Untitled

9 . Монастырь во второй половине ХIХ века

Саровский игумен Нифонт не подготовил, как его предшественники, себе преемника при жизни. И хотя по традиции следовало избрать в настоятели казначея или кого-либо другого из саровской братии (что в конце концов и произошло), обстоятельство это доставило Саровским монахам несколько довольно неприятных месяцев. Как уже было отмечено, Нифонт после себя оставил монастырь в экономически процветающем состоянии. Многотысячные доходы, организованное хозяйство, налаженный и устроенный монастырский быт, - это уже была не убогая лесная обитель. И естественно, что встать во главе такого монастыря было немало желающих. В 1841 году тамбовскую епископскую кафедру занял новый владыка - Николай (Доброхотов), который на освободившуюся должность саровского игумена захотел устроить своего родственника. Этот родственник (иеромонах Анастасий) буквально через две-три недели после смерти Нифонта приехал в Саров, объявил о своих намерениях и, пробыв в монастыре несколько часов, уехал.

Монахи переполошились. Выждав еще несколько дней, не дожидаясь официального решения властей, братия провела выборы самостоятельно, без представителя епархии. Настоятелем был избран казначей иеромонах Исаия, засвидетельствовавшие это документы были отправлены в Тамбов 28 марта 1842 года. Дело представлялось серьезным, и саровская братия сразу сочла необходимым известить своего заступника архимандрита Троице-Сергиевой лавры Антония (Медведева), который, в свою очередь, поставил в известность митрополита Московского Филарета (Дроздова). Это оказалось не лишним, так как епархия усмотрела в выборах Саровского настоятеля нарушение своих указов и возбудила соответствующее расследование. Из писем митрополита Филарета понятно, что он лично занимался этим делом.

Что мог я сделать к миру Саровской обители, то сделал. Сообщил все нужное Преосвященнейшему Киевскому. Это в сем случае лучший путь дать движение полезной мысли. Предложить Св. Синоду было бы не так в порядке, потому что Св. Синод оффициально не знает о вакансии, притом она может быть уже занята Епархиальным Архиереем, по его праву, прежде нежели Св. Синод сделает распоряжение. (Письмо написано в апреле 1842 года.).

Не успели улечься страсти вокруг епископского родственника, как выяснилось, что на игуменское место в Сарове есть еще один претендент - иеромонах Сергий - бывший Саровский монах, ставший казначеем Троице-Сергиевой лавры, тот самый, кто написал первую книгу о Серафиме Саровском. Митрополит Филарет опять выступил в защиту Саровской традиции.

Преосвященный Анастасий спросил меня, что происходит с делом об определении Казначея в Саровского Настоятеля, и прибавил, что он расположился к сему, и остается в затруднении. Как это жалко! Зачем ему располагаться жевать то, чего в рот не положили? Это для меня было новым признаком, что делу не быть. Вчера оказалось, что так и есть. Прочитайте прилагаемое письмо, и возвратите мне, не передавая никому, ни письма, ни содержания. Письмо показывает, что Сергия если бы и приняли, то против воли, и что против него уже готово противоборство. Какая же тут надежда пользы? (Письмо архимандриту Антонию от 20 июля 1842 года.) 2.

Стойкость саровской братии и помощь ее заступников увенчались успехом: 11 июля иеромонах Исаия был вызван в Тамбов для поставления настоятелем. (Его называют Исаией II, чтобы не путать со строителем иеромонахом Исаией I, бывшим настоятелем в 1794- 1807 гг. Так же, как и его предшественник Нифонт, Исаия II был посвящен в сан игумена).

Исаия стал десятым настоятелем Саровской пустыни. Его мирское имя было Иона Иванович Путилов. Семья Путиловых дала сразу трех настоятелей монастырей: два брата Ионы Тимофей (в монашестве Моисей) и Александр (Антоний) были настоятелями соответственно Оптиной пустыни (в 1826-1862 годах) и Малоярославского Николаевского монастыря (с 1839 по 1853 гг.). Особенно известен из них Моисей, при управлении которого в Оптиной пустыни развилось и расцвело старчество, составившее ее славу. Четвертый брат - Кирилл Путилов не принял монашеского пострига, остался купцом, так же, как и их отец.

Исаия и Моисей поступили в Саровскую пустынь одновременно в 1805 году, младшему из двух братьев Исаие было тогда 19 лет. Он так и остался в Сарове, а Моисей пробыл здесь 3 года, а еще через несколько лет оказался в Оптиной пустыни вместе с другим братом - Антонием. Четверо братьев Путиловых вели между собой переписку, монастырский архив хранит письма, адресованные игумену Исаие, содержание которых должно заинтересовать историков не только Саровской пустыни, но и Оптиной, и Малоярославского монастыря. В сентябре 1812 года послушник Иона Путилов был пострижен в монахи с именем Исаия, а 14 марта 1815 г. посвящен в иеромонахи. 1 ноября 1822 года Исаия был назначен казначеем, став первым помощником игумена Нифонта. Вот как характеризует время игумена Исаии II безымянный составитель «Подробного описания» Саровской пустыни. Братия, жившие в обители при пяти Настоятелях, засвидетельствовали, что при о.Исаие, до самой его кончины обитель пользовалась таким спокойствием, таким согласием в братии, каких при других Настоятелях не было.

Из событий, происшедших в Сарове при Исаие, следует упомянуть поразившее монастырь стихийное бедствие - колоссальный лесной пожар 1850 года. Обитель и раньше страдала от лесных пожаров. Напомним, что в 1712 году из-за лесного пожара выгорели почти все деревянные тогда постройки. Монастырские записи фиксируют пожары также в 1805, 1810, 1816 годах.3 Но пожар 1850 года был больше других; в результате него сгорело более четверти монастырской лесной дачи, то есть свыше 50 квадратных километров леса. Вот как описал этот пожар игумен Исаия в своих календарных заметках.

Начался пожар 7-го августа около Арги и Филипповой пустынок. 8-го служили в лесу молебен Божией Матери, упал небольшой дождь, и пламя утихло. 10-го того же августа снова загорелся лес от урочища Филипповой пустынки и начался самый гибельный пожар, продолжавшийся до 26-го августа. Уже огонь угрожал обители, но 26-го авг. пошел дождь, и пламя прекратилось. 28-го снова загорелся лес на Варлаамовой пустынке, при сильном ветре и два дня распространялось пламя самым свирепым потоком, но в ночи на 31-е упал дождь и огонь утих. - Прошел после того месяц, и 1 октября снова начался лесной пожар между Филипповой и Варлаамовой пустынками, при сильном ветре развивался с ужасающею силою, угрожая обители, но 3-го был дождь, и пожар прекратился.4

Последствия этого пожара оказались настолько серьезными, что решением вопроса о том, что делать с обгоревшим лесом, занялись Тамбовская духовная консистория и Синод. Очевидно, доходы получаемые Саровской пустынью от лесопромышленности, шли не только на развитие монастыря. Поэтому самостоятельность Сарова в этом деле исключалась. Помочь отстоять интересы монастыря в очередной раз попросили архимандрита Антония и митрополита Филарета. Из письма Филарета Антонию от 8 января 1852 года:

По Саровскому делу не знаю, что можно сделать. Распоряжение Преосвященного основано на законе. По Синодальной конторе была продажа посохшего от червей леса (случай, сходный с Саровским), и были торги и представления Св. Синоду. У меня по епархии тоже производилось дело о продаже леса на 20.000 или менее. Чем значительнее сумма, тем строже требуется высшее разрешение.5

Вопрос был решен лишь 29 декабря 1852 года. Синод разрешил Игумену Исаие с братиею продажу обгорелого леса с тем, чтобы продажа произведена была в 3 года, и деньги, по мере выручки, отсылаемы были в казенные кредитные заведения для приращения процентами. Горелый лес, который по своим кондициям не годился в продажу и распиловку, пошел на производство смолы и древесного угля. На территории монастырской лесной дачи специально для этого были построены три смолокуренных завода. Сырья для них хватило более чем на 30 лет. Так, завод на Протяжнинской пустынке (Протяжке) проработал до 1887 года.

Еще будучи послушником, игумен Исаия много работал «по письменной части». Он явно имел склонность к этому, о чем говорит большое количество его записок в монастырском архиве. Не удивительно, что при Исаие рукописи, книги и документы содержались в образцовом порядке. Непосредственно этим занимался иеромонах Иаков (Невельский), заслуживающий того, чтобы посвятить ему отдельные несколько строк.

Иван Егорович Невельский родился 4 августа 1821 года в селе Острецове Нерехтского уезда Костромской губернии в семье церковнослужителя. В 1844 году он окончил курс богословия в Костромской духовной семинарии, а 30 августа 1845 года прибыл в Саровскую пустынь. Первоначальные его послушания были в хлебопекарне и на клиросе, но не к этому лежала его душа. В 1850 году ему поручили переписывать труды первоначальника Иоанна, еще через некоторое время - монастырский устав и, наконец, в 1853 году Невельский был назначен письмоводителем. В этом же году ему было поручено составление и устройство библиотеки и разбор архива. Иван Егорович прекрасно справился с порученным ему делом. В 1856 году он был пострижен в монахи с именем Иаков, а в 1859 году посвящен в иеромонахи. В архиве Саровской пустыни очень много документов, написанных его рукой, им разобранных и прокомментированных. В 1874 году им была написана «Программа для составления истории монастыря»6, программа всеобъемлющая, которая должна была охватить буквально все. История каждого пруда, каждого моста, каждой дороги, не говоря уже о более заметных объектах: зданиях и пустынках - должна была занять в ней свое место. К сожалению, этот труд так и не был закончен. Возможно, что этому помешала его объемность, большое количество времени, которое требовалось бы для его воплощения. К тому же иеромонаха Иакова из-за его эрудиции в этих делах очень часто отвлекали для съемок дорог, рек, прудов, отправляли в многочисленные командировки для составления описей, размежевании и т.п. Эти более прозаические, но насущные для монастыря дела не позволили библиотекарю иеромонаху Иакову больше времени посвящать любимому делу. Но и того, что он успел сделать, достаточно, чтобы мы с благодарностью его вспоминали.7 Умер иеромонах Иаков в 1884 году.

В 1856 году Исаия испрашивает двухмесячный отпуск и едет в Оптину пустынь, чтобы повидаться со своими братьями (к этому вре мени Антоний, оставив настоятельство, жил в Оптиной пустыни вместе с Моисеем, где и умер в 1865 году). В это время Исаия уже часто болел, и 16 апреля 1858 года скончался.

После кончины игумена Исаии II почти повторилась история, сопровождавшая его избрание. Вместо того, чтобы провести в монастыре выборы нового настоятеля, Тамбовский епископ Макарий (Булгаков, 1857-1859) решил перевести Саровскую пустынь под собственное непосредственное управление, заменив настоятеля своим наместником. На выручку саровцам, желавшим сохранить относительную самостоятельность, снова, как и прежде, пришел митрополит Фила- рет. Вот отрывок из письма его обер-прокурору Святейшего Синода графу А.П.Толстому, написанного 20 апреля 1858 года, то есть всего через четыре дня после смерти игумена Исаии.

Преосвященный Тамбовский хочет взять себе Саровскую пустынь. По моему мнению, нельзя не опасаться, что это разстроит этот, один из примечателънейших общежительных монастырей. Игумен самостоятельный управляет полномочно, по преданиям обители; если же вместо его будет Наместник Архиерейский, сей не будет иметь полномочия, а Преосвященный далеко. Цель Преосвященного, вероятно, как и другие примеры показывают, есть особенно та, чтобы воспользоваться хозяйственными способами монастыря, но это может повредить и хозяйственному благоустройству обители. ...В некоторых общежительных монастырях образование собственно монашеское сильнее, нежели штатных. Потому первые особенно нужно поддерживать, и для самого монашества, и для потребностей правительства. ...

Да будет благоволено обратить на сие внимание при решении участи Саровской пустыни*

В согласии с монастырской традицией преемником Исаии на настоятельском посту стал казначей иеромонах Серафим (Спиридон Андреевич Пестов). Он поступил в Саровскую пустынь в 1823 году в возрасте 18 лет вместе с отцом. По происхождению Пестовы были государственными крестьянами из Шадринского уезда Пермской губернии. 20 июля 1835 года Серафим был пострижен в монахи, 29 мая 1844 года - в иеромонахи. В 1848 году Серафим был избран казначеем. В 1861 году спокойное течение жизни Саровского монастыря было нарушено очередным разбирательством в инстанциях. На этот раз оно было вызвано интригами иеромонаха Нижегородского Печерского монастыря Иоасафа (уже упоминавшегося нами в главе 7 части 1 И.Т.Толстошеева). История эта более касается Дивеевского монастыря, но эти события, пожалуй, наиболее бурные в истории Дивеева, не могли не затронуть и Саров.

Мы уже говорили о том, что Иоасаф имел неких могущественных покровителей в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. В 1861 году возник проект перечисления Саровской пустыни из Тамбовской епархии в Нижегородскую с тем, чтобы сделать в ней настоятелем Иоасафа. К этому времени Иоасаф с одобрения Нижегородского епископа Нектария был фактическим руководителем Дивеевской общины, но стремился, как мы видим, подчинить себе еще и Саров. 10 февраля 1861 года Дивеевская община получила официальный статус монастыря, следовало провести выборы настоятельницы, и смысл интриг Иоасафа сводился к тому, чтобы поставить на это место верного ему человека, несмотря на то, что среди дивеевских монахинь большинство было недовольно его вмешательством в их дела. В этом довольно неприятном деле ведущую роль в наведении порядка опять сыграл митрополит Филарет. Специально, чтобы подключить к разбирательству Филарета, известный благотворитель Дивеевской общины Н.А.Мотовилов приехал в Троице-Сергиеву лавру к архимандриту Антонию. В это время в лавре находился и сам Филарет в связи с присутствием там императорской семьи. Филарет решил обратиться к самому Александру II. По-видимому, это потребовало от него определенной смелости, ведь в царской свите наверняка находились люди, поддерживавшие Иоасафа. Филарет заговорил с царем во время чаепития, Александр II с пониманием отнесся к просьбе о наведении порядка и распорядился произвести расследование. Больше года длилось это расследование, и дело было разрешено в соответствии с пожеланиями большинства дивеевских монахинь. Сторонницы Иоасафа были вынуждены покинуть Дивеево.* Угроза была отведена и от Сарова. В ходе расследования пострадал Саровский игумен Серафим. На него и дивеевскую настоятельницу Марию (Ушакову) поступил донос с обвинением в каких-то не соответствовавших их положению отношениях. Опасаясь продолжения наветов и подозрений, игумен Серафим прекратил тогда всякие контакты с Дивеевом. Надо сказать, что к этому времени взаимоотношения Дивеева с Саровом возобновились, Дивеево опять стало, как при настоятеле Пахомии, получать из Сарова материальную помощь, и неожиданное ее прекращение довольно неприятно сказалось на положении женского монастыря. В 1861 году для наведения внутреннего порядка по окончании расследования Дивеевский монастырь временно (на два года) был отделен от Нижегородской епархии и причислен к Тамбовской, и Тамбовский епископ Феофан (Говоров) настоял, чтобы Саров продолжал оказывать поддержку Дивееву отпуском леса и других материалов, а в случае надобности и деньгами. * Вскоре они организовали отдельный монастырь - Серафимо-Понетаевский. 1860-1890-е годы в Саровском монастыре, начиная с времени правления игумена Серафима, можно охарактеризовать как годы последовательного развития традиций почитания Серафима Саровского, впоследствии приведшего к его канонизации. Мы имеем в виду почитание «официальное», заботу об этом монастырского и епархиального начальства. А посещавшие Саров богомольцы и раньше, невзирая на мнение игумена и старшей братии, стремились поклониться памятным местам, связанным с именем преподобного Серафима, побывать на его могиле. После смерти старца возрос и поток паломников, желавших получить исцеление от купания в воде серафимовского источника. Понятно, почему бережное отношение к памяти Серафима Саровского не начало формироваться при Исаие II. Исаия был ближайшим помощником игумена Нифонта и наверняка целиком поддерживал его политику в отношении Серафима.

Саровский игумен Серафим тоже в молодости неодобрительно относился к Серафиму Саровскому. Чичагов утверждает, что, будучи еще юным послушником, он по своей тогдашней злобе или по приказу начальства сломал даже печь в пустынной келье старца.9 Но по прошествии многих лет он, видимо, переменил свое отношение. Об этом несомненно говорит помощь его Дивеевской общине.

В 1863 году вышло в свет житие Серафима Саровского, написанное Н.В.Елагиным. Игумен Серафим всячески содействовал написанию этого труда: снабдил автора документами, хранившимися в монастырском архиве, вел с ним переписку (Елагин писал книгу в Петербурге). В 1864 году умер монах Феодосии, занимавший в монастыре келью, принадлежавшую ранее Серафиму Саровскому (по происхождению он тоже был из курских купцов). После этого келья уже никем не занималась, и многие посещавшие Саровскую пустынь паломники стали заказывать в ней служение панихид. Некоторое время спустя, в самом начале 1880-х годов, в монастырских записях появляются сообщения о том, что и посещавшие Саров архиереи стали молиться на могиле и в келье отца Серафима, служить в память о нем панихиды. 19 ноября 1867 года умер заступник Саровской пустыни митрополит Филарет. 46 лет стоял он во главе Московской митрополии и много раз за эти годы вступался за интересы Саровского монастыря, за справедливость и порядок. Кто знает, как сложилась бы судьба Сарова, не имей он такого влиятельного сторонника (нами были упомянуты здесь далеко не все примеры участия митрополита Филарета в Саровских делах). Не менее благодарны были Саровские монахи и его ближайшему помощнику архимандриту Антонию. Отношения между этими двумя людьми на протяжении многих лет были довольно близкими, Филарет даже избрал Антония своим духовным отцом. Вместе с тем, Филарет, непосредственный начальник Антония, довольно строго относился к своему подчиненному, постоянно переписывался с ним, вникая во все его дела (собственно, благодаря этой переписке, впоследствии изданной, мы и знаем о многих деталях участия Филарета и Антония в Саровских событиях). Вот как характеризует взаимоотношения этих двух деятелей современник:

Но при всей дружбе, при всей доверенности, при всем почти сыновнем уважении к о.Антонию митр. Филарет, неизменный в правилах своего действования начальнического, настойчиво требовал, чтоб о.Антоний без его ведома и предварительного разрешения не делал ничего, подвергал подробному обсуждению всякое его предположение, противореча большею частию проектам нововведений.,10

Мы знаем, с какой любовью Антоний относился к Сарову, но возможности посетить монастырь, в котором начинался его иноческий путь, при жизни Филарета у него не было: митрополит не отпускал его из лавры. После кончины Филарета такая поездка стала возможна. Вечером 27 июля 1868 года архимандрит Антоний приехал в Саров. Не дожидаясь утра, по окончании церковной службы, с фонарем он поспешил на могилу Серафима Саровского, в память о котором так много было им сделано. О, Саров, Саров! ты не только колыбель монашества, но ты Академия монашества всегда была, есть и будешь! - такие слова написал 75-летний Антоний, возвратившись из этой своей поездки в лавру.

Конец настоятельства игумена Серафима сложился неудачно. В 1867-1871 годах некий монах Неофит, повздоривший с руководством Саровской пустыни (и понесший за свои проступки наказание), написал в различные инстанции на игумена Серафима ряд доносов. В конце концов по распоряжению епископа в Сарове было проведено следствие по доносам, в результате которого были выявлены какие-то нару- шения в порядке ведения отчетности. Решением Синода 1 октября 1872 года игумен Серафим и казначей иеромонах Амвросий были отстранены от своих должностей. (В чем еще обвинялся Неофитом игумен Серафим, мы не знаем, поскольку «другие обвинения» были синодом признаны «бездоказательными»). Серафиму было предписано перевестись в Трегуляев монастырь, но по его просьбе ему разрешили остаться в Саровской пустыни, в которой он и скончался 5 октября 1878 года. Вместо Серафима в декабре 1872 года на должность Саровского настоятеля был выбран иеромонах Иосиф. Родился он в 1818 году в городе Пронске Рязанской губернии в купеческой семье, мирское имя его Иван Петрович Шумилин. В 1842 году Иосиф пришёл в Саровскую пустынь, в 1850 году был пострижен в монахи, в 1875 году стал иеромонахом.

Годы, когда Саровской пустынью руководил игумен Иосиф, не были богаты событиями. Продолжалось дальнейшее экономическое развитие монастырского хозяйства. В 1878 году на некоторых монастырских пустынках (в основном на Филипповке) были расчищены участки под пашню, освоенные поля были засеяны хлебом. В 1880 году на переставшей давать доход лесопильной на берегу Сатиса был создан конный завод.

В октябре-ноябре 1888 года в Сарове находился уполномоченный чиновник обер-прокурора Св. Синода С.В.Праведников, внимательно изучавший положение в монастырском хозяйстве. По окончании осмотра им был составлен список первоочередных задач, которыми следовало заняться в Сарове. Среди них были переустройство лесного хозяйства, реконструкция монастырской больницы, но наиболее, с нашей точки зрения, важным было распоряжение привести в порядок места паломничества, связанные с именем преподобного Серафима: источник, могилу и т.д.

Необходимость увековечения памяти Серафима Саровского была осознана к этому времени не только в самом монастыре и епархии, но, как мы видим, и в самых высших инстанциях. За два месяца до Праведникова в Саров неожиданно нагрянул управляющий канцелярией синода В.К.Саблер, посетивший богослужения, а также присутствовавший на панихиде о старце Серефиме в его келье и на могиле. По-видимому, не всё, увиденное в Сарове Саблером, его удовлетворило. Наверное и приезд Праведникова был вызван именно этим. Не удовлетворило начальство и то, как начались в Саровской пустыни работы по плану, разработанному Праведниковым. Игумен Иосиф был в преклонных летах, к тому же серьёзно болел. В конце 1889 года Синодом было принято решение поставить во главе Саровской пустыни нового настоятеля - более молодого и энергичного. Выбор Синода пал на иеромонаха русского Пантелеймонова монастыря на Афоне Рафаила. Отставка Иосифа была почётной: его назначили настоятелем Вяземского Свято-Предтечева монастыря Смоленской епархии с возведением в сан архимандрита. Но игумен Иосиф предпочёл этому остаться на покое в родной Саровской пустыни, пожелав принять схиму с именем Иоанн. Умер Иосиф 3 июля 1892 года. Возглавивший Саровский монастырь игумен Рафаил (Николай Ионович Трухин), родился в 1844 году на Ижевском заводе Вятской губернии в семье офицера. С 1867 года он послушник Пантелеймонова монастыря на Афоне, с 1870-го - монах, а с 1875 г. иеромонах того же монастыря. 29 января 1890 года новый настоятель прибыл в Саров. Времена изменились. Назначение в Саров «варяга» не вызвало в среде братии возмущения, как это случалось раньше - после смерти Нифонта и Исаии II. Рафаил недолго - 4 года - стоял во главе монастыря и ушёл так же, как и появился - по распоряжению сверху, но за этот недолгий срок им были выполнены предписания Синода: осуществлены реорганизация лесного хозяйства, изменение отчетности, устройство монастырской больницы, приведение в порядок и реконструкция мест, связанных с памятью Серафима Саровского. При Рафаиле были построены часовня и купальня у ближней пустынки, восстановлены на прежних местах кельи на ближней и дальней пустынках; на место тысяченощного моления Серафима был вновь водружён камень, похожий на оригинал, и над ним соорудили деревянную сень. Над могилой преподобного Серафима у стены Успенского собора была возведена чугунная решетчатая часовня. При Рафаиле же были начаты подготовительные работы по строительству храма над кельей Серафима Саровского.

Согласно монастырской хронике, идея создания храма была высказана ещё задолго до этого Тамбовским епископом Палладием (Рае вым, 1873-1876 гг.). Саровский игумен Иосиф идею воспринял, но долгие годы в этом направлении не делалось ничего, кроме сбора денег на храм. Таким образом, собранные за полтора десятка лет деньги - 25 тысяч рублей - Иосиф передал Рафаилу, которым уже были начаты строительные работы.

Ещё одно важное дело, связанное с памятью Серафима Саровского, было поручено игумену Рафаилу. Ему предписали собрать и систематизировать сведения о случаях чудес, исцелений и знамений, совершенных им. Такой список чудес и исцелений был составлен к 1892 году и передан в Тамбов. Епископ Иероним (Экземплярский, 1890-1894 гг.) учредил специальную комиссию, которая проверила собранные Рафаилом сведения и составила свой документ, в который вошли описания 80-ти случаев чудесных исцелений. В 1895 году этот протокол был направлен в Синод.

Очевидно, что вся эта деятельность не могла иметь иной причины, чем подготовка к канонизации Серафима Саровского. Почему же торжества по канонизации произошли не тогда, а десять лет спустя? Мы не знаем ответа на этот вопрос. В июне 1894 года игумен Рафаил был вызван из Сарова в Синод в Санкт-Петербург. Там он получил новое назначение - начальником миссии в Иерусалиме. В Иерусалиме Рафаил прожил до 1899 года, потом был переведён настоятелем в Краснохолмский монастырь Бежецкого уезда Тверской губернии, где и умер 27 июня 1901 года.

Выборы четырнадцатого Саровского настоятеля, преемника Рафаила, были проведены согласно саровской традиции. В голосовании в трапезной монастыря участвовали все монахи, и избран был казначей Иерофей. Иерофей (Иван Петрович Мелентьев) происходил из Кадома, из купеческого сословия. Родился он в 1828 году, в 1855 г. поступил в Саровскую пустынь, был пострижен в монахи в 1874 году, а в 1833 посвящён в иеромонахи. Долгие годы Иерофей выполнял послушание помощника казначея, а в 1888 году сам был назначен на эту должность.

Основной заботой Иерофея в первые годы его настоятельства стало строительство большого храма над кельей Серафима Саровского. Сами строительные работы были начаты в 1897 году и велись средним темпом, но были форсированы в 1902-1903 годах в непосредственном преддверии Саровских торжеств.

10.19ОЗ-й год

Предыстория канонизации Серафима Саровского полна загадок. В большинстве книг вообще не говорится ничего о каких-либо событиях, предшествовавших январю 1903 года, когда было официально объявлено о предстоящих торжествах. Другие - лишь намеками - сообщают о каких-то противодействиях этому, борьбе влияний и мнений. Люди, близко знавшие Л.М.Чичагова, автора «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», утверждают, что им была подготовлена рукопись второго тома этой «Летописи», в которой он описывал споры в Святейшем Синоде, связанные с предстоящей канонизацией. До революции эта рукопись не могла быть опубликована по соображениям цензуры и была конфискована у автора при его аресте в 1937 году и в настоящее время утеряна.' Возможно, когда-нибудь эти материалы будут найдены, и тогда мы узнаем, было ли противодействие канонизации преподобного Серафима уже после первого вскрытия его могилы, когда выяснилось, что останки предались тлению, или еще раньше. По-видимому, с самого начала этот процесс почему-то шел с трудом. Большая подготовительная работа была проведена в 1890-1894 годах игуменом Рафаилом и Тамбовским епископом Иеронимом (Экземплярским), шла она и в последующие годы. Уже после того, как первый список чудес и исцелений по молитвам Серафима Саровского, подготовленный Рафаилом, был направлен в Синод, Тамбовский епископ дважды в 1897 году обращался туда же с дополнениями к этому списку. Впоследствии Синод объяснял свою медлительность тем, что, дескать, не все чудеса, совершенные Серафимом Саровским, еще в список попали, и следовало продолжить поиски свидетельств. Как будто 94-х описанных случаев, уже зафиксированных к тому времени, было недостаточно. Для завершения дела нужен был последний решительный толчок. Таким толчком послужило участие в этих событиях царя Николая II.

Традиция почитания старца Серафима в императорской семье имела давние корни. Прежде всего следует, наверное, упомянуть легенду, неизвестно когда появившуюся, о том, что Серафима Саровского в его келье посетил инкогнито царь Александр I.2 Событие это легенда относит к 1825 году. В ней утверждается, что император во время путешествия в Крым через Нижний Новгород ненадолго заехал в Саров. Это всегда представлялось маловероятным, но Александр I действительно в последние годы своей жизни был сильно подвержен религиозному мистицизму, что дало повод для появления не только этой легенды, но и других.*

* Известна легенда, согласно которой Александр 1 не умер 19 ноября 1825 года в Таганроге, а скрылся и окончил свою жизнь в 1864 году под Томском в обличье некого старца Федора Кузьмича. (См.: В.В.Барятинский, Царственный мистик, М., 1990, репринт издания 1912 г.)

Более достоверен другой случай, связанный уже с семьей императора Александра II. В 1860 году тяжело заболела его 7-летняя дочь Мария. Вылечить ее взялась находившаяся в то время в Петербурге сестра Дивеевской общины Гликерия Занятова. После того, как она укрыла девочку куском мантии Серафима Саровского, больная почувствовала себя лучше и через несколько дней выздоровела.3 Напомним, что кроме этого, в 1861 году Александр II лично принял участие в разбирательстве по поводу конфликта в Дивеевском монастыре.

Не забывали Серафима Саровского и в семье последнего русского императора Николая II. Принято считать, что Николаю II, от которого исходила инициатива канонизации Серафима Саровского, эта мысль была кем-то подсказана. Из Воспоминаний С.Ю.Витте* можно заключить, что этим человеком был Иоанн Кронштадтский.** Вот как описывает Витте встречу императора на даче в Петергофе летом 1902 года с обер-прокурором Синода К.П.Победоносцевым со слов последнего.

Неожиданно он (Победоносцев - А.П.) получил приглашение на завтрак к Их Величествам. Это было неожиданно потому, что К.П. в последнее время пользовался очень холодным отношением Их Величеств, хотя он был один из преподавателей Государя и Его Августейшего батюшки. К.П. завтракал один с Их Величествами, и после завтрака Государь в присутствии Императрицы заявил, что он просил бы К.П. представить Ему ко дню празднования Серафима, что должно было последовать через несколько недель, указ о провозглашении Серафима Саровского святым. К.П. доложил, что святыми провозглашает Святейший Синод и после ряда исследований, главным образом, основанных на изучении лица, который обратил на себя внимание святою жизнью и на основании мнений по сему предмету населения, основанных на преданиях. На это Императрица соизволила заметить, что «Государь все может». Этот напев имел и я случай слышать от Ее Величества по разным поводам. Государь соизволил принять в резон доводы К.П., и последний при таком положении вопроса покинул Петергоф и вернулся в Царское Село, но уже вечером того же дня получил от Государя любезную записку, в которой он соглашался с доводами К.П., что этого сразу сделать нельзя, но одновременно повелевал, чтобы к празднованию Серафима в будущем году Саровский старец был сделан святым. Так и было исполнено*

Согласно некоторым другим источникам инициатива канонизации Серафима Саровского исходила от министра внутренних дел В.К.Плеве.5 Иногда в этой связи называют и имя Г.Распутина.6 Но в * Сергей Юлиевич Витте (1849-1915) - министр финансов при Александре 111 и Николае II. В 1905 году был назначен председателем Совета министров. «Воспоминания» Витте были изданы после его смерти в Берлине и переиздавались в СССР. ** Иоанн Кронштадтский (1829-1908)- настоятель собора Андрея Первозванного в Кронштадте, церковный писатель, публицист. Канонизирован в 1990 году. 1902 году, к которому относится описанная выше встреча Николая II и Победоносцева, Распутин только появился в Петербурге, и его влияние на события при дворе еще не могло быть настолько велико. Вопреки распространенному мнению, сведений о присутствии Распутина в Сарове в 1903 году нет.

Что повлияло на решение Николая II? Возможно, то, что сторонник канонизации Серафима Саровского Л.М.Чичагов преподнес царю свою книгу «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», изданную в 1896 году. Важную роль несомненно сыграла и супруга царя Александра Федоровна. В семье императора было четыре дочери, и императрица мечтала о сыне. Николай и Александра Федоровна, по словам Витте, «... были уверены, что Саровский святой даст России после четырех Великих Княжен наследника».

Итак, Николай II распорядился начать подготовку к прославлению нового святого, но согласился с тем, что торжества нужно отложить, и провести их не в 1902, а в 1903 году.

Саровские монахи узнали о предстоящем им через год событии из 30-го номера «Церковных Ведомостей», вышедшего в июле 1902 года.

«... Веру народную в святость старца Серафима и его предстательство пред Богом за притекающих к нему с молитвою разделяет и Венценосный Вождь русского народа, Благочестивейший Государь Император Николай Александрович. Ныне, в день рождения старца Серафима, 19-го июля Его Величеству благоугодно было воспомянуть и молитвенные подвиги почившего и всенародное к памяти его усердие, и выразить желание, дабы доведено было до конца начатое уже в Святейшем Синоде дело о прославлении благоговейного старца. Святейший Синод признал ныне благовременным приступить к потребным для сего распоряжениям, каковые употреблялись прежде сего в подобных случаях.» В том же июле в Саровскую пустынь прибыли подарки от императрицы: лампада и церковные облачения. В Успенском соборе была установлена икона «Умиление», копия с образа, перед которым скончался Серафим Саровский, и перед иконой зажжена эта лампада. Подарки сопровождало письмо от В.К.Саблера, в котором была просьба служить молебен о здравии ее величества. Эти молебны стали отправляться ежедневно в часовне над могилой Серафима Саровского. В октябре того же года подобный подарок - лампада - был получен и в Дивеевском монастыре. По просьбе Николая II ее лично доставил туда Л.М.Чичагов, в то время настоятель Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандрит Серафим.

Накануне праздника Успения Богородицы (15 августа по старому стилю) в Саровскую пустынь приехал Тамбовский епископ Димитрий (Ковальницкий). Такие архипастырские посещения Сарова были традиционны: Успение было главным престольным праздником в монастыре. На этот раз епископ имел еще и секретное поручение от Синода - осмотреть в склепе останки Серафима Саровского и доложить об увиденном. Этот первый осмотр был проведен в ночь с 15 на 16 августа 1902 года, и никакого документа о его результатах обнародовано не было.

Разворачивалась подготовка к предстоящим торжествам по всем направлениям. В ноябре были назначены ответственные за комплекс подготовительных мероприятий: архимандрит Серафим (Л.М.Чичагов) и прокурор Московской синодальной конторы князь Алексей Ширинский-Шахматов. В декабре эти двое прибыли в Саров.

11 января в Саровской пустыни состоялось второе, уже официальное вскрытие мощей Серафима Саровского. Возглавлял комиссию митрополит Московский и Коломенский Владимир. При вскрытии также присутствовали Тамбовский епископ Димитрий, Нижегородский епископ Назарий, Чичагов, Ширинский-Шахматов, настоятель Иерофей и еще несколько официальных лиц. Склеп, гроб и находившиеся в нем останки были подвергнуты тщательному осмотру, по результатам которого был составлен подробный акт, подписанный всеми участниками обследования. Некоторые факты, зафиксированные при осмотре останков Серафима, смутили тогдашнее общество. Во-первых, было отмечено, что «тело приснопамятного старца о. Серафима предалось тлению». Во-вторых, «под руками приснопамятного о. Серафима обнаружен медный литой крест размером прибли- зительно в три вершка» (об этом несколько позже).

Строго говоря, требования непременной нетленности останков святого, его мощей, в христианстве нет. Но в подавляющем большинстве случаев при описании вскрытия мощей угодников указывалось, что останки их не только чудотворны, но и нетленны, благоуханны. В сознании значительной части верующих нетленность святых мощей подразумевалась сама собой. Есть основания считать, что тленность останков Серафима Саровского церковные власти попытались скрыть. Не прошло и месяца со дня освидетельствования останков Серафима, как был снят с тамбовской епископской кафедры Димитрий. Он возглавлял Тамбовскую епархию менее года, вместо него во главе нее был поставлен Иннокентий (Беляев, 1903-1919). И хотя Димитрий был переведен с формальным повышением - стал архиеписко- пом Казанским - распространился слух, что его убрали за то, что он отказался подписывать акт о нетленности мощей. Каких-то документальных подтверждений этому слуху, конечно, нет. А с другой сто- роны, архиепископ Димитрий принимал потом самое активное участие в Саровских торжествах вместе с другими архиереями. Русское общество 1903 года не было спокойным. Приближалась первая русская революция и русско-японская война, и не удивительно, что критиковавшие власть слухи находили для себя благодатную почву. К тому же появилась значительная прослойка интеллиген ции, настроенной если и не полностью атеистически, то критически по отношению к религиозным верхам.

Несмотря на то, что официальная церковная печать 1903 года была полна материалами о предстоящей канонизации, акт освидетельствования останков Серафима Саровского был опубликован только в июне, в 25 номере «Церковных Ведомостей, издаваемых при Святейшем Правительствующем Синоде». К этому времени о тленности мощей стало уже известно всем, и оппозиционная печать не упустила возможности покритиковать правительство, Синод, царя, подлить масла в огонь недовольства режимом.

... заграничные издания, в том числе и «Освобождение»*, иронизировали по поводу готовившихся празднеств и доказывали, между про- чим, будто канонизация преподобного Серафима незаконна, так как его тело не осталось нетленным*

Одновременно с опубликованием акта освидетельствования останков газета «Новое Время» в номере за 21 июня 1903 года поместила заметку митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), озаглавленную «Необходимое разъяснение». В этой заметке митрополит, ссылаясь на циркулировавшие по России слухи и листовки, затрагивавшие вопрос о мощах Серафима Саровского, изложил официальный взгляд на эту тему. По словам Антония, нетление мощей вовсе не считается общим непременным признаком для прославления святых угодников. Доказательство святости святых составляют чудеса, которые творятся при их гробах или от их мощей, целые ли это тела или только кости одни. Нетление мощей, когда оно есть, есть чудо, но только дополнительное к тем чудесам, которые творятся чрез их посредство. ... У святого человека все свято и чудодейственно, даже тень, даже одежда, а не только тело, или кости.

Реакция на это «Необходимое разъяснение» была неоднозначной. Вот что, например, записала в своем дневнике хозяйка одного из известнейших петербургских салонов А.В.Богданович:

Недоброе впечатление произвело на меня письмо митрополита Антония, напечатанное в «Новом времени». Все, кто был у нас сегодня, порицают это письмо. ... Все находят, что этим письмом митрополит Антоний не улучшил положение дела, а ухудшил его.9 А вот, что вспоминал о прославлении Серафима Саровского князь В.Волконский:

Вокруг этого события было тогда очень много шума, и литературного, и словесного. Шум был недоброжелательный: говорили об административном влиянии на епархиальный мир, почти что о приказе признать Старца Серафима святым; уже потихоньку шептали о посторонних, «темных» влияниях в дворцовых кругах, - тогда еще не смели * «Освобождение» - журнал, издававшийся в 1902-1905 гг. в Штутгарте под редакцией П.Б.Струве. Пользовался влиянием в кругах русской либеральной буржуазии. клеветать прямо на царскую семью; говорили о нарушении канонических правил, о постыдной податливости некоторых иерархов; словом, шумели как умели и сколько могли. Не остались в стороне и российские большевики. Вот какую листовку выпустил нижегородский комитет Российской социал-демократической рабочей партии в июле 1903 года.

К Саровским богомольцам

Слушайте, богомольцы! Мы не будем говорить вам о мощах Серафима: вы знаете уже то, что напечатал петербургский митрополит в газетах; когда он вырыл из могилы гроб, то нашел в нем лишь истлевшие червивые кости. Мы не будем говорить и о Серафиме; ваше дело - верить в него или не верить. Но вот о чем мы хотим спросить вас: для чего правительству и попам понадобилось столь нагло обманывать вас? Вы не знаете? Там слушайте же.

Везде теперь в России происходят крестьянские и рабочие волнения. Забитые и изголодавшиеся крестьяне, ободранные догола помещиками и царскими чиновниками, не могут больше терпеть, встают и требуют, чтобы им возвратили ту землю, которой вечно владели их деды, и чтоб дали им самим съесть тот хлеб, который идет теперь в помещичьи и чиновничьи утробы. Рабочие не хотят больше гнуть с утра до вечера спину, надрываться и гибнуть для того, чтобы набивать мошну фабрикантов. И рабочим, и крестьянам надоело работать на других, они поднимаются и заявляют, что не позволят больше издеваться над собою. Вы не знаете, как отнеслось к этому правительство? Царь и министры отправили к восставшим крестьянам солдат в Полтавской, Черниговской, Саратовской, Тамбовской губерниях. Солдаты, под руководством губернаторов, расстреливали крестьян, избивали их нагайками, засекали розгами. Так же поступают с рабочими, - избивают, сажают в тюрьмы и ссылают в Сибирь. Этими средствами царь и министры надеялись устрашить крестьян и рабочих, но ошиблись: насилия озлобили трудящихся, и волнения усиливались. Тогда правительство задумалось, - ведь если все расстреливать да пороть, то можно, пожалуй, ждать, что у нашего народа лопнет терпение, и он накладет нам самим по шее. Народ русский набожен, попробуем отвлечь его от житейских дел и занять мирскими. Для этого пригодились попы и митрополиты, которым не впервой утешать голодных небесными обедами. Они не долго думали, вспомнив, что 70 лет тому назад жил старец Серафим, которого народ просто очень уважал, и решили объявить его мощи, зная, что народ легко поверит этому.

Правительство обрадовалось, народ повалит на поклонение мощам, попы объяснят, что этим чудом бог показывает особую милость и одобрение царю и правительству; народ поверит и снова станет смирен и терпелив, снова будет терпеть голод и насилия и покоряться нам. Так рассуждало правительство. Оно сперва объявило об открытии мощей, а потом послало митрополита разрывать его могилу, и в ней, конечно, оказался гнилой гроб с костями... Теперь вы знаете, для чего правительству нужны мощи: для того, чтобы вы были послушны, как овечки, чтобы легко обирать вас. А чтобы еще более нагнать на вас страху, на открытие мощей приедут и сами изобретатели их - помещики и заводчики, которые так хорошо грабят вас, митрополиты и губернаторы, которые приказывают стрелять в вас, митрополиты и попы, которые благословляют стрелять в вас солдат. Приедет и сам царь, который награждает министров за то, что обирают вас, и солдат за то, что стреляют в вас.

Богомольны, посмотрите на этих редких гостей. Посмотрите, какие они все жирные, пухлые, гладкие, точно насосавшиеся вволю клопы. Ведь если бы Серафим мог встать из гроба, то он крикнул бы им: прочь пошли, грабители и насильники! Ваши руки и сейчас обагрены кровью народной. Посмотрите же на них и не забудьте, что эти пиявки снова будут сосать и давить вас, и это будет продолжаться до тех пор, пока вы не сбросите с себя эту шайку дармоедов. 1903 г., 5 июля.

К большому сожалению, память о Саровском монахе Серафиме стала средством в политической игре и придворных интригах. Но таковы были настроения в обществе накануне Саровских торжеств по прославлению преподобного Серафима. Россия была в преддверии трагических событий: террористических актов, войн, революций. И наверное, меры, принятые для обеспечения безопасности торжеств (речь о них ниже), не казались тогда чрезмерными.

Вернемся к акту освидетельствования мощей. Мы уже обратили внимание на то, что во время осмотра в гробу был найден медный крест. В житиях же Серафима отмечалось, что похоронен он был с финифтяным образком преподобного Сергия Радонежского на груди, полученным им в подарок из Троице-Сергиевой лавры от архимандрита Антония. Несоответствие было сразу отмечено многими. Один из заметивших это людей написал даже письмо в Синод, где говорил, что ... останки вряд ли принадлежат преподобному старцу Серафиму, а, по всей вероятности, Марку-затворнику, нетленное же тело преподобного Серафима еще находится в земле.12

Впрочем, все эти сомнения были уделом образованной части общества. Среди простого народа вера в святость и чудодейственность мощей Серафима Саровского, воды его источника была непоколебимой. Несмотря на возникавшие осложнения, подготовка к Саровским торжествам шла полным ходом. Перед тем, как объявить о точном сроке предстоящего праздника, Синод представил акт освидетельствования останков Серафима Саровского и доклад о начале подготовки к канонизации Николаю II. 26 января Николай изучил доклад и написал на нем: «прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления». Получив монаршее благословение, Синод 29 января опубликовал в «Церковных Ведомостях» «Деяние Святейшего Синода» - документ, в котором официально было заявлено, что 19 июля 1903 года в Саровской пустыни состоятся торжества по прославлению Серафима Саровского в лике святых.

За сравнительно короткий срок предстояло проделать огромную работу. Было очевидно, что торжества в Сарове привлекут огромную, доселе там не виданную массу народа. Во-первых, Серафим Саровский, места с ним связанные, пользовались необыкновенной популярностью у верующих. Саровская пустынь никогда не жаловалась на отсутствие паломников, теперь же официальное признание церковью благодатного дара преподобного должно было еще более увеличить поток богомольцев. Во-вторых, в Саровских торжествах должна была участвовать императорская семья - а значит увеличится наплыв и простого народа и официальных придворных лиц. Саровская пустынь находилась в стороне от крупных населенных пунктов и железных дорог. Следовательно, надо было за оставшееся до канонизации время привести в порядок дороги, обеспечить паломников разного социального положения и достатка крышей над головой, питанием, медицинским обслуживанием и прочим. Требовала большого внимания и церковная сторона дела - организация богослужений, крестных ходов и т.д. и т.п.

Основной поток богомольцев из дальних губерний должен был двинуться к Сарову от железнодорожных станций. В связи с этим с 5 июля по 1 августа по железной дороге от Нижнего Новгорода до Пензы были пущены специальные «богомольческие» поезда.13 Ближайшими железнодорожными станциями к монастырю были Арзамас (62 версты от Сарова по грунтовой дороге) и Шатки (60 верст). С юга, со стороны Тамбовской губернии, к Саровской пустыни можно было добраться дорогами, ведущими от станций Сасово (120 в.) и Торбеево (105 в.). По этим маршрутам шли почтовые и земские тракты, содержались станции, на которых можно было отдыхать и менять лошадей. В связи с ожидавшимся увеличением движения по дорогам на пути из Темникова были построены две дополнительные станции: на реке Пуште и на Озерках (в монастырских владениях в десяти верстах от монастыря). Новая временная почтовая станция была сделана и на пути к Саровской пустыни от Арзамаса - в Глухове.14 На каждой станции было всего по несколько лошадей и, конечно, обычного транспорта во время торжеств было бы недостаточно. Основная масса пассажиров (те, кто не шли пешком), перевозилась «вольными» ямщиками: и местными , и приехавшими издалека, чтобы заработать. Для вольных ямщиков при монастыре был отведен специаль ный двор в одной версте от монастыря вверх по Саровке.15 Ямщики, допущенные в Саровскую пустынь, прошли тщательный отбор, начальник саровской полиции Сарынкевич (назначенный на эту долж- ность временно на период торжеств, до этого бывший- тамбовским полицмейстером) издал такое распоряжение:

В Саров будут допущены лишь те ямщики, которые будут снабжены от меня номерной бляхой для ношения на шапке. ... Само собой разумеется, что в ямщики могут быть допущены лишь лица вполне благонадежные.

Прошли ветеринарное освидетельствование лошади. Учитывая опыт подобных мероприятий, власти решили установить единую таксу для ямщиков на провоз пассажиров - 6 копеек за версту с лошади. Но этой цены удержать не удалось. Цены во время торжеств поднялись вдесятеро по сравнению с обычными. Арзамасские извозчики, например, заранее договорились везти до Сарова не меньше, чем за 60 рублей.

«Да когда же нажить, как не теперь ?» - приходилось слышать мне не раз от извозчиков, и в гостинице, словом всюду, - вспоминал один из путешественников.17 Административные меры контроля за ценами оказались не эффективны. «Единственное средство для уменьшения провозной платы - это конкуренция», - считал один из организаторов торжеств архимандрит Серафим (Чичагов).

Так же, как и транспорт, снабжение паломников продовольствием было обеспечено предпринимателями. 29 января 1903 года темниковский уездный исправник Л.Кудрявцев разослал по своему уезду, а также по соседним, письмо следующего содержания.