Преподобне отче Серафиме.

14. Житие схимонахини Марфы

Трудней всего написать житие схимонахини Марфы, так же трудно, как написать житие ангела. Что об ангеле можно сказать? Известно о ликостоянии ангелов, но ликостояние не поддается описанию.

Известно об ангельском пении. Но как можно описать пение, не слышав его? Ангелы пребывают в непрестанной молитве.

Но как можно описать сокровенную молитву? Она никому не видна.

Молитва - это плод чистоты и целомудрия. Молитва грешника - не столько молитва, сколько плач о грехах. Чистые и целомудренные девы пребывают в славословии Господу Богу, а это посторонним не видно. Известно, что делатели Иисусовой молитвы пребывают в лучах Божественного солнца, но описать это невозможно.

Все это можно сказать о схимонахине Марфе. Батюшка Серафим ее очень высоко ставил, говорил, что она будет на Небесах в великой славе.

В Летописи и в записках современников о ней написано очень мало. Что пробыла она в Дивееве только 6 лет, что умерла 19-летней схимницей, что подобного раннего схимничества история Церкви не знает, хотя в деле спасения продолжительность времени необязательна.

Все же приведем крупицы сведений о ней, которые имеются в Летописи.

Когда строилась нижняя церковь Рождества Богородицы, поддерживая на своих массивных столпах верхнюю церковь, то батюшка Серафим в духовном восторге говорил: «Четыре столпа - четверо мощей! Четверо мощей тут будут почивать!» И среди них мощи схимонахини Марфы.

«Когда она скончалась, то батюшка Серафим говорил своему соседу о. Павлу: «Павел! А ведь Мария-то отошла, и так мне ее жаль, так жаль, что, видишь, все плачу!» «Мария ведь схимонахиня Марфа, я ее посхимил, - говорил батюшка ее сестре Прасковье Семеновне, - у нее все есть: схима и мантия и камилавочка моя, во всем этом ее и положите! А вы не унывайте, ее душа в Царстве Небесном и близ Святьм Троицы у Престола Божия и весь род ваш по ней спасен будет!»

Во время отпевания ее родная сестра Прасковья Семеновна явно увидела в Царских вратах Царицу Небесную и Марию Семеновну, стоящих на воздухе. Прийдя в исступление от восторга, она громко закричала на всю церковь: «Царица, не оставь нас!»

Когда же после похорон монахиня Акулина рассказала батюшке Серафиму о случившемся, то он произнес: «Это Господь и Царица Небесная захотели прославить мать нашу Марфу и Госпожу Марию!»

Затем, когда прибыл к батюшке родной брат Марии Семеновны, Иван, то батюшка сказал: «Да разве ты брат Марии?» - и батюшка вдруг сделался так радостен и светел, что от лица его исходили лучи солнечные, и Иван должен был закрыться от о. Серафима, не будучи в состоянии смотреть на него. Батюшка сказал: «Вот, радость моя! Какой она милости сподобилась от Господа! В Царствии Небесном у Престола Божия, близ Царицы Небесной со святыми девами предстоит! Бывая в Дивееве, никогда не проходи мимо, а припадай к могилке, говоря: «Госпожа и мати наша Марфа, помяни нас у Престола Божия в Царстве Небесном!»

По свидетельству сестер и лиц, близких к Дивееву, Мария Семеновна была высокого роста и привлекательной наружности, продолговатое, белое и свежее лицо, голубые глаза, светло-русые брови и такие же волосы.

Ее похоронили с распущенными волосами. Никогда не забываемые эти святые минуты у могилок великих первоначальниц Дивеевских.

15. Житие монахини Елены Васильевны Мантуровой

Житие этой великой госпожи Дивеевской - многогранно и являет собой пример для многих интеллигентных девушек, стремящихся к духовной жизни или даже жизни в монастыре. Прежде всего такой поразительный пример: происходя из дворянской семьи, она вела жизнь своего круга, собиралась выйти замуж и даже имела жениха, о монастырской жизни и не помышляла.

И вот путями Промысла Божия об избранниках, даже не ведающих о своем избрании, она сделалась высочайшей духовной подвижницей, удостоившейся получить столь великий венец, выше которого получили только схимонахиня Марфа и матушка-первоначальница монахиня Александра. Ее житие напоминает нам жития великих подвижников, ведущих брань с духами злобы поднебесной, являвшихся ей и устрашавших ее, как и многих подвижников.

Началось все с того, что, когда она ехала в своей карете и, остановившись, ступила на подножку, как вдруг увидала огромного огненного дракона, который со страшной быстротой спускался как раз к ее карете.

Она воскликнула: «Царица Небесная, спаси меня, я уйду в монастырь». Диавол с такой же быстротой взвился вверх и улетел. Елена Васильевна упала в обморок. Придя в себя, она совершенно переродилась, стала другой. Вся ее веселая светская жизнь отлетела от нее совершенно. Она почувствовала полное охлаждение к своему жениху и возжелала Жениха Небесного, Ему она отдала свою святую жизнь. С этого времени она всецело стремится к монашеской жизни. Получив благословение от батюшки Серафима, Елена Васильевна поселилась в келий матушки-первоначальницы и оставалась там до самой ее смерти.

Хотя батюшка Серафим назначил ее начальницей только что образованной киновии внутри канавки, но Елена Васильевна решительно отказалась быть начальницей.

Однако о. Серафим все время считал ее начальницей и всем говорил о ней как о начальнице. Таково было ее смирение. По освящении Рождественских церквей она была поставлена батюшкой Серафимом ризничею и церковницею. Она почти безвыходно пребывала в церкви, читая там установленное чтение Псалтири и часто ночевала в церкви, где- нибудь в сторонке на кирпичном полу.

С ней чередовалась ее послушница Ксения Васильевна. Оставаясь на ночь в церкви, Елена Васильевна просила послушницу: « Не спи, Ксенюшка, а то я боюсь». Это потому, что враг человечества, не терпящий в людях добродетели, пугал ее. Однажды Ксения уснула, и вдруг по лестнице кто-то ворвался в церковь и грохнулся изо всей силы с таким шумом, грохотом и треском, что спящие сестры вскочили. Елена Васильев- на помертвела и потеряла сознание, а потом упрекала сестру: «Ведь вот ты какая, как я тебя просила!»

Много раз ей виделись привидения, которые ее ужасно пугали. После этого батюшка навсегда запретил ей оставаться ночью одной в церкви. Елена Васильевна исполняла всякие поручения батюшки Серафима, ездила в город оформлять бумаги на покупку земли для монастырских строений и другие поручения.

В записках о. Василия Садовского и в показаниях ее келейницы Ксении много рассказывается о Елене Васильевне, о том, как ее смерть оплакивал батюшка Серафим.

Елена Васильевна со скорбью прозорливо говорила; «Наш батюшка ослабевает, скоро, скоро останемся без него! Навещайте сколь можно чаще батюшку, скоро останемся без него. Не переживу я его, пусть меня раньше отправят».

Когда она сказала об этом батюшке преподобному, то он сказал: «Радость моя! А ведь служанка твоя ранее тебя войдет в Царствие, да скоро и тебя с собой возьмет».

Елене Васильевне предстояло умереть рано, в 27 лет, и быть, по словам батюшки Серафима, постоянно около Царицы Небесной.

Однажды батюшка спросил ее: «Исполнишь ли ты мое послушание, матушка?» - «Я Вас всегда слушала, - ответила она, - и всегда готова Вас слушать!» - «Михаил Васильевич, братец твой, болен у нас и пришло время ему умереть, а он мне очень нужен для обители нашей, для сирот-то... Так вот послушание тебе: умри за брата!» - «Благословите, батюшка! Я боюсь смерти!» - «Что нам бояться смерти, радость моя, для нас с тобой будет лишь вечная радость!»

Вернувшись домой, она заболела, слегла в постель и сказала: «Теперь я уже более не встану!» Отец Василий Садовский часто ее причащал Св. Тайн и посоветовал написать брату, чтобы он приехал. Брат ее очень любил, но она сказала: «Мне будет жаль их, и это возмутит мою душу, которая уже не явится Господу такой чистой, как то подобает».

Трое суток до смерти Елена Васильевна была окружена постоянно видениями: «Ксеня! Гости будут у нас!» «Да кто же будет-то, матушка?» - спросила послушница. «Кто? Митрополиты, архиереи и весь духовный причт». Но вдруг, вся изменившись в лице, радостно воскликнула: «Святая Игумения! Матушка, обитель нашу не оставь!»

Многое, многое говорила она, прося за обитель Царицу Небесную. Потом вдруг воскликнула: «Грядет! Грядет! Вот и ангелы!.. Вот мне венец и всем сестрам венцы!»

Отец Василий собственноручно записал, что во время исповеди умирающая поведала, какого видения и откровения она была раз удостоена. «Я не должна была ранее рассказывать это, а теперь уже могу. В храме я увидела величественную Царицу в раскрытых Царских дверях, неизреченной красоты, Которая,. призывая меня ручкой, сказала: «Следуй за Мной и смотри, что Я покажу тебе».

«Мы вошли во дворец, описать красоту его при полном моем желании не могу вам, батюшка! Ведь он был из прозрачного хрусталя, а отделка из золота. Приблизившись к первым дверям, я увидела огромный зал, наполненный сановниками и необыкновенной красоты юношами.

Когда мы вошли, все молча встали и поклонились в пояс Царице. «Вот смотри, - сказала Она, - это Мои благочестивые купцы» (Любящие слуги дивеевские в миру).

Следующая зала была еще большей красоты, вся она казалась залитой светом. Она была наполнена одними молодыми девушками, одна другой лучше, одетыми в платья необыкновенной светлости и с блестящими венцами на головах. Венцы эти различались видом и на некоторых были надеты по два или по три.

И это были наши сестры, прежде меня бывшие в обители и теперь еще живые, но называть их не могу, ибо не велено мне говорить!»

Нужно пояснить, что все эти люди в Царствии Небесном молодеют, всякое тление старости исчезает.

Затем Елена Васильевна, обратившись ко всем присутствующим, сказала: «За все, за все благодарю вас. И вы меня все Христа ради простите!»

Ксения, видя, что Елена Васильевна вдруг просветлела и отходит, испуганно бросилась к ней и стала молить ее еще сказать: «Матушка... тогда ночью я не посмела тревожить и спросить вас, а вот теперь вы отходите... скажите мне, матушка. Господа ради, скажите, вы видели Господа.?» -« Бога невозможно человекам видети, на Него же... не смеют чины ангельские взирати!», - тихо, сладко запела Елена Васильевна, но Ксения продолжала молить и плакать...

Тогда Елена Васильевна сказала; «Видела, Ксения, - и лицо ее стало восторженное, чудное, ясное, - видела как Неизреченный Огнь, а Царицу и ангелов видела просто!"Затем спокойно она потянулась и скончалась. Елена Васильевна скончалась 27 лет, пробыв в Дивеевской обители всего 7 лет. Она была чрезвычайно красивой и привлекательной наружности, круглолицая, с быстрыми черными глазами и черными волосами, высокого роста.

Все это произошло 28 мая 1832 года, накануне праздника Пятидесятницы, а на другой день, в самую Троицу, во время заупокойной литургии и пения Херувимской песни, воочию всех предстоящих в храме, покойная Елена Васильевна, как живая, три раза радостно улыбнулась в гробу своем.

Батюшка Серафим сказал: «Плачут... А кабы видели, как душа ее летела, как птица спорхнула! Херувимы расступились! Она прислужница Матери Божией, фрейлина Царицы Небесной она. Со временем ее мощи и Марии Семеновны будут почивать открыто в обители, ибо обе они так угодили Господу, что удостоились нетления!» «Это показания живой еще Ксении Васильевны (келейницы)», - закончил так в своей Летописи архимандрит Серафим, священно мученик Петербургский. Архимандрит Серафим, который тщательно исследовал все записи современников о первоначальницах, записал в своей Летописи на стр. 732 следующее: «Не раз творились чудеса и исцеления на могиле Елены Васильевны». В обители записаны все случаи. К этому могу добавить и я, что видел чудо на могиле Елены Васильевны, которое было настолько поразительно, что я глазам своим не верил.

Вскоре после кончины Елены Васильевны, т. е. через 7 месяцев, 2 января 1833 года отошел в Царство Небесное и сам батюшка Серафим.

16. Царство Небесное, в лице многих святых сошедшее в келию батюшки Серафима

Другого названия для этой главы Летописи нет, это действительно совершенно изумительное видение, когда здесь на земле можно было увидеть часть Царства Небесного, сошедшего на землю. Оно было дано дивной старице матушке Евп- раксии, по молитвам преп. Серафима, в его присутствии, чтобы стало известно и всему Дивееву, и всему православному миру на Руси. Царица Небесная с Иоанном Крестителем, Иоанном Богословом, с двумя ангелами и 12 девами Великомученицами, в канун Благовещения 1831 года посетила преп. Серафима в его монастырской келий, которая мгновенно расширилась, как это почти всегда бывает при видениях, и все стало светозарно. Батюшка Серафим, стоя на коленях, встречал Царицу Небесную. Матушка Евпраксия упала ниц от страха и благоговения. Это было двенадцатое и последнее видение в жизни преп. Серафима.

В Дивеевской тетради (№ 6, рассказ № 23) записано было со слов этой матушки, удостоившейся по молитвам преп. Серафима позволения присутствовать при этом видении: « Батюшка Серафим, после чтения акафистов, говорит ей: «Не убойся, не устрашись, благодать Божия к нам является. Держись за меня крепко!» И вдруг сделался шум, подобно ветру, явился блистающий свет, послышалось пение. Батюшка упал на колени и, воздев руки к небу, воззвал: «О, Преблагословенная, Пречистая Дева Богородица!» И вижу, как впереди идут два ангела с ветвями в руках, а за ними Сама Владычица наша. За Богородицей шли 12 дев, потом Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Я упала от страха замертво и не знаю, долго ли я была в таком состоянии и что изволила говорить Царица Небесная с батюшкой Серафимом.

Волосы у ангелов были похожи на золотистый лен, лежали распущенные на плечах. Одежда Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова была белая, блестящая, как снег. Царица Небесная имела на Себе мантию, подобную той, как пишется на образе Скорбящей Божией Матери, блестящую, но какого цвета - сказать не могу, несказанной красоты, платье, сверх коего была мантия, зеленое, препоясанное высоким поясом.

Владычица казалась ростом выше всех дев. На голове Ее была возвышенная корона, украшенная разнообразными крестами, прекрасная, чудная, сиявшая таким светом, что нельзя было смотреть. Волосы были распущенные, лежали на плечах и были прекраснее ангельских.

Девы шли за Нею попарно, в венцах, в одеждах разного цвета и с распущенными волосами - они стали вокруг нас. Царица Небесная была посредине. Свет был особый, не похожий на дневной свет и светлее солнечного. Царица Небесная сказала отцу Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами!» Святые девы по именам были: влмцц. Варвара и Екатерина, первомученица Фекла, влмц. Марина, влмц. и царевна Ирина, преп. Евпраксия, влмцц. Пелагея и Дорофея, преп. Макрина, мчц. Иустина, влмц. Иулиания и мц. Анисия.

В 431г. на III Вселенском Соборе в Ефесе был утвержден догмат о Пресвятой Богородице, и к этому времени восполнилось число избраннейших святых дев, которые сопровождали Царицу Небесную при посещении Ею преп. Серафима на Благовещение в 1831 году.

Прощаясь с преп. Серафимом, святые девы целовались с ним рука в руку.

Эта большая картина, написанная дивеевскими сестрами, хранилась в алтаре Преображенской церкви, занимая почти всю левую стену и казалась большой, соответствующей действительности и от этого еще более впечатляющей.

Она дает богатейший материал для размышления и познания будущей жизни в Царстве Небесном. Поэтому батюшка Серафим так заботился о том, чтобы эта картина была написана в свое время и стала известна всем.

Это он заповедал дивной старице Евпраксии, которая дожила до того времени, когда при матушке игумении Марии ( Ушаковой) действовала Дивеевская живописная мастерская, когда утихли притеснения и был уже утвержден монастырь с 500 сестрами.

Все было записано подробно об этом видении в Дивеевских тетрадях и стало известно всем. Только после всего этого матушка Евпраксия мирно отошла ко Господу в 1865 году.

По благословению матушки игумений Александры я стоял всю Литургию в алтаре и не мог оторвать глаз от этой картины, вернее, иконного изображения посещения Царицей Небесной с сонмом святых, и могу только повторить слова матушки Евпраксии, что впечатление от этого невозможно выразить никакими словами.

Когда видение кончилось, батюшка Серафим сказал матушке Евпраксии: «Вот, матушка, какой благодати сподобил Господь нас, убогих. Мне таким образом уже двенадцатый раз было явление от Бога и тебя Господь сподобил». Подобное сему было лишь один раз за всю историю Церкви, когда св. Андрей, Христа ради юродивый, видел с учеником своим Епифанием сонм святых во главе с Царицей Небесной. «Видишь ли, сын мой, Владычицу Царицу Небесную со святыми угодниками?» - «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Русская Церковь причислила это видение к Великим праздникам, как Покров Божией Матери.

В Летописи приведена фотография с нарисованной картины этого незабываемого явления.

После этого предстояния в алтаре Преображенской церкви у меня на всю жизнь осталось твердое убеждение, что мы можем теперь иметь знание о жизни в Царстве Небесном по этому великому откровению.

В этой Дивеевской картине преп. Серафим раскрыл всем нам сущность и нашей жизни после смерти, если, конечно, мы удостоимся получить жизнь вечную сразу же после кончины нашего земного существования.

Мы так же, как инокиня Евпраксия, сможем увидеть дорогих нашему сердцу наших близких и горячо любимых и чти- мых нами угодников Божиих, сможем разговаривать с ними, не зная их языка. Ведь все изображенные на этой изумительной картине святые девы были разных национальностей, и несмотря на это, матушка Евпраксия спрашивала каждую из них о ее имени, и те отвечали ей и говорили о своей земной жизни и страданиях.

Батюшка Серафим, подходя к св. девам, благословлял их, и они целовали друг у друга руки. Батюшка Серафим беседовал с Иоанном Богословом и Иоанном Крестителем. Каких только тайн Царствия Божия он [не] услышал от них! Услышал и милостивые слова о нем Самой Царицы Небесной! Батюшка Серафим вошел полностью в мир Царствия Небесного, в воскресший сонм всех угодников Божиих, вечных там небожителей.

Это и есть нескончаемая радость на небесах, где «празднующих глас непрестанный», и мы имеем надежду вновь увидеться со всеми нашими родными и любимыми.

Явный образ будущей жизни был явлен святым апостолам при Преображении Господнем, когда они видели своими глазами тысячу лет тому назад живших пророков Божиих Илию и Моисея, сразу узнали их, не спрашивая, кто они. Настолько все было явственно, что Апостол Петр предложил Господу создать три сени, не зная, что сказать.

Эта была Великая Тайна Царствия Небесного, открытая трем апостолам, и Христос Спаситель повелел им никому не говорить об этом до Его Воскресения. И вот теперь в конце веков Господь вновь открывает людям то, что есть, что было и будет вечно в Царствии Небесном.

Открывает это в конце существования рода человеческого для того, чтобы в эти страшные времена отступления от духовной жизни - поддержать веру избранных Своих среди всеобщего развращения.

В будущем этот святой образ будет очень распространен не только в церквях, но и в домах православных людей, жаждущих духовной жизни. Теперь при развитии большой цветной фотографии это очень легко сделать. И это будет всем нам постоянным напоминанием, что мы, по Апостолу Павлу, «настоящего Града не имеем, а грядущего взыскуем».

К этой поразительной картине явления Божией Матери преп. Серафиму был проявлен исключительный интерес в Дивееве, живописный корпус которого создал три очень больших варианта, разнящиеся один от другого незначительными изменениями, которые на первый взгляд можно и не заметить, так как все они имеют одно и то же расположение и изданы они были в разное время, но это, безусловно, не одно и то же литографское клише.

Рассмотрим их в порядке последовательности появления. Первая картина появилась в надгробной часовенке преп. Серафима в Сарове и была опубликована в Летописи архим. Серафима (Чичагова) на стр.480. Размеры ее в ширину приблизительно метра три. Эта картина появилась в часовне вскоре после установления надгробного монумента, потому что размеры ее точно приурочены к размерам стены часовенки. На этом списке картины нет подробностей келий батюшки Серафима, т.е. нет ни двери, ни печки, ни окна, а только лишь изображение видения.

Второй список ее, приведенный в Летописи на стр. 324, уже содержит все детали келии батюшки Серафима: печку, дверь, икону Нерукотворного образа Спасителя, на фоне как будто бы ковра на стене. Но все изображенные на картине без венчиков святости. Размер ее значительно больший, чем в часовенке. И, наконец, третье изображение этой картины опубликовано было в 1910 году в книге Е. Поселянина «Русские подвижники», издание 3-е. На ней уже находятся все точные детали келии батюшки Серафима и все изображенные имеют венчики святых.

Это изображение я и видел в алтаре Преображенской церкви в Дивееве, которое занимало всю левую стену довольно большого алтаря и было написано тщательно со всеми деталями, т.е. на Царице Небесной была надета епитрахиль, как по- вествует в тексте присутствовавшая при видении монахиня Ев- праксия.

На других картинах вместо епитрахили нарисована широкая золотая кайма. Вместо коврика на стене - монастырское окно келии, что соответствует действительности. В углу комнаты висит икона. На ней келия кажется значительно большей, чем на предшествующей.

Этот экземпляр картины написан уже после прославления преп. Серафима, так как и на батюшке золотой венчик, чего до прославления сестры не решались сделать. Это третье изображение высокохудожественное и потрясает своей реальностью, ширина его около 5 метров.

Невольно возникает вопрос; почему же это изображение трижды было написано, да еще в таких огромных размерах? Потому что на нем изображен весь мир Царства Небесного, доступный нашему зрению и пониманию.

Матушка Евпраксия писала: «Когда видение кончилось и мы остались одни с батюшкой, я говорю ему: «Ах, батюшка, я думала, что умру от страха, и не успела попросить Царицу Небесную об отпущении грехов моих», но батюшка отвечал мне: «Я, убогий Серафим, просил о вас всех Божию Матерь, и не только о вас, но и о всех любящих меня и тех, кто служит мне и мое слово исполнял, кто обитель мою любит, а кольми паче вас всех не оставлю и не забуду, и роды ваши не оставлены будут». На картине этого видения, приведенной в Летописи, видна келия батюшки Серафима: высокая изразцовая печь и дверь, все остальное тогда исчезло, во время этого видения келия увеличилась в несколько раз. Я был в этой келии уже после зна комства с Летописью, узнал, что все здесь было оставлено так, как было при кончине батюшки, но все вокруг неузнаваемо преобразилось: архимандрит велел сломать все соседние келии и устроил такую дивную церковь, что хочется остановиться на ней.

Прекрасный храм вмещал в себя келию батюшки Серафима, но внутреннее устройство церкви было совершенно идеальное.

В конце своей жизни он, будучи уже в сане митрополита, много говорил мне о будущей Русской Церкви, сказав, что я доживу до того времени, что он всю жизнь свою мечтал увидеть ту величественную эпоху, которая наступит.

Он говорил не о внешней стороне, а о духовном содержании: о том, какой дух будет тогда царить в жизни Церкви. Кое-что говорил он и о внешнем виде храмов, т. е. приблизительно то, что он создал в Серафимовском храме. В нем был только одноярусный иконостас, как во Владимирском соборе в Киеве и Марфо-Мариинской обители в Москве. Простота золотой оправы чудеснейших икон иконостаса академического стиля, где все образа были живые, как в Дивеевском большом соборе.

Конечно, все это теперь разрушено, но может быть в точности восстановлено в свое время.

Теперь остановимся немного на самой личности монахини Евпраксии.

Она была крестьянской девушкой из села Вертьянова и дважды записала видение, присутствовать на котором она удостоилась по молитвам батюшки, он так и сказал: «Хотя ты и недостойна, но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь, чтобы видеть тебе эту радость».

Кто-то должен был видеть это со стороны и поведать людям, засвидетельствовать всем об этом небывалом даже в Житиях святых, таком ясном и многообразном видении. И это было явлено не только [такому] великому созерцателю небесного мира, как преп. Серафим, но и смиренной монахине.

Батюшка Серафим сам поражался предстоящему видению и сказал ей: «И слышать-то никогда не случалось, какой праздник нас ожидает».

Автор Летописи архимандрит Серафим, сам имевший видение преп. Серафима, о чем сказано в предисловии, называет ее «великой старицей», так как [был] поражен необычайностью видения. «Своей избраннице, - пишет он, - Евдокии Ефремовне (матери Евпраксии), которая присутствовала при явлении Божией Матери в день Благовещения, отец Серафим много гово- рил на прощание».

А сказать надо было очень многое: прежде всего, чтобы видение это было доведено до всеобщего сведения, чтобы обязательно была написана картина об этом и что она доживет до исполнения этого.

На стр. 516 в Летописи помещена фотография монахини Евпраксии (в миру княжны Енгалычевой) без всякого пояснительного текста. Но это не та монахиня Евпраксия, та была крестьянская девушка, просто смиренная монахиня. Апостол Иоанн Богослов, присутствовавший при этом видении Царицы Небесной, засвидетельствовавший в своем Откровении о том, что святые угодники Божии, ожившие сразу же после своей земной кончины, продолжают жить на небесах и царствовать со Христом в течение, как сказано, «тысячи лет». «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и слово Божие. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Отк. 20, 4). Тысячу это означает очень долго.

Это те святые угодники Божии, которые жили в течение всего двухтысячелетия царствования Христа в Святой Его Церкви.

Господь наш Иисус Христос сказал, что, когда наступит всеообщее воскресение мертвых, наступит Страшный Суд, тогда праведники войдут в жизнь вечную, а грешники - в муку вечную.

Это общий закон для всех, кроме тех, которые «вовек не умрут, а перейдут от смерти в жизнь». Каждый из них, таким образом, живет не только, сколько лет было его земной жизни, но и все последующее время, со дня принятия его в сонм святых в Царствии Небесном до сей поры.

По учению Святых Отцов Церкви «они совершенствуются в славе своей». Живут богатейшей духовной жизнью Царства Небесного, общаясь друг с другом и помогая любящим их живущим на земле. Те святые девы-мученицы, которые явились вместе с Царицей Небесной преподобному Серафиму и монахине Евпраксии, рассказывали ей о своей жизни, что они оставили ее ради любви Христовой, но они могли бы рассказать не только о времени своей земной жизни, но и о всей первохристианской муче- нической Церкви, жизнь которой они видели с небес, да не только ведь это, а абсолютно все, чему они были свидетелями за свою долгую жизнь на небесах.

Это относится и к каждому угоднику Божию. Например, святителя Николая знает вся Христова Церковь, но и он знает все эпохи Христовой Церкви, слышал молитвы миллионов людей, обращавшихся к нему за все века. Надо полагать, что сте- пень познания у них разная: «И звезды разнствуют в славе своей».

Блаженны все те, кто перешел от смерти в жизнь вечную, если даже ему было дано не так много талантов. Все небожители великие не только своими делами, но и непрекращающейся жизнью в вечном Царстве Небесном.

Потому и сказал Спаситель, что меньший в Царствии Небесном более всякого живущего на земле.

Картина явления Царицы Небесной преп. Серафиму дает наглядное представление об этой будущей жизни праведных людей после смерти, не только великих угодников Божиих, но и всех небожителей, таких, как смиренная монахиня Евпраксия. Никогда еще за всю христианскую историю, никогда не было, чтобы произошло то, о чем повествуется в этой главе: чтобы небожители имели продолжительный разговор с земнородными.

Бывали видения многим святым во все времена, но видения их были им лично, как созерцателям горняго мира. Было видение двоим только один раз в истории христианства, когда св. Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний видели Пресвятую Богородицу с сонмом святых, молящихся за Церковь земную, но тогда не было никакого разговора между ними: земными и небесными.

Теперь же во время описываемого видения происходил разговор между ними и только малая часть его стала известна людям, потому что небесный мир сокрыт до времени от земнородных. «Великая бездна разделяет нас», - как сказал праведный Авраам в Христовой притче о богатом и бедном Лазаре. Между тем, если бы было широко известно, как бы это окрылило веру людей! Но тогда не было бы никакой заслуги в вере людской, а вера - это основа нашего спасения. « Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность».

Только теперь, в наше страшное время, дано это всепомогающее откровение. Дано не только великому созерцателю славы Божией, преп. Серафиму, - но и смиренной молодой монахине, еще далеко не опытной в духовной жизни, как батюшка преп. Серафим и сказал: «Хотя ты и недостойна (т.е. не имеющая духовного опыта), но я умолил Царицу Небесную, чтобы тебе было разрешено присутствовать при этом видении».

После она говорила батюшке Серафиму: «Ах, батюшка, я думала, что умру от страха. Я упала от страха замертво и не знаю, долго ли я была в таком состоянии и что изволила говорить Царица Небесная с батюшкой Серафимом». Как трогательно записывает монахиня Евпраксия все, что она видела своими глазами, там каждая ее фраза драгоценная. Она видела, как общались святые девы с преп. Серафимом, она видела, как, при благословении их, они целовали друг у друга руки.

Не было открыто нам, о чем беседовали Иоанн Креститель и Апостол Иоанн Богослов с преп. Серафимом. Наверное, мы бы ничего не поняли из их небесного языка, как ничего не услышала и монахиня Евпраксия. Тайны Царствия Небесного остаются для земнородных запечатанными до времени и откроются только после Страшного Суда.

17. Преемство Жребиев Пресвятой Богородицы

Когда Христос Спаситель возносился на небо, Он повелел апостолам, чтобы они шли и научили все народы, начиная с Иерусалима, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Апостолы бросили жребий: кому в какую страну идти. Пресвятая Богородица тоже взяла Свой Жребий, и Ей выпала земля Иверская, которую Она и просветила, послав туда вместо Себя юную девицу Нину - просветительницу Грузии.

Свидетелем избрания Божией Матерью Афона Своим Вто рым Жребием стали Иверский монастырь на Афоне и Иверская икона Пресвятой Богородицы - первоначальные святыни Афона.

Когда Царица Небесная основывала Свой Третий Жребий - Киев, то вывела из Афона преп. Антония и послала его в Киев. Как Она Сама сказала об этом дивеевской матушке-первоначальнице: «Я пришла возвестить тебе волю Мою: не здесь хочу Я, чтобы ты окончила жизнь твою, но так как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтобы он здесь в Киеве основал новый Жребий Мой - Лавру Киевскую, так тебе ныне глаголю; изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех Трех Жребиев Моих на Земле: с Иверии, Афона и Киева». И преста видение.

Четвертый избранный Удел Божией Матери есть последний перед концом мира. И от него, по воскресении России, засияет свет по многим местам возрождающейся России. Россия ведь - Дом Пресвятой Богородицы - была, есть и будет до скончания века, только формы ее менялись.

По окончании гонений и воскресении России будет великое возрождение. Первохристианская Церковь была преимущественно молодежной: большинство мучеников и мучениц были в молодых годах. Последнехристианская Церковь будет такой же - пламенной, самопожертвованной.

Нет, не подвигами и народным благочестием прославится эта эпоха, а огненным духом. Великое значение в этом будет иметь Серафимо-Дивеевская Лавра, которая должна прославиться так же, как Афон и Киевская Лавра в свое время. Великие духовные токи проистекут из этого благословенного Града Царицы Небесной.

Когда еще до закрытия Дивеева возрождавшаяся русская церковная молодежь начала организовываться в молодежные братства, они почти все потянулись к Дивееву, как к своему светочу.

Началось их безконечное паломничество, несмотря на все трудности тогдашнего транспорта, всеобщего безденежья, преследования властей. Не только мы - Таганрогское молодежное братство было всецело проникнуто духом Града Царицы Небесной, и другие молодежные братства тянулись всей душой к духовному богатству сего избраннейшего Удела.

Нижегородское молодежное братство было очень близко к Дивееву, [его члены] часто паломничали туда и группами, и поодиночке. Киевское молодежное братство совершало одновременно с нами большие групповые паломничества, захватив с собой и старшее поколение. Что же будет при возобновлении Дивеева!

Всех поражала потрясающая картина явления Божией Матери с сонмом святых и разговоры батюшки Серафима и монахини Евпраксии с небожителями так, как будто бы это есть естественное продолжение земной жизни, но только в законах небесного мира.

У всех была одна и та же мысль, что Бог даст, и мы сподобимся такой же жизни после смерти, т. е. мы увидим там близких и любимых нами святых угодников Божиих, мы сможем с ними разговаривать так же точно, как монахиня Евпраксия разговаривала с мученицами разных национальностей, мы смо- жем любить их и радоваться их любовью и милостью к нам. Законы небесные мгновенного передвижения будут доступны и нам, и мы увидим многие, многие обители Отца светов.

«И радости вашей тогда никто не отнимет у вас», - как обетовал Христос Спаситель. Все это с великой силой было запе- чатлено на картине Явления Божией Матери, и перед этим миром поблекли все другие ценности, ради этого стоило и жить, и умереть, лишь бы только получить эту неизглаголанную радость небесную.

18. О некоторых Евангельских чудесах преп. Серафима

В заключение необходимо остановиться на совершенно непостижимых чудесах преп. Серафима. Помимо безчисленных чудесных исцелений, есть свидетельство сестер о неслыханных чудесах батюшки, о каковых мы знаем только из Евангельских чтений; Апостол Петр шел к Господу по водам моря Тивериадского. Преп. Серафим шел по воздуху на один аршин от травы. Сестры рассказывают, что когда были у батюшки и шли вместе с ним в дальнюю пустыньку, то, идя вслед Преподобному, говорили между собой: «Какие бедные ноженьки у батюш- ки».

Преп. Серафим обернулся и сказал им: «Идите впереди меня и не оглядывайтесь», что они и сделали. По дороге все-таки не выдержали и оглянулись и были потрясены увиденным: батюшка шел по воздуху на аршин от травы. Батюшка сказал им: «Ни- кому не говорите о виденном до моей смерти, а после смерти, пожалуй, и расскажите». Таким образом батюшка подтвердил реальность ими виденного.

Приведем другое свидетельство о стоянии преп. Серафима на воздухе.

На стр. 411 Летописи рассказывается; «Однажды замечено было, что во время молитвы старец Серафим стоял на воздухе. Случай этот рассказан княгиней Е. С. Шихаевой.

Приехал к ней из Петербурга больной племянник ее. Она немедля повезла его в Саров к о. Серафиму. Молодой человек был объят таким недугом и слабостью, что не ходил сам и его на носилках внесли в монастырскую ограду. О. Серафим в это время стоял у дверей своей келий, как бы ожидая встретить расслабленного. Тотчас он просил внести больного в срою келию и, обратившись к нему, сказал: «Ты, радость моя, молись, и я буду за тебя молиться, только смотри лежи как лежишь и в другую сторону не оборачивайся».

Больной долго лежал, повинуясь словам старца. Но терпение его ослабело, любопытство подстрекало его взглянуть, что делает старец.

Оглянувшись же, он увидел о. Серафима стоящим на воздухе в молитвенном положении и от неожиданности и необычайности видения воскликнул. О. Серафим по совершении мо- литвы, подошедши к нему, сказал: «Вот теперь ты будешь всем толковать, что Серафим - святой, молится на воздухе... Господь тебя помилует... А ты смотри огради себя молчанием и не поведай того до дня прославления моего, иначе болезнь твоя опять вернется». Г. Я. действительно встал с постели и, хотя опираясь на других, но уже сам, на своих ногах, вышел из келии.

В монастырской гостинице его осаждали вопросами: « Как и что делал и что говорил о. Серафим?», но, к удивлению всех, он не сказал ни одного слова. Молодой человек, совершенно исцелившись, опять был в Петербурге и снова через некоторое время воротился в имение княгини Ш.

Тут он сведал, что старец Серафим опочил от трудов своих и тогда рассказал о молении на воздухе. Один случай такой молитвы нечаянно был усмотрен, но, конечно, старец не один раз благодатью Божией был воздвигаем на воздух на время своих продолжительных молитвенных подвигов».

Когда после кончины схимонахини Марфы приехал ее брат и беседовал с преп. Серафимом, то, повествует Летопись, «от лица батюшки Серафима исходили лучи солнечные, и Иван должен был закрыться от о. Серафима, не будучи в состоянии смотреть на него».

О таком сиянии от лица мы читаем только в Евангелии и в Ветхом Завете, когда от лица Пророка Моисея исходили лучи от облиставшего его света на горе Синае, и он закрыл лицо свое полотенцем, так как люди не могли смотреть на эти солнечные лучи лица его.

Преп. Серафим осенью угощал некоторых свежими, необычайной сладости ягодами и говорил, что это «райские ягоды». Когда Господь наш Иисус Христос насытил 5 тысяч, кроме жен и детей, в пустыне пятью хлебами, откуда же они могли взяться, как не с небесного мира? Эти чудеса сверх нашего понимания. Это действия потустороннего мира.

Невидимое появление и такое же исчезновение есть тоже явления Евангельские. Приведем пример такого мгновенного исчезновения батюшки Серафима при начале рытья канавки, которое так поразило сестер: «Раз одна из нас, чередная по имени Мария, ночью, убираясь, вышла из келий зачем-то и видит: батюшка в белом балахончике сам начал копать канавку.

В испуге, а вместе и в радости, не помня себя, вбегает она в келию и всем нам сказывает. Все мы, кто в чем был, в неописуемой радости бросились на то место и увидели батюшку и упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли его, лишь лопата и мотыжка лежат перед нами на вскопанной земле. Монахиня Евдокия рассказывает, что батюшка сказал ей: «Я был там и сам начал рыть канавку».

Законы бытия потустороннего мира даже тогда, когда они проявляются здесь на земле, для нас непонятны и необъяснимы.