<h2>Духовник царской семьи.</h2>

Духовник царской семьи.

Жерарда Шеллея под названием "Пестрые купола: эпизоды из жизни англичанина в России ". В этой книге автор рассказывает о своей встрече с Распутиным в апреле 1915 года. Он свидетельствует, как Григория постоянно подталкивали ко греху окружавшие его люди, которые сами давным-давно утратили всякую видимость приличия. Описания Ж. Шелля своих встреч с Григорием Распутиным, равно как и с Императрицей Александрой Феодоровной, проливают новый и добрый свет на этот период русской истории.

Княгиня Екатерина Радзивилл писала: "К несчастью, убийство Распутина не сломило людей, которые его использовали. Оно не положило конца многим злоупотреблениям, которые привели Россию к страшному состоянию хаоса, в котором она оказалась в момент своего величайшего испытания. Сам человек был лишь знаменем, и потеря знамени не означала, что полк, который его нес, разделил его судьбу..." (Княгиня Екатерина Радзивилл "Распутин и русская революция", Нью-Йорк, Лейн, 1918, с.184-185).

Саров. Предсказания блаженной Паши Саровском.

На обратном пути из Сибири епископ Феофан останавливался помолиться в Саровской обители. Извещенное телеграммой о его приезде, начальство обители выслало встречать "придворного" Владыку на железнодорожную станцию светского человека, рассудив, что духовник Царской Семьи, вероятно, лицо более светское, чем духовное, дабы занять "столичного епископа" светским разговором. Но во все время поездки в экипаже епископ Феофан в ответ на все "светские разговоры" хранил молчание. И невдомек было обиженному встречающему, что Владыка был погружен в неизменную для него, непрестанную молитву. По приезде в обитель епископ Феофан попросил Игумена предоставить ему возможность помолиться наедине в келий преподобного Серафима, в той самой, в которой святой Старец отошел ко Господу. Когда молился Владыка, никто не смел ему мешать. Но, спустя довольно продолжительное время, братия была встревожена тем, что Владыка долго не выходит. Наконец, решились войти. И обнаружили епископа Феофана в глубоком обмороке. Владыка Феофан не счел нужным говорить о том, что с ним случилось. И это обстоятельство показалось всем "каким-то таинственным и непонятным". Однако, несомненно, что святитель Феофан обращался с горячей молитвой ко Господу, к Пресвятой Богородице, к преподобному Серафиму. И кто знает, где была душа его в это время? По смирению своему Владыка умолчал о происшедшем с ним во время моления в келье преподобного Серафима, но он рассказывал позже о том, что произошло с ним в келии блаженной юродивой Паши Саровской, проживавшей в Дивеевской обители.

Молодой епископ Симферопольский и Таврический Феофан был у блаженной в 1911 году. На нем не было епископского облачения, и сам он не открыл ей, что он архиерей. Но по ее дару прозорливости в этом необходимости и не было. Она и так знала, кто перед нею. Дивная раба Божия произнесла два пророчества. Одно, касательно Царской Семьи, чрезвычайно важное для России, а другое имело личное значение для владыки Феофана. Старица-Христа ради юродивая говорила мало, но владыке Феофану было дано узнать тогда многое.

Блаженная вдруг вскочила на скамейку и схватила портрет Государя Императора Николая II Александровича, висевший на стене, и швырнула его на пол. Затем быстро схватила портрет Государыни Императрицы Александры Феодоровны и также швырнула его на пол. Затем приказала келейнице вынести портреты на чердак.

Это было за шесть лет до государственного переворота 1917 года. Возвратившись в Таврическую (Крымскую) епархию, Владыка счел необходимым довести до сведения Августейшего Монарха то, что открыл Господь блаженной Христа ради юродивой Паше Саровской и что она предрекла без слов.

"Когда я, - вспоминал владыка Феофан, - пересказывал Государю все действия блаженной, Государь стоял молча, наклонив голову. Он ни слова не сказал по поводу сообщенного мною. Ему, видимо, было очень тяжело слушать это пророчество прозорливой. Только в самом конце он поблагодарил меня. И это провидение дивной рабы Божией, данное ей Самим Богом, сбылось через шесть лет". Этим страшным предсказанием блаженная повторила пророчества преподобного Серафима Саровского, старцев оптинских, глинского старца схиархимандрита Илиодора, прозрения отца Иоанна Кронштадтского и другие предсказания ясновидцев российских. Второе предсказание дивной рабы Божией блаженной Паши Саровской относилось лично к владыке Феофану.

Блаженная бросила какой-то комок белой материи на колени Преосвященному. Когда он развернул, это оказался саван покойника. "Значит, - смерть!.. Но да будет воля Божия!" - подумал Владыка.

Но в этот момент Паша подбежала и выхватила саван из рук. При этом она быстро как-бы бормотала: "Матерь Божия избавит!.. Владычица Пресвятая спасет!" Это предсказание о смертельной болезни владыки Феофана и о милости Божией, явленной по молитвам Пресвятой Богородицы, сбылось спустя много лет, когда Владыка жил в одном из монастырей в Югославии.

XI На Симферопольской и Астраханской кафедрах.

В 1910 году заботами Царского Семейства Владыка из Петербурга был переведен в Крым, на Симферопольскую кафедру, так как его слабому здоровью не подходил климат северной столицы, с дождями и туманами. Он с облегчением расстался с Петербургом и переселился в солнечный Крым. Августейшее Семейство бывало здесь часто. Пребывание владыки Феофана в Крыму было наивысшим выражением непосредственной близости к Августейшему Семейству. Так, например, он рассказывал, как Царские Дети приносили ему собранную ими лесную ягоду, "такую душистую," и как маленький Наследник передавал ее ему из рук в руки. Он говорил о том, что из Царских виноградников получал виноград. Владыка часто пользовался Царским автомобилем, чтобы побывать в горах, подивиться красотам природы Божией и подышать чистым, упоительным горным воздухом. Он жил в непосредственной близости от них, и они окружали его заботой. Часто владыка Феофан вспоминал, как он служил Божественные литургии во Дворце. Как Государыня с Царственными Дочерьми пела на клиросе. Пение это было всегда молитвенное, сосредоточенное.

Владыка говорил: "С каким возвышенным, святым благоговением они пели и как читали во время этой службы! Во всем этом был подлинный, высокий, чисто монастырский дух. А с каким трепетом, с какими светлыми слезами приступали они ко Святой Чаше!.." Вспоминал владыка Феофан благочестие, веру самого Государя: "Каждый будний день Государь всегда начинал с молитвы в храме. Точно в восемь часов утра он входил во дворцовый храм. К этому моменту служащий священник уже предварительно совершал проскомидию и прочитывал часы. Со входом Царя священник делал возглас: "Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков". И точно в девять часов Литургия кончалась. При этом надо заметить, что не было каких-либо пропусков, сокращений. И не было впечатления, что священник или хор торопились. Секрет был в том, что совершенно не было никаких пауз. Это и давало возможность за один час окончить Обедню. Для священника это было непременным условием. Государь всегда молился очень усердно. Каждое Беспрекословно неси дрова для собственного всесожжения, как Исаак, если такова воля Отца Небесного!

Неужели сие неизбежно? - спросит кто-нибудь.

Неизбежно: ибо что живет в нас ныне? Если самолюбие препятствует признанию, обличим себя признанием Апостола: "не живет» во мне, сиречь во плоти моей, доброе" (Рим. 7, 18). В нас живет, со времени первого греха, ветхий Адам с его страстями и похотями. Нам необходимо совлечься ветхого и облечься в нового человека. А это невозможно, не говорю, без страдания, но даже без смерти. Должно взять каждому из нас крест свой не для того только, чтобы подвизаться в ношении оного, но чтобы, наконец, совсем распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), умертвить уды наша, сущие на земли (Кол. 3, 5), умереть таинственно, чтобы воскреснуть во Христа для новой жизни таинственно.

Братия христиане! Не для того мы христиане, чтобы забываться в шумных радостях мира сего и упиваться из полной чаши мирских удовольствий; но для того, чтобы по образу Христа подвизаться крестоносным подвигом. Как видимый, вещественный крест есть державное знамение видимого Царства Христова, так крест таинственный - печать и отличие истинных и избранных рабов невидимого Царствия Божия.

"Иже не носит креста своего не вследь Мене градет», - говорит Великий Крестоносец и Начальник нашего спасения, - не можеть Мой быти ученик»" (Лк. 14, 27). Аминь.

Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы.

Возлюбленные о Господе братия! В ныне прослушанном Вами Апостольском чтении св. ап. Павел повествует о себе, что он был однажды восхищен в Рай и слышал неизреченные глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (2 Кор. 12, 4 - чтение в 19-ую неделю по Пятидесятнице).

Не один ап. Павел удостоился такой чести. Удостаивались ее и многие из других святых после ап. Павла. Удостоился сей чести в числе их и св. Андрей, Христа ради юродивый, с именем которого неразрывно связано установление празднования ныне празднуемого праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Жил сей святой в Х-м веке. Подвизался трудным подвигом юродства. Претерпевал многие скорби, лишения и озлобления. В один из самых тяжких для себя дней, когда он помышлял даже о смерти, внезапно он восхищен был на небеса. Видел здесь многоразличные обители святых и ангелов Божиих. Наслаждался их блаженством. Удостоился сначала поклониться Честному и Животворящему Кресту Господню, а потом и Самому Господу Иисусу Христу. Был благословлен Им и утешен. Но не видел только Пречистой Богоматери. И когда недоумевал о сем, то получил вразумление от Ангела:

"Ты желаешь поклониться Царице Неба и земли, " - сказал он ему, - "Ея нет здесь. Она на земле и утешает всех страждущих, скорбящих и озлобленных на ней ". - "Ты увидишь Ее там ". Чудное восхищение св. Андрея кончилось. Он снова оказался на земле и здесь, действительно, удостоился видеть Богоматерь. В один из воскресных дней он был при Богослужении во Влахернском храме. И когда возвел очи свои горе, вдруг увидел необыкновенное зрелище. Увидел Богоматерь с Предтечею и Иоанном Богословом, окруженную множеством святых и ангелов Божиих, со слезами молящуюся пред Сыном Своим за весь род человеческий и простирающую над ним в знамение невидимого благодатного покрова священное свое одеяние - "мафорий".

В память этого чудесного видения св. Андрею и учрежден празднуемый ныне праздник Покрова Божией Матери.

Замечательно, что, хотя явление это было в Византии, во Влахернском храме Константинополя, праздник этот празднуется только в России. Не празднуется он ни в Византии, ни в других славянских странах. Этим русский народ выразил свою особенную веру и свою особенную любовь к Богоматери и свою веру в благодатный покров Ее над ним. И эта вера, и эта любовь русского народа к Богоматери не остались бездейственными и неоправданными. Нет ни одной более или менее значительной области в обширной Русской Земле, где бы не было чудотворной иконы Божией Матери. И множество чудес совершается от этих чудотворных икон Ее. Но не только через чудотворные иконы проявляет Свою благодатную помощь русскому народу Богоматерь. Нередко Она является и Сама непосредственно Своим избранным святым. Так являлась Она и древним святым, так является и новым святым. Величайшим из новых святых, без сомнения, является преп. Серафим, Саровский подвижник и чудотворец. Двенадцать раз являлась Богоматерь преп. Серафиму в продолжение его жизни. Но особенно замечательным из них было последнее, бывшее незадолго до кончины Преподобного. Чудесное явление это последовало ранним утром в праздник Благовещения. Свидетельницей его, кроме преп. Серафима, была дивеевская инокиня Евдокия. По приказанию преп. Серафима инокиня Евдокия пришла к нему накануне праздника Благовещения вечером. Великий Старец встретил ее словами: "Радость моя! Я тебя давно ожидал. Какая нам с тобою готовится милость и благодать от Божией Матери в настоящий праздник! Велик этот день будет для нас!" "Хотя и недостойна ты," - говорил он ей, - "но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь, чтобы видеть тебе эту радость. Будем молиться". И они начали молиться. Молились долго. Наконец, великий Старец воскликнул: "Не убойся, не устрашись. Благодать Божия к нам является". Поднялся шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Послышалось пение. Дверь в келлию старца открылась сама собой. Воссиял необычайный свет, и благоухание наполнило келлию. Старец упал на колена и, воздев руки к небу, воскликнул: "Се Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычица Богородица грядет к нам". И, действительно, открылось шествие небожителей. Впереди шли два ангела, держа один в правой, а другой в левой руке по ветви, украшенной цветами. За ними - св. Иоанн Предтеча и св. ап. Иоанн Богослов в белых блестящих одеждах. Далее - Сама Богоматерь и за Нею двенадцать святых дев. Когда они вошли в келлию, то озарил ее свет светлее солнечного. Инокиня Евдокия при входе небожителей в келлию от страха вне себя упала на землю и очнулась только тогда, когда Богоматерь спросила у Преподобного: "Кто это у тебя?" Старец ответил: "Это та самая сестра, о которой я просил Тебя, Владычице, быть ей при явлении Твоем". Тогда Богоматерь подошла к Евдокии и, взяв ее за правую руку, сказала: "встань, девица, и не бойся нас. Такие же девы, как ты, пришли сюда со Мною". Объятая великою радостью, Евдокия встала и спросила Старца: "где мы? кто это? я думала, что я уже не живая". Тогда Богоматерь повелела ей самой подойти ко всем явившимся небожителям и спросить их, как их имена и какая была их жизнь на земле. Сначала Евдокия подошла к ангелам и спросила их: "кто Вы?" Они отвечали: "мы - ангелы Божии". Потом с таким же вопросом она обратилась к Иоанну Предтече и ап. Иоанну Богослову, и они сказали ей свое имя и свою жизнь. Затем Евдокия подошла к св. девам. Это были великомученицы Варвара и Екатерина, первомученица Фекла и великомученица Марина, великомученица Ирина и преп. Евпраксия, великомученицы Пелагия и Дорофея, преп. Макрина и муч. Иустина, великомуч. Иулиания и муч. Анисия. Все эти девы на вопросы Евдокии сказывали ей свое имя, свою жизнь и подвиги мученичества за Христа и в заключение прибавили: "Не так нам Бог даровал эту славу, а за страдания и за поношения. И ты пострадаешь".

Между тем Богоматерь продолжала беседовать с преп. Серафимом и что-то много говорила ему. Но из этой беседы Евдокия могла рас- слышать лишь немногое. И вот, что она услышала: "Не оставь дев моих дивеевских," - говорила Богоматерь. Старец ответил: "О, Владычице, я собираю их, но сам собою не могу их управить". "Я тебе, любимче Мой, во всем помогу," - сказала Богоматерь: "возложи на них послушание; если исполнят его, то будут с тобою и близ Меня, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих блаженных дев Моих; ни места, ни венца такого не будет им. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет пред Богом". Потом, обратясь к Евдокии, Богоматерь сказала: "вот, посмотри на сих дев моих и на венцы их: иные из них оставили земное царство и богатство, возжелав Царства Вечного и Небесного, возлюбили нищету самоизвольную, возлюбили Единого Господа и за то, видишь, какой славы и чести сподобились. Как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же".

Видение кончилось тем, что Богоматерь сказала преп. Серафиму: "Скоро, любимче мой, будешь с нами". И благословила его. Простились со Старцем и все святые. А Евдокии было сказано: "Это видение дано тебе ради молитв старцев Серафима, Марка, Назария и Пахомия". Долго не могла прийти в себя после этого видения Евдокия, а когда пришла в себя, то стала просить великого Старца, чтобы он научил ее, как жить и молиться. И это для того, чтобы не быть лишенной Покрова Богоматери. Св. Старец ответил: "Помни и говори всегда в молитве: "Господи, как мне будет умрети? как мне, Господи, ответ дать за дела мои? Царица Небесная, помоги мне". Благословив затем сестру,преподобный отпустил ее от себя, сказав: "Гряди, чадо, с миром".

Воистину, замечательно это явление Богоматери преп. Серафиму! Если св. Андрей удостоился видеть Богоматерь горе на воздусе, то к преп. Серафиму Она Сама благоволила прийти в его келлию, окруженная сонмом небожителей. Много поучительного Она говорила ему и присутствовавшей при явлении сестре. Но особенно примечательны сказанные Ей последние слова: "Как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же". Слова эти были сказаны непосредственно об иночествующих девах, но в своей мере приложимы и ко всем христианам последнего времени. Скорби есть преимущественный удел спасающихся последнего времени, по предречению и древних Отцов. В древнем Патерике сохранилось следующее сказание: "Св. Отцы (находившиеся в Египте) Скита пророчествовали о последнем поколении, говоря: что сделали мы? И, отвечая, один из них, великий по жизни, по имени Исхирион, сказал: мы сотворили заповеди Божии. Еще спросили: следующие за нами сделают ли что-нибудь? Он сказал: они достигнут половины нашего дела. А после них что? И сказал Исхирион: не будут иметь дел совсем люди рода оного, придет же на них искушение, и оказавшиеся достойными в оном искушении окажутся выше нас и отцев наших" (Древний Патерик, гл. 18, пар. 10).

Это древнее пророчество святых подвижников сбывается на нас, братия. Нам дано, как говорит Апостол: "еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Немъ страдати" (Флп. 1, 29). "Верно слово: аще бо съ Нимъ умрохомъ, то съ Нимъ и оживемъ. Аще терпимъ, с Нимъ и воцаримся; аще Отвержемся, и Той отвержется насъ"(2 Тим. 2, 11-12). Аминь.