Канавка Царицы Небесной

КАНАВКА ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ

Есть одно, особенно-священное место в обители,
место утоления всякой скорби и печали - это К а н а в ка
Священник Василий Тигров

Святая Дивеевская земля, избранная Самой Царицей Небесной в Свой последний четвертый удел на земле, много содержит в себе чудесного. Широко распространилась слава об этом удивительном угол ке святости и милости Божией Матери к роду человеческому. Среди многих святынь Дивеева особенно ярко сияет Святая Канавка Царицы Небесной. Находясь в центре монастырской территории, она представляет собою молитвенное, духовное сосредоточение всей святыни Четвертого удела Богоматери, его сердце. Не случайно особые пророчества связаны со Святой Канавкой и местом бывшей Мельничной общины Матери Божией и Батюшки Серафима, внутри нее находящейся, а также предсказанной будущей здесь Киновией Великой Дивеевской Лавры. История Канавки, излагаемая ниже, тесно переплетается и с житием первоначальницы Дивеева матушки Александры и с обетованиями, данными ей Самой Царицей Небесной. Некоторые из этих пророчеств уже исполнились в судьбе Мельничной обители, отражающей как расцвет духовной жизни (при условии исполнения всех заповедей Преподобного Серафима), так и упадок в смутные времена при забвении данных Свыше заповедей. Исполнились обетования Царицы Небесной и при возрождении обители в виде Монастыря как в 1860-е годы, так и в 1990-е. Засвидетельствованы они молитвенным исповедническим подвигом многих православных в послереволюционные 1920-1970-е годы. И теперь, усердными трудами, с немалыми препятствиями, возрождается прежняя Святая Канавка такой, как заповедовал ее Преподобный Батюшка Серафим.

ОСНОВАНИЕ ОБИТЕЛИ МАТЕРИ БОЖИЕЙ - ЕЕ ЧЕТВЕРТОГО УДЕЛА. ПЕРВОНАЧАЛЬНИЦА МАТУШКА АЛЕКСАНДРА И ОБЩИНКА ПРИ КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ (1760 - 1827 гг.)

Около 1758 года прибыла в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь некая богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской губерний, вдова подпоручика Агафия Симеоновна Мельгунова со своей трехлетней дочерью и приняла монашество с именем Александры. Здесь ей было видение Божией Матери, в котором Царица Небесная повелела матери Александре идти на север России. Там укажет место, где Она оснует обитель, на которую низведет все благословения Божии и Свои, со всех трех жребиев Ее на земле: Иверии, Афона и Киева. Мать Александра не сразу решилась предаться вере во все слышанное и виденное. Но посоветовавшись с богодухновенными отцами Киево-Печерской Лавры безбоязненно пустилась в путь, указанный ей Богоматерью. По дороге в Саровскую пустынь, не доходя 12 верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. Усталая, она сидя уснула и снова было ей видение Божией Матери, указавшей ей, что это место и есть то самое, которое Она повелела искать. Царица Небесная сказала матери Александре: "живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это... Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной..." После сего мать Александра в великой радости пошла в Саровскую пустынь и просила вразумления у старцев, которые посоветовали ей исполнить все указанное ей Царицею Небесною и благословили поселиться в двух верстах от села Дивеева в деревне Осиновке. Здесь вскоре заболела и скончалась ее 9-10 летняя дочь. Потеряв последнюю нить, связывающую ее с миром, матушка Александра отправилась в свои поместья, чтобы окончательно распорядиться своим имуществом и имениями. По завершении дел, около 1767 года, мать Александра вернулась и поселилась в селе Дивееве у приходского священника о. Василия Дертева. Она выстроила себе келью на его дворе и прожила в ней 20 лет. В 1775 году мать Александра приступила к постройке каменного храма в селе Дивееве во имя иконы Казанской Божией Матери на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. Храм был закончен постройкой и освящен в 1780 году, а незадолго до своей кончины в конце 1788 года мать Александра решилась устроить общину, чтобы вполне исполнить все приказанное ей Божией Матерью. Община обосновалась на земле, пожертвованной для этой благой цели помещицей Ждановой вблизи Казанской церкви. Мать Александра построила здесь три кельи с надворным строением и оградила деревянною оградою. Строго исполняя все трудности Саровского устава, матушка во всем руководствовалась советами Саровского строителя отца Пахомия. Зная наперед о приближении своей кончины, мать Александра просила отца Пахомия не оставлять и не покидать неопытных послушниц ее, а также позаботиться в свое время об обители. Отец Пахомий, ссылаясь на преклонность своих лет, предложил матушке обратиться с этой просьбой к бывшему при нем молодому иеродиакону Серафиму. Мать Александра, уже тогда провидя в нем великого подвижника, а также за послушание отцу духовному, повторила свою просьбу отцу Серафиму. За неделю до кончины, в начале Петрова поста (начало которого в тот год пришлось на 4 июня) мать Александру постригли в великий Ангельский образ (схиму) с именем Александры. В день кончины она приобщилась Святых Таин и блаженно отошла ко Господу 15 июня 1789 года. После смерти первоначальницы Дивеевской общинки матери Александры осталось три послушницы. Выбирая между собою старшую, они поставили на место начальницы Анастасию Кирилловну, которая в продолжении семи лет собрала в общинку до 52 сестер. Управление ее ничем особенным не отличалось, но прошло прекрасно, тихо, с соблюдением установлений матери Александры. Во всем она благословлялась у духовника отца Пахомия, который до последнего дня своей жизни продолжал отечески заботиться о послушницах Дивеевской общинки. С кончиною Строителя Пахомия в 1794 году общинка потеряла своего заботливого отца. Батюшка Серафим в то время начал свою затворническую жизнь и не мог заниматься делами общины. В 1796 году скончалась Анастасия Кирилловна, и начальницею общинки по выбору сестер была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. Чрезмерно суровая строгость Ксении Михайловны настолько не понравилась сестрам, что из 52 выбыло в первый год ее управления 40 человек, но затем стали прибывать новые, так что в 1825 году в названной общинке снова собралось до 50 сестер. Начиная с 1822 года они стали обращаться за духовными советами к Батюшке Серафиму, не вышедшему тогда еще из затвора, но начавшему принимать посетителей.

ОСНОВАНИЕ БАТЮШКОЙ СЕРАФИМОМ В 1827 ГОДУ МЕЛЬНИЧНОЙ ДЕВИЧЬЕЙ ОБЩИНЫ МАТЕРИ БОЖИЕЙ

В 1825 году потребован однажды к себе Батюшка Серафим М. В. Мантурова и отправил его в Дивеево, дав ему колышек, сказав: "как придешь, стань там напротив самого среднего алтарного окна Казанской церкви, отсчитай столько-то шагов ... тут будет межка; от нее ... отсчитай столько-то шагов и придет пахотная земля; потом отсчитай столько-то шагов и придет луговина; тут... в срединке-то самой этот колышек и вбей..." Михаил Васильевич все исполнил, а через год и еще четыре колышка по углам вбил вокруг, и камешками обсыпал. Позже, в 1826 году на этом самом месте возникла мельница-питательница Дивеевских сирот. Батюшка Серафим, преуспевая в монашеских подвигах, достигши полного благодатного внутреннего и внешнего озарения, решился исполнить завещанное ему матушкой Александрой и заняться благоустроением Дивеевской общины. Он желал научить сестер простоте жизни и легчайшему приобретению благодати Духа Святаго именно тем способом, каковому и сам из многолетней собственной благодатной опытности научился, но начальница Ксения Михайловна не согласилась, говоря, что им уже дан устав строителем Пахомием, и она надеется, что через соблюдение его она и ее сестры спасутся. Тогда Батюшка Серафим оставил их и обратился к прежнему пустынножительству успокоенный, что заповеданное ему великою старицею матерью Александрою более не лежит на его совести. Однако Матерь Божия явилась ему и сказала: "Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии - монахини Александры? Ксению с сестрами ея оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить ее: ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Л укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве: и на нем устрой эту обетованную Мною обитель Мою. А в память обетования ей, даннаго Мною, возьми с места кончины ея из общины Ксении восемь сестер". И сказала ему по именам, которых именно взять, а место указала на востоке, против алтаря Казанской церкви. И указала, как обнести это место канавою и валом, и чтобы это было сделано трудами сестер общинских. А с сих восьми сестер повелела ему начать обитель сию, Ея четвертаго вселенскаго жребия на земле, для которой приказала из Саровского леса срубить двухпоставную ветряную мельницу и первые кельи, а потом соорудить в честь Рождества Христова двухпрестольную церковь для сей обители, приложив оную к паперти Казанского храма, на месте, где Она являлась монахине Александре. И дала ему для сей обители устав, и за непременное правило поставила заповедь: чтобы в обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдова, а принимались лишь одни девицы/ на прием которых Сама Она изъявит Свое благоволение, и обещалась быть Всегдашнею Игумениею сей обители Своей, изливая на нее все милости Свои и благодать всех благословений Божиих со всех Своих трех прежних жребиев. Явление это было 25 ноября 1825 года. Батюшка Серафим впоследствии говорил, что ни одной девицы в эту общинку по своему личному желанию, избранию или усмотрению не принимал, а хотя и принял иных, но когда Матерь Божия не одобряла его выбора, возбраняла ему в том, то он уже не держал их более тут, а отсылал в общинку Ксении Михайловны. 9 декабря 1825 года Преп. Серафим начал в лесу валить деревья - заготавливать материал для мельницы. За эти бревна он заплатил Саровскому монастырю из своих денег. Ровно через год бревна были перевезены в Дивеево и 9 декабря 1826 года, на чужой тогда земле господ Баташовых, обещанной Батюшке Серафиму одной из владелиц, состоялась закладка мельницы. Весною 1827 года начали строить мельницу, а летом 7 июля она замолола. Сюда Батюшка Серафим перевел семь сестер из общины матери Александры. До глубокой осени жили эти сестры на мельнице, не имея еще келий. В конце октября сестры построили свою келью, в которой они и поместились все, а через три года Батюшка Серафим приобрел для них житницу и поставили ее против кельи. После сего он благословил им строить другие кельи для вновь приходящих сестер. К 1833 году у них уже было 19 келий, в которых жили 73 сестры. Около года, по заведении Мельничной общины, сестры ходили на трапезу в прежнюю обитель и немало им было скорби от таких странствований. Потом Батюшка Серафим благословил им печь хлеб и варить квас у себя. Позже по благословению старца в общине стали готовить снить, отваривая ее в воде с солью. Сестры должны были вести строгую жизнь и заниматься, кроме духовных подвигов, физическими трудами. Жили мельничные сестры по уставу данному Самой Царицей Небесной. В храм сначала ходили в приходской Казанский а к 1829 году был устроен по благословению Матери Божией отдельный для сестер придел во имя Рождества Христова, а позднее в 1850 году придел во имя Рождества Богородицы в подклете. Для духовного руководства Батюшка Серафим поручил всех сестер Мельничной общинки новому Дивеевскому священнику о. Василию Садовскому, который имел в то время от роду 24 года и окончил год назад курс Нижегородской семинарии. Надев на него свои поручи. Батюшка Серафим назначил его быть духовником сестер, говоря, что на это есть воля Божия, Царицы Небесной и его, отца Серафима, благословение. Обе женские общины, хотя и разнохарактерные, но самостоятельные, нисколько не мешая друг другу, жили в совершенном мире и согласии.

УСТРОЕНИЕ СВЯТОЙ КАНАВКИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1829 - 1855 гг.)

В пост 1829 года (с 25 февраля по 14 апреля ст. ст.) наконец пришло официальное распоряжение Баташевской конторы о жертве Дивеевской обители трех десятин земли, по просьбе Батюшки Серафима и по обещанию генеральши Постниковой. Радости Батюшки Серафима не было конца. Ведь единственное не исполненное из приказания Царицы Небесной было то, что Мельничная община все еще не была обнесена канавою и валом. Сразу по получении утешительного известия Батюшка Серафим дал кадочку меда Михаилу Мантурову и приказал, чтобы все сестры собрались и, когда обойдут эту землю, то скушали бы мед с мягким хлебом. Когда же начнут обходить эту землю, то ввиду глубокого снега, запаслись бы камушками и клали их между колышками, расставляемыми землемером. Батюшка Серафим говорил, что когда растает снег, то колышки упадут и некоторые затеряются или на другое место вода снесет, а камушки останутся на своем месте. Приказание это было в точности исполнено. Весной Батюшка Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, при чем должны были присутствовать Михаил Мантуров, отец Василий и старшие сестры. Землю опахивали по уложенным по меже камушкам, так как многие колышки действительно затерялись или оказались на других местах. Когда же земля высохла совершенно, Батюшка Серафим приказал по заповеди Матери Божией обрыть ее канавою в три аршина глубины и в три аршина ширины/ и повелел вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина, говоря: "Вы и землю-то когда роете, не кидайте так и никому не давайте, а к себе в обитель... и складывайте". Для укрепления вала он велел на склоне насадить крыжовник. Но сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой для них работы. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: "Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав Батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Толь ко лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка". Другая сестра из Мельничной общины была накануне у Отца Серафима в Сарове и, проработав, ночевала в его пустыньке: не пустил он ее уйти в Дивеево. А на утро, чуть свет, посылает: "Гряди, гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть; я там был и сам начал ее". Шла она и недоумевала, когда же это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит, а сестры ей наперебой рассказывают, что на заре видели здесь Батюшку. А она им - свое рассказывает. Дивны дела Твои, Господи! Аршин (71 см), прокопанный Преподобным, и стал началом Святой Канавки.

Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, со всем старанием принялись копать заповеданную Канавку. Это было перед праздником Святой Троицы (2 июня ст. ст.). Петом и зимой рыть не переставали. Огонь брызгал от земли, когда топорами ее рубили, но Батюшка Серафим не велел останавливаться. Когда дело не шло на лад, он просил хоть на один аршин или хотя бы и на пол аршина рыть, только бы почин сделали, а там после дороют. Батюшка Серафим торопил сестер быстрее закончить работу с рытьем Канавки потому, что предчувствовал свою близкую кончину.

Свой тяжелый трехлетний труд сестры завершили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2/15 января/ последовала блаженная кончина Батюшки Серафима. Святая Канавка была выкопана действительно во многих местах на 1-2 аршина и больше ее никогда не копали до требуемого размера. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке, по словам Батюшки Серафима, должен был разместиться теплый Собор.

ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СВЯТОЙ КАНАВКИ И ПРОРОЧЕСТВА О НЕЙ ПРЕПОДОБНОГО БАТЮШКИ СЕРАФИМА

Преподобный Батюшка Серафим, исполняя указания Самой Царицы Небесной, велел сестрам свято соблюдать заповеди и устав, данный Ею для Мельничной общинки. Он говорил, что монастырь станет Лаврой, а это место, обнесенное валом, будет Киновией. Как в Иерусалимский Храм вошла Пречистая Богородица в сопровождении лика девственниц и введена была во Святая Святых, так Сама Она - прообразованная "Ковчегом завета", - указана Батюшке Серафиму, чтобы только девицы принимались бы в место будущей Киновии.

Батюшка Серафим приказан вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила; Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста. О значении Святой Канавки Преп. Серафим говорил: "Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!" Как будто что-то непонятное и даже страшное слышится в этих словах, а на самом деле в них великий смысл. Идти по той тропе, где шествовала Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева, идти по Её следам, это значит - вступить в сферу небесной славы, чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной Владычицы. Идти по этой тропе, читать архангельское приветствие: "Радуйся, Благодатная", и представлять, что Она, Честнейшая Херувим, здесь, пред тобою, слышит твое приветствие и отвечает тебе милостивым к тебе вниманием и Своею любовию - не достаточно ли этого, чтобы утолилась здесь всякая скорбь и сердце исполнилось бы всякой радости? Вот почему так почитают все Канавку, и считают святой обязанностью походить по ней, особенно в горе, несчастье и болезни; причем одни проходят один раз, другие три раза подряд, стараясь непременно прочитать 150 раз: "Богородице Дево, радуйся". Рвут на память, а также на исцеление травку и цветы, в том числе больной скотине. Берут и землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: "Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!"

ДАЛЬНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СВЯТОЙ КАНАВКИ ОТ БЛАЖЕННОЙ КОНЧИНЫ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА И ДО ОТКРЫТИЯ ЕГО СВЯТЫХ МОЩЕЙ (1855-1905 гг.)

2/15 января 1855 года Батюшка Серафим отошел ко Господу, оставив свою новоустроенную обитель под покровом Божией Матери. Вновь образовавшаяся община имела некоторые отличия от прежней Казанской: в той были и вдовы, и девы, в этой - только девушки; там допускалось одиночное житие, а здесь - обязательно общежительное; там был исполняем устав Саровский, насколько он был усвоен первоначальницами, а здесь уже положен в основание свой молитвенный и деятельный устав. Для той общины наставником и руководителем в деле благоустройства и нравственных подвигов был Саров и его настоятели, а для этой - Царица Небесная и наставления Преподобного Серафима. На одном клочке земли, как две родные сестры, были эти две общины. Они свято хранили свои первоначальные предания, живя каждая своей жизнью. Сестры Мельничной общины заботились о поддержании Святой Канавки, укрепляли стенки, выметали сор.

Однако Мельничная девичья, просуществовав 15 лет, в 1842 году была насильственно присоединена к Казанской общине. В объединенной Дивеевской общине при слабохарактерной начальнице Ирине Прокофьевне Кочеуловой всем стал заправлять "чуждопосетитель" Саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев (впоследствии иеромонах Иоасаф и схиигумен Серафим). Он ненавидел Мельничную девическую общину, как противящуюся его честолюбивым замыслам, и начал постепенно, под всевозможными благовидными предлогами уничтожать все, заповеданное Царицей Небесной через Преп. Серафима. Он перенес мельницу за пределы Канавки и снес все корпуса кельи, которые были выстроены по приказанию Батюшки Серафима, и построил свои, новые и все задним фасадом к Святой Канавке, с твердо выраженным намерением постепенно засыпать ее всяким сором и впоследствии совершенно заровнять. Уход за Канавкой совершенно прекратился, и она стала быстро заплывать грунтом. Вопреки завещаниям Батюшки Серафима, через Канавку были сделаны мосты и переходы, а жилые строения начали выносить за ее территорию, чтобы никто не жил на месте старой Мельничной общины. В 1850-е годы по Канавке уже ездили на лошадях и в экипажах. Такое бедственное "антихристово" по словам Преподобного, время продолжалось до 1862 года, когда устроился Серафимо-Дивеевский монастырь, а в Игумении была выбрана Елизавета Алексеевна Ушакова, в монашестве Мария. При ней началось постепенное восстановление всего, заповеданного Царицей Небесной. Мосты и переходы были уничтожены, возобновили очистку Святой Канавки от сора. Видимо/ с этого времени (с 1860-х годов) начали посыпать дорожку по валу желтым песком. Вал тогда уже сильно оплыл и уменьшился.

Также и сам Канавка уже не имела первоначальной глубины и ширины. Ежедневно все сестры ходили по Святой Канавке вечером, а кто на послушаниях - когда сможет. Паломник 1920-х годов рассказывает: "по Канавке медленно двигались безмолвные фигуры инокинь, перебирая четки и тихо шепча молитвы. Дорожка пролегала по хорошо утрамбованной насыпи, обсаженной деревьями. Склоны насыпи поросли травой и полевыми цветами, которые оберегались как святыня". При этом читали полтораста раз "Богородице Дево, радуйся..." На каждый десяток читали "Отче наш " и поминали живых и умерших. Что представляла собой Киновия, находившаяся внутри Святая Канавки? Около широкого въезда стояла Тихвинская церковь. Первый полуподвальный ее этаж был каменный, а второй, бельэтаж - деревянный. Здесь размещались три престола: Тихвинской иконы Божией Матери, Михаила Архангела и Всех Святых. Дальше вглубь территории стояли корпуса, где жили клиросные сестры, а также вязальный и иные корпуса, где сестры и жили, и занимались рукоделием. В центре находилась перевезенная из Сарова ближняя пустынька Преп. Серафима, в ней дивеевские сестры читали Псалтирь. Юго-восточную часть занимало монастырское кладбище. Там была часовенка, служившая мертвецкой. Здесь же была знаменитая Преображенская церковь, построенная в 1855 году Дарьей Михайловной Каменской (монахиней Дорофеей) в память о ее сыне, скончавшемся вдень Преображения Господня. Особенность этой церкви заключалась в том, что алтарь ее был устроен из "дальней пустыньки" Преподобного Серафима. Снаружи алтарь окружала галерея, где в витринах хранились личные вещи Преподобного: сапоги, лапти, мантия, малахай, табуретка и многое другое. Все посетители и богомольцы однозначно свидетельствуют, что внутри Киновии, огражденной Канавкой, среди тихих келий и белоствольных берез царили мир, покой и тишина.

СВЯТАЯ КАНАВКА ВО ДНИ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ПРЕП. СЕРАФИМА В 1905 Г.

Многие тысячи богомольцев устремились в Саров и Дивеево, желая присутствовать на прославлении издавна почитаемого в народе Батюшки Серафима. Сама Августейшая чета - Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна - прибыли на это великое торжество. После празднования в Сарове они по сетили Дивеево 20 июля/2 августа 1905 г., слушали Литургию в домовой церкви св. Марии Магдалины, были у блаженной Паши Саровской, в Троицком соборе, а затем отправились в Преображенскую церковь осматривать вещи Преподобного Серафима. Путь в нее шёл по Канавке. После Преображенской церкви Императорская чета посетила ближнюю пустынку Преподобного, а затем Литографию и Живописную.

О праздновании святых дней в Дивеево в 1905 году дошло до нас описание, составленное Дивеевским священником о. Петром Соколовым.

Празднования здесь начались 16/29 июля с торжественной панихиды и молебна, отслуженных по просьбе депутаций от 20 обществ хоругвеносцев, прибывших в Дивеево. Здесь освятили хоругви, а затем совершили крестный ход по Святой Канавке, с остановкой у кладбищенской Преображенской церкви, где отслужили еще одну панихиду. Во время этого крестного хода на Канавке исцелились два человека: бесноватая женщина и глухонемая девочка 9-ти лет от роду, которая стала слышать и говорить произносимые ее матерью слова.

Под 19 июля/1 августа совершили торжественное всенощное бдение, а около 10 часов ночи пошли с крестным ходом по Канавке. Крестный ход окончился в полночь. Во время него пели: параклис Божией Матери, тропари Божией Матери и Преподобному Серафиму. У Преображенской церкви пропели молебен Преподобному.

В сам день праздника после совершения Божественной Литургии был отслужен молебен Преподобному Серафиму, а затем также совершен крестный ход вокруг церкви и по Канавке.

В эти дни было много чудес явных, поразительных: исцелялось много больных, особенно глухонемых, по вкушении муки в часовне у жернова Преп. Серафима, в кладбищенской Преображенской церкви у вещей Преподобного, а также на Святой Канавке и у иконы Божией Матери "Умиления".

Так встретили эти высокоторжественные дни в Дивееве. После прославления Преподобного многократно возрос поток богомольцев в Саров и Дивеево. Все они почитали святою обязанностию своею пройти по Канавке. Несколько раз в год устраивался торжественный крестный ход по Святой Канавке. По воспоминаниям современников в дни празднования памяти Преподобного 2/15 января и 19 июля/1 августа после совершения поздней Литургии Крестным ходом шли по Канавке со стройным пением Акафиста Преподобному Серафиму. Акафист пели следующим порядком: по выходе из церкви пели 1-й кондак, затем священник читал 1-й икос до слова "Радуйся", а остальное пропевалось, и так до конца Акафиста. В Крестном ходе участвовали почти все сестры монастырские (коих в то время было больше тысячи) и многочисленные паломники.

Около этого времени Святую Канавку обсадили с двух сторон деревьями, которые к 1922 году, согласно воспоминаниям, были уже большими и красивыми. Некоторые из этих деревьев сохранились до нашего времени. В начале Святой Канавки стоял деревянный Крест, к которому прикладывались, идя на Канавку. Против конца Канавки, внутри ее, где прежде была мельница Батюшки Серафима, стояла часовня, в которой хранились жернова от этой мельницы. Богомольцам давали немного мучицы, смолотой на стоявшей здесь ручной мельнице. Вдоль Святой Канавки стояли таблички с вежливой просьбой не спускаться на ее дно.

СВЯТАЯ КАНАВКА В ПЕРИОД ОТ 1905 Г. ДО ЗАКРЫТИЯ МОНАСТЫРЯ В 1927 Г.

Революция 1917 года, разрушившая Российскую империю, вскоре, в 1919 году, едва не разрушила и Дивеевский монастырь. Все остальное время, до окончательного закрытия монастыря в 1927 году, он просуществовал под видом трудовой артели. Смутные времена привлекали тогда многих в Дивеево и Саров. Люди шли укрепиться в вере или даже обрести ее здесь. В Дивеево как в монастырь, находившийся далеко от столиц/ 50 июля 1926 г. был сослан священномученик епископ Дмитровский Серафим (Звездинский). Здесь он жил в так называемом "мотовиловском корпусе" внутри Святой Канавки недалеко от ее начала - наискосок от Тихвинской церкви. В нижнем полуподвальном приделе этого храма, посвященном иконе Божией Матери "Утоли моя печали", владыка Серафим совершал раннюю Божественную Литургию, для чего вставал ежедневно в четыре часа утра. Окончив Литургию, владыка Серафим шел на Канавку и проходил ее с четками читая молитвенное правило, включавшее не только 150 молитв "Богородице Дево, радуйся", но еще и праздничные тропари и некоторые молитвы к Божией Матери.

Об этом правиле владыка Серафим свидетельствовал: "Сколь сильна пред Господом молитва Пречистой Его Матери и сколь действенно произносимое Ей с верою архангельское приветствие "Богородице Дево, радуйся!" Верую и исповедую, яко аз Дивеевского монастыря. Многие говорили о приближении антихриста.

Владыка Серафим учил, что кто прочитывает полтораста "Богородиц", душу того антихрист не одолеет.

В 1924-26-х годах члены Таганрогского молодежного братства устроили на четырех углах Святой Канавки на столбах красивые резные башенки со вставленными в них иконами Богоматери, идущей по Канавке. Башенки были съемные и на ночь снимались сестрами. Подходя к ним молящиеся крестились и кланялись.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ СВЯТОЙ КАНАВКИ

Распоряжение о закрытии Дивеевского монастыря пришло на праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) 1927 года. Дано на сбор 7 дней, и 15/28 сентября, на следующий день после праздника Воздвижения Честнаго Креста, последние из 794 сестер обители покинули ее стены. Им было предложено перейти в другие монастыри но ни одна из сестер не согласилась. Большая часть их расселилась в Дивеево, Вертьянове и окрестных деревнях. Вскоре большинство из них было арестовано и выслано. Всем в монастыре завладели новые хозяева: с/х артель и школа. Большая часть монастырских зданий была занята под квартиры и учреждения, часть построек разобрана и перевезена в другие места. Все переменилось, но лишь Святая Канавка оставалась на прежнем месте. Во многих местах ее засыпали, а вал сровняли. Особенно большие повреждения Канавка потерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации, а внутрь всей южной части самой Канавки была заложена канализация, которая остается там и по сей день.

Вал с южной стороны и Канавка с валом с восточной стороны срыты и засыпаны в начале 1970 годов при строительстве Дивеевской средней школы. Тогда же, при рытье котлована под фундамент школы, были уничтожены и остатки монастырского кладбища, а на самой Канавке поставлена трансформаторная подстанция. Хуже всего сохранилась Канавка в своей северной части, где она попала на территорию школы-интерната, так что люди, идущие по ней, должны обходить множество заборов и оказываются вновь на Святой Канавке только в самом ее окончании. Несколько деревьев на территории школы-интерната, стоящие в ряд, позволяют видеть где проходила Канавка. Несмотря на многочисленные запрещения и опасности многие желающие продолжали ходить по Святой Канавке, но в основном в ночное время. С 1960-70-х годов начал постепенно увеличиваться поток паломников в Дивеево, каждый из которых стремился обязательно помолиться на Святой Канавке. Многих из них арестовывали и высылали из Дивеева. Так продолжалось до 1988 года, когда было разрешено открыть церковь во имя Казанской Божией Матери на северной окраине Дивеева близ Казанского источника. Через год, в 1989 году, был передан верующим Троицкий собор а летом 1991 года в Дивеево были перенесены мощи Преподобного Батюшки Серафима и сотни тысяч паломников стали приезжать поклониться Святым мощам и помолиться на Канавке. Однако Канавка оставалась в том же плачевном состоянии, которое приобрела за годы безбожной власти. Восстанавливающийся Дивеевский монастырь не мог ничего более сделать, как несколько чистить ее, обсаживать цветами и посыпать песком.

НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ СВЯТОЙ КАНАВКИ (1997- 1999 гг.)

Только спустя восемь лет после возобновления жизни монастыря стало возможно начать работы по возрождению Святой Канавки. Сначала они велись на первом участке, ближе всех примыкавшем к территории, переданной монастырю, от начала до первого поворота. На этом отрезке Канавка была четко отмечена старыми толстыми деревьями. Сперва несколько углубляли ров и подсыпали вал. Одновременно велись переговоры с местными властями о разрешении восстановить Святую Канавку на этом участке. Когда разрешение было получено, то после торжественного молебна 10/25 августа 1997 года на память священномученика архидиакона Лаврентия были начаты первые работы. Поскольку Канавка во многих местах была почти засыпана мусором и плохо различалась, то несколькими поперечными разрезами уточнили ее местонахождение. В разрезах ясно были видны профиль первоначальной Канавки, слои, заполнявшие ее в результате оплывов краев в первые сто пет ее существования и до 1927 года, и слой засыпки в советское время. В одном из разрезов удалось найти начало Святой Канавки. Замечательно, что на глубине трех аршин (2,15 м) начинается слой песка, в который уходила вода, и Канавка оставалась сухой после дождей. С 1997 года и по настоящее время работы по возрождению Святой Канавки идут медленно, но непрестанно (за исключением зимнего времени). Этап за этапом при помощи поперечных разрезов открывается местонахождение Канавки и к настоящему времени весь ее подлинный маршрут уже изучен и нанесен на план. Значительные работы произведены на первом участке Канавки, где она вырыта на полную глубину, и близится к завершению насыпь вала. Стенки Канавки и вала укрепляются дерном и кустами крыжовника, а на зимнее время на первых порах ставятся распорные щиты. Осенью 1999 года производились работы на четвертом участке Канавки рядом с монастырской больницей, где Канавка оказалась вырытой в старину на меньшую глубину, нежели на первом участке. Разрезы, произведенные на других участках Святой Канавки также показали разную глубину прежде бывшей Канавки. Этим открытием подтвердились указания Преподобного сестрам Мельничной общины рыть Канавку хотя бы на пол-аршина, лишь бы завершить до его блаженной кончины, "а после ее дороют". Очевидно, что после 1855 года Канавку более не рыли и задача исполнения заповеди Матери Божией и Батюшки Серафима ложится на плечи сестер, возрождающих обитель в настоящее время. Их трудами восстанавливается Святая Канавка при усердной помощи паломников, которые помогают носить землю на вал и копают разрезы. Постепенно Канавка приобретает тот облик, который был заповедан Царицей Небесной Батюшке Серафиму.

ОБЛИК ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ КАНАВКИ

До недавнего времени нам мало что было известно о том, какой была Святая Канавка при Батюшке Серафиме и вскоре вслед за его кончиной. В разных публикациях встречались упоминания о "довольно высоком вале", по которому в гололедицу "на четвереньках и шел по этому святому для него месту" Н. А. Мотовилов, о цветах, траве и крыжовнике.

Однако работы по историко-археологическому изучению и восстановлению Канавки, начатые в 1997 году позволили заглянуть в неизвестное. Ныне, хотя работы далеки от завершения, можно с большой определенностью восстанавливать облик первоначальной Святой Канавки 1855 года.

Первое, что мы видим - это истинность известия, что Святую Канавку закончили копать во всю ее длину, от начала и до окончания. Оказалось, однако, что в полный профиль 5 аршина на 5 аршина Канавка прокопана только в самом начале, т. е. в том самом месте, где копан сам Преподобный Батюшка Серафим. Яркий профиль разреза начала Канавки показывает ее прокопанной на глубину 5 аршина (215 см), с шириной по верху также 5 аршина, а по дну 125 см, с крутыми почти вертикальными откосами. Чем дальше отходим мы от начала, тем чаще встречаются меньшие размеры, где 2 аршина (145 см), а где 1 аршин (71 см). Видно что сестры спешили прорыть Канавку хоть на немного, лишь бы довести до конечной точки.

Об устройстве вала известно еще менее, чем о самой Канавке. В наше время он почти не прослеживается на местности, будучи уничтожен временем и усилиями человеческих рук. Можно полагать, судя по тщательности исполнения сестрами Мельничной общины заповеданного им Преподобным, что и вал они старались возводить согласно его благословения, то есть 5 аршина высоты/ обсаживают его крыжовником. Однако достичь желаемого они, вероятно, смогли только на первом участке, а дальше вал имел различную высоту/ согласную с глубиной самой Канавки. Исследования подтвердили соответствие Канавки, которую мы видим на плане начала XX века с Канавкой 1855 года. Маршрут ее не во всем согласен с тем, по которому в настоящее время ходят сестры обители и многочисленные паломники.

МОЛИТВЕННАЯ ЖИЗНЬ НА СВЯТОЙ КАНАВКЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

После открытия монастыря в ноябре 1991 года первые сестры во главе с Матушкой Игуменией ежедневно после вечернего богослужения стали обходить Святую Канавку Крестным ходом. Матушка несет икону "Умиления" Божией Матери, а сестры и паломники по двое идут вслед с молитвой "Богородице Дево, радуйся". Сперва было заведено в двунадесятые праздники и до отдания обходить Святую Канавку с иконой праздника и пением тропаря, позже пение тропаря заменилось обычным чтением.

Большие Крестные ходы по Святой Канавке ежегодно бывают в обители: 1) В праздник памяти Преподобного Серафима зимой 2/15 января после поздней Литургии, с пением молебна.
2) В праздник "Умиления" Божией Матери 27 июля/10 августа после поздней Литургии с иконой Царицы Небесной и с мощами Преподобного Серафима, с пением молебна.
3) Всю Светлую седмицу ежедневно после Литургии с пением канона Святой Пасхи, Пасхальных стихир и чтением Евангелия. Таким же образом во все воскресные дни до отдания Праздника.
4) На погребение Матери Божией 17/50 августа на утрени после Великого славословия с Плащаницею, с пением "Святый Боже".
5) В праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря после Литургии с пением Параклиса Божией Матери.
6) 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.
7) На престольные праздники обители с пением молебна.
8) При принесении чудотворных икон в Дивеево: "Святителя Николая Чудотворца", "Умиления" Божией Матери и других.
Любовь Матери Божией к Дивеевской обители засвидетельствована в наше время пребыванием Святых мощей Батюшки Серафима в монастыре. Во свидетельство же почитания и любви к Матери Божией и Преподобному отцу нашему Серафиму, монастырь стремится восстановить Святую Канавку, как одну из главных святынь Дивеева. Большая часть территории Святой Канавки еще не передана монастырю. Несмотря на это сестры, помня слова Батюшки Серафима, что Царица Небесная избрала место сие для прославления Имени Своего, копают Святую Канавку в надежде, что Сама Матерь Божия устранит все препятствия и приведет дело к благополучному завершению.

посмотреть каталог   на начало раздела