Там, в великий день обновления, каждый пойдет и вселится в чертог, какой уготовал себе здесь. Преподобный Ефрем Сирин (28, 486).
Многими обителями для принятых Отцом Небесным Спаситель называет степени познания: подразумеваю те различия и особенности, с какими наслаждаются там, в зависимости от своего разумения, ибо Господь назвал многие обители не по различию мест, а по степени дарования. Как лучами солнца наслаждается всякий по мере чистоты зрения и впечатления и как от одного светильника, освещающего один дом, каждый луч бывает различен, между тем как свет не делится на многие светильники, так в Будущий Век все праведные водворятся нераздельно, в одной радости. Но каждый в свою меру озаряется единым мысленным Солнцем и по степени достоинства черпает радость и веселие, как бы в одном воздухе и месте, созерцании и образе. И никто не видит меры высшего и низшего, чтобы, видя превосходящую благодать другого и свое лишение, не скорбеть и не огорчаться. Да не будет этого там, где нет ни печали, ни вздохов, но всякий, по данной ему благодати, в своей мере внутренне радуется, а внешне у всех одно созерцание и одна радость. Преподобный Ефрем Сирин (113, 700).
Каждая из добродетелей есть особый путь к спасению и несомненно приводит к одной какой-либо из вечных и блаженных обителей. Ибо как различны роды жизни, так и обителей у Бога много (Ин. 14,2) и они разделяются и назначаются каждому по его достоинству. Поэтому один пусть исполняет эту добродетель, другой - другую, иной - многие, а кто-нибудь, если возможно, и все; только пусть каждый шествует безостановочно, пусть стремится вперед и неуклонно следует по стопам того доброго путеводителя, который наставляет его на прямую стезю и тесным путем, сквозь узкие врата (Мф. 7, 14) выводит на широту небесного блаженства (113, 701).
Много ли обителей у Бога? ...Без сомнения, согласишься, что много, а не одна. Все ли они должны наполниться? Или одни наполнятся, а другие нет, но останутся пустыми и приготовленными напрасно? Конечно все, потому что у Бога ничего не бывает напрасно. Но можешь ли сказать, что подразумеваешь под такою обителью: упокоение и славу, уготованную блаженным, или что другое? Именно это. Но, согласившись с этим, рассмотри еще следующее. Есть ли что-нибудь такое, как я полагаю, что доставляло бы нам эти обители, или нет ничего такого? Непременно, есть нечто. Что же это? Есть разные роды жизни и избрания, и ведут они к той или другой обители по мере веры, почему и называются у нас путями. Итак, всеми ли путями или некоторыми из них должно идти? Если возможно, пусть один идет всеми. А если нет, то сколькими может путями; если же и того нельзя, то хоть некоторыми. Но если и это невозможно, то будет принято во внимание, как мне, по крайней мере, кажется, когда кто-нибудь пойдет преимущественно и одним путем. Правильно понимаешь это. Поэтому что же, по твоему мнению, означают слова, что путь один и он тесен? Путь один относительно к добродетели, потому что и она одна, хотя и делится на многие виды. Тесен же он потому, что труден и потому для многих непроходим, а именно для великого числа противников, для всех, которые идут путем порока. Святитель Григорий Богослов (13, 13).
В различии воздаяния убеждает нас не только наше умозаключение, но и слово Божие. Ибо Сам Иисус Христос говорит: "воздаст каждому по делам его" (Мф. 16, 27). Да не только в геенне, но и в Царстве найдешь множество различий: "В доме Отца Моего обителей много" (Ин. 14, 2); и "иная слава солнца, иная слава луны" (1 Кор. 15, 41). Святитель Иоанн Златоуст (113, 701).
Удалившиеся от мира, рассмотрим себя, в каком мы находимся устроении: Господь Иисус многомилостив. Он подает успокоение каждому соответственно делам его: успокоение великое за дела великие, малое - за дела малые. Одно Царство, но каждый обретает в нем свое место и свое дело. Преподобный авва Исаия (82, 214).
Если кто говорит Богу в молитве:
"Да приидет Царствие Твое", а
не знает, как приходит это Царствие,
и, не зная, не готовится к принятию
его и ничего не делает, что
требуется с его стороны к получению
его, то возможно ли, чтобы пришло к
нему это Царствие? Какая же польза,
что просит он в молитве: "Да
приидет Царствие Твое"? Господь
говорит в Святом Евангелии:
"Покайтесь, ибо приблизилось
Царство Небесное" (Мф. 3, 2). Итак,
хочешь, чтобы пришли это Царство?
Кайся. Если не покаешься, сколько ни
говори: "Да приидет Царствие
Твое", оно не придет к тебе.
Царствие Божие в нас есть, когда Бог
бывает в единении с нами,
благодатию Пресвятого Духа. Бог был
в единении с нами от начала
создания Адама; но. когда праотец
наш прельстился и согрешил, Бог
удалился от нас, удалилось вместе с
тем от нас и Царствие Его. Ибо
невозможно, чтобы Всесвятой и
Всеблагой Бог .был в единении с тем,
кто возлюбил грех и зло. Чтобы опять
возвратился к нам Бог и опять
пришло к нам Царствие Его,
надлежало нам освободиться и
очиститься от грехов. Но поскольку
мы не могли сделать этого .сами по
себе. как грязная одежда не может
омыться сама по себе, и еще без воды,
то пришел наконец Тот, Кто может
омыть нас и очистить, и, очистив,
открыть Богу вход в нас и вселить в
нас Царствие Его. Это совершается в
Таинстве Святого Крещения, а кто
согрешит после Крещения - в
Таинстве Покаяния. И в том, и в
другом случае от тебя требуется
покаяние. Только когда ты это
исполнишь, ты и будешь готов
принять дар, о котором молишься:
"Да приидет Царствие Твое". И
придет и воцарится в тебе Бог
благодатию Своею, и исполнит в тебе
и через тебя всякую волю Свою.
Над кем же не воцарился Бог и кто не
испытывает умным чувством души
своей, что Бог совершает в нем волю
Свою через Иисуса Христа, тот
напрасно трудится, напрасно и
живет: над таким царствует еще
прельститель диавол, а он того и не
понимает. Если мысленная душа его
не приняла еще умного чувства, что
пришло в него Царствие Божие, то ему
не следует льстить себя надеждой
спасения. Ибо разумная душа, над
которой воцарился Бог, должна
опытом познать благодать Божества,
Которое в ней царствует, и делом
являть плоды Всесвятого Духа, то
есть любовь, радость, мир,
долготерпение и прочее. Где
царствует Бог, там уже нет места
никакому действию диавола, но все
обращается на служение Богу.
Преподобный Симеон Новый Богослов
(60, 249-251).
Царство Божие приемлет только тех, которые подобны Сыну Божию. Подобие это утверждается через исполнение заповедей Божиих; исполнение же заповедей бывает от любви ко Христу (60, 264).
Те, которые хранят врата Царствия Небесного, если не увидят в христианине подобия Христу, как Сына Отцу, никак не отворят ему их и не дадут войти (60, 31).
Вход в Царствие Божие дается не за одни добрые дела, но и за веру. Видят его через рождение свыше, а получают - через добрые дела, совершаемые силою веры (60, 46).
Царство Христово приходит только к тем, - которые понимают, в чем оно состоит... Когда же оно придет и воцарится в них, делает их равноангельными (60, 252).
Какие бы добрые дела ни делал, какими бы подвигами ни подвизался и ни утруждал себя в настоящей жизни всякий человек, мудрый или несведущий, рассудительный или нерассудительный, ученый или неученый, богатый или бедный, если это не способствует к просвещению души его от немощей ее - суетно все это и бесполезно для него и оставляет душу вне Царствия Небесного, ибо в Царствие Небесное приемлются только здоровые души, не имеющие никакой немощи. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 123).
Путь, возводящий человеческое естество на Небо, есть не что иное, как отступление и бегство от земных зол, а средством к избежанию зол не что иное служит, как уподобление Богу. А уподобиться Богу - значит сделаться праведным, святым, благим и всем этому подобным. Если кто, насколько возможно, ясно напечатлеет в себе черты этих совершенств, то как бы естественным образом, без труда, из земной жизни переселится в страну небесную; потому что не расстояние отделяет Божество от человечества, и нет необходимости в каком-нибудь орудии или изобретении, чтобы эту тяжелую, обремененную и земную плоть возвести в образ жизни нетелесной и духовной. Но по разумном отлучении добродетели от порока, только от человеческого произволения зависит - быть человеку там, куда склоняются его пожелания. Святитель Григорий Нисский (17, 410).
Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые не показали в себе, что Евангельская правда больше правды подзаконной. Святитель Василий Великий (6, 348).
Как в царство диавола вступают совершением пороков, так Царство Божие приобретается упражнением в добродетелях, чистотой сердца и духовным знанием. Авва Моисей (53, 177).
Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но ищущие его всеми силами. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Авраам 53, 632).
Если желающие приобрести земное богатство терпят всякие опасности и напасти, тем более мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечным блаженством, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело... (27, 263).
Царство Небесное принадлежит не беспечным, лежащим и отдыхающим, не входящим в корчемницы, не роскошествующим и смеющимся, но плачущим, кающимся и вопиющим к Богу день и ночь: они будут утешены Утешителем. Преподобный Ефрем Сирин (27, 402).
Начнем же, наконец, возвращение, поспешим в Град Небесный, в котором мы вписаны, в котором и надлежит нам обитать (35, 28).
Ты если не будешь привязан к земле, но сделаешься Ангелом, то скоро войдешь на Небо и в Отеческий дом и даже еще прежде Воскресения переселишься отсюда и будешь обладать достоинством (39, 337).
Пусть никто не ожидает при душевном расслаблении увидеть Небо, потому что этого быть не может (46, 85).
Вечные обители не имеют конца; их не сокрушает время, они не переменяют владельцев своих, но стоят и цветут постоянно, и это несомненно, потому что нет там ничего тленного и преходящего, но все бессмертно и нетленно. Будем же употреблять свое имущество на постройку этого здания; нам не нужны будут ни архитекторы, ни рабочие; эти дома строятся руками (облагодетельствованных) бедных, хромыми, слепыми, убогими; они созидают эти обители (46, 264).
Бесчеловечные не имеют наследия в вечных обителях, во дворец Мой не входит немилосердный, недостоин небесного Чертога жестокий, не веселятся в горних обителях скупые, но только одни милостивые, сострадательные, странноприимцы, воспитатели сирот, защитники вдовиц и немощных, покровители утомленных, ходатаи за притесняемых, утешители удрученных несчастьями, благодетели нуждающихся, утешители отчаивающихся, служители немощных, опора страждущих, утешители плачущих и малодушных, отцы для тех, которые находятся в тяжелом рабстве (греху), усердные помощники находящихся в беде или нужде, союзники связанных, наставники заблудших, податели покрова нагим, поручители за должников... щедрые податели нуждающимся и нищим,- вот кто обитает в чертоге и наследует вечные блага. Святитель Иоанн Златоуст (43, 872).
Те, которые умирают прежде чем стяжают Царствие Небесное, где и когда обретут его, если отходят туда, где постоянная тьма? Итак, здесь, в этой жизни поведено нам взыскать его и обрести, стуча в его двери с покаянием и слезами. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 230).
Царство Небесное наследует та душа, которая имеет на себе печать Небесного Царя (104, 2306).
Верным Христу открыты двери Царствия Небесного, как Божие святое слово уверяет нас и святая Церковь утверждает и исповедует. И напротив, апостол преграждает вход в Царствие Небесное неисправным христианам: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?" и прочее (1 Кор. 6, 9 и 10; Гал. 5, 19-21 и в других местах). И Христос говорит: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21), Следовательно, и веры не имеют те, которые творят такие дела, которыми затворяется вход в Царство и блаженство вечное (104, 2308).
Надо иметь чистую совесть или очистить ее покаянием и тогда молиться: "Да приидет Царствие Твое". Иначе нельзя желать того и просить, если совесть, оскверненная грехами, грозит Судом Божиим и вечной мукой. Как можно молиться и сказать: "Да приидет Царствие Твое", а в совести смущаться ожиданием вечной муки? Непременно нужно оставить грехи и очиститься покаянием, сожалением и верой тому, кто хочет и просит, чтобы пришло Царствие Божие. Ибо Царствие Божие уготовано праведным и святым, и непременно приидет... Святитель Тихон Задонский (104, 2313).
Почему называются "широкими"
врата и "пространным" путь,
ведущие в "погибель" (Мф. 7, 13)?
Господь, по великому человеколюбию,
в учении истины употребляет слова и
названия предметов, нам знакомых.
Поэтому как уклониться от прямого
пути на земле можно на большое
расстояние, так, говорит Он,
уклоняющийся от пути, который ведет
в Царство Небесное, находится на
великом просторе заблуждения.
Отчего "тесны" врата и
"узок" путь, ведущие в жизнь, и
как входит ими человек (Мф. 7, 14)?
И здесь "узкое" и "тесное"
означают не что-либо разное, но
слово "тесный" выражает высшую
степень узкости, когда путь до того
сужен... что опасно всякое уклонение
и вправо и влево, как на мосту, с
которого куда ни сверни, упадешь в
реку. Поэтому Давид говорит:
"раскинули сеть по дороге" (Пс.
139, 6). Поэтому и тот, кто
предполагает войти в жизнь узким
путем, должен остерегаться всякого
отступления от заповедей
Господних, исполняя написанное:
"Не уклоняйся ни направо, ни
налево" (Втор. 17, 11). Святитель
Василий Великий (115. 648).
Узким путь к Царствию сделают для тебя пост, всенощное стояние, вода в меру, хлеб в скудости, очистительное питие бесчестия, насмешки, поругания, отсечение своей воли, терпение нападок, безропотное переношение пренебрежения, вменение ни во что оскорблений и навык великодушно терпеть обиды; когда оговаривают, не сердиться, когда уничижают, не гневаться, когда осуждают, смиряться. Блаженны, которые идут одним из этих путей, "ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5, 5-12). Преподобный Иоанн Лествичник (115, 648).
Вот проложены (Господом) стези к горним, уготован путь в рай. Но от начала шествия и до конца теснятся вокруг все страсти и искушения и даже при вратах Царствия всякие злострадания нападают на уверенно идущих. Преподобный Ефрем Сирин (28, 218).
"Входите тесными вратами"
(Мф. 7, 13). Тесные врата - жизнь не по
своей воле, не по своим желаниям, не
в угоду себе; широкие врата - жизнь
по всем движениям и стремлениям
страстного сердца, без малейшего
отказа себе в чем-либо. Таким
образом, врата в Царствие -
самоограничение. Стесняй себя во
всем - и это будет то же, что
напряжение или упор в дверь, чтобы
отворить ее и протесниться сквозь
нее. Как и чем себя стеснять9
Заповедями Божиими,
противоположными страстным
движениям сердца. Когда начинаешь
сердиться на кого, вспомни заповедь
Господа: "не гневайтесь" и тем
стесни сердце свое. Когда придут
блудные движения, приведи на мысль
запрещение даже и смотреть на
женщину с вожделением и тем стесни
свое похотение. Когда хочется
осудить кого, вспомни слово
Господа, что этим ты делаешь Судию
Небесного неумолимым в отношении к
тебе и тем стесни свою
заносчивость. Так в отношении и ко
всякому порочному движению. Собери
против каждого из них изречения
Божественного Писания и держи их в
памяти. Как только выйдет из сердца
какое-либо дурное желание, ты
тотчас вяжи его направленным
против него изречением или заранее
обвяжи все свои желания и
помышления Божественными словами и
ходи в них - будешь будто в узах. Но в
этих узах - свобода, или свободный
путь в Царствие Божие.
"Когда хозяин дома встанет и
затворит двери, тогда вы, стоя вне,
станете стучать в двери и говорить:
Господи! Господи! отвори нам; но Он
скажет вам в ответ: не знаю вас,
откуда вы. Тогда станете говорить:
мы ели и пили пред Тобою, и на улицах
наших учил Ты. Но Он скажет: говорю
вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите
от Меня все делатели неправды. Там
будет плач и скрежет зубов, когда
увидите Авраама, Исаака и Иакова и
всех пророков в Царствии Божием, а
себя изгоняемыми вон" (Лк. 13, 25-28).
Те, которые могут хвалиться только
внешним общением с Ним, тем, что
принадлежат к одному с Ним народу,
часто находились вблизи Его и даже
следовали за Ним, но и сердце
оставались чуждыми Ему, будут
исключены из Царствия Божия.
Напротив, даже язычники из всех
стран света будут участвовать в
Царстве Божием. Вообще будет иначе,
чем воображают это люди. Те, которых
считали последними, будут первыми,
и те, которые считали себя первыми,
в Царстве Божием будут последними,
или будут совершенно исключены из
него. Епископ Феофан Затворник (116,
166-167).
Христиане в этом мире призваны к крестоношению, а не к чести, славе, богатству, плотоугодию. Имеют они свою честь, славу, богатство, радость и сладость, но внутри себя, а не вовне - всё духовное, а не плотское. Внимали этому, возлюбленный, что вечная Истина, Христос, Господь наш говорит: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф. 7, 13-14). Видишь, какой путь безопасен: низок и смирен есть, но ведет в высокое Отечество, в Небо. Если хочешь в Отечество прийти, иди этим путем. Святитель Тихон Задонский (104, 2309-2310).
Прежде всего рассмотрим нашим
умом, кто изгонится. "Сыны
царства извержены будут" (Мф. 8, 12).
В Ветхом Завете сынами царства были
израильтяне, происшедшие от
Авраама, Исаака и Иакова. За то что
они не уверовали во Христа, их
изгнали и лишили обетованных им
благ, а вместо них введена была
церковь из язычников, собранная от
востока и запада. Но я оставлю
ветхозаветных сынов царства и
поищу таких же сынов царства в
новой благодати. Кто же является
сынами царства в новой благодати?
Это те, которые в Святом Крещении
отмечены для воцарения вместе со
Христом в Его Вечном Царстве,
которым приготовлены Богом
неизреченные блага, которым
сплетены венцы нетления, которых
призывает рай, которым отверзается
Небо, которых радостно ожидают лики
бесплотных духов и души праведных,-
вот кто есть сыны Царства. Но, о
ужас! Эти-то сыны Царства, уже
имеющие у себя обетованное Богом
Царство, уже держащие его как бы в
руках своих, они внезапно лишаются
его, отпадают и изгоняются вон.
...Не великим ли считается быть
богомольным и непрестанно
проводить время в молитвах? Не
считается ли такой наследником
Царства Небесного? Но и о таком
Псалмопевец в одном месте говорит
так: "молитва его да будет в
грех" (Г1с. 108, 7). О окаянная твоя
молитва, если она является больше
грехом, нежели молитвой, если она не
умоляет, но подвигает Бога на гнев!
Не велико ли иметь дар пророчества,
предвидеть будущее и
предсказывать? Не все ли считают
такого святым? Не называют ли его
сыном и наследником Небесного
Царствия? Однако Господь в
Евангелии говорит: "Многие
скажут Мне в тот день: Господи!
Господи! не от Твоего ли имени мы
пророчествовали? ...И тогда объявлю
им: Я никогда не знал вас" (Мф. 7,
22-23). Кроме того, и апостол говорит:
"Если имею дар пророчества, и
знаю все тайны, и имею всякое
познание... а не имею любви,- то я
ничто" (1 Кор. 13, 2).
Не великим ли считается у людей,
если кто-либо изгоняет бесов? Не
называем ли мы такого святым? Не
считаем ли его сыном Царствия? А
между тем в Евангелии и о них
пишется: "Многие скажут Мне в тот
день: Господи! Господи! ...не Твоим ли
именем бесов изгоняли?" (Мф. 7, 22).
Он же скажет: "Не знаю вас".
Не великим ли считается у людей
быть чудотворцем, переставлять
горы и творить иные знамения и
чудеса? Не таких ли следовало бы
называть сынами Царства Небесного?
Однако и о них пишется в Евангелии,
что они будут говорить: "Господи!
Господи! ...не Твоим ли именем многие
чудеса творили?" Но Господь
ответит им: "Я никогда не знал
вас; отойдите от Меня" (Мф. 7, 22-23).
Но вот еще и апостол говорит:
"Если имею... всю веру, так что
могу и горы переставлять, а не имею
любви,- то я ничто" (1 Кор. 13, 2).
Не знаю, кто такие еще и те люди,
которым в Благовестии святого Луки
говорится следующее: "Когда
хозяин дома встанет и затворит
двери, тогда вы, стоя вне, станете
стучать в двери и говорить: Господи!
Господи! отвори нам; но Он скажет
вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
Тогда станете говорить: мы ели и
пили пред Тобою, и на улицах наших
учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не
знаю вас, откуда вы; отойдите от
Меня все делатели неправды" (Лк.
13, 25-27). По нашему мнению, казалось
бы, что им-то следует быть в Царстве
Небесном. Ведь они на земле были
знакомыми Христа, ели и пили с Ним и
слушали Его учение. Однако Суд
Христов не таков: "Никогда не
знал вас,- говорит Он,- отойдите от
Меня, не знаю вас".
Не следует ли бояться того же
самого и нам, православным
христианам, нам, которые в этой
жизни были как бы знакомыми Христа
на земле, крестились во имя Его,
носили на себе Его святое имя, ели и
пили Пречистые Божественные Тайны
Тела и Крови Его и слышали Его
учение от книг и учителей? Поистине
нужно бояться, чтобы и нам не сказал
Он того же: "Не знаю вас; никогда
не знал вас; отойдите от Меня!"
Такой пример уже был. Когда
возлюбленный Им Израиль прогневал
Его своими грехами, то Он,
разгневанный, сказал им: "Вы не
Мой народ, и Я не буду вашим
Богом" (Ос. 1, 9), а прежде Бог
говорил: "Слушай, Израиль! Я
Господь Бог твой, Который извел
тебя из Египта, и вы люди Мои". Что
же думать нам, христианам, всегда
прогневляющим Его своими грехами?
Не скажет ли Он и нам того же: "Вы
не Мой народ, и Я не буду вашим
Богом"?
Не велико ли быть праведником? Не
тем ли уготовано Царство Небесное,
которые являются праведниками? Не о
них ли пишется: "Тогда праведники
воссияют, как солнце, в Царстве Отца
их" (Мф. 13, 43)? А между, тем и из них
не все получают спасение и наследие
Небесного Царства, ибо Господь
говорит: "Когда изберу время, Я
произведу суд по правде" (Пс. 74, 3).
Не дивно, что Господь придет судить
грешников, но то дивно и страшно,
что Он хочет судить и праведных, как
об этом говорит и апостол: "Разве
не знаете, что мы будем судить
ангелов" (1 Кор. 6, 3), не только
падших бесплотных, но и во плоти
сущих, мнящих, что имеют ангельское
житие? И тех, говорит он, будем
судить.
О вечное рыдание сынов Царствия,
изгнанных от наследия своего! За
что же они изгнаны будут?
Не дивно было бы, если бы изгонялись
за зло и беззаконную жизнь, как те,
которых изгоняет Апокалипсис
Иоанна: "А вне - псы и чародеи, и
любодеи, и убийцы, и идолослужители,
и всякий любящий и делающий
неправду" (Апок. 22, 15). Не дивно
было бы, говорю, если бы изгонялись
за собачью жизнь, за чародейство, за
прелюбодейство, за убийство, за
идолопоклонничество и за всякую
ложь и неправду. Но то дивно,
страшно, ужасно и исполнено многих
слез и рыданий, что изгоняются за
добродетельную жизнь. Почему же? А
потому, что творили свою
добродетель или лицемерно, или
высокоумно и гордо. Итак, будут
изгнаны или за лицемерие, или за
высокоумие. Святитель Димитрий
Ростовский (114, 374-378).
Мы же посмотрим: все ли названные
предки Христовы избавились от ада и
получили Небесное Царство? Нет,
только те из них, которые или не
согрешили, или, согрешив, истинно
покаялись; умершие же во грехах без
покаяния погибли.
Сколько же имеется в родстве
Христовом таких, которые не
согрешили? Не дерзаем исчислить
более трех, указанных в самом
Писании, где о них говорится: "Не
положил покаяния праведным Аврааму
и Исааку и Иакову, не согрешившим
Тебе" (2 Пар. 34, молитва Манассии).
А сколько покаявшихся? Иисус
Сирахов исчисляет также не более
трех, ибо говорит: "Кроме Давида,
Езекии и Иосии, все тяжко согрешили,
ибо оставили закон Всевышнего"
(Сир. 49, 5-6).
Итак, из столь многих родов - из
сорока двух - нашлось только
шестеро, в спасении которых не
может быть сомнения: трое
несогрешивших и трое покаявшихся,
прочие же под сомнением. Ибо одни из
них умерли идолопоклонниками,
другие скончались в иных тяжких
грехах, исключая разве тех, которые
покрыло неведомо для нас Божие
милосердие, и тех, которые,
происходя из тех же домов, были вне
линии прямого родства Христова,
как, например, Даниил и три отрока, а
до них Моисей, Аарон, Иисус Навин и
им подобные, а также исключая
последних совершенных святых, то
есть святого Иоакима с Анной,
родителей Богородицы, святого
Иосифа обручника и Самой Пречистой
Девы, превзошедшей святостью всех
святых. Отсюда с пользою можно
видеть, как много званых и мало
избранных. Многие находились в
родстве со Христом, но мало
получивших часть со Христом; в
книге родства записаны, а из
Христовых книг жизни изглажены. Святитель
Димитрий Ростовский (114, 857-858).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |