СПАСО-ЗЕЛЕНОГОРСКАЯ ОБЩИНА.

СПАСО-ЗЕЛЕНОГОРСКАЯ ОБЩИНА.

Из книги "Адрес-календарь" Нижегородской области.

Спасо-Зеленогорская Община находится в Нижегородском уезде Нижегородской Епархии, расстоянием от Нижнего-Новгорода в 85 верстах. На месте общины был Спасо-Белогорский мужской монастырь основанный в половине XVII в. иноком Ионою, в Мордовском Елховском угодьи, при речке Пасмуровке, на Белой горе. Иона воздвинул в монастыре храм в честь Нерукотвореннаго Спаса. Поэтому случаю в 1653 году он обращался с просьбою к Царю Алексею Михайловичу и получил указ и грамоту (вероятно храмозданную) от патриарха Никона. По построении церкви обитель получила название Спасской пустыни Белой горы. В начале иноки терпели нужду в содержании. При строителе Феодосии монастырь, по прошению иноков и по жалованию от Царя Алексея Михайловича, пользовался бортнями при Каржалейском враге, на Белой горе с оброчным в казну взносом: по 1/4 пуд. меду, по 1 1/2 деньги, да по 1/4 куницы, а деньгами за сии куницы по два алтына, по три деньги с полушкой. В 169З году указом Царя Алексея Михаиловича, по прошению игумена Афанасия с братиею в 90 человек, повелено отмежевать на пропитание и строение Спасо-Белогорской пустыни вблизи лесу на две квадр. версты со всеми угодьями, а бортними знаменами пользоваться безоброчно. Монастырь увеличился. В нем было три церкви: во имя Спаса Нерукотвореннаго, Казанской Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца, с приделом Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца-две пятиглавыя, третья об одной главе и колокольня. На первом древнем плане монастыря видно в нем много деревянных зданий. на другом плане значились только два деревянных строения. Монастырь окружен был каменною стеною с башнями. До издания штатов в 1764 году, под ведением монастыря находились 113 душ. После того монастырь оставался еще несколько лет на своем содержании и в конце прошлого столетия был упразднен. Кроме основателя инока Ионы и строителя Феодосия в нем было семь игуменов и восемь архимандритов. Из синодика монастырского, временем. Царя Алексея Михайловича, видно, что при Белогорском монастыре, кроме игуменов и архимандритов, похоронено около трехсот иноков и сто тридцать схимонахов. По упразднении монастыря, церкви его, по прошению крестьян, обращены в приходские, а окружавшая его слобода Спас-Белыя горы переименована в село Спас-Зеленыя горы. В 1840-х годах, из числа означенных на древнем плане зданий, оставалась в целости при воротах ограды одна каменная богадельня, из церквей же-одна деревянная пятиглавая, построенная в 1664 году; ни другой пятиглавой церкви нет, хотя и заметны следы ее развалин. Бывшая при ней колокольня доселе в целости. Монастырская стена служит церковною оградою при сельской Спасской церкви. С 1800 года, на месте бывшего монастыря, началась и постепенно образовалась женская община. О первоначальном основании женской общины немного имеется сведений и они связываются с жизнью блаженного старца Саровского Серафима. Поселившись в 1778 году в Саровской пустыни, Серафим, по поручению братии. почти каждогодно приезжал на Зеленогорскую ярмарку, для закупки меду и нужных обители вешей. Бывавши здесь, они всегда обхаживал место, где находился упраздненный мужской монастырь и скорбел о запустении его. Однажды, во время прогулки своей, Серафим заметил небольшую келью в углу монастырской ограды, в которой поселился какой-то человек, для спасения души своей. Он возрадовался духом, прозревая в этом событии начало возрождения обители. Предчувствие Серафима оправдались. С 1800 года, по благословению Преосвященнаго Архиепископа Нижегородского Вениамина, здесь стали жить: вдова Мавра Матвеевна, Стефанида Корниловна, Татьяна Макарьевна, Татьяна Петровна и Ульяния Михайловна. Жизнь обитательниц, по сказанию проживающих еще и доселе в общине современниц, была по образу келейной монастырской жизни и отличалась необыкновенною простотою. Утешением и лекарством в болезнях считали они для себя употребление трав: зверобоя, душицы и липового цвета; чай употребляли весьма редко, а в прочем содержались чрез Христово подаяние. Старец Серафим содействовал им своими молитвами, советами и другими разного рода пособиями, до своей блаженной кончины ( 1839 г.). Жилища келейниц именовались Спасо-Зеленогорсной богадельней. С течением времени богадельня стала умножаться обитательницами. Построены были и другие кельи в ограде. Сестры стали собираться на общую молитву и за правило в трапезу, а к богослужениям ходили в приходскую церковь, за неимением своей. Приходский с. Спаса Зеленых гор священник был их, духовным отцом. Они имели общий стол и одежду, занимались печением просфор для приходской церкви.В 1816 году девица Стефанида Корниловна изъясняла в прошении своем к Нижегородскому Епархиальному начальству, что тому уже 15лет протекло, как она, с подобными ей девицами и вдовицами имеет проживание в „Общине", в устроенных в ограде монастырской келиях и что их ныне до 25 человек. В 1842 году 12 июня, по ходатайству Нижегородского Епархиального Начальства, указом Святейшего Синода, обитель утверждена уже общиною и с Высочайшего соизволения удостоились быть принятою под покровительство духовного и гражданского начальства наравне с другими богоугодными заведениями и дозволено ей всякие приношения и пожертвования принимать на имя свое и акты на пожертвования совершать тем порядком, который установлен, для православных монастырей.

В общине находятся: 1) Церковь деревянная, на каменном фундаменте, в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, пятиглавая, однопрестольная; она осталась от упраздненного мужского монастыря и была построена, по сказанию рукописи "черным попом Ионою" от сотворения мира в 7161 году, а от Рождества Христова в 1653 году; церковь существует в первоначальном своем виде, но с некоторыми незначительными изменениями, как напр.: по сказанию старожилов, при неоднократных поправках ея, при ней уничтожены галерея около нее, служившая, вероятно, для крестохождений, а в 1880 году переправлены главы и кресты и обиты белым железом, подведен каменный фунмент, обита новым тесом, прежняя окраска ея под кирпич заменена белою; в 1881 году выштукатурены стены в алтаре; по упразднении муж. монастыря до 1861 года принадлежала Зеленогорскому приходу; в 1861 г., распоряжением Епископа Нектария, была закрыта, как назначенная к перенесению из монастырской ограды на другое место в 1864 г., по указу Святейшаго Синода, как иноческое достояние возвращена обители. 2) Церковь каменная двухэтажная, в честь Божия Матери Споручницы грешных; в теплом приделе в ней, отделенном капитальною стеною, престол во имя, Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; в нижнем этаже церкви был храм, в честь Успения Божия Матери, но нарушена от сырости в семь этаже и ныне производится здесь чтение псалтири: рядом же с сей моленной помещается общинская трапезная; церковь построена в 1849 году на благотворительную сумму. Колокольня в связи с сею церковью каменная, с келию под ней высотою до 9 саж., с шестью колоколами: большой в 102 пуд.

Достопримечательности в общине: 1) Св. Икона Успения Божия Матери, копия с чудотворнаго Киево-Печерскаго Образа, в среблопозлащенной ризе, с восемью частями Св. Угодников Божиих, имена которых означены на серебреной дверце. которой затворяется Св. Икона; жертва Нижегородской купчихи Татьяны. Ипполит, Пятовой. 2) Св. Икона Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, с чеканными но сребропозлащенной доске ликами святых и с частями Св. мощей Муромских Чудотворцев. 3) Животворящей Крест Господень небольшого размера, сребропозлащенный, с 35 частями Св. Мощей Угодников Божиих, имена коих означены на оборотной стороне Креста, а на икон, в которую вложен крест, лики сих угодников Божиих; икона написана иконописью, со словами в верху: „Аще зерно пшеничное не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, то мног плод сотворит," и „Хранит Господь вся кости их и ни едина от них сокрушится;" икона с Крестом писана усердием купеческаго сына Григория Ветошкина и пожертвована обители супругою его Санкт-петербургскою купчихою, Марьею Ивановною Ветошкиною; мерой 12Х9 вершков 4) Животворящей Крест кипарисный, резной работы, с частями Св. Мощей Угодников Божиих: Св. Михаила Киевскаго, Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, Царя Константина, Феодора Стратилата и-часть от гроба Св. Иоанна Милостивого; резан в 1836 г., как гласит надпись на нем. иеродиаконом Саровской пустыни Ефремом, для иеромонаха той же пустыни Илариона, и получен обителью от сестры Ефрема, старицы Параскевы; находится в Спасской церкви, в алтаре, над жертвенником. 5) Древняя икона Успения Божия Матери, оставшаяся от упраздненного монастыря; писана иконописцем Сергием в 1741 г, авг. 1 дня, по обещанию монаха Игнатия, при архимандрите Адриане, местная в Спасской церкви; мр. 8х7 вершж. 6) Икона Тихвинской Божия Матери, ценная по украшению, в сребропозлащенной ризе, украшенной 74 цветными камнями и звездами, жертвованной в С.-Петербурге сборщице Екатерине Ивановне; вес. 6 1/2 ф„ Ценностью в 500 рубл. 7) Сребро позлащенная пятиугловая дарохранительница, с Голгофою и распятием; дар С.-Петерб. купца Рогова. 8) Древние акты в ризнице: а) челобитная, на имя Царя Алексия Михайловича, строителя Феодосия с братиею о бортних знаменах, в которой упоминается об основании в пустыни храма 7168 г. (1660) б) письмо на пустошь по речке Пасмуровке 1667 г. в) запись запродажная на ту-же пустошь 7175 (1667 г.) г) письмо Казакова к строителю Феодосию о той-же пустоше 7175 (1667) д) променное письмо Глеба Исаева, сына Омонева, игум. Павлу на луга и мельницу по р. Пасмуровке 7190 (1682 г.). е) Челобитная игум. Макария на Борисовских крестьян 7195 (1687 г.). ж) Письмо Омонева к игум. Павлу 7196 (1688 г.). з) Рукопись, писанная при арх. Адриане, с подписом его руки 7196 (1688 г.). и) Явочная игумена Макария 7199 (1691).

1) Челобитная игум. Макария на крестьян с. Борисова 7200 (1692). к) Челобитная игум. Макария на тех же крестьян 7195 (1700). л) Приказ Бориса Петров. Шереметева на челобитную арх. Иосифа старости села Троицкаго. Борисова поля тож, о не причинении обид монастырским людям 1708 г. м) Челобитная арх. Иосифа Петру Самуиловичу Салтыкову на Мигаловских крестьян 1713г. н) Прошенное письмо игум. Павлу 1718 г. о) Рукопись, писанная при арх. Варсонофии 1718г. и) Челобитная арх. Иоасафа Шереметеву 1723 г. р) Прошенное письмо поручика Журинскаго арх. Феофилавту 1730 г. и с) Письмо Доможирова игум. Феодосию на пустошь по р. Пасмуровке, без назначения года. 9) Два Синодика в 1/4 дол. листа, полууставные, с киноварью, в кожаных переплетах. 10) Два плана древнего монастыря: один 1741 г. 11) Железные вериги весом около 10 фунтов.

Здания общины: 1) Корпус деревянный, на каменном фундаменте двухэтажный, с небольшим при нем садиком; в нем проживают начальницы и казначея. 2) Корпус деревянный на каменном фундаменте, с четырьмя келиями; в нем находятся образная, просфорная и псалтирня. 3) Корпус деревян. на кам. фундаменте, с тремя келиями; помещается пекарня. 4) Корпус каменный двухэтажный, о двух келиях, предназначенный для пекарни, о) Корпус деревянный, двухэтажный, на каменном фундаменте; проживают сестры, несущие разные послушания. 6) Корпус деревянный одноэтажный с двумя келиями; живущие в нем сестры проходят послушание амбарниц 7) Корпус деревянный, на кам. фунд., двухэтажный с шестью келиями с складочным, при нем экипажным сараем. 8) Келья, при вратах общины, деревянная одноэтажная в которой проживает вратница обители; при ней находится конный двор, с необходимыми при нем службами. 9) Службы: а) три амбара б) два каменных погреба с деревянными напогребницами и колодезь. В юго-восточной стороне обители имеется общинское кладбище, на котором покоятся сестры общины, а начальницы хоронятся около церквей: на кладбище примечательны две могилы; а) диакона приходской Зеленогорской церкви Владимира Алексеевича Крутовскаго с семсйством; о. диакон Крутовский каждогодно приобщался Св. Таин, подавал милостыню. носил вериги и вообще вел жизнь благочестивую, народом почитался за блаженного; он скончался после-же приобщения С'в. Таин за литургиею, во время крестного хода, в поле, в диаконском облачении. б) Старицы Ирины Лазаревны; из имеющегося в общине рукописного жизнеописания ея, составленного иеромонахом Дамаскиным, видно, что она тайно ушла от мужа своего в обитель, где подавала тайную милостыню и имела ко всем безграничное послушание. Община ограждена со всех сторон каменными стенами, оставшимися после упраздненного монастыря, с двоими воротами с северной и южной сторон; длина стен 144 саж., высота 4 и 4 1/2 саж.

Средства и угодья обшины: 1) Капитала в % бум. 7735 р. 2) Земли под монастырским погостом 1 дес. 1957 саж. 3) Луговой земли с кустарником, Высочайше пожалованный из Абрамовских дач в 1872 г., 80 дес. 4) Рогалевская дача, с строевым и дровяным лесом, при р. Сереже, в 4 вер. от общины, пожертв. крест. Алексеем Воиновым, в 131 дес. 196 саж. 5) Дача г. Запольской, с лесом и др. угодьями, но р. Сереже, в 3 1/2 вер. от общины, дарственного колл. ассес. Николаем Васильевичем Смирновым, в колич. 100 дес. 963 саж. б) Пахотной земли при с. Чегодаевке под названием „Чегодаевский хутор," в 3 вер. от обители, пожертв. крестьян, с. Вада Пелагеи Ивановн. Халтуриною, 216 дес. 1000 саж. 7) ветряная мельница о трех поставах, пожерв. крестьянкою с. Елховки Ириною Приданиною, находящейся при с. Зеленых горах. 8) Небольшой пчельник. 9) Хутор на Чегодаевской земле, с колодцем и небольшим прудиком. 10) Две лесныя караулки в Рогалевсвой и Човакинской дачах. 11) Скотный двор в Запольской даче, с службами и колодцем. 12) Два подворья: а) в Нижнем Новгороде дом, со всеми необходимыми службами, полученный по духовному завещанию от тит. советн. Алекс. Васильевны Никольской, находящиеся близ. Трехсвятительской церкви, в Ново-немецкой улице; б) дом с необходимыми при нем службами в г. Арзамасе, подаренный с Высочайшего соизволения казачкою войска Донского Новочеркасскаго округа, Михайловской станицы, Пелагиею Алексеевною, нынешнею начальницею общины. Внутрснний порядок обители совершается по правилам, утвержденым Свят. Синодом в 1843 году, для православных женских общежитий. Кроме общих послушаний сестры общины занимаются: украшением икон фольгой и цветами, шитьем священных облачений, вязанием ботинок и чулок, пряденьем и точею холстов, мастерствами башмачным и портным.-для обители, а в летнее время огородничестном и полевыми работами. В обители проживают до 5 сироток-девочек, которые под руководством священника и старших сестер обучаются грамоте и рукоделью. С основания община управлялась начальницами, избираемыми с согласия сестер, и утвержденные Епархиальным начальством, которые находились под главным надзором Игумении Крестовоздвиженскаго монастыря Веры и благочинного из 6елаго духовенства. С 1858 г. обитель изъята из ведения вышесказанных лиц, и начальническая должность поручена монашествующим лицам женскаго пола. С первой начальницы в обители Стефаниды Корниловны, всех начальниц в общине было четыре; нынешняя Пелагия Алексеева по счету 5-я.

СОСТАВ СЕСТЕР ОБЩИНЫ: Начальница Пелагия Алексеева Скрыпкина 54 л., дом. образование из девиц. воен. вед.; с 1850 г. в послуш.; 1865 г. казн.; 1883 г. началн.

КАЗНАЧЕЯ - Анна Степанова Молева 59 л.
Благочинная-Наталья Алексеева Харитонова 53 л.
Проч. прожив, по указ. . 69 чел.
Прожив, по увол. вид. . 63 чел.
Всего . . .135 чел.
Адрес: Чрез г. Арзамас, в Зелено-горскую общину.

на начало раздела
поэтому обязательно пройдитесь языком по краю, посасывая мочку уха.