Untitled

От Темниковского Уездного Исправника Объявление

Прошу лиц, желающих взять на себя подряды на открытие в Саровской пустыни хлебопекарен, харчевен, чайных и т.п. заведений, а также бакалейной торговли и торговли сеном, овсом и мясом пожаловать в Саровскую пустынь 30-го сего января для необходимых переговоров.* Желающих оказалось достаточно: дело сулило немалые выгоды. Вот несколько примеров. Продавать мясо в Саровской пустыни подрядился темниковский мещанин Семен Васильевич Губарьин, при этом оговорены были и будущие цены: 1-й сорт - 12 копеек за фунт, 2-й - 10 коп. Устроить в Сарове чайную на 2 тысячи человек и пекарню взялся крестьянин села Урей Краснослободского уезда Сергей Дмитриевич Самышкин. Темниковский мещанин Николай Федорович Егоров обязался подвозить ежедневно во время торжеств 100 пудов печеного белого хлеба.19

Организаторы продумывали, как обеспечить большое количество народа питьевой водой, кипятком, медицинским обслуживанием, как организовать пожарные обозы и т.д. Шла напряженная работа гражданских и церковных властей на уровне не только губернии и епархии, но и всей страны.

Гостиницы в Саровской пустыни уже задолго до торжеств перестали справляться с прибывающими ежедневно тысячами паломников. Для богомольцев стали отводить помещения на конном дворе и в других монастырских службах, но и этого не хватало. Стало трудно под- держивать порядок в монастыре. 11 мая игумен Иерофей писал в Темников, что «много беспорядков, огорчений и даже оскорблений монаше- ствующих» и просил командировать в Саров «2 или 3 полицейских чина».20 Специально к торжествам в Саровской пустыни было построено девять временных деревянных гостиниц. Пришлось потесниться также самой монашеской братии. Монастырская больница была вре- менно вынесена за пределы монастыря, ее помещения переоборудовали для приема гостей, освободили некоторые кельи.21 Купеческая гостиница была отведена для монахинь Дивеевского монастыря.22 Естественно, что на место в гостиницах, даже временных, могли рассчитывать лишь богомольцы «из достаточного класса» и официальные лица. Для простых богомольцев решено было строить временные бараки. Барак представлял собой деревянное дощатое сооружение 30 метров в длину и 7 в ширину, внутри него были установлены трехъярусные нары. Расчетная вместимость такого барака составляла 250 че- ловек, но если потесниться, то влезали и все пятьсот. Такие бараки были установлены на пути основных потоков пеших богомольцев: в Ореховце (8 бараков), Шатках (8), Теплове (1), Кременках (2, по другим сведениям - около 20-ти), Глухове, Дивееве (более 20-ти).23 Не- сколько бараков было построено у Саровской пустыни, в частности, у Маслихи, но основная их масса была построена на расстоянии примерно 3 верст от стен монастыря в специальном богомольческом го- родке. (Место это было у Ближней мельницы на луговине).24 Бараки делились на мужские и женские. При каждой группе бараков устраивались часовни, лавки, чайные, медпункты. Интересно, что контра- гентов для строительства бараков, чайных и иных построек монастырь согласился допустить к работе бесплатно, но с условием, что лес и кирпич они будут закупать только в монастыре.25

Таким образом, бараки, построенные вблизи Саровской пустыни (общее число их 9626) могли вместить 25-50 тысяч человек. В действительности же паломников пришло гораздо больше, и основная масса их ночевала в лесу и вблизи монастыря под открытым небом, благо, погода в июле 1903 года в дни торжеств стояла устойчиво ясной. Вызывало понятное беспокойство устроителей и обеспечение порядка и безопасности участников торжеств. В Сарове были собраны значительные силы полиции и регулярной армии. Количество полицейских в Сарове и ближайшей окрестности составляло около полутора тысяч человек, и была учреждена особая саровская полиция. 11-й гренадерский Фанагорийский Великого Князя Димитрия Павловича полк и 1-й Донской казачий генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского полк стояли биваком у Маслихи.27 (Военные прибыли заранее, уже 4 июня командование казаков жаловалось на непомерно высокие цены в Сарове на овес и продовольствие, на которые не хватало их оклада). На случай поимки преступников в Саров были командированы судьи, созданы специальные арестные дома не только в Сарове, но и в пунктах на маршрутах следования паломников. Для организации высылки арестованных были созданы этапные пункты. Ближайшие из них - в пределах Саровских владений - на Чернореченском дворе и Сарминской мельнице.

Особенно надежно была организована охрана проезда и пребывания в Сарове императорской семьи. Вооруженная охрана была расставлена на всей длине железнодорожного пути от Петергофа до Арзамаса, на что потребовалось около 15 тысяч солдат. Дорога от Арза- маса до Сарова была под охраной казаков «собственного его величества конвоя». Для обеспечения безопасности царя и свиты была составлена следующая инструкция.

Меры, подлежащие принятию в селениях по пути высочайшего следования от г.Арзамаса в Саровскую пустынь и Дивеевский монастырь и обратно чрез с.Глухово в Арзамас. /. Все строения, жилые и холодные помещения, находящиеся на самом пути и на расстоянии десяти саженей в обе стороны от дороги, за двое суток, до проезда тщательно осматриваются комиссией, состоящей из полицейского и жандармского (где таковой есть) офицера, местного сельского старосты и при участии двух понятых.

Председателем комиссии является старший в чине офицер. Все строения, в которых нет особой надобности для хозяев, опечатываются комиссией за четыре часа до высочайшего проезда; печати осматриваются ею, чтобы убедиться в целости их.

Примечание. Если впоследствии хозяевам встретилась бы особая надобность войти в опечатанное строение, то это может быть сделано в присутствии той же комиссии, и после строение вновь опечатывается.

2. В упомянутых выше строениях после осмотра никто из посторонних лиц, к семье хозяина не принадлежащих, оставаться не может впредь до того времени, пока охрана не будет снята.

3. За сутки до проезда в каждый дом, находящийся по пути следования, помещаются два охранника, которые следят, чтоб никто из посторонних лиц в дом и во двор не входил.

4. За четыре часа до проезда помещаются с задней стороны домов, лежащих на пути, охранники, стражники или воинские чины, по мере надобности, которые следят за тем, чтобы на дорогу, по которой имеет быть проезд, никто не выходил.

5. Все выходящие на улицу окна или отверстия на чердаках заколачиваются.

6. Полицией и сельскими властями устанавливается строгий надзор за всеми живущими в селениях и за всем, что вообще происходит в селениях. За двое суток до высочайшего проезда селение должно быть очищено от всех неизвестных лиц.

7. С раннего утра дня высочайшего проезда в попутных селениях все собаки должны быть на привязи и находящийся в селении скот загнан. Был издан также приказ, регламентирующий поведение местного населения в селах, лежащих на пути августейших паломников (за подписью нижегородского губернатора).

Приказ жителям селений по пути высочайшего следования от г. Арзамаса в Саровскую пустынь и Дивеевский монастырь и обратно. 1. Жители каждого селения, чрез которое будет следовать высочайший проезд, собираются у своей околицы к определенному часу, который будет указан земским начальником, в район которого входит соответствующее селение, и группируются там по обе стороны дороги.

2. Сельский староста, сотские и десятские проверяют, чтобы никто из посторонних к жителям селения не принадлежащий, в группе не был. Если же случайно кто-либо из посторонних явится и не будет времени его совсем удалить, то он становится за группу под надзор полиции или благонадежных лиц.

3. От линии проезда группы стоят около десяти саженей. 4. Расходиться жители могут с разрешения старшего полицейского офицера, когда последний экипаж скроется из вида.

5. При въезде в селение разрешается жителям устраивать арки и украшать дома свои зеленью и флагами.

Для поддержания порядка во время торжеств были привлечены и добровольцы из числа простых паломников. Таким добровольцам выдавался особый билет по рекомендации земского начальства.30

В Саровской пустыни кипела работа. Объем строительства в монастыре в 1903 году по сравнению с предыдущими возрос в несколько раз. Слово «пустынь» применительно к Саровскому монастырю стало утрачивать свой смысл затерянной в лесах тихой обители. Недаром один из полицейских чинов, посылая в июле 1903 года свое донесение, оговорился, назвав Саров городом.3' Говорили, что саровский игумен Иерофей был противником проведения в монастыре пышных торжеств32, но мнение его и монашеской братии, конечно, не учитывали. В июне в «Церковных Ведомостях» был опубликован «Утвержденный Святейшим Синодом церемониал торжественного открытия святых мощей преподобного о. Серафима, Саровского чудотворца», в котором подробно по дням и часам были расписаны церковные службы и мероприятия, намеченные к проведению в Саровской пустыни. Для осуществления всего этого в Саров прибыло около 500 человек духовенства различных рангов."

Наступил жаркий июль 1903 года. Первым из высоких официальных гостей в Саров прибыл митрополит Санкт-Петербургский Антоний в сопровождении епископов Тамбовского Иннокентия (Беляева) и Нижегородского Назария (Кириллова). 3 июля при участии этих архиереев мощи Серафима Саровского были вынуты из могилы и перенесены в Зосимо-Савватиевскую церковь, в алтаре которой они должны были находиться до дня торжественного прославления. Мощи святого были переложены в новый кипарисовый гроб, а старый дубовый гроб-колоду временно поставили в Преображенской церкви (на втором этаже церкви Зосимы и Савватия). После этого склеп, в котором лежали останки Серафима, выложили кирпичом и плитами и старый гроб поместили туда. Окончив эти приготовления, митрополит Антоний 6 июля на время покинул Саров и отправился погостить к своим родственникам, жившим неподалеку в Спасском уезде.34

С 10 июля стали постепенно наполняться гостиницы Саровской пустыни, а это значит, что стали прибывать официальные лица и знатные богомольцы. Перечисление всех, кто прибыл на торжества, заняло бы слишком много места. Среди гостей были монахи, игумены и архимандриты монастырей, посланцы от обществ хоругвеносцев из различных городов России, священники, придворные. Приехали товарищ обер-прокурора Синода В.К.Саблер, предводители дворянства: владимирский губернский - князь Голицын с семьей, тамбовский губернский - князь Н.Н.Чолокаев, шацкий уездный - князь В.М.Волконский и другие. 12 июля в монастырь вернулся митрополит Антоний, и с 13-го в Саровских церквях начались торжественные богослу- жения. Митрополит, архиереи и архимандриты, прибывшие на саровские торжества, разместились не в архиерейском доме, как обычно, - он был приготовлен для членов императорский семьи - а в здании монастырской больницы, временно освобожденном (там же жил во время торжеств и Л.М.Чичагов). В Саров были приглашены известные проповедники из Санкт-Петербурга - священники А.В.Рождественский и Ф.Н.Орнатский, митрополичий петербургский хор певчих, а также архиерейский тамбовский хор.

День 17 июля начался грандиозным крестным ходом, совершенным из Дивеевского монастыря в Саров. Ход начался в 2 часа ночи, в нем помимо дивеевских монахинь принимали участие представители монашества, духовенства и мирян из многих городов и монастырей: Арзамаса, Нижнего Новгорода, Сергиева Посада, Тулы, Москвы, Ярославля, Суздаля и других. Дивеевские монахини несли икону «Умиление», принадлежавшую Серафиму Саровскому. На время торжеств эта икона была установлена в Успенском соборе Сарова. В 8 часов утра навстречу дивеевскому выступил крестный ход из Саровской пустыни. Встреча состоялась за Сатисом, у часовни, стоявшей в нескольких сотнях метров от монастыря. В 9 утра обе соединенные процессии вошли в Успенский собор.

В тот же день 17 июля по старому стилю, в четверг, в половине шестого вечера состоялось одно из кульминационных событий Саровских торжеств - на территорию Сарова ступил царь Николай II. Царский поезд выехал в Саров вечером 15 июля со станции Новый Петергоф. Поезд шел в Арзамас через Москву, Рязань, Рузаевку, Шатки - железной дороги от Москвы на Арзамас через Муром, по которой ездят сейчас жители Сарова, тогда еще не было. Императора и императрицу сопровождали:

Мать Николая императрица Мария Федоровна (1847-1928), вдова царя Александра III.

Великий князь Сергей Александрович (1857-1905), дядя Николая II, брат Александра III. С 1891 года был московским генерал-губернатором. 4 февраля 1905 года убит эсером Каляевым.

Его жена великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918). Урожденная принцесса Гессенская и Рейнская, сестра императрицы Александры Федоровны. Замужем за Сергеем Александровичем с 1884 года. Основательница и настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве. Убита 18 июля 1918 года под Алапаевском. В 1992 году канонизирована Русской православной церковью.

Великая княгиня Ольга Александровна (1882-1952), сестра Николая II. Ее супруг (с 1901 г.) Петр Александрович, герцог Ольденбургский (1868-1924). В 1915 г. этот брак был расторгнут. Великий князь Николай Николаевич (1856-1929), двоюродный брат Николая 11, внук Николая I. С начала первой мировой войны и до августа 1915 года был верховным главнокомандующим, генерал- адъютантом. 2 марта 1917 года был вновь назначен на эту должность, но 9 марта отстранен Временным правительством.

Великий князь Петр Николаевич (1864-1931), двоюродный дядя Николая II, брат великого князя Николая Николаевича, генерал- адъютант.

Его супруга (с 1889 г.) великая княгиня Милица Николаевна (1866-1951), дочь черногорского князя Негоша (короля Черногории Николая I).

Герцог Георгий (Юрий) Лейхтенбергский. князь Романовский. Его супруга Анастасия Николаевна (1868-1935), дочь черногорского князя Негоша, сестра Милицы Николаевны. Впоследствии вторым браком была замужем за великим князем Николаем Николаевичем.

Как писал Николай II в своем дневнике, «ехали хорошо и не торопясь».15 По пути было несколько остановок. В Коломне и Рязани царь выходил на перрон, ему устраивались встречи с речами и хлебом-солью. Наконец, 17 июля в 11 утра царский состав подошел к станции Арзамас. Для остановки поезда, не доезжая города у Выездной слободы была сооружена специальная платформа с павильоном, украшенным пальмами в кадках, зеленью и цветами. Царь был торжественно встречен нижегородским губернатором Унтербергером, представителями различных сословий Нижегородской губернии. Здесь же к царю присоединились министры внутренних дел Плеве и путей сообщения Хилков. Далее предстояло проехать 60 верст на экипажах, запряженных четверками лошадей (известно, что для обратного пути из Сарова в Арзамас для царя и его свиты было приготовлено 540 лошадей).36 Примерно на полпути, у села Глухово был сделан привал, и паломники пили чай в специально приготовленной для этого палатке. Вот, что вспоминала великая княгиня Елизавета Федоровна:

Как много красивых и здоровых впечатлений. Мы ехали шесть часов в экипажах до монастыря. По дороге в деревнях красивые, здоровые люди были живописны в ярко-красных сарафанах и рубахах.

Надо заметить, что большинство в толпе стоявших по обе стороны дороги людей были не местными жителями, а членами «добровольной охраны», завербованными в различных уездах Нижегородской губернии. Таких добровольцев набралось около сорока тысяч, их привлекли бесплатным проездом до Сарова и возможностью посмотреть вблизи на царя. Естественно, участники охраны прошли соответствующую проверку и по сути дела «несли полицейскую службу в партикулярном платье*.

Между Балыковом и Саровом проходила граница Нижегородской и Тамбовской губерний. Здесь была построена арка, и Николая II ждала очередная торжественная встреча. Встречали царя губернатор, представители городов и сословий, дарили цветы и подарки. Представители крестьянства многонациональной Тамбовской губернии были в народных костюмах.

Сначала шли ряды красивых рослых великорусских крестьянок, в шитых сарафанах и парчовых кокошниках с золотом. Далее тянулись ряды мордвы и мещеряков в их белых, тоже расшитых всевозможными узорами костюмах. Позади них, чтобы лучше оттенить всю красочность и эффектную пестроту их одежд, были поставлены однотонными рядами татары в зеленых, черных и белых халатах.

Государю встреча понравилась. «Очень живописны крестьянки в своих нарядах и мордовки также,» - записал он в дневнике. Повернули к монастырю. Здесь уже повсюду по краям дороги стояли толпы людей в ожидании проезда царя. Перед тем, как въехать в монастырь, царский кортеж остановился ненадолго у часовни, стоявшей при дороге на другом берегу Сатиса. После краткого молебствия гости переехали по мосту через реку и оказались у святых врат Саровской пустыни. Николая II встретил краткой приветственной речью митрополит Антоний, и около 6 часов вечера император и императрица вошли в монастырь. После посещения Успенского собора и церкви Зосимы и Савватия, где пока еще покоились мощи преподобного Серафима, высокие гости разошлись на отдых по своим покоям. Для Николая II с супругой было приготовлено лучшее помещение в монастыре - корпус настоятеля. Николай и Александра Федоровна расположились на верхнем этаже этого двухэтажного здания, а первый этаж заняли великий князь Сергей Александрович с женой Елизаветой Федоровной. Напротив через монастырскую площадь в архиерейском доме остановились императрица Мария Федоровна и великая княгиня Ольга Александровна с супругом. Остальные царские родственники жили в специально построенных двух «великокняжеских павильонах», стоявших на другом берегу Сатиса. А вот впечатления Николая II-го:

В 6 с 1/2 часов вошли в наш дом. Мама живет напротив. Весь двор был наполнен огромной толпой богомольцев. Обедали в 8 с 1/4 у Мама всей семьей. Вечером исповедались в келий преподобного Серафима внутри нового храма, у схимонаха Симеона - бывшего офицера. Потом повели туда Мама. Легли спать довольные и не усталые.

Первый день Саровских торжеств догорел и угас. Зажглись костры кругом обители, засияли многочисленные огоньки в окнах обители и в бараках «городка», и ярко затеплились звезды на чистом небе. Саровская обитель успокоилась и затихла в ожидании новых торжеств, еще более величественных и ярких.40

Сколько же паломников находилось в эти дни в Сарове? Точного ответа не знает никто. Да и как их можно было сосчитать, если мест в гостиницах и бараках для всех не хватило, и большая часть пришедших и приехавших со всех концов России ночевала под открытым небом и в самодельных шалашах? Некоторые пытались оценить количество народа на глазок, в основном называют числа от 100 до 300 тысяч человек. Естественно, что территория монастыря всех вместить не могла. Даже перейти мост, чтобы попасть поближе к монастырю, удавалось не всем. Официальных пропусков в монастырь на торжества было выдано только две тысячи.41

Какое множество народа!... Сколько на этой стороне реки, сколько на площади у моста, кругом всего монастыря, вдоль Саровки, наконец, здесь в лесу! Кто их сосчитает! Двести ли, триста ли тысяч, полмиллиона или больше; - кто может сказать?! Несметные толпы приходят, уходят ... Какая сила!42

Такое число богомольцев, конечно, создавало проблемы по поддержанию порядка. Люди днями, а иные и неделями не могли до- биться главной цели посещения Саровской пустыни - приложиться в Успенском соборе к мощам новоявленного святого. Возникали громадные очереди и как следствие - давка. Автор приведенного выше отрывка И.Ювачев в другом месте написал: «... со всех сторон лез народ к стенам обители, как на приступ.» А А.Богданович записывала в дневнике: «Художник Чикин, которого посылали на открытие мощей св. Серафима Саровского, сказал, что там давка до того была невероятная, что казаки действовали нагайками» .43

В то же время очевидцы отмечают удивительную атмосферу праздничности, благоговения, сопричастности к чуду, царившую в те дни в Сарове. Хорошо выразил эти чувства князь Владимир Волконский. ... было именно единение, не кажущееся, а искреннее, полное; у всего собравшегося народа, у каждого человека, из какого бы слоя он ни был, было то настроение, которое наверное радовало Серафима; все были один другому близки, все были друг другу действительно други; иначе назвать это настроение как умиленным я не могу; и эта умиленностъ, эта ласковость царила над всем Саровом и над всеми под его сень пришедшими. Хорошо было - очень!44

Приподнятое настроение простых паломников передавалось и царю: «Подъем духа громадный и от торжественности события и от поразительного настроения народа».

Утром 18 июля после ранней обедни в Успенском соборе Николай II со свитой осматривали монастырь, в том числе спускались и в пещеры. После осмотра достопримечательностей в Успенском соборе в присутствии царя прошла последняя панихида по о. Серафиме, в которой он еще поминался не как святой. По окончании церковной службы августейшие паломники отправились осматривать места, связанные с преподобным Серафимом: ближнюю и дальнюю пустынки и камень, на котором он молился. Николай II, сопровождаемый великими князьями Николаем Николаевичем, Петром Николаевичем, Сергеем Александровичем и герцогом Лейхтенбергским пошли пешком, все же женщины поехали в экипажах. Пешком проделал царь и обратный путь.

«Дорога, идущая лесом, замечательно красива. Вернулись домой пешком, народ был трогателен и держался в удивительном порядке, - записал он в своем дневнике.

По-видимому, во время этого своего похода на дальнюю пустынку Николай и Александра Федоровна не купались в источнике Серафима Саровского. Они осматривали купальню, часовню, пили воду из родника, но знаменитое купание состоялось позже - вечером следующего дня. А в 6 вечера 18 июля состоялась самая главная и торжественная церковная служба этих дней - всенощная, во время которой произошло прославление Серафима Саровского как святого русской православной церкви. Гроб с его останками был перенесен из Зосимо-Савватиевской церкви в Успенский собор; носилки с ним несли Николай II, великие князья и архиереи.

Из дневника царя: «Впечатление было потрясающее, видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам. Ушли из собора после этого, простояв три часа за всенощной.

Закусывали у Мама, думая идти вновь к концу службы, но народ, не дождавшись конца ее, ринулся в собор, так что пройти туда было уже невозможно. Просидели у Мама до 11 часов».

Всю ночь с 18 на 19 июля двери Успенского собора были открыты, и тысячи людей заходили в него, чтобы приложиться к святым мощам. (По распоряжению Св. Синода всенощные бдения 18 июля в ознаменование прославления Серафима Саровского состоялись во всех православных храмах Российской империи, а 19 июля - литургии и молебны святому преподобному Серафиму). Во время службы 19 июля в Сарове крестный ход с мощами Серафима Саровского, которые опять несли на носилках Николай II с великими князьями, обошел вокруг Успенского собора, после чего мощи были помещены в установленную в соборе раку. В этот день Николай II принял участие в братской трапезе, а также посетил специально построенный «павильон тамбовского дворянства», где его угостили чаем.

К вечеру 19 июля относится следующая очень любопытная запись в дневнике царя:

В 7 с 1/2 обедали у Мама. Затем по два и по три пошли к источнику, где с особым чувством выкупались из-под крана студеной воды. Вернулись благополучно, никто в темноте не узнавал.»

Так состоялось это вошедшее в легенды купание Николая II и Александры Федоровны в источнике преподобного Серафима. Интересно, что в официальных репортажах, порой очень подробных, ничего об этой вечерней прогулке к источнику не сказано.

На следующий день 20 июля в девятом часу утра Николай II со свитой отбыл из Сарова. Их путь лежал в богомольческий городок, где был краткий молебен в часовне, и далее - в Дивеевский монастырь. Там Николай II пробыл несколько часов, в 7 вечера был уже в Арзамасе, и утром 22-го числа благополучно прибыл назад в Петергоф. А в Сарове, между тем, торжества продолжались. 21 июля митрополит Санкт-Петербургский Антоний совершил освящение нового храма - первого храма в России во имя преподобного Серафима Саровского.

11. После торжеств

Торжества 1903 года раз и навсегда изменили жизнь Саровской пустыни. На некоторое, довольно продолжительное время монастырь оказался перед необходимостью принимать и обслуживать тысячи и тысячи паломников.

Окончились торжества, а обитель продолжала быть неузнаваема. От западных врат и до Успенского храма неотступно, весь день, всю эту часть двора наполняла тесносплоченная толпа в ожидании приложиться к св. мощам. Это продолжалось с неделю, оказалось неудобным, и введен был такой порядок: от восточных врат к Успенскому храму, по обе стороны правой дороги, протянуты были по столбам 2 каната и по ним чредами народ впускался из восточных врат, а из монастыря выпускался в западные. Ежедневно в течение первых месяцев после канонизации в монастыре находились 20-30 тысяч богомольцев, на праздник Успения (15 августа по старому стилю) - до 50 тысяч народа. Естественно, что летом, особенно в день преподобного Серафима (19 июля ст. ст. /I августа н. ст.) количество паломников увеличивалось, зимой - несколько уменьшалось. Некоторое ослабление потока богомольцев в монастыре стали ощущать только начиная с 1906-1907 годов.

Несомненно, такой скачок популярности Сарова как места паломничества имел не только положительные, но и отрицательные стороны. Стало невозможно согласно монастырской традиции бесплатно кормить всех богомольцев, монахи вместо обычных послушаний и молитв должны были заниматься торговлей, присмотром особо посещаемых мест и т.п. В воспоминаниях некоторых паломников, посещавших Саров в те годы, по этим причинам проскальзывают нотки разочарования.

З.Пестова (1915 год): «В храме полно народу. Я впервые была на общей исповеди, но поняла, что индивидуальная исповедь заняла бы сутки, двое. Священник заглядывал в требник и перечислял грехи, а народ шумно отвечал: «Грешны! Грешны!» А я-то думала, а я-то мечтала об исповеди у старца!»2

В таких условиях сохранение старческих традиций Саровской пустыни конца XVIII - начала XIX веков, конечно, было невозможным. Святой Серафим представлялся человеку, прочитавшему его житие и видевшего его канонические изображения, старцем, жившим в гармонии с природой и в окружении ее. И поэтому можно понять слова сожаления, высказанные посетившим Саровскую пустынь в 1904 году известным писателем и философом В.Розановым: Тропинка от монастыря до ключа (имеется в виду источник Серафима Саровского - А.П.) - та самая, по которой всю свою жизнь ходил из кельи в монастырь св. Серафим, - искажена и уже, увы, непоправимо! Именно прошлый год (...) просекли и разработали инженерно большую дорогу туда: и, конечно, тропинка, которая раньше пролегала тут, бесследно исчезла - и исказился самый вид этой местности, на который Преподобный постоянно смотрел!! 3

Игумен Иерофей, как мог старался сохранить в монастыре верность традициям и уставу. В 1908 году появился проект строительства через Саров железной дороги. Согласно этому замыслу, дорога должна была соединить станции Мухтолово ( на линии Муром - Арзамас) и Торбеево (на линии Рязань - Саранск) и пройти через уездные города Ардатов и Темников, металлургические заводы Ардатовского уезда, а также посещаемые паломниками монастыри - Саровский и Дивеевский. Иерофей употребил все свое влияние, чтобы не дать этому плану осуществиться. В письме ардатовскому городскому старосте, стороннику проекта, он писал: «Саровская пустынь насаждена безмолвием, им она прославилась, им она всегда при- влекала его любителей» .4

Тем не менее, внешний вид Саровской пустыни в эти годы стремительно менялся. Как грибы после дождя росли новые здания, каменные и деревянные. В 1905-1906 годах построены были новые кирпичные складские и хозяйственные помещения, просфорный корпус, трехэтажная житница. В 1911-1914 годах были выстроены три новых гостиничных корпуса на западном краю монастыря. В 1909 - 1912 годах к северу от монастыря в пойме Сатиса была поставлена каменная часовня в память о Саровском первоначальнике. Место было выбрано там, где Иоанн «первоначально полагал жизнь и нес подвиги и труды до построения первого храма и келлий обители». Архитектором часовни был И.Т.Барютин.5

В Москве на месте подворья Саровской пустыни решено было построить большой 5-этажный доходный дом и часовню. Строительство было окончено в 1914-1915 гг.6 (Этот дом по Старосадскому переулку, дом 6 на углу с Петроверигским переулком, сохранился в Москве до нашего времени).

Многие элементы монастырского натурального хозяйства (водяные мельницы, удаленные от монастыря угодья) перестали, видимо, приносить большой доход, и, руководствуясь соображениями экономической выгоды, монахи стали сдавать их в аренду или продавать. В 1906 году вся земля, принадлежавшая Саровской пустыни у села Старый Город (2374 десятины), была продана двум крестьянам (!) этого села - А.А.Козлову и М.Г.Курносову за 210 тысяч рублей.7 Были отданы в аренду земля у реки Сармы, мельницы на Ужовке и некоторые другие удаленные от монастыря владения.8 Очередь богомольцсв у восточных ворот монастыря Вблизи самого монастыря появились новые службы: особый дом для саровской полиции (в начале 1917 года в штате саровской полиции состояли: 1 надзиратель, 1 урядник и 8 городовых)9, конная почтовая и почтово-телеграфная станции.

Ремонтировались, реставрировались и вновь украшались Саровские храмы. Особое внимание уделено было Успенскому собору, поскольку там находились мощи преподобного Серафима. Рака для мощей в 1909 году была вызолочена (в этом монастырю помогала великая княгиня Елизавета Федоровна).10 Ежегодно в день памяти Серафима с мощами вокруг Успенского собора совершался крестный ход, конечно, при большом стечении паломников."

30 июля 1904 года в семье императора родился долгожданный наследник - цесаревич и великий князь Алексей. Прошло чуть больше года со дня посещения императором и императрицей Саровского монастыря, их молитв преподобному Серафиму и купания в чудодейственном Серафимовом источнике. Для монахов Саровской пустыни связь этих двух событий была очевидной. Вот текст телеграммы, отправленной из Сарова в Петергоф:

Саровская обитель, получив радостное известие о рождении Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича, приемлет дерзновение принести Вашим Императорским Величествам всеподданейшее поздравление с высоконоворожденным, молитвенные благожелания Цесаревичу здравия и благоденствия. Крепко веруем, что Господь даровал Вашим Величествам Наследника Престола, Надежду России, по молитвам Преподобного Серафима, за Ваши теплые молитвы ему в Сарове. Радуемся, торжествуем, благодарим Господа и молим Преподобного отца нашего Серафима охранять молитвою своею колыбель Цесаревича, да возрастает он в благополучии на радость Вам и всей России.

Ваших Императорских Величеств всеподданнейшие слуги и смиренные богомольны: Иннокентий, Епископ Тамбовский, Игумен Иерофей с братиею.12

Обмен телеграммами Сарова с Николаем II происходил ежегодно, в годовщины канонизации и посещения царем монастыря. Вот царская телеграмма 1905 года:

Мысленно переношусь в обитель Преподобного Серафима во вторую годовщину прославления Его. Знаю, как горяча молитва народа русского, особенно у раки новоявленного Святого. Николай.

Память о посещении Николаем II Саровской пустыни там бережно хранили. Бывший настоятельский корпус, три дня пробывший резиденцией царя, более игуменом не занимался, для игумена было построено помещение рядом. Царский дворец стал своего рода мемориальным музеем, но всех туда не пускали, посетить его считалось редким счастьем для богомольца.14

Паломничество, совершенное в Саров, произвело сильное впечатление на Николая II. Не одним было замечено, что многие люди, участвовавшие в организации торжеств 1903 года, получили потом повышения по службе. Тамбовский губернатор фон дер Лауниц (встречавший царя у Балыкова вместе с наряженными крестьянками) был назначен петербургским градоначальником. Получил место тверского губернатора Ширинский-Шахматов. Вот что писал по этому поводу современник:

Все, кто не мог или не успел быть в Сарове с царем, спешили съездить потом и донести о своем подвиге непосредственному начальству. Тамбовский монастырь стал настоящим чиновничьим Лурдом* , где вымаливались места, чины, ордена, сокрытия преступлений, и все за счет веры Николая в чудесную силу серафимовских костей.

Не пустовал в эти месяцы архиерейский дом. После торжеств, до 1907 года монастырская летопись зафиксировала 44 посещения Саровской пустыни епископами различных епархий.

О возросшем после 1903 года авторитете Сарова довольно красноречиво говорит следующий факт. В 1917 году собрался поместный * Лурд - город во Франции, в департаменте Верхние Пиренеи. Вблизи города находится грот, в котором будто бы Св. Дева являлась 14-летней Бернадетте Субиру. В гроте источник, считающийся чудодейственным. Центр паломничества католиков. собор Русской православной церкви. Были на нем делегаты и от монашества, причем восемь человек из них проходили без выборов. Это наместники всех бывших тогда в России лавр: Троице-Сергиевой, Александро-Невской, Киево-Печерской и Почаевской, а также настоятели двух монастырей - Соловецкого и Валаамского и двух пустыней - Оптиной и Саровской.16

Первая мировая война не прошла мимо далекой от фронтов Саровской пустыни. Уходили на войну из монастыря послушники.17 Приведем также здесь два документа из монастырского архива, чтобы показать, каким образом Саровская пустынь была вовлечена в события того времени.

Ведомство Православного Вероисповедания Архиепископ Тамбовский и Шацкий 26 августа 1915 г.

Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший о. Игумен Иерофей. В виду возможной в скором времени необходимости принять для размещения в обителях Епархии не только монашествующих из эвакуируемых по случаю военных обстоятельств местностей, но и часть святынь, а также имущества монастырей и Епархиальных учреждений, прошу Ваше Высокопреподобие сейчас же привести в должный вид все монастырские помещения, пригодные для указанной цели, начиная от гостинницы и братских келлий и до всякого рода кладовых и сараев; а мне представить план всех таких помещений как внутри монастыря, так и в служебных учреждениях, буде таковые имеются, в виде ли хутора, скотного двора и т.п. ()

Исполнить все это дело надо без суеты и ненужных лишних разговоров, питаемых обычно разными ни на чем не основанными предположениями.

Обо всем последующем благоволите немедленно донести. Призывая на Вас благословение Божие, имею честь быть Вашим покорнейшим слугою.

Архиепископ Кирилл.

Настоятель Саровской пустыни 3 сентября 1915 г.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыко. Во исполнение письма вашего Высокопреосвященства от 26 августа с.г. за N 6380, при сем долг имею представить план расположения помещений пустыни.

Всех келлий внутри монастыря, в четыреугольно расположенных каменных корпусах, до 240, которые в настоящее время заняты по одному жильцу, но некоторые из них маловместительные, в коих раз мещение по два жильца будет составлять затруднительное положение, есть келлии и более вместительные, в которых представляется возможное размещение по два жильца.

Соображаясь с последними распоряжениями, (...) о размещении в Саровской пустыни 200 человек беженцев - монашествующих, то таковые могут быть размещены: одна половина внутри монастыря, а другая половина в гостинных помещениях.

Что же касается хуторов, находящихся в лесной даче, то из числа таковых с более жилыми помещениями имеются только лишь два хутора сельскохозяйственные, остальные же хутора - сторожевые кордоны для охраны лесной дачи, где помещения только для несущих сторожевую охрану, в первых же двух сельскохозяйственных хуторах и несколько вместительных других кордонах при крайнем случае можно разместить до 100 человек. (...)

Испрашивая Вашего Архипастырского благословения и св. молитв, Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник.п

Несомненно, в предреволюционные годы Саровская пустынь достигла пика своей славы, стала признанным центром паломничества. И с этой вершины Саровская пустынь, впрочем, как и вся прежняя Россия, была ввергнута в разорение, забвение, небытие.