Российские банки: аналитика и комментарии
 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




ВедомостиВедомости
Сбербанк закрывает отделения

Светлана Петрова
Ведомости

16 июля 2001



         Объявленная год назад реорганизация Сбербанка докатилась до его столичных отделений. К 1 сентября их количество сократится с 34 до 12. Большинство из них преобразуют в дополнительные офисы, которые будут менее самостоятельны и не смогут проводить межфилиальные расчеты. Кроме того, как показывает практика, будет уменьшено число филиалов, которые в обиходе называют сберкассами.

         Согласно постановлению правления Сбербанка от 10 июля, которое вскоре должен утвердить наблюдательный совет, к 1 сентября в столице останется всего 12 отделений: Мещанское, Стромынское, Люблинское, Киевское, Донское, Лефортовское, Марьинорощинское, Вернадское, Тимирязевское, Краснопресненское, Царицынское и вновь образуемое Центральное отделение (по ул. Б. Андроньевская, 8). 22 столичных отделения станут их дополнительными офисами (универсальными филиалами). Зеленоградское отделение будет передано Среднерусскому банку Сбербанка.

         Оптимизацией региональной сети Сбербанк занялся давно. На начало 1998 г. у него было 1928 отделений, год спустя - 1852, а в начале этого года их осталось 1511. Однако официально о реформе объявили в июле 2000 г. - когда под давлением МВФ, недовольного неэффективностью управления банком и монополией на рынке вкладов, над Сбербанком нависла угроза дробления.

         Вертикаль управления Сбербанка устроена следующим образом: система территориальных банков, затем их отделений, и в самом низу вертикали - филиалы, те самые сберкассы. В рамках реорганизации Сбербанка эта структура сохраняется, но подразделения сливаются друг с другом, а некоторые закрываются.

         В результате реорганизации к началу этого года количество территориальных банков "Сбера" уменьшилось с 69 до 18. При этом Московский банк был ликвидирован, а его отделения переданы специальному управлению при центральном аппарате банка. На базе же Московского областного банка создан Среднерусский банк (с центральным офисом в Москве) , к которому присоединились банки шести областей.

         Теперь дело дошло до отделений, число которых в столице сократится почти втрое. Как не раз объясняло руководство "Сбера", укрупнение сети сделает банк более мобильным, снизит административные расходы, повысит качество обслуживания и инвестиционный потенциал подразделений. Взволнованных губернаторов, клиентов и сотрудников банка успокаивали обещаниями не сокращать "количество точек обслуживания".

         На деле же реорганизация сопровождалась закрытием признанных неэффективными филиалов-сберкасс, а местами - замедлением расчетов из-за того, что ставшие допофисами отделения потеряли право самостоятельно проводить межфилиальные расчеты.

         Но, несмотря на эти издержки аналитики, положительно оценивают реформу Сбербанка. По мнению замгендиректора РА "Интерфакс" Михаила Матовникова, она повысит управляемость банка и позволит его структурным подразделениям увеличить лимиты кредитования. "Такое укрупнение имеет смысл, если банк переключается на обслуживание корпоративной клиентуры", - говорит аналитик.

         Это подтверждается изменениями в структуре баланса Сбербанка, который стал больше заниматься корпоративной клиентурой и меньше - частниками. С начала 1999 г. доля юрлиц в обязательствах банка выросла на 3% - с 17% до 20% за счет вкладов населения, доля которых уменьшилась на те же 3% - с 71% до 67,5%. Впрочем, это не пошатнуло монополию Сбербанка на рынке депозитов.

         ПРОЦЕСС ПОШЕЛ.

         С реорганизацией Сбербанка на собственном опыте недавно столкнулся один из сотрудников редакции. Проходя очередной техосмотр своего автомобиля, он привычной дорогой пошел в сберкассу платить налоги. Сберкасса оказалась закрыта, а к стеклу была прикреплена записка с адресом ближайшего филиала на расстоянии одной автобусной остановки. Но и он оказался закрыт, как следовало из объявления, "в связи с проводимой реорганизацией". Объявление отсылало клиентов в третью сберкассу, которая, к счастью, работала. Очередь была небольшая, так что можно предположить, что 30% -ное сокращение числа сберкасс в Москве не сильно отразится на качестве обслуживания клиентов.

РЕКЛАМА

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России
Архив новостей | Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2015. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.