Untitled

6. От Иоанна к Серафиму

Вторым настоятелем Саровского монастыря, тем, кто принял эстафету из рук безвременно и не по своей воле ушедшего с этого поста Иоанна, стал его ученик иеромонах Дорофей. Мы помним, при каких обстоятельствах состоялось это назначение. Замена была проведена в спешке и в страхе, а это не лучшие помощники в серьезных делах, но, по-видимому, выбор был удачен и, во всяком случае, не случаен.

Дорофей, в миру Дмитрий Анисимович Замятин, родился в селе Савватьма Шацкого уезда (ныне в Ермишинском районе Рязанской области) в семье крепостного крестьянина. Книги по истории Саровской пустыни дружно указывают год прихода Дорофея в Саров - 1705-й, однако в «Сказании о первом жительстве» среди имен монахов, пришедших в этом году в Саровскую пустынь, его имя не упоминается. В списке монахов 1733 года его приход и пострижение помечены одновременно - 1708 годом. 16 июля 1733 года ему было 55 лет.' 19 декабря 1710 года Дорофей был посвящен в иеродиакона, и сразу же - 23 декабря того же года - в иеромонаха в Москве.

Довольно скоро Дорофей стал выдвигаться на первые роли. Мы уже упоминали, что в 1714 году во время нападения на пустынь грабителей в отсутствие Иоанна Дорофей остался старшим в монастыре, за что и досталось ему больше других. В 1730 году Дорофей был назначен казначеем вместо отстраненного Иосии, а в октябре 1731 года его выбрали настоятелем; в этой должности он был утвержден в 1733 году.

Дело Саровских монахов в Тайной канцелярии сильно ударило по Саровской пустыни. Меньше стало в ней монахов, наверняка меньше стало и благотворителей. Еще при первоначальнике (в 1730 году) была начата подготовка к строительству первого Саровского каменного храма. Известные события растянули это строительство на целых 14 лет. Храм был закончен к 1744 году и 25 августа был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы. Также при Дорофее была построена первая каменная колокольня и первое каменное нецерковное здание - больница (1745 г.).

В 1745 году Дорофей принял схиму со своим прежним именем - Димитрий. 4 октября 1747 года он умер. Похоронен Дорофей был на том месте, где его пытали на костре разбойники в 1714 году - между северной стороной церкви Живоносного Источника и келейным корпусом.

После смерти Дорофея настоятелем был избран казначей пустыни иеромонах Филарет. Его мирское имя нам не известно, мы знаем лишь, что происходил он из дворян Смоленской губернии. В 1734 году он поступил в Саровскую пустынь, но в 1735-м был взят из нее строителем в Болдин монастырь Смоленской епархии.* В 1739 г. он уже снова в Сарове, числится по ведомости казначеем.

Возглавлял Саровскую пустынь строитель Филарет всего два года. В 1749 году он по собственному желанию уступил должность строителя избранному братией иеромонаху Маркеллу. Сам Филарет после этого недолго оставался в Сарове. Суздальским епископом Порфирием он был приглашен в его архиерейский дом, а оттуда - настоятелем в Шартомский монастырь**, где и скончался.

При строителе Филарете в 1748 г. началась постройка каменной церкви Живоносного Источника взамен самой первой деревянной, построенной в 1706 году. Четвертый Саровский строитель иеромонах Маркелл был сыном диакона из города Ярославля, в монахи был пострижен в Дерновской пустыни. Служил писцом в канцелярии Нижегородского епископа Димитрия (Сеченова). В сентябре 1744 года по просьбе преосвященного Димитрия Маркелл был принят Дорофеем в Саровскую пустынь «для обучения жития пустынного», но в Сарове, видимо, не остался, так как в 1746 году по разрешению того же Димитрия был направлен в Саровскую пустынь уже в сане иеромонаха. 26 июня того же года последовал указ о зачислении его в братство.

Избранием (или назначением?) строителем Маркелла было нарушено положение Иоаннова устава о преимущественном избрании в настоятели Саровских постриженников. В случае его предшественника Филарета был все-таки выбран человек, значительное время проведший в Сарове, в том числе бывший ближайшим помощником настоятеля Дорофея - казначеем. Маркелл же стал фактически «варягом». Неудивительно, что при этом настоятеле внутренний порядок в Саровской пустыни был нарушен. Чем не понравился саровской братии Маркелл, мы не знаем, но в 1751 году на него поступила жалоба епископу Суздальскому Порфирию (Крайскому)*** . В том же году Маркелл был переведен в Нижний Ломов в Салалеевскую пустынь, где он и скончался вскоре, в 1752 г. Вместо Маркелла епископом Порфирием был прислан в Саров новый настоятель - эконом архиерейского дома иеромонах Исаакий.

Несмотря на внутренние раздоры, при настоятеле Маркелле продолжалось в Саровском монастыре интенсивное каменное строительство: была закончена и освящена больничная Зосимо-Савватиевская церковь, заложена церковь Иоанна Предтечи над источником, завершилось строительство новой каменной колокольни близ Успенского собора, а также продолжалось строительство каменного здания церкви Живоносного Источника.

И еще одно крупное дело было сделано при Филарете и Маркелле - в 1749 году завершено межевание дачи единственного владения. Мы уже обращали внимание на стремление настоятелей Саровской пустыни, начиная с Иоанна, сформировать в своем владении вокруг монастыря единый массив земли. Этому препятствовало то, что в некоторых местах владения монастыря шли чересполосно с владениями соседних помещиков. Так, некоторые купленные монастырем участки располагались у деревень Кременки, Балыково и Рузаново, то есть в стороне от дачи единственного владения, в то же время прямо по соседству с монастырем, на противоположном берегу Сатиса, находились владения Ульяны Татищевой (ее поместье было в Кременках) и князя Шаховского. К обоюдной выгоде были осуществлены размены, результатом которых стали «полюбовные записи» о взаимных уступках в 1747-1748 годах.2 Для личного подтверждения разменов строитель Филарет, а также Шаховской и Татищева ездили в Москву. В 1748 году Вотчинная коллегия предписала провести размежевание монастырских владений, чтобы закрепить достигнутую договоренность и избежать в дальнейшем возможных споров. Это межевание должно было быть проведено в 1749 году за счет средств («на коште») монастыря и поэтому получило название «своекоштного». В июле 1749 года для проведения работы в Саров прибыл из Арзамаса чиновник в сопровождении 30-ти солдат. Во время межевания были определены границы («межа») лишь дачи единственного владения (или Саровской дачи). Ее площадь составила 19682 десятины, а протяженность межи - 93 версты. Практически вся эта земля принадлежала Саровской пустыни, за исключением небольшого участка леса (80 десятин), оказавшегося во владении кадомского помещика В.Н.Наумова. Но и этот участок вскоре перешел к Сарову. Со всех сторон он был окружен Саровскими владениями, и Наумов жаловался в Вотчинную коллегию, что Саровский монастырь захватывает его землю, а монахи и монастырские работники избивают его крестьян кистенями и рогатинами, не пуская в принадлежащий ему лес. В 1767 году Вотчинная коллегия приказала Темниковской воеводской канцелярии впредь жалоб от Наумова не принимать.3 Своекоштное межевание утвердило за монастырем Саровскую дачу и заложило основу ее планомерного освоения и эксплуатации. Другие многочисленные (но более мелкие по площади) владения Саровской пустыни в этот раз отмежеваны не были, и споры вокруг них продолжались еще более полувека. Следующим, пятым по счету строителем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий. Он управлял монастырем с 1751 по 1758 год. Так же, как и о двух предыдущих настоятелях, мы довольно мало знаем о нем и о времени его правления. Исаакий был родом из села Богородицкого Кадомского уезда, сыном священника. В Саровскую пустынь он поступил еще «в молодых летах» вместе со своим отцом Прокопием Емельяновым, было это при строителе Дорофее. Будучи уже иеромонахом, Исаакий был взят в архиерейский дом и назначен там экономом.

Назначенный в Саров «сверху», Исаакий, так же как и его предшественник Маркелл, оказался чужеродным телом в монастыре. С его приходом внутренние распри не прекратились, а вспыхнули с новой силой. В 1753 году Суздальскому епископу Порфирию пришлось лично приехать в Саров для наведения порядка и поддержки своего ставленника. Им были упорядочены монастырские денежные дела, и в качестве одного из обязательных условий сохранения мира в монастыре им было выдвинуто требование непременного и точного соблюдения Саровского устава, как то было завещано первоначальником Иоанном. С помощью епископа мир и порядок в Саровской пустыни были-таки установлены.

В 1755 году в Саровскую пустынь был возвращен после заключения и ссылки иеромонах Ефрем. 21 год не был он в Сарове, из них 4 года Ефрем провел в застенках Тайной канцелярии и 17 лет в Орской крепости. Ефрем прибыл в Саров пожилым 61-летним человеком, но был полон сил и желания потрудиться на благо Саровской пустыни. Несомненно, авторитет Ефрема - ближайшего ученика и соратника первоначальника - среди братии был очень велик, а годы испытаний закалили его характер. 24 сентября 1758 года строитель Исаа- кий был вызван в Тамбов во вновь учрежденную Тамбовскую епархию епископом Пахомием (Симанским), чтобы занять должность эко- нома архиерейского дома. Вместо Исаакия строителем «всебратственно» был избран иеромонах Ефрем. 23 октября того же года Ефрем был вызван в Тамбов для утверждения настоятелем.*

Иеромонах Исаакий, уехав из Сарова, был в должности эконома до 1761 года, когда он был возведен в сан архимандрита и несколько раз назначался настоятелем в различные монастыри епархии. Восстание Е.Пугачева в 1774 году застало его в должности настоятеля Нижнеломовского Казанского монастыря. Пугачев любил, чтобы в занимаемых им городах и селах его торжественно встречали. В частности, от священнослужителей он требовал колокольного звона и отдания ему царских почестей, поскольку выдавал себя за императора Петра III. Многие отказывали в этом самозванцу. А Исаакий и 4 иеромонаха Нижнеломовского монастыря подчинились Пугачеву и приняли его с царской честью. За это после подавления восстания Исаакий (в числе 129 человек по Тамбовской епархии) был наказан - «лишен архимандритства и монашества, со снятием монашеской одежды, обрити- ем головы и бороды».* Через год Исаакий был прощен, и в 1775 году по его просьбе ему вернули монашество (но не священство) и разрешили жить в любом монастыре епархии, кроме того, где он совершил свой проступок - Нижнеломовского Казанского. Исаакий выбрал Наровчатский Троицкий Сканов монастырь. Более о пятом саровском строителе Исаакий нам не известно ничего.

Из каменных построек при строителе Исаакии была закончена церковь Живоносного Источника и освящена 11 октября 1758 года (менее чем через месяц после его отъезда из Сарова). На западной стороне монастыря в 1756 году была построена каменная стена с проездными воротами и угловыми башнями (башни сохранились в перестроенном виде до нашего времени), а надвратная церковь Св. Николая была освящена самим Исаакием в 1758 году.

С приходом в Саровскую пустынь Ефрема положение в ней стало меняться. После смерти Дорофея Саровской пустыни стала грозить участь типичного и заурядного провинциального монастырька, настоятели и братия в котором менялись бы и тасовались по прихоти архиереев, без своего сколько-нибудь заметного лица. Ефрем вернул монастырь на*путь, определенный уставом первоначальника Иоанна. Закономерен вопрос: почему именно Саровская пустынь стала в конце XVIII - начале XIX века известным монастырем, духовным центром, давшим православию примеры строгой подвижнической жизни, в том числе и святого Серафима Саровского? Случайно ли это? Думается, что нет, хотя точного ответа на этот вопрос, конеч * В 1758-1764 годах Саровская пустынь принадлежала Тамбовской епархии. но, не существует. Несомненно велико значение духовной основы, заложенной первоначальником Иоанном. Но и роль Ефрема в возрождении монастыря значительна. Опираясь на традиции, ему удалось сплотить монастырское братство, воспитать у него лучшие качества, характерные для русского монашества, а также привлечь к Сарову внимание благотворителей и властей.

Шестой Саровский настоятель Ефрем родился в 1694 году в Туле в семье купца. Мирское имя его было Евдоким Андреевич Коротков (другие встречающиеся варианты написания фамилии - Короткий или Короткой). На 17-м году жизни, в 1710 году, он поселился в Соловецкой пустыни в Марчугах Московской губернии, а в 1712 году принял там же монашеский постриг. В 1716 году Ефрем был рукоположен в иеромонаха и направлен в Знаменский Красногривский монастырь под Гороховцом, где и произошла в 1722 году его встреча с первоначальником Иоанном. Видимо, Иоанн высоко оценил иеромонаха Ефрема, потому что попросил его некоторое время быть в Успенском монастыре на Белбаже, помогая там старообрядцам, обращенным когда-то Иоанном от раскола. В 1727 году Ефрем был принят Иоанном в Саровскую пустынь. В числе послушаний Ефрема было клиросное (у него были способности к музыке) и переписывание книг, за что он и пострадал в 1734 году, арестованный как переписчик запрещенных сочинений Маркелла Родышевского.

Возглавив в 1758 году монастырь, Ефрем первым делом взялся за наведение в нем внутреннего порядка. В этом его поддержал Тамбовский епископ Пахомий. Рассказывают, что на церемонии постав- ления в строителя архиерей произнес Ефрему следующее:

Саровский строитель и прочие монахи, когда вы будете хранить уставленной от первоначальника вашего в обители вашей устав, вы будете повсюду славны, честны, богаты, и всяким удовольствием изобильны. А ежели первоначальника вашего устав положите в презрении и будете его разрушати и оставлять, то может воспоследовать вам бесславие, бесчестие, оскудение всяких потребностей. Того ради по всякой возможности храните сей положенной устав и общежительство все опасно, как зеницу ока.5

Уважение к уставу было сделано Ефремом основой монастырской жизни. Им был введен обычай ежегодного прочитывания устава за трапезой (в течение нескольких дней, начиная с 25 октября), этот обычай сохранился и в дальнейшем. В 1765 году Ефрем приказал изготовить специальную копию Саровского устава, и каждый монах и послушник поставил под его текстом свою подпись.

О том, что монастырь был принят Ефремом не в лучшем состоянии, говорит и значительное уменьшение в нем братии, монахов и послушников. За время управления строителем Исаакием число монашествующих сократилось до 36 человек (почти вдвое) и стало мень шим, чем было даже в начале 1730-х годов. В первые годы своего настоятельства Ефрем изыскал возможность привлечь в монастырь несколько десятков монахов и послушников, и в 1765 году число монашествующих достигло 60-ти.

Росла известность Саровской пустыни. В 1764 году указом Екатерины II была проведена крупная реформа монастырей в Российской империи. Большое количество монастырей было закрыто, а оставшиеся разделены на 3 класса с утверждением в них штатов монахов. Саровская пустынь, хотя и не вошла в число штатных монастырей, была приравнена по штатам к монастырям I класса и объявлена «знатной пустынью» (вместе с еще тремя: Ниловой, Софрониевой и Флорищевой).6

При Ефреме в Сарове широко развернулось каменное строительство. Были построены братские кельи и трапезная с южной стороны монастыря (1764-1776 годы), украшались и ремонтировались церкви, но основной заботой Ефрема стало строительство главного храма Саровской пустыни - Успенского собора. Собор строился с 1770 по 1777 год и придал Саровской пустыни совершенно новый, более значительный и торжественный облик. Успенский собор по праву считается главным делом жизни иеромонаха Ефрема. На протяжении всего строительства Ефрем вел подробный дневник, в который записывал основные события и этапы работы. Об истории строительства и о самом храме мы расскажем отдельно, но находилось в этих записках место и другим сведениям, например, такому любопытному наблюдению:

/ 774 года месяца Июня 13 дня, в вечер, в начале 9-го часа пополудни взошла от востока туча, видом вся желта а из ней был дождь, четверть часа, и дождевая вода была такожде желтовата.7

Летом 1774 года Саровской пустыни пришлось пережить неприятное время, связанное с восстанием Емельяна Пугачева. 7 августа отряд пугачевцев под командованием Петра Евстафьева занял Краснослободск и сразу двинулся на Темников. Город, брошенный воеводой, был взят без боя, городская беднота радостно встретила восставших, к которым присоединились и жители некоторых окрестных деревень (Шайгуши, Тювеево). Не успевшие уехать дворяне и купцы были убиты. Имевшиеся в казенных погребах и амбарах вино и соль были розданы всем желающим. *

О том, как готовились встретить отряды повстанцев в Саровской пустыни, мы знаем благодаря запискам, оставленным одним из монахов, имя которого не известно.9 Приближение отрядов Евстафьева и взятие Темникова обеспокоило и напугало Ефрема и монашескую братию. Среди окрестных крестьян было немало недоброжелателей монастыря, которые, чувствуя приближение пугачевцев, предвкушали возможность его разграбить. Еще до того, как был взят Темников, в Сарове и его владениях нашли себе убежище многие окрестные помещики (в частности, Татищевы, Наумовы), скрывавшиеся как от повстанцев, так, наверное, и от собственных крепостных- Ефрем принял решение оставить монастырь. Наиболее ценные вещи из ризницы были надежно спрятаны, большая часть братии - 60 человек - уехали в Арзамас, где расположились на подворье Саровской пустыни и в Высоко горском монастыре, который в то время был приписан к Сарову. Некоторые из монахов укрылись на лесных кордонах. Произошло это вечером 9 августа. Бригада ярославских строителей (25 человек), штукатурившая строившийся Успенский собор, не окончив работы, потребовала расчета и спешно ушла из монастыря. Всем монахам и послушникам были розданы карманные деньги из монастырской казны. В Сарове остались лишь несколько престарелых и больных монахов, которым тяжело было бы перенести дорогу, в том числе и 80-летний Ефрем.

«И казался тогда монастырь пуст, а как пришел вечер, то от пустоты и страшен», - записал неизвестный автор воспоминаний, который покинул Саров только с наступлением ночи, потому что был среди тех, кто прятал ценные вещи из ризницы.

Но беда обошла Саровскую пустынь стороной. Очевидно, у повстанцев не было четкого плана дальнейших действий. Согласно имеющемуся у нас рассказу, пугачевцам поступали предложения от местных жителей идти грабить Саров. Но они предпочли двинуться на на- ходившийся вблизи Темникова винный завод, «и пришедши, все там разграбили, а внутри покоев мебель и все убранство перебили и переломали, даже печей, полов и стекол в оконченах целых не оставили».* Для подавления восстания в районе Темникова был направлен из Нижнего Новгорода отряд донских казаков под командованием Архарова. Опасность для Сарова миновала, и 15 августа монахи-беженцы уже вернулись домой.

Следующий 1775-й год был очень голодным (наверное, сказывались последствия пугачевского бунта). «В то несчастное время многие ели не точию невееной хлеб, но и смешивали с оным гнилую колоду и дубовые желуди». Согласно монастырскому преданию, Ефрем распорядился в соответствии с уставом кормить всех людей, приходивших в Саров. Монашеская братия засомневалась, стоит ли так поступать, ведь голод усиливался, приходящих в Саров людей становилось больше, и хлебных запасов могло не хватить самим. Но Ефрем, собрав братию, объявил им: «Доколе будет за грехи наши угодно Богу продол * Мы точно не знаем, где находился винный завод, принявший на себя удар и отведший угрозу от Сарова. Известно, что работали там крестьяне С.Ф.Кабанова, тесть которого служил на заводе управляющим. В начале XVIII в. вблизи Темникова известны 2 винных завода: Бриловский и Харинский (см.: В.К.Прокаев, Работные люди в промышленности Мордовии начала XVIII века// Из истории формирования и развития рабочего класса Мордовии, Саранск, 1989, стр. 35.). жить глад, обще с народом страдать, нежели их оставить гибнуть от глада: какая польза пережить нам подобных людей? - из них, может быть, до сего глада некоторые и нас питали»."

И, как в награду за щедрость, спустя с небольшим неделю приехал в обитель обоз с хлебом, - возов около пятидесяти, - из какого-то селения; в коем селении, по сказанию извозчиков, их кто-то неизвестный человек нанял, хлеба на возы насыпал и за извоз заплатил, приказал в пустыню отвезть.

Весной 1777 года Ефрем почувствовал себя чересчур слабым, чтобы продолжать полноценно управлять монастырем. Последние отделочные работы в Успенском соборе близились к завершению, а Ефрема все реже и реже видели на настоятельском месте. Он решил снять с себя груз настоятельства и поручить управление Саровской пустынью кому-нибудь другому. Письменную просьбу об увольнении Ефрем направил епископу Владимирскому Иерониму.* Милостивейший государь, преосвященнейший владыко Иероним, епископ Владимирский и Муромский.

Чрез сие мое убогое и своеручное письмо вашему преосвященству извествую и доношу, что я, убогий старик, при нынешней моей старости пришел в крайнюю слабость и телесное изнеможение. Того ради всепокорнейше прошу вас, моего государя и отца: благоволите мою худость от начальства Саровской пустыни и от всякого монастырского правления отставить и оное поручить другому, кого производит ваше архиерейство, а мне уже, преосвященнейший владыко, за ветхость старости моей, в управлении святой обители воистину никак силы не имеется, о вышеписанном всепокорно прошу, убогий старик, Саровский строитель иеромонах Ефрем.'3

Казначей пустыни иеромонах Иосиф был в то время болен, и по рекомендации Ефрема и по выбору братии строителем стал более молодой иеромонах Пахомий.

После отказа от настоятельства Ефрем прожил еще год и умер 30 мая 1778 года в возрасте 84 лет.

В Сарове очень высоко ценили деятельность строителя Ефрема. Приняв в 1758 году монастырь с братиею умаленною, разрозненною, он соумножил ее в четыре раза, объединил, ободрил; при нем Саровская пустынь стала славна своим и внутренним и внешним благоуст- ройством. Наконец и передал власть человеку, вполне достойному, который потом и оправдал это доверие.

Действительно, с настоятельством Ефрема начался период, который можно было бы назвать «золотым веком Сарова». В эти годы второй половины XVIII - начала XIX века Саровская пустынь расцвела в первую очередь духовно, среди ее монахов появились очень интересные, талантливые и образованные люди - подстать самому Ефрему. * В 1764-1789 годах Саров подчинялся Владимирской епархии. В монастыре хранился портрет Ефрема, подписанный такими стихами.

Не Сирин ты, но русский ты Ефрем, Саровской пустыни броня еси и шлем*

Мирское имя седьмого Саровского строителя Пахомия было Борис Назарович Леонов. Родился он в 1727 году в Курске в семье купца. (Вообще, благодаря стечению каких-то обстоятельств в те времена в Саровской пустыни было довольно много выходцев из Курска, из купеческого и мещанского сословий. Были среди курян и очень известные люди. Это, помимо самого Пахомия преподобный Серафим (1759-1833), схимонах Марк (ум. 1817), пустынник иеродиакон Александр (ум. 1840), иеромонах Питирим (1727-1789) - строитель Успенского собора, иеромонах Иоаким (ум. 1804) и другие.)

В 1759 году Пахомий вступил в братство Саровской пустыни послушником, в 1763 году был пострижен в монашество, а сразу в 1764-м посвящен в иеромонахи. После вступления в настоятельскую должность пришлось Пахомию заняться подготовкой к освящению Успенского собора, которое было проведено Владимирским епископом Иеронимом 15 августа 1778 года, в престольный праздник Успения Богородицы. Во время освящения храма преосвященный Иероним произнес проповедь, которая была потом издана отдельной брошюрой. Этот «памятник духовного витийства» стал первым печатным изданием, касающимся Саровской пустыни, и был еще несколько раз переиздан.15

20 ноября 1778 года пришел в Саровский монастырь 19-летний юноша Прохор Мошнин.

Здесь мы решили прервать последовательное изложение событий Саровской истории. Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин) - самая значительная фигура из всего Саровского монашества, слава его многократно превзошла славу всех остальных Саровских подвижников (известных в свое время), вместе взятых. Вся последующая (послесерафимовская) история Саровской пустыни уже теснейшим образом будет связана с его именем. Иногда кажется, что фигура Серафима стоит как бы в стороне от всего происходившего тогда в Сарове (а может быть, над ним?). И мы посвятим его жизни отдельную главу.

* Здесь имеется в виду преподобный Ефрем Сирин (сириец), христианский святой, живший в IV веке.