сама по
себе, несчастная, становится
деятельной в дурном отношении, живя
до такой степени беспорядочно (а
затем так же продолжая жить и .в
разделении с телом), что наконец во
время Суда вместе с телом в
неразрешимой и невыносимой связи,
будет предана вечному мучению,
уготованному для диавола и ангелов
его, потому что и все они - мертвы,
хотя и деятельны на зло, ибо
справедливо были отвержены от Бога,
Который есть Сама Жизнь.
Первым принял эту смерть сатана,
из-за непослушания справедливо
отверженный Богом. Затем злой совет
сатаны увлек нас в непослушание
Богу и сделал нас вместе с собою
участниками смерти. Но Христос
Своею жизнью по человеку, делами
явив всякое послушание, освободил
наше естество от этой смерти.
Подобало же, конечно, не только то
самое человеческое естество,
которое было в Нем воспринято, но и
весь человеческий род обессмертить
и возвести к общению с Жизнью,
которая со временем и для тела
будет ходатаем Вечной Жизни, как и
смерть души явилась причиной
смерти для тела. Поэтому было и
весьма необходимо, и весьма полезно
как показать это
Домостроительство, так и
представить Его образ жизни для
подражания, ибо Бог подлежит
созерцанию для подражания Ему как
для человека, так и для добрых
Ангелов. Поскольку же с высоты
этого созерцания мы некогда пали,
сами себя лишив его, то, по
преизбытку человеколюбия, вышний
Бог снисходит к нам, не уменьшая
Своего Божества, и, пожив вместе с
нами, представляет Себя в пример
обратного, восходящего пути к
Жизни.
Но не только это. Он становится и
Учителем нашим, словом указывая
путь, ведущий в Жизнь, и величайшими
чудесами делая достоверными слова
учения. И оправдывается, таким
образом, человеческая природа, что
не от самой себя она имеет зло.
Оправдывается и Бог, что не
является виновником и творцом
какого-либо зла. Ибо если бы
со-вечное Отчее Слово не
вочеловечилось, то было бы
очевидно, что по самой природе грех
находится в человеке, поскольку от
века не было человека, свободного
от греха, и можно было основания для
упрека отнести к Творцу, якобы Он не
есть Творец добра, или Сам не добр,
или что Он несправедливый Судья,
неправедно осудивший человека,
который уже был создан Им как
заслуживающий осуждения. Потому
Бог воспринимает человеческое
естество, чтобы показать, до какой
степени оно - вне греха и столь
чисто, что было возможно соединить
его с Собою по ипостаси, и чтобы оно
нераздельно пребывало в Вечности с
Ним, и, таким образом, сделать явным
для всех, что Бог - благ и праведен, и
Творец добра, и носитель
справедливого приговора. Ибо хотя
сатана и отступившие вместе с ним
ангелы ниспали с Небес, по
сравнению с сохранившими свой чин
Ангелами, можно видеть, что зло в
Ангелах не по естеству, но,
напротив, по естеству в них добро, и
Творец их, по естеству, есть Добро,
Которым сатана, по праведному
приговору, осуждается на вечный
мрак как ставший по своей воле
виновником зла, ибо уклонился от
прекрасного Добра. После же того,
как Адам пал, отклонившись от добра
к злу, никого не оказалось, кто был
бы неподвижен на зло, и после Адама
не нашлось такого человека.
Поэтому явился Новый Адам - Христос,
Который, как говорит пророк Исаия,
греха не сотворил и не помыслил,
более того, и не сказал (ничего
греховного): "И не было лжи на
устах Его" (Ис. 53, 9). Не сказано:
"из уст", но "на устах Его",
чтобы дать понять безупречность
мыслей Его, как в ином месте Исаия
говорит, что прежде чем познать зло.
Он избрал добро. И, таким образом.
Бог оправдался, как было выше
сказано, и был явлен как истинно
благой и Творец благих дел,
поскольку человек был создан
безгрешным, и во Христе явившаяся
чистота была Им присвоена самому
человеческому естеству. Итак,
поскольку подобало явить и сделать
явным это неизреченное
Домостроительство, посылается
Богом из пустыни Иоанн, прозванный
Предтечей, крестящий приходящих к
нему и призывающий уверовать в
Приходящего, Который будет
крестить их Духом Святым и огнем,
Который при этом настолько больше
его, насколько Дух Святой
превосходит воду. Ибо Он - Владыка,
свидетельствует Иоанн, и Творец
всего, и Повелитель Ангелов и людей,
и Его духовная нива - все люди, и
веяльная лопата, то есть служебные
силы, находится в руке и во власти
Самого Приходящего. Не только сам
от себя свидетельствует Предтеча
Господень, говоря, что Таковым
является Приходящий, но приводит
также и свидетельство Исаии,
который предвозвестил Его как
Господа, а себя самого называет
слугой, посланным для
предвозвещения Его пришествия и
для приготовления верующих к
принятию Его: "Я глас вопиющего в
пустыне: исправьте путь Господу"
(Ин. 1, 23). Свидетельствует к тому же,
что и прежде чем он был зачат и
родился, Он уже был. "Был прежде
меня", говорит он, "Идущий за
мною" (Ин. 1, 15), хотя зачатие Его и
рождение было позднее, чем зачатие
и рождение Иоанна. Итак, если Он был
первым, то не по плоти, но прежде чем
Он стал Плотию. Иоанн
свидетельствует, что Он - Агнец
Божий, взявший, грех мира,
предвозвещая, что Он - Жертва и
заклание ради отпущения грехов
наших, но также свидетельствует,
что Он есть и Вышний Бог, и сошел с
Небес, и безгранично сильный, не
мерою принявший Духа от Отца. И
верующим в Него обещает Жизнь
Вечную, не верующим же угрожает
неминуемым гневом Божиим. Будучи же
вопрошен своими учениками о себе
самом, говорит: "Ему должно расти,
а мне умаляться" (Ин. 3, 30). И
показывая, по какой причине не
только он сам, но и все настолько
уступают Ему, насколько земля
меньше сверхнебесного, говорит:
"Приходящий с небес есть выше
всех" (Ин. 3, 31) и сохраняет в
целости Отеческое совершенство как
Сын Возлюбленный. И еще: "Отец
любит Сына и все дал в руку Его.
Верующий в Сына имеет жизнь вечную,
а не верующий в Сына не увидит
жизни, но гнев Божий пребывает на
нем" (Ин. 3, 35-36).
Итак, приходит Христос к Крещению,
во-первых, во исполнение послушания
Пославшему Иоанна, как и Сам Он
сказал: "Так надлежит нам
исполнить всякую правду" (Мф. 3, 15),
во-вторых, ради Своего явления. К
тому же и для того, чтобы положить
начало спасительного пути и
сделать его достоверным для
последующих и крещаемых. Кроме
того, Он Сам подал пример и явил, что
в этом подается Дух Святой, и Им
установлено Крещение как
очистительное врачевство от
скверн, явившихся в нас вследствие
страстного рождения и жизни. Сам же
Он, даже и как Человек, не нуждался в
очищении, как рожденный от
непорочной Девы и в течение всей
жизни непричастный греху, но ради
нас Он родился и ради нас очищается
(в Крещении). Поэтому крещается от
Иоанна и, когда Он выходит из воды.
Ему отверзаются Небеса и слышен
тогда голос Отца: "Сей есть Сын
Мой Возлюбленный, в Котором Мое
благоволение" (Мф. 3, 17), и, как
голубь, сходит на Него Дух Божий,
являя присутствующим
Свидетельствуемого свыше. И, таким
образом, делается Он явным, как
истинный Сын; делается явным и Отец
на Небесах, как истинный Отец;
делается также явным и Дух Святой,
происходящий по бытию от Отца, по
естеству же почивающий на Сыне
Отчем. В воде Крещения присутствует
благодать Его и Отца Его и Духа,
чтобы по образу Его, затем
усваиваемая крещаемыми, эта
благодать Божественным образом
возродила их, и обновила, и
таинственно воссоздала, как сущих
уже не от ветхого Адама, от которого
они навлекли на себя проклятие, но
имеющих рождение от Нового Адама,
откуда имели бы благословение,
будучи уже не чадами плоти, но
чадами Божиими, "которые ни от
крови, ни от хотения плоти, ни от
хотения мужа, но от Бога
родились" (Ин. 1, 13).
Ибо хотя для упражнения, для
испытания, для исправления, для
постижения мизерности этого века
они еще и обременены тяжестью этой
гибнущей плоти, однако они
облеклись во Христа, чтобы,
проявляя тщание, и здесь стать
участниками Его образа жизни, а по
отшествии отсюда стать общниками
Его блаженства, и сияния, и
нетления. И как по происхождению от
Адама на его потомков перешло
наказание смерти, так от единого
Богочеловека Слова на всех
возрожденных Им переходит
благодать Вечной и Небесной Жизни.
Поэтому и отверсто для них Небо,
которое примет их в надлежащее
время, если, вскармливаясь верою в
Него и праведностью, отвечающей
вере, они станут наследниками
Божиими, чтобы принять власть и
быть сонаследниками Христа,
делаясь участниками Его
неизреченной жизни и бессмертия и с
Ним пребывая нераздельно и
наслаждаясь Его славой. Ибо раньше
для нас было закрыто Небо и мы были
сынами гнева, который заключался в
том, что мы справедливо были
оставлены Богом вследствие нашего
греха и неверия. Но ради
безгрешности во Христе нашего
естества и послушания Богу мы стали
чадами благоволения. Мы связаны
воедино со Христом и стали
возлюбленными сынами. И Небо
отверсто для нас, чтобы и на нас
сошел Дух Божий и пребывал в нас, и в
надлежащее время мы были возведены
Им на Небо, когда Воздвигший Христа
из мертвых оживит и наши смертные
тела через обитающего в нас Духа
Его, претворив тело смирения нашего
и сделав его сообразным телу славы
Христовой, через Которого мы
обогатились бессмертием и воззваны
на Небеса, где выше всякого начала и
власти, одесную Величия, посажено
на престоле наше естество. О
глубина богатства, и премудрости, и
человеколюбия Божия! До такой
степени знал Бог, как переделать
наше преступление (происшедшее по
добровольному уклонению от Него) на
несравненно лучшее Своею
премудростию, и силою, и
человеколюбием! Ведь, если бы не
сошел с Небес Сын Божий, у нас не
было бы надежды возвратиться на
Небо. Если бы Он не воплотился и не
пострадал Плотию, и не воскрес, и не
вознесся ради нас, мы бы и не
познали бездну любви к нам Бога,
ибо, если еще в то время, когда мы
были нечестивцами, Он не воплотился
бы ради нас и не принял Страдания,
мы, которые вознесены Им на такую
высоту, не были бы удержаны от
низкопробной гордыни. Ныне же,
когда, ничего не привнеся от себя,
мы подняты на высоту, мы пребываем в
смирении и, с сознанием взирая на
величие обетования и благодеяния,
всегда становимся смиреннее - и в
этом спасение.
Итак, Сын Божий стал человеком для
того, чтобы явить, на какую высоту
Он нас возводит; чтобы мы не
гордились, как будто своими силами
мы победили; чтобы, будучи Сугубым,
воистину быть Посредником,
соединяя воедино посредством
каждой (из этих двух природ
Богочеловечества Своего) обе части;
чтобы разрешить узы греха; чтобы
очистить скверну, прибывшую от
греха плоти; чтобы явить Божию
любовь к нам; чтобы показать, в
какую глубину зла мы пали, так что
для спасения нашего должен был
воплотиться Бог; чтобы стать для
нас примером смирения, которое
заключает в себе плоть и страдание
и которое является целительным
врачевством гордости; чтобы
показать, что наше естество было
создано добрым от Бога; чтобы стать
Начальником и Удостоверителем
Воскресения и Вечной Жизни,
истребив безнадежность; чтобы, став
Сыном Человеческим и причастным
смерти, сделать людей сынами
Божиими, сделав их общниками
Божественного бессмертия; чтобы
показать, насколько естество
человеческое преимущественно
перед всеми творениями было
создано по образу Божиему, ибо
настолько у него была близость к
Богу, что и стало возможным сойтись
ему с Ним во единую Ипостась, чтобы
почтить плоть (и даже смертную
плоть), чтобы высокомерные духи не
считали себя и не считались бы
более достойными чести, чем
человек, и не боготворили себя по
причине своей бесплотности и
кажущегося бессмертия; чтобы
сочетать разделенных по естеству
людей и Бога, став по естеству
Сугубым Посредником. И что за
необходимость много говорить: если
бы не воплотилось Божие Слово - ни
Отец не явился бы как истинно Отец,
ни Сын как истинно Сын, ни Дух
Святой, и Сам происходящий от Отца,
ни Бог в существе и ипостасях, но
представлялся бы созданию как
некая Сила, именно как и говорили
безумные древние мудрецы, а теперь -
последователи взглядов Варлаама и
Акиндина.
Итак, этим Господь явил Самого Себя
и Свое Домостроительство, явил,
насколько это было возможно, как
нами было сказано, явил же и Отца
как истинно сущего Высочайшего
Отца. Показал желающим как в то
время, так и для будущих поколений
путь восхождения (или возвращения)
к Нему, побудив, и призвав, и
путеводствовав Своим Собственным
образом жизни и учением, и
чудотворением, и пророчеством,
лучше же сказать, премудростью и
ведением воистину Божественным и
вышеестественным, для которого
ничто не скрыто: ни будущее, ни
нынешнее невидимое движение в
глубине сердца. Итак,
долженствовало тех, которые
послушают Его, сделать свободными
от рабства диавола. Поскольку же
человек, испытав на себе гнев Божий
(гнев же Божий заключался в том, что
человек справедливо был оставлен
Благим), был предан в плен диаволу,
то долженствовало человека
примирить с Творцом, ибо иначе и
невозможно, было бы освободить его
от рабства. Следовательно, была
нужда в Жертве, примиряющей нас с
Высочайшим Отцом и освящающей
осквернившихся общением с лукавым.
Значит, была нужда в Жертве
очищающей и чистой, но также была
нужда и в Священнике, и тоже чистом
и безгрешном. Нужда же была и для
нас в Воскресении, не только в
Воскресении по духу, но и по телу,
ради будущих людей, в Воскресении,
которое будет после, в надлежащее
время. Итак, долженствовало не
только даровать нам это
освобождение и воскресение, но и
удостоверить в нем; к тому же -
даровать нам вознесение и
нескончаемое гражданство на
Небесах. Нужда же была во всем этом
не только для бывших в то время и
для будущих людей, но гораздо более
- для всех прежде от века рожденных,
потому что людей в аду было гораздо
больше, чем будет людей в будущем,
гораздо больше, чем тех, которые
уверуют и спасутся, поэтому-то,
думаю, пришел Христос при
завершении веков. Таким образом,
была нужда, чтобы и в аду было
проповедано Евангелие и явлено это
великое Домостроительство
спасения и даровано полное
освобождение от пленивших бесов, и
освящение, и будущее обетование.
Итак, конечно, долженствовало,
чтобы Христос сошел и в ад, но все
это в духе правосудия и правды, без
чего Бог ничего не совершает.Ко
всему сказанному долженствовало
справедливо перехитрить
обманщикадиавола и свести на нет
скопленное им богатство (которое
тот приобрел путем обмана) и при
этом победить мудростью зло, в
котором началозлобный спесиво
достиг совершенства, а со своей
гордыни он не был бы низвергнут,
если бы был сломлен Божественной
силой, а не мудростью и правосудием
лишен владычества. Поскольку же все
люди, уклонившись во зло делом, или
словом, или помышлением, или всем
этим, или двумя из этого, загрязнили
чистоту, дарованную от Бога
человеческому естеству, то была
нужда в освящении, а освящение с
самого начала совершается
посредством жертвы Богу каждого
отдельного человека. Жертва же
должна была быть чистой. Но мы не
могли принести Богу такую жертву.
Поэтому явился единый чистый
Христос и Самого Себя принес Отцу,
как Жертву за нас и Начатки, чтобы,
взирая на Него, и веруя Ему, и через
послушание Ему соединенные с Ним,
через Него явились пред лицо Божие
и, получив милость, все бы
освятились. Это - то, о чем Господь
говорит в Евангелии: "За них Я
посвящаю Себя, чтобы и они были
освящены истиною" (Ин. 17, 19).
Потому что не только Жертва, но и
приносящий Жертву Архиерей должен
был быть чистым и безгрешным, как и
апостол говорит: "Таков и должен
быть у нас Первосвященник: святой,
непричастный злу, непорочный,
отделенный от грешников и
превознесенный выше небес" (Евр.
7, 26).
Итак, ради этого и подобного Слово
Божие не только стало Плотию и
обитало в нашей среде, видимое на
земле и обращаясь среди людей, но
также приняло плоть, такую, какая у
нас, и хотя совершенно чистую,
однако смертную и болезненную, и ею,
как богомудрой "приманкой".
Крестом поймав началозлобного
змия, освободило от него весь
порабощенный человеческий род. Ибо,
когда тиран пал, все ...подвластное
ему освободилось; и это - именно то,
о чем Сам Господь в Евангелиях
говорит: связан сильный, и
расхищены сосуды его. Захваченное
же Христом было освобождено, и
оправдано, и исполнено светом, и
обогащено Божественными дарами.
Поэтому Давид воспевает: "Ты
восшел на высоту" (на высоту
Креста, конечно, или, если хочешь, на
Небо), "пленил плен, принял дары
для человеков" (Пс. 67, 19). Таким
образом, следовательно, через
Страсти и Плоть Он обратил в
бегство диавола. Богу же и Отцу
принося ее в Жертву как непорочное
и всесвященное Заколение,- о,
неописуемая щедрость! - примирил с
Богом нас, ставших с Ним
(Богочеловеком) единого рода.
Поскольку же Он принял страдания по
воле Отца, то этим Он дал пример нам,
погубившим себя непослушанием, а
послушанием Христовым спасенным.
Явил же, что и смерть Его гораздо
драгоценнее присущего диаволу
бессмертия, худшего десятка тысяч
смертей и подлежащего будущей каре,
потому что смерть Его явилась
причиной воистину бессмертной
жизни, а не второй и вечной смерти,
но она (то есть смерть Христова) в
небесных скиниях со Христом
пребывает. Ибо Он Сам, восстав
тридневен от мертвых, и после того,
как представил Себя живым для
учеников, вознесшись на Небо и
пребывая бессмертным, даровал нам
воскресение, и бессмертие, и Вечную
и незыблемую и воистину блаженную
Жизнь на Небесах и сделал ее
достоверной. Единой смертью Своей
Плоти и единым Воскресением ее Он
исцелил нас от сугубой для нас
смерти (души и тела) и освободил нас
от сугубого плена, плена души и
тела. Ибо лукавый стал мертвым
духом, когда, вследствие
сознательного, по его воле, греха,
справедливо был оставлен Богом,
Истинной Жизнью. Будучи же полнотою
зла и князем завистливым и лживым,
началозлобным, он не перенес того,
что человеческая жизнь протекала в
месте наслаждения - в раю, но,
обольстив гибельным советом,
сделал его общником и греха, и
смерти по духу. За этой же смертью
духа необходимо последовала и
смерть тела. И таким образом
лукавый одной собственной смертью
доставил нам сугубую смерть,
низринул даже ниже себя самого.
Возомнив о себе, он казался великим
и высоким, как перехитривший нас
замыслом и поработивший, и, как
бессмертный, представлялся нам
богом. Да и после смерти, став
обладателем наших душ, оставленных
Богом, и сведя их в ад, заключил их в
неразрешимую, как казалось,
темницу. Но создавший нас Бог,
сжалившись над этим нашим
бедствием, благоволил снизойти
туда, куда мы ниспали, чтобы
призвать нас оттуда, как единый
явившийся в мертвых свободный,
снисшедший туда духом живым, но и
больше того - Божественным светом
освещающий и излучающий
живительную силу, чтобы просветить
сидящих во тьме и по духу
оживотворить веровавших в Него в
аду, оживотворить также и тела всех
в тот день, в который установил
оживить и судить весь человеческий
род, как и учит нас в послании
корифей в апостолах: "Для того и
мертвым было благовествуемо, чтобы
они, подвергшись суду по человеку
плотию, жили по Богу духом" (1 Пет.
4, 6). Немного выше в этом же послании,
показывая, кто и каким образом
проповедовал Евангелие мертвым в
аду, говорит: Христос... чтобы
привести нас к Богу, однажды
пострадал за грехи наши, праведник
за неправедных, быв умерщвлен по
плоти, но ожив духом, которым Он и
находящимся в темнице духам (то
есть душам мертвых от века), сойдя,
проповедал" (1 Пет. 3, 18-19). Итак,
подобно тому как лукавый через одну
свою смерть по духу произвел для
нас сугубую смерть (души и тела), так
Благой через одну Свою смерть по
телу излечил нас от сугубой смерти
и через одно Воскресение Своего
Тела даровал нам сугубое
воскресение, посредством Своей
телесной смерти низлагая имеющего,
в силу смерти, власть над нашей
душой и телом, и в том и в другом
освобождая нас от его тирании.
Лукавый принимает на себя вид змея,
чтобы так обольстить человека, а
Слово Божие воспринимает
человеческую природу, чтобы
посредством ее перехитрить
обманщика. И Оно воспринимает ее
неприступной для обмана и чистой и
таковой до конца сохраняет, принося
ее Отцу как Жертву, ради освящения
нас через наше же человеческое
естество. Если же Слово Божие
восприняло бы тело, неподвластное
смерти и страданию, то каким
образом мог бы оказаться обманутым,
мог бы прикоснуться к Нему диавол -
само сущее зло?
Потому-то он и не касался до тех пор,
пока не узнал, что Христос имеет
плоть, подвластную страданию. Ибо,
постившись в пустыне сорок дней и
не голодая (ибо если и имел тело,
способное испытывать страдание, но
тогда не совершил и не выдержал бы
этого, если бы не допустила этого
соединенная с телом сила
Всемогущего), Он, как говорит
Евангелие, потом взалкал. Тогда-то,
впервые дерзнув и приблизившись,
началозлобный принес искушения,
стараясь проникнуть в Его душу.
Поскольку же с силою был отброшен и,
опять приступив, искушая всеми
вообще способами услаждения, был
державно побежден, то, ослабевший, и
разбитый, и постыженный, отступил.
Почему же оказался разбитым
искуситель, дерзнувший приступить
по ослабленное™ тела Богочеловека?
Потому, что безгрешного Человека он
побуждал к совершению греха. Итак,
бежит таким образом постыдно
отбитый. Христос же не ослабевал в
преследовании его, изгоняя его из
душ одержимых им, исцеляя одержимых
болезнями единым повелением,
воскрешая мертвых, не только
недавно умерших, но и уже
разлагавшихся, к тому же проповедуя
покаяние и объявляя, что
приблизилось Царство Небесное, и
приводя души к вере и к образу
жизни, противоположному тому, чему
учил супостат, обращая грешников и
принимая и даруя Своим ученикам
власть над бесами. Разве было это
выносимо для сатаны и отступивших
вместе с ним ангелов? Разве,
обдумывая, каким образом сокрушить
такую враждебную ему силу, он
ничего не предпринял бы? Разве ему
было выносимо, что живет Такой
Человек, Который изгоняет его из
людей и избавляет от его
разнородной тирании над ними?
Поэтому, взбешенный, зная по опыту,
что Эта Божественная Душа
неприступна ни для каких страстей,
которых он сам явился начальником,
и совершенно невосприимчива для
смерти, которой он сам по себе
явился творцом для людей, в то время
как тело Его подвержено болезням и
смерти, не имеющий силы сам от себя
умертвить Его по телу, он побуждает
души неверных иудеев к убийству
Его, возбудив в них зависть и
неукротимое бешенство против Него,
потому что и их Христос обличал и
отвергал как злых. Итак, он движет и
возбуждает их к убийству Его, к
казни бесчестной и применяемой
только в отношении злодеев и
нечестивцев, полагая таким образом
и Его отстранить от земли и самое
имя Его сделать позорным. Дерзко же
лукавый был уверен, что когда
Христос умрет, то и Его душу, как и
души всех от века, он заключит в ад.
Таким образом, обманщик обманулся,
напав на плоть Христову, как
подверженную болезням и смерти, и
вот против воли принес Свет в
мрачную и вожделенную для него
преисподнюю и представил
Дарователя жизни душам, тираном
которых он был в силу их духовного
умерщвления. Кроме того, и Тело, от
которого проистекло Воскресение и
бессмертие, он смешал с мертвецами,
поспешив предать его смерти и
могиле. Мог же Господь, воистину, и
эти его злые умыслы разрушить, но не
сделал, напротив, еще больше
пожелал принять Страсти ради нас,
для чего и стал Человеком. Ибо если
бы Он не был Человеком, то
невозможно было бы Ему пострадать,
а если бы не был Богом, пребывая
бесстрастным по Божеству, то не мог
бы Плотию ради нас принять такую
смерть, благодаря которой даровал
нам восстание или, лучше сказать.
Воскресение и бессмертие. И нельзя
было бы поверить (если бы Он не был
Богом), что Он действительно мог не
испытывать страдания, но
добровольно изволил пострадать,
чтобы показать, что Его смирение
должно было освободить нас и
воздвигнуть. Он на деле явил, что
должно до смерти бороться за
праведность, и возвестил верующим
силу бессмертия, которое будет
заключаться не только в вечном
пребывании, но в пребывании
непричастном вечной гибели - я
говорю об ужасающем мучении,
уготованном для диавола,- в
пребывании, которое будет
выражаться в совместной Вечности с
благими Ангелами, в сонаслаждении
прекрасным и нескончаемым
Царством. Вот почему для этого Он
подверг Себя смерти, которой не был
должен подвергнуться, но которой Он
подвергся ради нас, чтобы нас,
подвергнувшихся смерти, в силу
долга искупить от рабства диаволу и
смерти, смерти и по духу и по телу,
во времени и в вечности. Потому что
за нас, повинных по причине греха,
дав в искупление Свою невинную по
причине безгрешности Кровь, Он
искупил нас от вины, отпустив нам
грехи и рукописание их на Кресте
разорвав, искупил нас от тирании
диавола. Ибо тот, прельстившись и
как бы широко разинув пасть и
поспешив пролить Кровь Владыки
(Которая - наше Искупление), не
только неповинную, но и богатую
Божественной силой, не только от
этого ничего не приобрел, но,
наоборот, оказался крепко
связанным, выставленным на
поругание Крестом Христовым. И
таким образом мы были исторгнуты из
его рабства и перемещены в Царство
Сына Божия, мы, которые были раньше
сосудами гнева (Божиего), а ныне
благодаря Ему стали сосудами
милости (Божией). Он связал сильного
(сильного по Сравнению с нами)
диавола и расхитил его сосуды.
Затем Он справедливо, как
неправедно умерщвленный по
внушению диавола, воцарился над
нами, правосудием таинственно
победив началозлобного, и явно
показав всемогущую силу, и одолев
смерть по телу, и восстав
тридневным из мертвых, и восшедши
на небеса, и воссев одесную Отца в
той самой Плоти, которую ради нас
носил и по которой умер, сделав
достоверным для нас Воскресение из
мертвых, и возвращение на Небо, и
наследие Царства, если только и мы,
подражая Ему, будем праведностью
одолевать князя греха, отражая его
нападения и подстрекательства к
дурным страстям и доблестно
перенося его злобные ухищрения.
Вот почему, хотя в Божественном
Крещении Господь нас и возродил и
благодатью Святого Духа запечатлел
в день Искупления, однако оставил
еще иметь наше смертное и страстное
тело. И хотя Он изгнал начальника
зла из душ человеческих, однако
допускает ему нападать извне, чтобы
человек, обновленный, согласно
Новому Завету, то есть Евангелию
Христову, живя в доброделании и
покаянии и презирая удовольствия
жизни, перенося страдания и
закаляясь в нападениях врага,
приготовил себя в этом веке к
вмещению нетления и благ будущего
века. Следовательно, верный должен
радоваться надеждой; и поскольку
здешняя жизнь закончится, должен
благоразумно с верою ожидать
нескончаемого блаженства, будущей
жизни. По вере же должно стойко
переносить скорбь, которую в виде
заслуженного наказания несет в
себе эта жизнь, и через
неподатливость греху, если
придется, до крови противиться
начальнику, сотруднику греха и его
ухищрениям. Потому что, за
исключением греха, ничто в этой
жизни, даже сама смерть, не является
бедствием, хотя и было бы похоже на
бедствие. Поэтому и преподобные
сами себе причиняли телесные
страдания. И мученики
насильственную смерть сделали
славной, путем к Жизни и Славе и
вечному Небесному Царству,
доблестно и богоугодно использовав
смерть. Именно для того и после того
как Христос упразднил смерть Своим
Воскресением, Он допустил, чтобы
она еще оставалась для Его верных, а
вместе с нею допустил быть и другим
бедствиям в этом мире, чтобы
человек во имя Христа в этих
обстоятельствах борясь за Истину,
являемую в образе жизни и в
догматах веры Нового Завета,
приготовил себя к будущему новому и
нескончаемому веку.
Итак, сами бедствия приносят пользу
с верою стойко переносящим их: для
погашения грехов, для упражнения,
для испытания, для реального
постижения бедственности этой
жизни, для усиления духовной жажды
и постоянного искания вечного
усыновления и Искупления и
воистину новой жизни и блаженства.
И поскольку наше во Христе
усыновление и обновление по телу и
душе является многосторонним, имея
начало и завершение и то, что между
ними, то как начало Он установил нам
благодать Крещения, подающую
отпущение всех согрешений и
освобождение от проклятия и
называемую "банею пакибытия".
Завершение же дарует Воскресение,
на которое уповают верные, и жизнь,
обетованную в Будущем Веке, а между
ними - жизнь согласно Христову
Евангелию, которой преуспевающий в
Боге человек вскармливается и в
которой возрастает изо дня в день в
познание Бога, в праведность и
освящение, не намного меньшее, чем у
Ангелов, изгоняя из себя
пристрастие к низменному и
перемещая влечение от видимых
плотских и временных вещей - на
мысленные", духовные и вечные.
Эти три стадии обновления во Христе
зритель неизреченных таин Духа,
сосуд избранный, великий Павел, уча
нас, начертывает в послании к
Римлянам: "Все мы, крестившиеся
во Христа Иисуса, в смерть Его
крестились... Погреблись с Ним
крещением в смерть" (Рим. 6, 3-4). Это
начало нашего обновления, ибо
Христос на Кресте разорвал
рукописание наших грехов и через
Крещение спогребающихся с Ним
сделал неповинными. Послушай же о
середине, следующей за началом:
"Как Христос воскрес из мертвых
славою Отца, так и нам ходить в
обновленной жизни", и добавляет,
являя завершение обновления:
"Ибо если мы соединены с Ним
подобием смерти Его, то должны быть
соединены и подобием
воскресения" (Рим. 6, 4-5). А затем,
очевиднее показывая начало и род
обновления и усыновления, говорит:
"И мы сами, имея начаток Духа, и мы
в себе стенаем, ожидая
усыновления" (Рим. 8, 23).
"Начатком Духа" он называет
освящение и благодать Духа, которую
приемлем в Божественном Крещении,
освобождаясь от грехов и
обновившись, и даром, без всяких
заслуг с нашей стороны, благодатию
Христовою бываем оправданы, ибо в
этом заключается начаток будущих
благ. Говоря же: "ожидая
усыновления", он, показывая, что
говорит не об усыновлении на
основании Крещения, но о будущем и
совершенном и прочном усыновлении,
добавляет к сказанному: ожидая
"искупления тела нашего" (Рим.
8, 23), то есть избавления от страстей
и разрушения его; ибо здесь
усыновление часто терпит неудачу, в
то время как в пакибытии и
воскресении из мертвых оно
является совершенным и воистину
прочным.
Он же и в Послании к Филиппийцам еще
отчетливее излагает конечную цель
этого обновления: "Наше же
жительство - на небесах, откуда мы
ожидаем и Спасителя... Который
уничиженное тело наше преобразит
так, что оно будет сообразно
славному телу Его" (Флп. 3, 20-21). Как
Христос умер в немощи и бесчестии
тела, восстал же в силе и
Божественной славе, так и пожившие
о Христе сеются в тлении (1 Кор. 15,
42-44), скажем опять словами Павла, в
немощи и бесчестии, восстанут же в
силе и славе, приняв тело
прославленное и чистое, какое имел
Христос после Воскресения, став
Первенцем из мертвых и Начатком
усопших. Но это обновление по телу,
так сказать, верою созерцается
ныне, не самым видением, но
надеждой; и само обновление
воспринимает начало, как было
сказано, в Божественном Крещении,
через отпущение грехов,
усиливается же и возрастает через
праведность в вере, все более и
более обновляясь в познании Бога и
в соответствующих этому
добродетелях. Примет же завершение
в будущем видении Бога, ибо ныне
видит "как бы сквозь тусклое
стекло" (1 Кор. 13, 12), почему и
возлюбленный Христом Иоанн
(Богослов), соединяя обновление
тела и обновление души, говорит:
"Мы теперь дети Божии...". Это
начало усыновления, "но еще не
открылось, что будем. Знаем только,
что, когда откроется, будем подобны
Ему, . потому что увидим Его, как Он
есть (1 Ин. 3, 2). Это - завершение
дарованного нам благодаря Христу
усыновления в Боге и обновления. Об
этом и в Евангелии он же говорит:
"А тем, которые приняли Его,
верующим во имя Его, дал власть быть
чадами Божиими, которые ни от крови,
ни от хотения плоти, ни от хотения
мужа, но от Бога родились" (Ин. 1,
12-13). Ибо, говоря, что мы не от плоти,
но от Бога родились, Он являет
пакибытие и усыновление через
Божественное Крещение, о чем он и в
Послании говорит: "мы теперь дети
Божии". Говоря же, что Он нам дал
власть быть детьми Божиими, как
будто мы еще не таковы, он показал
завершение усыновления. Так
новорожденный младенец имеет силу
от природы стать мудрым, и
потенциально он мудр; с течением же
лет, если этому содействуют
обстоятельства, и действительно
будет мудрым, так и возрожденный
через Божественное Крещение
воистину воспринял потенциальную
силу, чтобы стать сообразным телу
славы Сына Божиего. Так что если
будет шествовать в новой жизни
согласно Христу и Его Евангелию, то
в воскресении, при происходящей от
этого силе для совершенства, уже не
верой и надеждой, но поистине будет
иметь прославленное и чистейшее
тело, какое и Сам Господь имел после
Воскресения. Воскреснут же и
мертвые тела нечестивцев, но не в
небесной славе, потому что они не
будут сообразными телу славы
Христовой, не получат они
обетованного верным видения Бога,
которое именуется также и Царством
Божиим, ибо говорится, что
нечестивый "не будет взирать на
величие Господа" (Ис. 26, 10). Но
рожденные и вскормленные во Христе
и пришедшие, насколько это
возможно, в меру возраста Христова
блаженно сподобятся Божественного
сияния и сами, согласно
написанному, воссияют, как солнце, в
Царстве Отца их. Причастным этому
же Божественному сиянию и
светозарности был и Адам до
преступления, как бы воистину
одетый в торжественное одеяние
славы, он не был наг и не стыдился,
что наг, но был гораздо более, так
что и выразить невозможно, украшен,
чем носящие ныне на себе диадемы,
золото и драгоценности. Это наше
естество, постыдно обнажившееся -
вследствие преступления - от этого
Божественного сияния и
светозарности. Слово Божие,
помиловав и по человеколюбию
восприняв, показало на Фаворе
избранным из числа учеников вновь и
еще в большей мере облеченным в
Божественную светозарность, чем
некогда мы были, и ясно представило,
какими мы, верующие в него и
получающие в Нем совершенство,
будем в веке ином. Ты найдешь, что
залоги этого совершенства,
принадлежащего живущим во Христе,
были явно даны уже здесь святым
Божиим, наслаждающимся уже теперь
благами будущего века. Предваряя,
явил это Моисей, на славу лица
которого не могли взирать сыны
Израилевы. А после него еще
нагляднее показал Сам Господь,
просияв на горе во свете Божества
до такой степени светозарно, что
даже избранные из учеников, хотя и
принявшие тогда духовную силу, не
могли смотреть на это сияние. Лицо
же Стефана, как написано, выглядело
как лицо Ангела, и сам он, взирая с
земли за пределы небес, где Христос
воссел одесную Величия, видел
пренебесную славу Божию. Трудно
перечислить всех тех, которые еще
здесь приняли залоги будущих благ и
блаженно удостоились этого
Божественного сияния и
светозарности. Да обретем их и мы
благодатию и человеколюбием ради
нас воплотившегося, и страдавшего,
и погребенного, и воскресшего, и
вознесшего на Небеса падшее наше
естество, и почтившего его
совместным пребыванием с Отцом -
Иисуса Христа, Господа нашего.
Которому подобает слава, честь и
поклонение со Безначальным его
Отцом и Пресвятым и Животворящим
Духом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь (65, 153-174).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |