Подвиг старца Серафима.

ДИВЕЕВСКАЯ ПАСХА

Велики дела Твои, Господи! Что совсем недавно казалось неосуществимым, загадочным, ныне претворено в жизнь, стало действительностью. И все делается как сказано в пророчествах батюшки Серафима, по его глаголу прозорливца. Изрек Старец: «Скажу тебе: тогда Дивеев будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесет в Дивеев... Много в Сарове почивает святых, а открытых мощей нет, никогда и не будет, а у меня же, убогого Серафима, в Дивееве будут!» Услышав это предречение из уст своего наставника, дивеевские монахи- ни думали тогда, что батюшка Серафим собирается посетить их обитель, где он всего-то был два раза, будучи новоначальным иноком, но при жизни подвижника такой встречи больше не случилось. И вот честные мощи Преподобного в Дивееве. Среди лета запели Пасху, как о том и предсказывал сам Старец. Пасхальные стихиры переполняют радостью предстоящих, кажется, сама вселенная наполнилась этими кликами умиления. Вся Русь ублажает своего небесного заступника. Прежде чем навеки упокоиться под сводами Троицкого собора в Дивееве, мощи преподобного Серафима Саровского побывали во многих городах России, повсюду утешая истиной Христовой веры притекающих к ним. Со дня второго обретения мощей 11 января сего года в Казанском соборе Санкт-Петербурга им поклонялись православные в Александро-Невской лавре, а затем с 7 февраля по 23 июля в Богоявленском соборе Первопрестольной столицы, где радованию москвичей не было конца: так велико среди христиан почитание старца Серафима, истлевшего в молитвенных подвигах за свой народ.

И вот прощальный крестный ход по улицам столицы при стечении великого множества церковных чад. Предлежал путь к Дивеевской обители для всенародного прославления печальника Земли Русской, утешителя соотечественников в годы грозных испытаний и разорении земной церкви. Серафимовские торжества буквально всколыхнули ве- рующих русских людей во всех пределах Отечества, омыли их очи слезами просветления, вразумили колеблющихся встать на путь жизни во Христе. Повсюду возносилась молитва угоднику Божию с надеждой на исцеление от язв повседневной действительности: «На тя бо упование наше ныне воз лагаем, отче благосердый: буди нам воистину путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечный Богоприятным предстательством у престола Пресвятыя Троицы...»

Столичный крестный ход от Богоявленского патриаршего собора до храма св. Никиты Мученика, далее отбытие в Ногинск (Богородск), где Святейший Патриарх совершает молебен, затем без перерыва — всенощное бдение. Молебны в храме совершались всю ночь. В среду, 24 июля — отъезд из Богородска в Орехово-Зуево. Здесь, на Московской земле, в 9 часов утра совершается Божественная литургия и прощальный молебен. В 17.00 цельбоносные мощи Преподобного встречает Владимирская земля. Богомольцы, возглавляемые епископом Владимирским и Суздальским Евлогием и духовенством епархии, чтут святую память угодника Всероссийского умилительным молитвословием. Через 2 часа, в 19 ровно,— встреча святых мощей у Золотых врат Святейшим Патриархом Алексием II и духовенством. Величественный крестный ход в Успенский Владимирский кафедральный собор, где и совершалось всенощное бдение. Молебны в храме не умолкали всю ночь.

Хроника Серафимовских торжеств насыщается дальнейшими духовными событиями. 25 июля в Успенском Владимирском кафедральном соборе состоялась встреча Святейшего Патриарха. Началась Божественная литургия, затем молебен у раки Преподобного. После трапезы владимирская паства и духовенство провожали Патриарха в Нижний Новгород. Поклонение святым мощам проходило в течение всего дня и последующей ночи. Утром 26-го, в пятницу, состоялось отбытие святых мощей из Владимира в Нижний Новгород с остановками в Вязниках и Гороховце. Так под пение молитв преподобный Серафим продолжал обходить Русскую Землю.

И вот Нижегородские пределы, последние пределы перед Дивеевом, местом вечного упокоения незабвенного батюшки Серафима. На границе области святые мощи встречает митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Вспоминаются слова владыки Николая, сказанные им после чудесного обретения мощей святого: «Жизнь и под виг Серафима Саровского самым тесным образом связаны с Нижегородской землей — Нижегородчиной. Даже долгие годы насильственного уничтоже- ния всякой памяти о нем не смогли повергнуть в забвение этого имени. И сейчас нижегородцы хранят, передавая из поколения в поколение, иконы с изображением преподобного отца нашего Серафима. Он очень близок русскому духу».

Впечатляющей была встреча святых мощей Святейшим Патриархом и духовенством Нижнего Новгорода. Крестный ход следовал в кафедральный собор, где все ночь совершалось молебное пение. 27 июля там же отслужили Божественную ли- тургию, а в полдень малую вечерню с акафистом Преподобному. Затем всенощное бдение, после чего молебное пение перед святыми мощами продолжалось всю ночь 28-го, в воскресенье, состоялось тор- жественное изнесение честных мощей по городу в сопровождении крестного хода. Процессия отправилась в Арзамас.

Прибытие в Арзамас, как и намечалось, произошло в 20.00. Пока крестный ход продвигался по городу в собор, в Дивееве паломники наблюдали чудесное явление на небе. До того спокойное солнце вдруг стало радостно изливаться, как то бывает в Пасхальное утро. Солнце так «радовалось», что даже неверы удивлены были его необычному состоянию. Тогда же многие богомольцы сподобились видеть в Дивееве радугу над крестом Троицкого собора. Монастырская площадь, залитая людьми, вместе с солнцем радовалась прибытию святых мощей в Арзамас, откуда до Дивеева рукой подать. Это уже земля, намеленная самим преподобным Серафимом, земля, ставшая небесной иконой Отечества.

Дивеево в ожидании святых мощей преподобного Серафима. Украшен Троицкий собор, возле Казанской церкви крестами отмечены могилки первоначальницы обители матушки Александры Мельгуновой, подвижниц времен жития Саровского чудотворца и «служки Серафимова» — Николая Мотовилова, чьи записи бесед со Старцем обогатили сокровищницу отечественного Богопознания. Паломники повсюду, и повсюду здесь они нашли радушный прием. На взгорках в окрестностях Дивеева выросли палаточные городки. Порядок под- держивают казаки, съехавшиеся сюда с Кубани, Дона, из Забайкалья. Их традиционные одежды колоритны, выправка молодецкая, они спаяны духом товарищества. Для поддержания порядка по- ставили свои отряды патриотические формирования москвичей и саровцев.

30 июля, вторник, 19.00. Прибытие в Дивеево святых мощей угодника Божия Серафима. Хоругвеносцы, а в их первых рядах стоят отцы и сыновья Синяпкины и Сидоровы — все из Сарова,— двинулись навстречу святыне. За ними — духовенство и многочисленные паломники. Молебен перед святыми мощами в монастыре. Служба всю ночь. На другой день, 31 июля, в среду, встреча Святейшего Патриарха Алексия II, Божественная литургия, молебен, а в 15 часов — малая вечерня с акафистом Преподобному. После всенощного бдения, уже ночью, была совершена Божественная литургия. Первое августа — всенародное прославление преподобного Серафима. Опять радуется солнце, опять, как и 88 лет назад, когда проходили такие же Саровские торжества, радуются православные люди. У многих в глазах стоят слезы умиления. Божественную литургию совершают на монастырской площади. Пасха среди лета. Христос воскресе! Воистину воскресе! В сослужении Святейшего Пат- риарха двенадцать иерархов и многочисленные клирики. Потом молебен и крестный ход. Богомольцы прощаются с мощами Всероссийского святого. Раку износят внутрь Троицкого собора и ставят в величественную сень, изготовленную мастерами Свято-Данилова монастыря. Ночью у цельбоносных мощей Святого неоднократно присходили чудеса по исцелению бесноватых, так жутко кричав- ших поначалу и постепенно затихших, приобряща спасительную благодать Духа.

«Когда меня не станет, ходите ко мне на гробик... Как с живым со мной говорите, и я всегда для вас жив буду»,— говорил собеседникам преподоб ный Серафим. Жива и свята для нас его память. Как с живым говорили со Старцем в молитвенном общении и православные люди, съехавшиеся в Дивеево из разных концов России. А поблизости от Сарова в это время проходили Вторые Серафимовские чтения, собравшие в свой круг известных уче- ных и литераторов. Чтили живую память святого Серафима, говорили о насущной жизни, такой непростой в этот критический момент отечественной истории. И подавалась надежда на лучшее устроение всего нашего бытия. Ибо, по глаголу Старца, после сокрушительных испытаний «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к вели- кой славе». Быть по сему! Угодник Серафим печалуется за Русскую Землю, молитвенно предстоя у Престола Божия.

Саровскому пустыннику о. Серафиму

Он был и именем и духом Серафим; В пустынной тишине весь Богу посвященный:
Ему всегда служил, и Бог всегда был с ним,
Внимая всем его моленьям вдохновенным.
И что за чудный дар в его душе витал!
Каких небесных тайн он не был созерцатель?
Как много дивного избранным он вещал,
Завета вечного земным истолкователь!
Куда бы светлый взор он только не вперял —
Везде туманное пред ним разоблачалось.
Преступник скрытый вдруг себя пред ним являл —
Судьба грядущего всецело рисовалась.
В часы мольбы к нему с лазурной высоты
Небесные друзья невидимо слетали
И, чуждые земной житейской суеты,
Его беседою о небе услаждали.
Он сам, казалось, жил, чтоб только погостить:
В делах его являлось что-то неземное.
Напрасно клевета хотела омрачить —
В нем жизнь была чиста, как небо голубое.
Земного мира гость, святой и незабвенный,
Одной любовию равно ко всем горел:
Богач, бедняк, счастливец и уничиженный
Равно один привет у Старца всяк имел.
Несчастные ж к нему стекалися толпой:
Он был для сердца их отрадный утешитель.
Советом мудрым он — безмездною цельбой,
Всех к Богу приводил, святой руководитель.
От подвигов устав, преклоншись на колени,
С молитвой на устах, быв смертным, умер он.
Но что же смерть его? — вид смертной только сени,
Иль, как говорят, спокойный тихий сон...
Теперь ликует он в семье святых родной,
Сияньем Божеским достойно озаренный;
А мы могилу тихую кропим слезой,
И имя будем чтить во век благословенным.
Леонид Денисов

Памяти преподобного Серафима Саровского

Вот он, блаженный пустынник, взыскующий
Века грядущего благ неземных!
Вот он, в скорбях, как мы в счастье, ликующий,
Душу отдать за других!..
Тихо тропинкой лесной пробирается
В кожаной мантии, в лычных лаптях;
Крест на груди его медный качается,
Сумка с песком у него на плечах.
Вьется Саровка излучистой впадиной,
Сосен столетних красуется строй;
И, на ходу подпираясь рогатиной,
Движется Старец неспешной стопой.
Телом согбенный, с душою смиренною,
В пустыньку он помолиться бредет;
Но, и молитву творя сокровенную,
Он для трудов свой топорик несет.
Белый на нем балахон; серебристые
Шапочкой ветхой прикрыв волоса,
Вглубь себя он устремляет лучистые,
Полные ласки душевной глаза...
Силою он одарен благодатною;
Чуткой душой прозревает он вдаль,
Видит он язвы людские, невнятные
Слышит он вопли,— и всех ему жаль...
Он и утешить готов безутешного,
Слабое детство от смерти спасти,
Или к сиянию света нездешнего
Грешную душу мольбой привести.
Всем изнемогшим в огне испытания
«Радость моя! — он твердит.— Не скорби,
Бури душевные, грозы страдания,
Господа ради, с улыбкой терпи!..»
С плачущим плакать он рад; унывающих
Нежно ободрить, их дух подкрепить;
Всех же Господень Завет забывающих
Учит он ближних, как братьев, любить.
Учит искать он богатство нетленное,
Чтоб не владела душой суета,—
Ибо все мира сокровище бренное
Нашей душе не заменит Христа!..
1903 Лидия Кологривова

Саровская пустынь

Под сенью вековой дубравы
Струей студеной бьет родник; —
Покинув рано мир лукавый,
Отшельник келью здесь воздвиг.
В дни зноя, стуж и непогоды,
Трудясь в обители своей,
Провел суровой жизни годы,
Вдали от света и страстей.
Когда спускались ночи тени
В густых развесистых лесах,
Он становился на колени,
С молитвой кроткой на устах.
Цветов и трав лилось дыханье
Благоуханною струей,
Ключа сребристого журчанье
Молитве вторило святой.
* * * Прошли года — почил отшельник,
Но где бежит его родник,
Где высоко темнеет ельник,
В бору дремучем храм возник.
И там, где птицы громко пели,
Немолчно славя небеса,
В созвучье стройном зазвенели
Церковных певчих голоса.
Где звезд мерцали мириады,
И месяц свет свой бледный лил,
Сияют яркие лампады,
Сверкает блеск паникадил.
Где в легком ветра дуновенье
Струился запах смоляной,
Клубятся ладана куренья
Туманно-сизою волной.
Там, где смиренно он молился,
И где восстал святой алтарь,
Главой державною склонился
Среди народа Русский Царь.
18 июля 1908 г. Василий Платонов

19 июля 1903 года

(Памяти святого Серафима Саровского)

Русь! За молитвы взыскал тебя Бог,
Светлой надежды твоей не отринул,
В век испытаний, сомнений, тревог
Твердый в страданьях народ не покинул.
Старец великий, отец Серафим,
С Господом в славе превечной сияет,
Ангелы Божьи, архангелы с ним,
Клир серафимов его прославляет.
Андрей Белый

Святой Серафим

Плачем ли тайно в скорбях,
Грудь ли тоскою теснима —
В яснонемых небесах
Мы узнаем Серафима.
Что с тобой, радость моя,—
«Радость моя?..»
Смотрит на нас
Ласково ликом туманным, лилейным.
Бледно-лазурный атлас
В снежнокисейном.
Бледно-лазурный атлас —
Тихо целует,
Бледно-лазурный атлас —
В уши нам дует:
«Вот ухожу в тихий час...
Снова узнаете горе вы!..»
С высей ложится на нас
Отблеск лазоревый.
Легче дышать
После таинственных знамений:
Светит его благодать
Тучкою алого пламени.
Июль 1903 г. Алексей Масаинов

Святой Серафим

Закатный свет, молитвенные зори,
Моя Земля и мир, что так любим.
Любил его и ясный Чудотворец,
Светильник, преподобный Серафим.
Простой, он жил, как птицы полевые.
Бедняк, не он богатства собирал.
Но Ангел в алтаре на литургии
Ему кадило тайно подавал.
О час утра и голос песен ранний!
Крик петухов, жужжание шмеля,
Роса на ржи и тихое сиянье,
Когда Господь нисходит на поля.
И монастырь. И в монастырском клире.
Как от кадила уплывает дым,
Ушел от нас безгрешно живший в мире
Премудрый и пресветлый Серафим...
Июнь 1916 г. Петроград Александр Красницкий

Учительный Старец

Кто нам сиял звездой чудесной?
Кто солнцем был средь тьмы ночной?
Чей образ прелести небесной
Исполнен в юдоли земной?
Кто нас учил любви великой,
И сам ее примером был?
Пред кем смирялся злобы дикой
В сердцах смятенных ярый пыл?
Кто жаждой вечного спасенья
С дней детства раннего палим,
Кто жил надеждой воскресенья? —
Он — преподобный Серафим!
И ныне всюду вспоминая
Его великие дела,
Молитвам Старца Русь святая
Себя навеки предала!
Иван Бунин

Кончина подвижника

И скрылось солнце жаркое в лесах,
И звездная пороша забелела.
И понял он: постигнувший предела,
Исчисленный, он взвешен на весах.
Вот точно дуновенье в волосах.
Вот снова сердце пало и сомлело,
Как стынет лес, что миг хладеет тело,
И блещет снегом пропасть в небесах.
В епитрахили, в поручах, с Распятьем,
От скудного, последнего тепла,
Навстречу чьим-то ледяным объятьям,
Выходит он из теплого дупла.
Трава в росе. Болото дымом млечным
Лежит в лесу. Он на коленях. С Вечным.
О. Алексей (Царенков)

Святая Русь

Христос Спаситель над Москвою
Благословляющий стоит.
Лампада яркая мольбою
Пред Богоматерью горит.
И в каждом граде, каждой веси —
Святая Русь, Господень Крест!
И из Дивеева я слышу
Ивана гулкий благовест.
За Русь игуменью кромсали
Под Алапаевском лихим.
За Русь молился со слезами
На камне старец Серафим.
1985. Иваново Федор Сологуб

Погром обители

Пылают смрадно адовы
Разверстые врата.
Святая в кольца гадовы
Обитель обвита.
Над тихою лампадою
Померкла синева.
Под старою оградою
Огнем сожглась трава.
Но чую дуновение
Прохладных райских рос
И знаю — в дни гонения
Придет к земле Христос.
Свершатся упования,
Крестом мы победим,
И вражьи беснования
Развеются, как дым.
Сергей Бехтеев